Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

Образ и действительность

Видел я тут давеча фотки маленького русского городка. Фотки вполне любительские. Но сделанные так, что городок кажется гемютным гнёздышком в центре Европы.

Причём у автора фоток это получилось, похоже, случайно. Он просто забыл, что "снимает русское". Снимал "как турист". То есть не "помойку" и не "ободраную стену" (как полагается, если ты в России), а "как будто это хорошая какая-то страна". Ну и получилось - красиво.

И я подумал: когда до этого дойдёт, "возрождение России" надо будет начинать не с попыток "сделать что-то материальное", а с коррекции образов.

То есть. Никакого "красивого уютного мира" у нас не будет, пока не будет представления о том, каким он должен быть. Ибо только уродство образуется само собой, а красота есть обращение к первообразу.

Но первообраз нельзя "просто придумать". Его надо именно что "открыть".

Мне уже приходилось писать о том, как эту проблему решают "западники". Они стараются показать любой предмет с наилучшей стороны, причём пользуются приёмами продавцов. "Купи это" или "купись на это" (что одно и то же).

Однако там не было сказано другого. После того, как образ построен, они по нему отстраивают действительность. После чего по ней строят ещё более смачный образ и так далее.

То есть. Вот есть вещь (а также место, а также страна). Вещь рекламируется - разумеется, "показывая лучшее". Дальше эта реклама берётся за образец - и стараются "сделать вещь, похожую на рекламу". Чтобы она "на самом деле" была "вот такая замечательная вся, блескучая, вкусная, сияющая". Через какое-то время это получается. Дальше опять нахождение лучших сторон, создание образа - и так далее по кругу.

Но начинать надо именно что с "рекламы" и "построения образа". С нахождения и выпячивания лучшего и замазывания/переинтерпретации худшего. Причём это лучшее надо именно искать - как торговец высматривает самые румяные яблочки, чтобы их-то и положить на видное место.

Мы же либо придумываем себе несуществующие достоинства, либо (чаще) отказываем себе в существующих. "Чего от нас и хотят".

)(
"Мы же либо придумываем себе несуществующие достоинства, либо (чаще) отказываем себе в существующих."

Бедный Вы, бедный... Всё не своим голосом поёте.
...наверное, сказать чего хотел...
Тут главное не остановиться на создании "красивого образа", а воплотить его в жизнь, что гораздо сложнее и дороже.
Кстати говоря, на западе формируют именно образы. Не важно, что колбаса дерьмовая, главное, что в красивой обёрточке она продаётся хорошо.
Кстати, а Вам не кажется, что подобная "показушная" философия губительна для нас?
Нет, не кажется. Только так и надо.

Что им хорошо, то и нам неплохо.
не знаю, придумываем ли мы себе несуществующие, но в существующих точно часто себе отказываем.
А где можно фотографии посмотреть?
Интересно, а к разговорам о политике это тоже относится? Нужно ли регулярно говорить о гадостях, которые делает правительство или находить что-нибудь хорошее и всячески его пропагандировать?
Конечно, относится:-))
Кстати, да!
Вот прямо с завтра Костя может приступить к трансляции Светлого Образа Путина, как он Русских защищает и всё такое. Выпячивать вкуснющести и блестючести!

А потом, автоматически наверное, и жить станет лучше!

Правда, это ж надо самому свою идею реализовывать, а ещё и не удастся вдруг, и вину на криворукость исполнителей не свалишь!
"А потом, автоматически наверное, и жить станет лучше!"
Наверное.
Причем я сейчас убийственно серьезен.
Красивый образ и правильное действие - разные вещи. В принципе.
Да, разумеется. Если

1. мы хотим блага этому правительству (не стране, не народу, а именно правительству);

2. если технически возможно после "построения образа" начать воплощать его в жизни (например, после восхваления мудрой политики правительства политика и в самом деле начинает быть мудрой).

При невыполнении любого из этих условий - "извините".
Буквально на днях у меня был "приход". Выйдя встречать жену из магазина на автобусную остановку, неожиданно - в нескольких сотнях метров от дома - обнаружил, что с точки, в которой я нахожусь, открывается почти идеальный вид - красивейшие клумбы, очень удачно расположенная новая церковь на фоне весьма оригинального вида новостроек, с другой стороны - старая школа (не брежневская панелька, а добротная из белого кирпича, утопающая в зелени), деревья, под деревьями зеленая трава с дорожками и т.д.
Было ощущение, что кто-то на меня морок навел. Я же нахожусь в городе Мытищи Московской области! В том, который "Царство грязи говнищи, славный город наш...".

