Treue Hunde
Драбанты (Trabant, Trabantengarde) — первоначально (первые упоминания датируются 1542 AD) телохранители высших начальников, высокопоставленных и преимущественно владетельных особ (fürstlicher Personen) на землях подвижного фронта европейской колонизации (“Третей Tide Water”) к востоку от Эльбы, в циркумбалтийской зоне.
Иногда драбантами называли почётную стражу из отборных лиц, пользующихся полным доверием.
Парадная одежда драбантов была бархатная, будничная – суконная, но какой был её покрой – неизвестно
В начале Seicento такая почётная стража (Trabanten an Fürstenhöfen) была вооружена парадными протазанами (Trabantenpartisane) или алебардами (Trabantenhelmbarte) или глефами (фр. glaive).
Протазаном назывался род длинного и широкого копья, насаженного на длинное древко (8 -10 футов) с одною или несколькими кистями.
Копьё это нередко снабжалось прорезными украшениями, бывало вызолочено, украшено гербами и другими изображениями, камнями и вообще носило богатую отделку.
Древки обматывались шёлковой и бархатной материей или золотились, a иногда и просто красились.
Протазаны продержались до половины Settecento, a затем, под названием эспантонов, еще до середины Ottocento.
Есть мнение, что название “Бердыш” перешло от нас на север Европы, где, по свойству готского языка, к нему привесили an: bardis, bardisan; во Франции из этого сделали pertuisane, и слово это позже воротилось к нам, обратясь в проmазан (нем. partisane).
Бердыш -широкий, длинный топор с лезвием в виде полумесяца, насаженный на длинное древко.
В России бердыш с Quattrocento по Seicento служили, наряду с саблями, вооружением "бердышников" — лучшей пехоты того времени.
Бердыш носился на ремне за плечами. Стрельцы пользовались бердышём при стрельбе вместо подсошек для опоры дула.
Алебарда (фр. hallebarde, введена во Франции примерно в середине правления Louis XI, около 1470 AD, нем. helmbarte ), оружие швейцарской пехоты ещё с Trecento, от бердыша отличалась тем, что трубка вверху заканчивалась копьём.
У нас алебарды (длиною в сажень) составляли почётное вооружение дворцовой стражи и царских телохранителей. В Венеции, глефы – караула дворца дожей на острове Риальто.
А в Империи, Trabantenhelmbarte -Trabanten an Fürstenhöfen.
Ниже на картинках стальная кованная алебарда драбанта (Trabantenhelmbarte 1600 AD)
Длина: 202,5 см, длина без древка: 53 см, 28 см шириной.
Таковы были шведские, германские (Deutschland/Österreich) и польские драбанты в начале Seicento.
Boобще конвой, охрана, личная и дворцовая стража из драбантов (harcerzy, drabant, guardia imperiale, archers, стрельцы etc.) были первообразом гвардии в Европе переферийной, Европе “открытых границ”, активно колонизируемой в Quattrocento –Seicento
Циркумбалтийская “украина”
Рост этой окраины осуществлялся за счёт существенного изменения плотности освоения контролируемых пространств, за счёт консолидации в зоне лёгкого и быстрого роста “пограничной” Европы.
Маргинальное климатическое положение Северо –Востока Европы противодействовало благоприятному “пограничному” эффекту.
На fin de terrain Христианского Мира больше давило пространство, чем во Франции, Италии, Англии и прирейнской и приальпийской Германии.
До технического транспортного переворота это оставалось самым крупным препятствием к переходу к экономическому росту.
Главное препятствие -это недостаток источников (расплата за глобальное отставание “границы” от “ядра”, “ножницы” хронотопа), экономические, а не эпидемиологические факторы.
Человек на Западе, в осевой Европе, в центре мир -системы - с последней четверти Trecento, - крепче стоит на земле, он кажется окончательно укоренившемся.
