"Этот мир, со всеми его изъянами, и является Золотым Лотосом совершенства" (Махаяна).
Если же кто-то не хочет или не в силах видеть мир именно таким, виновато в этом вовсе не мироустройство. Мы не вправе считать Вселенную дурной.
Природа - не зло, а "деятельное пространство" сознания Будды.
По этой причине нет ничего плохого и в распрях, а соперничество в битве не хуже и не лучше любых иных отношений.
Индия
Индия в ряду своих каст имеет касту воинов (кшатрии), хотя и утратившую уже свое значение при современном устройстве туземного общ-ва, но сохранившую ещё свои внешние формы.
Кшатрии имели своим назначением защиту страны, но в позднейшее время войска стали набираться и из других сословий.
Кроме того, с давних пор существовал обычай выбирать из этой касты местных властителей — набобов.
До сих пор некоторые этнографические группы индийского населения (например раджпуты и маратхи) считают себя наследственными воинами.
- одни считают, что раджпуты представляют собой пришлые в l'Epoque ancien (около 1500 -1300 BP) арийские племена, ассимилировавшиеся в индийском обществе.
- другие придерживаются той точки зрения, что раджпуты жили в Северной Индии всегда и в древние времена назывались кшатрии, а в период раннего средневековья стали именоваться раджпутами
Ману (праджапати, т. е. прародитель человечества) происходит из Сурья-вамши, он один из Сурья-вамш. От него появился род человеческий. Однако, есть также люди, которые происходят от Чандра-вамши.
Полубоги, управляющие всеми планетами, являются потомками либо бога Солнца, либо Бога Луны. Вивасван на Солнце, Чандра - на Луне.
Здесь, на Земле, также правили две династии кшатриев, одна из которых была основана имманентным воплощением Бога Солнца, Рамой, а другая - Бога Луны, Кришной.
Первая называется Сурья-вамшей, а вторая - Чандра-вамшей.
Каждый раджпут входит в одну из четырёх династий, унаследованных от кшатриев:
- Сурья –вамша (солнечная)
- Чандра-вамша (лунная)
- Агни-кула (огненная)
- Нага-вамша (змеиная)
Номинально все эти династии равноправны, но наиболее многочисленными и влиятельными из них считаются всё же Сурья и Чандра.
Тем самым раджпуты получили признание в качестве прямых потомков ведических кшатриев (на санскрите кшатра — власть), одного из четырех основных варн-сословий.
Считается, что все представители Сурья -вамши происходят от Рамы, а Чандра-вамши — от Кришны.
Великий Будда также считается предком раджпутов, тем более что происходил он из варны кшатриев.
Раджпутские династии в свою очередь подразделялись на родовые группы, называемые “кула”.
Этих кул очень много, но лишь 36 из них, собранных из представителей всех четырех линий, объединены в особую группу, называемую “царскими кулами”.
Любой из представителей раджпутской общности знает свою принадлежность по куле, ее историю и не без основания гордится своими славными предками.
Каждый раджпут наследует кулу своего отца, а потому не может вступать в брак с представителями своей кулы.
Именно поэтому все раджпуты, носящие имя одной из существующих кул, считаясь потомками одного предка, являются братьями и сестрами, а значит, браки внутри кулы могут быть сочтены только как кровосмесительные.
Кула, которая может быть очень многочисленной и включать в себя до нескольких сот тысяч человек, в свою очередь, состоит из кланов.
Клан также может быть очень большим и знаменитым, не менее, чем сама кула.
Традиционные связи по линии семья — клан — кула у раджпутов очень сильны и носят во всей их общности основополагающий и системообразующий характер.
Более того, клан является важнейшей единицей во всей социальной структуре раджпутской общности.
Кланы "дважды рожденных" раджпутов, как и кланы брахманов были разбиты на готры (роды), называемые по именам их основателей.
Однако, в отличие от брахманов, которые обязаны вступать в браки за пределами готры, но в пределах касты, раджпуты должны жениться вне клана.
Таким образом, у раджпутов на готру не возложена функция регулирования браков. Более того, раджпутской девушке положено выходить замуж за представителя клана, стоящего несколько выше, чем её собственный, — обычай, называемый гипергамией.
Имущество каждой входящей в клан семьи принадлежит клану, но со своей стороны клан должен сделать все от него зависящее, чтобы это самое имущество было у каждой входящей в него семьи.
