Тут, правда, возможны всякие квипрокво. Например, русские шуточки про водку (в нашей культуре устойчивость к алкоголю считается достоинством) воспринимаются другими народами без понимания: с их точки зрения, ничего достойного похвальбы в этом нет. С другой стороны, мы довольно криво воспринимаем похвальбушные еврейские анекдоты. И т.д.
Особенно плохо получается, когда некое достоинство (насчёт которого не грех и пошутить) в глазах самого народа превращается в недостаток (и становится поводом для издевательств извне).
Так что "тут тщательнее надоть".
) сформулировал для себя вчера, во время одного разговора (
andrin
May 16 2005, 12:04:29 UTC 14 years ago
krylov
May 16 2005, 13:26:42 UTC 14 years ago
Всякий, кто смеётся над тобой - враг. Враг (по дефиниции) никогда не сделает для тебя ничего полезного. Издеваясь над тобой, он не стремится сделать тебя лучше - нет, он пытается нанести тебе душевную травму.
Это касается и ситуации, когда человек смеётся сам над собой. Всё равно что ножом себя резать на потеху публике.
mislun
May 16 2005, 14:56:15 UTC 14 years ago
Константин, вы же сами отстаиваете точку зрения, согласной которой враги - полезны, так как можно и нужно перенимать их эффективные модели поведения.
То есть, вражеская технология "насмешек над другими" полезна, разве нет?
nataly_hill
May 16 2005, 15:54:50 UTC 14 years ago
Поэт Светлов рассказывал такой случай.
Приходит он как-то домой - а навстречу ему расстроенная жена: "Наш Шурик выпил чернила! Я его отругала, поставила в угол, долго объясняла, почему пить чернила нельзя, но он, по-моему, так ничего и не понял".
Светлов подходит к сыну и, смеясь, говорит:
- Эх ты! Кто ж так делает? Чернила пьешь, а промокашкой не закусываешь!
Шурик рассмеялся вместе с отцом. И больше чернила не пил.
Являлся ли в данном случае отец врагом сына? Нанес ли он сыну вред?
Если нет - в чем отличие?
katmoon
May 16 2005, 16:23:20 UTC 14 years ago
Но если мыслить глобально - страна-клоун это грустно.
andrin
May 16 2005, 20:38:14 UTC 14 years ago
И ещё однин плюс: смеясь над собой, всегда можно остановиться. И плевать, в общем-то, на эту публику - никто не знает уязвимые места человека так, как он сам.
А почему именно так?
starogitnosti
May 16 2005, 12:05:03 UTC 14 years ago
Кроме того - из чего следует, что смех вообще есть зло?
Re: А почему именно так?
med99
May 16 2005, 12:56:47 UTC 14 years ago
Re: А почему именно так?
katmoon
May 16 2005, 13:10:39 UTC 14 years ago
ХМММ.... то есть это как в анекдоте. - "Нет, у меня не прошел энурез, но теперь я этим горжусь!" ?
Re: Встречный вопрос
yursky
May 16 2005, 13:12:50 UTC 14 years ago
Re: Встречный вопрос
andrin
May 16 2005, 20:46:12 UTC 14 years ago
tyrex
May 16 2005, 12:08:27 UTC 14 years ago
В ту же секунду искры, посыпавшиеся из глаз, убедили Ходжу Насреддина, что крыльев у него нет. Вылетев из седла, он шлепнулся на дорогу, сажени на две впереди ишака.
Когда он с кряхтеньем и охами встал, весь перепачканный пылью, ишак, ласково пошевеливая ушами и сохраняя на морде самое невинное выражение, подошел к нему, как бы приглашая снова занять место в седле.
-- О ты, посланный мне в наказание за моих грехи и за грехи моего отца, деда и прадеда, ибо, клянусь правотой ислама, несправедливо было бы столь тяжко наказывать человека за одни только собственные его грехи! -- начал Ходжа Насреддин дрожащим
от негодования голосом.
-- О ты, презренная помесь паука и гиены! О ты, который...
Но тут он осекся, заметив каких-то людей, сидевших неподалеку в тени полуразрушенного забора.
Проклятья замерли на губах Ходжи Насреддина.
Он понимал, что человек, попавший на виду у других в смешное и непочтенное положение, должен сам смеяться громче всех над собой.