Швеция к 1620 AD, к моменту, когда Густав-Адольф собирался как никогда глубоко ввязаться в сложную игру европейской политики, насчитывала вместе с Финляндией чуть меньше 1 млн жителей.
Дания и Норвегия насчитывала - чуть больше 1 млн душ.
В целом 2 млн человек на 1 млн 120 тысяч км2 , 2 человека на км2 .
Тогда как как ось высоких европейских показателей находилась на уровне 37-38 человек на км2 , Пиренейский полуостров -14, Англия -25, Германия -22 человека на км2 к западу от линии Гамбург -Триест, (с особо плотными районами в 30 человек на кв.км на Рейне и у подножия Альп) и менее 5 человек на км2 на востоке от Эльбы.
Дания взятая отдельно, находилась на уровне Европы.
При своих 60 000 км2 (это включая германские герцогства, в строгом же смысле -43 000 км2 ) и своих 600 тысячах жителей (750 тысяч с учётом Скании) она обладала плотностью 12 человек на км2 , близкой к иберийской.
Дания ближе к “иберийской” или“рейнской” (старой, так сказать в общепринятом понятийном аппарате, “лотарингской и каролингской Германии”, “Бургундии”) модели колонизации, нежели к колонизации третей Tide Water.
“Третей Tide Water”, то есть колонизации “скандинавской” (Швеция -Финляндия) или провинций периферийных, колониальных, севера-восточных “Германий”- Неймарка, Вюртемберга, Силезии, Бранденбург -Пруссии, Померании (граница, против Tide Water, приливной волны).
Померания была уже на положении Канады. Привлекающей поселенцев со всей Германии, из Голландии, Франции и иных мест.
Можно ли считать Польшу “государством” l'Epoque moderne antérieure?
Собственно “польская” Польша, населённая Польша, занимала северо -западную четверть Rzeczpospolita, польско-литовской унии (Люблинская уния 1569 AD) : 29% территории, 55 % населения.
На юге -казацкая украина, кланы которой спекулируют союзами.
Южные и юго-восточные границы Russia Rubra (воеводства: Русь, Подолия, Браслав, Киев, Волынь, Бельск, Хелм) населяли полуоседлые казаки.
Это были союзники, но не подданные.
В московской Руси –“украина”,- название всякого порубежья, предельной области на краю государства. Различались украина киевская, московская, галицкая, польская, псковская, рязанская etc.
Города и слободы пограничных местностей назывались украинскими.
Малороссия (русские земли на украине) - фронтир русской сельскохозяйственной, внутренней колонизации в Cinquecento –Seicento, заселяемом выходцами с Севера и Востока Руси, образующими вольные казачьи общины, украинские города и слободы. Малороссия Днепром делилась на правобережную или Слободскую украину (колонизация слободами), и левобережную украину.
На востоке -земли Белой (Russia Alba) и Чёрной Руси (Новогрудское, Мстиславское, Витебское, Минское и Полоцкое воеводства ; Смоленские и Черниговские земли; район среднего и нижнего течения Немана), которые оспаривала и постепенно отвоёвывала Russia Magna (Muscova) в процессе экспансии на изломе Смутного времени.
В 1667 AD Russia Magna вернула только 200 000 км2 из той огромной серпообразной территории, которая стала расплатой за Смутное время.
Столбовский мир (1617 AD) и Деулинское перемирие (1618 AD) обозначили разгром Muscova, оставившей Балтику Швеции, а западные и юго-западные русские земли -польско-литовской унии.
Фактически “Rzeczpospolita” состояла из десятка тысяч крупных доменов. Сейм был парализован liberum veto, делавшим невозможным единодушие.
Территориальный распад, начавшийся на севере в 1629 -1670 AD, перешёл в 1667 -1699 AD на восток и вёл к краху этого аморфного образования.
Религиозная неоднородность -лишь одна из причин слабости.
