Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Восточный вопрос

Восточный вопрос - термин, употребляемый в политике и дипломатии, для обозначения отношения Европы и России к двум последствиям присутствия турок в Европе:

  1. к положению христианских народностей, подвластных мусульманскому государственному строю
  2. к коммерческому и политическому соперничеству держав между собою из-за преимущественного положения на Босфоре

Фактическим началом Восточного вопроса следует считать взятие Константинополя турками (1453 AD), утверждение владычества которых в этом пункте мирового значения, не могло не вызывать осложнений в международной жизни государств, так как государственный строй турецкого султаната был построен на идее господства над покоренными христианскими народностями, с насильственным обращением в мусульманство подрастающего мужского поколения и уводом женщин в гаремы.

В силу этого, естественно, что y европейских государств, постепенно выработалось право специального покровительствования турецким христианам.

Споры из-за объема этого права, в связи с соперничеством государств на почве покровительствования своим единоверцам, при игнорировании других христиан, наполняли собою три столетия (Cinquecento—Settecento) до 1856 AD, когда на Парижском конгрессе великие державы включили Турцию в свой состав, хотя и в качестве младшего, опекаемого члена.

Исторически Восточный вопрос можно разделить на четыре главных периода:

  • до Венского конгресса (1815 AD), когда каждая из великих держав смотрела на Восточный вопрос с точки зрения своих личных отношений к Турции
  • от Венского конгресса до Парижского (1856 AD), когда державы, отказавшись смотреть на Турцию как на исконного врага, признали принцип совокупного вмешательства в её дела во имя охранения принципа "легитимности"
  • от Парижского трактата (1856 AD) до турецкой революции (1908 AD), когда западные державы, опираясь на обещания Турции и в видах остановки роста за её счет Poссии и славянства, ввели Турцию в "концерт великих держав" и стали опекать её, установив совокупную гарантию ее status quo
  • от “младотурецкой революции” 1908 AD до Лозанского мирного договора 1923 AD
      • от турецкой “революции” до  Балканских войн 1912 -1913 AD, когда державы нашли возможным признать Восточный вопрос разрешимым самою обновленною Турциею, без насильственной опеки его со стороны держав, что они и доказали снятием этой опеки в деле македонских реформ и объявлением о намерении отказаться от права так называемой "капитуляций" (подсудность подданных европейских держав своим консулам и особым смешанным консульским трибуналам, a не турецким судам и администрации)
      • от  освобождения Македонии, Албании и греческих островов Эгейского моря от турецкого господства до секретных соглашений, заключённых в годы Великой войны между участниками Антанты (англо-русско-французское соглашение 1915 AD, Сайкс — Пико договор 1916 AD etc.), которые предусматривали переход Константинополя  и Черноморских проливов к России и раздел Азиатской части Турции между союзниками
      • от  вывода России социалистами  из мировой политики, военного разгрома Турции державами Антанты до  образования “независимого национального турецкого государства” . Турция должна была лишиться всех присвоенных христианских территорий, а следовательно, потерять Чёрное море, Архипелаг, Проливы, в общем, всю свою европейскую часть и Армянское нагорье, ибо турки не сумели стать европейским народом. Только приход к власти бесчестных предателей в России помог туркам остановить полную деколонизацию  Османской империи.

Период до Венского конгресса

Период до Венского конгресса был полон в отношении России рядом войн и мирных договоров, в которых идея покровительства христианским народностям Турции была лишь привходящим элементом.

Главной же целью русского правительства в то время была защита своих южных границ от нападений подвластных Турции крымских татар и обеспечение торговых сношений с константинопольскими греками.

Борис Годунов первый поставил во главу отношений к Турции долг христианских государств освободить балканских христиан.

Но Смутное время, сосредоточив внимание России на борьбе с Польшей и на своих внутренних делах, надолго отвлекло её от Восточного вопроса.

И только при царе Алексее Михайловиче Россия окрепла уже настолько, что вновь открыто было признано ею своим долгом освобождение балканских христиан:

"Бог призовет меня к отчету в день суда, если, имея возможность освободить их, я пренебрегу этим", говорил Алексей Михайлович.

В его царствование Юрий Крижанич первый бросил в России мысль об единении всех славян на почве этнографического принципа взамен религиозного; эта мысль, развитая в записке Ордын-Нащокина (1664 AD), уговаривавшего царя соединиться с Польшей против Турции, была осуществлена в правление царя Феодора, в войну, закончившуюся Бахчисарайским миром (1682 AD), по которому впервые было установлено право русских людей беспрепятственно паломничать в Иерусалим.

Успехи турок против Польши и Священной Римской империи (осада Вены 1683 AD) привели к "священному союзу" Австрии, Польши и Испании против турок; в нём приняла участие и Россия, но походы кн. В. В. Голицына в Крым окончились неудачею.

В царствование Петра І развитие Восточного вопроса впервые получило толчок в сторону морских интересов России на юге: в 1695 AD был взят Азов, a в 1699 AD дьяк Емельян Украинцев появился в качестве посла на русском военном корабле на Босфоре и добился мира на 30 лет, уступки Азова и Таганрога, права иметь постоянного посла в Царьграде и покровительства паломникам и купцам.

