Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Category:

Древности

Панда

Пролегомена: Эффект множителя

Как только процесс набирает ход, новое “знание” влечёт за собой новое “знание”, успех влечёт успех.

Это и есть множитель –эффект снежного кома.

Множитель зависит в первую очередь от объёма взаимных сообщений, то есть от числа людей (порог 10 чел на км²).

Интенсивность общений выше в городской среде. Городское население растёт быстрее (особенно в центрах с особо благоприятными условиями, к числу которых в l'Epoque moderne antérieure относились мегаполисы с населением более 100 тысяч человек)

Одновременно растёт дорожная сеть.

Это изменение оказывается более заметным и благоприятным на фронтире, где происходит преодоление пороговых значений.

Это то что касается физического множителя. Но перемены затрагивают и структуру населения : больше взрослых, а значит, больше людей, наделённых более долгой памятью.

Множитель “истории” и гуманитарных “наук”.

Сначала философия и критическое изучение текстов (методы анализа и понимания). Впервые оно достигает совершенства благодаря Лоренцо Валле (известно его влияние на события эпохи Реформации)

Изначально итальянская, она понемногу становится принадлежностью нижненемецких земель.

Лейден, эти северные “Афины”, расположенный недалеко от столицы, от Ост –Индской компании, перебрасывает мост между “классической античностью” и отдалённым Востоком.

  • Гроциус (первый историограф Голландии, автор “О праве войны и мира”)
  • Клювериус (основатель исторической географии) и Гроновиус (нумизмат и востоковед)
  • Позже Адриан Реляндус (открывший “древнееврейский” и “древнеперсидский” языки)

В самом конце Seicento на авансцену выходит “классическая” философия, благодаря Дюканжу и Ришару Симону.

Увеличение исторической протяжённости – одно из объяснений идеологии Lumen (Просвещения). 

Потребовалось обрести “далёкое прошлое”, реабилитировать “историю”.

Мифическая история и чистая хроника ушли в прошлое, вершиной которой стало “Рассуждение о всеобщей истории” (1681 AD)  “История протестантских церквей” (1688 AD) Боссюэ.

Изменения в “истории”, несомненно, связаны с соперничеством между христианами, расколотыми в ходе институализации Церкви на протестантскую и католическую Европу.

На “Виттенбергские тезисы” посттридентский католический мир некогда ответил “Церковными анналами” Барония.

Перемены в историографии связаны с затянувшимся ответом католиков.

После того как Тридентский собор в ответ на усиление роли так называемого Писания поместил непрерывность Откровения во временную перспективу, католическая учёность была приговорена к “истории” точно так же, как протестантская “наука” – к библейской герменевтике (формирующаяся, как один из разделов гуманитарных наук в 1680-е годы, теснейшим образом связанная с кризисом сознания).

Расширение времени и пространства несли с собой иезуитские миссионеры (их хронотоп включил Китай и Америку в Божественный промысел) и бенедиктинские монахи.

Правоверные картезианцы долгое время не замечали огромного труда, совершавшегося их последователями.

  • 1630 AD взорвал маленький замкнутый мир Аристотеля
  • 1680 AD придал Европе предмодерна “историческое” измерение

Делёж мирового интеллектуального господства между Францией и Англией, и, наконец, смешение “истории” с историей “прогресса” человеческого разума, публикации серийных изданий так называемых “источников” ( Monumenta Germaniae historica, Collection de documents inédits relatifs а l 'histoire de France, Monumenta historiae patriae,  Fonti perlastoria d'Italia, Rerum Britannicarum medii aevi scriptores, Monumenta Hungariae historica, Monumenta Poloniae historica и прочий контент   Ottocento)  ещё впереди.

Первый этап: Болландисты, в первую очередь Херберт Росвейде.

Поскольку он был логиком, новое историографическое измерение Европы родилось на кровоточащей границе, в разорванной Фландрии, на нескольких километрах протестантских земель; Антверпен, 1607 AD.

Сообществу святых надо было придать историческое измерение. Так появляются “Acta sanctorum” (Жития святых).

Первые два тома выходят из печати в Антверпене в 1643 AD. C 1659 по 1714  AD серия процветает под руководством Папеброха (Даниэля ван Папенбрука, 1629 –1714 AD).

Ради этого образцового предприятия Папенбрук наладил переписку с европейским сообществом историков – эрудитов: Муратори, Мабийоном, Балюзом, Дюканжем, Ленен де Тильманом и множеством других.

Всем святым из всех мест, включая православных, было предписано явиться “в суд” : была провозглашена цель “очистить” историю христианства от всех легендарных деталей, которые мало –помалу скопились за прошедшие “века”.

