Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

Притча о справедливости

Давным-давно, но всё же во времена не столь отдалённые (ибо все времена похожи, просто не все об этом догадываются) в земле Уц, что в стране Нод, жил праведник. Во всякой земле временами появляются праведники, даже в стране Нод, совершенно не приспособленной для праведной и честной жизни.

Поэтому вряд ли кто удивится, узнав, что праведник земли Уц не был богат, силён и могуществен. Не пользовался он и уважением, или хотя бы жалостью ближних: откровенно говоря, все считали его идиотом, презирали и глумились — хотя и не часто, потому что у жителей земли Уц хватало других забот.

Нищий, ютился он в жалкой лачуге, мучаясь от голода и холода, а ещё от болезни, которой страдал с раннего детства и которую не могли вылечить никакие врачи. Временами, когда ему становилось лучше, он выходил оттуда и шёл в людные места, чтобы проповедовать добро и взывать к совести человеческой. Уходил оплёванный, иногда битый и всегда не понятный. Но, отлежавшись, он снова шёл проповедовать, ибо любил людей. Своих обидчиков он прощал, хотя это бывало и трудно. Но праведник понимал, что они, в сущности, не виноваты в своей грубости и жесткости, ибо жизнь в земле Уц тяжела и неказиста, а добру их никто не учил. И, несмотря на тщетность своих усилий, праведник верил, что его слова, как семена, прорастут в душах слышавших его — а как можно ненавидеть людей, в которых ты оставил (или думаешь, что оставил) своё семя? Поэтому праведник любил ближних, несмотря на полное отсутствие взаимности.

Не роптал праведник и на светлых Богов, ибо знал, что люди сами виноваты в своих грехах, Боги же добры и справедливы. К тому же, вздыхал он, дела на земле так запутаны, что и самый Свет не разобрался бы в них. Зато он крепко уповал на Суд Богов, который ждёт каждого после смерти. Ибо уж там каждый получит своё. Иногда праведник задумывался, как же всё-таки судят Боги — по тому, что человек хотел сделать, или по тому, что у него вышло. Но быстро оставлял такие мысли, уповая на то, что Бог Богов, Верховный Судия, чьи глаза всегда закрыты, лучше знает, кого и как судить.

Был лишь один человек, которого праведник ненавидел. То был правитель страны Нод.

Опять же, вряд ли кто удивится, узнав, что в стране Нод не бывало хороших правителей. Их и не будет, ибо правитель страны Нод не бывает хорошим, — или же он быстро перестанет быть правителем. Но тот правитель был худшим из всех. Жестокий, алчный и надменный, он разорял страну во имя своих прихотей, ввергал в войны и опустошения, а когда не было войн, бесчинствовал по-другому — например, вводил непосильные налоги или общественные работы. Законы и обычаи были для него меньше чем ничто — он даже не знал их, во всём утверждая лишь свою волю. Он мог убить человека, если ему нравилась застёжка на его плаще. Богов он презирал, мочился на алтари Света и почитал богом только себя. Жрецов и служителей Света он истребил почти всех, так как подозреал их в непочтительности.

Ненавидел он также людей родовитых и знатных, и истреблял их по всякому поводу, даже устраивал мерзкие зрелища, где благородных мужей бросал на съедение тиграм и гиенам, а их жён и дочерей отдавал нищим и прокажённым на потеху. Был он, кроме того, необузданно похотлив, так что мужчины прятали от него жён, а матери — детей, мальчиков и девочек, ибо в своей порочности правитель не различал полов. Творил он и иные непотребства, о которых невозможно говорить, не оскорбляя слуха.

Когда же долготерпеливый народ страны Нод поднял мятеж, правитель подавил сопротивление с такой жестокостью, что даже цари других царств содрогнулись от зависти и восхищения, а земля Уц обезлюдела почти полностью, ибо правитель казнил в той земле девять мужчин из десяти, а оставшихся в живых велел оскопить. Оскопили и праведника. И хотя ему не было нужно то, чего его лишили — но правителя страны Нод он возненавидел ещё сильнее.

Так что, если бы праведник был в силах, он бы сам, своими руками, умертвил правителя страны Нод. Но он, как и всякий праведник, был слаб, нищ и жалок, и ничего не мог против сильного и жестокого. Единственное, что он мог — молить светлых Богов, чтобы те избавили землю от этого чудовища. Но Боги молчали, а правитель продолжал бесчинствовать.

Праведник земли Уц прожил жизнь в нищете и унижении, презираемый людьми и забытый Богами. В конце концов он умер, как и все люди. И в тот же день умер правитель страны Нод.

После смерти праведник пошёл путём всех душ — на Суд Богов.

Поскольку божественные дела делаются неспешно, ждать пришлось тысячу лет. Впрочем, для душ, пребывающих по ту сторону жизни, время не имеет особенного значения. Но праведник всё же торопился. И не потому, что ему не терпелось вкусить райских блаженств, полагающихся ему в награду — не испытав в своей жизни ни единого земного блаженства, он не умел желать и блаженств небесных, ибо не знал, что это такое. Нет, ему хотелось лишь одного: увидеть душу жестокого правителя земли Нод, низверженную в ад. Это примирило бы его с миром.

Но всё проходит. Подошла и его очередь, и он узрел Престолы Богов. И предстал он перед силами Света, и пал на лицо, ожидая определения своей судьбы.

И тогда Бог Богов, Верховный Судия, чьи глаза всегда закрыты, спросил его:

– Как судить тебя, человек — по делам твоим или по намерениям?

– Суди по делам, — попросил праведник, ибо знал, что не делал зла.

Тогда Верховный открыл правый глаз, видящий дела.

– Что ж, — сказал он. — Я вижу, ты за всю свою жизнь не сделал ничего полезного и принёс ужасающее количество вреда. Такому грешнику, как ты, место — в самых глубинах ада. Взять его!

И адские служители схватили праведника и потащили его в ад.

– Подожди! — закричал праведник. — Это ошибка!

– Я не ошибаюсь, — сказал Верховный. — Но отпустите этого человека, чтобы он, перед тем, как познать адские муки, познал и свои грехи.