Однако, права русским судам плавать до Босфора, султан не уступил вследствие протестов Англии и Голландии.

Мир также скоро был нарушен Турцией (1710 AD), по подстрекательству Франции, боровшейся с Петром из-за кандидата на польский престол.

Обеспечив себя договорами с владыкой черногорским и господарями Молдавии и Валахии, Пётр двинулся было за Прут, но поход едва не кончился катастрофой, и, по Прутскому договору (1711 AD), Россия потеряла Азов и право посольства, но зато впервые приобрела свободу торговли в Турции.

При преемниках Петра впервые определился столь невыгодный для России курс восточной политики, основанной на доверии к Австрии.

Оно привело победоносный поход Миниха к Белградскому миру (1739 AD), по которому Азов остался за Россией, но подлежал разоружению, между Россией и Турцией проводилась нейтральная зона ("барьера"), a торговля на Чёрном море разрешалась только на турецких судах.

При императрице Елизавете войн с Турцией не было, но сближение России со славянами значительно двинулось вперёд: черногорцы просили о вступлении в русское подданство (1755 AD), a греки мечтали о воссоздании Ромейской империи (Βασιλεία των Ῥωμαίων).

С воцарением императрицы Екатерины II войны с Турцией возобновились под предлогом вмешательства её в дела Польши, на деле же ради усиления авторитета России среди балканских христиан, к которым были посланы особые эмиссары.

Победы Орлова при Чесме, Румянцева на Дунае и Долгорукова в Крыму привели к бегству крымского хана и заключению с татарами отдельного от Турции мира (1772 AD), но Фридрих II успел втянуть Россию в раздел Польши, Австрия же подписала с Портою секретный союзный договор (1771 AD), дабы воспрепятствовать присоединению к России Дунайских княжеств.

В силу этого, по Кучук-Кайнарджийскому миру (1774 AD), Россия приобрела лишь:

  • Азов, Керчь, Кабарду и Кинбурн
  • право торгового судоходства в Чёрном и Средиземных морях
  • право заступничества за турецких православных христиан
  • право иметь в Турции своих консулов

Вместе с тем:

  • была признана политическая независимость всех черноморских татар
  • всем восставшим против султана христианам была гарантирована амнистия
  • христиане Архипелага, Мингрелии и Грузии были также защищены текстом договора от безграничного произвола пашей

Однако, и этот успех русской дипломатии сильно встревожил Австрию: подстрекаемая ею Турция отказалась признать переход к России Кинбурна, Керчи и Еникале.

Тогда Екатерина II, разгадав политику Фридриха II, решила переменить фронт: с Турцией был подписан (1779 AD) "дополнительный" договор (смягчавший постановления 1774 AD), a в 1781 AD был заключен союз с Австрией, которым положено начало колебательной политике России в Восточном вопросе: то против Австрии, то с нею, в её пользу.

Тогда-то, из неправильного представления о возможности для России, опираясь на Австрию, сокрушить Турцию и восстановить Греческую империю, и родился "Греческий проект" Потёмкина.

Между тем, цели австрийской политики были совершенно несовместимы с независимостью балканских славян, в чем была жизненно заинтересована Россия, и Австрия тотчас же предъявила столь большую цену за сотрудничество, что "проект" свелся лишь к мирному завоеванию Крыма и торговому договору с Портой (1783 AD), по которому русские товары облагались, наравне с французскими и английскими, 3 % пошлиной и за консулами признавалось капитуляционное право.

Однако, Турция, не желая мириться с потерей Крыма, приступила к вооружениям и, обеспечив себя поддержкой Пруссии и Швеции, осенью 1787 AD объявила России войну.

Тогда, боясь, что Россия одна воспользуется плодами своих будущих побед, и Иосиф II, со своей стороны, объявил Турции войну.

Одновременно вспыхнули восстания в Албании, Греции и Македонии.

Победы под Фокшанами и Рымником уже сулили разгром Турции, но смерть Иосифа II (1790 AD) повела к прекращению австро-русского союза.

Русские войска, оставшись без союзников, нанесли туркам еще ряд поражений (Килия, Измаил, Мачин, Анапа), но противодействие Англии и Пруссии помешали Екатерине принудить турок к полной покорности.

Ясский договор (1791 AD) определил нашу границу по Днестру, передал Очаков России, гарантировал русским купцам возврат убытков от корсаров при торговле с Варварийскими владениями, a Дунайским княжествам — их полунезависимость.

В общем императрица Екатерина II сильно двинула вперед разрешение Восточного вопроса в желательном для славянства и России смысле.

Короткое царствование императора Павла в отношении Восточного вопроса ознаменовалось только тем, что из ненависти к "вольтерианству" французов он отдал в распоряжение султана русский флот, который и прошёл через Дарданеллы (адмирал Лежнев) для помощи против французов в Египте, a затем, по договору с Портой (1798 AD), обязался дать Турции в помощь не только русский флот, но и 80 000 солдат внаймы.