Чтобы там не говорил Вольтер, не смотря на многочисленную иудейскую общину и центр ереси унитаризма, реформированная Сигизмундом Rzeczpospolita, пусть не экономически и социально, но интеллектуально и духовно – конечно в Seicento уже часть христианского, европейского мира.
Столицей антитринитаристской ереси был Раков, неподалеку от Кракова. Около 1620 -1625 AD социнианская диаспора Польши почти повсеместно заражает здоровое тело реформаторских церквей в Голландии, а потом и Франции.
Архаичная Rzeczpospolita, раздираемая религиозными сварами между посттридентскими новокатоликами, диссентерами (арминиане, мазурские протестанты северо -востока и русские православные Russia Rubra и Russia Alba), девиантами (раковский унитаризм, иудаизм ашкенази), даже в период своего “золотого века” (когда она противостояла во время Смоленской войны 1632- 1634 AD двойному натиску Швеции и турок) представляла собой лишь неустойчивую федерацию крупных доменов.
Несмотря на последовательные сокращения 1629, 1660, 1667 и 1699 AD, Rzeczpospolita сохранила свою исходную противоречивость и слабость, коренящуюся главным образом в наслоении двух несовместимых порядков землепользования.
И перед лицом суровой реальности окружавших её истинных европейских государств польская химера была обречена исчезнуть в череде разделов 1772, 1793 и 1795 AD.
Курфюрсты бранденбургские имели пеших и конных драбантов.
В 1692 AD в Пруссии из рот драбантов был сформирован гвардейский кирасирский полк (тяжёлая конница), существующий до 1918 AD под названием “Gardes du Corps”.
В Австрии драбанты составляли дворцовую пешую гвардию.
В Польше драбанты составляли стражу короля Сигизмунда III, весьма подозрительно относившегося к к своему (польскому коронному) гетману Станиславу Жолкевскому (сыну воеводы Червонной Руси), зная, что и последний к нему не расположен.
Тем не менее, когда в среде польской шляхты вспыхнул очередной бунт против короля (бунт Зебржидовского), Сигизмунду III пришлось обратиться к Жолкевскому, к-рый в битве под Гузовом в 1607 AD разбил мятежников.
После этого Жолкевский был поставлен королем во главе “польских” войск, отправленных в Россию на поддержку Лжедимитрия.
Жолкевский был против этой политической авантюры и долго, но тщетно, удерживал короля; встретив, однако, сторонников её и в среде русского боярства, Жолкевский решился принять участие в походе.
Тайною целью его была не поддержка Самозванца, a возведение на русский престол королевича Владислава.
Разбив в 1610 AD под Клушином войска Дмитрия Шуйского, Жолкевский занял Москву, добился свержения Bacилия Шуйского и избрания царём Владислава, но, узнав, что король Сигизмунд жаждет этого престола для себя, a не для сына, он покинул армию, сдав командование Гонсевскому и захватив с собою пленного Bacилия Шуйского.
Награжденный в 1612 AD саном великого коронного гетмана, a затем и саном великого коронного канцлера, Жолкевский последние годы жизни провел в борьбе с турками и татарами, охраняя южные границы Польши, и пал в несчастной для поляков битве с турками под Цецорой в 1620 AD.
Тело его, оставшееся в руках победителей, было затем выкуплено и погребено в Жолкеве (город, основанный Жолкевским близ Львова) в серебряной гробнице, украшенной художественными барельефами.
Московские государи, начиная с Иоанна III, первоначально иноземцев нанимали, главным образом, для службы в "наряде", для занятий инженерным и артиллерийским делом и для комплектования отрядов надёжных царских телохранителей (Иоанн Грозный).
Из последних к концу Cinquecento при московском дворе образовалось особая "Иноземная гвардия". Борис Годунов образовал из иноземцев (немцев, шотландцев, поляков, греков etc.) образцовую дружину, причём наёмники пользовались особыми льготами.
