Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Sea Power -5

Duquesne le Grand

Duquesne le Grand

Авраам Дюкен, маркиз де Буше (Duquesne le Grand) - генерал-лейтенант французского флота, один из величайших морских героев Франции, родился в 1610 AD.

С раннего детства начал изучение морского дела под руководством своего отца;

16-ти лет был его помощником на корвете “Petit-Saint-André “

В 1631 AD, во время болезни отца, вступил в командование этим кораблём и совершил смелое нападение на 3 голландских судна, из которых одно захватил.

Суд признал это судно закон. призом Д., к-рый в течение неск. лет плавал на нем корсаром.

В 1635 AD Дюкен уже командует корветом “Neptune” и в 1637 AD отличается на нем в сражении против испанцев при островах Лерен.

В том же году, в столкновении с испанцами, был убит отец Дюкена, и это событие положило начало непримиримой ненависти Дюкена к испанцам.

Обстоятельства благоприятствовали Дюкену: борьба Франции с Испанией за господство на Средиземном море длилась 24 года (1635—1659 AD), и в течение своей долгой боевой жизни Дюкен имел не раз случай жестоко мстить за смерть отца.

В 1638 AD Дюкен принял деятельное участие в истреблении испанского флота (14 кораблей и 4 фрегата) в бухте Гаттари и быстро решил победу, поджегши испанский адмиральский корабль.

В 1639 AD Дюкен участвовал во взятии Ларедо (Бискайя).

Едва оправившись от тяжёлой раны, Дюкен снова принимает участие в боях против испанцев:

  • в 1641 AD — при взятии 5 испанских кораблей в бухте Роза и в ряде столкновений y берегов Каталонии
  • в 1643 AD — в ряде сражений y Барселоны, причем Дюкеном было захвачено и уничтожено несколько неприятельских кораблей
  • и в сражении y мыса Гат (3 сентября 1643 AD), где Дюкен был снова ранен

Co смертью Ришельё (1642 AD) французский флот начал приходить в упадок.

Дюкен переходит в 1644 AD на шведскую службу и, командуя кораблём “Regina”, участвует в сражении при острове Фемарн, под начальством шведского адмирала Врангеля.

Произведенный в вице-адмиралы шведского флота, Дюкен в 1645 AD, после заключения мира между Швецией и Данией, вернулся во Францию и в том же году принял участие в осаде Таррагона, a в 1646 AD, в составе эскадры маркиза де Брезе, — в сражении при Теламоне (Италия), где был ранен.

Co смертью маркиза де Брезе, убитого при Теламоне, дезорганизация французского флота усилилась и в 1653 AD, когда вспыхнуло восстание в Бордо, дошла до того, что правительство с трудом собрало эскадру из 20 мелких военных судов, которая и была послана, под начальством герцога Вандома, к устью реки Жиронды.

Эта эскадра была совершенно недостаточна для того, чтобы подавить восстание и воспрепятствовать испанскому флоту оказать восставшим поддержку.

Тогда Дюкен на собственные средства вооружил несколько кораблей, с которыми и отправился к устьям Жиронды.

По пути он был встречен английской эскадрой.

На требование спустить французский флаг перед английским Дюкен ответил:

"Французский флаг не испытает такого позора, пока я охраняю его: пусть дело решат пушки".

Пушки заговорили, и английская эскадра, несмотря на свое превосходство, вынуждена была отступить.

Восстание в Бордо быстро быстро подавлено, и королева за эту заслугу подарила Дюкену остров и замок Эндер в Бретани.

Однако, несмотря на крупные боевые заслуги, повышение Дюкена в чинах шло медленно:

  • в 1647 AD он был произведён в начальники Дюнкирхенской эскадры
  • a в 1667 AD, то есть через 20 лет, получил чин генерал-лейтенанта флота.

Причина заключалась в том, что Дюкен был протестантом.

Подписанный в 1659 AD мир с Испанией на 13 лет приостановил боевую деятельность Дюкена, который воспользовался этим временем для пополнения своих, и без того обширных, познаний в морском искусстве: посещая морские арсеналы и гавани Франции, Дюкен содействовал быстрому возрождению французского флота, начавшемуся при Кольбере.

