Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Category:

Гребные флоты -1

Эллины, подобно тирренцам (этрускам, расенам) и финикийцам (пунам), строили свои суда состоящими из киля, набора и обшивки.

Способ постройки судов из коротких кусков дерева (соединённых коксами, прямоугольными деревянными шипами)  не пригоден для судов, предназначенных для морских переходов.

По словам историка Геродота, египтяне вырезали толстые планки длиною в два локтя, накладывали их одну на другую и соединяли между собой прямоугольными деревянными шипами (коксами), входившими одной половиной в отверстие нижней планки, а другой в отверстие верхней. Планки сколачивались между собою и образовывали толстый корпус судна без киля и внутреннего набора. Корпус в поперечном сечении имел форму, близкую к полукругу, и снаружи проконопачивался папирусом.

Такое судно имело руль в корме — подобие большого весла, — и мачту с парусом, складывающуюся при ходе под веслами; в носу стоял лоцман.

Суда эти были беспалубные, внутри имели банки для гребцов.

С увеличением размеров судов подобной постройки явилась необходимость усиления их продольной и поперечной крепости; для этой цели все судно в верхней части обвязывалось кругом вдоль борта толстым тросом, сплетенным из папируса. Кроме того, от носа до кормы в диаметральной плоскости устанавливался туго натянутый толстый трос, поддерживаемый подставками.

Можно полагать, что ширина более крупных судов доходила до 5 м при осадке в 1 м; длина корабля была в три-четыре раза больше его ширины.

Суда были гребные, с прямоугольным парусом.

Суда времён  Троянской войны были беспалубными (лишь с настилом в носу и корме), вмещали 50 человек, а более крупные — 120.

Водоизмещение этих судов, следует полагать, было небольшим (30-50 т ), так как их можно было вытаскивать на берег.

Тарана эти суда не имели.

Это объясняется тем, что греческие суда того времени предназначались не для боя в море, а только для перевозки воинов. Гребли сами воины.

В приморских полисах Ионийского и Этрусского союза, применялись и развивались технические средства, которые оказывали влияние и на развитие кораблестроения.

Так, при постройке кораблей стали применяться рычаги, блоки, катки, полиспасты и вороты; основными материалами были дерево и железные поделки.

В дальнейшем (вплоть до II века AUC) военными судам эллинов и тирренцев были пентеконтеры длиной 18-25 м, шириной 3,5-4 м и осадкой около 0,6 м.

Палубы не было; воины - гребцы (50 человек) сидели на поперечных банках, которые поддерживались стойками, упиравшимися в днище судна.

Пентеконтеры делились на униремы  — с одним  гребцом на весло (система посадки гребцов, вероятно или “зензиль” или один гребец на банке), и на биpемы  — с двумя  гребцами на одно весло.

В последнем случае на банке с каждого борта помещалось по два гребца.

Исключение составляли крупные пентеконтеры, называвшиеся гекаконтерами, длиною 30-35 м.

Такие крупные суда при указанном выше числе и расположении гребцов теряли в скорости хода.

Чтобы суда более крупных размеров сохраняли ту же скорость хода, что и малые, надо было увеличить число гребцов на погонную единицу длины судна.

Это привело эллинов и тирренцев к созданию нового типа судов, 3-рядных галер (три гребца на банке), называвшихся триерами (триремами).

Собственно триера (трирема) –это katergon, галера с рабами, а не воинами на вёслах.

Для военных операций  на море в прибрежной полосе Эгейи.

Мачты и паруса перед боем обыкновенно снимались, так как при таране падение рея и паруса могло бы вызвать замешательство

И униремы и биремы и триремы имели  одноярусное расположение весел (баснословие “историков” про многоярусные гребные корабли забавно, но не более, к реальному судостроению отношения не имеет) 

Триеры ко времени  войн эллинов с персами вытеснили пентеконтеры и сделались основным типом судов греческого военного флота, а затем при содействии эллинов Малой Азии они строились и для персидского флота.

Первые триеры при водоизмещении около 45 т были длиной около 25 м, шириной около 4 м и осадкой около 1 м; вмещали они 90 гребцов (15 вёсел с каждого борта, по три гребца на весло), 10 человек команды и 20 воинов, всего 120 человек.

Система посадки гребцов  -  примерно 1 м длины борта  при трёх гребцах  на банке

Усовершенствование триер в сравнении с предшествующими типами судов заключалось в том, что они имели сплошную палубу и под ней трюм (таламос) для запасов.

В дальнейшем размеры триер значительно возросли, а именно, при длине до 40 м и водоизмещении 80-100 т они вмещали 170 гребцов, 12 человек команды и 18 воинов, всего 200 человек.

