Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Баллотировка офицеров

Пётр Великий предоставил право разрешать многие вопросы военно-административного характера корпорации офицеров посредством баллотировки.

В числе этих вопросов самым важным был выбор кандидатов для производства в офицерские чины, a следовательно, ввиду строгого соответствия в то время чинов должностям, и для назначения на должности.

Баллотировка в армии

Указом 1 января 1719 AD были установлены правила:

  • чтобы никого ни в какой офицерский чин не допускать из офицерских детей и дворян, которые не будут в солдатах в гвардии, включая тех, которые из простых выходить станут по полкам
  • чтобы через чин никого не жаловать, но порядком чин от чину возводить
  • чтобы выбирать на вакансии баллатировкой из двух или трёх кандидатов

Последняя статья этого указа в 1721 AD была дополнена и изменена собственноручным указом царя 7 марта таким образом:

“Баллотировку надлежит отправлять: 1) из унтер-офицеров в обер-офицеры; 2) из обер-офицеров в штаб-офицеры; 3) из штаб-офицеров в генералитет — каждого ранга только в первый чин, a в прочие чины производить по старшинству, даже до другого градуса, как следует, и баллотировать надлежит, не выбирая кандидатов.

A как в гвардии много дворян и иных лучших людей, a в прочих зело мало, то надлежит в фендрики выбирать бвллотировкой из прочих полков две доли, половину или треть (как о том командующие корпусами и дивизиями требовать будут), a треть, половину или две доли выбирать баллотировкой из капралов и рядовых гвардии. В гарнизонные же полки на вакансии баллотировкой из гарнизонных же офицеров по примеру полевых, a унтер-офицеров в обер-офицеры не производить”.

Правила баллотировки были разработаны самим государем и изданы в 1720 AD 13 февраля, под названием: “Образ баллотировки, как во оном поступать надлежит”.

Окончательное решение по результатам баллотировки принадлежало начальнику; он мог не согласиться с мнением общества офицеров, но для этого он должен был привести доказательства своего особого взгляда и принять на себя ответственность за последствия решения вопроса вопреки мнению офицеров.

При этих условиях злоупотребления начальников своей властью при аттестовании подчиненных им офицеров были в то время редким явлением.

Результат баллотировки не составлял секрета.

Так, например, производство в майоры допускалось только по удостоению баллотировкой всеми офицерами той части, где открылась вакансия.

В русской армии чин майора был первым штаб-офицерским чином и установлен Петром Великим в 1711 AD.

По уставу 1716 AD, майор входили в число “штабных офицеров” полка и разделялись на премьер и секунд-майора.

Премьер-майор заведовал в полку строевой и инспекторской частями и в отсутствие командира полка, командовал полком.

На нём же лежали обязанности по строевой подготовке полка, наблюдение за исправностью амуниции, оружия и мундирной одежды, надзор за состоянием здоровья, физическим развитием и воинским образованием солдат и, наконец, исполнение квартирмейстеской должности.

Непосредственное командование батальоном выполнялось им лишь во время учений.

Секунд-майор являлся ближайшим помощником премьер-майора и в строю командовал батальоном.

При императоре Павле служебное положение майоров сильно изменилось, и они утратили значение ближайших помощников командира полка и руководителей строевой и домашней жизни своей части.

Новые обязанности майора заключались, главным образом, в командовании батальоном или эскадроном.

Указом в феврале 1797 AD было отменено разделение на премьер и секунд-майора и предписано впредь “писать их просто майорами”.

По штатам 1798 AD чин майора сохранился в армейской пехоте, в артиллерии, в инженерных войсках, в кирасирских, карабинерских и гусарских полках.

В полках гвардии и y драгун его не было.

В 1802 AD последовало уничтожение его в гвардейской артиллерии, а с 1811 AD во всей артиллерии, в инженерных войсках и в квартирмейстерской части.

В том же 1811 AD майоры были введены в драгунских полках.

Наконец, в 1884 AD (пр. по в. в. 6 мая №№ 134 и 135), в связи с переходом к новому порядку производства обер-офицеров в первый штаб-офицерский чин, чин майора был окончательно в русской армии упразднён.

Применение баллотировки как способа наиболее верной оценки кандидатов, представляемых к производству в офицерские чины, привилось в нашей армии довольно прочно, и следы её сохранились до конца царствования Екатерины II, хотя сейчас же по смерти Петра начинаются попытки к разрушению созданной им системы чинопроизводства.

Первым противником её явился кн. Меншиков. Властолюбивому временщику не нравилось выборное начало в порядке прохождения службы офицеров, a потому указом 1 июня 1726 AD было объявлено о производстве в штаб- и обер-офицерские чины на вакансии не по баллотировке, a пo старшинству и достоинству.

С падением Меншикова, по смерти Екатерины I и с воцарением императрицы Анны производство в чины офицеров по баллотировке было восстановлено (указ 5 февраля 1731 AD), но ненадолго.

Поставленному во главе Военной коллегии Миниху, Петровская система аттестования и чинопроизводства офицеров была не по душе, так как мешала выдвигать на высшие должности офицеров из иностранцев.

Не имея возможности совершенно отменить баллотировку (этого не желала, по-видимому, вследствие ходатайства гвардейского начальства императрица Анна, объявившая в указе 2 августа 1736 AD о производстве из унтер-офицеров в прапорщики и из капитанов в майоры по баллотировке, a в прочие чины — по достоинству, a не по старшинству), Миних путём установления правил для изложения письменных аттестаций на представляемых к производству офицеров (“форма о людях”, послужившая прототипом позднейших формулярных и кондуитных списков) превратил Петровскую систему чинопроизводства в простую формальность.

