Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Negro Slavery

Есть книга нобелевского лауреата по экономике Роберта Фогеля (Robert William Fogel) и Стэнли Энгермана (Stanley L. Engerman), посвящённую экономике рабства в Северо-Американских Соединённых Штатах -“Время на перекрёстке: экономика рабства американских негров” (“Time on the Cross: The Economics of American Negro Slavery”, 1974 AD).

Труд этот основан на данных анкет переписей населения, финансовых отчётах плантаций, а также на множестве вычислений, которые были бы невозможны без помощи компьютера (оценок таких показателей, как нормы сбережения, трудовое участие, фертильность, смертность, миграции населения).

Выводы же книги выглядят более чем занимательными, так что глуповатый либерал какой (не понимающий, что главный двигатель истории в целом следует искать не в классовой борьбе, а в области экономики, социальных отношений и даже глубже – биологических явлений), может заподозрить в этой работе неприкрытую апологию рабства.

В действительности же оба автора, убеждённые сторонники равноправия негров, стремились прежде всего доказать, что один из худших для рабов периодов совпал с эпохой так называемой свободы, берущей свое начало в 1865 AD.

Результатом их длительных и кропотливых исследований стал вывод о том, что слегка замаскированный расизм аболиционистов в конце концов оказался почти столь же ужасным, как и дискриминация в чистом виде, практиковавшаяся плантаторами до 1860 AD.

Пионеры в области контр-фактической смоделированной истории (L'histoire-fiction, Virtual History: Alternatives and Counterfactuals), Фогель и Энгерман уверенно оценили предположительную цену на рабов в 1889 AD в случае, если бы война за нераздельность союза в Северо-Американских Соединённых Штатах в 1861—65 AD не произошла (цена бы, безусловно, поднялась).

С цифрами в руках, авторы книги доказали, что северо-американское рабство было чрезвычайно выгодной экономической системой.

Что бы об этом ни говорили, но в годы, предшествовавшие войне за нераздельность союза в Северо-Американских Соединённых Штатах в 1861—65 AD, оно вовсе не отмирало.

Более того, оно являлось более эффективным, чем способ производства в северных штатах, основанный на свободном труде.

Порабощенные негры Юга оказались более производительными работниками, часто более квалифицированными, пригодными и к городским профессиям, и к сельскому тяжелому труду.

Они жили нормальной семейной жизнью, которой в подавляющем большинстве случаев совершенно не угрожала разлука, связанная с работорговлей.

Материальные условия жизни этих рабов (но отнюдь не психологическое состояние людей, лишённых свободы) были равноценны тем, которые имели белые рабочие той же местности.

Степень эксплуатации рабочей силы южными работодателями не была высокой.

Юг Северо-Американских Соединённых Штатов в 1860 AD представлял собой область, можно даже сказать квази-нацию, экономически развитую, несмотря на одиозный анахронизм в области человеческих отношений.

Благодаря своей экономической эффективности, основанной на строгом расчёте, Юг далеко опередил европейский континент, в том числе такие страны, как Франция и Бельгия.

Вопреки ангажированным “историкам”, изображающим его отсталым практически во всех областях, старый Юг тех времен экономически уступал лишь двум наиболее развитым районам мира – Англии и Северу Северо-Американских Соединённых Штатов.

Предлагая свою аргументацию, Фогель и Энгерман вовсе не стремились оправдать или как-то реабилитировать  феномен рабства (с которым человечество живёт давно и оно никуда и не делось –рабы ипотеки etc.).

Они лишь хотели со всей очевидностью доказать, что их предшественники в исторической науке плохо делали свое дело, ориентируясь исключительно на язык аболиционистских памфлетов, хотя те и декларировали самые благородные в мире стремления.

Этими ангажированными предшественниками было принято считать, что американское рабство было очень неэффективным из-за принудительного характера труда, способствовало падению предпринимательского духа, эффективности распределения ресурсов и доходов на душу населения на рабовладельческом Юге.