Превосходная просветительская программа и отправная точка  просвещённого “католицизма”, который – между зилотами и янсенистами – образует религиозный костяк католической Европы Settecento.

Второй этап: Deo optima maximo D.O.M.

Касается критической и “научной” истории церкви. Над ней работали Жан де Ланнуа, Дюканж и Адриен Беле.

Но подлинными творцами учёной революции, предугаданной Янсением и Сен –Сираном в их преисполненном трудами убежище “в полях”, несомненно, стали мавристы (конгрегация св.Мавра , Congrégation de Saint-Maur  - les Mauristes, центр — парижское аббатство Сен-Жермен-де-Пре).

Для исторической “науки”  они были тем же, чем Виет для алгебры, Ньютон для небесной механики и Лавуазье (умер на гильотине) для химии.

Основываясь на огромном рукописном материале, мавристы издали историю бенедиктинского ордена, многотомные истории отдельных французских провинций (Лангедока, Бретани  etc.), историю французской литературы (более 40 томов).

Бенедиктинская реформация начинается в Seicento в Лотарингии.

С 1618 AD вся бенедиктинская Франция переходит под патронат мавристов .

Отец Грегуар Тарисс, избранный гроссмейстером в 1630 AD, опираясь на советы отца Люка д’Ашери (1604 –1685 AD), составляющего учёные руководства по новому критическому методу, придал движению новый импульс.

Гигантская машина мавристов за миллионы часов работы сформировала материальную базу исторического синтеза последующих столетий.

Она ввела правила установления “истинности” текстов и фактов в соответствии с “рациональной” процедурой, намеченной Лоренцо Валлой и доныне составляющей основу “исторической” критики.

В этом громадном коллективе трудно выделить отдельных авторов. Отчётливо видны лишь самые великие:

  • Жан Мабийон, Jean Mabillon (1632 –1707 AD)
    • основал дипломатику ("De Re Diplomalica" 1681 AD, “О дипломатике”, посвящённой Кольберу) и палеографию
    • разработал методику определения подлинности документа
    • установил признаки датировки и локализации рукописи
    • создал теорию "национальных типов" латинского письма
  • И конечно, Бернар де Монфокон, Bernard de Montfaucon (1655 –1741 AD)
    • заложил основы греческой палеографии как науки
    • проследил историю греческого письма с “древнейших” времён до падения Римской империи (1453 AD)
    • базируясь на всестороннем анализе многочисленных греческих рукописей библиотек Франции и Италии, наметил принципы исследования “ancien” рукописей
    • положил начало изучению “ancien” греческих рукописных книг и дипломов
    • описал греческие кодексы коллекции канцлера Пьера Сегье (Séguier, который составил ценную библиотеку - 4 тысячи рукописей, 10 тысяч книг)
    • составил также и первый указатель известных в то время рукописных коллекций
    • издал сочинения Афанасия Александрийского и Иоанна Златоуста, автор многотомных работ по истории и археологии

Кружок в Сен – Жермене, учёной столице Европы, включал даже несколько мирян – в первую очередь Дюканжа (1610 –1688 AD), всемогущего повелителя латыни предмодерна и бенедиктинца по духу, и убеждённого порроялиста, Луи –Себастьяна Ленена де Тильмона (1637 –1698 AD), историка школы Пор-Рояль-де-Шан (Port-Royal des Champs).

Семья  из круга высшего парижского дворянства мантии, где культуру впитывали с молоком матери. Как и следовало ожидать. Ленен посещал Маленькие школы, потом янсенистскую семинарию в Бовэ; он был рукоположен в 1676 AD , после медленной и методичной подготовки в духе Сен – Сирана.

В дискуссии по поводу формуляра он был на стороне ригористов.

Этот историк – провозвестник эпохи Lumen был спиритуалистом Чистой Любви, человеком, исключительно близким к Паскалю.

Этот строгий богослов –августинианец и автор духовных брошю был в первую очередь превосходным “историком” школы “античной” учёности.

Если “История императоров” и “Справочные материалы по истории церкви” создали Тильмону имя среди “историков” христианства, то его авторитет у “медиевистов” уже не одну сотню лет зиждется на “Жизни Людовика Святого”.

В центре гуманитарных наук и множителя, приведшего к потрясению умов в конце эпохи единства культуры, стоит “история”.

Вспомним о роли Кристофа Келлера (Целлариуса, 1638 - 1707 AD), в образовании “истории”: профессор и библиотекарь, он был привлечён Великим Курфюрстом к созданию в 1694 AD университета в Галле.

