Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Занимательная география

Bakuvi mavzoley.JPG

СТРАНА РУСОВ

Это большой народ из тюрок: [Страна] граничит со страной саклабов, расположена на острове, омывающемся водами озера, и он — их крепость и защита от врагов. Торговлю они ведут по реке Итил. Они не остерегаются [осквернения] нечистотами.

У их царя есть огромное ложе, инкрустированное драгоценными камнями. На нем вместе с ним сидят сорок его наложниц . У них есть законы и особый язык.

Их тела белые, как будто это пальма.

Они самые грязные создания Аллаха.

СТРАНА ТАТАР

Они — большой народ у тюрок. Живут они на востоке шестого климата.

Они подобны диким зверям жестокостью сердца, грубостью нрава, крепостью тела и грубостью натуры.

Они любят враждовать, проливать кровь и мучить животных.

Что касается религии, то они ни во что не верят. Нет у них разрешенного и нет запретного:  они едят все что попадется. Поклоняются солнцу.

Их язык совершенно не похож на другие языки и языки тюрок, а письмо отличается от других.

СТРАНА ВНУТРЕННИХ РУМОВ

Это большой народ, живущий на западе пятого и шестого климатов. Они происходят от 'Исава сына Исхака сына Ибрахима — да будет мир над ним!

Страна их обширна, государство большое; в него входят ар-Румийа (Рим) и ал-Кустантинийа (Константинополь).

Там много плодов и скота. До того как у них появилась христианская вера, они следовали учению философов.

У них в обычае кастрирование детей, дабы они были служителями при храмах.

Если кто-нибудь из них женится и желает устроить свадьбу, то он везет женщину к священнику, чтобы он лишил её девственности.

Цари ар-Рума именуются цезарями. Это наиболее деятельные, умные и ученые среди царей, разумнее их и многочисленнее. В числе их обычаев — они никогда не захватывают своего врага врасплох, [а сначала предупреждают его].

ШЛАШВИК ( Шлезвиг)

— очень большой город на побережье моря ал-Мухит. Внутри города есть источники хорошей воды.

Жители его поклоняются Сириусу, кроме небольшого количества их, каковые — христиане. У них есть церковь.

Основная их пища — рыба. Развод у них дают женщины, которые сами освобождают себя от брака,  когда захотят.

МАГАНАДЖА (Майнц)

— очень большой город: часть его заселена, а часть засеяна. Он — в земле франков, на берегу реки, называемой Рин.

Там растут пряности, которые имеются на дальнем востоке: перец, имбирь, гвоздика, гиацинт и хавланджан (Сорт имбиря). Там много пшеницы, ячменя, ржи, винограда и фруктов. У них в обращении дирхемы, чеканенные в Самарканде Насром ибн Ахмадом ас-Самани

ИФРАНДЖА

— обширное государство на крайнем западе шестого климата. В нем около ста пятидесяти городов. Столица его — Бариза .

Длина страны [составляет] месяц пути, а ширина — более этого. Она неплодородна, так как  пахать ее трудно, в ней мало виноградников и нет деревьев.

Жители ее — франки; они христиане, воюющие на земле и в море. Они стойки и яростны в битвах. У них никогда не встретишь беглеца с поля боя: смерть для них легче, чем отступление. Средства для жизни они добывают торговлей и ремеслом.

ИТРАХТ (Утрехт)

— большой город у франков с обширной территорией. Почва там солончаковая, на которой не дают урожая ни злаки, ни фруктовые деревья. Средства для жизни они добывают от скота, его молока и шерсти. У них нет дров, которые бы они жгли для своих нужд. У них есть глина (Вероятно, имеется в виду торф), заменяющая дрова

БУРЗИЛА (Бордо)

— город в области франков. Богат водой, деревьями, фруктами и злаками. Жители его — христиане. Там есть строение, возведенное на больших колоннах. На побережье этого города имеется прекрасная амбра.

Рассказывают, что, когда начинает свирепствовать зима, не позволяющая им плавать по морю, они отправляются на соседний остров. Там есть вид дерева, который называется мадика (Cambium).

Когда их постигает голод, они сдирают кору с этого дерева и находят между стволом и корой белое вещество, которым они питаются до улучшения погоды.

Там есть гора, которая возвышается над городом и над океаном. На горе находится идол, который как бы предостерегает людей, чтобы они не пытались отправиться в океан.

СТРАНА БАДЖАНАКОВ

— тюркский народ, живущий на севере шестого климата, близ саклабов. Они длиннобородые, среди них много длинноусых, они сильны и неодолимы.

Они никому никогда не платят хараджа.

Они нападают друг на друга, как звери. Они совокупляются со своими женщинами на виду у людей, подобно животным, не считая это отвратительным.

Их пища — просо. Страна их имеет протяженность двенадцать дней пути.

СТРАНА ХАРЛУХОВ

Это — тюрки. Протяженность их страны — двадцать пять дней [пути]. Это люди, чинящие насилие и несправедливость, нападающие друг на друга. Прелюбодеяние у них [совершается] открыто.

У них есть азартная игра, в которой играющий может проиграть другому игроку жену свою, сестру или мать.

Женщины у них очень красивы и порочны, а мужчины их малоревнивы.

Вина у них из проса. Они едят мясо, только обмакнув его в соль. Есть у них храм и дом [из дерева], которое не горит в огне.

У них есть рудник серебра, которое они добывают вместе с ртутью. Там течет река, в которой водятся змеи, и, если увидит их какое-либо животное, оно падает в обморок.

