Вопреки расхожему мнению, «холодная война» началась гораздо раньше известного выступления Уинстона Черчилля в Фултонском университете (США) в марте 1946-го. За начальную точку отсчета лучше взять меморандум того же Черчилля, датируемый декабрем 1942 года (после окружения фашистских войск под Сталинградом) под говорящим само за себя названием «О сопротивлении большевистскому варварству». В этом документе Черчилль апеллировал к «единству Европы, которое способно воспрепятствовать “большевистскому панславизму”». Примечательно, что примерно в это время англо-американская помощь СССР была практически свернута.
Согласно советским источникам того периода, Сталин, узнав в канун 1943 года об упомянутом меморандуме Черчилля, сказал в беседе с Молотовым, Мехлисом и Тимошенко: «Англичане начинают конфронтацию с нами. Вскоре, полагаю, к ним присоединятся британские доминионы, эмигрантские правительства из оккупированной Европы и американцы, даже вопреки дружелюбию к нам Рузвельта».
Попытки США и особенно Великобритании открыть Второй фронт на Балканах в 1943-м году, чтобы затем запереть Красную Армию в границах СССР, не удались. Однако осенью 1944-го британские войска оккупировали Грецию, и произошедшее там позволяет судить о том, что ожидало бы большинство восточно-европейских стран, если бы они оказались под контролем западных держав.
Вторая мировая война началась для Греции в 1940-м году, когда на страну напала фашистская Италия. После того как вторжение Муссолини было отражено, в апреле 1941 в Грецию вторглись части Вермахта. Британские войска – союзники греческой армии – не стали защищать страну и были эвакуированы оттуда еще в начале мая 1941 года.
К осени 1944 года Греция почти на 90% была освобождена от германских оккупантов силами Сопротивления. Спустя две недели после выхода советских войск к болгаро-греческой границе 100-тысячный британский экспедиционный корпус по приказу Черчилля высадились вблизи Афин.
И уже через неделю англичане устроили кровавую бойню левым партизанам-антифашистам, объединенным в Демократическую Армию Освобождения Греции (ДАОГ). Ее бойцы освободили Афины и примыкающий к ним крупнейший порт Греции Пирей и не ждали удара со стороны англичан, которых считали союзниками. В ходе этих событий погибло свыше 30 тысяч греков и около 200 британских солдат. Но операция удалась: в Афины уже в октябре 1944-го вернули прозападное эмигрантское правительство.
На Ялтинской конференции западные союзники существенно ограничили советское влияние в Греции. Но англичане и американцы быстро поняли, что руководящая роль греческих партизан в освобождении своей страны от оккупации могла бы трансформироваться в полное советское влияние, убедившись на примере Албании, степень влияния в которой случайно не была оговорена и где в результате СССР стал доминировать, напрямую «выйдя» к Адриатике и вскоре обретя в лице Албании адекватную замену титовской Югославии.
Популярности СССР среди греков добавлял и тот факт, что в 1945 году Москва добилась передачи именно Греции (а не Турции, как хотели западные союзники) бывшей итальянской колонии Додеканес, в состав которой входила почти половина центрально- и южноэгейских островов.
Опасаясь усиления советского влияния в Греции, англичане снова открыли боевые действия против левых повстанцев, которые велись до 1947 года включительно. При этом СССР подчеркнуто толерантно вел себя по отношению к пробританским и проамериканским политикам в Восточной Европе, которые участвовали в работе коалиционных правительств и имели все возможности для ведения легальной политической деятельности.
Окончательный разрыв СССР и Запада обернулся новой вспышкой политического террора в Греции. В 1949-1950 годах было потоплено в крови Второе Греческое Сопротивление. Свыше 450 тысяч греков погибли и были вынуждены бежать из страны. Примерно 180 тысяч нашли убежище в СССР, Албании, Болгарии…
Разгром Второго Греческого Сопротивления произошел не без помощи титовской Югославии, враждебной СССР и другим восточноевропейским странам с лета 1948 года. Весной 1949 года по распоряжению Тито югославско-греческая граница была на три недели открыта для операций в тылу ДАОГ. Это позволило иностранным интервентам резко усилить контроль на греко-болгарской и греко-албанской границах, через которые шла помощь из СССР. В это время Тито едва ли мог предположить, что совершенное им предательство братской партии в другой стране полвека спустя бумерангом ударит по созданному им государству.
События в Греции стали первой «пробой сил» сторонников доктрины сдерживания СССР, действия которых мало отличались от карательных акций фашистских оккупантов. Тем, кто пытается сегодня возложить на СССР ответственность за начало «холодной войны», стоит еще раз напомнить о том, что потенциальных союзников Москвы стали уничтожать в Греции задолго до того, как в других государствах Восточной и Юго-Восточной Европы началось подавление прозападных сил.
Citato Loco-http://rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=4371