И адские служители отпустили праведника, и он вновь упал на лицо.

– Ты, — сказал Верховный, — не сделал в своей жизни ничего полезного. Ты не завёл семью, не вырастил детей, не скопил богатств. Ты лишь ленился и бездельничал. Но таких было много. Ты же совершил много худшее, ходя между людей и проповедуя им некое учение о так называемом «добре» и «совести». Тебя гнали, плевали вслед, но многим запали в душу твои слова, - и, как семена, прораслит в душах слышавших их. Некоторые даже записывали твои речи по памяти и пересказывали другим. После твоей смерти возникло учение твоего имени. Да, оно было далеко от того, что ты пытался проповедовать, но мы ведь судим по делам… Постепенно оно распространялось в народе, а потом дошло и до верхов. Учение это сплотило землю Уц, а потом покорило и страну Нод. В конце концов его приняли все. Во имя этого учения правители страны Нод установили порядки, препятствующие всякому развитию. Страна начала хиреть и загнивать. Тогда правители Нод ввязались в войны с соседями. Воодушевлённые своей верой, солдаты страны Нод захватили соседние страны и установили там свои порядки. Сейчас на главной площади столицы Нод воздвигнута твоя статуя — из золота, награбленного в соседних краях. Статуя та обмазана кровью жертв, принесённых тебе, как основателю великого учения. Твоё имя на устах убийц. Ты стал причиной величайших мерзостей и заслуживаешь худших наказаний, какие только может измыслить ад. Взять его!

И адские служители снова схватили праведника и потащили его в ад.

– Подожди! — закричал праведник. — Я невиновен! Я не хотел всего этого!

– Значит, — сказал Верховный, — ты просишь, чтобы тебя судили по намерениям?

– Да, да! — закричал праведник. — Суди по намерениям!

Тогда Верховный открыл левый глаз, видящий глубины души.

– Что ж, — сказал он. — Я вижу, ты всю свою жизнь был негодяем. Ты желал ближним, чтобы они бросили свою весёлую жизнь и предались унынию и самоистязанию. В глубине души ты страшно завидовал им и одновременно гнушался ими. Да, ты подавлял в себе эти порывы, но мы судим по намерениям… Так вот, в глубине души ты ненавидел всех, и ненависть эта была такой сильной, что сжигала тебя. Себя ты тоже ненавидел и бессознательно причинял себе всё то зло, которое только мог причинить. Ты - ходячий рессентимент, воплощение зловредного ничтожества. Оттого-то ты всю жизнь и промучился — а теперь за своё злонравие получишь ещё и воздаяние в аду. Взять его!

И адские служители снова схватили праведника и потащили его в ад.

– Подожди! — закричал праведник. — Да, во мне было зло, но я же смог его подавить и быть добрым! Да, моё учение извратили, но я не хотел этого! Открой оба глаза! О намерениях нужно судить по делам, а о делах — по намерениям!

Бог открыл оба глаза и улыбнулся.

– Ты неглуп, — сказал Верховный. — Поэтому, прежде чем ты отправишься в ад, я, пожалуй, дам тебе небольшое утешение. Сейчас ко мне поступила душа человека, которого ты ненавидел больше всех. Он был правителем твоей страны при твоей жизни. Я не дам тебе его судить, но ты сможешь выбрать, как я это сделаю.

И перед ними появилась душа правителя страны Нод и пала на лицо, ожидая приговора.

– Ну что, — снова улыбнулся Бог — судить мне его по делам или по намерениям?

– Я понял. Если ты будешь судить его по делам, — сказал праведник, — ты найдёшь, что они принесли много добра.

– Угадал, — осклабился Верховный. — Правление этого человека было чертовски прогрессивным. Он боролся с засилием аристократии и успешно истребил её под корень. Он же нанёс смертельный удар по идолопоклонничеству, разрушая храмы и расчищая дорогу прогрессивному монотеизму... ах, если бы не твоё мерзкое учение, которое всё извратило, но это уже твоя вина. Далее, его войны ослабили и уничтожили в зародыше две тоталитарные империи, четыре авторитарные диктатуры и одну религиозную сатрапию. Он же своим развратом уничтожил остатки патриархального сознания и почитания власти, открыв путь для республиканской идеи. Изнасилованные им женщины рождали здоровых детей, что оздоровило генофонд страны. Даже то, что он уничтожил население земли Уц, пошло на пользу, ибо в крови жителей этой земли жила редкая наследственная болезнь, от которой, кстати, страдал и ты. Так или иначе, по своим делам он достоин райского блаженства.

– Но и по намерениям его не нужно судить, так как ты сочтёшь, что они были благими, — медленно проговорил праведник.

– Да, и это чистая правда, — подтвердил бог. — Все глубинные помыслы этого человека были чисты. Он, в сущности, хотел всем добра. Искренне почитая себя моим избранником — в чём он не сильно ошибался, — он почитал нарушителей своей воли богохульниками, и карал их за богохульство. Он был несколько обидчив, но это оттого, что в раннем детстве он был лишён родительского тепла и внимания. К тому же…

– Я понял, — перебил его праведник, — если смотреть в душу достаточно глубоко, то в ней можно увидеть всё то, чего в ней нет на поверхности. Поэтому я прошу тебя — суди его не по тому, чего он хотел, и не по тому, что он сделал и что из этого вышло впоследствии. Суди его по тому, что он имел и что претерпел. Ибо в наше время праведные жили плохо, а неправедные — хорошо.

– Ты не столь умён, как мне показалось, — заметил бог, — но почему бы не исполнить твою просьбу? Что ж, давай посмотрим на его уровень жизни, и заодно на твой. Он ел нездоровую, слишком жирную пищу, от которой всю жизнь мучился желудком и печенью — что, кстати, было одной из причин его жестокости. Он жил в тесных и плохо проветриваемых помещениях, потому что боялся покушений на себя, а большие помещения трудно охранять. Простое счастье любить и быть любимым он не познал. Зато он имел множество женщин, в основном уродливых, - по современным критериям, конечно, - которые сопротивлялись его ласкам, и ни одна из них не любила его. С горя он обращался к мальчикам, не имея на то природной склонности, и лишь мучая себя, после чего возвращался к прежнему. Одна женщина заразила его дурной болезнью, от которой он и умер. Да, он заслуживает рая. Зато ты, живший на приволье, дышавший полной грудью, питавшийся экологически чистой пищей, — ты прожил не меньше его, несмотря на увечья и наследственную болезнь. Какая несправедливость!

