Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Category:

Рум

Считается, что в 1345 AD  император Рума Иоанн VI Кантакузин пригласил Орхана и его воинов для борьбы со своим противником императором Иоанном V Палеологом.

За это Орхан получил, в частности, руку дочери Иоанна VI Феодоры и право “на добычу и дань” для своих гази  (заниматься грабежами в Европе, дань тогда можно было выбить только силой), для содержания вооружённой структуры.

В 1359  AD на престол вступил старший сын Орхана Мурад I (создатель системы девширме), выдающийся правитель, который закрепил постоянное присутствие  войск оттоманцев в Европе, овладев в 1361 AD Адрианополем (Эдирне) и включив его в состав своей диархии.

Эдирне стал европейской столицей оттоманцев вплоть до захвата Константинополя в 1453 AD.

В течение следующих 300 лет он оставался излюбленной резиденцией императоров Рума и опорной базой их европейских походов, а также местом расположения ставки вооружённых сил османов  вплоть до прошлого века.

Орхана и Мурада совершенно не интересовало, были ли вновь прибывшие  доисламским монотеистам суфийского толка, христианами или мозаистами (магометанами или иудеями), числились ли они арабами, греками, сербами, албанцами, итальянцами, иранцами или татарами.

Система правления строилась на сочетании левантийских, аравийских, персидских, сельджукских и римских обычаев и традиций.

На захваченных землях османы старались сохранить, насколько это было возможно, местные обычаи, чтобы не разрушать сложившихся общественных отношений.

Ещё Баязид Молниеносный (сын Мурада) продвигал в Империи монотеистическую, эклектическую религию (господствующую до Великой Схизмы в Средиземноморье), назвав своих сыновей в честь Моисея (Мусой), Соломона (Сулейманом), Иисуса (Исой) и Мухаммеда (Мехмедом).

При императоре Сулеймане Великолепном  позиции татарской аристократии (потомков доосманских тюркских правителей Анатолии) были полностью сведены на нет.

Этого удалось достичь передачей её земельной собственности девширме (коренным, так сказать “христианам”, обращёнными в “магометанство”) и заменой старой поместной кавалерии регулярными частями (самым известным был корпус янычар), в которых служили девширме и их сторонники.

Взятие под контроль регулярной армией осман  земель от Средиземного моря до Чермного моря и Персидского залива вместе с военно-морским доминированием в Средиземноморье сделали Сулеймана главным защитником старых  торговых путей из Индии и Китая в Европу через Левант.

“Португалия” попыталась открыть новый путь для торговли с Дальним Востоком через мыс Доброй Надежды, однако Сулейман занял основные порты на Чермном море и в Персидском заливе и направил военно-морские силы в Индийский океан.

Тем самым он помешал “португальцам” установить контроль над восточными морями, так что часть международной торговли по-прежнему шла через территорию Османской империи.

В Cinquecento, теснимая Габсбургами, Франция, с одной стороны, сближается с их исконными врагами — турками, с другой — с немецкими  князьями Аугсбургского вероисповедания.

Король Франциск I, попав в битве при Павии (1525 AD) в плен к Карлу V, начинает переговоры о помощи с турецким султаном Сулейманом Великолепным.

За этим вскоре последовало знаменитое  соглашение о “капитуляциях”, которое дало Франции широкие торговые и прочие привилегии в Турции.

Это было во время первой из четырех войн Франциска I с Карлом V (1521 — 1526 AD).

Разбитый под Павией и взятый в плен, Франциск I отправил в Константинополь специального посла.

Первое посольство оказалось неудачным.

Посол был схвачен и убит в Боснии вместе со своими двенадцатью спутниками; его бумаги и кольцо короля, знак доверительности посланца, были отправлены, кажется, в Константинополь.

Говорят, что великий визирь Ибрагим показывал впоследствии это кольцо, красовавшееся у него на пальце, хвалясь тем, что оно некогда было на правой руке французского короля.

Лишь второму послу Иоанну Франджипани удалось дойти до Константинополя и вручить султану письмо французского короля.

Оно не сохранилось.

“Известен” лишь ответ  Сулеймана Великолепного:

“Ты, француз и король Франции, прислал верного слугу Франджипани ко мне в Порту, которая служит убежищем для монархов.

Ты уведомил меня, что неприятель завладел твоим государством, что ты находишься в настоящее время в темнице, и ты просил моего содействия и помощи для возвращения тебе свободы.

