Совокупность неформализуемых навыков и установлений, скрепляющих сложную ткань социальной жизни и позволяющих человеку справляться со сложными и меняющимся условиями окружающего мира, Джеймс Скотт в своей книге "С точки зрения государства: о том, как совершенные схемы улучшения человеческого существования терпели провал" описывает эллинским понятием метис.
Скотт подчеркивает пластичный практицизм метиса в сравнении с абстрактно-теоретической "эпистемой" и прагматично-технократической "техне".
В метисе практическое знание превалирует над научным объяснением, а научение идет впереди “книги”.
Этот тип знания динамичен и пластичен. Скотт пишет о беспрерывной способности местного знания к усовершенствованию и обновлению.
Но всякий данный метис может существовать лишь в определенном социальном контексте; его разрушение приводит к исчезновению и самого метиса.
Скотт упоминает дружественные метису на Западе школы, парки, гражданские ассоциации, семейные союзы.
На пути авторитарного модернизма стоят, по-умолчанию свойственные человеку, демократические идеи и институты. Особо важны:
недоступность частных сфер деятельности для вмешательства со стороны государства и его агентов
автономность свободного сектора экономики
внегосударственные институты поддержки и сопротивления самого общества (неформальные домены и системы горизонтальных связей, патрон –клиентские отношения etc.)
Метис - это совокупность неформализуемых практических знаний и умений, своего рода “хитроумность”, подобная той, что была свойственна Одиссею, сумевшего обмануть циклопа Полифема и преодолеть соблазн Сирен.
“..Вот слепой Гомер. Вот "Одиссея". Вот и сам благородный царь Итаки, странствующий по свету после разрушения святого Илиона. А вот далеко не полный перечень знаний и умений сына Лаэрта:
"Начал рубить он деревья и скоро закончил работу;
Двадцать он бревен срубил, их очистил,
их острою медью
Выскоблил гладко, потом уравнял, по снуру обтесавши.
Тою порою Калипсо к нему с буравом возвратилась.
Начал буравить он брусья и, все пробуравив,
сплотил их,
Длинными болтами сшив и большими
просунув шипами;
Дно ж на плоту он такое широкое сделал, какое
Муж в корабельном художестве опытный,
строит на прочном
Судне."
То есть глава государства владеет и навыками лесоруба, и корабельного плотника, и - даже! - опытного судостроителя, сведущего в корабельной архитектуре. А прекрасная нимфа Калипсо не брезгует подсобными работами, поднося Одиссею инструмент. И поскольку
"Радостно парус напряг Одиссей и, попутному ветру
Вверившись, поплыл. Сидя на корме и могучей рукою
Руль обращая, он бодрствовал; сон на его
не спускался
Очи, и их не спускал он с Плеяд,
с нисходящего поздно
В море Воота, с Медведицы, в людях еще Колесницы
Имя носящей и близ Ориона свершающей вечно
Круг свой, себя никогда не купая в водах океана" -
мы вынуждены признать, что отец Телемаха владел еще и навыками судоводителя и был сведущ в мореходной астрономии. А также в метеорологии и гидрографии:
"Разом и Евр, и полуденный Нот, и Зефир, и могучий,
Светлым рожденный Эфиром, Борей
взволновали пучину."
А еще владел муж Пенелопы навыками слова, умея внятно поведать феакам о своих необычных приключениях, был сведущ в олимпийской теологии и ахейской генеалогии, этикете и дипломатии, маскировке, сборе информации, тактике и баллистике смертоносных стрел. (Об изготовлении и украшении собственного ложа можно и умолчать, равно как и о познаниях в животноводстве.)
То есть практически весь перечень знаний и технологий, характерных в тот момент для Средиземноморской цивилизации, вполне умещался в голове одного человека.
Да еще и государственного руководителя, что само по себе примечательно и неординарно с точки зрения нас сегодняшних…”
Так было долго.
Историю делают герои.
Ведь что есть общество как "социально-производственный механизм"? В информационном аспекте - не что иное, как совокупность идей, методов и технологий. Совокупность Знаний.