Потом вспомнил мрачные парижские пригороды, через которые мне довелось проезжать в прошлом году.
Подумал, что вот так можно совершенно без всякого вранья сфоткать одно и другое, поставить рядом две картинки и написать: "пригород Москвы", "пригород Парижа", потом запостить - и наслаждаться комментами... :)

>Было ощущение, что кто-то на меня морок навел. Я же нахожусь в городе Мытищи Московской области! В том, который "Царство грязи говнищи, славный город наш...".

А, не знаю... Два человека могут жить в одном и том же городе, в одном и том же доме, в одно и то же время - а видеть совершенно разное.
Красота - в глазах смотрящего.
Дело вкуса, вот мне лично в Европе милей всего развалины и общарпаность старых городов.
И всё это под гул канонады?
Фи, какая канонада. Мы же интеллигентные люди. Одна большая вспышка, десять минут много дыма, и все вопросы решены.
Заранее говорю, что отношусь с самым глубоким уважением к участником того обсуждения, не хочется чтобы это казалось глупым выпадом, всякая бывает правота, но вот вам живая иллюстрация в комментариях:

http://community.livejournal.com/ru_travel/4159408.html

http://community.livejournal.com/ru_travel/4159408.html?thread=43924912#t43924912

http://community.livejournal.com/ru_travel/4159408.html?thread=43957680#t43957680
Забыли дописать важный момент. Они потом еще во все это верить начинают.
Сомневаюсь, что у нас так выйдет - слишком уж ничтожны бывают их приемущества.
Да, разумеется, верят.

Надо учиться, учиться, учиться, понимать, что делают ОНИ и делать то же.
Не будет у нас такого никогда. Это вместо нынешних людей надо зомби сделать натуральных или завезти ОТТУДА. Уж больно ясно русские себе представляют реальность.
Нет. Очень неясно представляют. Увы.

Deleted comment

Фильм "Жмурки" - тоже очень впечатляет с этой позиции.
Там же Н.Новгород, кажется, отснят (может, еще какие-то города Поволжья).
Причем, это явно не "туристические маршруты" ;)
Нанять мериканское пеар агентсво - выделить приличный бюджет - половину денег стырить - снять пару сюжетов про балалайка матриошка..

Мысль то правильная , а вот реализация на уровне государства боюсь будет по такой схеме

Золотые и горькие слова. Именно так обычно и делается. К слову: читал тут как-то Lonely Planet (едва ли не самый внятный путеводитель) по России. И текстик - "Попробуйте квас, русское сладкое безалкоголоное пиво, едва ли не лучшее средство спастись от жары в городе". Согласитесь - исключительно внятное объяснение чля того, кто не знает, что такое квас. И фото образца года 80-го: неопрятная толстая некрасивая женщина у ободранной жёлтой цистерны с сомнительной чистоты кружкой. Приветливо улыбается.
> Но сделанные так, что городок кажется гемютным гнёздышком в центре Европы.

А ссылку на фото не дадите?

> Он просто забыл, что "снимает русское". Снимал "как турист".

Вообще-то в России развивается внутренний туризм, "так что логично".
Увы, фотки мне показывали распечатанные. Иначе б выложил.
Я веду. Я — вождь. Я — мастер. Я отвечаю за созидание. И зову всех других себе на помощь. Потому что я понял: вождь не тот, кто способен хранить ведомых; вождь — тот, кто с помощью ведомых способен сохранить себя. Я, и только я, — творец картины, собравшей воедино отары и дома, коз и горные кряжи, — картины, в которую мой народ влюбился, словно в юную богиню, раскрывшую ему на заре объятия, — картины, которой никто еще и никогда не видел. Моему народу полюбилось царство, созданное произволом моего творчества. Он полюбил его, а значит, полюбил и меня — зодчего. В статуе любят не глину, не бронзу, не мрамор, — душу ваятеля.

Влюбленный в чудесную картину хранит ее в своем сердце, живет и питается ею, как младенец материнским молоком, она для него суть и смысл, полнота и пространство, краеугольный камень и возможность подняться ввысь. Если отнять ее, влюбленный погибнет от недостатка воздуха, словно дерево с подсеченным корнем. Но когда картина вместе с человеком меркнет день за днем сама по себе, человек не страдает, он сживается с серостью и не замечает ее.

