Гаитянская демократия перед американской оккупацией
В политическом отношении остров разделялся на 2 самостоятельных демократических республики: негритянскую республику Гаити и республику Сан-Доминго.
Негритянская республика Гаити была расположена в западной части острова, принадлежавшей некогда французам.
Государственное устройство её было реорганизовано 9 октября 1889 AD.
Представителем республики являлся президент, избираемый на 7 лет обеими палатами, составляющими национальное собрание.
В помощь ему назначалось 5 министров. Палата общин состояла из 95 представителей, избираемых на 3 года прямой подачей голосов.
Право голоса принадлежало всем совершеннолетним гражданам, имеющим имущественный ценз или знакомым с какой-либо профессией.
Сенат состоял из 39 членов, выбираемых на 6 лет: часть — палатою общин, часть — президентом.
Пространство — 28 676 км² , жителей 1 425 000 (1908 AD), из них — 90 % негры, остальные — мулаты.
Жителей белой расы — всего около 200 человек.
Поселяне жили, главным образом, в отдельных хижинах; селений не было совсем.
Города были большею частью на побережьях:
- Порт-о-Пренс — столица с 70 000 жителей; оживлённый торговый порт; расположеный на берегу широкого залива; был защищён фортами, имел арсенал и отличную гавань
- Кап-Гаити (29 000 человек)
- Ле-Кайе (25 000 человек)
- Жонев (18 000 человек)
- Порт-о-Пэ (10 000 человек) etc.
Обиходный язык — французский.
Номинальная численность войск 6 828 человек, пополняемых конскриптами и волонтерами.
Первые обязаны службою в течение 7 лет, вторые — в течение 4-х лет.
Войска делились:
- на гвардию (1 пехотный полк, 1 стрелковый батальон, 1 эскадрон и 1 артиллерийский батальон, всего 650 человек)
- и на армию (6 полков пехоты, 4 артиллерийских батареи и 48 жандармских рот, a всего 6 178 человек)
Военный флот состоит из 5 кораблей старой постройки.
Промышленность по преимуществу была земледельческая, но плохо поставленная.
Торговля, по уничтожении рабства, сильно упала, a вместе и средства страны.
Скотоводство было незначительно.
Финансы улучшились с 1881 AD, когда был основан национальный банк.
Внешний долг (главным образом Франции) в 1887 AD — 4 320 000 $, внутренний — 9 180 000 $.
Железно-дорожное строительство было в зачатке.
Республика Сaн-Доминго была основана в 1884 AD
Законодательная власть была в руках национального конгресса из 24 депутатов. Члены конгресса выбирались косвенною подачею голосов по 2 от каждой провинции и по 2 от округа на 4 года.
Власть национального конгресса распространялась только на общие дела республики. Исполнительная власть принадлежала совету министров, составленному из президента и 6 министров.
Президент и вице-президент избирались на 4 года.
Члены совета министров избирались президентом. Управление провинциями и округами было сосредоточено в руках губернаторов.
Республика занимала в восточной части острова 53 343 км² с 416 000 жителей; делилась на 6 провинций и 6 морских округов.
Народонаселение (креолы, мулаты, квартероны) представляли смешение европейской и негритянской рас.
Наиболее употребительный язык был испанский.
Столица — Сан-Доминго; основана в 1496 AD
Укреплёная гавань, университет, готический собор, в котором покоились до 1794 AD останки Колумба (перевезены сюда около 1549 AD из Севильи); оживлённый торговый порт, 20 000 жителей.
Из других городов наиболее значительны были Сант-Яго — 12 000 жителей, Пуэрто-Плято, главный порт, и Макорис, каждый по 5—6 000 жителей.
Лучшая гавань была в городе Самане. Господствующая религия римско-католическая.
Регулярная армия: 6 полков артиллерии (648 офицеров и нижних чинов).
Большая часть воинской охраны сосредоточена была обыкновенно y Сан-Доминго. Морские силы состояли из одной канонерской лодки.
Почти вся площадь страны была доступна для сельскохозяйственной обработки.
Сахар — главный предмет промышленности, потом какао и бананы.
К 1908 AD было обращено внимание на скотoвoдcmвo.
Найдено было железо, золото, медь, уголь, соль, фосфаты и многие другие минералы.
Торговля производилась, главным образом, с САСШ, a также Германией и Францией. Внутренние пути сообщения были развиты мало.
Республика Сан-Доминго, разделяющая с Гаити одну экологическую нишу (тот же остров), сумела создать более дееспособную структуру, сохранить продуктивность среды и поддержать более пристойный образ жизни
Гаитянская демократия после американской оккупации
С 1915 по 1934 AD Гаити был оккупирован войсками США.
Финансы и ресурсы Гаити перешли под контроль США, который сохранялся над финансами и таможнями до 1947 AD, когда были окончены платежи по внешним долгам.
Шла нескончаемая борьба между мулатскими и негритянскими кланами.
В 1957 AD к власти в негритянской республике пришёл Франсуа Дювалье, известный как Папа Док (то был один из любимых объектов советской пропаганды).
Используя доктрину "негритюда", он провозгласил лозунг "власть чёрным".
Объявив себя пожизненным президентом, упразднив регулярную армию и пограничную службу, и создав тайную полицию (знаменитый корпус “тонтон-макутов”), Папа Док стал, возможно, самым жестоким правителем за всю историю маленькой страны.
В соответствии с канонами Вуду он считал себя воплощением Наполеона.
Колумбийские подпольные торговцы давно назначили Гаити своей главной перевалочной базой.
