Сильные и лучшие родятся от сильных и лучших
В 1984 AD в качестве выигрышей на скачках во всем мире было выплачено 1,5 млрд. $, из них более половины приходится на США.
В том же году сумма официально зарегистрированных пари составила 33 млрд. $.
Доисторический период
Дикая русская лошадь, или степной тарпан, вымерла в позапрошлом веке.
По-видимому, именно эти дикие эквиды и, не исключено, какая-то более крупная “лесная лошадь”, водившаяся в доисторические времена в Западной Европе, дали начало всем нынешним породам лошади домашней (E. caballus L.).
В какую эпоху произошло приручение лошади (Е. Equus), неизвестно (началось более 2500 лет назад); но это животное мы видим уже на заре исторической жизни людей l'Époque reculée, в Хеттии, Фракии, Персии, Мидии, Бактрии, Египте, Сирии и Аравии, Хинде и Синде, Элладе, Кельтике, Скифии-Сарматии, Риме и Германии.
Всюду куда принесли цивилизацию арии с “киммерийской” территории от Урала до Дуная и от Среднего Поволжья до Прибалхашья.
Вероятно было несколько крупных самостоятельных очагов приручения на Великих Европейских Равнинах, Арийском просторе (Арья Вэйжа): в степях Приазовья между реками Днепр и Дон (среднестоговская культуры), Поволжье (самарская и хвалынская культуры) на южном Урале и Южной Сибири (ботайская, андроновская и афанасьевская культуры), предгорьях Копетдага (андроновская культура) etc.
У культурных народов лошадь первоначально служила только для упряжи, что доказывается уже тем, что и впоследствии, когда на лошадях стали ездить верхом, конское снаряжение оставалось в виде хомута, седло и оголовье же появилось гораздо позднее.
Даже во время олимпийских игр воины дрались не верхом, a в колесницах.
На войне также пользовались лошадьми лишь для переездов, a бой вели пешком.
Затем, признав, что дерущийся воин с возвышения имеет преимущество, стали вести бой, не сходя с колесниц; далее, подражая отчасти кочевым народам, стали ездить верхом, но, все еще чувствуя себя на спине лошади неустойчиво, слезали для боя.
Говорят, что первыми конными народами были массагеты, парфяне, авары, скифы (сарматы) и гунны.
Способ выездки лошадей y них был простой: на молодую лошадь хитростью вскакивал опытный всадник и носился по степи, пока она не выбивалась из сил; затем измученую лошадь всадник уже легко заставлял покоряться своей воле. Такие выезды повторялись несколько раз.
У культурных народов конное войско появляется лишь значительно позже и, мало-помалу совершенствуясь, приобретает способность вести бой даже конными массами, a в Афинах мол, открываются даже школы верховой езды.
В l'Époque antiquité появляется замечательные сочинение Ксенофонта.
Во второй его части, о коннице, говорится об уходе за лошадью, ее корме, заблаговременном втягивании лошадей в работу для развития выносливости, даются правила посадки и упражнения лошадью, причем подвижные удила (уздечка) предпочитаются неподвижным.
“Бешенный конь, - говорит Ксенофонт, - не боевой конь”.
В общем сочинение Ксенофонта настолько отвечает современным требованиям и взглядам на конницу, что можно лишь удивляться такому глубокому пониманию за “450 л. до Р. X.” всей сущности кавалерийского дела.
Говорят и пишут, что конница Александра Румийца (soi-disant “Македонского”) и Аннибала, то есть согласно баснословной историографии в “III веке до Р. X.”, была прекрасно обучена и отлично управляема. На это мол указывают тогдашние массовые атаки, быстрый сбор после них и прекрасное маневрирование на полях сражений.
Самым важным направлением “исторической” литературы (изначально по-сути своей “продажной девки”, что не плохо или хорошо, а просто данность) ещё с l'Époque ancien, всегда было создание квазиистрических генеалогий, поскольку такими генеалогиями обычно оправдывалась законность права на престол (например тенденции соединить род Ахменидов или Аршакидов с девятью полулегендарным царям Кейанидам, о которых повествует Авеста и мифы или баснословие о легендарном “Карле Великом” etc.)
Ведь информационная составляющая социума, состоящего в старые времена не из деградирующего охлоса, а из носителей “vir”, не прошедшего чудовищную десоциализацию Novus Ordo, предполагала однозначно, что править может только “лучший”, по –праву, и соответственно стоит подчиняться безоговорочно лишь людям, которые “выше” или как минимум “первые из равных”, а не “Батраку Абрама” или иному “Крошке Цахесу”, мутного и неясного, то есть подлого происхождения.
