Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

К старым темам: о российских "реформах"

Из очень хорошей старой статьи Успенского "Европа как метафора и как метонимия":

Петр начинает строительство новой - европейской - России со строительства Санкт-Петербурга. Новая столица нового государства строится как европейский город с иностранным именем... Замечательно при этом, что новая столица будущей империи строится не в центре страны, а на ее периферии - на ее западной границе. В этом смысле Петербург противопоставлен Москве, которая находится именно в центре России. Это едва ли не уникальный случай, но интенции Петра понятны: на Западе своего государства он создает своего рода европейский анклав... Противопоставление Запада и Востока, Европы и Азии переносится, таким образом, на саму Россию.

При этом, наряду со строительством каменного Петербурга, призванного олицетворять собой новую Россию, Петр накладывает по всей стране запрет на строительство каменных зданий (1714 г.). Тем самым фактически создается не только образ Петербурга, но и образ деревянной, нецивилизованной России как ее антипода: Петербург мыслится как будущее России, но при этом создается не только образ будущего, но и образ прошлого ее состояния - образ, вообще говоря, не вполне соответствующий действительности (Москва называлась ранее "белокаменной", теперь же она должна восприниматься как деревянная). Создание новой культуры предполагало сознательную дискредитацию старой: новое создается за счет старого, как его антипод.

Запрет на строительство каменных зданий аналогичен запрету монахам заниматься литературной деятельностью: указом Петра от 31 января 1701 г. монахам запрещалось держать перья и бумагу, и такого рода запрещение вошло затем в прибавления к "Духовному регламенту" (1722 г.). В допетровской России монастыри были культурными центрами, монахи занимались литературным трудом, и это даже могло входить в монашеское правило (т.е. в иноческий обет). Теперь монастыри могут восприниматься как центры традиционной, невежественной культуры, и монахам (если они не вписываются в новый государственный порядок) вообще запрещается писать. Все это мало напоминает европеизацию: налицо всего лишь явное стремление подражать Европе...

Так, наряду со строительством новой России создается "анти-Россия", символизирующая старую, традиционную культуру. С точки зрения новой России, старая Россия - "анти-Россия", а с точки зрения старой, - "анти-Россией" является именно новая культура. В результате появляются две культуры-антипода, антагонистически противопоставленные друг другу.


Заметим, как это самое - искусственная варваризация России, производимая руками "якобы западников" - повторяется и дальше, вплоть до наших дней. Первое, что делает любой "западник", дорвавшийся до власти - это вводит по всей стране "дикость и азиатчину" (в меру своих фантазий о том, что такое азиатчина и как она должна выглядеть), одновременно отстраивая "сити" для "европейцев" - оффшорную зону, где "табачок, бухло, барахлишко".

То есть. ИСКУССТВЕННАЯ ВАРВАРИЗАЦИЯ, разрушение всего европейского, "белого", цивилизованного - вот чем в первую очередь занимается любой российский "реформатор". Буквально. Запрещаются каменные дома, сколачиваются грязные сараи и туда загоняется ободранный народ. Отнятые у народа вещички свозятся в оффшор и там обмениваются на "табачок". Потом на ободранных людей показывают пальцем - "да-с, вот с таким народом приходится жить... дикари-с". "Надо их тысячелетиями цивилизовывать, чтобы они доросли до уровня французов-с".

Вот и все "реформы".

* * *

И ещё из той же статьи:

В России под "народом" понимается нечто отличное от того, что имеет место в Западной Европе: понятие народа оказывается противопоставленным понятию цивилизации.


Точнее не скажешь, да.

)(
Удивительно, иногда похожие мысли витают в воздухе в одно и то же время. Аккурат вчера писал о строительстве Петром I флота, когда он сознательно предал забвению весь многовековой поморский опыт в угоду поставленной на божничку Европе. Более того, особым указом строжайше запретил строительство в Поморье судов поморского типа и приказал строить только "новоманерные":
http://chatlanin.livejournal.com/196631.html

Что это? Зачем? Патологическое искоренение ненавидимой лапотной России? Вот откуда начался февраль 1917 и далее.
Может, просто нехватка ресурсов - не распыляться на всех направлениях, Цель Номер Один - прорыв в Балтику?
Страна-то бедненькая, сил есть только ОДИН каменный город построить и ОДИН флот с грехом пополам создать.
Не думаю. Если не запрещать каменные дома - люди сами построят, изыщут возможность. И людей таких будет много. А так глядишь уже - и по всей России каменные избы, как в Европе, стоят. :)
И на сроках постройки флота, думаю, это мало сказалось бы.
Люди строили деревянные избушки - и им хватало. Страна-то деревенская была, проснитесь!
И флот им был на фих не нужен.
Хватало от небольшого ума. Народ в своей массе консервативен (особенно тогда без СМИ и разных media), и заставить его гораздо проще, чем научить. Только потом надо вовремя указать на приобретенные выгоды. А вот этого Петр не сделал. К сожалению.
если вы посмотрите на историю старых петровских городов, то увидите, что в них строились каменные здания и при этом указе. Русские люди если у них были средства находили пути обходить закон.

А закон был нужен для того, чтоб сконцентрироваться на нацпроекте - выходе к Балтике. Что сулило огромные торговые барыши и сулит до сих пор. (бананы и окорочка дешёвые жрём как никак благодаря выходу к балтике).
Боюсь, упрощаете. Были и города на Руси в избытке (не даром викинги называли Русь "страной городов"), был и поморские суда, мореходы, надо было доработать существующую технологию.
Нет, тут - психология, недоверие к подданным и родной стране, ее незнание, отсюда ощущение чужеродности и ненависть ко всему "доморощенному", что даже родного сына убил, рабское поклонение перед Западом, почти фетишизм - непременно построить столицу в европах, на благословенных западных землях, а не в лапотной дремучей Руси - отсюда столь странный выбор места для будущей столицы - САМАЯ западная точка, бывшая Швеция.
Деревенными были те города. А поморские суда - при всем к ним, поморам, уважении, были лодками, супротив шведских военных фрегатов - как рогатка против танка.

А вот триста лет историки как раз указывали на гениальность Петра в том, что он понял, ГДЕ находится ключевая точка России - Балтика, что нужно "прорубать окно в Европу" (Пушкин, Александр Сергеич - что, тоже русофоб?) - и прорубил, и создал Петербург и тем начала новый период России. Порвал с отсталой, посконной и заплесневевшей Московской Русью - и создал модернизированную Российскую Империю.
Интересное кино получается.

Сперва запретили развивать своё собственное судостроение - а потом говорят "отсталый народ, больше рыбачьей лодки ничего построить не смог".
а чё запрещать, коли выхода к морям не было -)))) вот и были речные суда.

Первый флот для морской блокады АЗова Петр сделал в Воронеже.
Вот странно. Всю дорогу была богатая, активно учавствовавшая в политике на территории Европы, имела массу передовых по тем временам технологий, причем, что важно, в металлообработке в том числе, а при Петре вдруг стала отсталой, лапотной. Экие волшебные чудеса.
Россия? В17 веке участвовала в политике в Европе?
Вы ничего не путаете?
В 17 веке в Московском царстве астрономию считали богомерзостной наукой и, соответсвенно, Землю - четырехугольной.
Силенок - военных - было только с турком за Азов воевать - с переменным успехом.
Богатсво? При Алексее махайловиче один с трудом корабль парусный построили - да и тот разинцы сожгли, коммуняки проклятые!
Ну "богомерзкость" астрономии мы обсуждать не станем. Что до "силенок", то надо понимать что в 16-17 османская империя была самым грозным противником на шарике. А что до кораблей, то мало того, что в поморье процветала торговля и рыболовство, так еще в 16 веке у нас была Московская Торговая Компания. Суда просто заказали. Про композитные технологии в металлургии и передовые по тем временам технологии литья я упомянуть не забыл?
композитные технологии?
ну-ну...
Россия - Родина слонов

то есть я вполне верю, что где-нибудь на Урале какой-нибудь Ивашка Немытый, Левша тогдашний,
что-то такое присобачил (да и то сомневаюсь), но осталось это единичным фактом...
В концу 17 века Османская империя уже была отнюдь не самым грозным врагом на шарике. Да и воевали мы тогда отнюдь не не с ними, а с полудиким вассальным им Крымским Ханством.
С османами всерьез мы начали драться только при Екатерине Великой, которая СДЕЛАЛА СЛЕДУЮЩЙ ШАГ - Черное море.
Кто ж спорит про рыболовтсво в Поморье. Рыболовство - оно и на Багамских островах имеет место быть. Вот только авианосцев у Багамских островов нет. А тогда стопушечные кораблики шведские, голландские да английские были аналогами этих самых авианосцев.