Исследования Фогеля и Энгермана, однако, показали:

  • что интенсивная организация хозяйств, экономия от масштаба и благоприятная конъюнктура рынков хлопка делали плантационные хозяйства прибыльными
  • что издержки воспроизводства рабов были ниже прибыли от работорговли
  • что эффективность сельскохозяйственного производства на отсталом Юге была выше, чем на развитом Севере
  • что доходы на душу населения в южных штатах были не только на уровне самых развитых стран тех лет, но и отличались необычайно высокими темпами роста

Таким образом, эффективность рабовладельческой системы оказалась много выше, чем принято было считать, и причинами её краха были не экономические, а политические и социальные факторы.

>> Таким образом, эффективность рабовладельческой системы оказалась много выше, чем принято было считать, и причинами её краха были не экономические, а политические и социальные факторы.

Естественно социальные, да и отчасти политические.
С одной стороны рабы не хотели быть рабами, и сдерживающего фактора, типа подавляющего преимущества в огневой мощи у рабовладельцев как вначале освоения Америки не было. С другой стороны в войне между севером и югом лишнее стрелки были не лишними для обеих сторон.
Есть вещь, о которой часто забывают - рабство было далеко не первым и не главным пунктом разногласий между конфедератами и юнионистами. Не все рабовладельческие штаты вошли в конфедерацию и решили отложиться от Союза. Декларация об отмене рабства была принята только в 1863-м, через 2 года после начала войны.
да, насколько я понимаю, разногласия были по поводу таможенных тарифов. Северяне хотели подорвать "сырьевую экономику" Юга с помощью протекционистских тарифов.
Южные Штаты можно скорее отнести к латино-американскому типу общества, такая себе англоговорящая Бразилия. На а использование рабов (если оставить моральные аспекты проблемы) мера вынужденная, при освоении территорий в условия нехватки рабочей силы. Тоже было и с крепостничеством в России. Вначале "прикрепляли" крестьян к земле, иначе дворяне не получали содержание со своих полупустых поместий. Продавать как скот людей начали при "либеральной" Екатерине.
ну естественно. Если привлекать для этого рабочую силу рыночными методами, стоимость будет просто чудовищной
Везде при "старом режиме", до второго этапа аграрной революции, которая как известно началась в Англии и Нидерландах в конце 18-го века, а в других местах гораздо позже, из-за разницы в хронотопе, временно-географической, например в Пруссии позже на 70-80 лет, -продуктивность земли совсем не повысилась.
Из-за этого для поддержания существования городов требовалось постоянно использовать огромные площади феодальных вотчин и домениальных земель.
Какими бы ни были перемены в предмодерн, они не изменили существа способа производства, наполовину мелкокрестьянского, наполовину феодального, который постоянно господствовал в нашем европейском сельскохозяйственном мире.
Трансформации были, но не меняющие способа производства.
Укрепление государства и урбанизация лишали помещика части его ролевых функций. Он чаще всего превращался не более чем в номинального обладателя политических или полицейских полномочий.
В какой-то степени он утратил свою функцию маленького племенного вождя в деревне. Его прошлые властные полномочия, которые носили полугосударственный характер, перешли к военным, или королевской и городской бюрократии. Во-вторых, коммерциализация, так же как и урбанизация, увеличили значение сеньориального резерва.
Помещик накапливал избытки зерна и скота, в то время как мелкие собственники были принуждены ограничиваться текущим личным потреблением. Сеньориальное хозяйство, не переставая быть самой собой на протяжении всего предмодерна, становилась все менее и менее "феодальным" и все более и более "капиталистическим". Сеньориальная система в Европе оставалась "реакционной" по форме, но рентабельной по содержанию вплоть:
-во Франции- до крестьянской революции 1789 AD, обеспечившей парцеллярное дробление земли и оказавшейся, тем самым, экономически ретроградной, то есть и баналитетная сеньория было нездорово (по сравнению с английской домениальной, где крестянство просто уничтожили как класс и низвели на положение наёмных сельхозрабочих, лишёных земли и усадьбы)из-за дробления крупных хозяйств, но тут вообще регресс
-в Австро-Венгрии и германских государствах, вплоть до катастрофического взрыва 1848 AD на континенте, инспирированного внешними силами
-в России, вплоть до неподготовленных реформ царя-освободителя, развалившего сверху социально-производственный механизм в угоду спекулятивному капиталу и навязанным бредовым идеям. "Кошка бросила котят, пусть ..., как хотят"
Во Франции главная проблема, видимо, заключалась в том, что старое "сеньориальное хозяйство" не перешло целиком на "капиталистические отношения", что должно было бы возобладать, если бы многочисленные сеньориальные повинности были бы полноценно заменены на сугубо арендную плату. Если бы удалось, с одной стороны, снизить государственное налоговое бремя (самая большая проблема для деревни перед 1789 г.) + убрать налоговые преференции первых двух сословий, а с другой убрать извращённые сеньориальные права типа баналитетов, чинша (небольшой, но символически малоприятный), прав на голубятни, на кроликов, охота, сеньориальные суды и проч., то ситуацию можно было бы выправить.