СТРАНА ХИРХИЗОВ

Это — тюрки. Протяженность [их страны] — один месяц [пути]. У них есть царь, которому они подчиняются, и он осведомлен об их нуждах. Никто не может подойти-к нему, пока ему не минет сорок лет. Во время молитв они пользуются размеренной речью. Молятся они, повернувшись к югу лицом. Там есть камень, который зажигают ночью, и он заменяет им светильники.

БАШКЫРТ— большой народ из тюрок, между Кустантинией и булгарами (Между Булгаром и Кустантинией — два месяца пути).

Жители  его — самые худшие из тюрок и самые упорные в стремлении к убийству. Они говорят: «У лета господь, у зимы господь, у дождя господь, у ветра господь, у земли господь, у воды господь, у смерти господь и у жизни господь».

Среди них есть такие, которые поклоняются журавлям, и это большой народ. Но большинство их — христиане.

Среди них есть группа мусульман, последователей толка имама Абу Ханифы ан-Ну'мана — да будет доволен им Аллах! Они платят джизью христианам, как здесь христиане платят мусульманам.

У них есть царь с громадным войском. Население живет в шатрах. У них нет крепостей.

БУРДЖАН — равнинная страна на севере. Долгота короткого дня у них четыре часа, а ночь — двадцать, и наоборот. Жители держатся веры магов и язычников.

Они сражаются с саклабами, которые-во многом похожи на франков. Они искусны в ремеслах и мореплавании.

ШУШИТ — крепость в земле саклабов (славян). Там есть соленый источник, между тем как в этой области нет соли. И когда им нужна соль, то они берут эту воду, наполняют ею каменные сосуды, разводят под ними большой огонь. Вода густеет и становится мутной. Потом ей дают остыть, и получается твердая белая соль. Это — способ изготовления твердой соли по всей стране саклабов. Говорят, что в одной из ее гор есть источник воды, который называют «Источник меда».

САКЛАБ — страна, лежащая на западе шестого и седьмого климатов. Она граничит со страной Хазар  [и расположена] на высоких частях румских гор (Валдай).

Это рыжеволосые люди с красным лицом, очень сильные.

Это — потомки Лита сына Каслухима сына Йунана сына Йафата. Это — разные племена, и между ними идут войны.

Каждый их народ имеет царя, не подчиненного другому.

Часть из них — христиане-яковиты, часть — несториане, часть не имеет никакой религии, часть поклоняется огню.

У них есть храм на одной из высоких гор. Он очень удивителен своей постройкой, кладкой камня, разнообразием красок (Чередованием цветов?), помещенными в нем  драгоценными камнями и [изображениями] восходов солнца, устроенными в окнах, которые сделаны в этом храме.

У них есть река, вода которой черная, как вода моря Мрака, но она вкусная. В ней рыба не водится, но есть большие черные змеи, которые безвредны. Есть там животное ал-'идас (Имеется в виду выдра) на которое охотятся и везут к саксинам и булгарам.

МИШКА — большой город в стране саклабов на берегу моря, среди густого леса, через который войскам не пройти. Там много продуктов, меда, мяса, рыбы. Войска там пешие, так как коннице у них не пройти.

Женятся у них по усмотрению их царя, а не по своему выбору. Он заботится о снабжении их всей провизией: он вроде заботливого отца для своих подданных.

В противоположность другим тюркам они очень ревнивы к своим женам.

ВАЗАНК— местность на берегу Северного моря. Море ал-Мухит в северной части имеет пролив, соединяющий его с Южным морем (Зунд).

Местность, которая находится у этого пролива, называется морем Вазанк.

Это — самое дальнее место на севере. Там очень сильный холод, климат суровый и вечный снег. Там не могут жить растения и животные. Мало кто может туда добраться из-за сильного мороза, мрака и снега.

Ал-АШБУНА (Лиссабон)— прекрасный город в ал-Андалусе, близ Баджи. Там растут различные плоды и есть всевозможная охота на земле и на море. Он находится на каменистом мысу моря, и его волны бьют в стены города. Там есть гора, на которой находится камень ал-баради (?), который светится ночью, подобно светильнику. Гора эта — рудник оникса

АНДАЛУС (Иберия)— большой полуостров в Магрибе. Часть его заселена, а часть — в развалинах. Длина его — меньше месяца пути, а ширина — двадцать с лишним переходов. Окружность его составляет более чем три месяца пути. Там нет ни одного места, которое отстояло бы от [центра] материка более чем на два дня пути. Ал-Андалус и страну франков разделяет гора.

Ал-Андалус находится посредине земель климатов: одна часть его находится в четвертом, а другая — в пятом климате. Там много городов и селений, рек и лесов. Там дешевизна и достаток. Есть там рудники золота, серебра, свинца, железа, ртути, серы — красной и желтой, прекрасной киновари, цинка, квасцов, сурьмы, которая похожа на исфаханскую.

Из чудес мира там есть два:

  • одно — исламское государство в ал-Андалусе, окруженное со всех сторон франками, а между ним и подкреплением от мусульман — море
  • другое — христианское государство на берегу Сирийского моря, окруженное мусульманами со всех сторон, и между ним и подкреплением от франков — море

Там [находится] море ал-Асвад («Черное море»), которое именуется также море аз-Заламат («Море Мрака»), окружающее ал-Андалус с запада и севера. В конце ал-Андалуса находится место соединения двух морей, о котором упоминает Аллах всевышний в Коране.

Ширина его — три фарсаха, а длина — двадцать пять фарсахов. Там бывают прилив и отлив. В течение дня и ночи бывает два прилива и два отлива.

