Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Category:

Anciennes voies et les limites -2

Пути

В ancien Европе, торговые связи между регионами определяла торговля минералами.

На Европейском полуострове имелись богатые и разнообразные запасы полезных ископаемых, но распределены они были неравномерно.

Как реакция на этот дисбаланс и возникла разветвлённая сеть торговых путей.

Соль

Соль добывали с самых ранних времён, это была:

  • или разработка каменной соли
  • или выпаривание рассола из соляных озёр морского побережья

Гигантские соляные скалы (в виде минерала галита — каменной соли) встречаются в природе в разных местах: от Кардоны в Каталонии до Зальцкаммергут в Австрии и Велички в Польше.

Основная масса галита чаще всего находится на глубине 5 км под поверхностью земли. Однако давление слоя горных пород, расположенных над пластом соли, превращает её в вязкую, пластичную массу. "Всплывая" в местах пониженного давления кроющих пород, пласт соли образует соляные "купола", выходящие в ряде мест наружу.

Природный галит редко бывает чисто белого цвета. Чаще он буроватый или желтоватый из-за примесей соединений железа. Встречаются, но очень редко, кристаллы галита голубого цвета. Это означает, что они долгое время в глубинах земли находились по соседству с породами, содержащими уран, и подверглись радиоактивному облучению.

Первобытные соляные озёра или salinae встречаются вдоль жаркого южного побережья от Роны  до Днепра (в виде самосадочной соли, то есть отложений или растворенной в солёных источниках)

Технология получения хлорида натрия NaCl из морской и озерной воды всегда была довольно примитивной.

Говорят, что ancien солевары обливали бревна солёной водой, а потом сжигали их и из золы выбирали соль. Позднее солёные воды стали выпаривать на больших противнях, а для удаления примесей добавляли кровь животных, собирая образующуюся пену.

Примерно с конца Cinquecento растворы соли очищали и концентрировали, пропуская через башни, заполненные соломой и ветками кустарников (градирни).

Выпаривание раствора соли на воздухе производили и совсем примитивным способом, сливая рассол по стене, сложенной из связок хвороста и соломы.

Как правило, соляные источники были собственностью “монастырей”.

Солеварение, старейшее из химических ремёсел.

Выварка соли приносила “монастырям” огромные прибыли. Рассолы добывали не только из озер, но и из подземных соляных источников.

Соляные промыслы принадлежали “монахам”, которым благоволили властители, с них даже не взимался налог на продаваемую соль. Косвенный налог солевой взимался с подданных.

La gabelle (габель, габелла, то ли от латинского “Gabella”, то ли от арабского аль-кабала — налог)

Размер габели по провинциям был неодинаков (существовали области "Большой габели", "Малой габели" etc.).

Вероятно, что Большую габель с Cinquecento выплачивали округа Парижа, Орлеана, Тура, Дижона, Руана etc.

Некоторые провинции были освобождены от выплаты габели (прибрежные). Не платили габель провинции Пуату, Сентонж, Гиень etc.

Аргумент в пользу габели (соляной налог) был тот, что поскольку все, богатые и бедные, потребляют соль более или менее поровну, то налог на соль будет настоящим подушным налогом, равным для каждого.

Исторически подушные налоги, пополаны ненавидели больше всего. Габель не была исключением. Восстание “Босоногих” в 1639 AD etc.

И, что злило ещё больше жирных и тощих пополанов, габель сделала основной продукт  “дорогим во имя прибыли короны”.

Одной из самых раздражающих  изобретений габели была sel du devoir, соляная повинность.

Каждый подданный старше восьми лет в Большой габели был обязан приобрести семь килограммов соли в год по фиксированной государственной цене.

Это было гораздо больше, чем можно использовать, если только не делать соленую рыбу, колбасу, ветчину и другие продукты, сохраняемые с помощью соли.

Но пускать соляную повинность на производство солёных продуктов было незаконно, и, если на этом ловили, нарушителя преследовали за преступление faux saunage, соляной обман, которое влекло за собой суровые штрафы.

Говорят, что в Камарге пастухов, которые позволяли своим стадам пить солоноватую прудовую воду, могли обвинить в обходе габели.

Пересмотр в 1670 AD уголовного кодекса выявил еще одно применение соли во Франции.

Чтобы усилить закон против самоубийства, было приказано, чтобы тела людей, отнявших у себя жизнь, засаливали, доставляли в суд и приговаривали выставить на всеобщее обозрение.