Причем оно ни в коем случае не должно делиться, а только прирастать.
В раджпутском государстве было два типа землевладельцев:
- “бхумиа” — наследственные землевладельцы
- “грасиа” — получившие землю на период их службы радже (получали деревни в условное держание)
Именно грасиа состояли с раджой в феодальных отношениях, не являясь при этом членами правящего клана.
Сам же раджа не владел землей и не мог ею распоряжаться, так как она была собственностью клана. Он мог лишь временно передать какому-нибудь полезному для клана человеку (не члену клана) право собирать налоги с какого-то участка земли.
Стать же “бхумиа” было заветной мечтой любого рядового раджпута, и единственным способом достижения этого был завоевательный поход в рамках принципа майората.
Что в немалой степени способствовало широкому расселению раджпутов по всей территории Северной Индии в l'Epoque ancien.
И тем не менее любая раджпутская семья всегда была истинным гарантом социальной значимости и благополучия каждого ее члена.
Братья отца или деда занимались детьми в отсутствие родного отца или деда, а в случае их смерти — эту обязанность брал на себя любой оставшийся в наличии мужчина семьи. Этот порядок был необходим в условиях постоянного участия раджпутских мужчин в бесконечных сражениях и высокого уровня их смертности.
Ведь раджпутские кланы должны были отстаивать интересы своих кул военным путем, так как различные кулы редко жили между собой в мире и согласии. Объединить их могла только угроза внешней агрессии, да и то далеко не всегда.
Высшей ценностью для раджпутов всегда была земля, из-за которой, собственно, и происходили постоянные межклановые конфликты. Бесспорно одно — несмотря на то, что любой раджпут практически полностью зависел от своей семьи, эта зависимость была добровольной, так как любой из них стремился сделать все возможное, чтобы помочь ей возвыситься.
Первым великим раджпутским правителем являлся Харша (Харшавардхана), сумевший подчинить своему влиянию всю Северную Индию.
После его смерти на этих землях, получивших впоследствии название Раджпутана (Rajpootana), или в современном звучании Раджастхан, стали появляться многочисленные государства, во главе которых стояли различные раджпутские кланы.
Именно в это время строились многочисленные города и храмы, бурно развивались различные ремесла, создавались прекрасные литературные памятники.
Несмотря на постоянные междоусобные конфликты, раджпуты самым непосредственным образом влияли на судьбы всей Индии в течение l'Epoque ancien -l'Epoque haute.
Раджпуты испокон века жили по единожды принятому и строжайшим образом соблюдаемому закону майората, который гласит, что имущество клана может наследовать только старший сын его главы — раджи.
Таким образом, все младшие сыновья, а их в полигамных раджпутских семьях было множество, должны были сами заботиться о своем благосостоянии, имуществе и месте под солнцем.
Такое положение вещей, бесспорно, способствовало поддержанию постоянной боевой готовности многочисленного младшего поколения, а значит, и всего раджпутского сообщества.
Согласно легенд, в Duecento мусульманский правитель государства Гур (область западного Афганистана) Мухаммед Гури победил в ожесточенной битве знаменитого раджу, правителя Дели, Притхвираджа Чаухана.
После смерти Гури его наместник в долине Ганга, объявив себя правителем Индии, создал Делийский султанат.
С этого момента в Индии начался долгий период мусульманского правления и не менее долгий период освободительной борьбы раджпутов и их многочисленных подвигов.
Именно в то тяжелое для страны время раджпуты проявили себя как великие воины, отстаивавшие индуистские ценности и сами основы жизни всего индийского народа, заслужив тем самым величайший авторитет, сохраняющийся на протяжении многих веков.
Раджпуты — особая общность в сложнейшей системе индийского кастового общества, — переселившиеся в Северную Индию в l'Epoque ancien и укрепившиеся там в провинции Раджастхан, сумели стать подлинными наследниками арийских кшатриев не только в искусстве государственного управления, но и во всех аспектах военного дела.
И все благодаря тому, что вожди раджпутских племён проявили редкую мудрость и дальновидность, приняв идеологию и ценности индуизма и решив мирно “встроиться” в индийское общество в тесном сотрудничестве с брахманами — высшей индийской кастой религиозных учителей и духовных авторитетов.