В общем, скажите спасибо, что на человека, далекого от этого исторического периода нарвались. Ваши позиции - и автора темы, и лично Ваша - такие слабые, что даже я без труда вижу дыры в них. А профи-историк размазал бы Вас вместо масла на бутерброд, чесслово!
"то есть я вполне верю, что где-нибудь на Урале какой-нибудь Ивашка Немытый, Левша тогдашний,
что-то такое присобачил (да и то сомневаюсь), но осталось это единичным фактом... "

Тут даже разговаривать не о чем. Вы можете без труда видеть дыры в чем угодно, образованный вы наш. Изготовление РК из отдельной полосы стали и вковывание ее в клинок - распространеннейшая практика. Не овладели ею и делали если только "единичным фактом" только грязные европейцы. Которые мыться в массе своей стали очень поздно. Потому их косила чума и их аристократы очень ценили щелк, поскольку на нем не держались вши.
ага
я же говорю - Расея - родина слонов
только вот почему-то нас с этой композитной сталью били европейцы в хвост и в гриву, начиная с Ивана Васильевича Грозного и кончая Нарвой
пока Петру не хватило ума заняться модернизацией и лефортов позвать
потом был такой Николай - тоже типа русофил - духовность и свет только в России, а в европе волтерьянство и философия
побили нас в Крыму - Севостополь срыть приказали, а флот Черноморский потопить

вот так всегда у нас и бывало - как заединщики и святорусцы к власти приходили - били нас западники

при том же Брежневе - как успокоились - "Да здравствует советский народ!" и прочая трескотня - так и отстали и опять нас побили - теперь уже в Холодной войне

я повторю, я не историк, скажите еще спасибо. историк во всех ваших посконных концепциях столько натяжек увидит, что от смеха умрет
но я и вижу, что лажа - когда на Петра наезжают
при том что ангелом он не был, и народу положил еще и поболее, чем товарищ Джугашвили
Вся ваша стройная конструкция разлетается, если мы вспомним историю царствования Александра III, сказавшего "Россия должна принадлежать русским", когда ни одна пушка в Европе без его согласия не стреляла, а Вильгельм II (тот самый) подобострастно бегал к конвою, чтобы подать русскому царю шинель и предлагал разделить Европу между Россией и Германией.
И с Ливонской войной все было не так просто - вообще-то сначала мы всех били и прошли с боями всю Ливонию вдоль и поперек. Почему в итоге проиграли - отдельная тема, но уж точно дело не в составе стали.
да именно то, что Россия в конце царствования Александра Второго и при Александре Третьем начала отходить к модели "Россия для русских" бомбу под Империю и подложила - нехилую
а потом вы, националпатреотеги, и удивляетесь, чего это там за большевиками всякие латыши да евреи пошли
Момент про Ливонию скромно опустили. Понимаю. В газетах и агитках об этом не пишут.
В общем, с таким дремучим невежеством (одно только "Россия для русских" Александра II чего стОит, это наверное что-то из альтернативной истории, а КТО подложил бомбу известно всем, кроме вас) спорить действительно не о чем.
Вы бы поменьше газетными штампами сыпали и попытались разобраться в вопросе. Начните для начала с того, что же это за страшный зверь такой - Россия для русских:
http://chatlanin.livejournal.com/170628.html
http://chatlanin.livejournal.com/168225.html
http://chatlanin.livejournal.com/169565.html
Да нет, национал-патриоты, насколько я могу судить, отнюдь не удивляются, "чего это там за большевиками всякие латыши да евреи пошли".
Чего пошли - вполне понятно.
Уважаемый, вы бы в перерывах между покушениями на чубайсов хоть книжку какую-нибудь историческую почитали!
А то вам в лицо суют факты о настоящем положении техническом, строительном, культурном Руси 17-го века, говорят о том, что не было никакой отсталости, что Россия учавствовала активно в европейской политике, воевала на равных и побеждала мощнейшие государства - Турцию, Польшу, Швецию.
А вы долдоните одно и то же - лапотная, варварская Россия только при великом Петре открыла глаза и с курлыканьем потянулась на Запад, где находится земной рай. Стыдно, девицы!

Совершенно согласен с мнением Чатланина, что Пётр Первый духовный отец февральского переворота.
когда? когда Россия ДО Петра кого побеждала?
Азовский поход Голицына вспомните

как Россия выход к Балтике потеряла - по Столбовому миру

деревянное зодчество - классно, конечно, только в Англии в это время Невтон свою механику создавал, лорды в париках Академии наук создавали, а в Расеи кровушку друг другу пускали - молится двумя перстами али тремя

книжки оне читали
меньше протоколы всяких мудрецов читайте
О, какое почтение - ЛОРДЫ В ПАРИКАХ. Тут по слогу видно, как оно довлеет. ЛОРДЫ В ПАРИКАХ АКАДЕМИЮ СОЗДАВАЛИ.

А в Расеи кровушку друг другу пускали - молится двумя перстами али тремя.

Вы что-нибудь слышали о европейских религиозных войнах? Ну хотя бы о масштабах пускания кровушки? Может быть, Вам что-то говорит слово "гугеноты"? Ах, это было за сто лет до? Сто лет назад было изящно и галантно, а через сто - дикость, папуасство? А почему не через год, скажем? "Вчера хорошо, сегодня плохо".

Просто Вы безумно влюблены в "Европию" и презираете свою страну и свой народ. Научили Вас (точнее, нас всех) этому, вот и маемся.
про религиозные войны Вы сами и ответили, собссно

остальное - не аргументы, а эмоции
Неееет. Это вы не ответили. Европейцы пару сотен лет себя изводили именно по этой части, и ничего - вы перед ними трепещите, потому как "парики". Русские на фоне европейских религиозных разборочек не сделали НИЧЕГО. Но им, свинорылым вы каждое лыко суёте в строку, потому как у русские ПАРИКОВ НЕ БЫЛО.

"Как это обычно".
(ЖЖ работает так безобразно, что приходится отвечать второй раз, первый ответ ушел в никуда)

тиак
как это обычно у т.н. патриотов, Вы придрались к частности, игнорировав главное
а главное заключается в том, что пока в Московии считали, что Земля четырехугольная и гнобили друг друга за правильные или неправильные переводы Евангелия, в Англии, Голландии и Италии готовили предпосылки будущей промышленной и научной революции

дамы в роскошных платьях (крючок!) приглашали в светские салоны физиков, чтобы те продемонстрировали высшему обществу принципы действия гальванических машин, звали астрономов с телескопами и химиков с реактивами

то, что английские лорды-академики сидели в париках - это, собственно, неважно
хоть в буденовках

кстати, о буденовках
ребята в буденовках открыли в 1918 году Радиевый институт в голодном и холодном Петрограде, а в начале 20-х отправили молодого Капицу на стажировку к Резерфорду, в Англию, какое совпадение!

не ззря Петра Великого обзывали некоторые прозорливые историки большевиком на троне, ибо и тот и те поняли, что нужно России - а нужна была ей модернизация

как это поняло рукводство китайской компартии в 1978, покончив с леваками и объявив программу четырех модернизаций

как это поняла элита Японии времен Реставрации Мэдзи в 186-каком-то там году, поняла, понимаешь, что можно сколько угодно надувать щеки и гордиться самобытностью, но супротив европейской артиллерии и броненосцев на паровом ходу никакие самураи не потянут

не пресловутую Русскую Идею надо искать, не кичиться тем, что Ивашка Грязный да Васька Косой церковь при царе Горохе без единого гвоздя соорудили, не заниматься схоалстикой - что такое русский и чем он отличается от россиянина...

а Вы все к словам-парикам цепляетесь

смешно, право
"Турцию, Польшу, Швецию."
Уважаемый, эти страны россия побеждала при Петре 1 и Екатерине 2.
Кошмар, откройте учебник истории за 7 класс.

До Петра нас побеждала Польша, Швеция!
Смутное время, Ливонская война - вы об этом вобоще что нибудь слышали?
Мда. Набор штампов заменяющий историю даже в пределах старичка Карамзина.
Я вижу, что не историк, можете повторять дальше.
да уж Кармазин, а также Ключевский, Соловьев, Платонов (который марксист, а не борец с жЫдомасонами), Тарле, Веселовский, Зимин, Скрынников - поумнее будут многих современных создателей концепций, выососанных даже не из пальца
Да вам-то об этом откуда знать? Фамилии выучили и то ладно. Рассказали вам, что как только прекращается лизание жопы грязной европе - сразу все, страшно жить. А в России "здесь дерьмо и погромы"©. И вы весь этот бред мне тут излагаете.
Боже, ну что так, как патриёт, так дурак
прощайте!
Какие аргументы! Сражен на месте.
"били нас западники"

Это какие?

Самые мощные армии в 17в. чьи? Турция и Швеция. С кем они там воевали?
Вспомним отчего вдруг скончалась речь посполитая, кто ее там в гробик уложил? С кочевниками когда разобрались?
Забавно выходит но все это до петра случилось.
Польшу в гроб уложили не в 17 веке
с кочевниками до Екатерины разобраться не могли
Азов никак не могли захватить, что там говорить про большее - чтобы с Турецкой империей воевать - нам и крымчан было не одолеть
Шведам мы отдали выход к Балтике - Столбовой мир, 1617

ладно, лень уже писать прописные истины
Бедненькой её ДЕЛАЮТ.

Сначала всё ободрать, потом сказать - "нет ресурсов, сами видите".
Да в чем же ободрал-то? После потери пушек под Нравой колокола пришлось переплавлять - меди не было. Технологии то средневековые были. Мы есть Третий Рим, щеки надутые, как у китайских императоров, а на деле - отсатлость и дремучесть. Ежели бы не Петр - то раздербанили бы сильные и модернизированные соседи Россию-матушку, а в первую очередь - тогдашняя европейская супердержава - Швеция. Севро-Восток Российский стал бы шведским - и развитие России шло бы совсем не так.
"И ты, жена, права".