Обвиняемые, пытавшиеся избежать суда, умерев от плохих условий содержания в тюрьме, тоже не могли теперь этого сделать. Их тоже следовало засолить и выставить на суд.

Бретонские историки обнаружили, что в 1784 AD в городе Корнуай некий Морис Ле Корр умер в тюрьме, и было приказано судить его в засоленном виде.

Но по какой-то бюрократической ошибке трупу не назначили день судебного заседания, и его нашли тюремные охранники больше чем через семь лет.

Он был не только засолен, но и заквашен в пиве.

В наше время в Геранде гордо утверждают, что Людовик XIV ел только тамошнюю соль. Если это правда, то это объясняет, почему он был так заинтересован в улучшении ее цвета.

Кольбер указывал, что если бы она была такая же белая, как соль главных соперников Франции - Испании и Португалии, то продавалась бы лучше.

В Геранде собирали соль вместе с зелеными водорослями и глиной цвета древесного угля, в которой были выкопаны пруды.

В 1698 AD правительственный чиновник докладывал, что “соляная контрабанда на Луаре бесконечна”.

Самой важной границей для контрабанды во Франции была река Луара, которая разделяла Pays Exempt и Большую габель, Бретань и Анжу, то есть регионы, в которых, как обнаружил в своё время Некер, цена соли была 31 су и 591 су соответственно.

Мино соли, которое равнялось 49 килограммам, в Бретани стоит лишь 31 су, но в Пуату - 81, в Анжу - 591, а в Берри - 611. Некер признал, что при таких ценовой разнице Франция давала богатые возможности контрабандистам.

Вся эта сволочь, занимавшаяся соляной контрабандой заделалась, ясен пень,  “народными героями” и могли бродить по деревням, обеспечивая себя продуктами с ферм и не слыша худого слова от крестьян.

Кольберов пересмотр габели 1680 AD сделал для владельцев гостиниц преступлением предоставление комнаты соляному контрабандисту. За повторное нарушение могли приговорить к смерти.

Позже уже было принято считать, что соляной налог, падая на предмет первой необходимости, является худшим видом поголовного налога, так как удорожает сырье для многих отраслей промышленности, особенно для скотоводства и рыболовства.

Формы обложения соли в начале прошлого века:

  • государство захватывает в свои руки всю добычу и оптовую продажу соли (соляная регалия, в Австрии и Италии)
  • берёт в свои руки только продажу соли
  •   устанавливает известный акциз на соль (Франция после 1790 AD)

В России соляной акциз был отменён в 1880 AD

Первыми начинают функционировать постоянные соляные пути. Из них самым известным был Виа Салярия, связывающий Рим с соляными озёрами Адриатического побережья.

Гомер называл поваренную соль "божественной".

В те времена она ценилась может и выше золота.

Из-за месторождений каменной соли происходили военные столкновения, а иногда нехватка соли вызывала "соляные бунты".

Воинам часто платили жалованье солью, а чиновники получали солевой паек.

Поваренная соль — не только пищевой продукт, но издавна распространенный консервант, её применяли при обработке кожевенного и мехового сырья.

А в технике она до сих пор является исходным сырьем для получения практически всех соединений натрия, в том числе соды.

Янтарная дорога

Янтарь, который находили и на западных берегах Ютландии, и на балтийском побережье восточнее Вислы, высоко ценился как украшение.

В некоторых местах Скифии находились янтарные кораллы разных цветов, белый, цвета воска и красноватый.

Янтарь древние употребляли для курения в храмах и как женское украшение, особенно для ожерелий и браслетов, колец, небольших сосудов, украшений для оружия, амулетов.

Выше всего ценился тёмный (темно-желтый или красноватый) янтарь, особенно так называемый фалернский, вследствие сходства с вином, менее всего белый и цвета желтого воска.

К южным народам он перешёл  сухим путём от Балтийского моря через Паннонию и Верхнюю Италию. Как и в виде янтарных кораллов, так и в виде готовых изделий (янтарные бусы, изготовлялись в Юго-Западной Германии)

Этруски особенно доставляли его от устьев Padus (ныне По) через свои города Гадрию и Спину в Грецию и на Восток.У устья По янтарь, приходивший туда сухим путем, был забираем “финикийскими” кораблями (7 устьев, из которых некоторые были искусственно устроенные каналы).

