Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Category:

Gens d'armes -1

Считается, что  с упадком “рыцарства” пало и искусство верховой езды. Негде и не y кого стало учиться этому делу.

Бытует мнение, что под влиянием быстрого развития, неправильного употребления и излишнего увлечения огнестрельным оружием правильная работа кавалерии на войне и искусство верховой езды совершенно упали в Trecento, и только изучение “древнего” военного искусства, развившееся в Cinquecento, выяснило истиную роль и значение конницы среди других родов войск и постепенно возродило искусство верховой езды.

Так, в Cinquecento в Италии, при дворе Медичи, впервые появляются карусели, — естественный преемник рыцарских турниров. Но системы разумного обучения верховой езде и выездки лошадей вырабатывались крайне медленно.

Нужно было много времени, чтобы кавалерия, пережив в обучении своем много ложных направлений и крайних увлечений в выездке и в езде, могла наконец выйти на тот путь, идя по которому, она сделалась наконец грозным молотом на полях сражений Settecento в руках Петра Великого и Фридриха Великого.

Первая школа верховой езды была учреждена в Неаполе в начале Cinquecento.

Впоследствии такие школы стали учреждаться и при других княжеских дворах и даже при университетах, под названием “рыцарских академий”.

В них преподавались все правила дрессировки и выездки, и из них выходили лучшие ездоки всех стран.

Первыми известными учителями верховой езды в Неаполе в Cinquecento, о которых сохранились сведения, были Фиаши и Гризон и ученики их: в Англии — Пиниатели, во Франции — Плювенель.

Жандармы (Gens d'armes) — в l'Epoque changement так назывались “рыцарские всадники”, с ног до головы вооруженные и закованные в железо.

Каждый жандарм имел собственную свиту, состоявшую из пажей, оруженосцев, ратников, конных стрелков и слуг.

Жандармы составляли род королевской гвардии (Garde du Roi) . В 1445 AD   - 1ère Compagnie d'ordonnance

Французский король Карл VII, при учреждении в 1445 AD первой регулярной конницы под названием compagnies d’ordonnance (“ордонансовых рот”) присвоил наименование жандармов только воинам из дворян, бывшим в состоянии содержать при себе конных стрелков, пажей и кутильеров. Армия : начало

15 compagnies d’ordonnance были первым постоянным наёмным войском.

Жалование им насчитывали в livres tournois – туреньских ливрах.

В 1461 AD капитан гвардии (capitaine de la Compagnie Ecossaise dans la Gendarmerie) получал 167 ливров в месяц, то есть более 2 000 ливров в год.

  • 120 ливров получали жандармы (первые латники, тяжёловооружённые “рыцари”, благородного происхождения, соответствующие итальянским lanze spezzate)
  • 60 ливров –кутильеры (вторые латники, оруженосцы, несмотря на более легкий доспех, тоже считались тяжелой кавалерией)
  • 48 ливров –стрелки (к конным стрелкам относились лучники, предварительно спешивавшиеся для ведения стрельбы, и арбалетчики, которые могли стрелять и перезаряжать оружие, не сходя с коня).
  • 36 ливров –пажи (исполнял роль слуги в походе и очень редко, случайно, роль вспомогательного бойца на поле боя)

Капитаны компаний назначались из высшего нобилитета (что несомненно обеспечивало лояльность знати

В составе каждой роты (600 человек) было по 100 жандармов (сто “копий”)

Основная тактическая еденица в начале у жандармов, как и у кондотьеров  было lance (”копьё”), но состояло не из трёх, а из шести человек: двух латников, трёх конных стрелков и одного пажа (слуги).

Присутствие в составе “копья” людей, оснащённых метательным оружием, объясняется отсутствием отдельных больших наёмных пехотных контингентов, как в Пентархии (генуэзские арбалетчики etc.). Итальянская военная организация первой половины Quattrocento

François Ier adoubé par Bayard

Вооружение жандармов состояло из “белой сбруи” (blanc harnois), то есть пластинчатого  доспеха (того, что принято называть “рыцарским”):

  • кольчуги, железных лат, щита, шлема
  • копья, меча и даги (кинжала –куто etc.)