Вплоть до никоновых реформ Россия, невзирая на все смуты и прочие нестроения, была достаточно богатой и развитой страной. НО- вся закавыка в том, что все это ушло в раскол. Наиболее продвинутые металлурги, те же поморские мореходы, преизрядная и самая энергичная часть купечества... А "остальная Русь" действительно очень быстро стала превращаться в то, как - ну, не без преувеличений- ее описывали Алексей Толстой и прочие русофобы:) У Петра было два выхода: идти в Выгорецию или в Европу. Он сделал то, что сделал- Выгорецию он толком не знал, а Европой был с детства очарован.
раскол был маргинален - и на периферии
непонятно, как Петр мог бы ипользовать его

это уже потом, сотней годов позже староверы дали более или менее приличных капиталистов - но Россия как раз уже шла по пути, проложенному Петром

не настолько спец, чтобы спорить, но считаю что Вы несколько модернизируете
при этом некое уважение к старообрадцам всегда имел - и в какой-то мере какая-та смутная альтернатива в их лице была, сам думаю

офф-топ: был в свое время очень тронут, когда узнал, что они отказались брать чубайсовые ваучеры - как сатанинское измышление!
Попробуйте почитать про Выгорецию.
Раскол был не так уж маргинален. Мягко говоря. А на периферию он был выдавлен.

Deleted comment

Это все так.
Но я тут не совсем об этом.
Я о том, что Костина картинка не совсем точна.
Схема более сложная. Лучшее и наиболее естественно- русское рушится не под флагом "вестернизации", а раньше. Под флагом "восстановления истинного". Тогда- "истинного Православия". В недавние годы- "истинного социализма". Либеральный беспредел девяностых как-то стер из коллективной памяти тот печальный факт, что фундамент ( и экономики, и общества как такового) был разрушен в ходе неуправляемых экспериментов конца второй половины восьмидесятых. Когда "восстанавливался" именно "ленинский социализм", за который был принят нэп. И оттого противопоставить либерадке было уже толком нечего.
Вот-вот. Только что обнаружился дефицит газа у нас. Все выкачали в Европу, а для нас не осталось. Построили в Пскове и Питере ГРЭС, а топить нечем. Оборудование под газ заточено, а газа-то и нету. У Янова почитал про начало этого процесса. С Грозного пошла эта традиция...
Чтобы мастера подтянулись в те места, где строили новые.
Ерунда. Из Поморья мастеров никто никуда не "подтягивал". Просто запретил в самом Поморье строить по-старому и всё.
Ну, мне аргументировать нечем. А вам по ссылочке уже объяснили, что строитель рыбацкой лодки не построит боевой парусник, и это чистая правда.
Ну, мне аргументировать нечем. А вам по ссылочке уже объяснили, что строитель рыбацкой лодки не построит боевой парусник, и это чистая правда.

Это "Вазу" что-ли? Hier und da.

--
Всего наилучшего,
Андрей.
И примеров можно привести и не из петровского времени - ликвидация местного самоуправления. Только при Александре Втором что то разрешили. но далее земства давили с усеердием.
Про период СССР просто лень говорить: ликвидация любых начатков гражданского общества и создание восточной деспотии. Деспотия рухнула, пришёл феодаоизм и сейчас подгоняте под эти общественные отношения экономику и образование.
Власти в Европе выгодно чтобы люди спокойно работали и платили налоги. В России власти надо чтоб ты за@#$лся. Для этого достаточно изымать деньги из оборота, драть налоги, прекратить следить за законностью и всё получится само собой.
Для того, чтоб люди могли работать спокойно, они должны платить налоги. На эти налоги можно кормить тех, кто "следит за законностью". А вы, мерзкий народец, 13 процентов платить не платите. Европейские 25-50 процентов тем паче. А хотите всё бесплатно. Вот и получаете то, за что бес_платит.
С такими доходами от нефти налоги можно было бы вообще отменить, по крайней мере с частных лиц и мелкого бизнеса:) Однако налогов собирается даже больше чем запланировано, но даже часть из них складируют в Стаб. фонд, который мы скорее всего никогда не увидим.

Да и не суйте мне в нос Европу, я когда там учился, работал в свободное время грузчиком, зарабатывал 1500€ если на 40 часов в неделю, прожить студенту можно на 500€ более или менее сносно. Даже отдав почти половину по первому штоерклассу, мне было достаточно комфортно. А учитывая что Россия по потребительским ценам скоро догонит Европу, а кое где уже догнала, всё выглядит довольно печально.
Плохо учились. От частного к общему так идти нельзя.
Ну и? Я плачу налоги исправно, казна пухнет от бабла, а дороги не ремонтируют.
У меня в МСК дороги хорошие, ауди себя чувствует хорошо. А казна - поделена давно и бог с ней.
Частично согласен. Всегда есть центры и периферия. Москва и Россия. Мне кажется, что такие действия они наиболее заметны и болезненны при смене идеологии. Т.е. внедряется (чаще всего насильно) некий Новый Устав Правильной Жизни, который и раскалывает общество на две антиподных культуры. Если же при построении такого Устава ориентироваться на общие человеческие потребности, то может получится меньше крови. Но и меньше духовности. Как следствие...
Ориентируясь на общечеловеческие потребности ничего кроме сортира построить нельзя. Просто это почти единственная "общечеловеческая потребность". Даже жрать и спариваться люди уже предпочитают по разному.
А что, чем меньше всех и каждого устраивает "устав правильной жизни", тем больше "духовности"? Очень интересно отчего.
Вы меня не правильно поняли. Дело не в том, что и как жрать и спариваться, а то, что людям это свойственно. И жить в домах им свойственно. И любить себя, близких, родных, представьте, тоже.
Я говорю о основной массе, а не о маргинальных личностях (группах). О духовности могу сказать следущее: пить, есть, испражняться и заниматься сексом - не очень высокодуховные вещи. Так считается. Они, вообще, обычны, и поэтому привычны людям. И если "Устав" направлен на выполнение, помогает этому большинству делать такие обычные вещи - он проходит малой кровью.
А если нет - то тут либо должна присутствовать идея (некая духовность, возможно), либо это насаждается огнем и мечом. И чем больше этой идеи в "уставе" - тем меньше в нем интереса к обычным житейским потребностям людей. Вот что я хотел сказать.
Азиопеец Юрий Крупнов предлагает переместить столицу РФ на Дальний Восток. «Кому что»: помимо западников есть ещё и восточники.

А середина России — Новосибирск, а не Москва с Петербургом.
как раз вот это Russia's mental feature, этакое 'одеяло на себя', и привело нас к чрезмерной централизации всего-и-вся
более идиотского, извините, выражения, чем 'азиопеец', я не слышал лет пять как минимум!))
Про перенос столицы (точнее про создание основного президентского представительства) во Владивосток когда-то читал у Переслегина. После прочтения поста немедленно подумал: учитывая "хотели как лучше, а получилось как всегда ", если столицу туда перенести, то варваризация обязательно коснется европейской части, что не есть хорошо
Дочитал только вот до этой фразы и слегка офигел:

"Жители Сибири могут сказать "поехать в Россию" точно так же, как жители окраины Москвы говорят "поехать в город"."

Интересная точка зрения. Я из Новосибирска, и мне никогда в голову не приходило, что поехать в Европейскую часть - это значит "в Россию". И никогда не слышал такого отдругих. Тут автор, ИМХО, дал маху.
сегодня понятие России умирает вообще, а понятие Родины сморщилось до размеров малой родины (а дальше будут неофеодальные и неоплеменные образования, а после термин 'территория квартиры' - и всё это не шутки, между прочим) ровно так же, как мир нормального мужчины сужается в определённом возрасте до масштабов чресел его любимой женщины
А почему квартиры, а не собственной резиденции,
и почему вам ваша малая родина не нравится?!!
Ага, и про любимую женщину понравилось...
Бык-производитель?!!
чушь не порите, п-ста
мне моя очень нравится - однако я её не выпячиваю
а вот на Россию, кстати, почти уже фиолетово
Живу в Иркутске, никогда такого не слышал.
Зато часто, когда имеют в виду "поехать в Европейскую часть", говорят "поехать на Запад" или "в Европу".
На Кольском в 70-х говорили "поехать в среднюю полосу". А "поехать в город" от горожан я слышу с детства. Причём так говорят даже живущие в центре:).
Подтверждаю. Я тоже из Нска и ни разу не слышал выражения поехать в Россию(в таком контексте).
Еще моя бабушка, говоря о событиях за Уралом, часто говорила: это там в России.
'реформа' по определению - изменение формы (sic!), а никак не сути вещей
видимость вместо сущности, сиськи вместо писек

p.s. притом, что суть на всех одна...
её не изменять надобно, а только обновлять и освежать - ну и реставрировать накрайняк
мдаааааааа... люди "смотрют в книгу, видят фигу".

с чего вы все взяли, что Пётр 1 имел вообще какое-либо отношение к России и русскому? Был он колонизатор и захватчик. Не русский ни по этническому происхождению, ни по культуре.

А строительство столицы НА БЕРЕГУ МОРЯ вообще обычный колониальный приём - см. карту Британской Империи.
>Не русский ни по этническому происхождению,

Вы его с Петром 3-м не перепутали?

>А строительство столицы НА БЕРЕГУ МОРЯ вообще обычный колониальный приём -
>см. карту Британской Империи.