Это потому, что море ал-Асвад при восходе солнца поднимается и переливается в пролив и вливается в море ар-Рум, расположенное на юге и на востоке ал-Андалуса. Цвет его зеленый, а цвет воды моря ал-Асвад подобен [цвету] чернил.

Если смотреть на нее в сосуде, то черноты не видно. Воды моря ал-Асвад текут в море ал-Ахдар («Зеленое море») вплоть до самого заката. А когда заходит солнце, все повторяется наоборот: воды моря ал-Ахдар вливаются в море ал-Аовад до самого восхода солнца, и так все время. И это — установление [Аллаха] великого, знающего. Спросили об этом посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и он сказал: «Когда царь океана ставит свою ногу в море, оно переполняется, а когда он вынимает ее, оно опускается».

Там есть гора с пещерой, в которой никто  не видит огня, но если взять промасленный фитиль, привязать его на конце длинной палки и сунуть ее в пещеру, фитиль загорается и выходит оттуда горящим.

БАКУЙА, долгота — 84°30', широта — 39°30', — город, построенный из камня на берегу  моря ал-Хазар, в одной из областей Дарбанда, близ Ширвана. Его стены омываются водами моря, которое затопило много стенных башен и приблизилось к мечети. Почва там скальная, и большинство домов построено на скалах. Воздух там хороший, вода пресная, из колодцев, выбитых в скалах, а выходящие в них ключи исключительно приятны. Там низкие урожаи зерна, и большую часть его привозят сюда из Ширвана и Мугана. Много здесь инжира, граната и винограда. Сады находятся далеко, и большинство горожан отправляется туда в летнее время, живёт там некоторое время, а затем возвращается. И так они делают ежегодно.

Город имеет две прочные крепости из камня, чрезвычайно укрепленные. Одна из них, большая, стоит близ моря, волны которого бьют в ее стены. Это та крепость, которую не смогли одолеть татары. Другая крепость выше первой. Ее верхушка с одной стороны разбита баллистами.

Особенностью этого города является то, что ветер в нем дует и ночью и днем, так что иногда при сильном ветре невозможно человеку идти против ветра, а лошадей и овец в зимнее время даже сбивает в море, и они не могут удержаться на земле.

Здесь известны залежи смолы и источники нефти, которой добывают ежедневно более чем двести верблюжьих вьюков. Рядом с ними — другой источник, изливающий беспрерывно, днем и ночью, белую, как жасминовое масло, нефть; его арендная плата достигает приблизительно тысячи дирхемов 

Близ источников там есть твердая земля желтого цвета, которая горит наподобие свечей. От нее отламывают куски и везут в город для отопления его домов и бань.

В одном фарсахе от города есть место, из которого выбрасывается никогда не гаснущий огонь. Говорят, что это — рудник серы.

Около этого огня расположено селение, жители которого — христиане.

Они выжигают известь и на повозках доставляют ее в город. Там есть соляные копи, где добывают отличную соль, вывозимую в [другие] страны.

Около города есть обитаемый остров, с которого охотятся за водяными собаками («Тюлени»). С них сдирают шкуру и вытапливают жир, [используемый] как масло в светильниках. Из шкур выделывают мешки, наполняют их нефтью и перевозят на кораблях в [другие] страны. Там очень много газелей, и нигде нет им подобных.

B некоторые годы там виден большой огонь, выходящий из моря и поднимающийся на высоту, видимую с расстояния одного дня пути и даже больше. Этот огонь горит длительное время, а затем гаснет.

Близ города много селений, и каждое селение имеет укрепленную цитадель с прочными стенами.

Все жители этих селений — христиане, а жители города исповедуют толк имама аш-Шафи'и — да будет доволен ими Аллах!

Это — родина родителя моего, имама, ученого Салиха ибн Нури, который был средоточием достоинств...(он скончался) в 806 (1403-04) году в возрасте семидесяти семи лет.

ТИФЛИС, долгота — 83°05', широта43°05' — укреплённый город, далее которого ислам не распространен.

Это — столица страны ал-Курдж.

Основал его Хусрау Ануширван, а укрепил Исхак ибн Исма'ил, маула Омейядов. Город пересекает река Кура.

Жители его — мусульмане и христиане. На одном берегу ал-Кура возглашают азан, а на другом — бьют в колокола. Крыши города из пинии.

Среди его чудес — очень горячая баня, которую не топят и не носят для нее воду, так как она построена на горячем источнике.

ТУРКИСТАН — общее название всех тюркских стран. Граница его начинается в первом климате и, вдаваясь в глубь востока, тянется до седьмого климата. Большая часть его населения — жители шатров (кочевники), но среди них есть и живущие в селениях.

Тюрки живут в восточной части всех климатов с юга на север. Они отличаются от всех народов многочисленностью, большой храбростью, выносливостью и обликом диких зверей — широкими лицами, приплюснутыми носами, огромными руками, плохими нравами.

Они гневливы, чинят притеснение и насилие. Они едят мясо животных, предпочитая его всему и не заботясь о том, чтобы сварить его.

Они по обычаю зверей действуют силой, и жизнь их — непрерывные набеги и погоня за пугливой газелью или летающей дичью. Когда кажется, что они устали, ты видишь их в прежнем состоянии, горячащих коней и взбирающихся на горы.

Ар-РУМ (Малая Азия) — обширная страна, одна из приятнейших и плодороднейших областей, с множеством благ и чудес; вода здесь самая вкусная, воздух самый здоровый, а почва самая плодородная.

