Диалог по существу - невозможен. А что возможно? Возможно признание "другого" в его фактичности. Этого довольно для уважения и "мирного сосуществования". Но Ватикан не хочет мирного сосуществования - он хочет "обнять" митрополита Владимира, хочет "полноты евхаристического общения", желательно, на чужой "канонической территории". Кстати, именно парадоксальное понятие "канонической территории" и служит, со стороны православной церкви, требованием того взаимного признания, которое единственно возможно: признания статус-кво. Святой престол склонен, кажется, благовидно отказывать в этом признании, повторяя что-нибудь расхожее, типа "Истина не знает границ". "Мы, христиане, разве можем договариваться на почве фактичности? Мы должны слиться на почве истины".
...Сколько третировали сергианство, выбравшее сотрудничество с "безбожниками" из политических соображений... Разумеется, церковь могла предпочесть ригористическую "истину" и встать в жесткую оппозицию к большевикам, но "в мире фактов" это значило бы только одно: сделать политический выбор в пользу врага (по холодной или горячей войне).
И опять же: американцы сейчас обладают "обоими ключами" - они владеют и "истиной", и "фактом", если под "истиной" понимать сверхэффективную пропаганду своих ценностей (то есть самих себя - потому что ценности непереносимы иначе как со своими носителями), а под "фактами" - $$$ и Шестой Флот.
)(