чурка нерусская, что с него взять...
aalv
May 16 2005, 12:18:00 UTC 14 years ago
Deleted comment
[чешет затылок]
tyrex
May 16 2005, 18:57:16 UTC 14 years ago
sapojnik
May 16 2005, 12:09:17 UTC 14 years ago
vlad_cepesh
May 16 2005, 12:14:42 UTC 14 years ago
Сейчас многим людям (особенно русским) не хватает как раз самоуважения и уверенности в себе, причем второго в гораздо большей степени.
lapine
May 16 2005, 12:27:55 UTC 14 years ago
med99
May 16 2005, 13:01:54 UTC 14 years ago
katmoon
May 16 2005, 13:12:49 UTC 14 years ago
med99
May 16 2005, 13:24:26 UTC 14 years ago
Выигрышные свойства и стратегии тоже неизбежно содержат элемент смешного. Его улавливать надо, иначе действительно клиника. А вот виновато признавать свои слабые места — за фигом?
yatsutko
May 16 2005, 12:30:34 UTC 14 years ago
по-моему, очень и очень спорное утверждение.
> Тогда все шуточки - это просто ещё один повод о них поговорить (а это чрезвычайно полезно).
это, конечно, хорошо и приятно. но смеяться над своими недостатками тоже полезно. особенно - если не собираешься или не имеешь возможности их исправить/ликвидировать.
ОФФ Вот кстати... (+)
muz_rottweiler
May 16 2005, 12:31:51 UTC 14 years ago
Разве благоверному пристало искушать малых сих? :)
Заезжай забирай :) Мои на даче, можем сразу и распробовать ;))))
Re: ОФФ Вот кстати... (+)
krylov
May 16 2005, 13:33:18 UTC 14 years ago
Хороший философ, хороший.
sgustchalost
May 16 2005, 12:40:36 UTC 14 years ago
Поэтому он НИКОГДА не смеется ни над собой, ни над русским человеком.
вздыхая
krylov
May 16 2005, 13:33:08 UTC 14 years ago
любопытствуя
sgustchalost
May 16 2005, 13:46:04 UTC 14 years ago
med99
May 16 2005, 13:09:56 UTC 14 years ago
А вот с чужой всякой сатиркой на тему себя ознакомляться необходимо. То есть именно иметь о ней представление и примерно знать, откуда берется. Ни больше, ни меньше.
ex_vedeney669
May 16 2005, 13:27:20 UTC 14 years ago
И нет никакой разницы, что там именно человека в себе насмешило, ведь смех - всегда полезнее, чем даже некоторые размышления.
krylov
May 16 2005, 13:43:07 UTC 14 years ago
aalv
May 16 2005, 14:13:17 UTC 14 years ago
med99
May 16 2005, 16:12:58 UTC 14 years ago
ex_vedeney669
May 16 2005, 14:35:00 UTC 14 years ago
aalv
May 16 2005, 14:40:56 UTC 14 years ago
med99
May 16 2005, 16:15:47 UTC 14 years ago
graph
May 16 2005, 14:01:16 UTC 14 years ago
ideolog
May 16 2005, 14:38:05 UTC 14 years ago
Хм. Господа и дамы.
larushin
May 16 2005, 15:34:11 UTC 14 years ago
Дело в том, что в качестве мишени для чужих насмешек попросту выгоднее выставлять свои достоинства. Как делает небезызвестный народ: "Было трудно. Очень трудно. Но Мойша достал!".
И тогда даже насмешка - "просто ещё один повод о них поговорить (а это чрезвычайно полезно)."
"...Га-га-га, какой косорукий и ленивый рюсский!"
"...Га-га-га, какие эти русские хитрожопые, без мыла пролезут!"
Разница, думаю, очевидна.
Но можно, конечно, упрямо оставаться на вынужденной позиции "вот такое я говно". И вырабатывать в себе гордость по этому поводу, надуманному чужим человеком.
olleke_bolleke
May 16 2005, 15:36:42 UTC 14 years ago
НАШИ многие недостатки, кстати- это продолжение наших достоинств:
жадность- бережливость
безрассудность-смелость
глупость-бесхитростность
пьянство-широта души
Если грань незначительна -не грех и посмеяться добродушно над своим приятелем.
white_shaman
May 16 2005, 21:20:52 UTC 14 years ago
Еще аспект - смеясь над собой, человек обретает дополнительное моральное право смеяться над другими - опять таки, так и тогда, когда ему этого захочется.
krylov
May 16 2005, 22:28:24 UTC 14 years ago
Сейчас я читаю любопытную книжку - "Естественную историю богатых" Р. Кониффа. Так вот, психотип людей, описываемых там - это психотип людей, которые поклоняются себе, как богам (или как избранникам богов), и воспринимают любую насмешку над собой как КОЩУНСТВО.
