Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Карусели -2

“..Les carrousels, dont l'origine ne remonte pas en France au-delà de Henri IV, furent importés d'Italie et remplacèrent les tournois. Le premier carrousel en France eut lieu en 1605 dans l'hôtel de Bourgogne..”

Самые блистательные карусели l'Époque moderne antérieure были при Людовиках XIII и XIV и происходили обыкновенно в Париже на площади перед Tuileries (одна из резиденций французских королей), отчего и самая площадь получила название “place du Carrousel” (..on remarqua notamment ceux donnés en 1662 à Paris, devant les Tuileries, sur la place appelée depuis Place du Carrousel) и Версале (..en 1664 à Versailles, tous deux en l'honneur de Mademoiselle de La Vallière)

Сто красавицъ свѣтлоокихъ
Предсѣдали на турнирѣ,
Всѣ — цвѣточки полевые;
А моя одна — какъ роза.

Жуковскій. Побѣдитель.

Победители, как и на легендарных “Le tournoi chevaleresque”, награждались венками из рук “красавицъ свѣтлоокихъ”.

QUADRILLE, subst. fém., petite troupe de gens à cheval superbement montés et habillés, pour exécuter des fêtes galantes, accompagnées de joutes et de prix.

Quand il n'y avait qu'une Quadrille, c'était proprement un tournoi ou course.

Les joutes demandaient deux partis opposés. Le carrousel en devait avoir au moins quatre, et la Quadrille devait être composée au moins de huit ou douze personnes.

Les Quadrilles se distinguaient par la forme des habits ou par la diversité des couleurs. Le dernier divertissement de ce genre qu'on ait vu dans ce royaume est celui que donna Louis XIV, en 1662, vis-à-vis des Tuileries, dans l'enceinte qui depuis a retenu le nom de place du Carrousel.

Il y eut cinq Quadrilles.

Le roi était à la tête des Romains ; son frère, des Persans ; le prince de Condé des Turcs ; le duc d'Enghien, son fils, des Indiens ; le duc de Guise, si singulier en tout, des Américains.

La reine-mère, la reine régnante, la reine d'Angleterre, veuve de Charles II, étaient sous un dais à ce spectacle. Le comte de Sault, fils du duc de Lesdiguières, remporta le prix, et le reçut des mains de la reine-mère.

d'après le Dictionnaire encyclopédique de la noblesse de France
Nicolas Viton de Saint-Allais (1773-1842 AD)  — Paris, 1816 AD

Карусели в России

К нам карусели проникли из la belle Франции.

При Екатерине II в Спб. впервые была дана карусель. 16 июня 1766 AD по инициативе кн. Н. И. Репнина, для каковой цели специально был построен особый амфитеатр и разработан подробный план проведения.

Карусель, церемониймейстером которой был лейб-гвардии Измайловского полка, секунд-майор князь П. А. Голицын, состояла из 4 “кадрилий”: славянской, римской, индейской и турецкой.

Кадрилями назывались живописные группы, которые составляли участники, делая “военные построения с наивозможною ловкостью и отчетливостью”.

“..Каждая группа имела костюмы, оружие, конскую сбрую и экипажи, стилизованные под те, которые используются соответствующими национальностями. Первую группу возглавила сама императрица, во главе второй был поставлен Григорий Орлов, третьей - его младший брат Алексей, четвертой - князь Петр Репнин..”

Участвовавшие дамы были на колесницах, a кавалеры верхом на лошадях, в нарядах и аллегорических украшениях, заимствованных из древней и новой истории.

Упражнения, состоявшие в “ристаниях на коне”, “в метании жавелотов”, “в отрубании голов куклам, изображавшим мавров”, и “пронзании копьями” кабанов и тигров из картона, проделывались по сигналам.

Мелодия музыкальных инструментов, равно как и самые инструменты походили на существовавшие в “древности”.

Участники-победители награждались комитетом судей при торжественной обстановке богатыми "прейсами" (призами).

“..В 1766 году погода благоприятствовала проведению карусели, и 16 июня петербуржцы стали стекаться на Дворцовую площадь. Для зрителей были подготовлены специальные билеты, но они раздавались бесплатно вне зависимости от сословной принадлежности, лишь бы человек был прилично одет.

