Иудеи в Европе
Гетто в l'Époque moderne antérieure
В Венеции - Праге - Франуфурте - Триесте - Риме были самые большие иудейские кварталы обособленные, - гетто.
Такое же "гетто" было в Венеции и у немецких купцов, уже с начала Duecento имели они здесь свой большой торговый двор "fondaco".
В дальнейшем этот "Немецкий двор" (Fondaco dei Tedeschi) станет крупнейшим торговым центром и прославится на всю Европу.
Название пошло от Венецианского квартала Ghetto -видимо сокращённое итальянское borghetto (городок).
Единственным выходом из гетто - было формальное обращение в христианство.
Уйти из гетто было нелегко-так как беглецы бросали вызов законам и обычаям как иудеев так и не иудеев.
В Польско-Литовском государстве гетто отсутствовали, так как согласно легенд, с 1265 AD действовали королевские охранные грамоты (освоение пространства “первой волны”, в районе Краков - Львов).
Некоторые польские города (Варшава) были под статусом de non tolerandes и там в районах муниципальной юрисдикции запрещалось селиться как и иудеям так и знати, крестьянам и чиновникам Короны.
В результате иудеи селились на землях знати вблизи от городских ворот и на вотчинах в сельской местности. Оттуда и пошли местечки -shtetln.
Имели собственную автономию и свой парламент- Совет четырёх земель
По формату гетто, интересные параллели прослеживаются с типовой торговой практикой вообще в Средиземноморье : постоянно живущие в восточном торговом центре и приезжающие в него на несколько недель и месяцев купцы определенного города (Венеции, Генуи, Пизы) образуют обыкновенно замкнутую общину, маленькую копию своей родной коммуны, управляемую консулами, иногда возглавляемую бай-улом, причем в задачи этой общины входит охранять как экономические, так и политические интересы своего полиса и помогать своим согражданам.
Вообщем "гетто" было крайне выгодно лишь иудейской верхушке (азбука управления).
В вопросах сегрегации мнения муниципалитетов совпадали полностью с желаниями жреческой верхушки.
Иудейское гетто во Франкфурте в Seicento.
Отдельный квартал с жилыми домами, конторами, складами и специальными постройками для стойлового содержания скота.
Скототорговля (как на региональном рынке, так и международная торговля крупным рогатым скотом) играла важную роль в коммерческой деятельности франкфуртских иудеев.
Cinquecento завершается завоеванием имперского рынка скотом из Польской периферии.
Европу в лидеры экономической и геополитической гонки вывел не только порох и железо, но и плотоядный пищевой баланс, обусловленный развитием технологий производства и способов обмена.
Несмотря на демографические расширения Европы в Cinquecento, в 1600 AD поставки мяса увеличились в 6,75 раза, по сравнению с 1500 AD, благодаря международной торговле. Освоение пространства на восточном пограничье, позволило жителям осевой Европы забыть об эпидемическом голоде и недостатке протеина.
И это положение было достигнуто путём организации пастбищного животноводства в зонах дальней пограничной колонизации (Ruthenia, alföldi regio etc.).
В течении столетия, большие торговые дома оказались вовлеченными в торговлю, что обеспечивало более широкий обзор рынка их руководителями и позволял им устранять накладные региональные нарушения поставок.
Повышение регулярности и снижения цен в реальном выражении, такой вектор развития.
Участие больших домов также представило финансовые инструменты неизвестные до тех пор скототорговцам (за исключением, разве, что, датчан).
Благодаря международной торговле, большинству горожан в осевой Европе удалось избежать судьбы жителей небольшого итальянского городка Монтальдо, чей пищевой рацион вообще не содержал мясо-молочных продуктов и был почти полностью мучнистый.
Рабы и либертины в ancien
На протяжении почти всей “документально засвидетельствованной” истории народы, заселяющие северные берега Средиземноморья, численно превосходили своих южных соседей в соотношении, по крайней мере, два к одному.
Они соответственно играли ведущую роль. Отсюда и отрыв в освоении Ойкумены.