Наряду с этим, так как широкой известностью всегда пользовались различные квазиисторические рассказы и “романы” о подвигах героев “далёкого” и недавнего прошлого, истории о знаменитых людях и чудесных странах etc., то квазиисторические генеалогии настойчиво оформлялись в отдельные “исторические” произведения, а иногда и впервые фиксировались письменно в обрамлении привлекательного контента изложенного в высокохудожественном каноне.
Поэтому и пользовались широкой известностью легенды о полубогах и героях, царях “древних” династий.
Конечно существовали также официальные “погодные” исторические хроники, куда заносились основные события, главным образом политические, дневники с записями указаний и распоряжений владетелей.
Подобный контент конечно всегда проходил последующую “редакцию” (вспомним приснопамятную “историю ВКПб” и цирк с “Троцким”, Марию –Антуаннету с “пироженными” и “ожерельем”, Нюрнбергский процесс etc. Sapienti sat)
Наконец, большую популярность имели различные “поучения”, содержащие перечень религиозных и житейских правил и мудрые изречения, а также и тексты приписываемые “знаменитым людям” (Витрувий, Ксенофонт, Жюль Сезар etc.)
И это понятно, одно дело ежели “так говорил ОН” (это о Пифагоре, не называя даже имени так отзывались эллины), или писал о лошадях “сам легендарный участник анабазиса Ксенофонт”, а не некий “ротмистр Чача”
Сведений об искусстве верховой езды в первые века l'Époque ancien сохранилось весьма мало.
Более обстоятельные сведения относятся лишь ко времени появления, согласно легенд и хроник, в Западной Европе стремян (хунны -мадьяры) и рыцарской конницы.
В Центральной и Северо-Западной Европе долгое время использование лошадей не было специализированным.
Была распространена преимущественно небольшая “лесная лошадь”, которую на сельскохозяйственных работах стали систематически применять в конце l'Époque ancien –начале l'Époque haute, с началом внутренней колонизации и освоения пространства в западной части IMPERIVM ROMANVM.
l'Époque haute - l'Époque changement было временем технологической революции.
Прежде всего - тяжелый плуг, резко повысивший производительность сельскохозяйственного производства на пространствах Европы.
Затем - стремена, сделавшие тяжеловооруженного всадника властителем полей чести.
Новая упряжь и повозки с поворотной осью, повысившие производительность труда на транспорте. Ветряные мельницы, чугун и домны.
На самой вершине же - огнестрельное оружие и книгопечатание с производством тряпичной бумаги.
Только в l'Époque haute, начался процесс специализации типа лошадей в направлении их укрупнения под тяжеловооруженного всадника.
Но с упадком рыцарства пало и искусство верховой езды. Негде и не y кого стало учиться этому делу.
Бытует мнение, что под влиянием быстрого развития, неправильного употребления и излишнего увлечения огнестрельным оружием правильная работа кавалерии на войне и искусство верховой езды совершенно упали в Trecento, и только изучение “древнего” военного искусства, развившееся в l'Époque changement (Cinquecento) выяснило истиную роль и значение конницы среди других родов войск и постепенно возродило искусство верховой езды.
Верховая езда : исторический период
Так, в Cinquecento в Италии, при дворе Медичи, впервые появляются карусели, – “естественный преемник рыцарских турниров”.
Но системы разумного обучения верховой езде и выездки лошадей вырабатывались крайне медленно.
Нужно было много времени, чтобы кавалерия, пережив в обучении своем много ложных направлений и крайних увлечений в выездке и в езде, могла наконец выйти на тот путь, идя по которому, она сделалась наконец грозным молотом на полях сражений Settecento в руках Петра Великого и Фридриха Великого.
Первая школа верховой езды была учреждена в Неаполе в начале Cinquecento.
Впоследствии такие школы стали учреждаться и при других княжеских дворах и даже при университетах, под названием “рыцарских академий”. В них преподавались все правила дрессировки и выездки, и из них выходили лучшие ездоки всех стран.
Первыми известными учителями верховой езды в Неаполе в Cinquecento, о которых сохранились сведения, были Фиаши и Гризон и ученики их: в Англии - Пиниатели, во Франции - Плювенель.