Так я понял еще одну истину: утраченное могущество невозвратимо. Мое царство никого больше не вдохновляет. Прекрасные картины умирают, как деревья. Истощив возможность завораживать, они превращаются в пепел и удобряют другие деревья. Я отошел в сторону, желая поразмыслить над новой загадкой. Да, видно, не существует в мире большей или меньшей подлинности. Существует большая или меньшая действенность. Я выпустил из рук волшебный узел, когда-то сливший дробный мир воедино. Узел ускользнул от меня и развязался. Теперь мое царство распадается будто само по себе. Но если буря обламывает ветки кедра, если суховей иссушает его древесину, если пустыня одолевает кедр, то не потому, что песок стал сильнее, — потому, что кедр перестал сопротивляться и распахнул ворота варварам.

Нет, не умирают ради овец, коз, домов и гор. Все вещное существует и так, ему не нужны жертвы. Умирают ради спасения незримого узла, который объединил все воедино и превратил дробность мира в царство, в крепость, в родную, близкую картину. Тратят себя ради целостности, ибо и смерть укрепляет ее. Смерть, которая стала данью любви. Тот, кто неспешно тратил жизнь на добротную работу, что долговечнее человека, — на постройку храма, например, который будет шествовать сквозь века, — тоже согласится на смерть, если дробный мир покажется ему прекрасным замком, и, влюбившись в замок, он захочет с ним слиться. Его примет большее, чем он сам. Он отдаст себя своей любви.
Но как согласиться отдать жизнь из выгоды? Выгоднее всего жить. Песни моих сказителей не будили в душе созвучий — значит, за кровь моим воинам платили фальшивой монетой. Их лишили возможности умереть во имя любви. Так зачем тогда умирать?
А тот, кто все-таки шел на смерть, повинуясь долгу, который стал непонятен, умирал в тоске: вытянувшись, он молчаливо смотрел тяжелым взглядом, от отвращения став жестоким.

Антуан де Сент-Экзюпери "Цитадель"
Но при этом тупая русская лакировка действительности вызывает сильнейшее отвращение у русского же человека. Достаточно вспомнить эпоху Брежнева.
Туристическая картинка с открытки? Мне лично куда милее чтобы и стена обшарпанная, и ажурный крест сквозь ветки деревьев, и пьяница с гармонью сидел на деревянном крылечьке, а мимо проходила такая стильная блондиночка, что - ах. Это реальная Россия.
Лакировка и не должна быть тупой. Это надо делать так, чтобы и заметно-то не было. В этом и заключается профессионализм.
Когда в 80-х мы смотрели "по видаку" американские фильмы и видели трущобы, то обращали внимание не на окружающую нищету, обшарпаность и убожество, а на мастерски выполненные граффити на выщербленных стенах, на ржавый остов какого-нибудь кадиллака, невиданного на наших улицах, на виднеющиеся вдалеке на горизонте силуэты элегантных небоскребов.
И думалось: да у них там даже эти развалины дышат свободой и достатком! Вот ведь, черт возьми! Вот бы у нас-то так!
Нечего ответить - правильно сказано.
Но при этом если посмотреть американские фильмы 70-х - там постоянно можно встретить намёки на то, что "у нас всё плохо, а у русских очень даже ничего".
Работает, работает Большой Цензурный Комитет.
Нам бы такой.
Тупая лакировка = плохая работа (а чаще - сделанная с ненавистью).

Лакировать же надо как коробочку - НА ПРОДАЖУ. Чтобы КУПИЛИ(сь).
Именно - чтобы купились. Именно так.
Как и мы, идиоты, покупались...
Ну, вредительство присутствует - но, мне кажется, мало.
Скорее, тупость, косность, лень.
Работая в рекламе, вижу, как отвергаются по-настоящему хорошие идеи и продвигаются тупые (а это тот же род деятельности).
И, напротив, когда требуется что-то настоящее (заказчик умный) - оказывается, что людей уже ОТУЧИЛИ работать.