Скудность ресурсов, необходимая для технологического прорыва и расширенного воспроизводства популяции. Нефть тогда никому не нужна была. А вот пахотные земли, пастбища, водяные мельницы, строительный лес..
У “франков”, пусть и с известными целями (неграмотность масс делала главной технологией воздействия на общественное мнение “писание простецов”, живопись и скульптуру) на публику влияли архитектурой, статуями и фресками, а с развитием книгопечатания и текстами с картинками (мультимедиа).
И весьма эффективно культуротворящая способность (энергия, как говорил Альберт Швейцер) развивалась.
У монотеистов Средиземноморья (мозаистского круга : иудаизм и ислам), из-за особенностей предустановленных одиозных культов (запрет на изображения, тезис о том, что в Книге всё сказано, неподдельный восторг от бесконечного сидения на шумном и грязном восточном базаре, “вне времени”) –эта способность была наглухо заблокирована.
Понятие “средиземноморские земли” никогда не ограничивалось странами, расположенными непосредственно на побережье.
В Европе к Средиземноморскому бассейну относятся земли и далеко на север от моря, включая Баварию, Трансильванию и Юго -Западный русский край.
По Тациту, 4 000 либертинов (рабов, получивших свободу) египетского и левантийского происхождения были переселены на остров Сардинию, а остальные были “изгнаны” из Италии в 772 AUC.
Брак между коренным гражданином (ingenuus) и либертином (libertina) считался всегда позорным (ignominia).
Но некоторые либертины, особенно императорские, в l'Époque ancien достигали высокого положения и богатства.
Средние их слои занимались ремеслом и торговлей, беднейшие - работали по найму.
Патрон (бывший господин) имел право, в случае смерти вольноотпущенника, быть опекуном его жены и детей и право на наследство, если тот умирал, не оставив завещания.
За неблагодарность вольноотпущенники наказывались, хотя не лишались свободы.
Средиземноморская торговля часто состояла в доставке товаров или животных в район Леванта и вывозе оттуда на юг Аппенинского полуострова, восточное побережье Пиренейского полуострова и Миди рабов “мусульман” (в том числе и выделенных в особую страту “иудеев”, Jude - giudeo - judio).
Corso, получившие известность, как “рыцари орденов” (слияние международной военной силы и религиозного ордена, проявлявшееся в форме бизнеса) стали крупнейшими европейскими работорговцами на средиземном море и утвердились в Венеции.
Возможно, самым важным портом для работорговли у “рыцарей” были город Акра в Святой Земле и порт Айас в Киликии.
Там всех рабов из Леванта называли “мусульманами” (завозимых в Иберию рабов называли также Hébreux -ebreo -hebreo)
“Мусульманам” которые хотели принять “христианство” (Клюнийский культ), отказывали в обращении.
Отсюда и “нехристианские” торговцы и мирные труженики, сервы Арагона.
Другое дело моряки. Опытных моряков нанимали на службу, не задавая вопросов о “вере”, происхождении и родном наречии.
Помимо перевозки войск, доставки оружия и всего необходимого для ведения боевых действий, corso (рыцари орденов) занимались “пиратством”.
“Пиратство” определялось как акт захвата в море другого судна (Кодекс морского права Амальфи и Махдии).
Но захват кораблём corso “мусульманского” корабля не считался пиратством.
Магрибские “ пираты” имели множество связей с “христианскими” и были нацелены на расширение радиуса действия и выход в Атлантику (передача технологий судовождения в “неизвестных водах”, Симон Данскер из Марселя он же Дали Раис etc.)
Численность иудеев в Европе l'Époque moderne antérieure, вероятно составляла 4 -5 000 000 человек.
Выходцы из Испании, Миди, Сицилии и Неаполя (вероятно, ареала изначального обитания) в Cinquecento, иудеи разделялись на два потока:
- одних по соглашению с Великим Султаном направили в исламские страны Средиземноморья
- других - в полисы, прилегающие к Атлантике (Амстердам, Гамбург etc.)