Целлариус был современником Дюканжа. Именно в конце Seicento происходит “научное”  освоение  так называемых “Средних веков”.

В 1677 AD Целлариус издаёт учебник народной латыни “Латинский антиварвар”; его же  “История средних веков” выходит в 1688 AD, спустя несколько лет “О дипломатике” Мабийона.

Латынь в l'Epoque moderne antérieure, как и "lingua franca" (контактный язык межэтнической торговли), ещё повсеместно распространена.

Латынь проиграла – в Испании с Cinquecento, во Франции, вопреки видимости, в Seicento, в Италии в Settecento.

В первых двух третях Settecento последние её бастионы возвышаются на севере и на фронтире (Венгрия, Польша и Швеция). В германских странах она защищается успешнее, но начиная с 1770 AD  “немецкий” выметает латынь.

А что в старой доброй Англии?

Там Томас Барнет, добрый протестант со склонностью к фундаментализму, в 1681 AD издал в Лондоне на латыни “Священую теорию земли”.

В ней всё объяснялось с “научной” точки зрения, ни единая буковка новомодной книги Бытия не осталась неохваченной.

Через пятнадцать лет после Барнета Грегори Кинг рассчитывает рост населения земли от двух особей до 500 млн чуть меньше чем за шесть тысяч лет – ортодоксальная библейская хронология.

То была английская мода.

Во второй половине Seicento география книги радикально меняется по сравнению с его первой половиной и демонстрирует появление новых силовых линий в интеллектуальном и экономическом поле. Журналы и книги – в основе лежит совокупность технических возможностей, технологическая победа.

В Cinquecento печатный станок был деревянным с металлической облицовкой.

Отсюда износ, ломкость и сопротивление за счёт трения.

Первые металлические нажимные винты появляются в Нюрнберге около 1550 AD. Фрашкет (конец Cinquecento) предохраняет от пятен на бумаге: выигрыш в качестве и большее быстродействие.

Но самое важное нововведение появилось в Амстердаме, у В. Янссона Блау, к рычагу пресса он приделал противовес, так что наборщику не нужно было отводить рычаг вручную.

Голландский печатный станок, вскоре усовершенствованный, понемногу получил распространение не только на севере.

С 1660 – 1680 AD книга меняет свой облик, формат и стоимость (снижение цен на бумагу)

Редкая и дорогая вещь приобретает простой и основательный вид предмета обихода, доступного средним – как с точки зрения интеллекта, так и с точки зрения достатка, - представителям элиты.

Лучшая из систем распространения идей с 1680 по 1780 AD переживает десятикратное увеличение фонда.

Третий этап : Миссионеры

Взрывообразное расширение Cредиземноморья до всемирного экономического пространства – достижение сдвига 1480 –1530 AD.

Распространение миссионерства – явление первой половины l'Epoque moderne antérieure (1560 –1650 AD)

Особенный успех имели иезуиты; некоторые из них в конце Seicento находились на службе y богдыханов Канси и Цин-Луна.

История “древнего” Китая – заслуга миссионеров конца Seicento.

Карта Тартарии (Китай) - Гравюра (XVII век , Западная Европа): иллюстрация 3 Карта Тартарии (Китай) - Гравюра (XVII век , Западная Европа): иллюстрация 2

Огромная масса сведений была собрана воедино.

Поскольку миссионерское служение не может полностью избежать взаимовлияния культур, миссионеры создали сравнительную этнографию, историю и географию “цивилизаций”.

Это богатство вернулось в Европу в среднем через полвека.

Ответная реакция наметилась около 1680 AD.

В сфере информации, необходимой для создания гуманитарной науки, чудо восьмедисятых годов Seicento соответствует научному чуду тридцатых годов  того же столетия (математизация мира).

В Китае эффект множителя был в ещё большей степени чисто “историческим”.

В десятой главе “Опыта о нравах” Вольтер посвящает себя похожему упражнению, основанному на более обширной информации (отцы из Сеннонского аббатства, кстати, охотно помогали антиклерикалу в работе над “Опытами..”)  и более тяжёловесной иронии.

Отец Кальме (его Вольтер вывел частично в образе Гермагора), помогал готовить к печати “Опыт о нравах”.

Настоятель Сенона, к тому времени достигший восьмидесяти трёх лет, никогда не слышал о мадам помпадур, но написал много десятков томов экзегетики и даже всеобщую историю.

Рядом с этим кладезем мудрости Вольтер ищет сведения о происхождении церковных иерархов.

Он с беспокойством следит за тем, как старик карабкается вверх по шатким лестницам, чтобы дотянуться до огромных фолиантов.