В то же время Дюкен не упускает случая принять участие в боевых действиях и, под начальством герцога Бофора, ведёт на Средиземном море борьбу против алжирских и триполитанских пиратов, представлявших в то время значительную морскую силу.

Во время 3-ей англо-голландской войны Дюкен участвовал в нескольких сражениях, но ему не давали самостоятельности, поручая командование лишь частью авангарда.

В 1674 AD Англия прекратила борьбу, и Франция осталась одинокой в войне с Голландией, заключившей союз с Испанией.

Пролегомена

Во время испано-французских войн, с 1635 по 1659 AD, голландцы были в союзе с Францией.

Ослабление Испании в конце Seicento, расширение морской торговли Франции во время министерства Кольбера побудили Голландию заключить союз с Англией и своей недавней угнетательницей Испанией против Людовика XIV.

Тюреннь в 2 месяца занял Фландрию и Франш-Конте, но заключение Гаагской конвенции между Голландией, Англией и Швецией побудило Людовика ХIV по Ахенскому договору отказаться от Франш-Конте.

Удачно расстроив тройственный союз, Людовик заключил в 1672 AD союз с Англией и 7 апреля вторгся в пределы Голландии со 100-тысячной армией.

Голландия, управляемая в то время братьями Де-Витт, на которых имел большое влияние адмирал Рюйтер, посвящала главное внимание на усиление флота в ущерб сухопутной обороне.

В то время, как слабо укреплённые города Голландии один за другим переходили в руки французов, Рюйтер с флотом в 91 линейный корабль напал 27 мая 1672 AD на англо-французский флот из 83 линейных кораблей и 18 фрегатов при Сольбей.

Союзники, под начальством д'Эстре и герцога Йоркского, действовали нерешительно и, хотя сражение не было ими проиграно, предпологавшаяся высадка союзников на голландское побережье стала после него невозможной.

7 июля 1673 AD, когда уже более половины Голландии было занято французами, произошло 2-е сражение Рюйтера с союзными флотами y острова Вальчерн.

Рюйтер, снявшийся с якоря при приближении союзников, вышел в море и принял бой, несмотря на то, что имел всего 90 судов против 140 неприятельских вымпелов.

Сражение, продолжавшееся целый день, было нерешительно; после 3-го, также нерешительного сражения в конце августа y острова Тексель Англия заключила мир с Голландией, a французы, не поддержанные своим флотом и истощившие силы на сухом пути в ряде сражений с Вильгельмом Оранским, очистили завоёванные ими провинции.

Главная заслуга голландского флота и адмирала Рюйтера в эту войну заключалась в том, что слабейшими силами он помешал всем попыткам союзников высадить десант, без поддержки которого французская армия не могла сломить сопротивления голландских городов.

После отступления французского флота Рюйтеру было поручено завоевать принадлежавшие Франции Антильские острова, но троекратные атаки голландцев в июле 1674 AD на остров Мартинику окончились неудачно, и Рюйтер вернулся в Голландию.

В это время в Мессине вспыхнуло восстание против испанского владычества, восставшие обратились за помощью к Людовику XIV, a Испания на основании договора потребовала помощи Голландии.

И Людовик XIV, искавший союзников, решил поддержать Мессину.

В январе 1675 AD Дюкен с эскадрой отправляется в Сицилию.

Командование эскадрой номинально было поручено маршалу Вивонну (назначенному  вице-королем Сицилии), но на деле командующим был Дюкен.

11 февраля y берегов Сицилии произошла встреча французского флота (8 кораблей) с испанским (20 кораблей и 17 галер).

Дюкен мужественно отражал атаки, пока из Мессины не подоспела на помощь эскадра Вальбеля. Тогда Дюкен перешёл в наступление и принудил испанцев отступить

В августе того же года Дюкен взял Агосту (на острове Сицилия), a затем с большей частью флота отправился в Тулон, чтобы усилить эскадру и доставить в Мессину продовольствие и подкрепления.

В это время в Средиземном море появляется с голландской эскадрой великий Рюйтер, чтобы совместно с испанским флотом действовать против Франци.

Голландская эскадра крейсировала y Липарских островов, в виду вулкана Стромболи.

“Я жду здесь храброго Дюкена”, — ответил Рюйтер капитану проходившего мимо английского корабля на вопрос, зачем он здесь.