Среди особенностей ее — продукты, [получаемые от] животных, и благоденствие.

Жители ее — мусульмане и христиане. Зима здесь такая холодная, что вода затвердевает и превращается в камень. Жителя ар-Рума населяют запад пятого и шестого климатов.

Из-за холода в их стране большинство людей имеет белый цвет кожи и белокурые волосы.

В натуре их преобладает пристрастие к удовольствиям и веселью, ибо ар-Рум находится под знаком аз-Зухры.

Среди особенностей его — отсутствие верблюдов; они там не родятся, и, если [верблюдица] забеременеет, плод ее гибнет.

Жители ар-Рума рисуют портреты царей, правителей и монахов и ищут в них утешения после их смерти.

Они так искусны в живописи, что даже изображают человека смеющимся, плачущим, веселым и грустным.

Там есть гора Устан в середине которой находится нечто вроде горного прохода, где имеются жилища для тех, кто проходит по нему, и во время перехода [путник] ест хлеб с сыром, и с начала пути и до конца его не укусят собаки, хотя они кусают других; проходя же между ног совершающего переход, они не причиняют ему зла. И это известно.

Между Акшахром и Антакией есть источник огня. Если погрузить в него камышинку, она загорится. Об этом сказали султану 'Ала' ад-Дину, он приказал проверить это, и все оказалось [именно] так.

ШАШ (Ташкент), долгота — 99°10', широта — 42°80' — область, расположенная за рекой Сайхун, граничащая со страной тюрок, была одним из самых больших пограничных укреплений на границе со страной тюрок

[Город Шаш] — один из самых здоровых городов Аллаха с многими благами.

Ко всем жилищам течет вода, и весь он утопает в зелени. Он был опустошен при султане Мухаммаде ибн Хваразмшахе.

Ciato loco : Сейид Йахья ибн ас Сейид Баха ад-Дин аш-Ширвани аш-Шамахи ал-Бакуви (умер ал-Бакуви в 1457 AD)

Переписан этот список со списка, датированного 816 годом хиджры (1413-1414 AD).

Это [произошло] перед пятничной молитвой в начале месяца зу-л-ка'да, священного из месяцев, 1023 (3.XII.1614) года в городе ал-Лазикии — да охранит ее Аллах

С координатами какая-то ошибка, долготу надо бы уменьшить вдвое, а 42° 80' --- явный перебор.
Это буквальная цитата из автора.
Ну не от Гринвича же арабы долготу считали.
Я вот-башкырт. Приятно прочитать исторические сведения о своих предках:).
Арабы не плохо знали народы по Волго -Балтийскому пути.
Просто мало записей осталось.
Но вот кладов с куфическими дирхемами (с именами правителей) нашли множество, в том числе и в районе Шлезвига и Полоцка
Был путь не с "варяг в греки", а с "варяг в арабы" -200 лет.
Варяги -это конечно в смысле "ифранджи", то есть население приморских городов Венедского (Варяжского) и Германского морей
Первый форпост на “границе” -полис Visby на Готланде главный (до возвышения Любека) посредник в торговле Запада с Юго-Восточной Прибалтикой и далее с Востоком по-Волге
Тысячу лет назад народы Северной Европы (южных берегов mare Suebicum и mare Germanicum) , северные люди -“норманны”, -ингевоны (различные германские племена жившие около морского берега преимущественно у Немецкого моря, в низовьях Рейна, Везера и Эльбы), руги, венеды, славяне, киммерийцы -кельты из района sinus Codanus (проливы Каттегат и Зунд) и Lagnus (Бельт), и Юго -Восточной Прибалтики разработали баркас двойного назначения - широкий мидель, дающий судну устойчивость при высокой волне, и малая осадка, для того чтобы легче было устраивать набеги на прибрежные поселения.

Рейдерски и торговыее флотилии “северян” состояли из небольших парусно-гребных судов, которые могли действовать на реках (подниматься против течения) и в то же время обладали неплохой мореходностью (в прибрежной полосе, в открытом море, как правило обречены были на гибель при волнении более 5 баллов)

Суда можно было даже перетаскивать волоком через водоразделы, вести на бечеве.

Об одной мачте, с вантами и штагом, об одном большом прямоугольном парусе и вёсла, располагавшиеся в один ряд по 16-32 весла с каждого борта. Длиной 30-40 м.

С острыми носом и кормой, управлялось по-барочному, кормовою потесью, а с носу носовою потесью (для реверса разворот не требовался)

Благодаря таким судам класса река-море, они могли внезапно появляться едва ли не в любом месте - там, где хотели; флотилия высаживала рейдерские отряды воинов, которые грабили города и контадо, и уходили, как только противник собирал крупные силы.

В состав флота входили также парусно-гребные суда меньших размеров: ушкуи, действовавшие на реках, озёрах и в шхерах, кочи, носады, применявшиеся для перевозки грузов.

И суда больших размеров : морские лодки -длина около 30 м, ширина 5-6 м, 2-3 мачты, команда - 50-60 человек (оснащались у устья Ловати, в районе Русы).
Я теперь склонен думать, что именно этот путь немало поспособствовал трансформации всех народов, лежащих на этом пути и даже способствовал появлению новых государств:).
Ясен пень. Арабское серебро. В Европе тогда серебра не было
А потом возникла единая денежная система "Карла Великого", на основе серебра -фунт одинаковый по всему пути из "франков в арабы"
Персидские товары, шёлк.
Торговля внешняя вообще была тогда выгодна при цене товара не менее 240 динаров за пуд из-за высокого фрахта сухопутного.
А тут всё по-воде.