А так, Вы правы, революция оказала колоссальный вред французской экономике, в частности, именно из-за замедления урбанизация, появления большого числа земельных собственников, распыления капитала (вместо его накопления), не говоря о всём прочем.
Да, укрепление баналитетной сеньории путём усиления реальных денежных и натуральных повинностей (непопулярный шампар). С другой стороны, на домениальных землях, которые, особенно когда они сдавались в аренду, парадоксальным образом становились источником капиталистической модернизации. Ясно, что не в Бретани или Лангедоке, но вот те же Эльзас и Лотарингия недавно приобретёные или северо-восток страны.
Но так ничего страшного собственно не было, не "крестьянский вопрос" вызвал пожар в пороховом погребе.
Таких закладок на континенте было много, в той же Польше или Нидерландах.
В той же Франции крестьяне всё-таки оставляли себе основное.
Например, если вместо барщины натуральный оброк -то “вносимый”, а не “взимаемый”.
И никак не треть чистого продукта. А “тринадцатый -пятнадцатый” сноп, иногда “девятый”.
Вот из-за этого "девятого" вместо "тринадцатого" и страсти были.
Крестьянская экономика -это экономика частично закрытая. Латентный бунт людей и вещей.
Не всё так просто было с изъятием.
Только в Англии удалось в рамках домениальной сеньории, провести капиталистическую модернизацию и перейти полностью к найму.
Средства были.
Один живой негр, доставленный в Северную Америку, шёл по 50 гиней. Ну и потом навязанная силой флота реальность (в той же Испании, к примеру, разводить мериносную овцу было выгоднее, но..)
Конечно, не крестьянский вопрос вызвал революцию, революции вообще всегда происходят в городах, а уже потом переносятся на село, а не наоборот. Но на селе проблема была в фискальных потребностях государства. Даже церковная десятина (которая, как утверждают, как раз варьировалась в разных местах очень широко) не досаждала крестьянам так, как солевой налог, солевая монополия, регистрационные пошлины, дорожный налог, талья и т.п. В неурожайные годы всё это было чрезвычайно обременительно. И вот когда к этому добавляется шампар и т.п., то люди раздражаются.

Тут есть ещё вот какая проблема. Ведь когда говорится о сеньориальном режиме, часто недооценивается, что шато - это не просто "большой дом", но ещё и "родовое гнездо". В отличие от современных центров бизнеса, как-то трудно себе представить, например, "объединение шато" вместе с ростом производительности сельского хозяйства. Насколько в принципе сеньоры были готовы идти по такому пути в психологическом плане - с расширением владений, внедрением новых технологий и т.п. По хорошему, логично было бы, чтобы к этому их подтолкнуло резкое увеличение земель в собственности у городской буржуазии, но до революции этот процесс шёл медленно, неоднозначно...
Вы правы конечно.
Исторически подушные налоги, пополаны ненавидели больше всего. Габель не была исключением. Восстание “Босоногих” в 1639 AD etc.

И, что злило ещё больше жирных и тощих пополанов, габель сделала основной продукт “дорогим во имя прибыли короны”.
Одной из самых раздражающих изобретений габели была sel du devoir, соляная повинность.
Размер габели по провинциям был неодинаков (существовали области "Большой габели", "Малой габели" etc.).
Говорят, что Большую габель уже чуть ли не с Cinquecento выплачивали округа Парижа, Орлеана, Тура, Дижона, Руана etc.
Некоторые провинции были освобождены от выплаты габели (прибрежные). Не платили габель провинции Пуату, Сентонж, Гиень etc.
Аргумент в пользу габели (соляной налог) был тот, что поскольку все, богатые и бедные, потребляют соль более или менее поровну, то налог на соль будет настоящим подушным налогом, равным для каждого.
Каждый подданный старше восьми лет в Большой габели был обязан приобрести семь килограммов соли в год по фиксированной государственной цене.