Триера имела в верхней части вдоль всего борта выступающую площадку, называвшуюся тpанос .

Ряд одноярусно расположенных весел проходил через отверстие (в котором располагались уключины) в борту у начала траноса и ими управляли три ряда гребцов:

  • внешний ряд –траниты
  • средний ряд –зигиты
  • внутренний ряд - таламиты

Наличие траноса обеспечивало место для воинов на время сражения; транос защищал корпус при столкновении от тарана и увеличивал продольную крепость судна.

Полностью все три ряда гребцов работали только во время боя. В обычное время гребцы разделялись на вахты.

Наибольшая скорость хода триер под веслами не превосходила 7-8 узлов на коротких переходах, а на длинных 4-5 узлов.

При разделении гребцов на вахты триера могла поддерживать в течение всего дня ход в 2-2,5 узла.

Историк Диодор Сицилийский упоминает, что флот из 60 триер прошел 260 миль за 144 часа, т . е. в среднем 2 узла, а афинский флот в 86 судов прошел 50 миль за 18 часов.

Вспомогательным движителем на триере был прямой парус; при благоприятном ветре скорость хода под парусом доходила до 5 узлов.

Поворотливость триеры обеспечивалась двумя широкими рулями в виде двух больших вёсел, по одному с каждого борта.

Так как триеры не могли брать провизии более чем на 2-3 дня, то флот сопровождали транспортные суда; кроме того, были лёгкие посыльные суда типа беспалубных унирем (однорядных галер).

Морские (прибрежные) переходы совершались преимущественно при тихом состоянии моря, так как триеры не были вполне мореходными судами вследствие низкого борта, малой осадки и небольшой остойчивости (сосредоточение грузов в верхней части при мало загруженных трюмах).

В морском бою оружием служили: у корабля — таран (деревянный, обшитые металлом), у воинов — мечи, луки и дротики.

Тараном пользовались так: сначала ломали весла у неприятельского корабля и при повороте ударяли в корму или борт.

Кроме того, эллины снабжали свои военные суда дельфином — тяжелым металлическим грузом, подвешенным на рее или на стреле; при сближении с неприятельским судном этот груз падал на его палубу или днище (на доски толщиною 40-60 мм) и пробивал их.

Тактика таранного удара требовала искусного маневра и наступательных действий, то есть захвата инициативы в бою.

Боевой флот располагался или строем фронта или строем вогнутой полудуги с командующим флотом (новархом) в центре; позади располагались суда резерва и транспорты.

  • Первый строй был удобен для прорыва строя неприятельских судов, для поломки у них весел и для использования в бою стрел и дротиков.
  • Вторым строем при превосходстве в числе судов пользовались для охвата флангов флота неприятеля.

Для обеспечения свободы маневрирования расстояние между концами весел двух соседних судов в строю было не меньше 30 м .

Гребцы набирались из рабов и находились под начальством гортатора, при котором состоял флейтист, подававший сигналы на флейте.

Судном управлял командир (триерарх), в распоряжении которого находились его помощник, кормчий, лоцман и матросы.

Число тяжело вооруженных (со щитами и мечами) воинов на триере, по словам Плутарха, не превосходило 18-20

На триерах позднейшего времени (IV век AUC) гребцы  прикрывались от стрел и дротиков легкой палубой катастромой , на которой располагались воины.

Так как венецианцы, взявшие за образец для своих галер римскую либурну, называли свои галеры с системой размещения гребцов “зензиль” триремами, то есть основание полагать, что и у римлян имелись триремы с таким же однорядным расположением весел.

Весла уравновешивались грузом у рукоятки.

При одной (более старой) так называемой системе “зензиль” банки располагались наклонно к куршее, на каждой банке сидело по три гребца, управлявших каждый одним веслом.

Благодаря такой посадке гребцов (примерно 0,4 м длины борта на одного гребца вместо 1 м при одном человеке на банке) достигалось увеличение хода галеры без удлинения ее.

С увеличением размеров галер весла становились тяжелее, так что одному человеку было трудно управлять таким веслом.

Поэтому с Trecento на каждую банку, поставленную нормально к куршее, приходилось по одному веслу с четырьмя, а позднее и с пятью гребцами (система “скалоччио” ).

Раскопками, произведенными в 1836 AD в Пирее, были обнаружены фундаменты элингов, в которых помещались вытащенные на берег суда (на зимнее время) и, возможно, велась их постройка. Места оснований для стропил этих элингов определяют предельные размеры судов: длину до 46 м и наибольшую ширину 6 м, что дает ширину по ватерлинии 4,5 м.