Главная проблема - дефицит профессионализма и профессионалов. Культурный слой в этой области не нарос такой жирный, как в Америке.
Пардон, а, по-моему, мы, рекламщики, этим и занимаемся. Другое дело, что одни это делают тупо, в стиле лакировки, а другие стараются "в соответствии с хорошим вкусом". Вот.
Чтобы быть успешным надо проецировать имидж успешного человека. Конечно, делать это надо умно и убедительно, чтобы не стать посмешищем.
Только не надо забывать, что у нас это должно быть одним из этапов воспитания нормальных людей.
На Западе, мне кажется, это процесс именно купли-продажи, один из способов повысить стоимость земли и т.п. и уже давно оторван от реальных потребностей людей хотя бы в самоуважении...

Anonymous

June 28 2007, 19:18:21 UTC 12 years ago

Угу. Подтверждаю - на настоящий момент центральные районы подмосковных райцентров типа Дмитрова и Сергиева Посада мало отличаются от американского города Солт-Лейк-Сити (с поправкой на размер города)

Отличий очень мало. Пожалуй, только два - легкая (не безобразная, безобразной она станет лет через 30 без ремонтов) поношенность всего уличного от климата и аляпистые шрифты на вывесках. Пожалуй, все.

Но! заехать куда поглубже в Подмосковье - в Высоковск, например - и вот там ага, тот самый полный развал.

Развал, он не потому, что русские криворукие. А потому что давно здания не ремонтировали и улицы не мели. Чисто не там, где не сорят - этот совковый постулат неверен. Чисто именно там, где часто и регулярно убирают. Там и мусор бросать на пол не хочется. Например, один из самых чистых полов в массовом общественном месте - это в Ашане. Ни разу не видел, чтобы там бросали какую-нить хрень на пол или тем более харкали туда.

everard_took
Вот про Сергиев Посад - это серьезно? Или стеб такой?

Anonymous

July 1 2007, 23:36:11 UTC 12 years ago

Между лаврой и Макдональдсом там вполне культурно.
А где там макдак-то?
Я вот имел несчастье путешествовать между лаврой и станцией. о культурности можно говорить разве что условно.
странно но вы всегда говоритн одно и то же-по философски обобщено-НЕ СТОИТ ПОКАЗЫВАТЬ ВСЕМ СВОИХ НЕ ЛУЧШИХ СТОРОН.
А почему нет?-история,да научила.Да и пусть говорят.Релявитимизм-это жизнь.Главное-гены.
Критика -да.Но до определнных пределов.
А пределы-это жесткие законы.
А насрать на не те стороны-лучше их сразу показать и сравнить с другими нацсторонами--и видно будет кто искренен а кто ЛЮДоед.
Бесит меня всякое скрывание--в гробу видал притворство(это ж скотство!)-и считаю русской нацчертой отсутствие оного.
Не надо беситься, надо учиться.
Запад всегда уделял огромное внимание "упаковке"(в самом широком смысле этого слова), а Россия - недостаточно. Надо исправлять...
проговорил себе это года два назад
По моему почти все комментирующие не сообразили что комбинация имеет ценность именно как двухходовая по своей структуре, причём именно по схеме взаимонакручивания. Самоокисляющаяся мотивация, ага
Работает прекрасно. Легко мнедряется как мем при желании
Лучше не скажешь. Была бы партия с такой программой, я бы в нее вступил.
Слыхали, кстати, теперь за все "имиджевое русское" отвечать и рулить оным будет
председатель Фонда "Политика" - г-н Никонов (внучек тов. Молотова) - записной наш "политтехнолог".
ВВП его личным указом на эту синекуру назначил.
(прим.: подробности на "Русском проекте").

Плачут от зависти, небось, и "Павлушка -еж" и "Дуга-леший" ;)))
Хех.

А кто-нибудь вообще здесь понимает, когда и в процессе чего появилось "здоровое самолюбование" (ну или то, что Константин считает по крайней мере "достойным подражания") - хотя бы у тех же американцев?

Я вижу, никто пожалуй не понимает ;)))

Копирование внешних атрибутов, которые (исторически в том числе) являются следствием образа жизни, а не его причиной - обратно к "образу жизни" не приведет.

Как никуда не полетит построенный адептами карго-культа из бамбуковых палок и банановых листьев самолет.

Я бы вновь порекомендовал книгу Хантингтона, но и этого не поймут.