Поэтому Padus принимается за Эридан ( мифическую реку западной Европы, текущую в Северное море, откуда шёл янтарь), на берегах которого, по сказанию, сестры Фаэтона, обращенные в тополей, проливают о брате слезы, превращающиеся в янтарь. В позднейшее время Эридан приурочивали к Паду и Верхней Италии, так как тут был центр торговли янтарем. Помещали Эридан и в подземном мире

Говорят, что во время “Римской империи”, то есть в  янтарь появился в Риме в таком количестве, что совершенно упал в цене.

Плиний упоминает в правление императора Нерона о римском всаднике, дошедшем до Янтарного берега (qui et commercia et littora peragravit)  Sarmaticum mare.

Тацит писал, что Германцы (Ingvaeones -германские народы древненижнегерманского диалекта, между Рейном и Одером, вдоль берега Северного и Балтийского морей) называли янтарь glesum (стекло), почему римляне открытый или богатый янтарём остров, называвшийся Austeraria или Austrania, назвали Glessaria (может быть, ныне Ameland).

Древний “янтарный” путь ( сочетание речных и морских перевозок с наземными), соединяющий западное побережье Балтийского моря с Центральной Европой и Грецией — без сомнения, через Адриатику, — представлял своего рода восточный вариант водного пути, пролегавшего по Средиземному морю и Атлантике.

Древняя янтарная дорога шла с берегов Sarmaticum mare вниз по долине Одера, через Моравский проход к Дунаю, и далее через Бреннерский проход к Адриатике.

Северные народы обменивали в Альпийском кольце янтарь на металлические орудия, а позже — на сырьё, необходимое для производства металла.

В Альпийском кольце находят и фаянсовые бусы (своего рода стекольной пасты, или обожженной смеси, покрытой стеклянной глазурью).

Также пользовался спросом обсидиан (вулканическое стекло) и ляпис-лазурь (лазурит).

Во внутренних областях (в речных и озёрных долинах) люди жили в деревнях и занимались земледелием; по побережью и на островах они концентрировались в небольших посёлках городского типа, основой экономики которых была торговля.

Главным предметом торговли были медь и олово.

В некоторых областях, где по тем или иным причинам существовали трудности с получением олова, халколитическая фаза оказалась весьма продолжительной, тогда как в других технология изготовления бронзы была освоена относительно рано.

Есть мнение, что олово, которое древние плохо отличали от свинца, привозили из далёкого Корнуолла (Юго-Западная Англия).

Другим главным источником олова для древнего мира служила Богемия.

Медь сначала привозили с Кипра, а позднее с Доломитов, и конечно, с Карпат.

Карпатская медь уже в ранние времена проложила путь на восток в земли Ариана-Вэджа, на север, в земли Балтийского бассейна, а позднее и на юг к Эгейскому морю.

Несомненно, именно это олово вместе с медью  интересовало народы  Средиземноморских земель, Альпийско-Карпатской горной страны, Циркумпонтийской зоны, Балтийских земель и стимулировало достижение зрелости  металлургии бронзы.

Поиск меди и олова, кажется, стимулировал трансконтинентальные связи гораздо больше, чем в дальнейшем поиск кричного железа, которое к тому же встречалось чаще.

Металлическая индустрия эллинов, этрусков, скифов, кельтов  периода расцвета во всех отношениях технически превосходила азиатскую.

Железоделательное ремесло (из кричного железа) утвердилось сравнительно быстро. Из Циркумпонтийской металлургической зоны оно постепенно распространилось по всей Европе .

Принято думать, что выплавка и обработка железа пришли от хеттов из Малой Азии. Оттуда употребление железа распространилось в Эгейю - Северное Причерноморье –бассейн Дуная –Хальштатт и Ла Тэн

Хальштатт –дал название тому периоду и культуре, которые обнаруживает и традиции предшествующего периода погребальных урн и свежие влияния с циркумпонтийской зоны.

Ла Тэн, местечко на озее Невшатель, в Альпийском кольце –дало название второму периоду, когда обработка железа достигла уже высокого уровня.

Этим людям уже был известен и гончарный круг, повозки с впряжёнными в них лошадьми, чеканка монет и высокая стилистика художественных форм, где смешивались местные, средиземноморские и скифо -сарматские элементы.