Это было гораздо больше, чем можно использовать, если только не делать соленую рыбу, колбасу, ветчину и другие продукты, сохраняемые с помощью соли.
Но пускать соляную повинность на производство солёных продуктов было незаконно, и, если на этом ловили, нарушителя преследовали за преступление faux saunage, соляной обман, которое влекло за собой суровые штрафы.
Говорят, что в Камарге пастухов, которые позволяли своим стадам пить солоноватую прудовую воду, могли обвинить в обходе габели.

Пересмотр в 1670 AD уголовного кодекса выявил еще одно применение соли во Франции.
Чтобы усилить закон против самоубийства, было приказано, чтобы тела людей, отнявших у себя жизнь, засаливали, доставляли в суд и приговаривали выставить на всеобщее обозрение.
Обвиняемые, пытавшиеся избежать суда, умерев от плохих условий содержания в тюрьме, тоже не могли теперь этого сделать. Их тоже следовало засолить и выставить на суд.
Бретонские историки обнаружили, что в 1784 AD в городе Корнуай некий Морис Ле Корр умер в тюрьме, и было приказано судить его в засоленном виде.
Но по какой-то бюрократической ошибке трупу не назначили день судебного заседания, и его нашли тюремные охранники больше чем через семь лет.
Он был не только засолен, но и заквашен в пиве.

В наше время в Геранде гордо утверждают, что Людовик XIV ел только тамошнюю соль. Если это правда, то это объясняет, почему он был так заинтересован в улучшении ее цвета.
Кольбер указывал, что если бы она была такая же белая, как соль главных соперников Франции - Испании и Португалии, то продавалась бы лучше.
В Геранде собирали соль вместе с зелеными водорослями и глиной цвета древесного угля, в которой были выкопаны пруды.

В 1698 AD правительственный чиновник докладывал, что “соляная контрабанда на Луаре бесконечна”.
Самой важной границей для контрабанды во Франции была река Луара, которая разделяла Pays Exempt и Большую габель, Бретань и Анжу, то есть регионы, в которых, как обнаружил в своё время Некер, цена соли была 31 су и 591 су соответственно.
Мино соли, которое равнялось 49 килограммам, в Бретани стоит лишь 31 су, но в Пуату - 81, в Анжу - 591, а в Берри - 611. Некер признал, что при таких ценовой разнице Франция давала богатые возможности контрабандистам.
Вся эта сволочь, занимавшаяся соляной контрабандой заделалась, ясен пень, “народными героями” и могли бродить по деревням, обеспечивая себя продуктами с ферм и не слыша худого слова от крестьян.
Кольберов пересмотр габели 1680 AD сделал для владельцев гостиниц преступлением предоставление комнаты соляному контрабандисту. За повторное нарушение могли приговорить к смерти.
Позже уже было принято считать, что соляной налог, падая на предмет первой необходимости, является худшим видом поголовного налога, так как удорожает сырье для многих отраслей промышленности, особенно для скотоводства и рыболовства.