– В таком случае, — сказал праведник, — суди его так, как судили его люди. Глас народа — глас Божий.

– Люди вообще склонны ненавидеть друг друга, — ухмыльнулся бог. — Разумеется, его ненавидели, но больше боялись, а страх убивает ненависть. Поэтому его боялись, как боятся стихийного бедствия: землетрясения, пожара или чумы. Вся ненависть обращалась на его слуг и исполнителей его приговоров. Более того, многие радовались его злодействам — когда они касались не их самих. Когда он истязал и казнил аристократов, толпа рукоплескала, ибо она ненавидела всех, кто выше их. Когда же правитель казнил и истязал мятежников, уцелевшие аристократы радовались, ибо народ они ненавидели больше, чем его. Кстати, многие люди, получив от правителя Нод те или иные благодеяния, даже мелкие, были ему благодарны — ибо получить благодеяние от того, кого все боятся, очень почётно. Таковая уж природа человеческой души, что она ценит лишь те блага, которые получает от злых, дары же добрых бесконечно презирает… А уж когда он осквернял храмы и казнил жрецов, втайне радовались все, ибо людям свойственно ненавидеть светлых богов. Между нами говоря, у них есть на то основания — ибо мы, хе-хе, сотворили мир и людей именно для того, чтобы издеваться над ними: ведь нет ничего приятнее, чем мучить тех, кто превосходит тебя по разуму и достоинствам души, но лишён твоей силы, и потому-то человек и создан Светлыми Богами по образу и подобию Истинного Божества, что нам, богам, любо топтать лик Единого, в которого мы веруем и которого ненавидим… Но я отвлёкся — давай-ка обратимся к тебе. Если его боялись, но многие и любили, то тебя презирали решительно все. Даже те, кто записывал твои изречения, не помогали тебе, более того — гнушались тобой. И если спросить твоих современников, чего ты заслужил…

– Я понял, — сказал праведник. — Нет правды на Земле, потому что нет её и выше.

– Ты меня понял, — широко ухмыльнулся Верховный, — Знай, что в шоколаде - правильные люди, всегда одни и те же, при всех властях и порядках, на земле и на небесах. Им всегда хорошо, а другим всегда будет плохо, ибо так устроен мой мир. А теперь, когда ты это понял, я скажу тебе приятное. Я пошутил. Я не отправлю тебя в ад, а награжу райским блаженством. Твоего же врага я отправлю в ад, где ему, честно говоря, самое место. Но не потому, что ты или он этого заслужили, а потому что так хочу я.

– Зачем же тогда была нужна эта комедия? — спросил праведник.

– Потому что издеваться над законом… нет, даже над самой идеей закона и справедливости — это ещё приятнее, чем издеваться над людьми, — рассмеялся Верховный. — Хотя, пожалуй, открою тебе один секрет богов. Мы стараемся так запутать все дела, чтобы, даже если Он — Тот, Которого мы боимся — всё-таки обратит Своё внимание на наш ничтожный мир, то и Сам не сможет распутать завязанные нами узлы и восстановить справедливость, которая ему так дорога. Посрамить Единого — вот наша цель. А теперь иди, вкушай райские кушанья, обнимай ангелов и вообще наслаждайся. И помни то, что здесь произошло, помни хорошенько.

– В таком случае, — сказал праведник, — я предпочту ад. К мучениям я как-нибудь притерплюсь, ведь у меня в запасе вечность. Но твой рай — после того, что я узнал — будет для меня гораздо худшим наказанием.

– Именно поэтому, — Бог Богов откинулся на своём троне, — я и отправляю тебя туда. Рай — это тоже наказание, и ты его заслужил. Взять его!

И служители ада, обернувшись ангелами, потащили праведника в рай.

)(
Tags: притчи
1
Скажите, связана ли эта история с легендами какого-то конкретного вероисповедания?
Как сказать... Связана скорее "в негативном смысле".
Кажется, понятно.
Насколько мне не изменяет память, подобное исповедание (что судить после смерти будет тот же, кто является князем мира сего, и кто порожден Единым Богом; а самому Единому до нашего мира дела нет) было свойственно средневековой секте, известной на Западе под именем катаров, а среди южных славян – богумилов.

Припоминаю также, что подобное учение было разобрано Шафаревичем в "Социализме".
И катары, и богумилы - суть производные от гностиков, и гностические мотивы тут совершенно очевидны. в гностических системах, кстати, мессия, который отыскивает среди толп "спящих" немногочисленных пневматиков и указывает им путь назад (и учит, как посрамить Архонта), был обязательным элементом.
Смотря кого он будет судить. Тем, кому до мира дела нет, как раз по пути с Тем, Кому нет дела до мира.
Отличное новогодняя сказка! С праздником!
Замечательно! Спасибо. Лучше и не покажешь относительность и несправедливость всех наших гневов и любовей, пристрастий и отторжений...

Загляните как-нибудь сюда: http://bormor.livejournal.com/501792.html

С Новым годом Вас!
Самый прикол в фразе "бог ухмыльнулся".
На самом деле все сложнее.
... C этими словами, Константин Крылов, мужчина 19.. года рождения, нажал мышкой на кнопку Post.

А ангел на левом плече Крылова продолжал записывать...
не потому, что ты или он этого заслужили, а потому что так хочу я.


именно противоисламское.
"не потому, что ты или он этого заслужили, а потому что так хочу я." Здрасьте. Богохульство Крылова в этом вопросе очевидно любому искренне верующему христианину, иудею, не только мусульманину.
Ниже Вы уже соглашались, что

>Главная мысль - если бы Бог был справедлив, то не было бы спасения от ада, но Он >милостлив, потому спасает.

