l'Époque moderne antérieure
Имена Рубенса (1577—1640 AD) во Фландрии ("Битва Константина", "Султан во главе войск") и Веласкеса (1599—1660 AD) в Испании ("Сдача Бреды") составляют перечень великанов искусства l'Époque moderne antérieure, мимоходом касавшихся батальных тем.
Батальная живопись, как более или менее обособившаяся, самостоятельная отрасль искусства, привлекшая к себе если не первоклассные, то все же значительные силы, появляется лишь в Seicento, в реалистической школе Неаполя.
Когда живопись осмелилась открыто и всецело отрешиться от величавых сюжетов легенды и обратиться к современной жизни, ее внимание прежде всего привлекло такое яркое, драматическое, живописное по существу явление, как война.
Такой переход обнаружился не в одной Италии, и подобное значение войны для искусства отмечается историками почти как неизменный закон.
Живые, талантливые художники, неугомонные люди, искатели приключений:
- Michelangelo Cerquozzi (1600—1660 AD), соименник Буонаротти, прозванный “Michel-Angelo delle battaglie” (“Michel-Ange des batailles”)
- Andrea di Leone (1610 –1685 AD)
- Aniello Falcone (1607 –1665 AD) — "Oracolo delle battaglie"
- и в особенности, его знаменитый ученик, Salvator Rosa (1615—1673 AD)
Создали военный жанр в широком смысле, рисуя разнообразные сцены солдатской жизни во время мира и войны, не останавливаясь в своем реализме перед изображением и таких неприглядных явлений, как ограбление трупов на поле битвы.
Самые сражения в их картинах — тоже своеобразный жанр; это анонимные, неизвестно где и когда происходившие, яростные боевые стычки, преимущественно кавалерии, среди эффектно-романтического пейзажа.
По другую сторону Альп, прежде чем живопись овладела сюжетами войны, ими занялась гравюра, развившаяся к началу Cinquecento, искусство более интимное, менее связанное условностями.
В работах allemand et suisse des maîtres она знакомит нас с военным бытом реформационных войн.
В особенности полно и без прикрас рисует жизнь ландскнехтов швейцарец Urs Graf (1485—1536 AD), сам буйный ландскнехт.
Эпоха “30-летей войны” отразилась в миниатюрных работах Jacques Callot (1593—1635 AD), замечательного мастера офорта.
Рисуя на ряде досок целые панорамы:
- "Осада Бреды" — для правительницы Нидерландов (Isabel Clara Eugenia de Austria)
- "Осада Ларошели" — для Людовика XIII (Louis XIII)
Он заполняет их массою деталей, бесконечно ценных по своей жизненности и живописности.
Благородный патриот, "un noble lorrain", отказавшийся рисовать королю Франции взятие своего родного города Нанси, Callot видел все страдания, которые пережила его родина от долгой и суровой войны, и систематизировал её ужасы в серии офортов под названием "Les misères et les malheurs de la guerre", рисующих всю разнузданность тогдашних наёмных войск и жестокие репрессии, какими приходилось с нею бороться.
Под его влиянием и флорентинец Stefano della Bella (1610—1664 AD) в своих рисунках оживляет всю военную жизнь Seicento.
Ландскнехты и всадники, артиллерия на тощих лошадях и сапёрные работы, обозы и солдаты, возвращающиеся из деревни с поросятами под мышкой, крепости и дивные суда парусного и галерного флота проходят в этих тонких офортах.
Нидерландская живопись, выросшая из эпопеи инсурекционных войн, расцветавшая при шуме 30-летней войны и склонившаяся уже к упадку при нашествиях Людовика XIV, не могла не отразить в себе впечатлений этих войн.
Но мирный по натуре народ устал от мятежных усилий, быстро разбогатевшая и овладевшая мировой торговлей буржуазия жаждала покоя, и художники старались её не волновать, доставляя мирное наслаждение картинами, в коих боевые стычки часто напоминают живописные турниры, a красивые корабли предпочитают стрелять холостыми зарядами.
Голландский реализм, рядом со сценами лагерной, бивачной жизни, не забывал и грабежей и мародерства, но всё же вкус времени больше склонялся к тем картинам Дирка Хальса (1600—1656 AD), Якоба Дук, Питера Кодде etc., в которых отражалась весёлая сторона военной жизни, — "отдых за вином, игрою и любовью".
Голландцы — народ купцов и моряков по преимуществу, — не отличались никогда ни склонностью, ни способностью к военной службе, и их армия состояла из наёмников-иностранцев, главным образом германцев, как и сами герцоги Нассауские.
Вотчина Нассау-Дилленбургов – город Дилленбург, на реке Дилль (притоке Лана), в земле Гессен (Regierungsbezirk Gießen). Город возник во второй половине Duecento y подножья замка, построенного графом Нассауским Генрихом Богатым в 1255 AD.
С 1290 AD этот замок служил резиденцией Дилленбургской линии герцогов Нассауских (Nassau-Dillenburg).
В 1533 AD в нем родился Вильгельм Оранский, “Молчаливый” (родоначальник старшей ветви Оранского дома), в 1567 AD — сын его Мориц, правители Соединёных провинций Нижних земель. Мать Морица –Анна Саксонская, вторая жена Молчаливого.
По смерти отца, убитого в 1585 AD, Мориц был избран штатгальтером Голландии н Зеландии и в качестве главнокомандующего войсками энергично и успешно продолжал войну против испанцев за контроль над Нидерландами.
Среди длинного ряда собственно баталистов, как Себастьян Франкс, Мартен де-Ионг, семья Паламедесов, Адриан Гуф, Роберт Гуке etc., центром является блестящий Philips Wоwerman (1620—1668 AD).