Разумеется, сильный человек непрерывно издевается над другими - это ему позволительно. Всякое издевательство над врагом укрепляет его ману.
Вспомним Бахтина.
ex_kirillan
May 16 2005, 21:54:36 UTC 14 years ago
Смеются над тем, кто не умеет посмеяться над собой.
Можно сказать, что люди, которые не могут посмеяться над собой, становятся главным объектом насмешек.
См. высказывания Бахтина о "карнавале" и о фигуре "агеласта" внутри "карнавала".
"Агеласт" (какой-либо учёный педант из "Гаргантюа и Пантагрюэля", Мальволио из "Двенадцатой ночи" Шекспира и проч.) - тот, кто не может смеяться (в том числе, смеяться над собой); "агеласт" - главная комическая фигура "карнавала".
Re: Вспомним Бахтина.
krylov
May 16 2005, 22:41:11 UTC 14 years ago
Так вот. На бахтинском "карнавале" (оставляем в стороне то, что бахтинские интерпретации карнавала сейчас мало кто стал бы поддерживать: неисторично) высмеивалось вообще всё, включая церковные таинства и Иисуса Христа самолично. Который, напоминаю, никогда не смеялся.
И что?
Re: Вспомним Бахтина.
ex_kirillan
May 17 2005, 08:27:01 UTC 14 years ago
Напротив, карнавалы шли во благо Церкви.
Карнавалы - механизм, встроенный в средневековую христианскую цивилизацию и предназначеныый для того, чтобы эта цивилизация не разбалансировалась.
хорошо забытое старое
a__g
May 17 2005, 07:24:16 UTC 14 years ago
<У положительных качеств бывает нередко и отрицательная сторона. Доброта русского человека побуждает его иногда лгать вследствие нежелания обидеть собеседника, вследствие желания мира, добрых отношений с людьми во что бы то ни стало. Русские крестьяне лгут иногда их любезности....
...Надо заметить еще, что источником лжи русского человека может быть слишком большая живость воображения... О русском вранье Достоевский написал целую статью, очень насмешливую:"У нас,- говорит он,- в огромном большинстве лгут из гостеприимства. Хочется произвесть эстетическое впечатление в слушателе, доставить удовольствие, ну и лгут, даже, так сказать, жертвуя собой"
Бурбо
<По этой же причине мазохист часто становится признанным весельчаком, который всегда готов смешить других, выставляя себя объектом насмешки, насмехаясь над самим собой. Он очень экспрессивно излагает факты и ищет средства, чтобы сделать их смешными. Он не жалеет себя, играя роль мишени для чужих острот. Это мотивировано его бессознательным стремлением унизить, растоптать себя. И никто не догадывается, что под его шутками, возможно, скрывается страх стыда.>
yurri
May 17 2005, 15:20:51 UTC 14 years ago
Я так понимаю, это просто идеальный русский:
а) В части разделения идей русского национализма вообще и ваших в частности.
б) В части неприятия любых проявлений иронии
в) В части ставшей уже легендарной борьбы его с "жидовствующими хихикающими кащенитами", которые и есть те самые "сатирики", о которых в последнее время так много пишете.
Я вот к чему, собственно: не пора ли канонизировать?
bonart
May 17 2005, 15:33:33 UTC 14 years ago
ermor
May 17 2005, 15:37:18 UTC 14 years ago
д) Он борется за чистоту Русского языка, и прилагает массу сил для возвращения уже почти умученной жидами исконно Руской буквы "Ё".
Вот такими Мицголами и сильна Россия - на них держится!
Re: Reply to your comment...
yurri
May 17 2005, 16:38:57 UTC 14 years ago
Следующим должен быть пункт "Ё" (!)
Deleted comment
bonart
May 17 2005, 17:01:48 UTC 14 years ago
dalexand
May 17 2005, 20:57:48 UTC 14 years ago
kiryan
May 17 2005, 20:57:11 UTC 14 years ago
dalexand
May 17 2005, 20:59:51 UTC 14 years ago