А. К. Нефёдкин. Военное дело чукчей (середина XVII—начало XX в.)
Настоящее издание рассматривает различные стороны военного дела чукчей на всем протяжении известной нам по письменным и другим источникам эпохи начиная со второй половины XVII в., когда чукчи впервые столкнулись с сибирскими казаками, и вплоть до начала XX в., когда еще происходили столкновения на почве кровной мести. Привлекаются сведения о соседних народах, азиатских и американских эскимосах, коряках и русских, что позволяет лучше раскрыть особенности военного дела чукчей. Книга является первым в историографии трудом, посвященным военному делу чукчей. Она будет полезна не только специалистам-этнографам, но и самому широкому кругу читателей, интересующихся военным делом.
Название этой книги звучит анекдотом – «Военное дело чукчей», посвящение автора – стёбом: «Героическому чукотскому народу посвящается».
Большей глупости, чем анекдоты про чукчей, придумать сложно. Правда же заключается в том, что чукчи – инопланетяне. Но – обо всем по порядку.
Подозрения в сарказме неуместны, автор книги – военный историк Алексей Нефёдкин – известен не эпатажными текстами, а исследованиями воинского искусства древности, и если чем и удивляет, то разносторонностью научных интересов – предыдущая его работа называлась «Боевые колесницы и колесничие древних греков».
В своем посвящении Нефёдкин вполне серьезен. Люди с роскошно звучащими именами Гынкы-нэут и Тэмээрэчэкай достойны не только эпитета «героический» – многие люди искренне считали их великим народом. Чукчам просто тотально не повезло – сложно найти другой народ, чей стереотипный образ настолько бы расходился с реальностью.
Туповатые персонажи анекдотов не выжили бы на Чукотке и дня.
Только один пример. Климатические условия Чукотки известны всем: «Три месяца холодно, остальные – очень холодно». Меж тем никакого топлива на полуострове не наблюдается – деревья там не растут, это обширная снежная пустыня. Поэтому надо было проявить поистине гениальную изобретательность, чтобы сконструировать жилище, для обогрева которого в сорокаградусный мороз хватало бы жирового светильника. Беспрецедентное давление внешней среды требовало креатива во всем – от средств передвижения до космогонического восприятия мира. В итоге мы имеем невероятно самобытную цивилизацию, причем сформировавшуюся в условиях полной изоляции от остального мира.
По сути культура народов Крайнего Севера ничем не отличается от культуры каких-нибудь марсиан – та же самая автономно развивавшаяся цивилизация.
Единственный аналог в мировой истории – цивилизации Америки, которые (как и чукчи) не изобрели колеса, но пользовались календарем более точным, нежели современный.
Стоит ли удивляться, что в мировую культуру северные народы вложили куда больше, чем многие европейские. Достаточно вспомнить, что именно они придумали комбинезон, а жалюзи, висящие в каждом офисе – прямой потомок солнцезащитных очков из пластинок китового уса, спасавших чукчей от снежной слепоты во время перекочевок.
Скудость, если не сказать отсутствие ресурсов для поддержания жизни часто вызывала жестокие схватки за обладание ими, в итоге чукчи оказались самым воинственным из «малых народов», вот только чукотко-коряцкие или чукотско-юкагирские войны, не уступающие своей ожесточенностью Куликовской битве или походам Наполеона, остались за рамками школьных учебников. Ликвидировать это белое пятно и пытается монография Нефёдкина – первое в мировой историографии систематическое исследование военной истории чукчей.
Странная получилась монография. Иногда, когда автор скрупулезно описывает какой-нибудь куяк (латы), – откровенно скучаешь. Другие эпизоды читаются взахлеб.
Многие ли знают, что война чукчей с русским колониальными войсками продолжалась почти 150 лет, причем в ходе этого едва ли не рекордного по своей продолжительности военного конфликта стороны преисполнились всяческого уважения друг к другу.
Русские стали первым народом, который чукчи признали равным себе, а знаменитый капитан Павлуцкий, ставший главным злодеем чукотского фольклора, описывал своих непримиримых противников так: «Чукчи – народ сильный, рослый, смелый, плечистый, крепкого сложения, рассудительный, справедливый, воинственный, любящий свободу и не терпящий обмана». Автор не делает никаких попыток оживить повествование псевдолитературными вставками, но реалии тогдашнего жестокого времени, которые сегодня и вообразить трудно, шокируют даже в сухом научном изложении: «Эскимосы о. Св. Лаврентия убивали пленных, просверливая им головы».
Книгу Нефёдкина не назовешь новым словом в науке – никаких открытий там нет, да автор и не претендует, оговариваясь: «Я не чукчевед, и даже не этнограф». Это тематическая компиляция, правда, весьма добросовестная. Помимо самоценности, ее появление внушает надежду – вдруг издатели разглядят «чукотскую» тему. Глядишь, и классический двухтомник Владимира Тан-Богораза
«Чукчи» наконец-то переиздадут. Знаменитая книга служила источником вдохновения для множества людей, от американского писателя и нобелевского лауреата Сола Беллоу до российского режиссера Александра Рогожкина. Сцена камлания в «Кукушке» – целиком оттуда, как признается режиссер: «Я читал книги Богораз-Тана как роман». Последний раз «роман» издавался в Ленинграде, издательство «Главсевморпути», 1939 год.
lost_uhu
June 29 2007, 14:02:30 UTC 12 years ago