Вместе с “благословлением” брахманов заниматься трудным искусством войны раджпуты восприняли от них также кшатрийскую воинскую идеологию, в полной мере сформулированную к тому времени в четырех великих произведениях древнеиндийской литературы:
- Артхашастре
- Законах ману
- Махабхарате
- Рамаяне
Трактат “Артхашастра” (в переводе с санскрита — “Наука о пользе”) был и во многом мог бы оставаться и до сих пор своеобразным наставлением для царей по управлению государством. Считается, что написал этот трактат еще в первые века нашей эры Каутилья, советник древнего царя Чандрагупты Маурья.
В этой книге содержится множество практических советов и рекомендаций едва ли не по всем аспектам общественно-политической жизни, включая административные методы управления, деятельность службы государственной безопасности, ведение военных действий и тому подобное.
Кроме того, сочинение это узаконило также и обязанности кшатриев, которые заключались в “учении, жертвоприношении, раздаче даров, добывании средств к жизни военным делом и охране живых существ”.
Но здесь также было и глубинное противоречие между занятиями военным делом, изначально предполагавшим насилие, и индуистской религией, отвергавшей причинение любого вреда живому существу — не только человеку, но и самому крохотному представителю животного мира.
Именно поэтому и в “Артхашастре”, и в других сочинениях древнеиндийских мыслителей-брахманов были сформулированы специальная воинская идеология, кодекс правил, усвоив которые индуист-кшатрий мог убивать противника на поле боя, не теряя при этом душевного равновесия.
В то же время во всех сочинениях подчеркивалось, что любая война есть зло, а, следовательно, главной целью государственного администрирования должна быть минимизация насильственных действий.
В политике правители должны использовать четыре основных средства: мирные переговоры, подкуп, сеяние раздора между врагами и извлечение из этого собственной выгоды.
Если же ни одно из этих средств не приводило к необходимому результату, тогда допускалось применение крайнего средства — применение силы в качестве наказания врагов, не поддавшихся ни одному из мирных средств воздействия.
Здесь также вводилась идея “наказания злодеев”, следуя которой воин мог, не задумываясь о последствиях, исполнять свой кастовый долг и личную дхарму, ибо цену этих последствий определяет не сам человек.
Брахманы неустанно подчеркивали, что убийства, совершаемые кшатрием на войне, есть не что иное, как исполнение им своего религиозного долга.
В великом индийском эпосе “Махабхарата”, повествующем о соперничестве двух царских родов за наследственное царство и являющемся для любого индуиста не только выдающимся памятником литературы, но и настоящим законоучительным трактатом, содержится много рассуждений о добре и зле и о том, как именно каждый человек должен следовать своей дхарме.
Важнейшие для кшатрия сведения содержатся в “Бхагавадгите” — поэме “Махабхараты”, считающейся одним из главных религиозных текстов индуизма.
Эта поэма представляет собой диалог между великим воином Арджуной — представителем светлых сил — и Кришной — его колесничим и божественным помощником, принявшим человеческий облик для того, чтобы помочь силам добра восстановить справедливость и наказать творящих зло.
Беседа происходит перед началом решающего сражения армии Арджуны и его братьев с армией двоюродных братьев, олицетворяющих в поэме злые силы.
Арджуне тяжело вступать в бой с родственниками, но Кришна в ответ на его тяжелые сомнения напоминает Арджуне о необходимости исполнения дхармы — религиозного закона, являющегося смыслом существования каждого кшатрия.
И именно в этих словах Кришны раджпуты нашли для себя ответ на вопрос что такое хорошо и что такое плохо.
“Когда гибнут тела, Воплощенный ни в одном из них не умирает; Это значит: о Нем во всех существах Сожалеть ты, Арджуна, не должен. Также, дхарму свою соблюдая, ты в бою колебаться не смеешь: Помышляя о долге, сражаться — это благо для кшатрия!.. Если ж ты эту славную битву Вопреки своей дхарме покинешь, — То, свой варновый долг и славу погубив, лишь грехом осквернишься”.
Арджуна, получив такое напутствие и одновременно индульгенцию, смело ринулся в бой и одержал решительную победу над родственниками.
Это поучение Кришны каждый кшатрий и каждый раджпут узнавали еще в детстве, и впоследствии у них не возникало потом сомнений, как нужно вести себя на войне.
Те, кто читает сейчас "Бхагавад-гиту", забывают порой, что этот религиозный трактат является лишь частью шестой книги крупнейшего героического эпоса всех времен - "Махабхараты", - "Великого сказания о войне потомков Бхараты".