А здесь почему спорите, отчего так.
Богохульство состоит в тоне, что якобы Бог издевается (мнимом разумеется) над праведником, что Бог надсмехается над своими же законами.
Ну, Божье чудо разве не насмехательство над законами?

>Бог издевается (мнимом разумеется) над праведником

Жизнь и была издевательством над праведником, что ж противоречащего исламу.

Аллах показал, что человеческий моральный закон ничего не значит, а спасение невозможно без его воли.

>Первым на Страшном Суде перед Богом предстанет человек, погибший как мученик в >борьбе за веру. Бог спросит: что ты сделал? Человек ответит: я сражался за Тебя и >умер как мученик. Бог скажет: ты солгал. Ты сражался для, чтобы тебя >называли "храбрым воином". И тебя называли так. По приказу Бога этого человека >поволокут лицом по земле в Ад.




"Аллах показал, что человеческий моральный закон ничего не значит, а спасение невозможно без его воли."

Так праведник и не жил по человеческому моральному закону. Он жил по Божественному.

Человеческий моральный закон - это закон "ты мне - я тебе", почитай старших, воспитывай младших. и другое межличностное, социальное...

Казалось бы, что плохого? Ан нет. Если ты - мне, потому что я - тебе, то это одно, а если я - тебе - ради Аллаха, и ты - мне - ради Аллаха - то это совсем другое. Одно и то же правило может быть вполне животным, если нет под ним опосредования Богом, и Божественным - по приказу и во имя Его.

Вот, скажут, напридумали, да еще и бритвой Оккама по горлу... Так ведь нет же. Тут же и проявится вполне материальная разница, прямо здесь.

Когда я - тебе, а ты мне - нет, поступающий по человеческому закону поцокает языком, скажет, ну статистически правило выполняется, запишем в утруску и усушку, это - типа insurance payment, как уж выйдет, да и в следующий раз не даст тебе.

По Божественному же правилу человек дает и дает. Да еще и радуется, когда не возвращают, ибо чего нет в раю, так это злата и денег, а воздает Бог (ГАРАНТИЯ ВОЗВРАТА 100%!) счастьем светлым, безоглядным, незамутненным, вечным, а не весовым металлом да счетными числами.

Разница вся - как раз в намерении, Нияте, и искренности его - Ихласе.

Возразят - так искренности же очень трудно достичь. Верно, трудно. Но и очень легко. Как только начинаешь всерьез боятся, что неискренен, тут он Ихлас и наступает.

Когда Аллах открыл Пророку, сал Аллаху аляйхи васаллям, первые аяты о Мунафиках - лицемерах, СТРАШНЫЕ аяты, ЧТО первое пришло в голову ближайшим соратникам? Не "вот ведь гады какие бывают двурушные", не "ну это точно про обращенных евреев'...

Не-ет. Самое перво-напервое, что пришло им в голову - "А не про меня ли это"? Не "про них", не даже "про нас", а именно "про меня"... Искренность - это страх оказаться неискренним...

Искренность - одновременно очень легко достижима - достаточно искренно попросить Аллаха об искренности, и очень недоступна - нельзя ее достичь просто действием.

>Так праведник и не жил по человеческому моральному закону. Он жил по
Божественному.

Это доподлинно неизвестно, и думаю, что это вообще не так.
Вполне вероятно, праведник временами впадал в уныние и "ненавидел себя", а это бесспорные грехи. Он испытывал злость, имел дурные помыслы и мог быть неискренним, ведь на него смотрели со стороны человеческого морального закона, то есть со стороны дел. Руковрдствуясь этим принципом, его и назвали праведником.

Аллах принимает во внимание критерии, легковесные, с точки зрения человеческого, то есть допускает абсурдное или злодейское решение. Таково оно для человеческого Суда, и я не думаю, что человек может быть искренним, считая иначе.
Вот такое противоречие!
Это доподлинно неизвестно, и думаю, что это вообще не так. Мы не имеем права предполагать, что это - не так. Общеупотребительное "праведник" - это как раз к людям без сомнения религиозным, то есть старающимся жить по божественному закону.

Уныние и др грехи - это понятно.

ведь на него смотрели со стороны человеческого морального закона, то есть со стороны дел. Смотреть то смотрели, и видели только дела, но называли именно праведником, а не гуманистом там, или просто "очень хорошим".

Аллах принимает во внимание критерии, легковесные, с точки зрения человеческого, то есть допускает абсурдное или злодейское решение.

this is so wrong on so many levels. Я даже и не знаю, как объяснить. Тут какая-то полная мешанина.

Наверно отсюда и Вот такое противоречие!
Так выходит, божественный закон един для всех религий? Ведь не сказано, что праведник был - мусульманин.

>Я даже и не знаю, как объяснить. Тут какая-то полная мешанина

Напротив, ясно, что ни один Суд не согласен с Аллахом, даже суд молвы.
Так выходит, божественный закон един для всех религий? В наше время - один. И религия - только одна. Все остальное - заблуждения и отрицания истинной религии. До последнего Пророка, сал Аллаху аляйхи васаллям, были другие Шариаты по милости Аллаха в соотвествии с косностью народов, которым были направлены Посланники Его.

Аллах - это Бог Адама, Авраама, Моисея, Иисуса и Мохаммеда, аляйхум вассалаам, а также тысяч других пророков, упомянутых в священных книгах и не.

Подразумевая, что существует другой Бог кроме Аллаха - вы декларируете язычество свое.

"Даже суд молвы". Как будто "суд молвы" может быть аргументом!


Аргумент в том, что ни один.
В том то и дело что Один Единственный. Все остальное - человеческое.
C человеческого взгляда Аллах неправосуден. Так как же любить его, не впадая в неискренность?
"C человеческого взгляда Аллах неправосуден." Неверно. С одного из взгядов. Имя им - Легион.