Да уж. За полный запрет габели выступало 67% сельских приходских наказов в 1789 г. (из затрагивающих эту проблему), а, например, за запрет тальи - только 13%. Примерно столько же - 66% - выступало за полную отмену ещё одного тяжелейшего налога - aides - в основном в то время касавшегося алкоголя ("алкогольный сбор").
Прооцесс увеличение земельной собственности в руках буржуазии шёл (люди прекрасно понимали, что без земельной собственности в рамках старого порядка они "ничто").
Просто вот эти "новые дворяне", в первую очередь "дворяне мантии" и тормозили,блокироали социальный лифтинг, для новоришей.
Ведь не секрет, что социальное восхождение всегда тормозится усилиями, которая каждая социальная группа в своём восхождении прилагает, дабы возвести барьер между собой и более низкой ступенью, только что ею покинутой.
Монархическое, административное централизующее государство утверждалось везде и первоначально во Франции в противовес архаическому государству раздробленному: аморфной конфедерации полисов и доменов (баронам, лордам, боярам etc.) которые заменяли государство в отсутствии государства (с вечным конфликтом между двумя ветвями upper middle class: верхушка буржуазии -джентри etc.)
Оно утверждалось, опираясь на группу служащих.
То, что группа которая сливается с государством, смешивает общие интересы со своим групповым интересом, -это одновременно и неизбежно, и не суть важно.
Государство не становилось от этого менее могущественным.
В конечном счёте интерес доминирующей группы - это вполне общий интерес.
Опасность в другом. Весь upper middle class, которому удалось возвыситься, стремился отгородиться от низов.
Монархия Старого порядка потерпела во Франции крах по вине аристократии Settecento -аноблированных благодаря должностям сыновей сельской верхушки и буржуа.
Социальная мобильность в Англии Settecento была не столь лёгкой как во времена пиратской мамки Бесс, но гибкость английского государства и общества учитывала основные различия, возникшие после 1770 AD (в ходе фазового перехода)
Только в Англии удалось сочетание крупной собственности с крупным хозяйством с наёмным рабочим. Выигрыш денежной экономики и домениальной сеньории.
Если взять ту же GB UK -то никуда эта земельная аристократия (домениальная сеньория) и не делась -то.
На манеже всё те же
Но слегка мимкрируют, социальная мифология etc.
С Европой сложнее, после всех перетрубаций, гибели государств, обществ и династий.
Говорят про пресловутых 200 французских семьях, например держащих Францию -но это продукт уже сравнительно новый.
Своя аристократия в США. Те как были у власти так и остались.
Частично соглашусь, поскольку пример Англии мне тоже приходил в голову. Но тут есть ощущение, что сама по себе аристократическая культура на бритаских островах была несколько слабее. Во Франции дворянство в 1789 г. на полном серьёзе требовало сохранения эксклюзивного права на ношение оружия, например, т.е. подчёркивало сугубо статусные признаки отличия своего "благородства". Им было важно сохранение почётного места в церкви, собственные суды и т.п.