В Оттоманской лоскутной “империи” - в Салониках, Бурсе, Стамбуле, Адрианополе, - купцы (зимми), позиционируемые как “иудеи” (приверженность культу Ибрахима -Авраама, запрет на изображения, способность восприятия объёмных текстов etc.) в Cinquecento накопят огромные состояния как откупщики налогов.
Полисы атлантического побережья Иберии (Португалия), в Cinquecento, оказалась исходной точкой для рассеяния другой большой группы -марранов (номинально принявших христианство, но тайно продолжавших исповедовать иудаизм)
Нет никакого сомнения, что они способствовали расширению итальянской и фламандской торговли в направлении Пиренейского полуострова как в сторону Лиссабона, так и в сторону Севильи, Кадиса и Мадрида, а также в направлении Германии.
В Баварию и рейнскую Германию иудеев -переселенцев направляли из гетто - в Пьемонте, Венеции, Мантуе, Ферраре etc. - и где благодаря этим гетто, в Seicento заблистало богатство Ливорно, центра торговли “живым товаром”.
Торговли не христианами, а “нехристями” из семитских и хамитских племён Леванта и Северной Африки (mori, ebrei, arabi etc.)
Всех их, en masse, причисляли к “mori”, “маврам”.
Иудеи это не сколько этническая общность, а сколько “религиозная”.
Не “иудеи” породили иудаизм, но иудаизм породил “иудеев”.
- Завезённых через Ливорно рабов объединяли не через natio (землячество), а “религией” (естественно среди них доминировали средиземноморские семиты –mori, ebrei, arabi etc., но в их обществе вполне могли оказаться и нехристи иных кровей).
- “Иудейская” идентичность, передавалась в “наследство” (в разрез с вековыми обычаями культурных народов северного Средиземноморья) исключительно через мать (вероятно, иногда даже сама семитская рабыня не знала кто отец её ребенка. Но кем бы ни был отец ребенок воспитывался “иудейским” окружением матери).
- “Иудеем” можно было сделать любого “нехристя”, совершив нехитрый обряд принятие иудаизма.
Ашкенази
Не смотря на то, что в общем, среди иудеев преобладает переднеазиатский (арменоидный) расовый тип, совершенно не обязательно, что каждый иудей обладает ярко выраженными переднеазиатскими чертами.
Рыжеволосые и светловолосые иудеи –это европейские метисы.
В Центральной и Восточной Европе сформировалась своеобразная наднациональная общность, состоящая из метисов: семитов, тюрков, венгров, немцев, литовцев, поляков etc.
Эта общность и получила название - “ашкенази”.
Собственно в Европе под словом “иудей” подразумевают именно “ашкенази”.
Хотя говорят, что под словом “ашкеназ” в религиозной иудейской литературе Seicento подразумевался отнюдь не “народ”, а географический район от Рейна до Вислы.
Основным языком общения ашкенази до эмансипации в конце позапрошлого века был “идиш” - восточный диалект средненемецкого языка с сильной примесью арабских, арамейских, тюркских, славянских и иных слов.
Ашкенази (около 11 000 000) в антропологическом плане неоднородны, что вполне объяснимо их смешанным составом.
Выделяют несколько основных антропологических типов ашкенази, но фактически большинство их относятся к арменоидному типу и его метисам с местным населением.
Ашкенази свойственен средний рост.
Относительно часто встречаются рыжие волосы, глаза смешанных, часто светлых оттенков и брахицефалия (круглоголовость).
Пигментация волос и глаз напрямую зависит от места жительства. В некоторых группах восточных евреев (литваки) светлые волосы и глаза не такая уж и редкость.
Сефарды
Есть мнение, что сефарды являются аутохтонами Миди (Южной Франции) и Восточного побережья Иберии, потомками берберов и иберов, принявших “иудаизм”.