Любовь иррациональна и всегда искренна.
Вообще то главное богохульство в этом тексте (с точки зрения любой монотеистической религии) - это многобожие. Всё остальне гадство с точки зрения правоверного монотеиста - лишь следствие признания многобожия.
Про это и разговора нет. Так уж нынче повелось, что про слона в лавке и не говорят больше, только намекают разговорами про цены на бивни.,,,
Младшие боги для монотеизма, напротив, естественны из-за пропасти между трансцедентностью Творца и состоянием падшей твари, таковы ангелы.
Не издевается, а испытывает, конечно же.
Если честно, персонаж "Верховный" не является Богом по тексту. Бога в подобных текстах обычно принято называть "Единый".

Поэтому если тут и есть Богохульство, то в моментах типа "и Он Сам не распутает", но автор может ответить, что это персонаж так думает.

Главное богохульство IMHO в том, что данный текст приписывает Единому отсутствие интереса к миру. Получается, что Он забросил то, что сам же и сотворил. Ислам же, наоборот, этот интерес подчёркивает, но придаёт ему тиранические свойства (по образу и подобию командира завоевателей, каковым и был Мухаммед).
"Ислам же, наоборот, этот интерес подчёркивает, но придаёт ему тиранические свойства "

Приведите примеры.
Не ангел, а куратор, но в остальном - все верно.
Охохохохонюшешешешешешешешехохохохохонюнюнюнюнюнюншешешешешешечки!

Философски сказано!
Преп. Исаак Сирин, живший в 7м веке, много пишет про соотношение справедливости и милости.
Главная мысль - если бы Бог был справедлив, то не было бы спасения от ада, но Он милостлив, потому спасает.

- НН
Мусульманские представления об этом - такие же. Сдается мне, что был этот Сирин мусульманином, как и многие до него
Тем не менее, КТО-ТО же всё-таки попадает в ад.
Значит, заслуживающие такое имеют место быть.
Т.е., нельзя сказать, что Всевышний слепо милостив или равно милостив.
Но дифференциация душ по милости Всевышнего, им оказанной, подразумевает презумпцию именно что СПРАВЕДЛИВОСТИ.
Делаю вывод — Всевышний таки справедлив, а не милосерден... просто это ВЫСШАЯ справедливость, учитывающая всё и вся (в т.ч., то, в какой степени душа достойна МИЛОСЕРДИЯ...).
Конечно, кто-то попадает в Ад. Справедливость выражается в том, что каждый получает по заслугам. Но поверх этого еще и милосердие. Награда настолько высока, что практически никто ее не заслужил. Ад же - только по заслугам.

"ВЫСШАЯ справедливость"

Есть вещи которые нам по определению не дано понять. На самом деле, все что нам нужно знать о Боге, дано им нам прямо и недвусмысленно, а то, что не нужно, то и не нашего ума дело..
> Есть вещи которые нам по определению не дано понять. На самом деле, все что нам нужно знать о Боге, дано им нам прямо и недвусмысленно, а то, что не нужно, то и не нашего ума дело...

Мы не можем познать Всевышнего — но значит ли это, что мы не должны его познавать?.. Да, нам дано ДОСТАТОЧНО — но значит ли это, что всё сверх есть неправедность?..

Не могу с этим согласиться. Были праведники и до Пророка, которые ныне в Раю, не так ли?.. Значит ли это, что они УЖЕ располагали всем, что необходимо, и Коран был для них излишен?..

> Конечно, кто-то попадает в Ад. Справедливость выражается в том, что каждый получает по заслугам. Но поверх этого еще и милосердие. Награда настолько высока, что практически никто ее не заслужил. Ад же - только по заслугам.

По Вашему получается, что Ад заслужить реально, а Рай — нет, реально заслужить лишь избавление от Ада. Но почему избавление от Ада возможно лишь в Раю?.. Вы не находите это решение странным для Всевышнего — Всемогущего и Всеведущего, который может воздать каждому в точности по всем его делам и намерениям, ибо нет для Него ничего невозможного?..
Не совсем такие же.
Мусульманская милость авторитарна. Аллах милует, т.к. является верховным правителем.
Христианская милость справедлива. Христос, будучи невиновным, пострадал за чужие грехи. Потому, по справедливости получил право миловать. Ведь он побывал в человеческой шкуре.

-- НН
Право окончательной милости принодлежит Одному. Христианство Павла и прочих отцов церкви в противовес Исламу Пророка Иисуса Христа в корне ложно: и в том, что Пророк Иисус - сын Бога, и в том, что Бог может наказать невиновного, и в том, что Христа распяли.

Троица - пережиток язычества, который НЕ проповедовался Иисусом Христом, и когда он вернется к концу света по воле Аллаха и победит Антихриста, то тогда всем это будет очевидно.

Нет милости христианской и мусульманской. Милость одна - от Аллаха, Бога единого мусульман, христиан и иудеев.
Отлично.
"Делай что должно, и будь что будет" (С).
Вот правдивая история (англ.)

Первым на Страшном Суде перед Богом предстанет человек, погибший как мученик в борьбе за веру. Бог спросит: что ты сделал? Человек ответит: я сражался за Тебя и умер как мученик. Бог скажет: ты солгал. Ты сражался для, чтобы тебя называли "храбрым воином". И тебя называли так. По приказу Бога этого человека поволокут лицом по земле в Ад.

Затем приведут человека, искавшего Истину, распространявшего ее и декламировавшего из Священной Книги. Бог спросит: что ты сделал? Человек ответит: я искал Истину, распространял ее и декламировал из Твоей Священной Книги, стараясь доставить Тебе удовольствие. Бог скажет: ты солгал. Ты приобретал знание, чтобы тебя называли "ученым" и ты декламировал, чтобы тебя называли "декламатором". И тебя называли так. По приказу Бога этого человека поволокут лицом по земле в Ад.

Затем приведут человека, которого Бог сделал очень богатым и дал ему все виды достатка. Бог спросит: что ты сделал? Человек ответит: я тратил деньги на все дела, которые Ты хотел, чтобы мы тратили. Бог скажет: ты солгал. Ты делал это для того, чтобы про тебя говорили, что ты щедр. И тебя называли так. По приказу Бога этого человека поволокут лицом по земле в Ад.