Двукратная победительница состязаний карусели Наталья Чернышева

По сторонам от императорской ложи расположились ложи для «болельщиков» кадрилей, оформленные в соответствующих национальных стилях. Состав участников практически не изменился, только императрица уступила руководство своей кадрилью графу И.П. Салтыкову. Судить состязание поручили генерал-фельдмаршалу Б.К. Миниху.

Для участников кадрилей недалеко от Дворцовой площади были развернуты палаточные городки, где можно было переодеться и подготовиться к состязанию. Сигналом к началу состязаний стал выстрел трех адмиралтейских пушек. Уже само движение кадрилей к Дворцовой площади превратилось в красочное зрелище, собравшее вдоль улиц большую толпу людей, которые не смогли попасть на трибуны. В амфитеатре кадрили разместились перед ложами своих «болельщиков».

Соревнования начали дамы, которые с колесниц стреляли в цель из луков и метали дротики. В те времена даже в высшем свете дамы прекрасно умели владеть оружием, что и продемонстрировали. Самой меткой оказалась дочь графа П.Г. Чернышева - Наталья (заочно вы с ней знакомы - она выйдет замуж за Голицына и станет прототипом пушкинской Пиковой дамы). За первое место ей было вручено бриллиантовое украшение. Второе место заняла графиня А.В. Панина, получившая из рук императрицы табакерку с бриллиантами. За третье место графине Е.А. Бутурлиной достался бриллиантовый перстень. Менее ценными призами были отмечены возницы победительниц: барон И.Е. Ферзен, А.Н. Щепотьев и граф Д.М. Матюшкин.

Самым захватывающим стало выступление мужчин, которые на скаку стреляли в цель, рубили головы манекенам, бросали копья, демонстрировали искусство наездников. Первое место судьи отдали И.А. Шаховскому, которому императрица вручила бриллиантовую пуговицу и петлицу на шляпу. Вторым стал В.М. Ребиндер, получивший трость с бриллиантовым набалдашником. За третье место граф Штейнбек получил бриллиантовый перстень.

Карусель произвела громадное впечатление и на зрителей, и на императрицу. В июле провели второй этап соревнований, содержание которых практически не изменилось. Среди дам первой снова стала Чернышева. А среди мужчин пришлось проводить дополнительные соревнования, так как претенденты на первое место братья Григорий и Алексей Орловы набрали, по мнению судей, равное число баллов. На повторном соревновании Григорий смог опередить брата, и ему вручили золотой лавровый венок. За прекрасную подготовку и поведение карусели богатые подарки получили все её организаторы…”

Эти карусели так занимали высшее общество, что в память одной из них (в июле 1766 AD) была выбита золотая медаль, на которой с одной стороны была изображена Екатерина II с надписью:

  • “Божиею Милостью Екатерина II, Императрица и Самодержица Всероссийская”
  • на обороте представлено: на первом плане гений, в отдалении ристалище, над которым парит орёл с венком; над всем этим красовалась надпись: “С Алфеевых на Невские берега”.

Пыляев М.И. “Эпоха рыцарских каруселей и аллегорических маскарадов в России”. Журнал “Исторический вестник”, 1885. – Т. 22. - № 8 (репринт)

При императоре Павле I Карусели проходили в Гатчине, где был построен стационарный амфитеатр с дерновыми скамьями. Оставшиеся от него валы и ныне можно увидеть в гатчинском парке.

Гатчинский Амфитеатр, построенный в 1797 AD по проекту Н. А. Львова, для каруселей, имел очертания строгого круга диаметром 65 метров.

Идущий по линии окружности насыпной земляной вал шириной более 10 метров является одновременно стеной строения и местом для размещения зрителей. Массивный зал, составляющий одну шестую диаметра, придавал Амфитеатру подчеркнутую прочность.

Эта особенность породила два названия - Крепостное строение и Земляная крепость.

Насыпная стенка прорезана четырьмя пятиметровыми проездами, равномерно разделяющими окружность. Такое симметричное членение придавало всему сооружению определенный архитектонический ритм. Два противолежащих проезда служили для пропуска на арену всадников.

