Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

Ещё раз о различиях Запада и Востока: Наряды и Сладенькое

- Вы знаете, что такое грех? Грех - это лишний вес.

В. Пелевин, "Затворник и Шестипалый".



Вспомнилось. А почему вспомнилось, скажу позже.

Имена и фамилии, как обычно, изменены, обстоятельства слегка перевраны. Что не отражается на сути.

...Олечка была пышнотелой, со здоровым цветом лица и увесистыми грудями. Иных внешних эротических достоинств за ней не наблюдалось. Что касается тайных услад, то, насколько это было известно от героев её романов, чудес темперамента и камасутры от неё ждать не стоило. Однако, все они сходились на том, что Олечка потрясающе делает минет. Поскольку слухи имеют свойство распространяться - а времена были те самые, когда секса не было, зато ебля считалась достойным и уважаемым занятием - то через какое-то время в лексиконе нашей небольшой дружеской компании появились выражения "олечкин талант", "олечкин аргумент" и т.п. Олечка об этом прекрасно знала, но не возмущалась, справедливо полагая, что это ещё далеко не худшая репутация. Впоследствии она вышла замуж за итальянского торговца мебелью. Не знаю, сыграл ли в этом какую-то роль её коронный аргумент.

Но тогда итальянские торговцы мебелью ещё не шастали по нашим просторам. Мы все были студентами, учились кто где и чему попало, а худшей бедою в жизни казался непересданный зачёт по дискре.

Итак, мы сидели на дне рождения одного из наших товарищей - назовём его Вовой. Вова в ту пору был, что называется, "хороший парень без особых претензий" - неяркое надёжное светило. В часы одиночества духа он любил петь под гитару "Среди миров, в мерцании светил". Однажды я страшно удивил его, когда сказал, что эти слова написал не Гребенщиков, а Анненский.

День рождения - штука непредсказуемая: он может закончиться и пьяным шлёндраньем по ночному городу, и вытьём под гитару бардовских пе, и неторопливой задушевной беседой о всякой фигне при открытой фрамуге "для покурить". В данном конкретном случае получилось какое-то ни два, ни полтора. Вроде собирались куда-то пойти и продолжить, так и не собрались, песни как-то не пошли, разговор тоже не клеился: слова цеплялись за слова, но темы не было. В конце концов один наш товарищ из Менделеевки - назовём его Димоном - стал рассуждать о науке, склоняясь к тому, что гораздо лучше быть рок-гитаристом (и даже ударником), чем счастливить человечество открытиями и изобретеньями, пусть даже самыми полезными.

- Ну типа я синтезирую новый полимер, - загибал он пальцы, - подойду к телченции какой-нибудь и скажу: "я синтезировал новый полимер, пойдём потрахаемся". Она мне чего скажет? А если я роллинг-стоун, так телченции сами сбегутся и все сиськи-письки свои мне к ногам положат и ещё отсосут тыщу раз. Ну и хули синтезировать полимер, если за это не сосут?

Тут Олечка - слушавшая разговор вполуха, повернулась и сказала:

- Знаешь, Димон, - сказала она, - если бы ты изобрёл шоколад, от которого не толстеют, я бы тебе всю жизнь сосала.

Это было сказано с непередаваемой искренностью - то, что называется "от сердца". Никто из нас не осмелился даже сально пошутить - всем стало как-то очень ясно, что устами Олечки говорит сама женская природа, коллективное бессознательное половины человечества.

Димон внимательно посмотрел на Олечку.

- Не тем мы занимаемся, не тем, - покаянно пробормотал он.

...Через много лет, беседуя с одной феминисткой, я задал ей вопрос: согласилась ли бы она в обмен на поставки шоколада, от которого не толстеют, отречься от своего лжеучения?

Она тоже долго не думала.

- Конечно, - сказала она. - Я сладенькое больше всего в жизни люблю, а без шоколада вообще жить не могу. Если бы ещё и не толстеть, чего ещё надо-то?

...Я вспомнил об этом, читая предисловие к первому тому Зомбарта, где обнаружилась цитата: "Капитализм создала европейская самка (Weibchen) с её любовью к нарядам и сладенькому".

Задумавшись над этим, я пришёл к выводу, что именно здесь скрывается главное противоречие. Любовь к нарядам подразумевает "стройность форм", любовь к сладенькому приводит к их потере. Соответственно, возникает всё возрастающее напряжение между идеей "наряда" и желанием съесть вкусную няку.

Так вот. Европейская цивилизация начинается там, где Наряд ставится выше Сладенького. Отсюда - цивилизация Формы: Корсета и Турнюра, холодные спальни и душ, суровая дисциплина диет, дома мод, "Валентино и Армани", кефир, шейпинг, невкусные синтетические продукты в ярких упаковках (Форма как Тара), осязающий глаз Сверх-Я и неутолимая греховная страсть к шоколаду, воздержание от которого переплавляется в стервозность.

Восток же начинается там, где Сладенькое становится выше Наряда. То есть - паранджа, бесформенные одежды, скрывающие наросший жир, толстые бёдра,"танец живота" - и завёрнутые в скверную серую бумагу сахарные сухофрукты, изюм и курага, тающие во рту ломтики дыни, сахарные головы и бесконечный гаремный рахат-лукум. Содержание, возобладавшее над Формой: рот, победивший глаз.