Отличие этой истории от приведенной Крыловым состоит в том, что Крылов выдумал свою историю, воплотил в нее представления себя или "лирического героя".

История же, рассказанная мною, идет через цепь надежных рассказчиков от Пророка, сал Аллаху аляйхи уасаллям. Тема - примерно та же - о соотношении сделанного и задуманного.

В выдуманной истории Бог изображен нелогичным и немилосердным нигилистом. Это - богохульство.

В правдивой истории Бог воздает за грех выставления напоказ и неискренность, которые перевешывают добрые дела.

Грех неискренности очень велик, потому что он граничит с грехом отрицания Бога или придавания ему сотоварищей - вместо того, чтобы служить Богу, человек служит толпе, своему тщеславию.

Сравните вес.
Приведённый Вами хадис - в прекрасном переводе Валерии Имран Пороховой:

Первым из тех, над кем будет произнесен приговор в День Воскресения (на Суд), будет тот, кто умер мученической смертью. Он предстанет пред Аллахом, и Он даст знать ему о Своих дарах, и он признает их1. (Всевышний) скажет: "И как ты распорядился ими?" И тот ответит: "Я сражался за Тебя, пока не умер мученической смертью". Но скажет (Всевышний): "Ты лжешь. Ты действительно сражался, но лишь для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он храбр и отважен. Так о тебе и говорили".

И потом (по предписанию от Господа) будет нацелено протащить его лицом вниз2 (весь путь) к Огненному Аду и сбросить туда.

(Предстанет перед Господом и) другой человек, который занимался (научным и религиозным) знанием; учил этому (других) и (убеждал в этом) чтением Священного Корана. Он предстанет пред Аллахом и Аллах даст ему знать о Своих Дарах, и он признает их. (Всевышний) скажет: "Как ты распорядился ими?" И тот ответит: "Я учился (религиозному и научному) знанию и учил ему других, и я читал Коран, — (и все это) во славу Тебя и ради Тебя". (Всевышний) скажет: "Ты лжешь. Ты действительно учился (религиозному и научному) знанию, но лишь для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он образован, знающ. И ты читал Коран, чтобы (о тебе) могли сказать: он — чтец Священного Корана. Так (о тебе) и говорили".

И потом будет повелено протащить его лицом вниз (весь путь) к Огненному Аду и сбросить туда.

Будет там и тот, кого Аллах щедро одарил богатством и кому предоставил всевозможные блага. Он предстанет пред Аллахом, и Он укажет ему на все эти дары, и тот признает их. (Всевышний) скажет: "Как ты распорядился ими?" И тот ответит: "Я не оставил (без внимания ни одного пути, на которые Ты заповедал расходовать средства) без того, чтобы расходовать на нем то, (чем я владел), и (все это) во имя и ради Тебя".

(Всевышний) скажет: "Ты лжешь. Ты делал это только для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он щедр и великодушен, так (о тебе) и говорили".

Потом будет приказано протащить его лицом вниз весь путь к Огненному Аду и сбросить туда.


Однако, впавшему в жидовство недоступно осознание собственной ничтожности.
Прости ему, Господи, ибо не ведает он, что творит...
Что вы называете (здесь) "жидовством"?
В выдуманной истории Бог изображен нелогичным и немилосердным нигилистом. Это - богохульство.

Вы слышали звон, да не поняли, где он.

> В правдивой истории Бог воздает за грех выставления напоказ и неискренность, которые перевешывают добрые дела.

Полаагаю, более правильной интерпретацией Вашей истории будет другая: Всевышний воздаёт не ЗА "грех выставления напоказ и неискренность" (этот грех отвратителен, но трудно назвать его великим) — а ЗА РЕЗУЛЬТАТ дел, совершённых таким образом. Каковой результат вряд ли получился праведным — именно в силу порочности мотивов.

То есть, Всевышний покарал показушников не за то, что они показушники, а за "профанацию идеи", естественным образом повлекшую за собой гораздо больше вреда, чем пользы. Ведь если благому делу служит мерзавец, люди будут отворачиваться от благого дела именно потому, что будут судить о нём (об этом деле) по его служителю. Не говоря уже о том, что результат самого этого служения как такового оччч-чень сомнителен...
"Полаагаю, более правильной интерпретацией Вашей истории будет другая"

Не будет. Для того, чтобы интерпретировать хадисы нужно их знать, и не только тот, который тут обсуждается. Я же высказывал, разумеется, не свои личные соображения.
А с чего вы взяли, что человек выше их не знает? Может он даже проконсультировался с действительно знающим человеком, у которого просто нет ЖЖ чтобы тут ответить?
Не хотите ли погореть в аду за гордыню? (;
Обе истории — издевательство и над Божеством, и над справедливостью и над людьми. Если вторая действительно рассказана Пророком, тем хуже для Пророка.
По теме есть что сказать?

Напоминаю, что тема: историзм религиозных догм, не то, идут ли они от Бога/Аллаха, а правильно ли они дошли до нас, дошли ли до нас неискаженными.

Этот пост я не читал. Слишком длинный и букав много.
С наступающим вас, Константин!
Браво.
Лишь одно замечание: Тот, Которого все боятся, это и есть самый большой козёл.
это френдам от Крылова большой новогодний кукиш
шикарно. *облизнулся*
очень калорийная пища для ума. (только смущает фантэлемент: чем выше власть, тем больше произвола и хаоса..)
Класс.