Весь монастырь впрягается в работу над нечестивым “Опытом..”.

Монахи разыскивают нужные страницы, строки, цитаты.. Историческая наука имеет глубокие христианские корни.

В Женеве Вольтеру в гигантской подготовительной работе помогают уже друзья –пасторы.

Работы Вольтера и Монтескьё представляют собой следствие невероятной и безупречно использованной эрудиции “творцов исторического контента”.

Поскольку китайская хронология была “длиннее” новомодной Книги Бытия (хотя сама китайская цивилизация объективно моложе средиземноморской), экзегеты (специалисты по толкованию канонических религиозных текстов) старались их “примирить”.

Хорн (1666 AD) и отец Пецрон (1691 AD) предполагали, что Фу Си (первый китайский император согласно традиционным “хроникам”) был никто иной, как Адам.

Идеальное решение.

Вальмон (1696 AD), более умеренный, отождествлял его с Ноем, а отец Фуке (1730 AD) –с патриархом Енохом.

“.. нам, современным нациям, потребовалось десять –двенадцать столетий, чтобы хоть немного выучиться геометрии, но стоило путешественникам, о которых идёт речь, прибыть в какую -нибудь дикую страну, как там начинали предсказывать затмения….

..Конфуций упоминает о тридцати шести, тридцать два из них подтвердили миссионеры –математики. Но это обстоятельство нимало не смущает тех, кто превратил Ноя в дедушку Фу Си..”

Вольтер

Что до “древности” китайских затмений и “точности” сведений, сообщаемых в “хрониках”, Вольтер, заимствовал их из истории китайской астрономии отца Гобиля (1732 AD), который привязал “первое затмение”, отмеченное китайскими астрономами, к 2155 АС.

Китайские древности. Процесс идёт..

В 1995 AD правительство Китая финансировало проект по установлению “точных дат” правления трёх самых ранних мифических династий бронзового века: Ся, Шан и Чжоу.

Поиски “древних культур” связаны с политическими и идеологическими потребностями современного Китая.

Культура “неолита” в Китае:

  • Яншао - приблизительно 5000 - 3000 АС
  • Хуншань - приблизительно 4500 - 3000 АС (вне долины Хуанхэ, на северо –востоке страны)
  • Лянчжоу - приблизительно 3300 -2200 АС

“Бронзовый” век:

  • Ся – приблизительно 2000 АС (хотя многие “историки” до сих пор считают её мифом)
  • Шан – приблизительно 1600 АС
  • Чжоу – приблизительно 1045 АС

До 1899 AD упоминания в летописях о династии Шан, считали баснословными.

Потом некий человек купил черепаховый панцирь, чтобы измельчить его и принять внутрь от малярии.

Но вдруг мол, кто-то заметил на нём письмена – как “выяснилось”, им было более 3000 лет.

И этот панцирь (якобы гадальная кость) стал первым  письменным “свидетельством существования”  культуры Шан.

Принято было решение, что мол древние прорицатели использовали плечевую кость быка или черепаший брючной щит, чтобы предсказывать рождения, битвы, урожаи  etc., достойные внимания правителя.

Считается, что заднюю сторону кости истончали с помощью зарубок. Затем кость нагревали, она трескалась, и правитель сам толковал значение трещин.

Предсказание и ответ гравировали на кости.

В начале прошлого века “учёные” начали охоту за гадальными костями, ну и ясен пень, собирали их тысячами.

Фальшивки “драконьих костей” наводнили антикварные рынки Пекина и Шанхая.

Конечно вскоре появились каталоги, в которых были собраны “древние надписи”.

Как только процесс набирает ход, новое “знание” влечёт за собой новое “знание”, успех влечёт успех…

Революция в китайской археологии

Её возглавил и провёл в 1928 –1937 AD Ли Цзи (докторская степень в Гарварде в 1923 AD по антропологии)

Он играл ведущую роль в раскопках поселений эпохи Шан (проект Академии Синика, образованной в 1928 AD, в 1949 AD переехавшей на Тайвань ) в Аньяне (Anyang archaeological work station), так называемых “Инсюй” (“развалины Инь”)

image

Ли Цзи ввёл “строгие научные” стандарты для раскопок и классификации находок, а также наладил связи с иностранными учёными, окармливающимися на теме.

В это же “революционное” время в 50-км  к юго – западу от Пекина археологи нашли и “пекинского человека”.

Homo erectus pekinensis (останкам которого мол, более 40 000 лет) - считается, что он является одним из самых ранних “предков” потомка голозадых примтов с третьей планеты жёлтого карлика.