Отсюда же - западная культура совести, а не стыда ("я знаю, что сделал плохо, и это меня ест изнутри"). И восточная культура стыда, но не совести ("если никто не узнает, всё в порядке"). Грех на Востоке - это всегда грех показа, обнажения форм, в Европе же грех - это соблазн вкуса, "сладкого в устах и горького во чреве". Отсюда - восточные слепые стены домов, внутренние дворики, а в Европе - истязающие ум своды соборов, исповедь и психоанализ, протестантизм и музыка Генделя.

)(
любопытно. пожалуй, соглашусь с Вами.
н.з.
Отсюда же - западная культура совести, а не стыда ("я знаю, что сделал плохо, и это меня ест изнутри"). И восточная культура стыда, но не совести ("если никто не узнает, всё в порядке"). Грех на Востоке - это всегда грех показа, обнажения форм, в Европе же грех - это соблазн вкуса, "сладкого в устах и горького во чреве". Отсюда - восточные слепые стены домов, внутренние дворики, а в Европе - истязающие ум своды соборов, исповедь и психоанализ, протестантизм и музыка Генделя.

Третий том Шпенглера?
Интересная мысль, однако.. Есть над чем подумать.
Хорошо! :)

Кстати, о женском: как бы мужчинам нравятся женщины с хорошим аппетитом, но другие подсчитают, сколько чего съела и типа Скарлет ела перед выходом на бал... эх.
Ну да, как дюймовочка, которая ела по ползернышка в день, а крот подсчитывал, сколько же это в год выходит.
Очень хорошо.
И Запад и Восток цикличны по отношению к шоколаду, длинне и виду юбок и т.д. На временной шкале лишь видно что как только начинают "закручивать гайки"(или перебарщивать) по "Сладенькому" люди стремятся к "Наряду" и наоборот. Скорее с этими двумя категорями происходит "полный инь-янь", нежели чем "vs", причем повсеместно.
Весьма интересно.
Интересно. А как в этих терминах определить культуру Севера?.
изящно и хорошо сформулировано :)
замечательно
Замечательно! От души! %)
шоколад, от которого не толстеют... хм... задумалась...
не-а, наверно, я такого не хочу! и дело вовсе не в востоке и западе...

секс с презервативом
безалкогольное пиво
кино без катарсиса
книги без откровения
шоу без музыки
люди без лица

это все искусство делать жизнь смертью
ну а также - персики без косточек
а что, уже есть такие? )))
квадратные арбузы видела по ТВ...
Персики с косточками в виде миндальных орехов :-)
это противоречие даже глубже.
способность наслаждаться тем, что имеешь vs. стремление к недостижимому.
философия жизни и философия отказа от жизни.
простенько, бодренько и со вкусом об этой разнице нравов Востока и Запада написал Дж.Рэтбоун в книженции "Короли Альбиона".
Метко. Я чувствовал что-то подобное, но не мог сформулировать. Спасибо за статью.

Правда, интересно расположить в этом ряду философию буддизма и конфуцианства, синтоизма, Китай и Японию. Что они предпочитают? Мне кажется, что традиционные культуры Японии и Китая не в меньшей степени склонны к приоритету формы.
Где-то я читала уже про восточный халат, золото которого внутри, чернота снаружи. Европеец его носил бы наоборот - золото напоказ.
Сомнительное утверждение. По исламским законам носить золото нельзя, что в практической плоскости интерпретируется как запрет на соприкосновение золота и тела, посему золотые украшения устанавливаются на "подкладку" из недрагоценных металлов; конечно правило это соблюдается далеко не всегда.

Более общие соображения о противоположении стыд-совесть. По всей видимости, г-н Крылов основывается на книге Руфи Бенедикт, "The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese Culture". Прежде всего, вряд ли можно переносить японские культурные особенности на весь Восток, так, например, главной мотивацией поведения пуштунов является понятие "нанг" (честь), которое весьма детально постулировано в их кодексе племенной и персональной чести "Паштунвали", а для активно практикующих мусульман, утративших племенное общественное устройство, главным является следование религиозным постулатам.
Кроме того,книга Бенедикт не пользуется больщим авторитетом у японистов - не смотря на свою яркость и лапидарность она не более чем пример военной пропаганды, которая по определению не фокусируется на нюансах и деталях, которые и определяют истинное лицо любой национальной культуры.
хм. насколько мне знакомы переводы смыслов Корана и фетвы, речь идет именно о ношении золотых украшений, независимо от того касается ли металл тела или нет. могу я поинтересоваться источниками вашей информации?
Кажется, Адам Мец, Мусульманский ренесанс или Хомейни, Таузих аш-шарайет. Не могу указать точнее, т.к. обе книги читал весьма давно и у меня уже возникло ощущение "извечного знания" по этому вопросу.
это только одно из многих различий
Ортега-и-Шпенглер! И никто не заметил, что это пародия!!!!!!!!!!!!!
заставило задуматься, ведь действительно так!=)
Крутейший текст!