Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Коннозаводство -3

Иностранное коннозаводство

Великобритания

Английское коннозаводство должно быть поставлено во главе других.

Плодородная почва доставляет богатые пастбища и обильный корм. Умеренный тёплый климат способствовал правильному развитию лошадей, a любовь к ним и к конскому спорту поддерживала стремление к улучшению пород и приспособлению к той или другой практической цели.

Согласно легенд, первые  сведения о лошадях Англии относятся ещё ко времени похода Цезаря (Gaius Julius Caesar) и Клавдия (Tiberius Claudius Nero Germanicus) в Британию, то есть к 698 -699 AUC и 796 AUC.

Английские лошади того времени были небольшого роста, но крепкие и быстроногие.

Лошади более крупного сорта были ввезены в Англию гораздо позже из Голландии, Германии, Нормандии и Испании.

Для колониальных войн совершенствовался тип верховых лошадей, а для работ на транспорте и в сельском хозяйстве потребовались крупные упряжные кони, основой выведения которых послужила уже созданная ранее в Нидерландах рыцарская лошадь.

В  Англии было выведено несколько пород (шайры, клейдесдали, суффольки) – животные, которые отличались большой живой массой. Появились бельгийские тяжеловозы, а несколько позже в России – крупные упряжные лошади.

Страсть англичан к скачкам заставила их обратить внимание на восточных лошадей, чтобы развить большую быстроту в своей породе.

В эпоху, непосредственно предшествующую созданию чистокровной английской породы, прилив лошадей восточного происхождения стал непрерывным и продолжался до тех пор, пока англ-нам не удалось при помощи их вывести свою собственную, теперь знаменитую, чистокровную английскую лошадь.

Современная Английская чистокровная лошадь (“throughbred”) происходит от арабской и варварийских лошадей, но с рубежа Seicento -Settecento совершенствовалась английскими коннозаводчиками.

80 животных послужило основателями популяции.

От этой узкой основы популяция чистокровных лошадей разрослась до современных размеров и насчитывает ныне во всём мире приблизительно полмиллиона голов.

Основной метод селекции - жёсткий отбор по результатам скачек .

Три старейших классических приза: Сент-Леджер в 1776 AD, Окс в 1779 AD и Дерби в 1780 AD.

Английская чистокровная лошадь имеет наиболее подробно документированную историю из всех домашних животных; скрупулезные записи в родословных охватывают более 20 поколений (централизованный племенной учёт был начат в 1791 AD Джеймсом Уэтерби).

Первый том The General Stud Book был издан в 1793 AD

Первые чистокровные английские лошади попали в Россию ещё когда эта порода находилась на стадии становления (завозили не только жеребцов, но и кобыл) в конце Settecento (князь Гагарин, князь Черкасский, граф Ростопчин, граф Шереметьев, граф Орлов-Чесменский etc.)

В 1836 AD в России, был издан первый том племенной книги российских чистокровных верховых лошадей (регулярные скачки на ипподроме в Лебедяни Тамбовской губернии c 1825 AD).

Так, Россия стала второй страной в мире, после Англии - родоначальницы породы, издавшей официальный том племенной книги.

В первый том Российской племенной книги были записаны 200 маток и 135 жеребцов, купленных в Англии, и приплод, полученный от этих лошадей в России.

Отбор и регистрация в племенной книге жеребцов-производителей и маток осуществлялись по результатам скаковых испытаний.

Так было сформировано первое племенное ядро, давшее начало дальнейшему развитию чистокровного коневодства в России.

Следующие тома племенной книги издавались с интервалом в 6 - 7 лет. Всего в  России было издано 14 томов племенной книги. Последний 14-й том был издан в 1916 AD.

Следующие 20 лет племенные книги в нашей стране, потерявшей субъектность, не издавались по понятным причинам.

И лишь только в марте 1999 AD, International Stud Book Committee окончательно признал нашу госплемкнигу лошадей чистокровной верховой породы.

Чистокровные лошади являются самыми ценными из домашних животных, однако генетически они почти не изучены.

Они имеют настораживающе низкую плодовитость: в среднем на планете каждые 100 чистокровных кобыл дают в год лишь немногим более 50 жеребят.

В английском и ирландском поголовье ежегодная степень воспроизводства выше - около 67%, но даже эта цифра кажется очень низкой в сравнении с показателями для других видов, дающих по одному детёнышу, таких, как крупный рогатый скот, для которых нормальным условием воспроизводства является 85%

Несмотря на усилия по выращиванию и подготовке победителей, постоянного улучшения скаковых характеристик чистокровных лошадей с 1910 AD не наблюдается.