Смотрел. Много думал :))

В частности, о столицах, построенных гордыми бриттами.
Канберра, например, или Вашингтон с Оттавой - усе как один на берегу океана. :)
Поражает, как мн. патриотич. авторы основывают свои рассуждения на русофобских посылках и сами того не примечают. И в статье, и в комментарии русский народ представлен как объект, как пассивная масса, к кот. в любой момент может прийти злой дядя и сделать с ней что угодно. Никакого сопротивления, никаких протестов. Как же русский народ позволяет с собой такое сотворить? А если позволяет, то не заслуживает ли он этого?

Если же помнить, что русский народ свободный и сильный, сам выбирает свою судьбу и сам решает, кто будет им править, что ему строить, а что разрушать и проч., то история с тем же Петром будет выглядеть по-другому.
Вы предлагаете какое-то контрпродуктивное прекраснодушие

Anonymous

December 13 2006, 09:45:57 UTC 12 years ago

Напротив. Я предлагаю смотреть на самих себя как на взрослых, а не как на детей, к-рых "кто-то" может сделать "бедненькими" и проч. Мы сами отвечаем за то, что с нами происходит (не евреи, не американцы, не чеченцы и проч.), и сами можем это изменить, если не нравится.
Напротив. Я предлагаю смотреть на самих себя как на взрослых, а не как на детей, к-рых "кто-то" может сделать "бедненькими" и проч. Мы сами отвечаем за то, что с нами происходит (не евреи, не американцы, не чеченцы и проч.), и сами можем это изменить, если не нравится.
Вы применяете совершенно неуместные термины. Какие еще взрослые, вы о чем вообще? Перед кем это народ отвечает?
Существуют проверенные и обкатанные методы управления народом, его оболванивания и лишения субъектности.
Русофобия - это не позиция "русский народ слаб". Русофобия - это позиция "русский народ не достоин существования". Вот и вы, судя по всему, тяготеете ко второй позиции. Я о ваших словах: "А если позволяет, то не заслуживает ли он этого?". Русский народ ничего не должен заслуживать. Если он в чем-то плох, то это повод сделать его лучше, а не устранить его.
Взрослые - это такие, кот. не сваливают на других и осознают, что все делают сами. Отвественны - перед собой.
Процитированный Вами вопрос - это демонстрация того вывода, кот. прямо следует из Вашей позиции.
Моя логика проста: отрицать ист. субъектность русского народа - значит отрицать его способность на самоопределение.
Никто не отрицает "ист. субъектности" русского народа. Но она не абсолютна. И ее все меньше и меньше.
Что такое по-вашему способность народа на саоопределение?

Взрослые - это такие, кот. не сваливают на других и осознают, что все делают сами. Отвественны - перед собой.

Это всё термины из области межчеловеческих взаимоотношений. Народ не может участвовать в этих отношениях. Народ не может ничего ни на кого сваливать или чего-то там осознавать.

Процитированный Вами вопрос - это демонстрация того вывода, кот. прямо следует из Вашей позиции.

Не знаю, где вы увидели мою позицию, из которой можно сделать такой вывод. Моя позиция проста: народ - самоцель.
Если русский народ - субъект истории, значит никто не может сделать его "бедненьким" против его воли. Враги могут только посягать, но результатов они добиваются ровно тех, какие мы им позволяем. Всё остальное - отмазки ("нас зомбировали, оболванили, лишили воли").
Если русский народ - субъект истории, значит никто не может сделать его "бедненьким" против его воли.
Почему же? Другой субъект истории.
Ваша ошибка в том, что вы даете эмоциональную оценку происходящему. А оценка вообще не важна, важна суть вещей. Важно, почему получилось так-то и так-то, и как сделать, чтобы было сяк-то и сяк-то. А эти ваши поиски виноватых, ответственных, должных - они никому не нужны, только разобраться мешают.
Воля Ваша, но я убежден в обратном: как раз отмазки и постоянное сознание себя как пассивного объекта манипуляций мешают русскому народу самому творить свою судьбу. С моей т.зр. разобраться - значит понять, что все в наших руках. Тогда все эти призраки заговоров и провокаций просто рассеиваются (см. финал "Приглашения на казнь").
Вы мистик. Причём мистик, придерживающийся не очень хорошей мистической системы.

Бывают ситуации, когда ты ПРОСТО ПОПАЛ. Ну вот ехал ты с дачи, ничего не нарушал, сам трезвый. Попался на дороге пьяный водитель. Въехал. Твои дети - кусочки мяса. На нём ни царапины. "Так получилось". Никакой ТВОЕЙ вины тут нет. А если будешь думать, что есть - свихнёшься. От такого ЛЕЧАТ.
//Бывают ситуации, когда ты ПРОСТО ПОПАЛ.

Я действительно не оч. верю в такие ситуации даже в отн. индивидов. Тем более в отн. народов. Это же надо так "попасть" десяткам миллионов самых разных людей, чтобы какие-то злые дяди в течение десятилетий или даже столетий творили с ними нечто против их воли. По-моему, это абсурд.

"От такого ЛЕЧАТ" - несколько неожиданный аргумент в Ваших устах (не разобравшись-то толком). Подобное услышишь скорее от Ваших полит. оппонентов.
Так попали например американские индейцы. Европейские славяне тоже так попали с экспансией турок. Так же попали китайцы и индусы, когда их начали гнобить европейцы. Нигеры попали, когда их начали вывозить на е. плантации сахарного тросника в америку. Попали русские в азиятских странах бСССР. Попали арабы из сектора газа. Попали коренные народы британии которых в результате кельтско-нормандских нашествий истребили полностью.

Если вам хочется кому-то что-то доказать - вот вам отличная цель, докажите, что евреи "не попали" когда их начали гнобить фашисты. Убедите кого нибудь из них если сможете, в том, что е. заслужили/могли избежать и т.д. холокоста.
Могли избежать, безусловно. С народами всегда всё происходит не вдруг. Обязательно наблюдаются долговременные тенденции, даются многочисленные предупреждения. Что с завоеваниями, что с др. вещами. А долгоживующие народы вообще по многу раз наступают на одни и те же грабли, но - следовать привычному манеру оказывается важнее.
Дайте-ка вспомнить, Наполеон-Хилл "думай и богатей", только там про людей было написанно, можно и на народы экстраполировать если захочется.
Когда-то давно, еще в студ. годы, заглядывал в эту бизнес-йогу, было противно. Но, честно говоря, сейчас почти ничего оттуда не помню. Это Вы к чему? Типа отождествили с чем-то и тем опровергли?)
Наполеон-хилл это религия, а религию нельзя опровергнуть, ее можно или отвергать или слепо в нее верить.
Насчёт индивидов Вы просто выдвигаете монизм обоснования, зная при этом, что человек не есть единственная "причина самого себя" и уж тем более не контролирует хоть сколько-нибудь близко к тотальности "всё остальное". Гипотеза о милосердии относительно одних индивидов работает, относительно других - так-сяк, относительно третьих - почти не работает. Потому-то и придумали карму, чтобы восполнить баланс за счёт прежней жизни, которую поди проверь. Про себя скажу, что нахожусь между первой и второй категориями, то есть обычно меня предупреждают и вообще защищают (но предупреждают всё-таки не всегда, даже после ретроспективного дотошного выискивания в некоторых случаях я не могу отыскать таких предупреждений).

Относительно народов правоты у Вас больше (не в тексте по ссылке, а в этом треде). Но не стоит просто так отвергать многовековой гипноз внешних сил. Ведь в человека встроены очень легко уязвимые "точки", которые лучше всего видны в оптических иллюзиях (посмотрите, например, на неподвижные, но "движущиеся" картинки Китаоки).
Что касается возможности стремления народов к злу, то по ссылке Вы говорите о стремлении народов к благу для всех. Это передёргивание. Народ часто хочет верить, что всегда стремится к универсальному благу, даже, например, уничтожая другой народ (такой уж, мол, плохой этот другой народ). Но верить в это большинству народов удаётся с трудом и только на некоторые промежутки времени. А есть и партикуляристские народы, которые не испытывают нужды в моральных самооправданиях. Для них достаточно жизненного блага для себя, а те из них, кто с течением времени вырабатывает в себе тягу к самооправданию, сначала выдвигает "теорию" о неполноценности врага, и только потом могут дорасти до утверждения, что враг был воплощённым злом.