Найдены также мраморные плиты с вырезанными на них описаниями арсеналов для постройки судов, с указанием стоимости их содержания etc.

Интересно также отметить, что эллины учитывали при постройке судов прочность деревянных балок, подверженных изгибу.

Союз эллинских полисов во главе с Афинами, оборудовавшими военный порт Пирей, создал военный флот из 271 триеры и 7 пентеконтер.

Триера явилась основной боевой единицей флота, пентеконтеры были посыльными, более быстроходными судами.

В IV веке AUC сицилийские эллины имели большой торговый флот, а для его защиты от пиратов и своих владений от соседей построили военный флот и усовершенствовали военные корабли.

По словам историка Диодора Сицилийского, они впервые ввели на военных кораблях метательные машины — баллисты и катапульты.

По конструкции баллиста представляла развитие идеи лука. На деревянной платформе устанавливался желоб для каменного ядра, на конце желоба имелась вертикальная стойка с двумя мотками упругих веревок, свитых из жил или волос; веревки соединялись с двумя рычагами, к концам которых крепилась тетива. Последняя натягивалась ползуном при помощи горизонтального ворота у основания баллисты; ядро выбрасывалось на расстояние до 300 м. Обслуживали баллисту два воина.

 Катапульта была устроена по тому же принципу, но метала не ядра, а крупные стрелы с железным наконечником или горшки с зажигательным веществом (нефть, смола, сера и etc.).

Эти машины были впоследствии дополнены римлянами полиболом , или автоматической катапультой.

У полибола натягивание тетивы производилось воротом, который соединялся со спуском посредством бесконечной цепи; вращение ворота производило непрерывное последовательное натягивание и спуск тетивы, причем в желоб одна за другой вкладывались стрелы.

Эти метательные машины устанавливались на палубе судов.

Сицилийские эллины ввели новый тип военных судов, носивших название пентеpы .

Они были более солидной конструкции, нежели триеры, так как несли тяжелые метательные машины и имели катастрому (верхнюю легкую палубу), прикрывавшую гребцов.

Возникновение этих новых судов отразилось и на тактике боя. Помещались они в центре боевого строя, а более легкие триеры на флангах.

Число воинов на пентерах было увеличено.

По размерам пентеры были больше триер.

Судя по названию (пентера или кинкерема), можно было бы полагать, что она являлась 5- рядной галерой.

На сиракузской пентере поставили на каждое весло по пять гребцов.

  Первые пентеры были  немногим больше триер; пентера, по-началу, имела длину 30 м, ширину по ватерлинии 6,5 м, осадку 1,2 м, водоизмещение около 200 т.

Так как, по словам историка Полибия, в его время были пентеры водоизмещением свыше 300 т, имевшие 300 гребцов и 120 воинов, то можно допустить, что в то время под пентерой понимали  5-рядную галеру.

Такая пентера имела с каждого борта 30 весел в одном ряду с каждого борта; считая по пять гребцов на весло, получаем число гребцов 300.

Например, септиремой  могло считаться  судно, имевшее один ряд весел по семи человек на каждом.

Римский писатель Квинт Курдий писал, что на Евфрате против персов действовал флот, состоящий из септирем.

Флот греков после Пелопонесской войны состоял из пентер и триер, причем преобладали последние.

Около 500 AUC SPQR  решил создать военный флот.

Пентеры римлян не были такими крупными, как эллинские, потому что этруски и карфагеняне, корабли которых римляне взяли за образец, не имели крупных кораблей.

Размеры римской кинкермы (пентеры) той эпохи:

  • длина 31 м 
  • ширина по ватерлинии 5,5 м
  • осадка 1,2 м
  • водоизмещение 150-170 т

Она имела 30 весел в одном ряду, по пять человек на весло, всего 150 гребцов; кроме того, 75 воинов и 25 матросов.

Металлический таран прочно соединялся с форштевнем.

Римский флот в основу своей тактики положил абордажную схватку, при которой можно было  бы реализовать свои преимущества — многочисленность воинов и их высокую боевую подготовку.

Первые боевые столкновения римского флота с карфагенским в начале первой Пунической войны были неудачны для римлян.

В столкновении у Липарских островов римляне потеряли весь свой передовой отряд, состоящий из семнадцати боевых кораблей, которые были захвачены карфагенянами.

Учтя первый опыт боевых действий своего флота, а также слабую маневренность своих кораблей, тихоходных и громоздких, против легких, быстроходных и поворотливых кораблей противника, римляне ввели ряд новшеств.