Они закрывались металлическими воротами в виде копий с накладным орнаментальным вензелем Павла. Между ними через арену шла вымощенная плитой дорога. Два проезда предназначались только для прохода зрителей, около этих проездов были поставлены скульптуры амуров с луками. Со стороны проездов торцовые части вала укреплены стенками, сложенными из блоков пудостского камня.

Здесь устроено восемь как бы “втиснутых” в толщу стены, узких, круто поднятых лестниц со ступенями, вытесанными из черницкой плиты. У основания торцовых стен предполагалось расставить вазы-курильницы на высоких фигурных ножках, напоминающие античные вазы, а на уступах-ярусах - скульптуры.

На диагональных по отношению к входам осях на валу высятся четыре пьедестала из пудостского камня, обработанных фигурными филенками. Они предназначались для мраморных статуй. Ярусная композиция расстановки скульптур четко координировалась с архитектурными деталями, подстриженными шпалерами кустарником и четырьмя дерновыми уступами.

В двадцатых годах Ottocento Амфитеатр называли также “Петушиный бой”, что напоминает и о другой забаве, которая, возможно, устраивалась здесь в позапрошлом столетии.

Несмотря на то что к 1849 AD Амфитеатр был реставрирован, время и особенно повреждения в годы последней войны наложили свою печать на это оригинальное произведение парковой архитектуры.

В наши дни оплывший земляной круг и каменные торцовые стены, лестницы и постаменты напоминают об этом своего рода миниатюрном “древнеримском колизее”, перенесенном в лесное уединение северного парка.

Говорят, что особенно часто карусели стали проводиться при императоре Николае I, который считал их отличной тренировкой для гвардейцев.

 “..В карусели 1842 года, проводившейся в Царском Селе, принял участие сам Николай I и члены его семьи. Участники этой карусели были одеты в настоящие средневековые доспехи, выданные ради такого случая из личной коллекции императора.

Сохранилась большая картина “Царскосельская карусель” кисти художника О. Верне, дающая представление об этом ристалище с участием императора.

“Царскосельская карусель” кисти художника О. Верне

Для карусели Николай надел латы времен императора Максимилиана. Императрица и её дочери были в роскошных платьях, стилизованных под средневековые. Младшие сыновья в костюмах пажей. В подобных нарядах были и остальные участники карусели…”

Карусели стали вновь черезвычайно популярны во время царствования Александра III.

В начале прошлого века карусели, носящие более спортивный характер, устраивались в Спб., в Михайловском манеже и привлекали многочисленную публику.

Участниками являюлись как офицеры, так и джентльмены и дамы общества.

Карусели, устраиваемые полками, иногда благотворительными обществами и частными лицами, производились, кроме того, и при участии нижних чинов и юнкеров военных училищ, искусно проделывающих фигурную езду на лошадях, различные на коне упражнения etc.

Репертуаром карусели служили скачки через препятствия, охота на зверя (даниэля) по искусственному следу, джигитовка казаков и нижних чинов, выезд различного рода упряжек в экипажах на одиночках, парах и тройках.

Лучшие исполнители награждались призами (кубки, медали, жетоны, поощрительные листы etc.).

Карусели с военной точки зрения имели такое же значение, как и всякий спорт, преследующий развитие тех или иных физических качеств воина, a также имеющий, до некоторой степени, и воспитательное значение.

Славились джигитовкой не только казаки, но и “нижегородцы” (16 -й драгунский Нижегородский полк - кавалерийская удаль была ими унаследована ещё со времён Кавказской войны) и кавалеристы других славных Русских полков.

Джигитовка (входила в репертуар Каруселей) - это лихая скачка, во время которой всадники выказывают свою ловкость в упражнении конём со всевозможными, зачастую весьма опасными, приёмами на лошади.

Джигитовка перенята кавказскими казаками y горцев, откуда вскоре перешла и в другие казачьи войска.