Если же рассмотреть вопрос о внеземном зле, то тут возможностей ещё больше - благодаря отсутствию у нас достоверных знаний. Классификация, которую привёл как-то хозяин этого журнала, вполне верна (в смысле перечисления возможностей), если считать, что судьба рода человеческого на Земле для этих внешних сил важнее всего, а сами эти внешние силы имеют хорошие инструменты предвидения. Так, он верно отклоняет вариант истинно добрых к людям сил, думающих, что хотят людям зла. Остаются три возможности: истинно злые, считающие, что хотят людям зла (демоны-бесы); истинно злые, считающие, что хотят людям добра (дэвы); истинно добрые, считающие, что хотят людям добра.
Но ведь внешние силы могут хотеть блага себе, а к людям относиться самое лучшее по остаточному принципу. И если даже они считают людей потенциальной ровней себе и относятся к ним бережно ("хорошие прогрессоры"), то всё равно они могут ошибаться или же заботиться о картине в целом, в каковой некоторым народам может быть отведено место жертвы (в той или иной степени). Тут имеется аналогия с хрестоматийным примером полководца, который для успеха операции бросает одну из частей на убой ради отвлечения сил противника на фальшивое направление главного удара. Вы можете тут сказать, что только тем народом пожертвуют, у которого отрицательный баланс перевешивает, но это не будет основано ни на чём, кроме веры в хорошо выровненную мировую справедливость.
Я, со своей стороны, не верю в такую хорошую выровненность.
Спасибо, интересно. Готов признать, что высказался слишком сильно.
Но в отн. конкретного ист. казуса (Петр I) ув. авторы, на мой взгляд, совсем не правы. Не было тогда особ. влияния на русских со стороны какой-л. организованной внешней силы. Не учитывая фактор русских, мы неизбежно упускаем некот. факты, и картина в целом искажается. Если же помнить, что Петр сам был таки русским, кот. вдруг почему-то решил провести "варваризацию", и вокруг него были русские, к-рые не стали бы просто так терпеть сумасшедшего царя, эти факты всплывают. Напр., что за полвека до воцарения Петра Густав Адольф проделал примерно то же со Швецией (привел голландцев, организовал военные заводы и проч.). Была создана легкая полковая пушка - совершенно новое оружие. И в результате провинциальная Швеция вдруг захватила Центр. Европу, уничтожив там больше половины населения. К нач. 18 века очередь была за Россией, и нужно было экстренно принимать меры, перестраивать под воен. технологию адм. систему и проч. Я тоже довольно долго разделял т.зр. Солоневича на Петра. Непонятно только было, как же это произошло. Но потом этот маленький фактик таки всплыл, и все стало на своим места.
Мы сами отвечаем за то, что с нами происходит...
Считать по-другому - значит презирать русский народ, считать его инфантильным и неспособным к самоопределению.

А давайте мы вам, например, квартиру обнесем. А когда вы попробуете возмущаться
, мы вам расскажем, что вы сами должны отвечать за себя. И если остались с голым задом, то не надо пытаться валить вину на воров. Иначе вы и не субъект вовсе, и пачпорт потому можно у вас забрать. Примерно так.
Я не снимаю вину врагов России за их действия.
Если ограбят мою квартиру, то воры виновны в краже, а я - в том, что недостаточно озаботился о сохранности своего имущества.
И совсем другое дело, если кто-то все свои неудачи будет спихивать на злые силы, начальство и т.п., мотивируя это тем, что его всю жизнь обованивали, зомбировали, навязывали ему чуждые парадигмы и проч.
"Если ограбят мою квартиру, то воры виновны в краже...
И совсем другое дело, если кто-то все свои неудачи будет спихивать на злые силы

Понятно. Чего тут непонять.
только интересно, кто "спихивает" все неудачи? Вот я, например, недавно знатно снес раздел с полезными данными, которые не все были забекаплены. И вот что странно, никого не виню. А вот в том, что около соседней школы валяются шприцы и полно малолетних наркоманов, я персонально нисколько не виноват, например.
Так и русские ни виноваты в том, что арабы режут африканцев в Дарфуре (хотя героич. сознание предполагает и такое чувство вины). Но за то, что происходит с нами, отвечаем именно мы. Никакие враги не могут с нами сделать то, чего мы действительно не хотим и не допускаем.
Никакие враги не могут с нами сделать то, чего мы действительно не хотим и не допускаем.
Вы вот хотите или допускаете ограбление кватриры? Или кто-то хотел трех боен прошедшего века?
И главное, вы недооцениваете мощности спектакля. Миллионы людей ежедневно покупают рекламируемые по ТВ товары. Ограбленная страна проголосовала за преемственность власти. Уже каждая собака знает, что в макдональдсах есть крайне вредно, но они не пустеют. Дети не хотят сдохнуть в ломках, однако садятся на наркоту. Достаточно примеров?
Если случилось, значит допустил. Три бойни - были страстно желаемы большинством участвовавших сторон. Макдональдс - отличный пример: всё заранее знают, но пренебрегают и идут навстречу своим желаниям. То же с наркотиками.
Мощность спектакля, говорите? Оветьте тогда и Вы на вопрос: почему другие манипулируют русскими, а не наоборот?
Перечтите Де Гибора. Это проблема не только русских.
Превратившись из общины в общество люди утратили иммунитет к влиянию извне. Технологии управления все совершенствуются. Атомизированные индивиды все легче попадают под влияние произвольной пропаганды. И именно массовое возрождение наационалистических движений по всему миру это как раз попытка этому противастоять. Так что дайте срок и все будет. Другое дело, что все остальные это все остальные. А у нас времени крайне немного. Важно успеть и не дать разрушить возрождающуюся национальную эдентичность.
Вы хотите сказать - Ги Дебора?)
Очепятался.
"Никакие враги не могут с нами сделать то, чего мы действительно не хотим и не допускаем."

Вы забыли, что есть такое слово - обман, и что есть такое явление как жульничество. Это такие преступления, когда жертвы все делают добровольно и никто их не заставляет. Обман может длиться неопределенное количество времени.
Виновные и пострадавшие вполне определяемы. Так что ваши сентенции по поводу ответственности, для вменяемого взрослого человека не годятся.
Криминологи прекрасно знают, что жертвами обмана являются гл. образом те, кто "сам обманываться рад". Потом они, конечно, кричат, что наперсточники их зомбировали) Повторю: вина с обманщиков не снимается. Но не надо представлять обманутого как безвольную куклу.
"Криминологи прекрасно знают"

Вы телепат? Откуда уверенность, что криминологи "прекрасно знают", что жертвы обмана - это те кто "сам обманываться рад"? А жертвы насильников - это надо думать те кто "сам рад насилию"? Жертвы убийств - "те кто сам рад расстаться с жизнью"? Отчего тогда законы не поменяют? Типа обманутые, изнасилованные и убитые - сами виноваты!

"Повторю: вина с обманщиков не снимается. Но ..."

Не надо полуправды. По закону - обманьщик виновен. Согласно вменяемой морали (не еврейской) - обманьщик виновен. Обманьщик виновен, потерпевший невиновен, иначе можно договориться до того, что обманьщик оказывал жертве услуги по обучению правде жизни.

"Но не надо представлять обманутого как безвольную куклу."

:) :) :) А кто представляет? Или вы считаете обманываемый должен был сопротивляться? Чему? До окончания обмана у него сохранялась видимость того, что с ним поступают честно.

Наперсточников и картежников сюда не приплетайте, они особенно в доверие не втираются. Если начьнете выпендриваться они вас банально огрябят.
Вы как-то далековато от темы отходите - отсюда и фантазии, будто я оправдываю преступников и призываю наказывать жертв.
Возьмите историю с Петром, лежащую в основании топика. Петр - не чей-то, а русский царь. Воцарился в независимом и сильном гос-ве, с многочисленным, не глупым и не безвольным народом. В его указах - никакого мошенничества) Всё в открытую. "Насильственная варваризация". Вопрос: где же народ? Отчего он вдруг, после двух веков вольного нац. развития, позволил творить с собой такое? Поляков прогнал, а с собственными правителями не справился? Времени не было опомниться и собраться с силами? Зомбирование? Масоны? Отчего подобное не произошло в др. странах, в той же Швеции, напр.?
Взгляд, кот. дан в обсуждаемых текстах, не отвечает на эти вопросы. Это значит, что на всю эту историю надо посмотреть несколько по-другому - с учетом того, что и в те времена люди были не глупее нас и всё прекрасно понимали. И могли сопротивляться, если что, - даже, пожалуй, лучшего нашего. Значит, почему-то решили иначе. И надо понять почему.
Никакие враги не могут с нами сделать то, чего мы действительно не хотим и не допускаем.

Т.е. мы подсознательно хотели оккупации Украины, Белоруссии и половины европейской части России немцами в 41-м. И гибели до 20млн своих соотечественников в концлагерях, от голода, болезней и убийств гитлеровцами во время Войны (в большинстве, кстати - русских, украинцев и белорусов).

Окуительная логика.

--
Всего наилучшего,
Андрей.
Не хотели, а допустили. Когда собираешься воевать, надо отдавать себе отчет в том, что подвергаешь риску и себя со своими близкими. У СССР к моменту войны армия была больше, вооружения были лучше. Так что вполне могли не допустить. К тому же, все (или почти все) хотели войны.

Deleted comment

Всегда. Он и сейчас это делает. Считать по-другому - значит презирать русский народ, считать его инфантильным и неспособным к самоопределению.
Другой вопрос - что механизм принятия решения может быть разным. И резоны тоже.

Deleted comment

//На данный момент Русского народа, как единого организма, нет.