Где-то на треть, вероятно, выходцы из Сирии и Палестины (после разрушения римлянами Урусалима)
Им свойственны :
- чёрные или темно-карие глаза
- долихоцефалия (высокая, узкая голова)
- рост выше среднего, высокий
- светлое, вытянутое лицо
- прямой, средних размеров нос
- чёрные, прямые, иногда немного вьющиеся волосы
Иудеи в Тоскане
Считается, что как и по всей Европе l'Époque haute –l'Époque changement, итальянские “giudei” переживали времена “гонений”, которые сменились временами “относительного спокойствия”.
Новым Заветом, с точки зрения христианского богословия, отменялся “Ветхий Завет”, так отменяется, в частности, все обрядовое из “иудейства” (мозаистического монотеизма и антитринитаризма): в христианстве не может быть жертв кровавых, потому что принесена уже великая жертва для искупления грехов всего мира и всякому христианину сделались доступны преимущества священства, данные в “Ветхом Завете” одному только колену.
Имея свой прочный центр в Клюни, религия Христа представляла две особенности, важные для ее дальнейшего развития:
- первая – это та лёгкость, с которой она могла принимать в себя культы других богов и в известной мере амальгамироваться с ними
- вторая – это энергия, с которой она, путем основания подворий (епископств), распространялась по прочему цивилизованному миру
Первая обусловливала вторую – в этом состоит характерная черта, отличающая терпимый христианский прозелитизм от нетерпимого мозаистического монотеизма и антитринитаризма (иудаизм и ислам).
Понтифики в Авиньоне и Риме выработали особую систему сакрального права.
До преодоления Великой Схизмы в l'Époque cangerment они были не судьями, а скорее экспертами, но это не умаляет их значения: и и в самом Риме, и в прочих Итальянских государствах и зонах первоначальной экспансии (западнее оси Триест –Гамбург), суд не мог не считаться с их экспертизой.
Говорят, что в начале Seicento, когда Флоренция (Florentia, Firenze) стараниями великого герцога Тосканского Фердинандо I (1549 –1609 AD) мол “освободилась от влияния Испании”, марраны и иудеи сначала обосновались в Ливорно, а затем и во Флоренции (в обособленном квартале –ghetto).
Козимо I Медичи (1519—74 AD), герцог Флоренции с 1537 AD (отпрыск младшей линии).
Взял Сиену, объединил всю Тоскану, получил в 1569 AD титул великого герцога Тосканского.
Козимо II Медичи (1590—1621 AD), внук Козимо I, великий герцог Тосканский с 1609 AD, находился в полной зависимости от испанских Габсбургов (как и все последующие герцоги Тосканы из рода Медичи).
В 1571 AD Козимо I Медичи, великий герцог Тосканский, выбрал Ливорно, в то время крошечную рыбацкую деревушку в качестве нового морского порта Тосканы вместо заилившейся к тому времени гавани Пизы.
Пиза (Pisa), весьма древний и важный город Этрурии при стечении Авсера и Арно, в 20 стадиях от устья последнего, один из 12 этрусских союзных полисов, впоследствии римская колония.
В период Unocento- Duecento Пиза доминировала в западном Средиземномрье.
В 1284 AD пизанский флот был разгромлен при Мелории главным соперником Пизы Генуей; это привело к упадку пизанской морской торговли и к утрате Сардинии.
В 1406 AD Пиза была взята Флоренцией
В Cinquecento устье Арно начало смещаться, лишая пизанцев их главного преимущества.
Над проектом нового города Ливорно работал архитектор Буонталенти.
В период с 1607 AD по 1621 AD английский инженер сэр Роберт Дадли возвёл здесь огромную стену, отгородившую гавань от моря.
В 1608 AD Ливорно был объявлен свободным портом (обрёл статус porto franco), открытым для всех торговцев, вне зависимости от их вероисповедания или natio.
Прибывающие в гавань суда любого государства наделялись одинаковыми правами.
Говорят, что последовавший затем приток беженцев из семитических племён (ebrei, mori, arabi etc.) способствовал расцвету экономики Ливорно, города и порта на побережье Лигурийского моря.