Ежегодно тонны кокаина доставляются из Южной Америки к здешним берегам на скоростных катерах. Груз сбрасывается прямо на пляжи в условленных местах, а дальше организуется его доставка в США и Мексику.
Считается, что США, главному арбитру в регионе, не под силу эффективно блокировать береговую линию.
В 1971 AD, умирая, он передал власть сыну — Жан-Клоду, Беби Доку, который фанатично продолжал родительское дело и был смещён лишь в 1986 AD, что и положило начало современной гаитянской традиции насильственной смены власти.
Жан-Бертран Аристид, якобы первый в истории страны “демократически избранный” (в 1991 AD) лидер, также лишился должности в результате очередного переворота.
Это стало поводом для интервенции США, официальной версией которой было возвращение власти Аристиду.
В 2004 AD Аристид бежал из страны
С тех пор как в 1860 AD Ватикану было официально позволено вернуть на Гаити свои миссии, изгнанные после свержения французской власти, вудуизм и католичество вступили в неофициальную борьбу, которая не прекращается по сей день и, главное, никого особенно не огорчает.
Конечно же, эта борьба началась намного раньше, когда рабов, привезенных с западного берега Африки, стали обращать в христианство.
Все попытки молиться традиционным африканским божествам жестоко пресекались. Но рабам потребовалось совсем немного хитрости, чтобы обойти эти запреты.
Продолжая ходить в католические церкви, куда их загоняли насильно, они просто стали именовать христианских святых именами своих богов.
- райский привратник святой Петр стал Папой Легба
- хитрый святой Патрик — повелителем змей Дамбалла
- Дева Мария — Эрзили Дантор, богиней любви и плодородия
Слово “сантерия”, которым на соседней Кубе по сей день именуют местную разновидность вудуизма, буквально переводится с испанского как “почитание святых”.
Вместе с тем гаитяне считают, что в создании мира и установлении порядка вещей принимал участие только один бог.
На креольском диалекте французского его имя звучит как Бондье и происходит от французского Bon Dieu, то есть “Хороший Бог”.
И хотя Бондье не принято отождествлять с христианским Богом, многие люди не делают между ними никакой разницы, и это одна из причин, почему христианство и вудуизм сплелись на Гаити в тесном симбиозе.
Тем более что культ вуду — одно из самых удобных средств управления людьми, что в свое время доказал на практике Франсуа Дювалье — Папа Док.
Одним из немногих слов, которое попало в большинство мировых языков из французского креольского, является термин “тонтон-макут”.
Термин "креол" восходит к возникшему в Бразилии португальскому выражению crioulo, первоначально обозначавшему африканского раба, родившегося в Америке.
Процесс креолизации la langue française происходил в разных социальных условиях: в смешанных семьях, возникавших в береговых европейских укреплениях, на плантациях, а также среди беглых рабов, во многом воспроизводивших традиционные африканские культуры в условиях Нового Света.
К креольским языкам на французской языковой основе относят языки населения Гаити, островов Мартиника, Гваделупа, части населения Доминиканской Республики, один из двух креольских языков Тринидада, креольские языки Французской Гвианы, островов Маврикий и Реюньон (Индийский океан)
Когда Жан Батист Кольбер умер, Франция по своим колониям занимала первое место среди европейских государств.
Ей принадлежали:
- Канада, Луизиана (в те времена это была огромная територия с неопределёнными границами, обнимавшая весь бассейн реки Миссисипи)
- острова Вест-Индии: Св. Креста, Св. Варфоломея, Доминика, часть острова Гаити, Тобого etc.
- Гвиана в Южн. Америке
- ряд факторий по берегам Африки и на острове Мадагаскаре
- В Ост-Индии Пондишери и Чандернагор
Mopская торговля Франции была третьей в Европе (после Голландии и Англии).
Когда-то давно на Гаити так называли полную противоположность Санта-Клаусу — злобного и жестокого Дядюшку-с-джутовым-мешком (именно так переводится с креольского “тонтон-макут”), который являлся на Рождество к капризным и непослушным детям.
Назвав так свою тайную полицию, диктатор Франсуа Дювалье показал образец гаитянского юмора.
Созданные в 1959 AD взамен упразднённой армии и пограничников, тонтон-макуты пугали всю страну вплоть до 2000 AD.
Они не имели специальной формы, но узнать их было легко: они носили чёрные очки и длинные мачете.
Для большего устрашения Папа Док культивировал слухи о том, что основу тонтон-макутов составляют жестокие зомби, которые никогда не будут размышлять над приказом.
Тонтон-макуты действовали сообразно: неугодных людей вешали в публичных местах и оставляли так на несколько дней.
Особым условием службы тонтон-макута было полное отсутствие жалованья, что, как считается, и породило необъяснимый террор.
Сам Дювалье старался быть достойным своей полиции и часто говорил о себе как о “хунгане” — злом колдуне — или как о самом Бароне Самди, мифическом вудуистском персонаже Бароне Субботе, повелителе кладбищ, смерти и воскрешения из мертвых.
“..На обширных пространствах земного шара не сложились и упорно не складываются эффективные системы коллективного жизнеобеспечения.
Значит, нужно либо разблокировать спонтанные процессы, ведущие к возникновению таких систем, либо учредить над этими зонами внешнее управление, либо помочь населению этих зон выбраться из них..”
eck_lesi
February 5 2010, 01:35:26 UTC 9 years ago
hvac
February 5 2010, 08:19:04 UTC 9 years ago