Царь, который знает свои силы и имеет большое войско, должен бодро и отважно, не раскрывая своих замыслов, отдать приказ выступить против царя, который слабее его, либо не имеет союзников и друзей либо уже воюет с кем-то другим и, следовательно, ослабел; но прежде ему нужно позаботиться о защите собственной столицы. [...]
Царь не должен подчиняться более сильному царю. Даже если он слаб ему следует стараться свергнуть сильнейшего и, добившись этого править самому. Сильнейших сбрасывают с престола оружием, пожарами и тайными отравителями, а также сеянием раздоров среди его свиты и слуг. [...]
Царь опирается на казну и войско. Его войско, в свою очередь, опирается на казну. Войско - источник всех его религиозных достоинств. Религиозные достоинства, в свою очередь, - опора его народа. Казну не пополнить, не притесняя подданных. Итак, можно ли содержать войско без притеснения? Значит, в трудные времена царь не совершает греха, притесняя подданных ради пополнения казны. [...] Власти над обоими мирами - и этим. и тем - добиваются богатством, а также правдой и религиозными достоинствами. Человек без богатства скорее мертв, чем жив. [...]
В неблагоприятные времена следует терпеть врага на своей шее, но при первой благоприятной возможности его нужно сбросить и разбить, как глиняный горшок о камень. [...]
Царь, желающий благоденствия, должен без колебаний убить сына, брата, отца или друга, если тот становится помехой. [...]
Не нанося другим опасных ран, не совершая жестоких деяний, не убивая живое, как рыбак губит рыбу, благоденствия не завоевать. [...]
Нет деления на врагов и друзей. Люди становятся друзьями или врагами только по воле обстоятельств. [...]
Любое дело нужно доводить до конца. [...] Царь должен опустошать вражеское царство, убивая его жителей, разрушая дороги, сжигая Я разваливая дома.
И напоследок:
Сила выше правды. Сила рождает правду. Сила - опора правды, как земля - опора живого.
Правда должна следовать за силой, как дым за ветром. Правда сама по себе - бессильна. Правда держится за силу, как лиана за ствол дерева.
Вообще говоря, сама "Бхагавад-гита" как часть этого воинского эпоса является по своему содержанию наставлением, призванным ободрить юного царевича, которого перед битвой одолевают сомнения и муки совести.
Смысл сводится к тому, чтобы перед резнёй освободить его ум от чувства вины и сожаления:
Рожденный неизбежно умрет, умерший неизбежно родится [...]
Неуничтожимо То, чем этот мир распростерт; постигни:
Непреходящее уничтожимым сделать никто не может. [...]
Не сечет его меч, не опаляет пламя,
Не увлажняет вода, не иссушает ветер.
Неуязвим, неопалим Он, неиссушим, неувлажняем;
Вездесущий, Он пребывает, стойкий, недвижный, вечный. [...]
Неуязвим воплощенный всегда в этом теле;
Так не скорби ни о каких существах...
Иными словами, именно это составляет, по распространенному на Востоке убеждению, незыблемую основу любого мира.
В сфере действия - то есть самой жизни, - мира нет и быть не может.
По этой причине формула достижения мира заключается в том, чтобы поступать как Должно, но без привязанности к исходу:
В йоге устойчивый, действуй, оставив привязанность!
В неуспехе, удаче будь равным; равновесьем именуется йога.
Ибо дело значительно ниже, чем йога мудрости;
Ищи прибежища в мудрости; плодами прельщенные - жалки.
Здесь покидает мудрец и грехи и заслуги;
Поэтому предайся йоге, йога - в делах искушенность.
Мудрые люди, покинув плоды, рожденные делом,
Идут, расторгнув узы рожденья, в область бесстрастья.
Йога - искусность в действиях. Отбрасывая и страх перед плодами действия, и тягу к ним, человек обязан без личной заинтересованности исполнять все, что предписывает ему долг, а долг воина - сражаться и убивать:
Приняв во вниманье свой долг, не нужно тебе колебаться,
Ведь для кшатрия лучше нет ничего иного, чем справедливая битва.
Как во внезапно отверстые райские двери,
Радостно вступают кшатрии в такую битву.
С древнейших времен бытовало мнение, что война (в том или ином виде) - дело не только неизбежное и благое, но также совершенно обычное.
Кроме того, это самое бодрящее социальное занятие цивилизованного человечества, так как боевые действия - естественный источник радости и общественный долг царей.
