Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Gens d'armes -3

Gendarmerie в России

Préambule

Военая полиция существовала y нас с давних пор.

Даже уставом ратных, пушечных и других дел 1621 AD предусматривалась уже особая военно-полицейская организация: во главе её стоял "большой воинский пристав", a в его распоряжении — младшие пристава, податни, ярыги и палачи, имевшиеся также и при самостоятельных войсковых частях.

Кроме того, по уставу ратных и пушечных дел, “большому приставу" было положено "людей при себе имети, сколько пригоже, чтобы был не бессилен и было бы ему в полках с кем злодеев и воров изымати, как его чин и приказ показывают. A будет ему где от кого насильство учинится, доведется его всеми полки оборонити”.

Образцом такой организации военной полиции послужил немецкий институт профосов (специальный чин, который должен был  приводить в исполнение наказания).

В 1702 AD, после Нарвского поражения, во главе военной полиции при штабе армии стоит генерал-гевальдигер.

Генерал-гевальдигер или румормейстер, должностное лицо, на обязанности которого, по военно-уголовному yставу Густава-Адольфа 1621 AD и другим законодательствам того времени, лежало выполнение функций военно-полицейского характера во время похода.

Под влиянием французского законодательства, в котором обязанности генерал-гевальдигеров выполнял “великий прево” с огромной карательной властью, генерал-гевальдигер  оказался вооруженным также громадными полномочиями.

Ему предоставлялось право при задержании преступников производить судебное разбирательство при разводе караулов и налагать наказания до смертной казни включительно.

По воинскому уставу Петра Великого, генерал-гевальдигер  выполнял подобные же обязанности, и при нём, в случае получения “жестокого указа”, для исполнения смертных казней состояли священник и палач.

Генерал-гевальдигер  состоял в ранге полковника, имел помощника — румормейстера (при последнем состояли 2 сержанта), и ему же подчинялись дежурные полковые профосы.

На походе в распоряжение генерал-гевальдигеров  высылалось по 2 человека от каждого батальона или наряды от кавалерии и возлагалась общая обязанность на всех начальников “ему при надобности воспомоществовать”.

В частности генерал-гевальдигер должен был иметь общий надзор за исполнением приказов высшего начальства, a равно и наблюдение за профессиональной деятельностьюстью в армии маркитантов и всех при них состоящих людей.

Раз в неделю он обязан был инспектировать квартирное расположение войск и проверять списки “отсталых”.

Однако, судебная власть генерал-гевальдигера действовала непосредственно.

Так, при непосредственном усмотрении им мародёрства, грабежа, насилия и разорения “в стороне от армии”, он имел право немедленного разбирательства дела и приведения приговора в исполнение “без рассмотрения персоны”, то есть, не считаясь со званием задержанного.

Кроме положенного штатами содержания, генерал-гевальдигер получал по гарнцу пива от каждой маркитанской бочки и по фунту мяса от каждой рогатой скотины, поставляемой для войск.

По Высочайшему утверждению в 1720 AD штату полевой армии полагалось 2 генерал-гевальдигера в чине подплковника.

То же число их показано и в Высочайше утверждённом в 1731 AD штате генералитета в военное время.

При Екатерине II в 1792 AD генерал-гевальдигер пожалован был в полковники.

По Высочайше утверждённому 27 января 1812 AD “Учреждению для управления большой действующей армии” :

  • генерал-гевальдигер есть военный полицеймейстер в лагере армии, в главной квартире и вагенбурге
  • он подчиняется дежурному генералу
  • избирается из штаб-офицеров
  • имеет нескольких помощников из обер-офицеров и отряд конвоя главной квартиры
  • там же были изложены его права и обязанности

Такие же в общем обязанности возложены были на генерал-гевальдигеров и “уставом для управления армиями и корпусами в мирное и военное время”, издания 1846 AD.

Должность генерал-гевальдигер была уничтожена вместе с упразднением штабов 1-ой армии (1862 AD) и корпусных (1862—64 AD).