А драбанты у нас появились при самозванце “царе Димитрии” (fameux gredin Лжедмитрий I), сперва из прибывших с ним в Москву поляков, a затем из наёмных иностранцев.
Самозванец, не доверяя ни русским, ни полякам, опасался тайного убийства. Особенно после того, как в январе 1606 AD был раскрыт заговор между стрельцами, несущими охрану Кремля.
Драбантов было сформировано 3 роты, по 100 человек, под началом капитанов Жака Маржерета, Матвея Кнутсона (служил в образцовой дружине у Годунова) и Альберта Вандемана (Скотницкого). Проживали наёмники в “Немецкой” слободе (находилась в северо-восточной части Москвы, на правом берегу р. Яузы, близ ручья Кукуй) .
“Немцами” на Руси называли всех иноземцев, главным образом, конфессионально близких (церкви Аугсбургского вероисповедания) выходцев из циркумбалтийской зоны: немцев из массива лютеранской Германии и Германии реформаторского меньшинства на западе, голландцев, шведов, датчан etc.
По свидетельствам современников, первостепенное значение имела рота гугенота Маржерета, отличавшаяся роскошной одеждою и почти вдвое большим содержанием против остальных.
Драбанты существовали и при вожаках кланов, спекулирующих союзами, гетманах (от польск. hetman, от нем. hauptmann - атаман, вожак, главарь, капитан – титул со времени Стефана Батория, давшего организацию казакам) на польской, галицкой, киевской и казацкой украине.
Причём организация и назначение их были заимствованы из Польши. Составляя первоначально почётную стражу гетманов, драбанты впоследствии сошли на степень обыкновенных служителей и конюхов.
Чтобы посмотреть изображения в полном размере, кликните по фотографии:
Продолжение следует
eednew
December 21 2009, 14:29:04 UTC 9 years ago
hvac
December 21 2009, 16:09:43 UTC 9 years ago
Колонизирован ещё датчанами. Которые выбивая дань и приучили туземцев к регулярной выплате налогов.
А так...
В 1694-1695 AD в Англии была осуществлена первая широкомасштабная перепись, подлинная мыслительная революция, первый опыт математизации социальной сферы, пришедшийся на "славные" 1695-1696 AD и подготовленный поколением Реставрации.
Предварительная перепись 1694 -1695 AD была связана с потребностями военной экономики и с плодотворными попытками создания более эффективной системы налогов.
Роже Молс пишет:
“Вскоре после отмены в 1689 AD Hearth Taxes (налогов на очаги) появился первый -если не считать Poll Tax (подушного налога) 1692 AD -документ, содержащий сведения об истории населения: он возник благодаря Act of Indemnety (закону об освобождении от уголовной
Облачённая в форму обычного Poll Tax, эта мера в действительности преследовала скорее демографические, нежели фискальные цели”.
Поимённый список, скрупулезные подсчёты по каждому дому. “Грегори Кинг лично фигурирует в списках по Хэрфилду (Мидлсекс) и Личфилду (Стаффордшир)”. Отныне всё под контролем.
Другая показательная мера 1695 AD, принятая несомненно по инициативе Грегори Кинга, - требование к членам сект обязательно сообщать информацию о себе vicars (приходским священникам), исполняющим роль своего рода регистраторов актов гражданского состояния.
Основание Английского банка стоит в том же ряду “чудесных” перемен в Англии конца Seicento .
Всё было под контролем и всё-таки настоящей полной переписи в Англии, как и во Франции, пришлось дожидаться ещё более века - до 1801 AD.
оригинал сохранённая копия
hvac
December 21 2009, 16:11:35 UTC 9 years ago
Территория Англии содержит 39 000 000 акров; численность народа - около 5 545 000 душ, ежегодный прирост - около 9 000 человек, не считая того, что уносит чума, война, мореплавание, колонии etc.