Насколько я понимаю, именно эту позицию ув. хозяин этого дневника и определил в своей последней статье как русофобскую.
Определенная проблема есть: например, какая-нибудь кондолиза райс может жаловаться на многовековую непокорность русского народа, а некоторые наши (?) всю историю русских записывают как тотальную покорность и порабощенность. Т.е. подтверждают русофобские байки о рабской сущности и неспособности русских иметь свое государство. Но у Крылова этот перегиб отсутствует (а, например, у Алексея Широпаева, по-моему, в полной мере).
Я не обвиняю автора в том, что он занимают такую позицию. Я просто обращаю внимание, на предпосылки, из кот. он исходит и кот. противорчат осн. направлению его мысли.
Дело в том, что мы, видимо, по-разному понимаем основное направление мысли Константина. Я понимаю так, что основное - это как раз не русофобия, а рождение нации. Осознание русофобии как реального факта - это уже много, но недостаточно для развития. Нация по Крылову имеет историю, характеризующуюся определенными этапами т.н. взросления. Сейчас наступает период зрелости, время "пожить для себя" (а не для великих вселенских идей). Наблюдаем же мы этот процесс в жизни отдельного человека?
При таком взгляде на историю естественно ассоциировать прошлое русской нации как период молодости со всеми присущими ей поступками и проступками, подвигами и ошибками, а также формированием характера под влиянием других(ребенок, подросток, юноша все-таки сначала воспитываются, хотя и занимаются кое-каким самовоспитанием).
Это по существу нормальная целостная картинка, ничего обидного для нации в этом нет, все логично. Заметим, что история при этом не очерняется и не идеализируется, т.е. нет перехода в крайности.
Возникают, правда, два вопроса: 1. почему на взаимоотношения с европой Константин смотрит как на отношения старший брат (или даже отец)- младший брат. Здесь, кстати, вопрос о территориях становится знаковым. Константин считает большие пространства, занятые русскими, некими препятствиями, что очень странно. Русская земля, великая ширь и доль - это награда, благо, зрелая нация не может тяготиться большим домом, она ему радуется. А вот для европейцев здесь появляется натуральный повод для зависти; 2. за зрелостью приходит старость, ну, а потом и смерть, а ведь умирать не хочется...
Какой молодец этот Успенский. Убедительно и просто. Никаких дорогостоящих исследований, смотрит на карту, видит названия. Изящен как Ницше.
ольга
Не бывает абсолютно черного и абсолютно белого. Истина не в "великий реформатор, прорубивший окно в Европу", но и не в "колонизатор, осуществлявший геноцид русских и сломавший хребет русской истории" - а "и ты прав, и ты тоже". Но история не знает сослагательного наклонения, а Петр был человеком своего времени... Ну а пассаж о поголовной грамотности в допетровской Руси - это просто пиздец какой-то.
Вы только не учитываете, что Петр действовал вполне в русле тогдашнего "европейского" тренда - укрепление власти и секуляризация государства. За что и был в европах позже высоко ценим как политик.

Deleted comment

340 лет непрерывного умирания. какой ужас.
Не-епрерыывный суиицииид для меняяяаа-а-а-а!
Ну не о малиновой девочке же!

Deleted comment

Дункан Маклауд

340 лет все-же чуток длинноватый для Homo-sapiensa срок ;)
Кстати, совершенно верный, но редко вспоминаемый факт.
Сравнивать деревянное строительство с каменным - почти нереально, поскольку архитектурные решения зависят прежде всего от свойств доступных материалов.
При этом, на мой взгляд, вполне очевидно, что деревянная архитектура может "позволить себе" больше.
никто так не похож на жидов как антисемиты 8-)
"...Историография в мире Либерпанка"
(...)
"...1а) гипертрофия эйдоцентричности, то есть максимальное педалирование Образа в ущерб Слову и Тексту (как структуре _информации_) сравнительно с повседневным информационным обменом. Рискну предположить, что сам креатив той или иной исторической информации коммерческого назначения будет оцениваться именно по степени вытеснения Слова и Текста Образом относительно предыдущих версий той же темы;..."
(...)
"...В-главных, история потребителем будет рассматриваться как совокупность сделок. Это однозначно исключает из рассмотрения фактор цивилизации как таковой, то есть всю упорядоченную деятельность масштаба человеческих сообществ (производительные силы, производственные отношения, национальный или религиозный подъём и проч.)..."
(...)
"...Внимание потребителя истории фокусируется на исторических событиях только как последствиях сделок и сговоров(2). Разумеется, при таком подходе неизбежен шабаш коммерческой конспирологии - будут рассматриваться перипетии сделок реальных и "реконструироваться" сделки, объясняющие тот или иной поворот в истории..."
(...)
"...Важно понимать, что в мире либерпанка всякое информационное изделие на историческую тему, отвечающее классификациям и обстоятельствам, приведённым выше, в общем случае не зависит ни от других подобных изделий, ни от реальной истории(5).
Из изложенного выше следует, что такое информационное изделие будет описывать некоторую сделку между историческими личностями (точнее, брэндами) и её последствия через совокупность возможно более ярких и захватывающих образов.(6)..."
(...)
"...Следовательно, существуют две исторически выигрышных роли (творец удачной сделки и жертва неудачной) и две проигрышных (творец неудачной сделки и жертва удачной). Соотнесение этих ролей с потенциальными покупателями в перечисленных ограничениях и определяет заказ на изделие..."
"Так, наряду со строительством новой России создается "анти-Россия", символизирующая старую, традиционную культуру. С точки зрения новой России, старая Россия - "анти-Россия", а с точки зрения старой, - "анти-Россией" является именно новая культура. В результате появляются две культуры-антипода, антагонистически противопоставленные друг другу."


Кстати, именно этим объясняется пресловутая "загадочность русской души", феномен русской интеллигенции и прочие другие. Подробно этот момент рассматривается в книге профессора Хомякова "Свои и Чужие" в этой главе: http://www.miroslavie.ru/library/hom/hom_2.htm#24_11


"То есть. ИСКУССТВЕННАЯ ВАРВАРИЗАЦИЯ, разрушение всего европейского, "белого", цивилизованного - вот чем в первую очередь занимается любой российский "реформатор". Буквально. Запрещаются каменные дома, сколачиваются грязные сараи и туда загоняется ободранный народ. Отнятые у народа вещички свозятся в оффшор и там обмениваются на "табачок". Потом на ободранных людей показывают пальцем - "да-с, вот с таким народом приходится жить... дикари-с". "Надо их тысячелетиями цивилизовывать, чтобы они доросли до уровня французов-с"."


Варваризация -- это всё-таки освобождение. А российское "реформаторство" я бы назвал искусственным закабалением, увеличением роли государства в различных сферах общественной жизни. Именно это и является причиной многих бед, в том числе и в современной РФ, а традиции подобного закабаления укоренились уже в веках. Единственным выходом для русских (напомню -- речь идёт о выживании) является разрыв этого порочного круга сменяющих друг-друга "реформаторов", которые сначала усиливают гнёт, потом сами же властные элиты разлагаются и тянут ко дну народ. Подробнее об одном из вариантов ВЫХОДА читайте в программе НОРНА (http://naztech.org/norna1/)

Петр в своих делах был человек азартный и скорый, потому и много успел сделать, но запрет на строительство каменных зданий, кроме как в Петербурге, был введен совсем не для того, чтобы остальная Россия быстра стала дикой и варварской, а для того, чтобы все каменщики, что в России имелись, в Петербурге работали. И город вырастал на глазах. Или Вы скажите, что каждая телега должна была привезти с собой камень, только чтобы в России в угоду новой столице камней не осталось?
+1
у "заединщиков" отсутствует логика, поэтому Ваши аргументы их не убедят

Deleted comment

увы, это особенность России - находится Лидер - народ идет за ним в правильную сторону, находится гад и сволочь, типа Горбачева - народ пассивно созерцает, как его страну разрушают

это не хорошо и не плохо - это особенность русского народа - от централистичен
чем, кста, Путин, и пользуется

Deleted comment

ну, я в общем человек левых убеждений, и знаю, что история не сводится к действия героев-царей-королей

но в то же время - особенно в России - фактор личности важен чрезвычайно

избрали бы в 1985 году Григория Романова вместо Горбачева - все было бы иначе
не берусь гадать как, но иначе

Deleted comment

я люблю конспирологические теории - но не более как развлечение, типа НФ и детективов

при всем личном к Вам уважении
Интересно, что почти нигде нет ссылок на т.н. "Указы о русском платье", повторявшиеся шесть раз. Я прочитал об этом в заметках Пушкина по истории Петровских реформ: "Портных за пошив русского платья велено наказывать (к н у т о м - ? А.П.)" Кнутом, да-да, за пошив русского платья. Вам это ничего не напоминает? помнится, немцы вводили смертную казнь за ношение валенок, по другим причинам, и при всем несходстве - но это вполне себе параллель, нет? За ношение платья и бороды - штраф. Ну, про символизм запрета на ношение бород распространяться не буду, use your imagination.

В другом месте он пишет: "Купцов за продажу русского платья (как-то так, примерно) разорять и ссылать в Сибирь". Про кнут, кажись, тоже было.

Указы о ношении русского платья касались всех, кроме крестьян и духовенства - по причинам экономическим и культурным. Академик-герой и русский язык бы запретил, да это трудненько было бы. Впрочем, меры были приняты: почитайте переписку какого-нибудь екатерининского вельможи, и обратите внимание на граматические формы: тыры-быры надлежит быть ( ср. нем. werden soll). Глагол на последнем месте, по немецки. И так почти все официальные тексты того вемени написаны. При том, что это не по-русски.

Я, впрочем, ни на чем не настаиваю, не историк я. Могу ошибаться.
Собирался вроде бы запретить. Я где-то читал, что незадолго до смерти Пётр готовил указ о переводе делопроизводства на голландский. Впрочем, может быть, и легенда.
Ужасный, ужасный Петр. Страну развалил и приватизировал. Армию ликвидировал. Россию, гад этакий, решил европейскому научить. Просто упадок и кризис. Но не таков русский мужик! Сколько его гадостям не учи - жив еще русский богатырь, многие века испытаний прошел и кузькину мать всем покажет.