После того как все это было изложено у подножия моего трона, который служит защитой для всего мира, моя императорская учёность вникла во все подробности этого дела.

Нельзя сказать, чтобы поражения императоров и взятие их в плен были неслыханными событиями; поэтому не теряй мужества и не падай духом.

Наши славные предки (да освятит Господь Бог их могилу) никогда не переставали вести войны, чтобы отразить неприятеля и приобрести новые владения. И мы шли по их следам...

И днем и ночью наш конь осёдлан, и мы опоясаны мечом”.

Говорят, что до императора Сулеймана дошло и первое письмо, взятое у убитого посла.

Оно, как говорил визирь Ибрагим, побудило Сулеймана предпринять поход в Южную Венгрию.

Сулейман, из сострадания к Франциску и интересов господствующего военного сословия, решил начать войну с Карлом, “обнаружившим дурные намерения”.

После взятия под контроль османами Балканского полуострова Сулейман Великолепный намерен был двинуться дальше в Европу.

Письмо Франциска I пришлось весьма кстати.

Уже в следующем году войска Сулеймана разгромили соединённые чешско-венгерские войска при Мохаче в южной Венгрии, а в 1529 AD подступили и к стенам самой Вены.

Таким образом, союз Франции с Турцией с необходимостью вытекал из обстановки: у Франции и Турции был один и тот же враг — Габсбурги.

Союз поэтому и оказался прочным, “на века”.

Считается, что в 1535 AD был заключен первый договор, который послужил образцом для последующих договоров, заключенных Оттоманской Портой с европейскими державами.

В секретной части договора имелось обещание поддерживать Порту в ее борьбе с Восточными марками Габсбургов и Венецией.

Франции этот договор предоставлял торговые льготы, которые позволили ей монополизировать всю торговлю Турции с европейскими странами.

Значение этого договора, или первой Капитуляции , определялось односторонними льготами, предоставленными султаном французским купцам и французскому правительству.

Из этих льгот впоследствии выросли притязания европейских держав сначала на протекторат над своими подданными, проживающими в Оттоманской Империи, а затем и над всеми христианами вообще.

Капитуляции, это — императорские дипломы, грамоты и привилегии, выданные Портою различным европейским державам, которыми подданным этих держав давалось право беспрепятственно въезжать в магометанские земли, спокойно заниматься там своими делами и отправлять различные культы (богослужение).

От договоров они отличались тем важным признаком, что не основываются на взаимности, не обсуждались совместно заинтересованными сторонами и не утверждались ими на основе взаимных выгод и уступок.

Наоборот, они являлись односторонне дарованными льготами, которые, следовательно, соответствующее правительство могло по своему усмотрению взять назад.

И, в действительности, Порта в разное время уничтожала привилегии, данные ею какой-либо державе, тем, что распространяла их и на другие или совершенно отменяла, воспрещая дальнейшее пользование ими.

Этот непрочный характер капитуляций превращал их в неиссякаемый источник споров, жалоб со стороны послов и вызывал бесконечный обмен противоречивыми нотами и фирманами, возобновлявшимися в начале каждого нового царствования.

В 1536 AD Османская Империя в союзе с Францией напали с моря на Северную Италию.

Вслед за этим Венеция вступила в войну на стороне Габсбургов.

25 сентября 1538 AD объединенный венецианский и габсбургский флот потерпел поражение от османов в сражении у западного побережья Греции, и османский флот установил гегемонию на Средиземном море.

Той же борьбой Франции с Габсбургами определялись и отношения Франции к Германии или, лучше сказать, к германским князьям.

  Франция была заинтересована в слабости  императора — Габсбурга; она, как говорил король Генрих II (1547—1559 AD), всегда стояла на стороне “исконной аллеманской свободы”, то есть поддерживала протестантских князей Аугсбургского вероисповедания против католического императора.

Тем самым Франция содействовала политическому ослаблению Империи, чтобы выйти на рубежи своих естественных границ , или как говаривал в Ottocento небезызвестный в наших краях третьесортный экономист “время от времени урывать куски немецкой территории”.

Основные линии французской политики, которые сделались своего рода аксиомами её дипломатии, сохранялись и в Seicento, проявляясь в деятельности ее выдающихся политиков и дипломатов, как Генрих IV и его министр Сюлли, кардиналы Ришелье и Мазарини.

Франция была заинтересована в мятеже в северных провинциях Pays-Bas.