Cтолпы Племенной книги (выдающиеся производители, которые присутствуют в генеалогических схемах практически всех современных чистокровных лошадей) :

  • Godolphin Arabian (родился примерно в 1725 AD, из Йемена)
  • Darley Arabian (родился примерно в 1688 AD, из Сирии)
  •   Byerly Turk (родился примерно в 1690 AD, захвачен во время осады Буды капитаном Byerly, несмотря на имя, вероятно, являлся арабом)

К этому почётному списку производителей следует добавить четвёртую лошадь - Керуэн Бей Барба, рождённого примерно в 1699 AD, поскольку его генетическое наследство, оставленное современным лошадям, даже больше, чем у Бейерли Тёрка.

Значение этой лошади часто недооценивается, однако один из его внуков ( Партнёр, рожденный в 1718 AD) был весьма плодовит и передал потомству многие из его генов.

Эти четыре выдающихся жеребца дали около трети генов современной популяции, а на долю 10 первых производителей приходится половина генетического материала.

Если включить в список всех предшественников, вклад которых составил 1% или более, то в него войдет еще 21 лошадь (11 из них - кобылы).

Эта группа лошадей дала 80% генетического материала современной популяции.

Приведённые цифры говорят о том, что инбридинг, который серьезно вредит плодовитости любого вида животных, может и представляет вероятно собой проблему и для чистокровных лошадей.

Но установить тесную статистическую связь между уровнями инбридинга чистокровных лошадей и бесплодием достаточно сложно.

Результаты исследований по влиянию близкородственного спаривания на фертильность лошадей довольно неоднозначны.

Нет доказательств того, что инбридинг имел какое-либо существенное влияние на плодовитость в настоящее время.

В течение более двадцати поколений разведения чистокровных лошадей естественный отбор, усиленный стараниями коневодов, которые специально удаляли менее плодовитых кобыл (достаточно выбраковать до 8 %), мог нейтрализовать любые нежелательные эффекты.

Таким образом, медленный, постепенный инбридинг, возможно, менее опасен, чем быстрый.

Фертильность кобыл колеблется по сезонам. Число кобыл, у которых происходят овуляции, достигает максимума летом, а самого низкого уровня - зимой и в начале весны.

В настоящее время случной сезон захватывает часть месяцев с самой низкой фертильностью. Если бы он был сдвинут во времени, рождение жеребят могло бы резко возрасти (но владельцы хотят, чтобы жеребята родились в начале года - что повышает их ценность, то есть продажную стоимость)

Число лошадей в Великобритании в начале  l'Epoque  moderne postérieure II достигало 3 миллионов.

Франция

Во Франции общая цифра лошадей (с Алжирией) в начале  l'Epoque  moderne postérieure II доходила до 3 миллионов с лишним.

Таким образом, по количеству лошадей Франция находилась сто лет назад в таком же положении, как и Великобритания.

Но в Англии , России, Австрии и Пруссии все классы общества любили лошадей, во Франции “республиканской” же к лошадям вообще относились холодно.

Любителей лошадей, как в Англии, России, Австрии и Пруссии, там после краха государства, общества и династии не было, знатоков было немного.

Отсюда и та разница, которая существовала между системами коннозаводства в Англии и во Франции.

В Англии все коннозаводство находилось в руках частных лиц.

Во Франции оно было почти невозможно без деятельного участия правительства и направлялось всегда только центральным государственным управлением, которое стремилось к созданию не отдельных специальных лошадей, a целых групп или семейств лошадей.

Этим французское коннозаводство резко отличалось от английского и этим обусловливался тот факт, что в Англии, под влиянием излишней индивидуальности, старинные породы исчезали, за исключением чистокровной, a новые не создавались, во Франции же не только сохранились некоторые прежние породы, но было уже положено начало для образование новых.

Если сравнить отдельных лошадей, то преимущество, конечно, было на стороне Англии, но в общем, французская система, казалось бы, должна была быть прочнее (если бы не soi-disant “революции”, сбрасывающие периодически Францию с пути достижений в l'Epoque  moderne postérieure I ).

История коневодства во Франции разработана очень мало.

Самое заметное влияние на судьбу его оказали два события в конце l'Epoque ancien:

  • нашествие мавров на юu Франции 
  • завоевание норманнами севера Франции

Мавры оставили на юге Франции значительное количество лошадей восточного происхождения.