Слава России!
С последними двумя словами совершенно согласен. С началом - в общем, тоже, но "без всякой иронии".
А зря. Потому что Петр, если без иронии, стране помог победить и сравнивать его с нынешними "реформаторами" просто неприлично. А особой культуры до Петра у России не было, так что и давить на этот "момент" нет смысла.
Костя! Ответь же ж на письмо! =)
Философия русистов ровно та же.
Радикальный западнический национализм и искусственная варваризация - "зачем нам гоголи и достоевские, от них одна русофобия и слюни про отзывчивость, будем лучше как чеченцы, грызть зубами нерусь".
"Петр накладывает по всей стране запрет на строительство каменных зданий (1714 г.). "
И что? с тех пор этот указ так и действует?
Если нет, то когда и кем он был отменён?
Кто посмел сделать Россию цивилизованной?
Самые благожелательные к Петру историки и писатели не скупятся на черные краски, изображая его пьянство и разгул, его беспощадность и его жестокости. И делают это так, как если бы они понятия не имели, что и пьянство, и беспощадность были явлениями эпохи, и при этом, по преимуществу, не русской эпохи. Наши историки, рисуя петровские поездки заграницу — рисуют тогдашнюю Европу в виде этаких мирных благоустроенных земель, состоящих под опекой благопопечительных и благопросвещенных правителей, воспитывающих народы свои не батожьем и пытками, а мерами разумного и нравственного воздействия, — этакий сплошной саардамский парадиз.

Исходная точка всех официальных суждений о Петре сводится к следующему: Москва чудовищно отстала от Европы. Петр, — хотя и варварскими методами, — пытался поставить Россию на один уровень с европейской техникой, моралью, общественным бытом и прочее. Официальная точка зрения довоенной России почти ничем не отличается от официальных советских формулировок: родство, по меньшей мере, странное. Приводятся и личные переживания Петра, толкнувшие его на путь реформы: его впечатления в Кокуйской слободе и его наблюдения в Европе. В общей сумме все это можно было бы сформулировать так: варварство, грязь, отсталость Москвы, — и чистота, гуманность и благоустройство Европы. Ключевский так и пишет: «как ни мало внимателен был Петр к политическим порядкам и общественным нравам Европы, он, при своей чуткости, не мог не заметить, что тамошние народы воспитываются и крепнут не кнутом и застенком» — как, дескать, «воспитывалась» Московская Русь. Литературная обработка этой темы достигла своего кульминационного пункта в легенде о саардамском плотнике, восхищенном чистотой, уютом и свободой цивилизованных европейских стран.

Описывая европейскую благовоспитанность, историки становятся в тупик перед петровскими антирелигиозными и прочими безобразиями: откуда бы это взялось? Поехал человек в Европу с целью закупки и импорта в Россию всяческой цивилизации и благовоспитанности, а привез такие вещи, за какие двести лет спустя даже и большевики своих воинствующих безбожников по головке не гладили? Я не буду повторять этих вещей: они всем известны — ряд неслыханных кощунств, организованное издевательство над Церковью, беспробудное пьянство, насильственное спаивание людей, ушаты сивухи, которую гвардейцы вливали в горло всяким встречным и поперечным — словом, действительно, черт знает что такое. Откуда бы это? Ответ подыскивается все в том же направлении: этакая широкая, истинно великорусская натура, с ее насмешливостью, необузданностью, широчайшим размахом во всем — в худе, и в добре, и в подвиге, и в безобразии. И тут же делается ссылка на варварское состояние Москвы: «что вы хотите, — варварская страна, варварские развлечения...»

Я не историк и в смысле исторической эрудиции никак не могу конкурировать даже с Покровским. Но для того, чтобы увидеть совершеннейшую лживость всей этой концепции — вовсе не нужно быть историком: вполне достаточно знать европейскую историю в объеме курса средних учебных заведений. Даже и этого, самого элементарнейшего знания европейских дел вполне достаточно для того, чтобы сделать такой вывод: благоустроенной Европы, с ее благопопечительным начальством, Петр видеть не мог — и по той чрезвычайно простой причине, что такой Европы вообще и в природе не существовало.

Вспомним европейскую обстановку петровских времен. Германия только что закончила Вестфальским миром 1648 г. Тридцатилетнюю войну, в которой от военных действий, болезней и голода погибло три четверти (три четверти!) населения страны. Во время Петра Европа вела тридцатилетнюю войну за испанское наследство, которая была прекращена из-за истощения всех участвующих стран — ибо и Германия, и Франция снова стали вымирать от голода. Маршал Вобан писал что одна десятая часть населения Франции нищенствует и половина находится на пороге нищенства. Дороги Европы были переполнены разбойными бандами — солдатами, бежавшими из армий воюющих сторон, голодающими мужиками, разоренными горожанами — людьми, которые могли снискать себе пропитание только путем разбоя и которых жандармерия вешала сотнями и тысячами тут же на дорогах — для устрашения. Во всей Европе полыхали костры инквизиции — и католической, и протестантской, на которых ученые богословы обеих религий жгли ведьм. За сто лет до Петра приговоров от 16 февраля 1568 года Святейшая Инквизиция осудила на смерть ВСЕХ жителей Нидерландов, и герцог Альба вырезывал целые нидерландские города.

В первой половине XVII века нидерландцы принимали участие в Тридцатилетней войне. Сейчас же после ее окончания, они были разгромлены Кромвелем (1652-54), который своим «навигационным актом» начисто ликвидировал голландскую морскую торговлю. Затем последовали две войны с Францией. И, наконец, Нидерланды были втянуты в новую, но по старому бессмысленную войну за испанское наследство.

Нидерланды были разорены. Голодные массы на улицах рвали в клочки представителей власти — власть отвечала казнями. Тот саксонский судья Карпцоф, который казнил 20.000 человек, — это только в одной Саксонии! — двадцать тысяч человек, а Саксония была не больше двух-трех наших губерний, помер — совсем перед приездом Петра в ту Европу, которая, по Ключевскому, воспитывалась без кнута и застенка — в 1666 году. Я не знаю имен его наследников и продолжателей — на самого Карпцофа я натолкнулся совершенно случайно — но эти наследники были наверняка. Сколько людей повесили, сожгли или четвертовали они?

В Англии, куда Петр направил свои стопы из Саардама, — при одной Елизавете было повешено и казнено другими способами около девяноста тысяч человек. Вся Европа билась в конвульсиях войн, голода, инквизиции и эпидемий — в том числе и психических: обезумевшие женщины Европы сами являлись на инквизиционные судилища и сами признавались в плотском сожительстве с дьяволом. Некоторые местности Германии остались, в результате этого совсем без женского населения.

«Европейские народы воспитывались не кнутом и застенками» — говорит Ключевский. Ключевский не мог не знать, что по «Уложению Царя Алексея Михайловича» смертная казнь полагалась за 60 видов преступлений, по современному ему французскому законодательству — за 115, а Петр ввел смертную казнь за двести — это называется «воспитывать без кнута и застенка». Наши историки не могли, конечно, не знать, что наши «застенки» были детской игрушкой по сравнению с западноевропейскими нравами и обычаями. Они не могли не знать, как расправилось шведское правительство с современником Петра — Паткулем, как уже совсем нечеловеческим способом был во Франции в 1757 году казнен отец Дамьен, какая судьба постигла друзей Фридриха — будущего «Фридриха Великого» — казненных четвертованием на глазах юного наследника престола. Да и сам наследник был спасен от судьбы Алексея Петровича только заступничеством иностранных дворов. Так — вот все это называется «воспитанием без кнута и застенка».

Застенки были и в Москве. Но вот что пишет об отце Петра — Алексее Михайловиче, посторонний и иностранный наблюдатель — австрийский посол Мейерберг:
«Царь, при беспредельной своей власти над народом, привыкшим к полному рабству, ни разу не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь».

Оставим пока «полное рабство» на совести барона Мейерберга: для баронских фантазий в Москве, действительно, особого простора не было, а собственные крестьяне барона Мейерберга едва ли пользовались большей свободой, чем московские. Но, вот, царь «не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь» — может быть, изучать политическую педагогику «без кнута и застенка» было бы удобнее в Москве а не в Саардаме?

Историки говорят о московской грязи и об европейской чистоте. Процент того и другого — и в Москве, и в Европе сейчас установить довольно трудно. Версальский двор купался, конечно, в роскоши, но еще больше он купался во вшах: на карточный стол короля ставилось блюдечко, на котором можно было давить вшей. Были они, конечно, и в Москве — больше их было или меньше — такой статистики у меня нет. Однако, кое-что можно было бы сообразить и, так сказать, косвенными методами: в Москве были бани и Москва вся — городская и деревенская, мылась в банях, по крайней мере, еженедельно. В Европе бань не было. И сейчас, больше двухсот лет после Петра, бань в Европе тоже нет. Города моются в ваннах — там, где ванны есть, деревня не моется совсем, не моется и сейчас. В том же городке Темпельбурге, о котором я уже повествовал, на пять тысяч населения имеется одна ванна в гостинице. А когда мой сын однажды заказал ванну для нас обоих — он пришел раньше и вымылся, я пришел позже и администрация гостиницы была искренне изумлена моим требованием налить в ванну чистой воды: истинно русская расточительность — не могут два человека вымыться в одной и той же воде!