Что ж, жрите горькие водянистые плоды своих ошибок.
А я думаю, что "не бином Ньютона". Реклама, потом самореклама как разновидность.
Американская идентичность и в частности такие вещи, как "культовое" отношение к флагу (и ряду других "all-American" символов) - кристаллизовались в процессе и впервые стали достаточно массовыми явлениями уже по окончанию гражданской войны. Весь "американский патриотизм" ковался и закалялся во второй половине 19-го века.

(Опять же у Хантингтона почерпнуто.)

Люди, которые строили американский проект, первые поселенцы, были в общем-то суровыми не склонными к "украшательству" и рефлексии людьми. У пуритан Новой Англии вообще украшательство и даже красный, или любой яркий цвет в одежде считались проводниками греха (красной литерой А метили женщин, уличенных/подозреваемых в прелюбодеянии, или заставляли носить красный передник.)

В ходе войны за независимость большинство жителей колоний, принявших сторону повстанцев, хотели в первую очередь экономической и политической независимости. Это не было столкновением двух цивилизаций, а всего лишь бифурикацией внутри одной, англо-саксонской (хотя в колониях были к примеру и значительные меньшинства поселенцев других культур, таких как немецкие эмигранты в Пеннсильвании.) Если бы король Георг и парламент проявили бОльшую гибкость в некоторых вопросах, возможно, американских колонии даже обретя впоследствии независимость, остались бы частью "британского содружества", как Австралия сейчас.

Хотя был ряд определенных условий, повлеших за собой формирование "американской идентичности", включая насилие со стороны колониальных британских войск по отношению к жителям, в том числе и беззакония, творимые немецкими наемниками курфюрста Гессенского - страна эта создавалась не "разноплеменным сбродом" (как любят повторять русские шовинисты) а людьми принадлежащими одной и той же системе культурных и религиозных ценностей.

Они создали тот костяк, ту англо-протестантскую основу - вокруг которой легло прочной кладкой все остальное.

Сначала были домострой и гомогенезное национальное государство, на англо-саксонских христианских ценностях. А потом уже и патриотизм и "самолюбование" - как атрибуты.

Кто не понимает этого, мало что понимает в созидании наций.
Иногда это работает. Например Петр заимствовал именно внешние атрибуты. Например бритье бороды. Нельзя сказать, что ничего не получилось.
мне, например, маленькие русские городки нравятся) и у многих русских такое же отношение. в отличие от
шизофреничной интеллигенции.
фильм Бумер 2, кстати, замечателен тем, что там нет русофобии и все герои - нормальные не закомплексованные в этом отношении люди - и плохие и хорошие, и бандиты и менты..
Воля тоскует о представлении.

Anonymous

July 3 2007, 23:27:54 UTC 12 years ago

Богатый(действительно богатый) американец скучает по первозданному, ему бы поближе к настоящему - от упаковок к природе,к тому, что рукой человеческой создано, а не машиной(ну, не то, чтобы отказывались от удобств и скоростей всем миром, но рОдная деревенская бабушка живому человеку ближе роботов). Это нужно хорошенечко озвереть от пластиковых упаковок, дабы понимать ету тоску.
Коричневые бумажные сумки, мешковина в качестве упаковки - это в дорогих магазинах, в дешевых - пластик.
Ох,и некому русскому человеку разницу-то обьяснить между искуственным и настоящим(живым), ох и некому.
Нy дык на цены бы посмотрели(алло, новые русские!
читаем этикетки на дорогостоящих предметах ВНИМАТЕЛьНО:
платим за историю (антиквариат),
за натуральное, за талантливое имя(что не совсем упаковка), за штучность. И все это российское штучное очень хорошо продавать за рубеж, а русские его оценят тогда, когда много будет дешевых товаров. Вот тогда-то,
вот тогда - и исчезнет путаница в головах. Россия - страна, где много дорогого(дорогостоящего) и дефицит дешевого. И сидит он(русский) на антикварном стуле с антикварной вилкой в руке и изнывает из-за отсутствия какой-нибудь ничего не стоящей пластмассовой безделицы. Папуас. За пластиковую дурость какую-нибудь весь антиквариат отдаст не задумываясь. Диковина. А как же. Выстроить сеть WallMart-ов(больше дешевых товаров!) и запирать туда, как в тюрьму - на год, по меньшей мере.




Deleted comment

Я бы выложил, но мне их показывали в бумажном (точнее, распечатанном) виде.