С этой точки зрения, правитель, который не занят войной и не готовится к ней, - просто болван и "бумажный тигр".
Все традиционное воспитание раджпутских мальчиков было направлено на развитие качеств, необходимых воину. Начиная с 7—8 лет их брали на охоту, а случалось, и на битву с врагом.
Чтобы маленький раджпут привыкал к виду крови, его учили во время праздников срубать небольшой сабелькой головы жертвенным козлятам и ягнятам. Этот обычай дошел до наших дней.
Первый самостоятельный успех юноши в настоящей охоте на зверей был для его отца поводом устроить большой праздник. С такого же раннего возраста раджпуты начинали принимать участие в спортивных занятиях, которых было немало:
- полевая выездка
- стрельба по цели из лука и ружья
- бросание копья в цель с коня в движении
- поединки в кругу на конях с использованием тупых копий
- конное поло с мячом (човган)
- джигитовка и вольтижеровка
- рубка
- борьба в том числе безоружного против вооруженного etc.
Необходимо сказать, что юный воин не только укреплял свое тело и развивал боевые навыки, но также получал и общее образование.
Оно заключалось в подробном изучении исторических легенд, преданий и сказаний как о собственном клане, так и вообще обо всей раджпутской общности.
Знание о подвигах и свершениях предков помогало раджпуту ощутить себя подлинным хранителем исторических традиций своего народа.
А еще раджпут с самого детства учился играть на музыкальных инструментах и петь — умение исполнить старинную балладу считалось для любого, даже самого высокопоставленного человека крайне престижным.
Мальчики также обязательно изучали тонкости игры в шахматы — эта игра развивала ум и стратегическое мышление будущих воинов.
Не только мальчиков, но и девочек учили писать, сочинять стихи и вообще излагать свои мысли на бумаге, а также нанизывать цветочные гирлянды, что само по себе было отдельным видом искусства.
Таким образом, раджпутский юноша вступал во взрослую жизнь, будучи гармонично развитым человеком, умеющим ценить и самую жизнь, и ее красоту, и в то же время способный в любой момент отдать эту жизнь, защищая собственную честь или честь клана.
Раджпут на протяжении жизни мог заниматься только военным делом и ничем иным.
- Неприемлемыми занятиями считались торговля и земледелие, более того, раджпуту было запрещено даже прикасаться к плугу.
- Не приветствовалось также и чрезмерное религиозное рвение.
- Обеспечением жизнедеятельности раджпутов всегда занимались представители других каст, которые получали за это в качестве вознаграждения защиту.
Главной целью раджпута являлось неукоснительное следование ритуализованному пути воина, пути жертвенного служения, называемого “раджпути”.
Участвуя в битве, которая являлась для него жертвоприношением богам, воин выполнял свой долг наилучшим образом. Отдать жизнь в битве значило, что, выполнив свою дхарму, воин получал спасение души правильным способом.
Наиболее полным ее исполнением была гибель в священной битве “шака”.
Перед её началом женщины раджпутского клана совершали обряд самосожжения “джаухар”, а мужчины выходили на последний бой, стремясь уничтожить как можно большее число врагов и при этом погибнуть самому, в том числе и через самоубийство.
Даже если в военном отношении эта последняя битва ничего не решала, в символическом смысле её значение было огромным.
Земля и крепости, за которые раджпутский клан принес себя в жертву, согласно традиционным понятиям считались “навечно закрепленными” за жертвователями, и их выросшие дети впоследствии не только могли, но и должны были вернуть утраченное. Поэтому перед своей коллективной жертвой раджпуты старались переправить детей клана в безопасное место.
На свой последний бой раджпут надевал священную для индуистов одежду шафранового цвета и особый головной убор — “мор” — тюрбан, украшенный драгоценностями.
Только два раза в жизни раджпут мог надеть такой тюрбан — на свадьбу и на финальную схватку своей жизни, но и то лишь тогда, когда все женщины клана погибали в огне “джаухара”, после чего облачение раджпута в такой тюрбан становилось символом его обручения с небесными девами Апсарами.
Подготовка к битве носила торжественный ритуальный характер. Сначала раджпут совершал омовение и окроплял себя священной водой реки Ганга, которая хранилась в особом сосуде. Потом происходил обряд жертвоприношения различным богам и своей “кул-деви” — богине — хранительнице клана.
Затем воин натирал тело масляной сандаловой пастой и медитировал, настраиваясь на битву.