При таких взглядах им было очень трудно быть гибкими в отношении собственников не из их сословия, своих арендаторов и т.п.

Так что в некотором роде они и впрямь погубили и себя, и весь порядок, к которому принадлежали.
Вообще,"феодальный" -это слово неправильное,виртуальное, выдуманное.
Надо было сварганить конструкт, обманку с "формациями".
Феодализм имел место только в некоторых малых регионах Европы.
Восточная Европа и во многом Испания и Италия никакого феодализма не знали никогда.
Правильнее говорить о сеньории.
Известно два вида сеньории:
-баналитетная (Mouvance)
-домениальная (Directe)
Обоих, например, Россия не знала,до реального начала эволюции (1649 AD).
Бан -это распыление государства и собственности, нейтрализующий домен (вот именно во Франции пошли по этому пути и получили взрывы 1789,92,93 AD)
Верефицированные тщательно акты (на рубеже 18-го и 19-го столетия) поместного землевладения (естественно и разряды русской конницы, сиречь нобилитета)относятся к периоду после 1649 AD (Остальное басни, к реальной власти, положению и собственности отношения не имеющие)
Сеньория начала утверждаться в России лишь в 1731 AD при Анне Иоановне (отмена майората, передача по наследству), потом в 1762 AD и окончательно в 1785 AD
Так в Британии как была домениальная сеньория (что касается землепользования и землевладения), так никуда она и не делась.
Современная "демократия" началась в Англии когда крестьянство было изведено под корень, как класс (огораживание сгон с земли в сочетании с домениальной сеньорией, не распыляющей крупные хозяйства etc.). Что позволило осуществить технологическую и аграрную революцию, совершить фазовый переход в модерн, первыми.
Вся эта публика, навязывающая обманку, начиная с просветителей и маркса-энгельса откармливалась для континетального использования, для того, чтобы сбросить континентальную Европу, прервать процесс развития.
Главные идеи просвещения -это не знания для всех.
А эгалитаризм.Чандал гладили по шёрстки и ментально готовили к путчу
Сама Англия вполне себе имела жизнеспособную полибиеву схему власти с чёткой иерархией, стрктуированием,с чётким табуированием в конструктах социальной мифлогии.
Стартовые условия для take off были отличные и у Франции.
Ну с колониями неудачи из-за крайне затратных континентальных войн на стороне Фридриха Второго, но тут куда денешся -не на островах страна.
Согласно теории сложных систем, система развивается когда она находится на некоторой грани неустойчивости, то есть бурный рост определяет и грань неустойчивости.
Много болтают про "булки" Марии- Антуанеты, но про транспортную революцию, про лучшие королевские дороги, которые снизили транспортную составляющую в цене товара с 30-40 % до 4% молчат..
Этап инноваций уже прошёл, начался этап генерализации, внедрения.
Но..как я выше отметил одной из весомых предпосылок для опустошительных потрясений 89, 92, 93 -го года послужила баналитетная сеньория,распыление государства.
Основная беда Франции, что вот это долевое наследование спровоцировало язву мальтузианства (в долевом соотношение доля благородных, образованных сословий резко осократилась по отношению к чандалам) и рой паразитов, не желающих служить ни в качестве дворян шпаги ни в качестве дворян мантии.
В Англии же аристократия сделала ставку на домениальную сеньорию и усиление права собственности (для сдачи в аренду или испольщины или для ведения хозяйства).
Вот откуда и и энергия младших детей в стремлении поучавствовать в коммерческих предприятиях в метрополии и колониях, работорговле.
Что они от хорошей жизни практически мальчишками -мичманами на флот шли или устремлялись в колонии?
Да нет. Просто не было выбора.
Вот откуда и наличие в одних руках средств для проведения революционных преобразований в агросфере -исскуственные луга, стойловое животноводство, мелиорация, позволившее решить два главнейших вопроса -собственно вопрос производства (снизить долю занятых в агросфере) и производительности -резко увеличить производительность агрокультур и животноводства.
Вот и появился пролетариат (то есть появилась возможность "с сошкой" оставить только 5-6 человек из 10, а не 8. как на континенте) для Манчестера и других городов-фабрик и технического скачка , позволившего уйти в отрыв.
Сеньориальное хозяйство и не предполагало изначально никакой комерческой эксплуатации пожалованных земель. Помещик наделялся "поместьем" для того, чтобы он мог выполнять военные или гражданские функции не отвлекаясь на добывание "хлеба насущного" для себя или своей семьи, а вовсе не для торговли прибавочным продуктом выжатым из соседней деревни. Рост городов спровоцировал формирование рынка с/х продуктов с которым не смогла справиться сеньориальная система (для этого не предназначенная), в результате кризис традиционной системы ценностей в европейском обществе, идеологические метания (Возрождение, Реформация) и смена социального и политического устройства общества (революции 3-го сословия и в первую очередь Французская Революция).
На самом деле, вопрос о рабстве-таки был главным в разногласиях, однако, зачастую в превращённой форме, например, в дебатах о собственности, которую на Юге трактовали как собственность на рабов главным образом, а на Севере их из числа объектов собственности исключали. Точно так же споры о Big Government зачастую сводились к тому, например, может ли федеральное правительство устанавливать налоги помимо штатов, что было связано с тем, что богатство концентрировалось на Юге - где именно поэтому появились сецессионисты. При этом основным источником богатства была даже не земля, а именно рабы, в которых на Юге инвестировали главным образом.
Да, я как-то писал о чём-то близком.

http://kislin.livejournal.com/295080.html?style=mine

Конечно, довоенный Юг был весьма богатым обществом. По аналогии это как если представить себе Сибирь, отложившуюся от России и добывающую нефть при помощи рабского труда. Богатства на душу господ там было бы немеряно :)