Мятежный союз семи провинций (Голландия, Зеландия, Гельдерн, Цутфен, Утрехт и области Обериссель и Гроннинген) Северных Нидерландов, находился под правлением Оранского дома, а принцы Оранские не гнушались получать пенсии от французского короля.

Миф модерна о неизменном единстве “нации”  и её “исконной территории” тогда просто не имел смысла.

Вся эта нерелевантная чушь о какой-то там “республике” жирных голландских пополанов –баснословный продукт “историков” Ottocento. 

Историки поддаются искушению  читать  историю задом наперёд.

Когда в Ottocento впервые создавались национальные истории, Нидерланды только что разделились на два королевства: Бельгию и Голландию; тогда стали придерживаться мнения, что голландцы и фламандцы существовали как отдельные общины от века.

Реально же понадобилось немало поворотов при бургундском и габсбургском правлении и много перемен в экономике и демографии, прежде чем Страна дамб определилась в своём теперешнем виде и роли.

В инструкции министра Генриха IV Жаннена от 11 августа 1609 AD, французскому послу Прео указывается, что он должен платить определенную сумму денег на поддержку Морица Оранского и других высоких лиц, дабы укрепить их французские симпатии и их вражду к Испании, исконному врагу Франции.

Король Генрих IV в примечании к инструкции назначил для этой цели 100 000 ливров.

Пример неиссякаемого французского юмора  – эмблемы в виде османского полумесяца на головных уборов голландской босоты (gueux), так называемых “гёзов” (“лесных” и “морских”)

А у Вас нет информации откуда этот полумесяц на православных храмах - под крестом.
Полумесяц в христианстве - символ Девы Марии и герб Византия-Константинополя. С герба Константинополя его, видимо, и содрали турки.
Нет, все проще. "Крест, пронзающий полумесяц" - изобретение исключительно московское. Устанавливается поэтому исключительно на русских церквях. В Украине, например, такого нет, не считая, разумеется, русских церквей, построенных после 1654г.
Символика простая, как дверь: крест выше мусульманского полумесяца, коим увенчаны все мечети. Мусульмане ни к чему подобному не опускались. Это такая себе ментальная компенсация за 300-летнее татарское иго. Сказки про богатырей, побеждающих змеев, из той же серии. В реальной жизни всегда господствовали "змеи" над "богатырями".
>>>В Украине, например, такого нет, не считая, разумеется, русских церквей, построенных после 1654г.
Интересно, а какие такие "украинские" церкви до 1654 года Вы имеете в виду?
>>>Символика простая, как дверь: крест выше мусульманского полумесяца
Вообще-то кресты с полумесяцем были на древнерусских церквях еще в домонгольский период. О мусульманах тогда на Руси и слыхом не слыхивали.
Вообще-то, уважаемый, я говорю не об изображении полумесяца вообще, а конкретно на кумполе русской церквушки. И правильность моих суждений проверить легко, достаточно посмотреть на любой из соборов, построенных в Киеве не позже правления гетмана Мазепы, если он, конечно, не поддавался перестройкам. А вот Ваших аргументов я пока не увидел. Какой собор домонгольской постройки у нас с полумесяцем?
Насколько я помню по истории, до гетмана Мазепы Украина была частью Польши.

Насчет русских храмов домонгольского периода:
"Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи."
http://www.pravmir.ru/article_1321.html
Полумесяц в Украине 16-18вв. использовался не только на гербах, но даже на полковых печатях. Малоизвестный факт, но Подолия одно время входила в состав Османской империи, остались османские следы в архитектуре подольских замков. При Хмельницком были тесные отношения с Крымским ханством и портой, а гетман Петро Дорошенко официально был вассалом Порты. Но только все это светские влияния. Водружать что-то над полумесяцем - чисто русская штука. За одним исключением: в Каменце-Подольском, после его освобождения от турок, поляки на минарете (колокольне) поверх полумесяца поставили статую Богородицы. Еще Польска не згинела!
На вавлонских печатях -цилиндрах (личных, бывших у каждого вавилонянина, дошедших поэтому до нас во множестве) узкий параллелограмм, геометрическая фигура ктеиса, и рядом - утренне -вечерняя звезда Венера (явлением звезды знаменуется небесная, трансцендентная область женского начала Великой Триады), иногда лунный серп и солнечный диск.

Третее лицо Пресвятой Троицы, Святой Дух - Лицо Женское, Divina
Символ Девы Марии, вавилонской Иштар, ханаанской Астарты, сиро -финикийской Ашеры, тиро-сидонской Танит и той для нас безымянной богини праэллинской (крито - эгейской), которая потом названа Афродитой -Уранией.

