Любое знание, и особенно философское, всегда претендует не только на "описание реальности" (да и какая, к чёрту, "реальность", если сама она определяется именно что "философски": для того, чтобы рассуждать о "реальности", уже нужна какая-то философия). Но и на объяснение и оправдание человеческих действий. В этом смысле всякая философия есть попытка самооправдания. Разумеется, коллективного (если философия претендует на школу: тут уже начинается апология образа жизни, принятого в данной школе), или национального (если философия претендует на "владение умами"). Выше национального уровня философия обычно не поднимается, поскольку "человечества" не существует, и оправдания ему не требуется. Следовательно - - -
(1) Кроме "описания реальности" и "самооправдания", есть много более полезных занятий. Например, критика и проектирование. Да мало ли что еще.
(2) Про школы - странно. Можно подумать, что Пифагор придумал пифагорейство, чтобы оправдать свою нелюбовь к бобам. На самом деле, конечно, сперва Пифагор нечто придумал, а потом создал образ жизни, чтобы это что-то воспроизводить (по ходу видоизменяя, конечно).
(3) Про национальные философии. Если бы было так, никакой "философии" бы не было, а был бы набор взаимно непонятных и неконвертируемых "национальных философий". Чего мы в Европе не видим уже 200 лет.
1. Самооправдание - односторонность. Самоопределение - это точнее, ибо предполагает и восприятие, и творческие акты духа. 2. Коллективное-общественное бессубъектно, поэтому ни в самоопределении, ни в самооправдании не нуждается. 3. Национальное не является коллективным, как 'не коллективны' головы всех людей и голова любого из них. Национальное духовно совершенно, поскольку определяет себя само, поэтому и является вершиной философии, то есть самоcознания. Михаил.
If you’re using Livejournal Instagram for the first time, simply use your Instagram username and password to login. If you don't have an account, please create one on iPhone/iPad/Android first.
ego
July 23 2001, 05:44:30 UTC 18 years ago
Кроме "описания реальности" и "самооправдания", есть много более полезных занятий. Например, критика и проектирование. Да мало ли что еще.
(2)
Про школы - странно. Можно подумать, что Пифагор придумал пифагорейство, чтобы оправдать свою нелюбовь к бобам. На самом деле, конечно, сперва Пифагор нечто придумал, а потом создал образ жизни, чтобы это что-то воспроизводить (по ходу видоизменяя, конечно).
(3)
Про национальные философии. Если бы было так, никакой "философии" бы не было, а был бы набор взаимно непонятных и неконвертируемых "национальных философий". Чего мы в Европе не видим уже 200 лет.
К теме "русской философии"
Anonymous
July 23 2001, 07:10:45 UTC 18 years ago
2. Коллективное-общественное бессубъектно, поэтому ни в самоопределении, ни в самооправдании не нуждается.
3. Национальное не является коллективным, как 'не коллективны' головы всех людей и голова любого из них. Национальное духовно совершенно, поскольку определяет себя само, поэтому и является вершиной философии, то есть самоcознания.
Михаил.
Anonymous
July 23 2001, 08:27:05 UTC 18 years ago
Eduard.
Увы
Anonymous
July 23 2001, 10:52:04 UTC 18 years ago