8 января 1676 AD произошла первая встреча эскадр. У Дюкена было 20 кораблей, y Рюйтера — 24.

Оба находились в кордебаталии.

Адмиральские суда Дюкена и Рюйтера встретились, и между ними началась продолжительная артиллерийская борьба, закончившаяся через несколько часов отступлением союзной голландо-испанской эскадры.

Рюйтер приписывал победу себе, хотя и признавал, что ему ещё никогда не приходилось бывать в таком жарком деле.

Несомненно, однако, что стратегическая победа была на стороне Дюкена, так как Рюйтер не смог помешать соединению эскадры Дюкена с эскадрой, оставшейся в Мессине.

Вторая встреча Дюкена и Рюйтера произошла y Агосты.

Сражение при Агосте  22 aпpеля 1676 AD

Французской эскадрой в составе 29 кораблей командовал адмирал Дюкен (по другим данным в эскадре Дюкена было 33 корабля и 8 брандеров).

Союзный флот состоял из 17 голландских кораблей под начальством адмирала Рюйтера и 10 испанских кораблей и 9 галер под начальством адмирала Дона Франциско де ла Серда (по другим данным, союзный флот - 29 кораблей, 10 галер и 4 брандера).

Французские корабли были больше и вооружены более многочисленной и тяжёлой артиллерией.

Среди французских кораблей было 9—80 пушечных и 10—70 пушечных, тогда как y голландцев было только 3 таких корабля, a y испанцев только один.

Рюйтер, не надеясь на испанцев, флот которых в это время был в состоянии полного разложения, предлагал Дону Франциско распределить испанские корабли по всей линии, чтобы их могли направлять и поддерживать голландские командиры, но испанский адмирал, имевший общее начальствование над флотом, не согласился на это и занял со своими кораблями место в центре, предоставив голландцам авангард (Рюйтер) и арьергард (Дон-Хаен).

Союзники находились на ветре.

Дюкен находился в кордебаталии, Рюйтер — в авангарде.

Рюйтер первый начал сражение, энергично атаковал французский авангард, под начальством д'Альмейраса . Французы стойко выдерживали атаки Рюйтера.  Начальник авангарда д'Альмейрас и командиры двух кораблей были убиты.

Смерть д'Альмейраса, убитого ядром, внесла в их строй замешательство.

Но опасения Рюйтера относительно испанцев оправдались.

Они не сближались и вели стрельбу с большого расстояния, что при малом калибре их пушек не наносило противнику никакого вреда.

Дюкен, командовавший французским центром (кордебаталией), немедленно воспользовался воздержанием испанцев от решительного боя и пошел на выручку к своему авангарду.

И вновь между адмиральскими судами началась ожесточёная артиллерийская дуэль.

Дон-Хаен, шедший за испанцами, сначала держался с ними в линии, но, видя тяжелое положение Рюйтера и возмущенный поведением испанцев, стал со своим кораблем во главе арьергарда (обыкновенно адмиральский корабль помещался в те времена в середине линии) и повёл его на помощь авангарду.

Испанские галеры помогали, выводя из сферы огня голландские корабли.

Сражение, начавшееся в пятом часу дня, закончилось с темнотой, и противники разошлись без потери кораблей.

Но голландский флот понес огромную и незаменимую потерю. В начале сражения был тяжело ранен Рюйтер

Серьезная рана, полученная Рюйтером, вызвала в голландском авангарде смятение и повела к отступлению всего союзного флота, который укрылся в Сиракузах.

Через неделю  после сражения при Агосте  великий Рюйтер скончался в Сиракузах

Kop van admiraal Michiel Adriaensz. de Ruyter door Rombout Verhulst, ca. 1677

После необходимых исправлений флота, укрывшегося в Сиракузах, голландцы перешли в Палермскую бухту, где надеялись найти более защищенную стоянку.

2 июня Дюкен со своей эскадрой подошел к Палермо и 3 июня, атаковал союзников y входа в Палермский залив и после непродолжительного боя, сжёг 12 голландских и испанских кораблей и 8 галер , причём погибло 7 000 человек.

Французы потеряли всего 1 корабль и несколько галер. Остатки голландско-испанского флота укрылись в Неаполе.