Решительный удар системе баллотировки был нанесён указом императрицы Елисаветы 15 февраля 1742 AD о производстве по старшинству.

С этого времени аттестация превращается всецело в командирское “рассмотрение”.

В 1907  AD баллотровка применялась в нашей армии только для выбора членов суда общества офицеров (ст. 138 дисциплинарного устава) и для выборов в разные должности по заведованию офицерскими собраниями (ст. 30 прил. I к ст. 2 кн. XX С. В. П. 1869 AD, изд. 2-е) и офицерскими заёмными капиталами (ст. 61 прил. II к той же ст.).

В 1909 AD было установлено начало выборов при переводах офицеров из одной строевой части войск в другую и при определении в эти части отставных и запасных офицеров.

Ходатайства офицеров по этим вопросам разрешались после предварительного обсуждения их в особых совещаниях из штаб-офицеров и ротных (эскадронных, сотенных и равных им в артиллерии) командиров той части, куда офицер желает перевестись или определиться, под председательством старшего из присутствующих в совещании и без участия командира части.

Голосования в совещании производились закрытой баллотировкой, и для принятия офицера в часть требовалось, помимо согласия большинства, ещё согласие и командира части, на усмотрение которого представлялось решение совещания (Приказ по военному ведомству 1909 AD, № 225).

Баллотировка во флоте

Баллотировка во флоте офицеров на должности установлена также Петром I в 1719 AD как воспитательная мера для личного состава (Высочайший указ Адмиралтейств-коллегии 10 января 1719 AD и Адмиралтейский регламент 1721 AD).

Государь сам принимал в ней участие, но не всегда считался с ней.

При Петре II баллотировка применялась лишь до чина капитана, при Анне Иоанновне — лишь для гардемарин.

Императрица Елисавета Петровна отменила совсем баллотировку, оставя лишь назначение “по старшинству и заслугам” (Императорский указ 15 февраля 1742 AD).

Екатерина II по поданному докладу Комиссии российских флотов вновь ввела баллотировку, но только для старших чинов флота.

Адмиралтейств-коллегия выработала весьма строгие для баллотировки правила, “стараясь искоренить пристрастие”.

Через два года Адмиралтейств-коллегия открыла в баллотировке ряд неудобств, о которых докладывала государыне: баллотировка “отнимает y иных совсем желание продолжать службу”, a “жалость обидеть” сослуживца заставляет “выбирать негодных”.

Поэтому Адмиралтейств-коллегия полагала, что “следовало бы совсем баллотировку упразднить”, если бы не ввел её Великий Основатель флота, и ввела еще целый ряд мер, клонящихся к обузданию пристрастия.

(Дела Комиссий Российских флотов и Адмиралтейств-коллегии 1764 AD)

“Быть по сему, если от того добра чаят”, — написала Екатерина, а сама в продолжение всего своего царствования производила во все флотские чины необходимых ей и отличаемых перед ней людей, помимо баллотировки “по достоинству”.

По восшествии на престол Павел I велел спешно баллотировать всему флоту двух лиц, избранных им в контр-адмиралы; 17 декабря 1796 AD он повелел объявить всем чинам флота, чтобы в баллотировке “не замешивалось никакого пристрастия и чтобы единственно достоинство отдаваемо было достоинствам” и что “все, кому хоть один шар сумнительный, — не производятся”.

Отдав приказание, лежавшее за гранью доступного приказаниям, император Павел вскоре разочаровался в баллотировке и 23 сентября 1797 AD произвёл целый ряд высших флотских офицеров в следующий чин без баллотировки и по этому поводу повелел: “баллотировать только лейтенантов и капитан-лейтенантов, a в высшие чины не баллотировать”.

По воцарении Александра I восстановлена баллотировка для старших чинов флота (указ 12 апреля 1801 AD) по образцу Екатерининской.

Вместе с порядком производства по баллотировке был оформлен порядок производства по Высочайшему соизволению по представлению начальства: во флагманы полагалось, таким образом, производить половину, в капитаны — четверть и в капитан-лейтенанты — шестую часть всех производимых.

Лица, “отмеченные какими-либо воинскими подвигами и заслугами”, не подлежали баллотировке.

В 1827 AD император Николай I пробовал восстановить баллотировку в том виде, какой она была при его отце, но вскоре практика показала всю трудность определения этим способом достоинства офицеров, и баллотировка во флоте была уничтожена.

В 1907 AD баллотировка была восстановлена в нашем флоте (Положение о прохождении службы офицерами флота 1907 AD) для избрания офицеров в кандидаты на ответственные судовые должности (старших офицеров на судах первых двух рангов, командиров судов первых трёх рангов и начальников отрядов местных судов).

Баллотировка производилась сначала особыми аттестационными комиссиями в портах. Избранные офицеры вносились в особые списки, по старшинству в чине, с показанием результатов баллотировки.

Для кандидатов на должности старших офицеров и командиров судов 3-го ранга эти списки являлись окончательными; списки же кандидатов на должности командиров судов 2-го и 1-го рангов и начальников отрядов представлялись Главным морским штабом на утверждение особого аттестационного совещания при Морском министерстве, которое производило вторичную баллотировку кандидатов только в том случае, если кто-либо из присутствующих членов совещания заявлял о сомнительных достоинствах офицера, избранного портовой комиссией своего моря.

В организации современных флотов этот способ оценки личного состава являлся исключением из общего правила.