Перед началом боя большое внимание уделялось всевозможным приметам. Самой плохой из них было — увидеть во сне бешеного слона. Неблагоприятными считались и такие природные явления, как гроза, вихрь или землетрясение. Военное счастье приносило появление зверей или птиц с правой стороны от идущего войска, но никак не с левой.
Впрочем, решающего значения все эти приметы не имели, — ничто не было в состоянии лишить раджпутов отваги.
В любых обстоятельствах и вопреки им, они выполняли свою дхарму.
Главным родом войск у раджпутов была кавалерия. Именно боевой конь был истинным другом, помощником и членом семьи раджпутского воина. Скакунам посвящались поэмы и баллады, воспевавшие их красоту, силу, ум, бесстрашие и верность.
Именно раджпуты, в прошлом арийские кочевники, принесли столь трепетное отношение к лошадям в Индию, эти животные жили в прекрасно обустроенных конюшнях, за ними ухаживали конюхи и лекари.
Перед началом боя над конём совершалось ничуть не меньше очистительных обрядов, чем над хозяином.
Даже седло на нем закреплялось под чтение специальных мантр, а украшений на коне было еще больше, чем на всаднике.
Хвост и копыта окрашивались шафрановым настоем, затем на лоб коня красной пастой, так же как и хозяину, наносилась священная точка — тика.
Все эти меры должны были охранять коня и хозяина от неудачи в бою.
Если конь в сражении погибал, то раджпут горевал так же, как в случае потери друга.
Всадник-раджпут был вооружён луком, стрелами, копьем, щитом, мечом и кинжалами. Конь часто защищался попоной с металлическими пластинами, а его голова — щитками и кольчужной сеткой.
В военно-организационном отношении раджпуты в целом придерживались древней кшатрийской военной науки.
В des temps très anciens армия состояла из 4 родов войск: слоны, колесницы, конница и пехота.
Их “классическим” соотношением было 1:10 — одной колеснице соответствовали 10 слонов, на каждого слона было 10 коней, на каждого коня по 10 пеших воинов.
С течением времени боевое значение колесницы упало, в l'Epoque haute о них даже не упоминается.
Кшатрийская боевая колесница “ратха” в des temps très anciens была самым главным и почетным оружием, на ней передвигались и сражались все боги и герои древних индийских эпосов.
Она была двухколесной и запрягалась четырьмя лошадьми.
В ней помещались возничий и воин, реже — несколько человек.
“Ратхи” делались из дерева, защищались стальными пластинами и богато украшались. Сражались на колесницах и военачальники, и сам правитель. Исключительно важной была роль возничего, так как именно от его мастерства зависела и жизнь военачальника, и очень часто успех всей битвы, так как воины ориентировались именно по главной колеснице.
В l'Epoque haute раджпутская армия состояла главным образом из кавалерии и некоторого количества боевых слонов и пехоты.
Слоны были самым древним и классическим индийским родом войск. Они наводили ужас на всех завоевателей — от арабов до англичан, и только против пороха могучее животное было бессильно.
В боевых условиях слон нёс на себе до 7 воинов, вооруженных луками, дротиками и другим метательным оружием. Хорошо обученный слон был способен вытаптывать в неприятельских рядах целые просеки. Было у него и специальное оружие наподобие кистеня — два соединенных цепью металлических шара, утыканных шипами, защищен он был специальными металлическими доспехами, закрывавшими сверху хобот, шею и бока.
Обучал, воспитывал и вел в бой слона погонщик — “махаут”, понукавший слона “анкушем” — железным крюком на рукояти, которым в случае необходимости отбивал атаки на своего питомца.
Самым главным для неприятеля было вывести слона из равновесия с тем, чтобы он впал в бешенство и начал крушить не только чужих, но и своих.
Для этого использовали разные способы, но в историю вошел самый оригинальный, тот, который применил в битве при Халдигхати Рана (раджа) Пратап (1572—1576 AD).
Его боевая лошадь Четак сумела встать передними копытами на голову слона могольского полководца Ман Сингха, слон от такого приема впал в столбняк, и Пратап успел отрубить руки его погонщику. Ман Сингх же, не теряя времени, перескочил со слона на своего коня.
Пойти на этот шаг Пратапа подвигло пленение его собственного любимого слона Рам Прасада. В начале сражения его погонщик был убит и моголы сумели увести животное. Отбить своего любимца Пратап не сумел и, несмотря на успешный для него исход сражения, был неутешен.