Он оценивает:
* население Лондона в 530 000
* население других городов и местечек, где он проезжал, - около 870 000
* население деревень и поселков - около 4 100 000
Он вычисляет годовую ренту:
* с земель в 10 000 000 фунтов в год
* а с домов и зданий - до 2 000 000 фунтов в год
Он считает:
* что производство всех видов зерна в год составляет в целом 3 075 000 фунтов
* что доход с земли, засеянной зерновыми, дает ежегодно 2 000 000 фунтов,
* что быки дают более 9 000 000 фунтов
* что доход от пастбищ, выгонов, лесов, вересковых зарослей etc. составляет 7 000 000 фунтов
Он полагает:
* что годовая продукция скота в масле, сыре, молоке составляет около 2 500 000 фунтов
* что стоимость шерсти, ежегодно получаемой со скота, - около 2 000 000 фунтов
* что цена лошадей с кормежкой - около 250 000 фунтов в год
* что цена мяса, израсходованного в пищу за год, доходит до 3 350 000 фунтов
* что стоимость сала и кож - около 600 000 фунтов
* что стоимость сена, потребляемого лошадьми за год, - около 1 300 000 фунтов
* что стоимость сена, что съедают другие животные -около 1 000 000 фунтов
* что стоимость леса, срубленного за год для строительства зданий, - 500000 фунтов
* что стоимость леса, срубленного за год для сжигания - около 500 000 фунтов
* что соотношение площади Англии с числом ее жителей ныне дает 7 акров на человека
* что стоимость пшеницы, ржи, ячменя, необходимых для пропитания, в Англии составляет не менее 6 000 000 фунтов стерлингов в год
* что продукция имеющихся там шерстяных мануфактур достигает примерно 8 000 000 фунтов в год
* что вывоз изделий всевозможных шерстяных мануфактур превышает 2000000 фунтов в год
* что ежегодный доход, на который живет и питается весь народ и с которого он платит разнообразные налоги, составляет ныне:
o в Англии около 43 000 000 фунтов
o во Франции - 81 000000 фунтов
o в Голландии - 18 250 000 фунтов
Г-н Гроунт (John Graunt) подсчитал по спискам умерших:
* что площадь Англии содержит 390 00 квадратных миль
* что в Англии и в области Уэльс живет 4 600 000 человек
* что население Лондона - около 640 000 человек, что составляет четвертую часть населения всей Англии.
* что Англии и Уэльсе около 10000 приходов
* что в Англии и Уэльсе имеется 25 млн акров, т. е. в среднем около четырех акров на человека.
* что из 100 родившихся детей:
o до 6 лет доживают только 64
o только 40 из 100 живут 16 лет
o 25 из 100 - 26 лет
o 16 - 36 лет
o 10 - до 46 лет
o 6 - до 56 лет
o 3 - до 66 лет
o и, наконец, только один человек из 100 доживает до 76 лет
* что население Лондона удвоилось за последние 64 года
hvac
December 21 2009, 16:25:20 UTC 9 years ago
Относительно населения англии в 17 -м веке до сих пор существуют неясности.
Говорят как и о 3,8 млн душ в 1630 так и о 4,8, а в 169- говорят одни , что численность составляла 4,08 млн, а другие 5,5.
Ну в среднем можно наверное считать, что население Англии (разумеется собственно Англии, без Шотландии и Ирландии, где плотность не достигала "порога" -10 человек на кв.км) чтто население за сто лет выросло на миллион, это слабый рост в целом соответствует демогафическому росту осевой Европы в этом веке.
Эмиграционное сальдо оценивается в 200 000 человек.
То есть плотность в Лондонском бассейне можно оценить как 27-33 человека на кв.км.
К началу "рывка" в 1750 году плотность оценивают уже 40 человек, а в 1780 -50 чел на кв.км
То есть пусть людская масса и ниже французской, но плотность вполне, что и позволило начать технологическую революцию