БОЙ-СКАУТИЗМ (англ. boy-scout--мальчик-разведчик), одна из форм фашизации буржуазного детского и юношеского движения. Б.-с. имеет своей задачей отвлечь внимание детей трудящихся от классовой борьбы и путем воспитания их в духе национального шовинизма "верности королю, начальникам своей родины и своим хозяевам" и вместе с тем усилением военной подготовки подрастающего поколения содействовать укреплению существующего бурж. строя. Во время войны 1914--18 скауты как личным участием в империалистич. армиях воюющих государств, так и своей шпионской работой доказали преданность делу защиты интересов своей буржуазии. Английские, франц. и бельг. скауты, организовав несколько вооруженных отрядов, участвовали против немцев на Зап. фронте. "Пфадфиндеры" (следопыты, работающие по системе Б.-с.) были добровольцами и в немецкой армии. В США, с вступлением их в войну в 1917, организация бой-скаутов в течение 24 час. была мобилизована и развернула работу под лозунгом "Поможем выиграть войну".
Бой-скауты принимали активное участие в контрреволюционной борьбе против советской власти в период гражданской войны 1917--21. В Сибири скауты входили в состав частей колчаковской армии. Скауты были в рядах чехословаков. В 1918 они несли службу команд связи при штабе генерала Хорвата в Харбине. Они занимались шпионажем и вели борьбу с партизанами в таежной Сибири. Скаутские отряды вели активную контрреволюционную работу на Украине при Скоропадском и на Дону при Краснове и Деникине. Они работали в госпиталях, продпунктах, в критич. моменты охраняли телеграф, телефон, почту, банки. Подобную деятельность вели скауты также на Кубани, у Врангеля, в меньшевистской Грузии. Бойскауты вели службу осведомителей контрразведки о настроениях революционных рабочих и др. С оружием в руках против Красной армии выступали и польские скауты. В 1920, в кульминационный период войны, из 40 000 польских скаутов 6 000 были на фронте, а, 15 000--в резервах.
Японские организации бой-скаутов на стороне японского империализма участвовали в военных операциях в Шанхае (1932), оказывая вооруж. поддержку полиции и армии. Б.-с. выполняет очень важную задачу для буржуазии -- подготовку новых отрядов солдат к готовящимся новым империалистич. войнам и войне против СССР. В руководстве Б.-с. фашистско-милитаристическая клика играет решающее значение; так, генсовет скаутов Великобритании состоит из 21 военного (8 генералов, 4 адмирала и 9 полковников, майоров и капитанов), 7 попов (епископы и другие), 12 буржуазных ученых и 9 представителей крупной буржуазии.
Скауты работают по директивам воен. министерств и в значительной мере субсидируются ими. Работа скаутов проводится с определенной "специализацией". В большинстве буржуазных стран созданы "специальные" морские, почтовые, кавалерийские и др. отряды, готовящие скаутов в различных областях воен. дела (связь, разведка, кавалерия и др.). Коммунистические союзы молодежи активным проведением тактики единого фронта снизу с детьми трудящихся, входящими в скаутские организации, разоблачают перед ними империалистический характер скаутского движения, ведут борьбу против фашистского, за коммунистическое воспитание детей, против милитаризма, на защиту СССР.
Лит.: К р у п с к а я Н. К., РКСМ и бой-скаутизм, М., 1923; Б а д ен-П а у э л л ь Р. С, Юный разведчик, П., 1916 (требует критич. отношения); С м и р н о в А., Скаутизм, М., 1932 (с библиогр.); MilitДrische Jugendausbildung in anderen Staaten, В., 1924.
Это ещё цветочки.вот цитата из интересно статьи: Заключительная главка “Памятки юного пионера по охране его здоровья“ -“Как определить смерть”: * а) Если поднести ко рту умершего зажженную спичку, бумажку, перышко, то колебания пламени или шевеления не наблюдается. * б) Если поднести ко рту холодное зеркало, то испарины на нем не будет. * в) Если прижечь кожу горячим углем или раскаленным железом, то красноты, как у живого, не появится. * г) Если перевязать палец у живого, он посинеет, а у мертвого нет. * д) Если вскрыть вену (кровеносный сосуд), то у живого появится кровь, а у мертвого нет. * е) Если поставить стакан с водой на грудь, то у живого вода заколеблется, у мертвого нет Эти способы показывают пределы (а фактически - беспредельность) дозволенного в отношении десакрализованного тела - вещи, механизма, который можно разобрать на винтики. Модель трудовой и боевой машины подразумевала прежде всего тело мальчика. Несложно заметить, что тексты 1920-х годов, описывающие детей и адресованные им, говорят почти исключительно о пионере и лишь изредка - о пионерке. И даже там, где упоминаются девочки, они подчиняются тем же правилам. Специфические женские качества не были востребованы советской культурой этого времени; дискредитированным оказался и институт семьи.