Конечно туземцы Фенноскандии не только не имели никакого значения при генезисе “Руси” (социально-экономической верхушки), но и к пресловутому пути “из варяг в греки” отношения никакого не имели.

Система волоков, соединявших Новгород на Волхове и верховья Днепра, отнюдь не претендовала на общеевропейское значение и связывала только русские земли.

Всё это конечно, совсем не исключает трамповое судоходство, на парусно -весельных судах в 40-100 ласт (речных -прибрежных набойных лодьях) в период половодья через условно-проходимые Днепровские пороги.
В конце концов, балтийский янтарь каким-то способом достигал стран Средиземноморья, где находил большой спрос, и одним из путей его поступления в Средиземноморье, по крайней мере, на рубеже эпох, был путь по Неману и Березине в Поднепровье и далее в Чёрное море.

Что касается "византийских" карт, то мы практически ничего не знаем о них.
А например знаменитый арабский географ ал-Идриси (1154 AD) сообщал о некоей “Русской реке” -его сообщения несут в себе известия о нескольких реках Восточной Европы (в том числе Волге и Доне) и отражают знания арабских путешественников о водном пути из Чёрного моря и Каспийского моря на Север Руси.

Клады восточных монет вместе с монетами западноевропейскими находили в верховьях Волги, на Оке, в окрестностях Смоленска, Полоцка- там, где в слоях поселений и под курганами лежали свидетельства оживленной торговли в l'Epoque ancien.
И находки словно указывали путь вдоль рек, пересекали водоразделы, отмечали направление постоянных торговых связей, но ни одна из таких ниточек не протягивалась вдоль Днепра.

В самом Киеве, на его территории, вскрытой за последние десятилетия работами местных археологов, оказалось ничтожно мало вещей “скандинавского” и “ромейского” происхождения, относящихся к тому времени, когда движение по пути “из варяг в греки” должно было быть особенно оживлённым (до середины XI).
Среднерусская возвышенность была узлом четырех основных водных систем: Волжской, Днепровской, Западнодвинской и Волховско-Ильменской. Здесь лежали верховья рек. Отсюда пути вели на Каспий, в Черное море и на Балтику.

Водный путь из Новгорода на север и северо-восток:

* заволочский водный путь: pp. Мета, Молога, Волга, Шексна, Порозовица, оз. Кубенское, Сухона и Северная Двина
* водный путь к реке Каме, пройдя весь заволочский путь, шёл по pp. Вычегде, Сев. Кельтме и Южн. Кельтме
* водный путь к р. Печоре - по тому же заволочскому пути, затем по pp. Вычегде, Сев. Мылье и Южной Мылье
* водный путь с р. Камы на Печору - ходили по pp. Вишере и Колье

Водный путь новгородцев за Урал шел:

* по pp. Печоре, Щугору, Иличу, Сосве, Оби
* по pp. Печоре, Усе, Ельцу, Соби и Оби

Водный путь, соединяющий Озерную область с Белым морем - от города Онеги вверх по р. Онеге до устья р. Кены, по р. Кено, Кенозером, р. Почей через Почозеро в рч. Волошу и в Волошозеро; оттуда волоком (6 вёрст) на р. Череву, по pp. Череве и Водле, оз. Онежским, р. Свирью, оз. Ладожским и р. Невою до Финского залива.

Этот путь стал известен новгородцам, не позже начала XII века.Важное значение его для доставки грузов из Архангельска и Онеги сохранялось до начала прошлого столетия.

Водный путь из Новгорода по pp. Волге и Оке: pp. Мста, Тверца, Волга, Шоша, Ломь, Руза, Москва и Ока.

Этот путь был одним из главнейших, по которым шла колонизация из Новгорода в Поволожье;

Но были еще и другие, как-то:

* из оз. Ильменя через речки Полу и Явонь с переволоком к оз. Селигеру; из него в р. Селижаровку и ею в р. Волгу
* р. Волховом до оз. Нево, оттуда Свирью в оз. Онего, из него р. Вытегрой до Ковжи и р. Ковжей в Белоозеро; из Белоозера в Волгу Шексною

Водный путь между Псковом и Новгородом: pp. Великая, Череха, волок, р. Уза и Шелонь.

Моложский водный путь из Озерной области к Волге шёл:

* или от озера Нево посредством pp. Сяси и Боложи до Волока Хотьславля (в нынешнем Тихвинском уезде)
* или же от Волока Держковского на Мсте к озеру Печенову по pp. Люту, Шерегодру, Ситинце, оз. Ясином, волоком до оз. Межволочья, р. Песой, Чагодощей и Мологой

Владимирский водный путь из Поволжья шёл или через Переяславское оз., или по р. Солме к верховьям р. Нерли, впадающей в Клязьму несколько ниже г. Владимира.

Ростовский водный путь вёл по прав. притоку Нерли, Солме, к верховьям р. Сарры, вливающейся с юго-запада в Ростовское озеро.

Водные пути, соединяющие pp. Днепр и Дон с Волгою:

* путь из Азовского моря к р. Волге: р. Дон (до г. Саркела или Белой вежи) и волок
* с Днепра на Дон: р. Самара, Волчья, волок, или р. Миус, или Кальмиус - или Орель, Берестовая, Сев. Донец
* pp. Днепр, Вязьма, волок, Вазуза, Волга
* pp. Дон, Шать, Упа, Ока
* pp. Дон, Сосна, Зуша, Ока;
* pp. Дон, Воронеж, Ряса, волок, Хупта, Рановая, Проня, Ока

Водные пути из Варяжского моря к Пскову и Изборску:

* по системе р. Пернавы к оз. Вирц, р. Эмбах, оз. Чудское, оз. Великое, р. Великая
* р. Нарова, оз. Чудское

Водный путь по мелким рекам и волокам из Западной Двины (по её притоку Лучесе) в Днепр (Гнёздово)

Киево - новгородский водный путь, совпадавший, начиная с озера Ильменя, с летописным “путём варяжским (по рр. Днепр, Рутавечь, Каспля, Усвяча, Ловать).