Считается, что во “времена Инквизиции” великий герцог Тосканский Козимо (Козма) III (1642 –1723 AD) выпустил ряд законов, запрещающих христианам работать на иудеев (“lavoro sugli giudei”) и заниматься с ними коммерческими делами (Commercial Affairs).
В 1860-х AD иудейское гетто (ghetto) во Флоренции было снесено, а на его месте раскинулась Площадь Республики.
Флорентийская синагога была построена в 1874 –1882 AD Марко Тревесом в “испано –мавританском” стиле.
Другой этап продвижения “иудеев” будет подготавливаться медленно, и творцами его станут странствующие торговцы Центральной Европы, и первый его расцвет наметится с широким использованием категории hofjuden в княжеской Германии Settecento.
Но веком иудейского банкинга станет Ottocento с сенсационным международным успехом банкиров Ротшильдов.
Легенды об изгнании
Ещё Клюнийская Церковь разработала теоретические и практические принципы взаимодействия “христиан” с “мусульманами”, а также с “иудеями” и другими двумя категориями изгоев - “еретиками” и “содомитами”:
- запрет на деятельность bono modо
- использование в массовом, низовом, мелком ростовщичестве, финансовом и медицинском обеспечении работорговли
Процентные ставки по кредитам могли колебаться от 15 % в случае займа деловому предприятию до 100% в случае ссуды физическому лицу.
Ссуды en masse физическим лицам (по понятным причинам) шли через “иудеев” -ростовщиков.
В Shrove Tuesday (вторник на Масленной неделе) 1349 AD Альтмаркт (старая городская площадь) Дрездена был полон дыма и огня от горевших там костров: маркграф Мейсенский приказал сжечь всех евреев в городе, возможно, по обвинению в распространении чумы.
Говорят, что событие описано в Cronicum Parvum Dresdense.
Сигналом к полномасштабным погромам по всей Европе, стал суд в сентябре 1348 AD в Шильоне над иудеями, которые обвинялись в отравлении колодцев.
В Базеле всех иудеев сгоняли в деревянные дома и заживо сжигали; похожие сцены имели место в Штутгарте, Ульме, Шпейере , Страсбурге и Майнце.
Оставшиеся в живых иудеи бежали в Польшу, которая мол, с этого времени и становится четвертым прибежищем иудеев в Европе.
Корень острейшего антоганизма христиан и иудеев, по мнению историков, был в практикуемом заимодавцами - иудеями ростовщичестве, - взимание процента или даже исключительно большого процента при даче денег взаймы, которое в христианской Европе считалось и грехом и преступлением.
Ancient стереотип иудея - бессердечный обманщик.
Заимодавцы - иудеи, возможно, стяжали большой позор потому, что занимались мелкими суммами, охватывая самые широкие массы населения.
Этот рисунок опубликован в Аугсбурге около 1714 AD.
На нём изображён некий пражский иудей Натан Гершель (не знаю, реальный персонаж или некий собирательный образ).
В пояснительной надписи он характеризуется как шельмец (то есть плут, мошенник, обманщик, пройдоха, продувной, отъявленный негодяй) и потенциальный “клиент дьявола” (der Teiffl wird [ihn] houln).
Идиш
Язык страты городского населения в Империи и Польше, под покровительством князей духовных и светских - иудеев - ашкенази, по статусу приравненных к сервам (владеть землёй и обрабатывать её иудеям было запрещено, как и заниматься большинством ремёсел).
То есть не совсем “язык”, а совокупность диалектов состоящих из слов бытовой лексики, не имеющие фиксированных грамматических норм.
Всюду, откуда иудеи не были “изгнаны”, в частности в Stato della Chiesa, в Repubblica di Venezia и имперских владениях в Германии, они будут помещены в гетто, имевшие двойную функцию –защиты и изоляции.
Иудеи повсюду были сориентированы на занятия “недостойной”, невместной для иных страт деятельностью (согласно господствующей аксиологии)
В позволенные сферы деятельности входило мелкое ростовщичество, мелкие кредитно –вексельные операции, и мелкая полукриминальная торговля etc.