Русь Святая -земля под Покровом Богородицы, наверное такая семиотика.
Ну там можно сказать о геральдических символах цариц Боспора, сарматские тамги, что потом преломилось в заимствовании, например у магометан- полумесяц со звездой.
Или у поляков в геральдических символах (рожки полумесяца вверх или вниз, бывший мол,монотеист или тринтиарий)
>>>Русь Святая -земля под Покровом Богородицы, наверное такая семиотика.
Может быть и так конечно.
Я лично больше склоняюсь к византийскому происхождению. Тогда получается что после захвата Византии, османы убрали крест, но оставили полумесяц. То есть все-таки рассматривали себя как правоприемников византийской империи... а в России остался крест с полумесяцем, и мы тоже себя рассматривали как правоприемников Византии...
Крест они не сразу убрали.
Это уже в 16-м веке прошла определённая институализация магометства оттоманского, как противовес персам, где "португальцами" и "австрийцами" был подготовлен иной религиозный конструкт магометанства персидского (тоже не сразу)
Если говорить о восточно-европейских “корпорациях действий” в l'Epoque сangement, то мы видим:
* Крымского хана Минглей -Гирея
* Тюменского хана Ивака (Ибака)
* Московского наследного великого князя (Москов беги) Иоанна III (с 1472 AD -царь, Москофлулар кралы)
* Польско-литовского выборного quasi -короля Казимира
* Хана золотой Орды (последнего) Ахмата
Сложно сейчас сказать какие иерархические связи выстраивались между ними и Румом.
Считается, что первый официальный дипломатический контакт между Москвой и Османской империей (Румом) состоялся в 1492 AD.

Для обозначения жителей территории России тюрки использовали несколько терминов: москов (москоф), рус (урус) и казак.
Для османов московские правители, великие князья, с начала установления отношений между двумя странами являлись Москов беги (московский князь), затем Москов кралы или Москофлулар кралы (то есть московский король или король москвичей -это уже значительное повыщение статуса).

Страна же называлась вилайет-и Москов, то есть страна или область Москвы.

Вероятно, именно поэтому в одной из грамот Баязида, датированной ноябрём 1496 AD, с удовлетворением отмечалось желание великого князя установить дружественные отношения между двумя владетелями, но рекомендовалось обращаться к кафинскому наместнику - шахзаде, сыну самого султана Мехмеда, императора Рума.
Ведь по рангу мол, “шахзаде” был равен “Москов беги”.

Говорят, что сам Иоанн III, уже позиционироваал себя потомком цезаря Августа в 14-ом колене (через Рюрика, в смысле франков, Лотарингский Дом) и явно претендовал на титул “Государя всея Руси”.

Иоанн III (женатый на Софье Палеолог, племянице Римского императора Константина Палеолога) кроме Османской империи, установил дипломатические связи с Sacrum Imperium Габсбургов, Stati della Chiesa, Венгрией Матвея Корвина, Молдавией, Крымом и Ираном.

При Иване III с формированием основной территории Московской державы (покорении Новгорода, Твери, Ливонии, Казани etc.) по образцу Римской империи был введён такой его полный титул:

“Иоанн, Божиею милостию государь всея Руси и великий князь владимирский, и московский, и новгородский, и псковский, и тверской, и югорский, и пермский, и болгарский, и иных”

В ходе дипломатических отношений с Ливонией и имперскими полисами Иван III позиционировал себя "царём всея Руси", датский король (одно из первых королевств) именовал его "императором", позднее Иван III в одной из грамот назвал сына Василия "самодержцем всея Руси".

Неясна роль Симеона Бекбулатовича при Иоанне Грозном, видимо имели место какие-то династические траблы.

Культовые сооружения в Московии чем то были похожи и на аналогичную архитектуру Рума (минареты etc.)
Одежда, вооружение (особенно луки и сабли), ячеистая структура конных подразделений, вынужденных действовать на огромных пространствах.
Широкое внедрение железоделательных технологий, огнестрельного оружия и даже прообраз регулярной армии (стрельцы)

Собственно включение в русский и польский нобилитет мурз татарских (татарами называли всех тюрков, в том числе и черкесс) и новокрещенов началось вероятно во второй половине 16-го века, когда этот нобилитет и формировался, как и везде в Европе, и окончательно было оформлено на Руси в ходе установления нововременного, поствестфальского государства (соборное уложение 1649)
>татарами называли всех тюрков, в том числе и черкесс>

Черкесы не тюрки, а адыги.