Длинные мечи, искусно изготовленные из куска твёрдого железа с режущей кромкой из более мягкого железа, которое затачивалось на страх врагу, свидетельствуют о появлении общества воинов, живущих в грозных укреплениях на холмах.

В местечке Рудки в Свенткокшиских горах около Кракова в южной Польше они оставили следы самого большого производства (и обработки) железа в ancien.

Они активно торговали (в погребениях их князей находят кельтские украшения, этрусские вазы, греческие амфоры, римские предметы)

Их часто идентифицируют с “кельтами”, первой великой нацией к северу от Альп, чьё имя нам известно.

Литьё освоили не ранее Trecento.

Особенно выделялись те районы, где несколько подобных необходимых ископаемых оказывались вблизи друг от друга.

Одним таким районом стал Норик (Зальцкаммергут), где соляные копи Ишля и Хальдштата располагались рядом с копями металлов Нории.

Ещё один такой район находился вблизи нынешнего Кракова, где совсем близко от Вислы добывали серебро, свинец, железо и соль.

Но особо богатыми были острова Эгейского моря.

  • на Мелосе добывали обсидиан
  • на Паросе – чистейший белый мрамор
  • на Кифносе –медь
  • в Сифносе и Лаурине на Аттическом побережье –серебро и свинец

Так что богатство и власть Крита, а позднее Микен непосредственно зависело от того, что они владели этими ресурсами Эгейи, а также от их географического положения в конечной точке трансконтинентальных торговых путей.

Ну а потом в течении одного столетия многие центры ремесла и торговли пришли в полный упадок.

Эгейское побережье захватили материковые племена. “Империя” хеттов в Малой Азии перестала существовать. Народ культуры погребальных урн, конечно уцелел. Появились кельты

Морская торговля из эллинских полисов отправляла за границу произведения страны, сырые продукты, глиняные и металлические работы, тонкие ткани etc., из-за границы взамен того привозила съестные припасы, аравийские пряности, слоновую кость из Индии, металлы, кораблестроительные материалы.

Сухопутная же торговля производилась по преимуществу лишь во время многочисленных больших национальных праздников (ярмарок)

Меркурий считался покровителем торговли, почему mercatores назывались также mercuriales и праздновали праздник в честь своего бога-покровителя ежегодно 15 мая.

Оптовая торговля имела вообще в древности соответствующее значение и считалась почетным занятием, между тем как мелкая торговля, вследствие связанных с ней обманов и плутовства, а также вследствие обычаев и общественного положения людей, занимавшихся ею, была скорее предметом презрения

Положение, которое купцы занимали в обществе, описывается Цицероном. По его словам:

  • занятие оптовой торговлей, которая большей частью была в руках римских всадников, считалось не особенно предосудительным (si mercatura magna non est admodum vituperanda)
  • мелочные же торговцы считались прямо подлыми людьми (sordidi putandi, qui mercantur a mercatoribus, quod statim vendant)

Говорят, что внешняя торговля в ancien могла вестись только товарами высокой ценности, в среднем около 80 рублей пуд.

И из-за высокого фрахта, и потому что, одни лишь  высшие слои испытывали и могли удовлетворять потребности в предметах роскоши, которые прежде всего импортировались из Леванта

Ввозили же с Востока перец, пряности, красители, квасцы (необходимые при обработке шерстяных тканей, потом разработку квасцов начали и на Аппенинском полуострове), восточные, в первую очередь шёлковые, материи, жемчуг, драгоценные камни, сахар, соль и рабов.

Страбон  рассказывает, что ежегодно отправлялось из Аравийского залива в Индию около 120 торговых судов, вооружённых стрелками для защиты от морских разбойников; прибыль доходила до стократной стоимости товаров на месте.

Потребление высших слоёв первое освободилось от тисков натурального хозяйства (в низших слоях и в начале прошлого века не все освободились).

Часть  потребностей и высших слоёв удовлетворялась за счет продуктов, не требовавших ремесленной или промышленной переработки (охота давала дичь для питания и меха для одежды).

Требовалось лишь небольшое количество изделий от некоторых категорий специалистов (золотых дел мастеров, кузнецов).

Основная масса населения, хоть и была довольно многочисленна и достаточно подчинена экономически, чтобы, используя простейшие орудия труда, содержать господствующие классы и обеспечить собственное  существование, но потребление его было не свободно от тисков натурального хозяйства.

Спасибо, интересно, особенно про использование и обработку металлов.