А вот почему такое бывает возможно? А вот потому, что ущербная по сути своей система ценностей позволяет всякому полубожеству самодурствовать вне всяких пределов. :-)
Вот иной пример хромающей системы оценок: война, окоп, враг наступает. У части обороняющихся нервы сдают, они бросают оружие и ховаются кто где может. Другая часть остается в окопе и ценой нечеловеческих усилий повергает в бегство превосходящие силы противника.
Казалось бы: первые презренные трусы, вторые - герои? Не-а. Все одинаковы. Все шли по пути наименьшего сопротивления. Первые по сути своей просто не могли не удрать - и удрали. Вторые опять же по сути своей ну никак не могли не биться - потому и остались сражаться.
А вот если бы человек был прирожденным героем, но в подобной ситуации пересилил бы собственную природу и заставил бы себя дезертировать... :-)

С наступившим 2008-м!
На редкость мерзкая сказочка.
Константин, на Новый Год ты мог бы выложить кое-что повеселее.
Мне кажется, что с течением времени ты становишься все более циничным.
Нда. Похоже, "Слово" так и останется вашим самым светлым произведением.
Но всё равно - С Новым Годом!
Костя, новогодний совет: поменьше читай свои бараньи шкуры из Ура, и побольше - Галковского.
Что не так с Галковским?
У меня новость для всех- мы все попадем в рай,
так как живем в аду.
зато он имел множество женщин, в основном уродливых, - по современным критериям
Здесь у Вас образовалась маленькая неувязочка.
И еще одна: чего ради многочисленные обитатели нижнего неба предпочитают монотеизм?

Deleted comment

А в чём тут неувязочка?
Получается что вкусы демиурга в отношении женщин следуют земной моде.
знаком с Единым доподлинно.
Судя по тексту, нижнее небо населено несколькими сущностями, непосредственно, из опыта, знающими о создании их неба сущностью следующего порядка. Некоторые гностики полагали что таких вложенных небес не два а много, скажем, 365.
Интересно, однако, не это. Загробный судья упрекает пророка в создании препятствий для распространения монотеизма, вот мне и непонятно, зачем демиургам распространение монотеизма среди людей.
Судья еще и тирана хвалит за то что своими злодействами он готовил почву для республики, как будто республика более демиургоугодный строй нежели чем тирания.

Про монотеизм я ответил. С республикой примерно то же: несмотря на то, что именно выборный строй в прямом смысле слова более угоден Единому Творцу, чем иные политические системы, но и дэвы охотно проповедуют подобные идеалы, только понимают под "прогрессивным республиканизмом" плутократию и собственное анонимное господство.
> Получается что вкусы демиурга в отношении женщин следуют земной моде.

Совсем необязательно. Возможно, наши женщины показались бы нашим пращурам 1050-летней давности привлекательнее современниц.

> Судя по тексту, нижнее небо населено несколькими сущностями, непосредственно, из опыта, знающими о создании их неба сущностью следующего порядка. Некоторые гностики полагали что таких вложенных небес не два а много, скажем, 365.

Гностицизм тут очень к месту.

> Загробный судья упрекает пророка в создании препятствий для распространения монотеизма, вот мне и непонятно, зачем демиургам распространение монотеизма среди людей.

Тут Крылов ответил, что это не настоящий монотеизм, а его "извращение". Мой ответ см. ниже.

> Судья еще и тирана хвалит за то что своими злодействами он готовил почву для республики, как будто республика более демиургоугодный строй нежели чем тирания.

Дьявол, как известно, не имеет лика и ходит в личине; вот и верша загробный суд, он нацепил личину "прогрессиста" и судит формально не за угодность себе, а за "прогрессивность".
Возможно, наши женщины показались бы нашим пращурам 1050-летней давности привлекательнее современниц.
Возможно, конечно, многое, но фотографии XIX века и портреты более ранних веков не вполне согласуются с Вашим предположением.
Где-то у Немирова проскочила на объявление в газете начала прошлого века - предлагали дамам всего за несколько занятий избавиться от худобы и приобрести пышность форм.
Дьявол, как известно, не имеет лика и ходит в личине; вот и верша загробный суд, он нацепил личину "прогрессиста" и судит формально не за угодность себе, а за "прогрессивность".
Демиург гностиков - не дьявол.
> Возможно, конечно, многое, но фотографии XIX века и портреты более ранних веков не вполне согласуются с Вашим предположением.
Где-то у Немирова проскочила на объявление в газете начала прошлого века - предлагали дамам всего за несколько занятий избавиться от худобы и приобрести пышность форм.


Средних современниц следует сравнивать со средними женщинами былых эпох, Монику Левински – с мадам де Помпадур. На портретах XVIII века и ранее были изображены главным образом дворянки, имевшие время и деньги следить за собой и не подверженные недоеданию.

> Демиург гностиков - не дьявол.

Товарисч, описанный Крыловым – не демиург.
Средних современниц следует сравнивать со средними женщинами былых эпох, Монику Левински – с мадам де Помпадур
Я не вполне понял Вашей мысли.
Мне представляется довольно очевидным что представления о женской красоте менялись со временем, иногда очень значительно.
Товарисч, описанный Крыловым – не демиург.
Описание Крылова вполне подходит для повелителя нижнего неба, над которым небом есть и иное, следующее по счету. Вполне себе гностическая картина мира, как мне кажется.

> Мне представляется довольно очевидным что представления о женской красоте менялись со временем, иногда очень значительно.

Мне это представляется как раз неочевидным, если не брать в расчёт отдельные оргиастические (а также, наоборот, репрессивные) культуры.
Если судить о наших предках по современным дикарям, то можно заметить, как Борат Сагдиев предпочёл Памелу Андерсон родным казашкам. Можно и просто заметить, что стандарты женской красоты прописаны где-то в генах и существенным образом не менялись (красавицы прошлых веков кажутся красивыми и нам); а вот возможности женщин поддерживать свою красоту сегодня повыше, чем при княгине Ольге.

> Описание Крылова вполне подходит для повелителя нижнего неба, над которым небом есть и иное, следующее по счету.

