Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

Щёчные мысли

Лицо - одно из самых "знаковых" мест тела. При этом разные части лица выражают разное. Например, считается, что размер и форма лба связаны с интеллектуальными способностями, а размер и форма нижней челюсти - с волевыми качествами. Неважно, так ли это на самом деле: если вы видите низколобого чувака с огроменной челюстью, а рядом - яйцеголового очкаря с масенькой чавкой, то, скорее всего, вам сразу становится понятно, кто из них ротный старшина, а кто искусствовед-надомник.

Интересно, что существуют две части лица, своим видом символизирующие и олицетворяющие такую вещь, как положение человека, его статус. Это нос и щёки.

Положение носа выражает текущее состояние. "Нос повесить" - значит быть подавленным или униженным. Победитель, напротив, "держит нос кверху". Неуверенное "нос по ветру", верчение носом - знак неуверенности, поиска, попытки приспособиться к ситуации, поймать ветер, понять, к чему дело идёт. Так или иначе, нос - индикатор локального, сиюминутного статуса.

Щёки, напротив, выражают постоянный статус их носителя, а также его долговременные претензии. Щёки своей формой и размером показывают, "что человек такое есть и на что он по жизни напыжился".

В связи с последним. Разные части тела начинают "играть" в разное время. Глаза, с их многочислеными выражениями, работают и у младенца. Нос начинает выполнять свою функцию социального барометра примерно у младших школьников. Лоб прорезывается уже у детсадовцев, но формируется довольно долго... Зато младенческие пухлые подушки по обе стороны рта "ничего не значат", как и худые ланиты старшеклассника. Щёки отрастают последними, завершая тем самым духовное формирование индивида. Как правило, окончательно они расцветают к тому времени, когда человек "окончательно определяется с жизнью", то есть достаточно крепко насаживается гузкой на доставшийся ему шесток. Тут-то щёки и начинают маяковать... Впрочем, некий грубый аналог щёк просматривается уже у юношей, особенно стайных.

Стоит ещё отметить, что лицо в целом можно рассматривать как бы с точки зрения одной из его частей - то есть мысленно выделяя одну часть как главную, а остальное рассматривая в качестве её продолжения. Это особое понимание лица хорошо выражают арготизмы. Так, лицо, увиденное как бы со стороны лба и макушки - это "тыква", "жбан". С точки зрения носа - "рыло". С концентрацией внимания на рте - "хохотальник", "грызло". Слово, описывающее лицо сквозь призму щёк, появилось относительно недавно. Это слово "щщи". Оно означает не столько "лицо", сколько именно что "лицо, понимаемое как щёки плюс всё остальное".

С этой точки зрения интересно выражение "сложные щщи". Поскольку словцо "щщи" относится к молодёжному арго, а молодёжь любые статусные знаки воспринимает как раздражители, то "сложные щщи" следует понимать как "щщи, которые хочется упростить хорошими пиздюлями".

Кстати, о пиздюлях и вообще о физическом воздействии на щёки. Отметим, что именно физический контакт со щекой (в отличие от любой другой части лица) всегда считался статусно-значимым. Удар по щеке ладонью или перчаткой - ритеальное оскорбление (в отличие от любого другого удара по лицу, ничего не означающего, кроме самого себя: "пиздюли они и есть пиздюли"). Поцелуй "в щёчку" символизирует не любовь, но взаимное уважение (губы прикасаются именно к "статусному месту"). Наконец, такой странный обычай, как бритьё: бритва позволяет видеть линию щеки, более верно прочитывать статусную информацию.

Каковы бывают щёки?

Начнём прежде всего с высокощёких людей - то есть тех, кому есть что раздувать и чем трясти.

1. Щёки начальника, или Обрамляющая Жировая Жопа.

Это особый вид щёк, отрастающих у крупных чиновников, крепких хозяйственников, партийных боссов и прочих руководителей. Такие щёки конфигурируются в виде этакой рамки, в которую лицо оказывается вставленным. Таким образом, человек превращается как бы в собственный портрет, обрамлённый щеками. С другой стороны, щёки такой конструкции имеют в себе нечто от ягодиц. Чем тупее и гаже их носитель, тем эта ягодичность проявляется сильнее. Но и самый изящный вариант начальнических щёк всё равно имеет обрамляющую природу. При демонстрации статуса такие щёки именно что раздуваются - как гребень на спине ящерицы. Раздуваются они и от гнева.

2. Щёки властителя дум, или Дутотряские Брыли.