Высочайше утверждённым 17 апреля 1868 AD положением о полевом управлении войск в военное время обязанности генерал-гевальдигера по наблюдению за благоустройством и порядком в армии возложены на чинов комендантского управления.

Следующие в нисходящем иерархическом порядке военно-полицейские должности были: полковые гевальдигеры, полковые и ротные профосы.

Военно-полицейские обязанности выполнял отчасти и генерал-вагенмейстер (начальник обоза), a также институт фискалов, появившийся y нас с 1712 AD; однако функции последних были смешанного характера, a не специально полицейского.

Такая организация военной полиции была установлена y нас окончательно воинским уставом 1716 AD и сохранялась более, чем целый век, то есть вплоть до учреждения жандарм.

Впервые, в виде закона, организация полевого управления войск была установлена y нас Петром Великим в 1716 AD при издании “Устава воинского”.

По этому уставу, во главе армии должен был находиться генералиссимус, или генерал-фельдмаршал, или генерал-аншеф, a начальствование над каждым родом войск вверялось: генерлам от инфантерии и кавалерии и генерал-фельдцейхмейстеру (следовательно, название чина отвечало сущности должности).

Эти лица, a также генералы: квартирмейстер (войсковое управление, штаб –первым был кн. А.П. Шаховской), инженер, кригскомиссар, аудитор, гевальдигер (военная полиция), фискал, профос (наблюдение за арестованными и за чистотою), составляли генеральный штаб армии, к составу коего причислялись ещё обер-полевой священник и доктор.

Идея “положения” Петра Великого заключалась в том, чтобы при армии были все органы для направления боевой её деятельности и для удовлетворения всех её нужд.

Особенностью, и при том отрицательною, Петровского “положения” являлись:

  • обязательство собирать военные советы (важных дел не чинить без консилии генералов)
  • и неподчинение строевому начальству некоторых чинов, имевших свою иерархию: квартирмейстеров, интендантских чинов, профосов и фискалов

Gendarmerie

В России слово жандарм упоминается впервые в исторических памятниках времени императрицы Екатерины II, когда великий князь Павел Петрович завёл y себя в Гатчине в 1792 AD собственные ("модельные") войска; в числе этих войск была небольшая команда, во главе которой стоял подполковник Кастылев, именовавшаяся кирасирским или жандармским полком.

По воцарении императора Павла I команда эта вошла в 1796 AD в состав лейб-гвардии Конного полка.

2 ноября 1796 AD в лейб-гвардии Конный полк было переведено из Жандармского и Драгунского полков Гатчинских войск 3 штаб-, 20 обер-офицеров и 119 нижних чинов, и конная гвардия получила организацию и обмундирование кирасирских полков.

В 1815 AD название жандарм появляется вновь.

В этом году при корпусных штабах русской армии, расположенной во Франции, были сформированы временные военно-полицейские команды, которые и стали называться жандармами.

Они просуществовали только несколько месяцев и вскоре были расформированы, a взамен их 27 августа 1815 AD Борисоглебский драгунский полк, нёсший до того времени в полном своем составе военно-полицейскую службу при войсках, был переименован в Жандармский полк, причём первоначально, до Высочайшего приказа, наименование жандарм получили только 3 эскадрона.

В декабре того же года из нижних чинов гвардейской кавалерии был сформирован лейб-гвардии жандармский полуэскадрон, для службы при гвардейском и резервном кавалерийских корпусах. Обе эти части были организованы по строевому образцу, но на них была возложена специально военно-полицейская и ординарчая служба при войсках.

Затем в 1817 AD в составе корпуса внутренней стражи были учреждены в столицах жандармские дивизионы (Московский и Петербургский), a в губернских и некоторых портовых (в числе 56) городах — жандармские команды.

Когда эта организация за 10 лет успела уже достаточно окрепнуть, в 1827 AD был образован отдельный корпус жандармов, шефом которого был назначен управляющий III отделением Собственной Его Величества канцелярии.

