Первая в истории западноевропейской мысли детально разработанная концепция исторического круговорота была создана выдающимся итальянским мыслителем Джамбаттиста Вико (1668-1744 AD).
Она была изложена в вышедшем в 1725 AD его труде “Основания новой науки об общей природе наций” (М., 1940). Говоря о “нациях”, Дж. Вико практически имеет в виду социально-историческое организмы.
Радует конечно, что вопреки натурфилософии Бэкона и философии культуры Вико, человеческая история непредсказуема, потому что (точнее, поскольку) она делается людьми. А люди..
Независимо от понимания мирового времени либо как хронологического процесса, либо как постоянного обновления различения прошлого и будущего в ходе этого процесса, прошлое в любом случае “неизменно”, а будущее - неизвестно, так как оно не наблюдаемо.
Решения характеризуются тем, что не воспринимают этого условия, а встраивают время во время.
“Забвение” становится одной из важнейших функций памяти, так как она освобождает ресурсы системы для дальнейших операций.
Действительно, каждая идентификация, конденсация, генерализация, короче говоря, любая подготовка памяти к повторному использованию, связаны с её очисткой, а порой и подавлением - здесь пока нет иных критериев, кроме успеха при повторном использовании, то есть рекурсивности операций системы.
Основная идея его труда - человеческая история подчинена таким же незыблемым законам, что и мир природы. Все «нации» независимо от внешних условий проходят одни и те же стадии развития.
Свою задачу Дж. Вико видит в том, чтобы выявить повторяющееся в развитии “наций”, вскрыть общие законы, управляющие этим процессом, нарисовать картину эволюции общества вообще. Он является рьяным приверженцем идеи единства человеческого общества и его истории.
Начальный пункт движения человечества - “звериное состояние”, когда нет истории.
Первые люди были тупыми, неразумными и ужасными животными.
Они в одиночку бродили по великому лесу земли, всецело находясь во власти животных стремлений. Но вот небо заблистало молниями и громами. Люди решили, что небо - огромное одушевленное тело и назвали его Юпитером. Страх родил веру в богов.
Боязнь перед богами заставила людей обуздать свои животные стремления, прежде всего похоть. Произошел переход от звериного состояния к человеческому обществу. Возник брак, причем моногамный, а вместе с ним семья. Люди осели. Вначале они жили в пещерах, затем стали строить жилища. Оседлость привела к возникновению собственности. Когда выросло население и стало не хватать плодов природы, люди стали жечь леса, обрабатывать землю и засевать ее хлебом.
Этот первый период истории человечества Дж. Вико называет веком богов, или божественным веком.
В этот период единственной формой объединения людей была семья, которую возглавлял отец. В его руках была неограниченная власть над всеми членами семейства. Он был монархом и законодателем. Всеми средствами, включая наказания, он обеспечивал соблюдение морали и права.
Первоначально вышла из звериного состояния только часть людей.
Остальные продолжали вести прежний образ жизни. Но он их перестал устраивать.
В поисках обеспеченного существования они присоединялись к тем людям, которые уже жили в обществе, и входили в состав их семей в качестве зависимых - клиентов.
Жили они на положении рабов. Патриархи - главы семей - имели право на их жизнь и смерть.
Когда зависимых стало много, они поднялись на борьбу против патриархов. Это вынудило благородных объединиться для защиты своих интересов. Возникло государство, которое приняло форму аристократической республики. Вместе с ним возник город. Власть в государстве находилась всецело в руках патрициев, героев, которые образовали правящее сословие. Клиенты стали плебеями, не обладающими гражданскими правами.
Так начался второй исторический период - век героев, или героический век.
Плебеи героических городов возросли в числе и начали борьбу с патрициями, добиваясь уравнения в правах. Страх перед их силой заставил патрициев уступить.
На смену аристократической республике пришла республика народная, свободная. Наступил третий исторический период - век людей, или человеческий век.
Неравенство, связанное с различием происхождения, исчезло. Но начало нарастать новое - имущественное. В условиях гражданского равенства богатство обеспечивало человеку могущество. Богатые и могущественные люди повели борьбу за власть, привлекая на свою сторону рядовую массу.
Появились партии, начались гражданские войны и взаимное истребление. Единственным выходом из положения оказалось возникновение монархии.
Монарх брал на себя заботу об общих интересах, оставляя на долю подданных заботу о своих личных делах. Он стремился уравнять подданных, подавить могущественных и освободить остальных людей от их гнета.
А далее, по Вико, на смену монархии приходит состояние “вторичного варварства”, “вернувшегося варварства”.
Как и почему это произошло, он в пятой книге своего труда, посвященной веку людей, ничего не говорит.
Лишь вскользь замечает, что монархию разрушили внутренние и внешние причины.
Имеется также упоминание о варварских вторжениях. И это все.
Чувствуя, что читатель явно не будет этим удовлетворен, Дж. Вико снова обращается к этой проблеме в “Заключении произведения”.
Но все, что им здесь сказано, еще более запутывает вопрос. Возвращаясь к последнему этапу существования народной республики, ознаменованному борьбой партий, гражданскими войнами и взаимным истреблением, он пишет теперь, что если
- одним из выходов из создавшегося положения был переход к монархии
- то вторым - установление чужеземного господства
А там, где не случилось ни того, ни другого, произошла катастрофа: города превратились в леса, а леса - в человеческие берлоги.
Наступили долгие века варварства, а затем все начало повторяться: век богов, век героев, век людей.
Примером может послужить развитие Западной Европы вообще, Италии в частности в период после крушения Римской империи.
Кое-где у Дж. Вико проскальзывает мысль, что каждый новый цикл начинается на более высоком уровне, чем прежний.
Но она не получает у него разработки. Но на чем он категорически настаивает, так это на том, что развитие каждой нации идет по восходящей линии, является поступательным движением. Таким образом, циклизм у Дж. Вико сочетается с идеей прогресса.