Сегрегированной прослойке, занимающейся такими видами деятельности, требовался свой “язык”, непонятный “честным фраерам”.
Идиш возник в Центральной и Восточной Европе (вероятно не ранее Trecento -Quattrocento) как и жаргон (близкий идишу) Kokumloschen (распространённый у бродяг, воров, нищих и цыган) на основе средненемецких диалектов (70—75 %) с обширными заимствованиями в Cinquecento -Seicento из арамейского (около 15—20 %), а также из романских и славянских языков (в диалектах достигает 15 %).
Иудаизм
Сефардский иудаизм, который имел базы в Испании, был рассеян мероприятиями 1492 -1497 AD.
Марранизированный, он постепенно растворился в деистском, антихристанском рационализме (Хуан де Прадо, Да Коста, Спиноза).
Иудаизм ашкенази остался прочным главным образом в Польше и Литве; он оживлялся мистическими течениями саббатианства и хасидизма.
В осевой Европе еврейские общины повсюду были в положении ничтожного меньшинства.
За единым исключением Речи Посполитой и новообретённых русским государством Белоруссии и Малороссии.Там они составляли, как правило, 10-15-20 % населения.
Много евреев было в Испании, ещё больше - в Португалии, но их положение это положение ложных христиан.
Марранизм был одной главных из составляющих сефардского иудаизма.
Вся иберийская диаспора в Италии, в Авиньоне (Миди заселена евреями была с l'Époque haute), в портах Атлантики и Северного моря, в голландском Убежище была им затронута.
Иберийские евреи, которые вновь обрели общины восточного бассейна Средиземного моря (зимми в Леванте и Северной Африке) под оттоманским и варварийским контролем, были, бесспорно, менее подвержены “марранскому” комплексу.
Кроме того, эти общины контактировали с очагами глубокой набожности в Восточной Европе.
Крупная еврейская буржуазия широко участвовала в процессе “Просвещения”.
Перед ней открылись три судьбы:
- Индеферентность
- Либеральный, близкий к естественной, но интенсивно переживаемой религии иудаизм
- Возвращение к своим истокам под воздействием духовных традиций, которое несло рано наметившееся перемещение ашкенази с востока на запад
Иудаизму Aufklärung (“просвещённому”) на Западе противостоял иудаизм мистический, пробуждённый, естественно, на Востоке.
Евреи -мигранты, покидая свои ультраконсервативные религиозные общества в исторической Польше, подпадали под действие новых тенденций: гаскалы, или “еврейского просвещения”, стремления к ассимиляции и светской еврейской политики.
Между саббатианской ересью, марранским мистицизмом, каббалистическиой неортодоксальностью хасидов, ортодоксальным иудаизмом Восточной Европы Ottocento и реформированным иудаизмом (новая деноминация, которая появилась в Германии, в 1825 AD, ставшая нормой для большинства евреев Западной Европы и Северо –Американских Штатов, но не затронувшая громадное число традиционных общин Центральной и Восточной Европы) не так много общих чёрт.
Так евреи Запада были склонны смотреть свысока на евреев Востока.: “Евреи из Франкфурта презирают евреев из Берлина; берлинские евреи презирают венских; а венские -варшавских”". Все же они вместе склонны смотреть свысока на галицийских евреев, -“стоящих ниже всех”.
Иудеи в Германии
Прусская политика со времен "Великого курфюрста" Фридриха-Вильгельма (1640-1688) допускала присутствие процветающей и экономически полезной иудейской общины. Евреи - которые платили ежегодные взносы, - были известны как Schutzjuden (“защищаемые”)
Но существование многочисленных странствующих торговцев (вне фискального контроля) светскими и духовными властителями признавалось нежелательным, что и побудило такой указ.
Указом от 1724 AD прусский "Солдат Король" Фридрих Вильгельм I (1713-1740 AD) распорядился о высылке всех unvergleitete Juden (не имеющих вида на жительство в Пруссии –Бранденбурге)
Указом от 1726 AD Фридрих Вильгельм I запретил ростовщикам и менялам операции с векселями, под страхом консфискации и изгнания из страны “под ударами палки”.