Что касается "степени эксплуатации", то тут можно спорить. Система рабства ведь тем и отличается, что величина заработной платы диктуется рабовладельцами.
Ну это да.
Наглядный пример -трудодни для советских колхозных рабов. и их покрытие натуральным продуктом.
Кстати, по этой аналогии, рабы Юга США были в неизмеримо лучшем положении, чем колхозное крестьянство при Сталине.
Конечно индустриализация агросферы везде проходила занимательно, в той же Америке,"Гроздья гнева" Стейнбека хорошо всё описывают, как тысячи семей "оки" двинулись в Калифорнию (засуха была вызвана в Оклахоме, как позже при советах на целине "dry-farming")
Но сталлинская коллективизация -это вообще "за гранью".
Ни один ведь просвещёный деспот Европы "за Эльбой и Дунаем" в 18-м веке, ведь не покушался на крестьянскую собственность, речь шла об ограничении перемещения трудовых ресурсов, "закреплении".
Центральная и Восточная Европа эволюционировала к крупному хозяйству, но из-за недостатка денежных средств подобная система парализовала формирование реального рынка рабочей силы, крупное хозяйство пользовалось системой подневольного труда.
Но к понятию земельной собственности в России прилагалось понятие вечного пользования с правом передачи.
Именно в этом и только в этом смысле можно говорить о крестьянской собственности.
Собственник противопоставлялся тому, чьё владение является ненадёжным и ограниченным во времени:
* арендатору
* издольщику
* испольщику
* земледельцу
Цензитарий, в крестьянском понимании, есть собственник, сколь бы тяжёлой не была обременяющая землю повинность, поскольку цензива сопряжена с правом передачи.
Вот почему даже обложенный неопределённой барщиной (2-3 дня в неделю) и пребывающий в личной крепостной зависимости русский. австрийский, прусский, мекленбургский etc. крестьянин, тем не менее, считал себя владельцем выделенной “миром” земли, которую он обрабатывал от отца к сыну.
Вместо того, чтобы покушаться, как в Англии на крестьянскую землю и “согнать” крестьян с земли, уничтожив крестьянство, как класс, крупная собственность покушается на самих крестьян.
Увеличение барщины, требующей от крепостных нескольких дней в неделю.
Барщине по усмотрению, иногда сочетании барщины и наёмного труда (оплачиваемой, но ниже экономической стоимости выполняемой работы).
Но никто не покушался на крестьянскую собственность.
Никто не ломал становой хребет социума.

А тут Сталин повторил английский опыт, с ликвидацией крестьянства как класса."Огораживания и чистки", тотальный геноцид на новом витке спирали.
Об эфективности-неэффективности рабского труда в Западном полушарии в начале Х!Х века можно судить на примере второго независимого государства американского континента - Гаити. Рабство было отменено в 1801 году, белые вырезаны, плантации разделены между бывшими рабами. "Жемчужина карибского моря" производившая половину европейского сахара и кофе превратилась в стагнирующее, нищее государство , в каковом качестве пребывает вот уже 2 столетия. Либерализм уж точно не пошёл на пользу Гаити.
ну это как посмотреть. наверное потомкам рабов живется сейчас лучше чем их предкам тогда?
Крайне интересно.

Можете подсказать, был ли перевод на русский язык? И, где бы достать книгу? Поверхностный поиск в iNete практически ничего не дал, как будто и не было её никогда :(

В 2004-ом году в США сняли фильм "Конфедеративные Штаты Америки", но он всё-таки художественный и, во многом, популистский.
На русский Дэна Брауна переводят.
"Не нужно" тут ничего, в извращёном культурном ландшафте,из трудов которые вибрируют в ноосфере.
Вот к примеру историк Нейл Фергюсон -ни одной его книги не перевели.
Мухи низко летают, потому что не птицы они. Мало того, что сами не способны ни на что, нет культуротворящей способности у прослойки, так и репродуцировать даже культуру не могут.
Расстроили :(

По аглицки я разумею крайне плохо, скорее не разумею, а тема-то интересная.
Одно дело, в iNete пару формул найти по баллистики и перевести с Гуглом, другое дело - книга. Видимо интересы мои не совпадают с "правильной линией"...

В любом случае, огромная Вам благодарность за эту статью!
ЧЮДЕСНОЪ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

я перепостилъ только что у сЬбя и въ 2хъ сообществахъ посвящённыхъ рабству
@Они жили нормальной семейной жизнью, которой в подавляющем большинстве случаев совершенно не угрожала разлука, связанная с работорговлей.

Материальные условия жизни этих рабов (но отнюдь не психологическое состояние людей, лишённых свободы) были равноценны тем, которые имели белые рабочие той же местности.@

хуцпа

"Порабощенные негры Юга оказались более производительными работниками, часто более квалифицированными, пригодными и к городским профессиям, и к сельскому тяжелому труду."


"Они жили нормальной семейной жизнью, которой в подавляющем большинстве случаев совершенно не угрожала разлука, связанная с работорговлей."

хуцпа