Наряду со сценами великосветских кавалькад и охот он рисует всегда столь же живописный батальный жанр, где на колоритном фоне облаков, дыма, пыли, в стремительном движении перемешиваются шведы и имперцы, поляки и турки, с великолепно изученными фигурами лошадей, или среди глубокого мрака пылает зарево пожаров и выстрелов, освещая ночной штурм.
Для Вувермана на первом плане не историческая точность, не трагическая правда жизни, a чисто художественный интерес живописной сцены.
Благодаря высокому уровню достигнутых художественных успехов нидерландское искусство стало поставщиком и родоначальником батальной живописи и для других стран.
- Питер Мейленер становится придворным живописцем герцога Брауншвейгского
- Питер Снайерс рисует для Венского двора походы эрцгерцога Леопольда, битву при Белой горе и другие сражения 30-летней войны
- Популярный Бакхузен получает заказы на морские баталии отовсюду, между прочим, и от пораженного его искусством Петра Великого
- Величайшие маринисты Голландии, Виллемы ван-дер-Вельде, отец и сын, переходят на службу к Карлу II и Якову II Стюартам и живописуют боевые подвиги английского флота
Наконец, Adam Frans van der Meulen (1634—1690 AD), ученик Снайерса, призывается ко двору Людовика XIV и здесь вырабатывает новый тип батальной живописи, как нельзя более подходящий для увековечения этого воинственного и помпезного царствования.
Неофициальное искусство Италии и буржуазной Голландии знало лишь безымянные битвы, не считаясь с ролью вождей и отдельных героев; для искусства Людовика XIV этого было мало.
Величавый Лебрен, законодатель стиля Louis XIV, прославил короля в аллегориях и в битвах Александра Великого, написанных под влиянием Рафаэля.
Ван-дер-Мейлен был ближе к жизни и сумел сочетать свой природный фламандский реализм с придворными требованиями "короля-солнца".
Сопровождая его во всех почти походах, он с необыкновенной добросовестностью и точностью воспроизводил виды осаждаемых городов, все подробности местности и подступов к крепостям, расположение осаждающих войск, так что "по его картинам всякий солдат мог узнать свое место", a впереди, на первом плане, на удачно выбранном пункте, откуда развёртывается эта широкая, мелкая в деталях картина, — сам король со своим великолепным штабом.
Эта холодно-рассудочная, "топографическая" или "тактическая", как её называют, школа батальной живописи в преемниках Ван -дер-Мейлена, Ж. Мортэне старшем (1659—1735 AD), Пьере Мортэне младшем и Пьере Ленфане (Pierre Lenfant) перешла в Settecento, заменив Louis XIV — Людовиком XV.
Гравюры этой школы подчас совершенно распадаются на две части:
- верхнюю, где под настоящим планом крепости и осадных работ он иллюстрируется видом почти с птичьего полета
- и нижнюю, где на первом плане детальные, более или менее оживлённые сцены лагеря, похода, инженерных работ etc. (например y тонкого гравера Леклерка)
Отсюда недалеко до полного упразднения живописи в иллюминованном плане или до такого апофеоза деталей, каким являются замечательные гуаши Бларенберга, в микроскопических размерах дающие незаменимые подробности о войсках Людовика XV.
Оппозиция этому направлению существовала еще в Seicento.
"Он не умеет убивать своих людей", — говорил про Ван-дер-Мейлена Joseph Parrocel (1648 –1704 AD), последователь Жака Куртуа (Jacques Courtois, dit Bourguigmn), прозванного Бургиньон (1621—1676 AD), перенёсшего во Францию страстно-романтический стиль Сальватора Розы, и в их яростных боевых стычках хотя и немало театрального (особенно y Парроселя, не видавшего в жизни ни одного сражения), но чувствуется временами трагическая правда боя (особенно y Куртуа, 3 года пробродившего в походах с вождем одной дружины).
Гравюр Жозефа Парасселя до нас дошло 37; лучшие в их числе составляют серию листов, под заглавием: "Ecole de Cavalerie"
Settecento несколько смягчил стиль сына Парроселя, Шарля (Charles Parrocel), в котором узнаётся современник Ватто, и придал особенный шик картинам ловкого и популярного в свое время Francesco Casanova (1727—1805 AD) и его ученика Лютербурга, прославившегося в Англии своими эффектными морскими баталиями.
Эффекты освещения y Казановы шли прямо от Вувермана, влияние которого царило и в зарождавшейся батальной живописи Германии, среди таких баталистов, как Лембке, Ругендас (1666—1742 AD), Кверфурт etc.
Талантливый жанрист Д. Ходовецкий (1726—1801 AD) лишь мимоходом коснулся военного быта современной ему эпохи Фридриха Великого, но оставил всё же некоторый матерьял для знаменитого в Ottocento воссоздателя гусар и гренадёр "старого Фрица", Адольфа Менцеля (1815—1895 AD).
Однообразная, не самостоятельная, во многом классически-условная батальная живопись начала l'Époque moderne postérieure I была лишь несколько освежена новыми силами, "молодыми дикарями" из Северной Америки, Бенжаменом Вест (1738—1820), Джоном Копли (Copley), внёсшими в свои картины из истории войны за независимость новый этнографический материал и более реалистическую трактовку событий ("Смерть генерала Вольфа" etc.).
Ho широкое развитие и серьёзный прогресс батальной живописи l'Époque moderne postérieure I связан с коалиционными войнами против Франции в 1792 –1815 AD.