Пехоты у раджпутов было немного — воевать пешим считалось ниже их достоинства.
Уважающий себя раджпут вообще должен был как можно меньше касаться ногами земли. Некоторые раджпутские раджи вообще за всю жизнь умудрялись ни разу не коснуться ногой земли.
Поэтому в пехоте воевали бхилы — представители коренных индийских племен, и незаконнорожденные “полураджпуты”. Впоследствии такое пренебрежение пехотой дорого обошлось гордым наездникам.
Все раджпуты были военнообязанными по рождению, и каждый вождь клана — раджа должен был выставить отряд, в котором состояли все способные носить оружие.
Рядовые воины подчинялись только приказам вождя своего клана.
Воины разных кланов не слушали приказов других раджей, так что махарадже приходилось руководить объединенным клановым войском через сложную систему посредников, кандидатуры которых должны были быть приняты вождями всех кланов, что было совсем непросто.
Поэтому на поле боя было невероятно трудно сохранить эффективное управление войсками — ведь в случае гибели своего предводителя целый клан, состоящий из тысяч человек, переставал исполнять приказы чужаков, и каждый сражался по своему усмотрению.
И подобные случаи были нередкими, так как раджпутские раджи всегда сражались на передовой линии, воодушевляя подчиненных личным примером.
Если раджпуты бились с раджпутами, сражение почти всегда носило хаотичный характер и план боя большого значения не имел.
Но если против раджпутов выступали, например, моголы или англичане, потеря управления войсками означала для раджпутов неизбежное поражение, несмотря на весь их героизм.
Самым “правильным” сражением, по раджпутским представлениям, был поединок один на один.
Иногда в нем участвовали два правителя, и тогда победа означала выигрыш целого сражения, так как войско побежденного признавало свое поражение.
Поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не отбрасывал оружие, что случалось редко, или не погибал, что случалось гораздо чаще.
Никакое ранение не считалось достаточным для выхода из боя. Если раненый терял сознание, то это автоматически означало его поражение.
В поединке воины использовали оружие по принципу “от низшего к высшему”: от копья, пики или дротика — к мечу или сабле.
Случались между раджпутами и рукопашные бои. Учитывая это, раджпуты не носили длинных волос, но отращивали ногти, чтобы царапать противника. Применялись в таких поединках и железные “тигриные лапы” — крюки, надеваемые на руку, а также короткие кинжалы — “скорпионы”.
Не считалось зазорным в рукопашной бросить в глаза противнику песок или заранее припасенную негашеную известь.
comment_service
December 30 2009, 06:29:57 UTC 9 years ago
С 19 до 30 лет я все мучился несовершенством мира, а потом осенило: существующее мироустройство и есть эволюция моего идеала.
Если государства исчезнут, мелкие банды начнут потрошить пасторальные общины. Постепенно сильнейшие банды поглотят слабейшие. Перестанут жить набегами, смекнув, что выгоднее звать производителей к себе под крышу и стричь их периодически, вместо однократного погрома.
Сильнейшими они будут потому, что свою неоспоримую грубую силу будут применять как одно из, а не единственное средство.
В результате мы получим мир, поделенный и крышуемый так, как это происходит сегодня.
Выводы:
ext_170363
April 24 2010, 20:53:30 UTC 9 years ago
но все таки позвольте вас поправить
Индия в ряду своих каст имеет касту воинов (кшатрии), хотя и утратившую уже свое значение при современном устройстве туземного общ-ва, но сохранившую ещё свои внешние формы.
в индии есть варны, которых 4, и несколько официальных сотен джати, и когда говорят каста -имеют в виду именно джати, а не варну.
варну условно можно поделить на джати, условно потому, что в 1 джати могут быть и земледельцы и слуги и солдаты тоже, а джати делятся на готры, которые как правило эндогамны.
что до раджпутских под каст, наткнулась недавно у рассела на такой список: Baghel, Bagri, Bais, Baksaria, Banaphar, Bhadauria, Bisen, Bundela, Chandel, Chauban, Dhakar, Gaharwar, Gaur, Haihaya, Huna, Kachhwaha, Nagvansi, Nikumbh, Paik, Parihar, Rathor, Sesodia, Solankhi, Somvansi, Surajvansi, Tomara, Yadu.
некоторые узнаваемы, как царские династии;)