Спасибо! Вот хотел бы поделиться с Вами ссылкой http://rakshin-oleg.livejournal.com/2710.html. Логика тут такая - скажем первыми контрагентами арабов были хазары,потом булгары, потом эрьзя, потом русские...
Спасибо, почитаю
Первыми -всё же Баку и Дербент.
А потом конечно те кто жил в низовьях Итиля.
Если это так, то влияние арабов уничтожило тех. кто там жил в Баку и Дербенте, хазар, булгар, эрзя ничего не дало, и только русские на этом создали свое государство(не без руководства варягов). И это был такой аналог трубопровода "Дружба":).
Русские своё государство создали в 1649 году ("уложение") после того, как вышли на плодородные земли юга.
Раньше это ещё не "государство".
А "Киевская Русь" -это не государство (удельные князья были незначительно связаны вассальными обязательствами).
И "Орда" это не государство.
Тут интересна сама "сверхидея" "Чингисхана" или той же "Орды". Этос в этом, в сверхидее.
Мол, чтобы невинная девушка, что-то там то-ли с золотым блюдом или серёжками (уже и не упомню) могла проехать безболезненно от Китая до Адриатики, сохранив и целку и блюдо.
Вот так люди вопрос ставили.
А государства -это уже поствестфальская Европа.
И русские -это и славяне и булгары и хазары (ведь казаки откуда?) и весь и мордва.
Просто характер сельскохозяйственный колонизации имела. Я писал о границах, о выходе из лесного ядра.
А земледельцев всегда больше, на порядок, чем охотников -собирателей и номад.
В освоении пространства, в его самых различных точках, люди сотрудничали в сфере торговли, в посредничестве и других процессах обмена независимо от языка, культов (культуры), цвета кожи, бытовых обычаев и, очень часто, не взирая даже на какие-либо правовые нормы метрополий (родовых городов).

Под "монгольскими завоеваниями" видимо надо считать установление единой системы крышевания по Великому Шёлковому Пути и Волго -Балту. То есть под собирательным образом, брэндом "Чингисхан" и "Батый", видимо,надо понимать множество private military companies (частная антреприза) обеспечивающих безопасность деятельности "компаний" (наиболее распространенной и возникающей почти одновременно является организационная формы в сухопутной торговле, крупном ремесле, банковско-ростовщическом деле).

В этой организационной форме протекает во второй половине Duecento то не имеющее исторических параллелей развитие торговли, банковского дела, ремесла итальянских пополанов, которое в значительной мере объясняет, что происходит в политической сфере и в сфере идеологической.

Караваны из десятков вьючных животных, нагруженных до предела товарами, аккуратно упакованными в тюки, обшитые белой льняной тканью (так называемые torselli), двигались круглый год по дорогам Азии, сопровождаемые вооружённой охраной, не гарантировавшей, впрочем, от всяких неожиданностей в пути.

И караваны судов двигались по речным артериям.

Отсюда и стремление к единой системе крышевания,к согласованию интересов (выдача пластинок охранительных -пайцзы).
Есть также мнение,что власть одного возможна в пределах малых доменов( в условиях информационной составляющей (коммуникации etc. -радиус 1000 км, при наличии дорожной сети) и социально-производственного механизма дученто).

Не стоит забывать, что в геополитике известна "транспортная теорема", которая рассматривает два механизма, ограничивающих пространственное развитие государственных организмов, - управленческий и экономический.
В соответствии с первым характерные размеры государства L не могут превышать vt, где v - характерная скорость распространения информации внутри государства, а t - характерная длительность процессов, подлежащих управлению из центра.
(Отсюда следует, к примеру, что характерный радиус доисторических сухопутных "империй", то есть полисных конфедераций, может варьироваться от 200 до 1000 километров, при условии наличия дорожной сети.)

Империя, например при Ахменидах, персидская, конгломерат сатрапий, где шах гораздо меньше (чем современное государство) вмешивался в сферу частного права или обычая, делегированных полномочий сатрапа.

Да и воoбще, теория абсолютной монархии сформировалась во Франции и Англии лишь в конце Cinquecento. Практика -Seicento (после потрясения Лиги).

Так, что "империя Чингисхана" -это фейк, конструкт, опрокинутый в прошлое, да ещё во времена начала цивилизационного процесса (урбанизация началась с Италии, в 12-го века)

Если уж Империя в период расцвета (900 тыс. кв.км во главе с императором) -это образование, в котором реальная политическая власть фактически принадлежала 360 светским и духовным князьям, среди которых особое место занимали курфюрсты, то какая такая могла быть "империя" у "монголов"?

Тут же всё на поверхности.

Пайцзы - выдававшиеся "чингисханом" или там "чингизидами", "ханами золотой орды"( крыша Волго –Вятского бассейна) разным лицам верительные дощечки; "марко поло", посещающие "великих и ужасных" "тартаро -монгол" -это уже медиообеспечение, информационный вброс, мол дорогу от Китая до Леванта, всё держит "чингисхан".

