Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Игры разума

Бытует сегодня (не в историографии, а в “новой истории”) методологический подход (теория игр) — изучение стратегического рационального поведения, когда “люди” (корпорации действия и интересов) стремятся, взаимодействуя друг с другом, максимизировать свою выгоду не немедленно, а на протяжении длительного времени (la longue durtée).

С помощью понятия “la longue durtée” предметом исторического исследования становятся демографические прогрессии, изменения экономических и социальных конъюнктур, цикличные колебания производства, обмена и потребления, то есть понятия, широко используемые такими социальными науками, как демография, этнология, экономика, социология etc.

При подобном подходе:

  • субъектом истории  оказываются не отдельные исторические индивиды, а медленно изменяющиеся во времени структуры — "системы достаточно устойчивых отношений между социальной реальностью и массами".
  • преодолевается телеологизм в исторической “науке” (историографии), возникающий от перенесения историком на выделенную по каким-то признакам группу лиц (например, носителей “протестантской этики” или “передового классового сознания”) признаков, присущих лишь отдельному индивиду.
  • в качестве событий фиксируется не локальные явления политической жизни общества, а обнаруженные "аномалии" естественного течения исторической жизни общества. Такова, например,  загадка  финансовой устойчивости английского фунта стерлингов с 1561 по 1920 AD. Именно она требуют своего объяснения в истории возникновения Novus Ordo.

Сначала рассматриваются географические, демографические, агротехнические, производственные и потребительские условия материальной жизни, или, как их назвал Braudel — "структуры повседневности" предмета исследования.

Это — то, что не изменяется в течение длительного времени, исчисляемого столетиями, и составляет материальные условия существования homme d'action в данном гео-био-социо-ноо-техно-ценозе, системе, включающей географические, биологические, социальные, технологические и интеллектуальные структуры.

Затем анализируются собственно экономические структуры общества, связанные со сферой обмена (рынки, ярмарки, биржи и кредиты, торговля и промышленность) и возникающие на их основе социальные структуры, начиная от простейших торговых иерархий и заканчивая, “государством” (Etat).

Наконец, в последней части исследования показывается, как в результате взаимодействия выявленных ранее структур возникает собственно предмет исследования, будь то мир экономики Novus Ordo или современная Франция.

Конечно конкретная исследовательская работа в соответствии с такой методологией, предполагающей масштабные дорогостоящие изыскания (VI section de l’Ecole pratique des hautes études на деньги фонда Рокфеллера etc.), для современного  homme de science  “третьего мира” (Бразилия, Россия, Индия, Китай) в условиях  недостаточного финансирования  и системных ограничений довольно затруднительна, если вообще возможна (“съесть-то он съест, да кто ему даст”) .

Терминология нас погубит :) Бродель, Бахтин и Хуйзинга ;) - чудовища новояза. Какая к чертям “la longue durtée”, когда есть русский язык: видовое самосохранение. Не мучьте дитю ;)

А вообще читаю вас с огромным интересом, но: как человек, имеющий нек. отношение к филологии, кривлюсь и морщусь от ваших НХ замашек. Таки да :) существовали древние римляне, таки да они говорили на латыни, и таки да это было очень давно. Примерно 2 тыс. лет назад :) Сори :)
Жену Эйнштейна как-то пригласили осмотреть только что отстроенный крупнейший на тот момент в мире телескоп Хаббл.
- А для чего, собственно, он нужен, - спросила та после осмотра.
- Для изучения структуры Вселенной, - ответили ей.
- Как интересно, а мой муж обычно это делает на обороте старого конверта..
Но мы, действительно, похоже обречены вместо изучения истории сносить и возводить памятники. По кругу