Семья в 1920-е годы чаще всего описывается как реакционный институт, как “школа дрессировки будущих штрейкбрехеров и белогвардейцев”
Обесценивание кровных связей делало всех детей с точки зрения режима сиротами, которые нуждались в повторном символическом усыновлении. Воссоединение пролетариата и его детей должно было происходить во время массовых празднеств. Так, в связи с проведением Международной детской недели Крупская призывала: “Пусть рабочий класс усыновит в Детскую неделю юных пионеров” Кроме того, в терминах родства описывались отношения пионерской организации и комсомольской. Пионер считался “младшим братом комсомольца и коммуниста”, генетическим наследником Ленина (“маленьким внуком Ильича” называет пионера Самуил Маршак в стихотворении “Ленин”; вообще это крайне распространенный троп).
Некоторые авторы видели зло в любых формах семейных отношений, предлагая отселить подрастающее поколение в специальные “детские городки”. Citato loco
Вот сейчас вспоминаю, как ребенком объяснял себе эти символы. Костер - "лесное братство" людей, собраться вокруг источника тепла и света. А оказалось, смысл в готовности сгореть.
If you’re using Livejournal Instagram for the first time, simply use your Instagram username and password to login. If you don't have an account, please create one on iPhone/iPad/Android first.
adja
February 27 2010, 07:16:38 UTC 9 years ago
Вообще, конечно, в то время детей повсеместно рано включали "в борьбу"... но когда читаешь такие статьи, становится не по себе.
adja
February 27 2010, 07:17:33 UTC 9 years ago
hvac
February 27 2010, 09:59:21 UTC 9 years ago
Заключительная главка “Памятки юного пионера по охране его здоровья“ -“Как определить смерть”:
* а) Если поднести ко рту умершего зажженную спичку, бумажку, перышко, то колебания пламени или шевеления не наблюдается.
* б) Если поднести ко рту холодное зеркало, то испарины на нем не будет.
* в) Если прижечь кожу горячим углем или раскаленным железом, то красноты, как у живого, не появится.
* г) Если перевязать палец у живого, он посинеет, а у мертвого нет.
* д) Если вскрыть вену (кровеносный сосуд), то у живого появится кровь, а у мертвого нет.
* е) Если поставить стакан с водой на грудь, то у живого вода заколеблется, у мертвого нет
Эти способы показывают пределы (а фактически - беспредельность) дозволенного в отношении десакрализованного тела - вещи, механизма, который можно разобрать на винтики.
Модель трудовой и боевой машины подразумевала прежде всего тело мальчика. Несложно заметить, что тексты 1920-х годов, описывающие детей и адресованные им, говорят почти исключительно о пионере и лишь изредка - о пионерке. И даже там, где упоминаются девочки, они подчиняются тем же правилам. Специфические женские качества не были востребованы советской культурой этого времени; дискредитированным оказался и институт семьи.
Семья в 1920-е годы чаще всего описывается как реакционный институт, как “школа дрессировки будущих штрейкбрехеров и белогвардейцев”
Обесценивание кровных связей делало всех детей с точки зрения режима сиротами, которые нуждались в повторном символическом усыновлении. Воссоединение пролетариата и его детей должно было происходить во время массовых празднеств. Так, в связи с проведением Международной детской недели Крупская призывала: “Пусть рабочий класс усыновит в Детскую неделю юных пионеров”
Кроме того, в терминах родства описывались отношения пионерской организации и комсомольской. Пионер считался “младшим братом комсомольца и коммуниста”, генетическим наследником Ленина (“маленьким внуком Ильича” называет пионера Самуил Маршак в стихотворении “Ленин”; вообще это крайне распространенный троп).
Некоторые авторы видели зло в любых формах семейных отношений, предлагая отселить подрастающее поколение в специальные “детские городки”.
Citato loco
bohemicus
February 27 2010, 12:26:41 UTC 9 years ago
Иногда мне кажется, что все антиутопии, что я читал, не только ничего не преувеличили, но, напротив, многое смягчили по сравнению с реальностью.
hvac
February 27 2010, 15:07:12 UTC 9 years ago
по ссылке про символику костра хорошо
adja
February 27 2010, 14:09:21 UTC 9 years ago
adja
February 27 2010, 14:12:45 UTC 9 years ago
hvac
February 27 2010, 15:08:02 UTC 9 years ago