Такие щёки присущи интеллектуалам-гуманитариям, популярным критикам и журналистам, основателям научных школ, популярным актёрам и т.д. Такие щёки тяготеют к набряклой отвислости, чтобы ими было легко подёргивать, трясти, а то и мотать в минуты праведного гнева (это обычное рабочее состояние властителя дум). Демонстрация статуса заключается именно в этом трясении и подёргивании. При этом щёки не столько раздуваются, сколько наливаются и тяжелеют, а иногда и розовеют от притока крови.

3. Щёки человека длинной воли, или Каменные Скулы.

Под "людьми длинной воли" я здесь понимаю гумилёвских "пассионариев" - то есть этаких железных дровосеков без страха и упрёка, сметающих все преграды на пути к намеченной цели, и вообще всякий селфмейдменов. У этих щёки как бы каменеют, а линия их как бы стремится вверх (даже если морда носителя толста). При демонстрации статуса такие щёки не раздуваются и не обвисают, а, напротив, сокращаются как шагреневая кожа, на лице проступают "мышцы с костями".

Низкощёкие (или худо-щщавые, да простится мне подобный каламбур) тоже подразделяются на несколько разрядов. Опишу лишь некоторые.

1. Щёки лузера, или Сдутыши.

Лицо неудачника отличается от лица высокостатусного щекана, как лопнувший мячик от надутого. Выглядит это так, как будто щёки лузера проткнули иглой. Особенно это заметно при попытке их надуть: вместо величественной эрекции щёчной ткани видно какое-то жалкое подёргивание - как у проколотой велосипедной шины. которую пытаются подкачать, не заклеив дырку.

2. Щёки жертвы, или Чёрные Провалы.

Тут всё понятно. У затравленного, замученного, забитого человека щёки впалые - или, как минимум, производят впечатление таковых. Его лицо как бы стремится уподобиться черепу, у которого как раз и отсутствуют "социалные признаки", то есть щёки и нос (отсюда, кстати, и представление о "равенстве мертвецов": это заметно, например, у Лукиана в "Разговорах мёртвых").

Этим, конечно, дело не ограничивается: щщи разнообразны, как сама жизнь.

)(
А что вы собственно этим хотели сказать?
сегодня с утречка, под шампанское, с другом, обсуждали эту тему, но немного в другом ракурсе, а именно о том, что лицо героя может быть и в образе яйцеголового ботаника, но при этом ему, будут присуще некие черты, по которым будет видно, что это именно герой. лицо жулика, или лицо халдея, будет точно так же, отмечено присущими им особеностями, но теперь, с раскрытием темы щщей, мне ещё более все стало понятно, очень интересное наблюдение, спосибо..

зы

гыыы у меня как раз дуторядские брыли, причём ярко выроженные ых ых ых ых ыыыы
мне, рассуждая о носах, опротивело писать значительно раньше :)

что ж, опять в мемориз.

Тема женских щёчек не раскрыта.
Действительно, именно к щечкам относятся самые характерные женские описания:
"такой розан, хе-хе"
"пэрсик" (из восточного: её кожа покрыта тоненьким мягким невидимым подшерстком и имеет нежно-рдеющий цвет как кожица созревающего персика. Низами-хайям-рустави-георическийэпосманас)
"— Пульхерия! — воскликнул он. — Ах!" - пульхерию александровну мы тоже представляем не иначе, как светлую маленькую старушку с паутинными волосами пучком на затылке и главное болоночьими отвисшими щечками
"Кровь с молоком", трактористска алевтина - Если бы человека можно было характеризовать одной частью его тела (как чиновника - Нос у Гоголя), то "кровь с молоком" - это ЩЕКИ (хотя Грудь и Жопа тоже просятся на холст, но их крутость, упругость и объем не передает главного - характерного румянца).
Завуч Александра Андревна обязательно имеет очки, взор и щеки тусклые и в складочках вроде помятой бумаги. Собирательный учпедгиз невозможно представить по-другому.

Впрочем и тема мужских щечек необъятна. Помню бодрый партийный старческий румянец преподавателя Истории КПСС, отставного полковника и какого-то внештатного лектора-инструктора райкома. Слово "инструктор КПСС" с тех пор у меня вызывает синтетический образ-символ, бодрячка-румянца под белыми зачесанными наверх-назад волосами.
А как же ямочки? Ямочки на щёчках? М-м-м-м-м...

совсем в Москве зажрались - "сложные щи" придумали... всё равно-ж, хоть у метро, хоть в центре, хоть в Долгопрудном - по ебальнику получают... :)))

как идентифицировать "ебальник", который, по умолчанию, даже упрощать не собираются?
Гоголевские мотивы? Не разберу с больной головы...
А что же уши и макушки?
Все верно
Кто не верит, могу показать фото:)
Образцово. В мемориз.
премило
Занятно и по делу. Благодарю!