Есть мнение, что как бы ни была грандиозна используемая человечеством идея, она всегда должна помещаться в один ум.
Ум Афанасия, Иоанна Златоуста, Василия Великого, бл. Августина. Ну а далее она становится достоянием всех, но главное - лиц принимающих решения.
В современной терминологии метис можно сравнить с тем экспертным знанием, которое принципиально не может быть представлено не только в форме алгоритма, но даже в виде чётких инструкций.
Езда на велосипеде, вождение автомобиля, стрижка овец и ловля рыбы требуют для достижения успеха длительных упражнений: сколь угодно подробные инструкции оказываются неэффективными.
Не случайно до сих пор при заходе океанского лайнера в порт капитан передает управление местному лоцману.
Вот проект добровольного переселения москвичей в правильные деревни, такие своеобразные кибуцы.
Который преследует несколько целей (кроме обеспечения занятости невостребованных), в том числе - создание более продуктивных форм ведения сельского хозяйства; внедрение коллективных форм сельского хозяйства и создание общественных служб, неформальных доменов взаимовыручки и поддержки на 15 - 20 человек.
Очередное "простое" решение, типового уровня "маниловского" (это когда считают, что для изучения иностранных языков, например, достаточно купить разговорник для официантов, где фразы есть на английском -немецком -французском).
Тут ведь в чём проблема, отнюдь не технического или там организационного плана.
Проблема в инволюции души у обитателей извращённого культурного ландшафта (не суть важно –спешно откоммунизденного или откапитализденного, всё едино -левый изврат), необходимых для производительного циклического труда.
Душу можно определить по-разному: как функциональный орган, виртуальный или не очень, энергейный, данный нам в дар, существующий в неком пространстве, которое равно и вне нас, и внутри. Как у всякого органа, особенно у органа того типа, который ниже описан- функционального органа - у неё есть задача, которую она должна выполнить. И есть некие пределы, в которых она может существовать.
Платон говорил, что душа подобна упряжке коней и вознице. Один конь - это разум, другой конь - это "соединённая сила коней и возницы", возница - воля, а кони - разум и чувства, аффекты.
В рамках современной естественнонаучной парадигмы - он дал энергийную характеристику органа (души) как сочетания сил.
У человека имеются анатомические, морфологические органы, а на их базе мы строим наши функциональные органы. Человек ведь не двурукое существо, и даже не как Будда - шестирукое, человек - тысячерукое существо, в смысле того, что он умеет. Он умеет очень многое, он не подозревает даже, как много он умеет.
Наша походка, наша поза, между прочим, наши воспоминания, более того, наши знания, навыки ,умения, - это органы, которые мы построили на протяжении своей жизни, естественно, с помощью какой-то, робинзонады здесь быть не может.
Функциональный орган - это есть временное сочетание сил, способное осуществить определённое достижение. Эти органы существуют виртуально, мы их можем наблюдать только тогда, когда они в действии.
Человек в машине - это функциональный орган. Пейзанин и его тяпка - это функциональный орган, всадник на лошади - это функциональный орган, все это суть временные сочетания сил.
Энергийная модель человека предложена и в исихастской традиции православной патристики.
Живое движение можно рассматривать как орган, функциональный орган, потому что живое движение эволюционирует: ребенок учится ходить, бегать, прыгать, мы учимся каким-то движениям.
Живое движение инволюционирует: зрелый мужчина уже не побежит "на лево", как бегал в молодости, даже если есть за кем.
Живое движение реактивно: человек одним способом идёт по паркету, другим - по скользкому льду, третьим - по глубокому следу. Мало того, живое движение чувствительно. То есть живое движение подобно живому существу.
Но живое движение, между прочим, энергийно, и даже паузы, которые есть в нашем живом движении, - это же накопленная энергия, энергия, которая может развернуться в дальнейшем в действие.
Это реальность, мы её можем зафиксировать, мы её можем воспроизвести. В ней много непонятного, мы до сих пор не можем как следует отличать живое движение от механического, хотя мы догадываемся, что механическое движение есть перемещение в пространстве, а живое движение есть преодоление пространства и времени.