Этот договор был приведён в исполнение для закрепления за Турцией восставших и призвавших французов жителей Ионических островов.

Захват англичанами Мальты совершил переворот в уме Павла.

Русский флот, простояв месяц в Босфоре, добился согласия Турции на учреждение "республики 7 островов" (Ионических) под протекторатом России.

Тогда же Ростопчин подал замечательную записку, указывая на "болезнь Порты", задачи России на востоке и возможность, действуя совместно с Францией и Австрией, поделить европейские владения Турции:

  • Россия должна была получить Молдавию, Бессарабию и Болгарию
  • Франция — Египет
  • Греция с островами подлежала организации подобно Венеции
  • a Австрия получала Сербию, Боснию и Валахию

Павел принял записку, как план для будущего, и заключил с Францией союз (1801 AD).

Смерть Павла I помешала его осуществлению, Александр же I в Восточном вопросе подпал под влияние записки гр. Кочубея (1802 AD), проводившей обратный Ростопчинскому взгляд: сохранять Турцию, ослабляя её.

Ввиду этого Россия сделала вид, что верит обещаниям Турции относительно реформ для Дунайских княжеств (1805 AD) и возобновила с нею договор 1798 AD, сохранив право прохода русского военного флота через Босфор.

С этого именно времени начинается невыгодная привычка нашей дипломатии терять из виду реальную пользу России и славянства: изъятие славянских земель из-под турецкого ига.

Наше поражение под Аустерлицем и политика Наполеона, стремившегося создать нам затруднения на Востоке, повели к падению русского престижа в Царьграде, сближению Турции с Францией и к безнаказанности янычарских зверств в Сербии.

Восстание Георгия Черного  и записка сербского митрополита Стратимировича, проектировавшего полунезависимость Сербии под протекторатом России, не убедили Спб. порвать с Турцией и поддержать славян.

Видя соседоточение внимания Александра на Франции, Турция без всякого повода нарушила свои договорные обязательства по отношению к России, a когда, вследствие этого, ген. Михельсону было приказано занять Дунайские княжества, объявила России войну (1806 AD).

Тогда Россия предложила Австрии раздел Турции по плану Ростопчина, но Австрия уклонилась.

Тильзитское соглашение Александра с Наполеоном Буонапарте перевернуло положение: Наполеон Буонапарте предлагал Александру раздел:

  • Царьград должен был остаться в руках Турции, так как в нём, по мнению Наполеона, "господство мира"
  • Россия должен был получить оба княжества и Болгарию
  • a Франция — Египет

В Эрфурте (1808 AD) был выработан новый проект раздела Турции, по которому Сербия получала независимость под протекторатом России, a Дунайские княжества, Грузия, Имеретия и Мингрелия отходили в фактическое её обладание.

Противодействуя этому, Австрия привела Турцию к союзу с Англией; в 1809 AD военные действия возобновились, но велись со стороны России крайне вяло вследствие того, что Александр, тяготившийся близостью с Наполеоном Буонапарте, думал более о борьбе с ним, чем о разрешении Восточного вопроса, и вообще неверно оценивал политическое положение.

Тем не менее, победы Кутузова привели Турцию к Бухарестскому миру (1812 AD), по которому Россия приобрела Бессарабию и право военного судоходства по Дунаю до Прута, княжества сохраняли лишь данническую зависимость от Typции, сербы получили амнистию и обещание "самоуправления" и "милосердия", но гарантии исполнения этих обещаний, крепости, вновь передавались турецким гарнизонам.

Сербы, конечно, остались недовольны таким исходом борьбы, и Георгий Чёрный перенёс свои надежды с России на Австрию.

Венским конгрессом, закончившим борьбу Европы с Наполеоном Буонапарте и создавшим "Священный союз" европейских христианских государей (кроме папы и Англии) для "ограждения мира и порядка", с Россией в качестве "первой между равными", закончился первый период Восточного вопроса: отныне Европа совокупно намеревалась блюсти и за турецкими христианами.

Показательно, что наибольших успехов в данном направлении Россия достигала именно состя в союзнических отношениях. С Австрией, Англией, Францией на разных этапах, что позволяло закрепить результат, как общепризнаный и неоспариваемый другими. Очевідно, что попытка Россіі действовать в решени Восточного вопроса в одиночку натолкнулась на непонимание со стороны остальных держав. Интересна работа Тарле посвященная Восточному вопросу и Крымской войне.
Как результат постыдное поражение в Крымской войне.
на орт, кажется, как-то показывали передачу про балканскую войну с фрагментом сюжета болгарского тв. Там молодая местная историк сказала, что у Болгарии в Османской империи было свое место, а русские пришли и насильно лишили болгар его.
не удивлюсь, если скоро будут переносить все церкви того периода из ям на возвышенности. Чтобы уж ничто не напоминало, где было это самое место.
Да, особое место.
Про город Ловеч, вырезанный башибузуками, это молодая историк не вспоминала?