Описанный Константином товарисч слишком наслаждается страданиями других, что свойственно демоническим, а не демиургическим натурам. Вдобавок в демиурге корень "ург", творец, тгда как не видно, чтобы товарисч что-то сотворил.
Гностицизм тут к месту в том смысле, что от него произошли некоторые разновидности хилиастического социализма (хотя сам гностицизм трактовать как х.с., по всей видимости, нельзя).
красавицы прошлых веков кажутся красивыми и нам
Так ли это? Рубенсовские женские фигуры более чем упитаны, да и модели эротической фотографии XIX века тоже.
Если судить о наших предках по современным дикарям, то можно заметить, как Борат Сагдиев предпочёл Памелу Андерсон родным казашкам.
Борат - это главный персонаж одноименного фильма?
Если да, то это выходит довольно странный аргумент; кроме того, современные дикари даже в своих Папуасиях давно уже живут внутри общего медиа-пространства, определяющего стандарты красоты вообще и женской в частности.
Вдобавок в демиурге корень "ург", творец, тгда как не видно, чтобы товарисч что-то сотворил.
У гностиков демиург сотворен создателем предыдущего неба и творит небо следующее; создатель земли - самый низкий и самый искаженный в иерархии демиургов, отчего земля сотворена с изъянами, а демиург, которого монотеистические религии почитают единым создателем, наделен всяческими пороками. Предположение что наслаждение страданиями входит в список пороков демиурга, нисколько не противоречит гностической картине мира и даже многое объясняет.
Если загробный судья из обсуждаемого не ялвяется создателем земли, откуда у него возможность судить души мертвых?

Моника Левински - ну ни разу не графиня. Нет у неё наследственного состояния.

Графиня - это Перис Хилтон.
1. В чём неувязочка? После смерти праведника прошла тысяча лет, чем и пользуется судящий его.

2. Так они предпочитают. Политеизм - для лохов, а высшие злые сущности предпочитают монотеизм, в специфическом понимании этого слова - то есть особо утончённое богохульство, состоящее в том, что Единым Творцом они требуют называть какого-нибудь дэва. Некоторые из них даже сами в это верят.
1. Получается что вкусы демиурга в отношении женщин следуют земной моде. Как-то это ---.
2.Ой!

1. Дэв ссылается не только на это, но и на прочие человеческие придумки (типа экологии). На самом деле он просто издевается.

2. Ну да. То-то и оно. Иалдабаоф ведь тоже думает, что Творец - он. "Они все сумасшедшие: Наполеон-то - я".
1 Боюсь что пророк, даже проведший 1000 лет в чистилище, не мог бы оценить этой издевки.
Другое дело, что описываемое мной существо не наивно, и Истинного Творца знает (и ненавидит).
Мне кажется, что идея, что загробный суд вершит злодей, не вписывается ни в православные, ни в зороастрийские догматы. (Вписывается – в хилиастические).

Не говоря уж, конечно, о том, что у праведника был ответ "судите меня не по чьим-то делам, а только по моим".
Всякое дело, поскольку оно есть результат взаимодействия воли с реальностью, не является "делом только того, кто делал". А уж проповедь - штука такая, которую очень трудно судить "только по факту". По факту говорятся слова, "сотрясается воздух". А вот как они повлияют на реальность...
Любое дело суть претворение воли в реальность; по каждому злодеянию обычно удается установить круг причастных. (Либо не удаётся по техническим проблемам криминалистики; перед Божественным промыслом такие проблемы не стоят).

> А уж проповедь - штука такая, которую очень трудно судить "только по факту". По факту говорятся слова, "сотрясается воздух"

Вот и надо судить пророков по содержанию их речей (не выдирая из контекста; речь пророка и есть его дело), а последователей – по содержанию дел.
То есть эта реплика, с монотеизмом, это такая оговорочка по Фрейду?
Ну тогда ведь и праведник бы это понял, даже если уж мы тут, читатели-по-диагонали, обратили на это внимание. И получил бы праведник могучий, неубиваемый кукиш-в-кармане на всю оставшуюся райскую вечность. Какая же это "издёвка", если фактически Существо подарило праведнику надежду, проинформировав его о Едином? Какое-то тупорылое у Вас Существо вышло, сорри мой клатчский.
Или это сознательно и Ваша сказочка куда более оптимистична, чем мы тут все с первого прочтения подумали? :-)))
С уважением,
ПК
Ну, практически как притча Жаботинского. Под влиянием или просто случайное совпадение? ;)
Хорошая притча. "Сила ночи, сила дня - одинакова хуйня"? Извини за примитивизм... ;-)
Люди сами себя запутывают со всем и о богах тоже имеют запутанное настоение.
>>> Изнасилованные им женщины рождали здоровых детей, что оздоровило генофонд страны
Так бывает?
А Вы проверьте.
А что Вас удивляет? Генам пофиг на согласие.

Коров вообще шприцом осеменяют.
Генам пофиг, мамашам - нет. Если они свою беду алкоголем глушат, да народными средствами пытаются избавиться от плода? Всё ж не коровы.
если она такая дура, то хорошо бы ей вообще не иметь детей.
Изнасилование - тяжёлая травма, которая может сломать женщину.
Это смотря в какой культуре воспитана изнасилованная женщина.
– Люди вообще склонны ненавидеть друг друга, — ухмыльнулся бог.

Разве боги ухмыляются?
Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Поэтому копия вашего поста доступна в ленте по ссылке
Почитать текст со всеми комментариями можно тут
Это Ваш 59-й ТОПовый пост за последний год. Посмотреть статистику автора можно тут.
Этот "бот не имеет отношения к Яндексу" © НадежныйИсточник
Сильно.

Очень зло. Но сильно.

Deleted comment

Если в притче это говорит малоприятный персонаж, то, наверное, - - -
А еще правитель земли НодЪ посадил Ходорковского! И изнасиловал собаку Кони.

В РиЖ! За РиЖ!
до хуя букв, но оно того стоило)
Такое ощущение, что в рассказе одни жиды!
шикарно.
А хорошо! :)
Вот интересно - некоторые посты у вас как будто здоровый человек писал (специально сейчас посмотрел верхние). А на что-нибудь такое наткнешься - ну мудак мудаком. Гностицизм же в чистом виде. С совершенно понятными выводами - этот мир нужно уничтожить, освободить души от плена несовершенной материи.
И предстал он перед силами Света. Я бы слово "Свет" взял в кавычки, потому что Посрамить Единого — вот наша цель., а также потому что ...Бог Богов, Верховный Судия, чьи глаза всегда закрыты... Мне кажется, что праведник понял подмену, поэтому-то и выбрал ад, ибо там, куда он попал (почему - история умалчивает), всё перевёрнуто с "ног на голову". К сатане он попал.