Великий английский физиолог Чарльз Шерингтон написал, что на конечных стадиях осуществления действия есть место элементам памяти, есть место элементам предвидения, которые в дальнейшем своем развитии могут превратиться в то, что мы называем умственными способностями.
Великий физиолог ищет память, мышление, то есть психические процессы, не в мозгу. Как он сам сказал: не ищите сознание в мозгу - не обрящете, нет его там. Может быть, живое движение - это есть душа души?
Каждый человек, обратившись к самому себе, может обнаружить в себе дар, который ему дали родители, дали учителя, дали близкие люди, друзья и так далее.
И если он приличный человек, то он сумеет передать этот дар другому. И в этом смысле душа, не говоря о том, что она бессмертна, но она передается из поколения в поколение.
В этом состоит, между прочим, память души, и это нечто иное, по сравнению с памятью истории. История ведь разрушает традицию, история разрушает душу, многое делает для того, чтобы разрушить. "Любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу" - в этом смысле душа и память сопротивляются истории, хранят другую историю, хранят человечность.
Огромная часть наших знаний и умений в таких областях, как медицина, дипломатия, градостоительство, педагогика и военное дело основана на метисе.
Иезуиты считали, что тут этос в “choix d'une profession”.
Ведь profession, как известно издавна, являются только четыре занятия - те, в которых человек (то есть свободный мужчина, без подмены оригинальной активности, эмоций, мыслей и желаний) реализует свое предназначение, “exercer une profession”, это значит заниматься :
- военным делом
- дипломатией
- врачеванием
- градостроительством, в широком смысле этого слова (архитектура, строительное конструирование,инженерные системы, инсталляция объёктов, градоначальство etc.)
Чтобы стать полноценным человеком, обрести идентичность, надо публично занять позицию.
“Exercer une profession” - это значит осуществлять деятельность, в которой мужчина обретает свою идентичность (“profession de foi”, “faire sa profession” etc.).
Аналогом этого понятия в русском может быть слово “служение”.
Остальные занятия -это в лучшем случае ремёсла, для “хлеба насущного” в "поте лица", не более.
Учесть метис очень трудно, но тем больше, а нередко и трагичнее плата за пренебрежение местным опытом.
Американская исследовательница Джейн Джекобс еще в 1961 AD опубликовала книгу “Жизнь и смерть американских городов”, где показала, сколь сложная структура человеческих взаимодействий делает городскую улицу живой и естественной средой обитания.
Большая часть передвижений жителей города не только не планируется архитекторами, но вообще ими игнорируется.
А ведь люди не только следуют на работу, в университет или в торговый центр - они гуляют, делают незапланированные покупки, общаются, назначают свидания, выгуливают собак, разглядывают витрины и друг друга, любуются фонтанами или цветущими деревьями, в общем - живут. Неширокие улицы старых городов, с их разнообразием этажности и планировки, магазинчиками на углу и скверами созданы не столько архитекторами, сколько метисом самих обитателей.
В отличие от якобы хаотичных старых городов, тщательно распланированный и “экологически просчитанный” современный город фактически игнорирует метис жителей и потому остается холодным и необжитым.
Не совсем верно понимают ныне и что такое status.
Замылено понятие "статусным потреблением" и прочими мемами для манипуалиативных типов личности, живущих по принципу "не быть, а казаться"
Status quo ante -первоначальное положение. Реальная потенция.
Ответ не на вопрос "Кто он?", а "Что он делает?"
Например для брачующегося мужчины status извека -это сумма четырёх индексов: профессии, источника дохода, типа дома и места проживания.
Вот и всё.
Безсубъектному барану, не способному обеспечить потомство средствами к существованию, лучше конечно в брак не вступать.
Брак -это в первую очередь всегда экономический союз, для преодоления жизненного пути, ответственность и разделение обязанностей, союз единомышленников (что впрочем не отменяет ни душевной привязанности ни гармоничных плотских отношений)