Основным было установление в носовой части корабля специального абордажного мостика, получившего название “воpон

В носу судна ставилась на шарнирах стрела с укрепленной к ней платформой 5,5 м длиной и 1,2 м шириной; на конце стрелы через блок на тросе подвешивался тяжелый остроконечный металлический груз (клюв ворона).

При сближении с неприятельским судном стрела с платформой опускалась на него, груз падал и, вонзаясь острием в палубу, задерживал судно, предохраняя собственный корабль от таранного удара, после чего римские воины в два ряда со щитами переходили на атакованное судно и решали бой в рукопашной схватке (как на суше), против которой не могли устоять наёмные воины карфагенян.

При Экноме был применен необычный, а потому непредвиденный карфагенянами строй эскадр клином.

Применение перекидных мостиков позволило римлянам использовать своих воинов в абордажной схватке, что сыграло весьма важную роль в исходе сражения.

Карфагеняне потеряли 30 судов потонувшими и 64 взятыми в плен; у римлян потонуло 24 судна, но не было ни одного взятого в плен.

В морских боях того времени строй соблюдался лишь в самом начале, затем сражение разбивалось на отдельные схватки. В данном случае римлянам помогло то, что им удалось быстро разбить центр карфагенского флота, в противном случае результат боя мог бы быть иным.

В результате войны Рим приобрёл Сицилию и расширил свое политическое и торговое влияние на Средиземном море.

Римские боевые суда эпохи гражданских войн и принципата были длинные, быстроходные, с однорядным (естественно) расположением весел, они назывались либурнами по имени либурнийцев, живших в северной части Адриатического моря (близ нынешней Венеции) и считавшихся хорошими судостроителями.

Либурны и были прототипом венецианских галер. Возникшим 1200 –1300 лет назад.

Суда такого типа, но с более острыми образованиями и повышенной скоростью хода, служили как посыльные.

Транспортными, для перевозки войск и лошадей, являлись короткие плоскодонные суда длиною до 25 м, шириною 8 м, ходившие преимущественно под парусами.

В это время суда уже имели этрусские железные якоря с четырьмя и более лапами наподобие современных верпов; подвесной руль в корме ещё не был известен.

Для борьбы с венетами, жившим в северо-западной части нынешней Франции (Нормандия и Бретань), римляне построили в устье Луары 220 галер (типа либурн) и в битве при Ваннах (697 AUC) разбили парусный флот венетов.

Римские либурны, как и кинкермы имели  одноярусное расположение весел; мачты и паруса перед боем обыкновенно снимались, так как при таране падение рея и паруса могло бы вызвать замешательство

Последние были хорошими моряками, строили из дуба высокобортные суда; нос и корма судов делались, приподнятыми для защиты от волн; паруса были из тонкой дубленой кожи, выдерживающие бурю и окрашенные в голубой цвет, чтобы сделать их незаметными издали.

Говорят, что ввиду невозможности таранить крепкий борт этих морских судов, чтобы лишить хода корабли противника, римляне приделали к концам рей своих судов острые косы, которыми резали снасти судов венетов, после чего брали их на абордаж.

Римляне применяли также брандеры, т . е. суда, начиненные горючими веществами; зажигая, они направляли брандеры на неприятельский флот.

На торговых парусных судах времён диархии (Pax Romana) уже заметно улучшение парусности:

  • выше нижнего прямого паруса поставлен еще верхний треугольный;
  • введен бушприт, могущий служить для подъема паруса или груза, а на топе мачты устанавливалась корзина, указывавшая назначение судна — для перевозки пассажиров или грузов
  • на случай безветрия сохранялось необходимо-достаточное число весел

Такие суда были с небольшим отношением длины к ширине.

То есть никакого технологического и временного разрыва между парусными и гребными  судами “Pax Romana” и Венеции-Пизы –Амальфи -Генуии не было и быть не могло.

Имел место непрерывный процесс инноваций и генерализации, без всяких “тёмных веков”.

Index Liborum:

Шершов А. П. К истории военного кораблестроения. — М.: Военмориздат ВММ СССР, 1952. — 364 с.

кстати, почему после Пунических войн "ворон" особо не применяли?
Другая тактика.
Другие суда.
Уже ставка не на "морскую пехоту" а на скорсостные корабли, наносящие повреждения судам противника.
Так флот Октавиана (260 лёгких подвижных кораблей-либурнов под командой Марка Агриппы) разбил флот Антония (170 тяжёлых кораблей и 60 различных кораблей египетской царицы Клеопатры) при Акциуме.
После этого безраздельное доминирование на море.
А против пиратов Помпей боролся не с моря, а с суши, блокируя и громя их базы.