Состязания в джигитовке y казаков раньше происходили  обыкновенно при довольно торжественной обстановке:

  • участников собиралось до 200 и более человек
  • съезжались они на конях, разукрашенных серебряным набором, одетые в щегольские наряды, с оружием в дорогой оправе, на площадь к церкви, где слушали молебен и окроплялись святой водой, после чего стройной колонной по три с песнями и бубнами двигались к месту состязаний

К джигитовке относится:

  • стрельба с коня на карьере в чучела из соломы, пропитанные нефтью. Затем стрельба вниз в кусок белой бумаги на земле. Бывали и такие случаи, когда стрелки на полном карьере разбивали пулей из винтовки брошенное вверх яйцо; a папахи, платки etc. пробивались пулей почти всеми без промаха
  • нагибание направо и налево и поднимание с земли предметов; находились такие ловкачи, которые поднимали на карьере разбросанные по земле серебряные монеты или подхватывали рюмку, наполненную до краев вином, и, подхватив, выпивали; это считалось верхом искусства
  • соскакивание на обе стороны несколько раз подряд
  • скачка стоя на седле и нагибание, чтобы поднять с земли какой-либо предмет, - весьма трудный и опасный номер
  • соскакивание перед барьером и вскакивание на лошадь в тот момент, когда она преодолевает барьер
  •   нагибание во время прыжка лошади через барьер и выхватывание папахи или иного предмета из-под барьера
  •   расседлывание и вновь оседлывание лошади на полном карьере не слезая, а только пересев на круп лошади
  • на полном ходу сползание с крупа лошади назад и в тот же момент вскакивание опять на лошадь сзади же, притянувшись за хвост
  • "отвага", то есть держа в стременах ноги, броситься навзничь направо или налево назад всем корпусом, головой вниз, и держаться на весу
  • перелезание на полном карьере впереди груди лошади или под брюхом с одной стороны, чтобы сесть в седло с другой;
  •   скачка одного всадника на двух лошадях с прыжками через лошадь (т. е. оттолкнувшись от земли y одной лошади, перелететь через нее и сесть на другую etc.).

По окончании состязаний наилучшим наездникам выдавались призы:

  • седло с полным снаряжением
  •   конский убор, украшенный серебром
  • шашка, отделанная серебром
  • другие принадлежности вооружения, снаряжения и обмундирования казака
  • многих одаривали и деньгами

Джигитовка несомненно имела громадное воспитательное значение и польза ее вне сомнения.

Она основана на развитии сметки, смелости и лихости до высшей степени, необычайной ловкости, гибкости и силы мускулов.

Казак, проделывающий на коне головоломные и опасные для жизни приемы джигитовки, не только не задумается карьером пронестись по самой пересечёной местности, с целью схватиться на смертный бой с противником, но и броситься в самое опасное место боя.

Подготавливая к этим состязаниям своего коня и себя самого, казак и лошадь все время в работе и, таким образом, незаметно тренируются и втягиваются в работу, которая делает их неутомимыми и выносливыми.

В начале прошлого века казаки занимались почти только на службе в первоочередных полках. Для руководства в уставе строевой казачьей службы джигитовке был уделён отд. ІV, дававший лишь основные правила для неё (правила эти годились, конечно, для "новичков", которых, с каждым годом находилось все больше и больше).

Цель джигитовки, как и прежде, состояла в развитии смелости и ловкости, почему уставом рекомендовалось обучать джигитовке каждого казака.

Но уже имелся громадный  % таких казаков, которые до службы не джигитовали, почему и было указано заниматься сначала "приготовительными упражнениями к джигитовке" на деревяной оседланной лошади. После усвоения приемов рекомендовалось переходить к простейшим упражнениям на живой лошади и для ускорения обучения разделять казаков на смены по числу учителей, тоже казаков.

Уставная (Устав строевой казачьей службы, ч. І, 1899 AD) джигитовка разделялась на:

  • обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком
  • вольную, которая могла быть производима без оружия и вьюка, на оседланной или неоседланной лошади

Обязательная  джигитовка состояла из следующих упражнений:

  • стрельба с коня и рубка (уколы) чучел
  •   поднимание предметов с земли
  • подъем на коня пешего товарища
  • увоз раненного одним или двумя всадниками
  • соскакивание и вскакивание (прыжки) на коня на карьере

Для вольной джигитовки  правила не устанавливались.

Способствуя казачьей удали, вольная джигитовка была поощряема всеми возможными средствами.