Жандармская полиция (III отделение Собственной Его Величества канцелярия и отдельный корпус жандармов) была создана для негласного наблюдения за администрацией (произволом продажного чиновничества)

Для распределения деятельности корпуса жандармов вся Россия была разделена сперва на 5, a затем на 8 жандармских округов.

В 1880 AD, с упразднением III отделения Собственной Его Величества канцелярии, заведование корпусом жандармов было возложено на министра внутренних дел, a в 1898 AD была учреждена должность помощника шефа жандармов с правами командующего войсками военного округа.

Таким образом, в России с самого почти начала истории жандармов наблюдается отделение общеполицейской жандармской организации от военно-полицейской (вспомогательных войск -полевых и крепостных жандармских части, исполняющие при войсках обязанности военно-полицейской службы, как в мирное, так и в военное время).

Сформированный из драгун жандармский полк был затем расформирован, a лейб-гвардии жандармский полуэскадрон был преобразован в гвардейский полевой жандармский эскадрон, который вместе с учрежденным затем при войсках армейским полевым жандармским эскадроном составил полевую жандармерию, не подчинённую шефу и обслуживавшую в полицейском отношении войска во время похода, лагерного и квартирного расположения, то есть составившую специально войсковую полицию.

Гвардейский жандармский эскадрон, сформированный 27 декабря 1815 AD, был затем переформирован в кадровую команду, но 12 августа 1887 AD вновь переименован в эскадрон; имел знаки отличия за войну 1877—78 AD.

Гвардейские жандармы носили стальную каску металлическую с орлом или гренадой  (пр. по в. в. 1878 AD № 33)

В 1876 AD было сформировано 5 армейских жандармских команд, которые в 1887 AD были переформированы в эскадроны, в последие уже годы был сформирован 6-й Финляндский полевой жандармский эскадрон.

В 1910 AD герб лейб-гвардии Драгунского полка (но без звезды) был установлен на жандармских шлемах (шлем фетровый — для корпуса жандармов и полевых жандармских эскадронов, -пр. по в. в. 1910 AD №№ 386 и 690)

К началу прошлого века y нас различаются:

  • отдельный корпус жандарм, подчинённый особому шефу
  • не подчиненные означенному шефу полевые жандармские эскадроны при войсках, которые и составляли собственно военную полицию

Отдельный корпус жандармов состоял из:

  • главного управления
  • штаба
  • губернских, городских и областных жандармских управлений
  • уездных жандармских управлений в Привислинском крае
  • особых отделений по охранению общественной безопасности и порядка
  • жандармских полицейских управлений железных дорог и их отделений
  • крепостных и портовых жандармских команд
  • 3-х жандармских дивизионов (Спб., Москва и Варшава)
  • Одесской городской конной жандармской команды

Жандармские дивизионы и городская конная жандармская команда комплектовалась нижними чинами на общем основании, прочие же части корпуса жандармов — сверхсрочнослужащими унтер-офицерами.

Офицеры пополнялись переводом из войсковых частей, a именно, в корпус жандармов принимались те из офицеров, окончивших по 1 разряду военные и юнкерские училища, которые прослужили не менее 3 лет в строю и выдержали особые испытание при штабе корпуса жандармов.

Не принимались:

  • состоявшие под судом или имеющие долги
  • поляки-католики или женатые на католичках или еврейках
  • евреи, хотя бы и крещёные

Служба корпуса жандармов была троякая:

  1. обязанности исполнительной полиции выполняли жандармские дивизионы и команды
  2. обязанности по охранению порядка и благочиния в районе железных дорог и визированию паспортов на границах несли жандармско-полицейские управления железных дорог и их отделения 
  3. все остальные жандармские части выполняли обязанности по обнаружению и исследованию государственных преступлений и надзору за государственными преступниками, содержащимися под стражей

Полевая жандармерия

Полевых жандармских эскадронов  в начале прошлого века было семь: 1 гвардейский и 6 армейских (в Вильне, Варшаве, Киеве, Одессе, Тифлисе и Гельсингфорсе).