Говорят о постоянном войске около  4 000 "копий" в течение второй половины правления Людовика XI. Генеральные Штаты в 1484 AD свели постоянный состав к 2200 "копий", количество которых  увеличивалось в военное время на 1000 "копий".

  Когда вооружёное противостояние с врагами короны затухало, приходилось либо сокращать число компаний, или в число "копий" в компании (или применять комбинацию этих двух методов).

Капитаны противились сокращению их компании как ограничения их престижа и стабильного дохода.

Карл Смелый в 70-е годы Quattrocento, организовал 12 жандармских компаний, но с несколько иной структурой:

  • кампанию составляли четыре эскадрона (всего в роте 100 жандармов)
  • в эскадроне было четыре отделения, в шесть копий каждое
  • бургундское  lance включало кроме 6 конных воинов ещё  дополнительно  трёх пеших воинов:
    • воина, вооружённого древковым оружием (пика, вож etc.)
    • воина, вооружённого кулевриной или аркебузой
    • лучника или арбалетчика
  • Chef d'escadre имел своё, 25 копьё

Изданный в октябре 1473 AD Сен-Максиминский ордонанс предписывал: 

“..Жандарм должен иметь полный комплект белой сбруи, трех добрых верховых лошадей стоимостью не менее 30 ливров; у него должно быть боевое седло и шанфрьен, и на саладе перья наполовину белого, наполовину синего цвета, и то же на шанфрьене. Не предписывая доспехов для лошадей, герцог отмечает, что он будет благодарен тому жандарму, кто сей /доспех/раздобудет..”

Карл Смелый известен в истории военного искусства как организатор особых приёмов действия жандармских войск.

Согласно изданному им в 1473 AD наставлению, бургундские жандармы должны были обучаться разным эволюциям:

  • нападению верхом линиями и действию пешим сомкнутым строем
  • стрелков учили быстро садиться и слезать с коня
  • иногда всадники, спешившись, составляли род каре, в котором жандармы составляли 1-ю, a стрелки — 2 и 3-ю шеренги, между тем как коноводы держали коней

Карл сумел добиться от армии большой стройности, искусного маневрирования и порядка в бою, но, состоя большей частью из наёмников и насильно навербованных подонков населения, его армия не обладала прочными военными достоинствами.

Сам Карл отличался очень беспокойным и воинственным характером, большой личной храбростью, но не был хладнокровен и настойчив и легко падал духом при неудачах, почему и был плохим полководцем, хотя и понимал детали военного дела.

Боевой строй жандармы имели схожий с “древнерыцарским”: в первой шеренге становились жандармы, за ними, шагах в 30, кутильеры, a сзади последних стрелки (лучники), для занятия и обороны местных предметов.

Таким образом, бой разыгрывался первоначально шереножной атакой тяжёлых жандармов, которые, смяв противника, заканчивали бой единоборством с лучшими неприятельскими всадниками.

Говорят, что такое сходство жандармов с “рыцарями” привело к тому, что мало-помалу слово жандарм заменило собою прежнее название “рыцарь”, распространяясь на всех тяжёловооружённых всадников независимо от их происхождения.

Французские жандармы ещё долгое время хранили свои дворянские традиции и, считаясь лучшей тяжёлой кавалерией, вступали в бой в самую решительную минуту.

Однако при распрострастранении огнестрельного оружия на первое место выступила пехота, затем лёгкая конница.

Пришлось совершенно отделить жандармов от лёгкой конницы, доступ в которую был облегчён (социальный осмос), и кавалерия была демократизирована, сменив пику на аркебуз, a к арчаку прикрепив пистолет.

Не желая уступать первенство, жандармы усилили и утяжелили свою броню, но тем самым ещё больше проиграли в смысле подвижности и пригодности к бою в новых условиях.

Глубокие эскадроны испанской кавалерии опрокинули французских жандармов, бывших в разомкнутом строю, в сражении при Сен-Кантене (St. -Quentin) в 1557 AD, a в 1562 AD разбили их и рейтары.