К упражнениям вольной джигитовки, между прочими номерами, указанными выше, относились:

  • уменье положить коня на карьере
  • скачка ногами вверх
  • "рыбка", - переворачивание на карьере лицом назад
  • упражнения в метании дротика (род короткой пики) на карьере в расставленные цели, так называемый "джирид", etc.

Школа

Особенно отличались своей выправкой и мастерством на Каруселях юнкера Николаевского кавалерийского училища (училище носило в кавалерии имя “Школы”).

У них была очень красивая форма, особенно парадная: большой кивер с султаном, жёлтый этишкет, ловко сидящий мундир с галунами, блестящие сапожки со шпорами "малинового" звона, белые замшевые перчатки и начищенная шашка.

Деревянная рукоятка эфеса шашки, об этом надо сказать несколько слов, была обязательно некрашеного твердого дерева, без лака, что должно было свидетельствовать о том, что юнкер так много "рубил", что в результате лак и стёрся.

“.. Этишкет, портупея и пояс должны были быть обязательно казёнными, выбеленные меловой краской, так как относились к Высочайше установленной форме гвардейской кавалерии и потому никакие фантазии в этой области не допускались и строго карались.

В Школе было принято носить собственное обмундирование, строго придерживаясь формы, что являлось довольно сложной “наукой”. Казённого обмундирования старший курс не носил никогда, а младший - только в стенах Школы.

Собственное обмундирование подчинялось следующим правилам: шинель должна быть такой длины, чтобы доходить до шпор.

Покрой каждой части обмундирования был строго определён и все портные столицы, работавшие на Школу, знали эти правила, как “Отче Наш””

На хороших лошадях, прекрасно выезженных,- такие молодцы возбуждали к себе интерес девиц и молодых дам.

На балах они пользовались их особой благосклонностью, да и трудно было найти лучших кавалеров и танцоров.

В память того, что в училище с 1832 по 1834 AD воспитывался знаменитый выпусник Школы, поэт М. Ю. Лермонтов, при училище в 1883 AD был открыт богатый по своим коллекциям “Лермонтовский музей”, a 1 октября 1913 AD перед зданием училища воздвигнут  Лермонтову памятник (работы Б. М. Микешина).

9 мая 1916 AD перед училищем открыты  бронзовые бюсты других выпускников - М. П. Мусоргского, П. П. Семенова-Тян-Шанского и генерала Н. П. Слепцова (все три - скульптора В. В. Лишева).

Как и вся Россия, готовясь отметить в 1914 AD столетие со дня рождения М. Ю. Лермонтова, воспитанники  Школы решили поставить ему достойный памятник в сквере своего училища на Ново-Петергофском проспекте.

Чтобы собрать средства на сооружение памятника, юнкера училища (эскадрона и казачьей сотни), с разрешения начальства, три дня подряд устраивали в Михайловском манеже карусели (конноспортивные праздники).

Билеты продавались от 50 копеек и выше, некоторые, зная, куда пойдут эти деньги, платили за билет 10-15 рублей.

На этих каруселях юнкера показывали своё искусство в вольтижировке, джигитовке и других упражнениях на конях и гимнастических снарядах.

Многие номера выполнялись настолько красиво и легко, что превосходили трюки цирковых артистов.

Были показаны лихая рубка, стрельба на полном скаку в цель, всякие упражнения с пиками, живые пирамиды на конях.

Было показано "живое солнце", когда юнкер вертелся на пике, которую держали два юнкера, скачущие на лошадях.

Были разные игры - "Белой и Алой розы", в "лисичку", когда юнкера разделялись на группы и якобы вели войну.

Некоторые молодцы превосходили сами себя и удивляли зрителей своей ловкостью.

Были показаны конные кадрили, а под конец - парадный выезд в исторических формах кавалерии.

Народ ломился на эти праздники, публика не только сидела, но и стояла в проходах.

Гремели оркестры, аплодисменты, крики - браво, брависсимо, бис.

Carosello Carabinieri

Da 195 anni al servizio del Paese, Carabinieri in festa con il 'carosello' a piazza di Siena

А каков источник этой статьи?
Меня интересуют пр.всего карусели в Мих.манеже в конце 19 века...