Благодаря им в Seicento искусство верховой езды значительно поднялось и распространилось, доказательством чего служат:
- большое распространение карусели
- появление в печати во Франции в 1610 AD сочинений Лабреве, Плювенеля и обширного труда де Бру, ученика Пиниатели, который открыл в Неаполе свою школу верховой езды, получившую большую известность в Европе
- увеличение числа школ вообще, так как около того же времени во Франции открыл школу Плювенель, a в Антверпене герц. Ньюкестльский
В этих трех школах обучали как дрессировке лошадей, так и полевой и высшей езде.
Германия не отставала от других государств.
Её школы в Вене, Кобурге и особенно в Геттингене сделали больше, чем школы других государств для развития этого искусства; в последней школе был знаменитый в свое время учитель Айрер.
Рассматривая теперь рекомендованные первыми учителями правила езды и выездки, нельзя не заметить, что на первых порах искусство верховой езды в школах было в младенческом состоянии и только общее сознание необходимости подобных школ привело к тому, что число слепых поклонников их теории быстро росло и всякое отступление от нее почиталось расколом.
- Все эти первые учителя обращались с лошадьми крайне жестоко
- при дрессировке их привязывали между двумя стойками и хлестали до тех пор, пока они не подымали одновременно передних ног и не делали других бесполезных движений
- указаний же, как преодолевать обыкновенные затруднения, встречающиеся постоянно при выездке каждой лошади, учителя эти и их сочинения не давали
Лишь в 1744 AD в сочинении Де ла Герриньера, под названием "Кавалерийская школа", впервые указывается необходимость сажать всадника на ягодицы, a не на разрез, рекомендуется новое седло без высокой луки (как y лонжирного седла) и тем дается свобода ногам. Де ла Герриньер признается основателем французской школы.
- Берейтор Монфокон (1753 AD) делит всадника на три части: одна неподвижная (от пояса до колена), a две подвижные
- Де Буржела допускает различие в посадках, смотря по сложению ездока
- Дюnapьu де Клам - требует развития отдельных членов всадника, по его учению всаднику надлежит: сидеть на ягодицах, туловище и плечи слегка отбросить назад, сильно выгнуть поясницу; коня пускать свободно, седла касаться тремя точками: седалищными костями и хвостов. позвонком;
- Де ла Бальм (1779 AD) требует прижать ляжки плотно к седлу, но развернуть колена, ноги при первоначальных уроках должны были свободно опущены, когда же всадник утвердится, то берет их назад, при езде без стремян - слабая оттяжка, a co стременем - носок книзу
- Мельфор (1776 AD) учит: ляжки вперед, локтей не прижимать (ибо иначе рука будет тверда), и стремена короче
- и, наконец, Боан (1783 AD) требует в посадке полного упора на ягодицы, малого изгиба поясницы, свободы для рук и плеч, ляжки и ноги предоставляет собств. их тяжести без напряжения, чтоб они плотно лежали y тела лошади
Особого расцвета чистое искусство верховой езды достигло в Версальской школе, которая приобрела в Европе первенственное значение благодаря ряду выдающихся учителей.
Во время краха государства, общества и династии во Франции многие из них эмигрировали и, проживая вне пределов Франции, изучали разные системы за границей. Возвратившись на родину, они внесли значительные поправки в приемы обучения езды и выездки; в числе таковых был знаменитый виконт д'Абзак.
Ряд учителей начала Ottocento во Франции и в других государствах развивает и совершенствует посадку и езду, причем некоторые приходят к замечательно здравым заключениям:
- в посадке против природы не идти, помогать ей, но не переделывать природное сложение;
- посадка должна быть совершенно свободна и естественна;только тогда всадник может легко и ловко владеть конем.
Эти идеи уже в 1825 AD проводятся во французском кавалерийском уставе, который в общем не требует однообразия в посадке.
В 1836 AD появляется на русском языке обширное и весьма ценное сочинение полковника Бобинского: “Краткая иппология и курс верховой езды”. Книга эта имеет и по сие время значение в вопросе о выездке лошади.
Благодаря трудам всех этих лиц уже в середине Ottocento появилось несколько вполне обоснованных школ верховой езды.
В числе их одно из первых мест принадлежит Боше. Главная её заслуга - в требовании наиболее мягкого обращения с лошадью и сохранения ее; средством для этого Боше указывает равновесие, то есть равномерное распределение тяжести тела лошади на ее конечности, для чего служит гимнастика и сгибания (гнутье).