Эти тяжёлые уроки заставили жандарм принять двухшереножный строй, перевооружиться и усвоить другой боевой порядок:

- под прикрытием лёгкой кавалерии они шагом подходили к противнику, постепенно ускоряли аллюр и уже вблизи неприятеля, когда лёгкая кавалерия, обстрелявшая его залпами, очищала им фронт, они, стреляя из аркебузов, развивали стремительность атаки и по сигналу трубачей карьером неслись на противника, давя его своей тяжестью и поражая в упор из пистолетов, после чего разыгрывался рукопашный бой, в котором преимущество было на их стороне.

Таким образом жандармы сумели оставить за собой почётную роль решителя боя, а по своему составу продолжали быть аристократическим родом оружия.

С отделением от жандармов сопровождавших их всадников они стали называться кирасирами, и только во Франции и Пруссии (до 1806 AD) сохранились полки жандарм; но они уже не имели значения боевой силы, a составляли род военной полиции.

Спасибо, очень интересно!
(нет, серьезно - подробно и информативно)
Всё хорошо, но на картинке с золочённой парой латников - Девушки. Как вы к теме амазонок в 16 веке?
Реликварий (работы Жерарда Лойе) св.Ламберта 1467-1471 AD. Хранится ныне в соборе св. Павла, Льеж.
Сам Карл Смелый стоит на коленях а св. Георгий стоит за ним на драконе, от дракона виден только хвост

Реликварий в виде скульптурной композиции, изображающей самого герцога и его покровителя Святого Георгия, был изготовлен мастером Жерардом Лойе и подарен Карлом Смелым собору Св. Ламберта в Льеже.

Акт торжественного дарения, вероятно, должен был, по мнению герцога, несколько смягчить последствия разорения Льежа бургундской армией в 1468 AD (солдаты Карла разграбили множество церквей, множество жителей побили и потопили. домов пожгли).

Позже собор Св. Ламберта был полностью перестроен.
Сегодня он является городским кафедральным собором Св. Павла (Сен-Поль).
Реликварий изготовлен из золота и позолоченного серебра. Часть деталей композиции (лица и кисти рук, нашлёмник, подушка под ногами коленопреклоненного герцога, дракон) покрыты эмалью. Высота реликвария – 53 см, наибольшая ширина – 32 см.

Подставка снабжена вензелями герцога («С&M»), отражающими брачные узы Карла Смелого и Маргариты Йорк, и девизом герцога «JE LAY EMPRINS» («Je l’ai entrepris» – «Я обладаю»).
Интересно, как умудрялись конные арбалетчики правильно натянуть тетиву в седле?
Конные арбалетчики (кранекинье) использовали модели кавалерийских самострелов с реечно-редукторном "немецким" механизмом (cranequin), действующим по принципу домкрата.
Сам arbaléte, как с железной, так и композитной дугой. Ложа с роликовым замком и спусковым механизмом. Тетива -"антверпенская верёвка". Но она не натягивалась как у пеших арбалетов с помощью полиспастного ("английского") ворота.
В кавалерии использовался "немецкий", реечно -редукторный ворот (2-3 выстрела в минуту на 200-300 ярдов, иногда на 500, в зависимости от конструкции дуги).

Широко были распространены были и балистеры небольших размеров, так называемые книпперы, весьма действительные и стрелявшие уже не болтами, а камешками и пулями.
Балистеры были очень распространены весь 16-й век, даже когда арбалеты исчезают из вооружения.
Не знал про "немецкий" ворот. Хорошая штука, можно работать без упора.

А балистеры намного лучше по стоимости выстрела, так что неудивительно.
Интересно, то эти балестеры небольших размеров -книпперы широко использовали новгородцы и поморы.
Не только ушкуйники, но и звероохотники. Мангазея златокипящая -легендарное Лукоморье etc.
Удачный рейс в эти края, занимавший обычно два года, мог обеспечить какого-нибудь устюгского купца на всю оставшуюся жизнь.
Пушнины было море. И били её балестерами, чтобы шкурку не портить.
Логично. Из мушкета белку можно только дезинтегрировать, даже если удастся попасть.
Вот картинка баллистера под пули и камешки.