Hofjuden Иосиф Зюсс Оппенгеймер (1698-1738 AD), известный благодаря Лиону Фейхтвангеру и Клаусу Вернеру, как “Jud Süß”, являлся c 1736 AD финансовым советником герцог Карла Александра фон Вюртемберга (1733-1737 AD).
Оппенгеймер активно помогал герцогу трясти подданых, как грушу и проводить крайне непопулярные решения.
После смерти герцога в 1737 AD, Оппенгеймер (сам по себе гротесково-патологический тип, идеально подходящий для роли “козла отпущения”) пал жертвой обвинения в сексуальных домогательствах.
Он был осужден и публично казнён в 1738 AD.
Согласно легенде, перед казнью, он был постажен в клетку и мол, его принужали принять христианство, но он отказался это сделать.
Затем он был повешен в клетке. Говорят, что клетку с его останками, не снимали шесть лет.
Совсем иначе сложилась судьба другого Hofjuden’а
Маркус Левин (1723-1790 AD) был успешным и богатым иудейским купцом, ювелиром и финансистом в Берлине.
Достигнутый экономический успех Левина позволила ему стать Hoffaktor’ом при дворе Фридриха II “Великого” (1740-1786 AD).
Левин -отец писательницы, salonière и одной из первых феминисток - Rahel Varnhagen von Ense (1771-1833 AD).
Генриетта Юлия Герц (1764-1847 AD), дочь Вениамина де Лемоса (1711-1789 AD), врача из Гамбурга (из португальских сефардов), была весьма известной фигурой в Берлинском обществе конца Settecento.
Она близкой подругой Доротеи Мендельсон (позднее Шлегель), дочери Моисея Мендельсона.
После брака с хорошо обеспеченным в материальном плане философом и врачом Маркусом Герцем (1747-1803 AD) в 1779 AD она открыла салон, который привлёк видных деятелей в области искусства, философии и политики.
Это было место для неформальных встреч представителей различных кругов Берлина – торговых, аристократических, артистических и интеллектуальных.
В число её гостей и друзей входили такие разные личности, как богослов Фридрих Шлейермахер (1768-1834 AD), географ и натуралист Александр фон Гумбольдт (1769-1859 AD), а также его брат, философ, ученый, языковед и политик Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835 AD), философ Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 AD), либеральный (позднее консервативной) публицист Фридрих Гентц (1764-1832 AD).
В этом портрете (кисти Анны Доротеи Тиербах), четырнадцатилетняя Генриетта Юлия представлена в образе Гебы, эллинской богини молодости.
Герц славилась среди своих знаменитых собеседников не только как умница и прекрасная собеседница, но и как красавица, вызывающая нешуточные страсти.
Социальный осмос для германских иудеев облегчился в начале Ottocento.
Иудейская миграция получила импульс, главным образом, после 1773 AD в результате разделов Польши.
Иудеи западных районов Польши, в Познани или Данциге, оказались подданными Пруссии и могли беспрепятственно ездить в Берлин, Бреслау и другие немецкие города.
Иудеи из Галиции, ставшие подданными Австрии, начали потихоньку перебираться в другие провинции Гасбургов, особенно в Буковину, Венгрию, Богемию и Моравию, а на следующем этапе - и в Вену.
Иудеи, жившие в бывшем Великом княжестве Литовском, или в восточной Польше, оказались подданными Российской империи, где они были обязаны законом селиться лишь в “черте оседлости”.
Но законы часто нарушаются; и в больших русских городах, особенно в Санкт -Петербурге, Москве, Киеве и Одессе начали складываться новые, динамичные иудейские общины.
“Гетто в голове”
Тут надо сказать о собственных суровых изоляционистских законах иудеев. Соблюдающий все установления иудей не мог исправно 613 правил одежды, питания, гигиены и богослужения, если он выбирал жизнь вне собственной замкнутой общины, также были строго запрещены браки с гоями.