Смелее друзья, вносите паи в comenda и сompania.

Я уж молчу про историческую демографию, число номад ограниченно их социально –производственным механизмом, недавний пример, –киргиз –кайсацкая орда
Тогда возможно расширение Руси в сторону Казани, а затем и Астрахани есть результат спора двух-трех групп, которые обеспечивали безопасность "трубопровода":)(крышевали дорогу).
Ну говорят, что и раньше -тот же Мамай, он бунтовщик, отморозок.
Хвост задрал на легитимную власть. Не по понятиям
Может и так. У одной группы появилась артиллерия не плохая. Киллер -апликашн, и вот куда могли дотянуться, довезти по рекам артиллерию, там и утверждались. Но в принципе процесс не выходил за рамки понятий тогдашних.
Другой вопрос как она появилась, та артиллерия?
На чистом месте не получилось бы внедрить инновацию. Нужны были предпосылки.
То есть сначала новые технологии были привнесены в металлообработку, в литейное дело. Специалистов привезли с Италии и от кесаря (говорят пленных заставили -это чушь, в Москве Пушкарская слобода -сплошные немцы были)
Всё это готовилось не один десяток лет.
Да и вообще война, и осада городов -дело крайне затратное и хлопотное.
То есть 80 лет всё готовилось, вот поэтому и смогли прикрутить и Новгород и Поволжье.
И не только силой. Были сторонники внутри, пятая колонна. Для которых интерес был под руку Москофлурар Кралы уйти. Большой интерес.

Франция тот же Эльзас и Лотарингию и земли домена Вандомуа и земли первых баронов королевства Монморанси тоже сто лет прикручивала -налоги иные, более привлекательные, больше свободы, чем в центре ну и так далее.

Во взять могучую Францию.
Насчёт грабежа горожан и налогов.Так это ещё те мерзавцы, горожане. Конечно платили дань, или "крыше" или "гастролёрам"

Вон армия Великого короля во Фландрии и на Рейне в ходе 35 лет кровавой войны за "испанское наследство" (первой всеевропейской) приходили и грабили, потом опять уходмли, а горожане прятали и продукты и ценности, никаких понятий.

Потери французов были выше, чем у Петра Великого (правда при большей плотности населения, у Петра в 23 года войны потери были тоже значительными -100 тыс военных и столько же гражданских при строительстве в болтах Ингрии)

Но особо регулярные армии так ничего и не награбили и контрибуции все -это капля в море по сравнению с затартами государства на содержание вооружённых сил.

А тут "Московское царство". У которого за плечами нет государства с интендантами, умеющих с драгунами собирать регулярные подати, как у Луи 14.
Нет многочисленного и богатого населения Рейнской оси, Пфальца и южных Нидерландов, где воевать одно удовольствие.

Уже позже, многочисленные крестьянские мятежи (да и волнения в городах) при Петре были вызваны желанием царя собирать скромную годовую подать в 80 копеек (пытались обложить 5 млн душ податью из 11-14 млн).
Так сразу -Антихрист, главный гад..

То есть что там было под Казанью и Астраханью реально, кто его знает.
В смысле какие расклады и настроения горожан.
Тут не понятно, что сто лет назад было.
Возможно,тех и тех по два отряда, человек по сто-пятьсот?
Да нет.
Наверняка войско было максимально возможное.
Это же событие.
Надо понимать, что люди жили в условиях сенсорного голода.
А тут возможность показать себя, своё оружие и снаряжение, выбраться из деревеньки в поход "исторический". Воспоминания на всю жизнь.
Положение человека в обществе зависело от успехов на войне, не только материальное, но и почёт и уважение. Реальная возможность поднятся на ступеньку вверх в социальной, сословной иерархии. Конвертировать воинскую доблесть в достаток. Наверное всё царство на ушах стояло.
Думая и бомбардировали стены и лезли на них.
Я уже молчу о том, что все города и веси были в процесс вовлечены -обязательства выделять транспорт для переброски войск, снабжать фуражом и продовольствием.
У Ивана Васильевича и его воевод это хорошо получалось, в Ливонию потом грабить контингенты 5-7 тысячные внезапно перебрасывал (по 500 человек зараз, одним транспортом мобилизованным).
Ведь где внезапность -там добыча.
Интересно, что именно арабские географы всегда четко разделяли славян и русов, как два разных народа. Русов описывали, как отдельное племя воинов "крышующее" славянских земледельцев.
И итальянцы так считали (генуэзцы в Чёрном море_.

Вероятно экономически сильная верхушка южно-приильменских словен носила имя “русов” (торгово -военные товарищества) цель, и это нашло свое отражение в топонимах - Руса, Околорусье, Русье, или Ручье, в гидронимах - Порусья, две реки Русская, Русское море (Ильмень).

Руса, как район, насыщенный соляными источниками, не могла разрастаться как многолюдный город из-за своего местоположения - на “островах” - “холмах” - “веретиях”.

Возле Русы, в Осно в устье реки Ловать, оснащались флотилии русов, идущих по пути из варяг в греки.

Железные ворота и железная цепь, преграждавшая путь судам до получения с них пошлины, согласно известной легенде, была не возле Новгорода или еще где-нибудь на пути из варяг в греки, а возле Русы, на реке Ловать.

Сам путь из “варяг в греки”, нигде не упоминается в ancien северогерманских письменных источниках. Ну и конечно, этот путь не имеет также и никакого фенноскандского названия типа “путь из свеев” или “путь из урман”.

Гидронимы и топонимы вообще не носят следа фенноскандских диалектов.