Норманны ввели с собою на север Франции лошадей более крупного западного типа и основали заводы в окрестностях Руана, Кана и Байе.

Этими событиями определилось различие в коневодстве севера и юга Франции, существующее и в начале  l'Epoque  moderne postérieure II .

В Seicento -Ottocento коневодство во Франции процветало, но продолжавшиеся в течение трёх веков войны должны были произвести переворот в нем в смысле смешения, перерождения и уничтожения лошадиных пород.

Опустошительные войны Людовика XIV и его преемников вплоть до  франко-прусской войны периодически уничтожали наиболее годных лошадей, и заменять их приходилось покупкою в Германии, Дании, Бельгии и Англии.

Наиболее прочное основание участию государства в коннозаводстве страны было положено Кольбером в 1665 AD.

При нём же были учреждены государственные случные конюшни (dépôts d'étalons).

В конце царствования Людовика XV был основан первый государственный завод в Ле-Пене (Le Pin) в Нормандии в 1714 AD, a затем, в 1763 AD в Помпадуре (в Лимузине) и в Розьери, близ Нанси, в 1766 AD.

Правительство République française уничтожило все это и остановила дальнейшие успехи коннозаводства.

Наполеон I (Le Premier Empire) декретом 4 июля 1806 AD создал вновь полную организацию коннозаводства, которая в существенных чертах сохранилась и к 1913 AD.

Больше всего для коннозаводства сделано было Наполеоном III (L'Empire des Français) и  правительством Troisième République.

Во Франции Troisième République управление государственным коннозаводством состояло при министерстве земледелия.

При Наполеоне III оно было в ведении министерства двора.

Вся Франция в конно -заводском отношении была разделена на 6 областей.

Государство содержало на свой счет конский завод в Помпадуре и 21 случную конюшню, соответственно которым области были разделены на 22 округа.

Каждый округ ежегодно подразделялся на несколько станций, куда жеребцы приводились из случных конюшен для пользования частными заводчиками. Ежегодная цифра государственных случных жеребцов доходила к 1913 AD до 3 000.

Из конских пород Франции отличались: чистокровные английские, чистопородные арабские (производители из Сирии), англо-арабские, булонские (тяжеловозы), першероны (из местности Perche в департаменте Орны, Еры и Луары).

Кроме того, были известны французские рысаки, порода которых велась ещёс 30-х годов позапрошлого века (Ottocento).

Резвость французских рысаков была ниже резвости американских и русских.

Германия

В Германии в начале  l'Epoque  moderne postérieure II  было более 4 миллиона лошадей.

По климату и почвенным условиям Германие была менее удобна для коннозаводства чем Франция, но зато в Германии, в особенности в восточной её половине, гораздо более, чем во Франции, были развиты любовь к лошадям и практические познание по коневодству и коннозаводству.

Но в Германии не было того духа начинания и самостоятельности, каким отличалось английское коневодство.

Германец в этом отношении, как и француз, ещё нуждался в руководстве свыше; однако, любя лошадей и живо интересуясь ими, он пользовался этим руководством лучше, чем француз.

Первичные лошади Германии были мелкой породы. Лошадиное население l'Epoque ancien было невелико.

С конца l'Epoque ancien, то есть с эпохи баснословного Карла Великого, когда конница стала играть выдающуюся роль, значительно увеличилось и число лошадей, и улучшилось их качество.

Рыцарство и крестовые походы также оказали влияние на коневодство Германии.

Рыцари развили тяжелых мощных верховых коней, a крестоносцы (иоанниты и тевтонцы) привели в Германию восточных лошадей и основали несколько конских заводов.

В 1732 AD был основан знаменитый прусский завод в Тракенене (недалеко от русской границы, a в 1787 AD завод Фридриха-Вильгельма в Нейштадте (в Бранденбурге), — оба со многими случными конюшнями.

Около того же времени возникли не менее знаменитые заводы в г. Горренгаузене (близ Ганновера) и в Цвейбрюкене.

Коннозаводство в Германии издавна находится под контролем и руководством правительства.

И конечно образцом служила организация прусского управления государственным коннозаводством.

В Пруссии, как и во Франции, управление коннозаводством (Gestütverwaltung) находилось в ведении министерства земледелия и влияло, как и во Франции, на коневодство страны посредством случных конюшен.