Поскольку, согласно расовым законам иудаизма, иудеем считается лишь родившийся от матери-иудейки, то община ревниво охраняла своих женщин.
От девушки, которая решалась на брак с неевреем, обычно отрекалась её семья, и она объявлялась ритуально умершей.
Требовалась изрядная решимость, чтобы выдержать давление среды, и неудивительно, что иудеи, отвергшие собственную религию часто бросались в другую крайность, включая воинствующий атеизм, коммунизм etc.
Множество евреев не желали быть ни под пятой кагала, ни маргинальными "борцами".
А хотели социально и экономически интегрироваться в общество l'Époque moderne postérieure, получить образование, состоятся.
Эмансипация евреев началась во Франции, где 27 сентября 1791 AD, конвент предоставил гражданство всем евреям, присягнувшим в лояльности.
С этого времени эмансипация евреев становится неотъемлемой составляющей европейского либерализма и постепенно в l'Époque moderne postérieure I вводится повсюду.
В Западной Европе и в некоторых центрах Восточной это сочетание послабления в законах и возрастающей ассимиляции евреев породило беспримерные возможности, по словам Фрёйда, -“каждый прилежный еврейский школьник носил в своём ранце портфель министра ..”
Венские евреи
С 1848 по 1914 AD население Вены увеличилось в пять раз и достигло почти 2 000 000, а еврейское население Вены увеличилось в 35 раз (с 5 000 до 175 000 человек).
Если в 1848 AD евреи составляли 1% населения Вены, то в 1914 AD -уже 9%.
Евреи стремились в своё время в Вену преимущественно из Богемии и Галиции, желая порвать с традиционным образом жизни евреев и ограничениями исходивших от их собственного сообщества, получить современное светское образование.
Вот почему было так много евреев в школах, университетах и профессиональных корпорациях Вены.
Это явление достигло высшей точки в 1881 -1886 AD, когда евреи составляли 33 % всех учащихся.
В 1914 AD евреев было 26 % среди студентов и 41 % - среди студентов медиков. Их было 43 % (1910 AD) среди педагогов.
К 1936 AD 62 % юристов и 47 % врачей Вены составляли евреи.
Впрочем, дело не только в количестве.
Благодаря этим особым обстоятельствам, то есть росту их доли и положения в свободных профессиях, венские евреи стали оплотом буржуазии.
Именно они были главными патронами и активными деятелями в таких сферах, как образовательная, культурная и художественная.
Евреи стали становым хребтом либеральной политики и социалистического движения.
Как люди, которые в той или иной степени отказались от своих корней, они были особенно расположены к самым завиральным идеям переустройства социума и модернистским течениям.
Их опыт был взят за основу при последующей волне эмиграции евреев в Америку в l'Époque moderne postérieure II.
Сионизм начинается в шестидесятые годы Ottocento с первых попыток послать иудейских колонистов в Палестину.
Финансируется в восьмидесятые годы этого же столетия через Ротшильдов и курируется британской короной (первоначально предполагающей расселить евреев в кенийских горах Восточной Африки).
Веком иудейского банкинга стал Ottocento с сенсационным международным успехом банкиров Ротшильдов
Во Франкфурте это богатые купцы с красным гербом (zum Rotenschild)
Говорят, что Нафтали Хицц цум Ротеншильд умер в 1685 AD, сын Нафтали Кальман, умерший в 1767 -м, занимался товарными и финансовыми операциями .
В начале Ottocento Ротшильды почти по всей Европе примут эстафету пришедшего в упадок женевского банка.
mutirella
February 20 2010, 06:07:02 UTC 9 years ago
chenai
February 21 2010, 01:15:07 UTC 9 years ago
Стоило бы отметить где-нибудь в начале, что все это основано на "новоисторических" аксиомах и не соответствует "официальной" историографии.
v_pomosh_vesne
February 26 2010, 22:35:46 UTC 9 years ago
Evrei selilis' chut' severnee po kanalu, v starom getto/ novom getto v kanaredzhio, i sinagoga s eshivoj u nih tam byli