Петр — в числе прочих своих войн — объявил войну и русским баням. Они были обложены почти запретительным налогом: высшее сословие за право иметь баню платило три рубля в год, среднее — по рублю, низшее — по 15 копеек — одна из гениальных финансовых мер, подсказанная Петру его пресловутыми прибыльщиками. Ключевский пишет: «в среднем составе было много людей, которые не могли оплатить своих бань «даже с правежа под батогами». Даже с правежом и под батогами московская Русь защищала свое азиатское право на чистоплотность. На чистоплотность, вовсе неизвестную даже и сегодняшней Европе, не говоря уже об Европе петровских времен.

Сказка о сусальной Европе и варварской Москве есть сознательная ложь. Бессознательной она не может быть: факты слишком элементарны, слишком общеизвестны и слишком уж бьют в глаза. И ежели Петр привез из Европы в три раза расширенное применение смертной казни, борьбу с банями, и еще некоторые другие вещи, — то мы имеем право утверждать, что это не было ни случайностью, ни капризом Петра: это было европеизацией: живет же просвещенная Европа без бань? — нужно ликвидировать московские бани. Рубят в Европе головы за каждый пустяк? — нужно рубить их и в Москве. Европеизация — так европеизация!

Европеизацией объясняются и петровские кощунственные выходки. Описывая их, историки никак не могут найти для них подходящей полочки. В Москве этого не бывало никогда. Откуда же Петр мог бы заимствовать и всепьяннейший синод, и непристойные имитации Евангелия и креста и все то, что с такою странной изобретательностью практиковал он с его выдвиженцами?

Историки снова плотно зажмуривают глаза. Выходит так, как будто вся эта хулиганская эпопея с неба свалилась, была, так сказать, личным капризом и личным изобретением Петра, который на выдумку был вообще не горазд. И только Покровский в третьем томе своей достаточно похабной Истории России (довоенное издание), — скупо и мельком, сообщая о «протестантских симпатиях Петра», намекает и на источники его вдохновения. Европа эпохи Петра вела лютеранскую борьбу против католицизма. И арсенал снарядов и экспонатов петровского антирелигиозного хулиганства был, попросту, заимствован из лютеранской практики. Приличиями и чувствами меры тогда особенно не стеснялись, и подхватив лютеранские методы издевки над католицизмом, Петр только переменил адрес — вместо издевательств над католицизмом, стал издеваться над православием. Этого источника петровских забав наши историки не заметили вовсе.

Первоначальной общественной школой Петра был Кокуй, с его разноплеменными отбросами Европы, попавшими в Москву, на ловлю счастья и чинов. Если Европа в ее высших слоях особенной чинностью не блистала, то что уж говорить об этих отбросах. Особенно в присутствии царя обеспечивавшего эти отбросы от всякого полицейского вмешательства. Делали — что хотели. Пили целыми сутками — так, что многие помирали. И не только пили сами — заставляли пить и других, так что варварские москвичи бежали от царской компании, как от чумы.

Пили, конечно, и в Москве: «веселие Руси...» Но, если исключить Ивана Грозного, с его тоже революционными методами действия, то о пьянстве в Московском Кремле мы не слышали ничего. Там был известный «чин». И когда московские цари принимали иностранных послов, то царь подымал свой бокал за здоровье послов, и их монархов — но это не было ни пьянством, ни запоем.

О состоянии уровня трезвости в современной Петру Европе, у меня, к сожалению, особенных данных нет. Есть случайная отметка москвича, путешествовавшего по Европе и отмечавшего, что, например, немцы «народ дохтуроватый, а пьют вельми зело». «Вельми зело» — указывает на некоторую степень изумления: вероятно, что в Москве пили или только «вельми», или только «зело» — в Германии и вельми, и зело. Но для более позднего периода некоторые свидетельства имеются. Сто лет после Петра — при Александре I наш посол в Лондоне граф Воронцов доносил своему правительству о коронованных попойках, на которых, «никто не вставал из-за стола, а всех выносили». Именно в то же время английский король Георг пришел на свою собственную свадьбу в столь пьяном виде, что не мог стоять на ногах и придворные во время всей церемонии держали его под руки.

Пьянствовала ли вся Европа? Ну, конечно, нет. В подавляющем большинстве случаев, массы не имели не только вина, но и хлеба. В братоубийственных феодальных войнах, которые велись руками наемных солдат — население подвергалось грабежу не только со стороны «чужих», но и со стороны «своих». Еще армии Фридриха Великого были бичом для собственного прусского населения. Наемная армия, — наемной армией была и фририховская, — не имела никаких моральных оснований быть боеспособной — отсюда и та палочная дисциплина, которая, к удивлению Фридриха Великого, заставляла солдата бояться капральской палки больше, чем неприятельского штыка. Отсюда та палочная дисциплина в армии, которую и у нас ввел Петр и ликвидировали только Потемкин, Румянцев и Суворов, позже она была восстановлена поклонником Фридриха — Павлом I. В Германии, перед Второй мировой войной, еще били гимназистов. Не было «телесных наказаний» в строгом смысле этого слова, но пощечины практиковались, как самый обычный способ педагогического воздействия. К русским детям, посещавшим германские школы, эта система, впрочем, не применялась. Наши варварские нравы ликвидировали всякое телесное воздействие на школьников уже лет восемьдесят тому назад. И попытки немецких учителей бить по физиономии русских детей — приводили к скандалам: иногда родители приходили скандалить, а иногда и школьники отвечали сами — так что русские варвары были оставлены в покое.

Все это было в средней Европе. В южной было еще хуже, в особенности в Италии и Испании — вспомним, что последний случай аутодафе — публичного сожжения живого еретика — относится к 1826-му году. Вспомним и христианские развлечения римских Пап, — театральные спектакли, от которых, по выражению Покровского, краснели соотечественники Рабле — французские дипломаты. Редкий случай дипломатической стыдливости. На этих представлениях актеров слуги схватывали за руки и за ноги и били животом о пол сцены, — так сказать, аплодисменты наоборот...

Не нужно, конечно, думать, что в Москве до-петровской эпохи был рай земной или, по крайней мере, манеры современного великосветского салона. Не забудем, что пытки, как метод допроса и не только обвиняемых, но даже и свидетелей, были в Европе отменены в среднем лет сто-полтораста тому назад. Кровь и грязь были в Москве, но в Москве их было очень намного меньше. И Петр, с той, поистине, петровской «чуткостью», которую ему либерально приписывает Ключевский — вот и привез в Москву: стрелецкие казни, личное и собственноручное в них участие — до чего Московские цари, даже и Грозный, никогда не опускались; привез Преображенский приказ, привез утроенную порцию смертной казни, привез тот террористический режим, на который так трогательно любят ссылаться большевики. А что он мог привезти другое?

Технику и прочее привозили и без него. Ассамблеи? Нужно еще доказать, что принудительное спаивание сивухой — всех, в том числе и женщин, было каким бы то ни было прогрессом, по сравнению хотя бы с московскими теремами — где москвички, впрочем, взаперти не сидели — ибо не могли сидеть: московские дворяне все время были в служебных разъездах, и домами управляли их жены. Отмена медвежьей травли и кулачного боя? Удовольствия, конечно, грубоватые, но чем лучше их нынешние бои быков в Испании или профессиональный бокс в Америке?

Состояние общественной морали в Москве было не очень высоким — по сравнению — не с сегодняшним, конечно, днем, а с началом двадцатого столетия. Но в Европе оно было на много ниже. Ключевский, и иже с ним, не знать этого не могли. Это — слишком уж элементарно. Как слишком элементарен и тот факт, что государственное устройство огромной Московской Империи было неизмеримо выше государственного устройства петровской Европы, раздиравшейся феодальными династическими внутренними войнами, разъедаемой, религиозными преследованиями, сжигавшей ведьм и рассматривавшей свое собственное крестьянство, как двуногий скот — точка зрения, которую петровские реформы импортировали и в нашу страну.

Сказка о сусальной Европе и о варварской Москве является исходной точкой, идеологическим опорным пунктом для стройки дальнейшей исторической концепции о «деле Петра». Дальше я постараюсь доказать, как одна легенда и фальшивка, громоздясь на другую легенду и фальшивку, создали представление, имеющее только очень отдаленное отношение к действительности. Это, мне кажется, будет не очень трудно. Значительно труднее — объяснить двухсотлетний ряд «идеологических надстроек» над действительностью, — окончившихся коммунистической революцией. Или, во всяком случае, это объяснение трудно сформулировать с той же наглядностью, с какою можно доказать полнейшее несоответствие петровской легенды самым элементарным и самым общеизвестным историческим фактам.

В основе этой легенды лежит сказка о сусальной Европе и о варварской Москве. Эта сказка совершенно необходима, как фундамент для всего остального: если вы откинете этот фундамент — сказки строить будет не на чем: все дальнейшее строительство превращается в бессмыслицу. Тогда придется сказать, что из всей просвещенной Европы, Петру стоило взять технику чугунолитейного дела, которую предшественники великого преобразователя импортировали и без него, — может быть и еще кое-что из технических мелочей, достигнутых всем тогдашним человечеством, от которого Москва столь долго была изолирована, но что со всеми остальными петровскими реформами — не стоило и огорода городить. Но тогда, если вы откинете сусальную Европу, а с нею, следовательно, и благодетельность петровских реформ, тогда рушится весь быт и весь смысл того слоя людей, которые выросли на почве петровской реформы — быт и смысл крепостнического русского дворянства.