В Пруссии было три больших конских завода: в Тракенене (восточной Пруссии), Градице (в прусской Саксонии) и в Бебербене (в Гессен-Нассау) и около 15 случных конюшен.

В Тракенене и в Бебербене разводились полукровные лошади, a в Градице — чистокровные.

Кроме Пруссии, ни одно из германских государств не имело государственных заводов, но во многих из них были придворные заводы и почти во всех существовали случные конюшни (Landgestüte), устроенные по прусскому образцу.

Более внимания в конно-заводском отношении заслуживают Ольденбург, Вюртемберг и Бавария.

Из характерных лошадиных пород в Германии в 1913 AD разводились: чистокровная английская, арабская, англо-арабская, полукровные  восточно-прусская, ганноверская и ольденбургская.

Существовала ещё туземная шлезвиг-голштинская и остатки старинных пород. Столь знаменитая еще в начале позапрошлого столетия мекленбургская порода к началу прошлого века уже совершенно исчезла.

Австро -Венгрия 

В Австро-Венгрии в начале l'Epoque  moderne postérieure II конское население достигало до 4 миллионов.

Из этого числа две трети приходилось на земли Венгерского королевства.

Большинство туземных лошадей Австро-Венгрии были восточного происхождения, как и русские лошади.

В Австро-Венгрии, Галиции, Буковине, австрийской Силезии и Моравии они напоминали собою наших крестьянских лошадей.

В Чехии и особенно в Австрии (эрцгерцогство Австрия) в лошадях была видна кровь знаменитых когда-то (при Карле V) испанских и неаполитанских лошадей. Следы этого влияние сохранились и к 1913 AD в большом росте и в особом складе.

В Чехии на Кладрубском придворном заводе существовали ещё вполне чистокровные потомки испанских лошадей.

В эрцгерцогстве Австрии известны были мархфельдские (Marchfeld) упряжные лошади.

Из туземных пород наиболее полезна была пинцгаузская.

В управлении коннозаводством в Австро-Венгрии, как и в её политическом составе, не было единства.

Государственные и очень многие из частных заводов Австро-Венгрии были превосходны и ежегодно давали значительный контингент хороших лошадей.

Но так как каждый завод работал по собственной программе, то влияние их на общее коннозаводство империи было не однообразно.

Главные задачи австрийского, как и германского и французского правительств, заключалось в создании годных лошадей для армии, то есть верховых.

Еще в Ottocento  руководство коннозаводством страны находилось исключительно в руках военного министра, и государственные заводы и случные конюшни были военными заводами (Militärgestüte) и военно-ремонтными случными депо (Beschälremontirung-Depots).

Только с 1869 AD управление коннозаводством перешло в ведение министерства земледелия, a военные заводы и ремонтные депо — в государственные заводы (Staatsgestüte) и случные конюшни (Staatsnengsten-Depots).

Однако руководящий персонал в случных конюшнях остался военный

В империи существовало 3 отдельных управления государственного коннозаводства: для Австрии, для Венгрии и для Кроации-Славонии, но система всех их была одинакова.

Государство в 1913 AD обладало 6 конскими заводами:

4 из них в Венгрии:

  • самый большой Мезохегиес (Mezohegyes) в комитате Арад — для чистокровных и полукровных английских и арабских, нормандских, норфолькских, липпицких и кладрубских пород
  • Баболга (Babolha) в комитате Коморн — исключительно для чистопородных и полукровных арабов
  • Кисбер (Kisber), недалеко от Баболги — для чистокровных и полукровных английских
  • Фогораш (Fogorasch) в Трансильвании, снабжён был липпицкою породою и жеребцами испанской крови

В Австрии

  • Радаутц (Radautz) в Буковине, состоял из полукровных арабских, полукровных английских, чистокровных арабских, чистокровных английских, липпицких и англо-нормандских
  • Пибер (Piber) — в Штирии, жеребцы с Радаутского завода

Кроме того, было 2 больших придворных завода, ведущих своё начало от знаменитых в свое время испанских лошадей:

  • Кладруб (Kladrub) — в Чехии, лошади которого употреблялись исключительно для двора, в упряжи и под седлом
  • Липпица (Lippiza), близ Триеста, славившийся своими лошадьми ещё во время римского владычества. Лошади его были в общем восточного типа и служили, главным образом, для дворцовых конюшен (Postzüge).

Ha юге Вентрии, в Банате и в восточной Славонии, выработался сорт прекрасных лошадей под именем юкеров (Juckers).