Раскопки прекратились в период японской оккупации и были возобновлены в 1949 AD, после основания КНР.

Течёт вода Жёлтой реки, куда ведут большевики..

 Yellow River

При Мао, лидеры страны считали археологию делом государственной важности. В 1950 AD был образован Институт археологии, её стали преподавать во всех университетах. И дело пошло..

В 1974  AD начались раскопки глиняной армии, похороненной вместе с императором Цинь Ши Хуанди из династии Цинь (221 АС)

В 1976 AD нашли могилу царицы Фу Хао династии Шан (датируется приблизительно 1600 АС), а в ней более 1900 предметов. в основном из нефрита, кости и бронзы, в том числе сосуд для ячменного вина - гун (согласно наработанного контента, династия Шун исчезла из истории в пьяном угаре)

В 1980-1990 AD, переместили “центр тяжести” в китайской археологии за пределы долины реки Хуанхэ, были найдены  в 1986 AD  на юго – западе “сокровища деревни Саньсиндуй” (в том числе человеческая фигура высотой в 2,6 м), бронзовые изделия, подтверждающие наличие нескольких культурных очагов в “древнем” Китае.

“Пополнились” и сведения об эпохе неолита: на северо –востоке страны было найдено много предметов из нефрита, а также каменные постройки культуры Хуньшань (датируются приблизительно 4500 - 3000 АС).

Находки, найденные близ Шанхая, указывают мол, на то, что культура Лянчжоу (датируются приблизительно 3300 -2200 АС) так же владела искусством обработки нефрита.

В 1991 AD иностранным археологам было разрешено не только наблюдать за раскопками, но и участвовать в них (для облегчения сравнительного изучения “древних” мировых культур, так сказать)

Спасибо, много ценной информации. Как, впрочем, всегда у Вас.
Где-то читал о происхождении основных религий, типа: Гете написал Коран, от Лейбница пошло Дао, Конфуций наверно от Маттео Риччи, буддизм - не помню (иезуит...). Не могли бы Вы написать на эту тему, подборку, что известно? Было бы очень интересно. (Библию составил Лютер)
Писал я про Библию.
Подобно тому, как претрансформизм и креационизм суть следствие умножения биологических знаний, конкордизм и релятивизм -одновременное следствие умножения историографических и географических сведений.

Конкордизм -концепция, согласно которой возможно и необходимо согласование библейского сказания о миротворении с данными “науки”

В 1592 AD вышло первое каноническое издание Вульгаты с предисловием кардинала Роберто Франческо Ромоло Беллармино (учитель латинской церкви).

Полемизируя с протестантами, Беллармино всегда подчеркивал, что Библия создана Церковью.

Отец так называемого “древнееврейского” языка (написал грамматику, многократно переиздававшуюся). Один из создателей Вульгаты и патрологии.

В связи с делом Галилея (которого журили собственно не за научные идеи, а за издание книги на тосканском диалекте, а не латыни) много размышлял и писал о соотношении науки и Библии.

Беллармино даже дал Галилею своего рода охранное письмо, в котором подтверждал, что тот никогда не привлекался к ответственности за свои теории.

Беллармино немного раздражало, то, что мол, космологию Вульгаты конструировали на основании самых передовых научных сведений, полученных на основе измерений новейшими, превосходными инструментами в первой мире специальной астрономической обсерватории (Uraniborg).

Тихо Браге не признавал гелиоцентрической системы мира и взамен её предложил другую, более стройную - Солнце движется вокруг Земли, стоящей в центре мироздания, а планеты - вокруг Солнца.

На основании ценнейших наблюдений Браге, Кеплер и вывел свои знаменитые законы движения планет.

В письме к ученому монаху Паоло Фоскарини, защитнику коперниканства, Беллармино писал:

“Мне кажется, что Ваше священство и господин Галилей мудро поступают, довольствуясь тем, что говорят предположительно, а не абсолютно; я всегда полагал, что так говорил и Коперник”.

И вот мой текст о монотеизме (откуда "ноги растут")
Мозаизм
Спасибо! Это ближний восток, а Индия и Китай? Вы о них писали? (не нашел)
А овальная карта в середине какого года, не подскажите? Края мира интересные: Дания, Гвинея (я вот думаю, это не от Генуи?) или Сенегал, не разберу и Бирма.
Не знаю.Говорят только, что 17-й век.
К сожалению слово Россия, ка и Святая Русь, Древняя Русь... В наши дни стало просто бизнесом.
А чего? Пипл хавает. Хотите Русь? Будет вам Русь. Все, что захотите, лишь бы денежки вертелись.