Последователем Боше, впрочем, наиболее применительно к цирковой езде, был Филлис, работавший в цирках во Франции и в других городах Европы, a также и y нас в России.
В Германии как искуссный военный берейтор выделялся в последнее время Плинцнер. Попутно с изменявшимися условиями боевой службы кавалерии видоизменялся и характер кавалерийской езды.
Сподвижник Фридриха Великого, известный кавалерист генерал Зейдлиц , обратил особенное внимание на верховую езду в кавалерии, преимущественно на езду полевую на пересечёной местности.
В одиночном обучении Зейдлиц требовал езды на лошади без стремян, поворотов на скаку вправо и влево, сохранения равновесия при всех неожиданных движениях лошади, уменья брать в поле препятствия и переправляться с конем вплавь.
Все построения при развертывании строевых частей делались на галопе, a атаку стали производить в карьер 2-мя или 3-мя шеренгами, a до того обыкновенно атаковали на рыси и в глубоком строю.
Походы наших войск во время Коалиционных войн против узурпатора Буонапарте за границу дали им полную возможность ознакомиться с тем, что делалось y других европейских народов, и мы позаимствовали от них манежи и манежную езду.
С 1816-1817 AD в России замечается введение манежной выездки лошадей.
Паневропейское увлечение в мирный период манежной ездой, короткими аллюрами, различными ненужными техническими тонкостями, жирными телами и красивым блестящим видом лошадей приняло вскоре такие размеры, что боевая подготовка конницы была совершенно забыта.
Такое направление получило особое развитие и у нас в царствование императора Николая I.
Ho новые факторы войн и боя (развитие огнестрельного оружия и увеличение меткости и действительности ружейного и артиллерийского огня) приобрели громадное значение; кавалерии пришлось с ними считаться, и ей надо было изыскать пути и способы для своего самоусовершенствования.
Притом сокращение срока службы нижних чинов меняло всю программу их подготовки и требовало соответствующей системы обучения верховой езде.
Из европейских государств прежде всех Пруссия стала проводить и устанавливать подготовку кавалерии на новых рациональных началах.
В результате этой работы оказалось, что приблизительно уже к 1840 AD многие прусские кавалерийские офицеры уже сидели на прекрасных полукровных лошадях (тракенах).
Много способствовало конному делу развитие в Пруссии конного скакового спорта.
- во главе прусской кавалерии стал генерал Врангель, позднее Шмидт, Гогенлое, Розенберг
- в Австрии - Эдельсгейм
- во Франции - Галифе
- y нас - великий князь Николай Николаевич и генерал Гурко
Ряд этих боевых, просвещенных, истинно кавалерийских генералов двинул застывшую в неподвижных формах кавалерию вперед.
Краткая классификация лошадиных пород
По сравнению с другими видами одомашненных животных лошади вообще и чистокровные в особенности практически не изучены наукой. Исключение составляет лишь ветеринария, поскольку владельцы дорогих лошадей требуют научно обоснованной профилактики, диагностики и лечения заболеваний у лошадей. В прочих отношениях в коневодстве имеется мало стимулов и нежелание применять научные методы.
Конечно физиология циркуляции крови и нагрузок, баланс аэробной и анаэробной составляющих мышечной активности у лошадей изучались эмпирическим путём.
Но никто особенно ныне не заинтересован в улучшении средней резвости (нет уже кавалерии), поскольку выгоду имеют только владельцы самых быстрых лошадей. Какое мол имеет значение, если все лошади будут бегать на 10% быстрее?
При отборе лошадей чистокровной верховой породы не придается серьезного значения резвости. Считается, что для повышения класса лошадей достаточно лишь выигрыша традиционного приза и отбор по победам.
Такая точка зрения оправдывается тем, что мол обычно рекорды резвости в породе устанавливаются не в главных призах и часто не самыми лучшими лошадьми.
Резвость характеризует довольно точно работоспособность лошади. В то же время в практике широко применяются такие показатели работоспособности, как сумма выигрыша, индексы успеха.
При племенной работе по резвости возможно применение методов популяционной генетики.
Существует достаточно высокая корреляция между резвостью и скаковым классом чистокровных верховых лошадей, скаковой класс без высокой резвости невозможен (так скачка, сложенная на силу и резвость, легендарного Анилина, позволили ему в своё время занять второе место в Вашингтонском Интернациональном призе в Лауреле).