Разгром союзного флота на долгие годы обеспечил Франции господство в Средиземном море.

На возвратном пути во Францию Дюкен встретил адмиральский корабль Рюйтера “Concordia”, отвозивший останки славного адмирала на родину. Дюкен салютом воздал последюю честь своему великому противнику.

Людовик XIV не захотел отстать от Дюкена и отдал приказ салютовать “Concordia” при проходе мимо всех французских портов, несмотря на то, что Рюйтер был протестантом.

Но Дюкену король не мог простить его протестантства; на приеме в Версале Людовик XIV недвусмысленно высказал Дюкену, что протестантство мешает ему стать вице-адмиралом и маршалом Франции, несмотря на военные заслуги.

"Ваше величество, — ответил Дюкен, — я — протестант, но заслуги мои перед Францией — истинно католические".

Напрасно Кольбер уговаривал Дюкена отказаться от протестантства, указывая на такие примеры, как Тюреннь.

Дюкен оставался непоколебимым.

Последующая боевая деятельность Дюкена выразилась в борьбе против алжирских и триполитанских пиратов (1681—1683 AD), причем в 1682 и 1683 AD для бомбардировки Алжира Дюкен впервые применил незадолго перед тем изобретенные Пти-Рено бомбардирские галиоты (мортирные лодки).

Сразу поняв их важное значение, Дюкен, несмотря на недоверие, с которым были встречены эти суда, и неудачные первые опыты, настоял на их введении во французском флоте.

Бомбардировкой 1683 AD Алжир был почти совершенно разрушен, и Дюкену удалось освободить несколько сот французов-рабов.

Последним боевым делом Дюкена было бомбардирование Генуи в 1684 AD.

Конец жизни Дюкена был омрачён отменой Нантского эдикта (1685 AD), с которой все протестанты изгонялись из Франции.

Не избегли этой участи и сыновья Дюкена.

Из всех протестантов Франции одному Дюкену было разрешено остаться на родине. Однако, Дюкен не мог долго выдержать разлуку с родными и друзьями и умер в 1688 AD.

Как протестанту, ему было отказано в почётном погребении.

Напрасно его сын ходатайствовал из Швейцарии о выдаче тела отца: ему было отказано даже в этом.

И возмущенный сын над пустой гробницей, приготовленной для отца, поместил такую надпись в стихах:

“Эта могила ожидает останков Дюкена. Имя его известно на всех морях. Прохожий, ты спросишь, почему голландцы воздвигли памятник Рюйтеру, a французы отказали в погребении победителю Рюйтера... Боязнь и уважение к монарху, власть которого распространяется далеко, запрещают мне отвечать”.

В 1844 AD Дюкену воздвигнут памятник в Диеппе, и имя его навсегда присвоено одному из судов французского военного флота.

Отличный текст.
Прошу прощения, но несколько слов критики: многие Ваши тексты читать очень сложно.
Причем усложнение кажется мне нарочитым. Возможно, Вы стремитесь к метафоричности, но это,
очевидно, делается за счет ясности. И в ущерб конечному впечатлению и пользе.
А в чём Вам видется сложность?
Ваш типовой "сложный" текст есть нечто среднее между историческим изысканием и новеллой Борхеса. Поелику ценность Ваших текстов лежит в области научности, а не художественности, то "влияние Борхеса" усложняет восприятие.
Ну Вы скажете, Борхес.
Я просто пишу всё, без фиг в кармане и тайных герметических смыслов. Без иностранных слов, как правило.
Просто эссе, заметка на историческую тему.
Благо давно всё сказано, и не нами. Это репродукция того, что уже писали и говорили, никаких собственно "изысканий".
Хорошо, что Вы не обиделись.
Я очень признателен за Ваш труд в ЖЖ.
На самом деле, как бы Вы сами к нему ни относились, Вы пишете хрестоматию по истории для лиц с высшим образованием. Для учебника важны простые связи и ясность изложения. Ваш читатель - любознательный непрофессионал.
Текст от Дюкене - образец. Можно устроить рейтинговое голосование, и я убеждён, что независимо от содержания первое место займут простые и ясные тексты. Я даже готов предсказать - какие.
Я не знаю, каков генезис этой сложности. Потому извиняюсь за назойливость, желаю Вам успехов и жду новых текстов.