>противовес персам, где "португальцами" и "австрийцами" был подготовлен иной религиозный конструкт магометанства персидского >

Т.е."португальцы" и/или "австрийцы" стояли за приходом суфийского ордена сефеви в 1501 году к власти в Иране?
Всех горцев кавказских скопом "татарами" тоже называли.
Кто там тогда вдавался особо в этногенетические легенды?

Сефевиды взаимодействовали с португальцами в восточных морях и имели плотные военно-дипломатические отношения с Габсбургами.
В идеологическом, то есть религиозном (имамат, как человеческая ипостась мировой души, Магомет, как человеческое воплощение мирового разума, то есть по-сути средиземноморский неоплатонизм) плане гадили Сулейману в восточной Анатолии.
Сулейман -законодатель то уже в письменном виде изложил "закон", максимально конгруэнтный задачам имперской власти на тот момент.
Три похода его на восток из-за неразрешимых проблем с логистикой были в общем то безуспешны.
Армия с равнин вокруг Эдирне (изначально, со времён Охрана, затачиваемая для операций в Европе) была мало приспособлена к ведению боевых действий с "неуловимой" сетевой, "скифской" структурой.
Не могла его армия реализовать технологическое и организационное превосходство.
Даже решительного сражения с Персией не было,зато имел место изматывающий вялотекущий триппер "скифской войны"(тактика "выжженой земли",мобильные партизаны на растянутых коммуникациях)
Да и действия на этом сложнейшем ТВД он смог начать лишь после Мохача (1526 AD)и даже позже после заключения мирного договора с Габсбургами в 1533 AD.
Хоть оттоманцы и пребывали с христианами в равновесии с 1571 по 1683 AD, то даже в лучшие свои годы, когда внешние обстоятельства продолжали складываться в пользу Оттоманской империи, Порта ничего не могла поделать с Персией.

Если говорить об итогах 20-летнего противостояния Сулеймана, так сказать на пике могущества оттоманской военной организации.
Ни Азербайджан, ни Армению он под контроль так и не взял.
А владычество что над тюркскими племенами в восточной Анатолии, что над "Курдистаном" и "Ираком" носило чисто номинальный характер (отсутствие путей сообщения, надёжной операционной базы в Анатолии)

Энтони Шерли один из созидателей мира Мадрида и Вены с Константинополем. Османы не двинулись с места во время Тридцатилетней войны. С 1610 AD и в основном до 1660 AD, на восточной границе Европы они вообще не вмешивались и междоусобная панъевропейская война развёртывалась без помех.

А имперский граф и полномочный посол, брат его Роберт, женатый на черкешенке, - создатель персидской армии "нового типа". Он кстати Европу с кофем и познакомил.
Мирза Энтони Шерли был послом и шаха (Аббаса Великого) по особым поручениям с предписанием организовать альянс против Порты(посещал и Москву), являлся автором древнейшего описания Персии (Relation of his Travels into Persia) Сефевидов, изданного в Лондоне в 1613 AD.

Ну а полное "отступление" и поиск компромисса с персами (в том числе и идеологического, в "религиозном" плане) -это уже 1736-1739 годы. Тут уже новые акторы проявились.
Достаточно проанализировать вектор политики Петра Великого (и источники финансирования) в этом регионе, в последние годы его царствования.
Забавно, что государство сельджуков на Востоке Анатолии называлось "Римский султанат" и гербом его был, естественно, двуглавый орел. Интересно бы подсчитать, сколько по миру "римских империй" раскидано :)
И Румелия по ту сторону пролива.
Ну так сельджуки и были вероятно "римским султанатом".
Диархия Османа (гази+султан) под протекторатом Рума.
Исмаил І основатель династии Сефевидов являлся по материнской линии потомком византийских императоров Комнинов. Его мать — Алим-шах бегим, дочь Узун-Хасана, правителя Ак-Коюнлу, и внучка последнего трапезундского императора; до замужества она была православной христианкой и носила имя Марфа (Деспина).
Если бы турецкие артиллеристы (фактически греки) уже после разгрома сипахов и янычар, не остановили бы победного шествия Исмаила в Чалдыранской битве история Анатолии (уже кызылбашской к этому времени) была бы иной. А с ней и история Оттоманской Империи.
Ну ну зачет... ))
Мдаааа...., совершенно офигенски.... ((