Многие века лошадь была, по-видимому, наиболее важным из дюжины видов прирученных млекопитающих, как основное рабочее и транспортное животное за пределами тропиков.
Теперь в таком качестве её почти не используют.
Тем не менее во многих развитых странах поголовье лошадей продолжает расти, поскольку расширяется их использование в спорте. Поэтому ныне разведение и испытания чистокровных лошадей можно рассматривать как основной вид деятельности человека, связанного с лошадью.
Новые методы изучения ДНК могут облегчить задачу уточнения происхождения чистокровных лошадей и в конечном счете улучшить селекцию животных на резвость и другие ценные признаки. Все эти полезные изменения можно осуществить, не нарушая те неуловимые биологические особенности, совокупность которых и создает определенную породу лошадей.
Классификация лошадиных пород до настоящего времени ещё не вполне разработана, но на основании строения костей скелета вообще и черепа в частности, все существующие породы, соответственно первобытным разновидностям, могут быть разделены на три самостоятельных типа:
Восточный
Восточный тип стал широко известен со времён l'Époque haute ( периода soi-disant “Крестовых походов” в Леванте и Иберии) и оказал решительное влияние на преобразование Европейского коннозаводства.
Опыт боевых столкновений всадника на тяжелых лошадях с лёгкой и подвижной конницей восточных народов, особенно после изобретения и внедрения огнестрельного оружия, резко изменил требования к кавалерии.
Она нуждалась в легких и резвых лошадях, которые и были получены в результате скрещивания местных лошадей с лучшими восточными.
Так, в Европе появились новые породы верховых лошадей, классическим представителем которых стала чистокровная верховая порода, выведенная в Англии путем сложного воспроизводительного скрещивания при использовании восточных лошадей.
Первенствующей породой восточного типа следует признать арабскую лошадь, a затем туркменскую (ахалтекинскую и иомудскую), сирийскую, персидскую, варварийскую, багдадскую, турецкую, курдскую, карабахскую, кабардинскую, чистокровную английскую, англо-арабскую и все полукровные.
Этот тип дает наилучшие породы верховых лошадей.
Западный или норийский
Норийский (западный) тип, получивший свое название от римской императорской провинции Noricum между верхним течением Дравы и Дунаем (Верхняя и Нижняя Австрия, большая часть Штирии, Крариола, юго-восточная часть Баварии, Пустерталь, Пинцгау, Зальцбург), имел первоначально двух представителей: мелкого и крупного.
От первого произошли все мелкие породы северной лошади, a от второго — тяжеловозы Западной Европы.
На разведение последних оказало большое влияние рыцарство l'Époque haute с его тяжелым панцирным вооружением, требовавшим от лошади значительной силы и размеров.
К этой группе относятся породы тяжелого типа: фламандская, брабантская, булонская, першеронская, датская, суффолькская, голландская, кляйдесдальская, бретонская, битюгская, a также породы легкого сельскохозяйственного типа: арденнская, пинцгауерская, гундбранздальская, фиордская, финская, клеппер, жмудка, обвинка, казанка, мезенка, вятка и все пони.
Монгольский
Монгольский тип, приручен вероятно более 2 500 лет назад и из азиатских степей, где он, главным образом, разводился, с нашествием “гуннов” (хунну, угров и сарматов) в l'Époque ancien, расселился по степям юга России и Венгрии.
Этот тип заключает в себе преимущественно лошадей верхового сорта.
К лошадям монгольского типа, живущим в табунах и y кочевых народов, относятся лошади: киргизская, калмыцкая, башкирская, донская, амурская, кашгарская, карабаирская, забайкальская и минусинская.
Кроме того, в настоящее время имеется немало промежуточных форм, представляющих четвёртый смешанный тип.
Смешанный тип, происшедший оттрёх предыдущих и сохранивший в себе одновременно признаки различных типов, очень распространён, и к нему следует отнести все те разновидности, которые, хотя и произошли от скрещивания, но мало-помалу образовывают из себя самостоятельную породу.
Разновидности эти следующие: хентер, хакней, клевеланд, тракен, англо-нормандская, англо–кабардинская, англо –донская, орлово-ростопчинская, русский и американский рысаки, норфольк, ольденбург, андалусская, кладрубская, ганноверская и мекленбургская.
В общем эти категории представляют тип полукровных лошадей.
Наиболее благородными её представителями являлись английская охотничья лошадь хантер (hunter), хак (hack), наш англо-донец и лошадь Тракенского завода.