Гвардейский полевой жандармский  эскадрон входил в состав гвардейского корпуса и комплектовался унтер-офицерами и рядовыми гвардейской кавалерии, отбывшими не менее одного лагерного сбора при своих частях, грамотными и не опороченными по службе.

На тех же основаниях комплектовались и прочие полевые жандармские эскадроны нижними  чинами армейской кавалерии.

Подчинялись они штабам соответствующих военных округов.

Служба полевой жандармерии была исключительно полицейская, в районах расположения войск.

Государственной думой четвёртого созыва в законодательном порядке  был возбуждён вопрос об упразднении полевых жандармских частей (то есть вспомогательных, полевых и крепостных жандармских частей, исполняющих при войсках обязонности военно-полицейской службы, как в мирное, так и в военное время - 1 гвардейского и 6 армейских полевых жандармских эскадронов).

Gendarmerie, как полиция, имеющая военную организацию и выполняющая охранные функции внутри страны и в армии, в России ликвидирована после Февральского путча 1917 AD, крушения русского государства, общества и династии.

В России, потерявшей своё имя, субъектность и континуитет, в ходе выталкивания с пути эволюции и развития и дичайшей азиатизации, вместо европейской жандармерии, было создано  ЧК-ГПУ, комплектовавшиеся не только, как и вся советская бюрократия, из элементов подлого и неясного, мутного происхождения, неполноценных в культурно –биологическом отношении, но и буквально из подонков общества (жуликов, убийц, наркоманов).

ЧК –ГПУ было создано внешними акторами для проведения мероприятий расово –классовой “борьбы”, то есть уничтожения и сегрегации русского народа целыми сословиями, выращивания голема, манкрута –“советского человека” из ущемлённых и мстительных элементов общества, потерявших свои корни в результате войн и модернизаций.

Поведение социалистической верхушки  очень похоже на поведение  так называемых “профессиональных криминальных сообществ”.

Обретение паразитической власти над обществом под предлогом “защиты” этого общества от насилия, которое от гангстера же и исходит.

Они обычно терроризируют и членов своей шайки, и свои жертвы, уничтожая в то же время соперников .

Манипулируя законами, они пытается поддерживать при этом видимость всяческой респектабельности (“как у людей”), прибегая к шантажу и вымогательству, чтобы взять под свой контроль другие организации своего региона.

Для раздутых и дублирующих друг друга органов “партии – государства” (не важно под какой личиной –КПСС, ЕР etc.) все социалистические режимы нуждаются в огромной армии бюрократов.

Это нового вида бюрократия предоставляет возможность быстрого продвижения толпам, в которых отдельно взятый индивидуум - оппортунист самого разного социального происхождения.

Полностью зависимая от “партии” (КПСС, “Единая Россия” –”на манеже всё те же”), она, можно сказать, представляет собой единственный общественный слой, чьи интересы социалистический режим вынужден принимать во внимание.

В то же время среди них есть несколько конкурирующих “центров власти”, скрытое соперничество которых есть единственная существующая форма действительной политической жизни в социалистическом изврате.

Извините, у Вас в абзаце про создание "органов" в предпоследнем слове опечатка смешная, с прихихиком.

Кстати, этим же ребятам принадлежит и вытаскивание криминальной субкультуры на свет Божий. "Шансон" и прочая одесская класово и расово близкая бодяга.
Это культура, как её Георгий Свиридов называл "советско-еврейской буржуазии"
Вспучившейся грязи. Иной она и быть не могла.
К вопросу о "вкладе" "божьевого народа" в русскую культуру

Меня просто бесит когда всю эту срань ассоциируют с Южной Пальмирой. Одессой.
Вся эта перхоть подзалупная к строительству и развитию культурно-экономического центра юга России имеет мало отношения.
Опарыши эти стали паратизировать на трупе русской культуры, выполняя функцию замещения и подмены -все эти совписы и совкомпозиторы.

Deleted comment

Нет, не против.
Вопрос: не подскажите ли работы по истории полиции и жандармерии в Западной Европе в XIX - начале XX вв.?
Не знаю.
Не интересовался специально.