Трасса речного Пути из “варяг в греки”, контролируемого “русью” (социально-экономической верхушкой, военно -торговой силой, контролирующей торговые пути Европейской и Азиатской Сарматии, от Вислы до Волго -Камы, от Oceanus septentrionalis до Mar Néro), вероятно охватывала:

* реку Неву, Ладожское озеро, реку Волхов, впадающую в Ладожское озеро и вытекающую из Ильменя, озеро Ильмень, реку Ловать, впадающую в Ильмень с юга.
* Верховья Ловати (и ее равноценного притока Куньи) системой коротких волоков были связаны с системой Усвятских озер.
* Речка Усвяча соединяла озёра с рекой Западной Двиной выше Витебска и Полоцка, а напротив Усвячи в Двину впадала речка Каспля.
* Верховья Каспли двумя волоками были связаны с мелкими притоками Днепра, впадающими в него в районе Гнёздова в 12 км ниже Смоленска.
* От Смоленска начинался непрерывный речной путь по Днепру, мимо Киева к поселению у гирла левого притока Днепра Самары.
* Далее сплав через пороги, до поселения у Кичкасской переправы и непрерывный речной путь до поселения на острове Березань при входе в Днепровский лиман.

Четыре участка военно -административного и технического контроля:

* район Волхово -ильменьского бассейна - от Невы и Ладожского озера до верховьев Ловати (русы и словены etc. )
* район Днепро-Двинского междуречья, в “треугольнике городов” Смоленск - Витебск - Полоцк и вниз по Днепру от Смоленска до Любеча - ареал ancien “городищенских культур” (кривичи и дреговичи etc.)
* район Киевского Среднего Поднепровья, от Любеча, устья Припяти, Сожи, Десны до устья Роси (фрако-киммерийцы, скифы, готы, славяне etc.)
* район порогов и нижнего течения Днепра (черкассы, торки, берендеи, чёрные клобуки, сарматы, печенеги etc.)
СТРАНА БАДЖАНАКОВ - Интересно что это за народец?

В некоторых тюрских языках слово баджанак - это свояк...
Печенеги, торки, берендеи.
Тех кого русские называли "свои поганные" (в смысле paganius -язычники)
То есть "укры", аутохтоны "Дикого поля"
Thanx, за печенегов...

>>> То есть "укры", аутохтоны "Дикого поля"

Вы считаете нынешние украинцы имеют тюркское генеологическое происхождение?
Частично. Участвовали в генезисе и тюрки и армяне и аланы.
Славяне просто растворили в себе тюрков, весьма малочисленных в сравнении, в ходе сельскохозяйственной колонизации.

От каждого из родителей мы получаем по одному комплекту генов: один достается от отца, другой - от матери. Называются они аутосомными, и именно их у любого человека - абсолютное большинство.

Однако есть и малые, но важные для изучения истории Homo sapiens исключения: речь идет о генах, переданных от одного из родителей и потому именуемых однородительскими.

Лишь мужчины и только от отца получают Y-хромосому.

У русских (как и у римлян), род - группа кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка по отцовской линии.

У женщин её нет.

Зато от матери все мы - и мужчины, и женщины - получаем с яйцеклеткой особую ДНК, содержащуюся вне ядра - в митохондриях - и передающуюся в поколениях независимо от ядра.

Гены человека можно представить как слова универсального языка наследственности.

Тогда геном (или генотип) каждого из нас, включающий и аутосомные, и однородительские гены, сравним с составленным на этом языке неповторимым текстом.

А генофонд популяции, содержащий весь словарный запас, - с совокупностью множества индивидуальных разнообразных текстов.

Пишут, что по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами составляет 30 условных единиц.

А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финноугорскими народностями (марийцами, вепсами etc.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам.

Проще говоря, генетически они почти идентичны.

Согласно анализа митохондриальной ДНК, согласно которым русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют нас от финнов, а вот между т.н."украми" из Галиции и татарами генетическое расстояние составляет всего 10 единиц.

И в то же самое время малорусы и южнорусы из земель Юга и Юго -Запада России генетически так же близки к русским, как коми-зыряне, мордва и марийцы.


Митохондриальная ДНК как тип генетических маркеров сейчас наиболее популярна у исследователей во всем мире. Но данные по русским популяциям начали накапливаться только несколько лет назад.

Русские - типичные европейцы, а азиатское баснословное "завоевание" оставило след в их политической историогрфии, но не в генофонде.

похоже на фальсификацию.
Сам текст этого автора, компиляция из более ранних текстов одного арабского автора.
Автор так и позиционировал свою книжку, как сокращение известной географической книги, сто - или двухсотлетней давности, уже и не упомню .

Кое что добавлено самим автором и из книжки одного испанского иудея-путешественника, реально побывавшего на севере Европы (например о Шлезвиге)
Написано всё это согласно басен, в начале 15-го века, издано зачем-то якобы через 200 лет.
Этос в чём.
Вот вся эта паранаука историческая на такой хрени, на всяческих мутных текстах незнамо когда написанных и незнакома когда и где изданных схемы и строит.

Типа -"источники"
Ссылочный аппарат, "как известно.." и прочее

>Написано всё это согласно басен, в начале 15-го века, издано зачем-то якобы через 200 лет.

Всё ясно. :)

> Этос в чём.
Вот вся эта паранаука историческая на такой хрени, на всяческих мутных текстах незнамо когда написанных и незнакома когда и где изданных схемы и строит.

Это да. Но людям нравится. "ЯБАШКЫРТ". Нравилось и тогда. Ноу-хау такое.