Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

Притча об ангелах

Был некий мудрец из земли Уц, что в стране Нод, мудрый из мудрых. Познал он всё, что может познать посвящённый: действие стихий, и движение звёзд, природу живых существ и тайны недр. Заглядывал он и за завесу времён, и видел сиянье Начала, и чёрный ветер Конца. Пути народов и тайные движенья страстей человеческих были открыты ему. Не было для него тайн в царстве живых, и в царстве мёртвых. И лишь одного не понимал он – природу бесплотных духов, именуемых воинством небесным. 

Конечно, он знал, что небесные воины делятся на два стана, светлый и тёмный, и одни привержены Добру, а другие Злу, и ведут великую битву за души людские. Но почему – он не знал, и это томило его.

И однажды ушёл он в пустыню и постился сорок дней, взывая в Творцу сущего, с единственной просьбой – разъяснить ему этот вопрос. Ибо не мог он успокоиться в своём всезнании, не зная этого.

И на сороковой день явился к нему Первый Ум, начальствующий над Великими. Был он безвиден, как все порожденья Творца, что явились до творения небы и земли, но ради мудреца облёкся он видом и обликом человеческим.

Он сказал мудрецу: пойдём, я покажу тебе ангелов, и что они творят.

Возрадовался мудрец и попросил сначала показать ему злых ангелов. Ибо не хотел он начинать с лучшего, а заканчивать худшим, ибо там не поступают мудрые.

- Хорошо, - сказал Первый Ум, - ты увидишь мир злых ангелов и действие их.

И увидел мудрец чертоги, в которых пребывали мужи сильные, могучие воины, и цари, и мудрецы, и все те, кому выпала добрая участь. Предавались они всем радостям, что даны человеку в этой жизни, кому что приходилось по душе. Цари и воины сражались и наслаждались победами, и обладали прекрасными женщинами, и вкушали яства. Мудрецы изучали древние свитки, и читали молитвы, и составляли законы, разумные и справедливые. Были там и поэты, которые слагали песни, равным которых не было доселе. Там же пребывали и простые люди, наделённые своей долей – в окружении любимых жён и многочисленного потомства, и в этом была их радость. Даже малые дети там были – они бегали по золотым полам и играли, и все они были счастливы.

И чёрные тени сновали по чертогам. Подносили они пирующим кубки, вожделеющим приводили женщин, мудрым шептали слова мудрости, а восторженному вливали в уста вдохновение, и даже играли с детьми. Каждому давалось всё, что он желал, и даже сверх того.

Но временами одна из чёрных теней касалась устами самого счастливого человека, и выпивала из него что-то.

Тогда человек, как бы проснувшись, обводил глазами чертоги, и в глазах его была пустота. Он хватался за блюда с яствами, и пробовал, и плевал. Пытался он обнимать женщин, и тут же отступал от них с отвращением. Пробовал он читать, и бросал свитки в огонь. И в конце, обхватив голову руками, шёл в самый дальний, самый тёмный конец чертогов, и ложился лицом к стене.

- Это духи Зла, - сказал Первый Ум, - они питаются радостью человеческой. Поэтому они дают людям все блага, сколько их ни есть, а когда человек наполняется радостью, они её выпивают из его души. Тогда всё становится ему отвратительно – наслаждения, власть, мудрость, ни в чём не находит он утешения.

Мудрец отвернулся от этого зрелища и попросил, чтобы ему скорее показали силы Добра.

- Хорошо, - сказал Первый Ум, - ты увидишь мир добрых ангелов и действие их.

И увидел мудрец пустыню, раскалённую от зноя и в то же время выстуженную лютой стужей – как так могло быть, он не понимал, но чувствовал это, и было это ужасно. В пустыне сидели люди, различить которых было невозможно – ибо все они были измождены до последних пределов, в обгоревших лохмотьях, с белыми от страдания лицами. И каждый из них мучил другого, и был мучим сам. Кто-то бил и пытал, кто-то калечил, иные насиловали, а остальные произносили гнусные хулы друг на друга. Кроме того, их окружали дикие звери, такие же тощие и измождённые, подобные гиенам, с гнусными пастями, которые истязали несчастных, пожирая их заживо, отдирая мясо от костей и вырывая внутренности. Некоторые из них стояли в отдалении и истязали сами себя плетьми и скорпионами, и подставляли свои тела зверям – на таких смотрели со страхом и почтением.

И белые тени сновали по пустыне. Они влагали в руки несчастных бичи и тернии, и наущали хульным речам, и натравливали гнусных зверей.

Но временами одна из белых теней касалась устами самого несчастного страдальца, и выпивала из него что-то.

Тогда человек, как бы проснувшись, обводил глазами пустыню, и в глазах его была пустота. На лице его расплывалась блаженная улыбка, какая бывает у того, кто избавлен от тяжести. И он целовал свои раны, и раны ближних, и сам бросался под бичи, и призывал зверей, чтобы они съели его.

- Это духи Добра, - сказал Первый Ум, - они питаются человеческим страданием. Поэтому они истязают и мучают людей, как только могут, и учат людей мучить друг друга, а когда человек наполняется страданием, они его выпивают из души. Тогда всё становится ему легко – муки, пытки, и даже самая смерть.

Мудрец отвернулся от этого зрелища и попросил, чтобы Первый Ум лишил его памяти, потому что он больше ничего не хочет знать про Добро и Зло, раз и то и другое одинаково мерзко и враждебно людям.

- Подожди, - сказал Первый Ум. - На самом деле ты ничего не узнал о подлинном Добре. Ты видел лишь две разновидности зла, и нет ничего удивительного, что одна из них величает себя Добром – ведь в существо зла входит обман. И нет ничего удивительного, что Зло разделено в себе и соперничает за людей, ибо ангелы кормятся противоположным. Задумайся лучше вот над чем: откуда в людях берётся то, что выпивают из них ангелы?

- Это посылается Творцом, - сказал мудрец, вспомнив всё, что знал. - Ибо сама по себе радость и страдание – лишь формы движения Силы в душе человека, а Сила исходит от Творца.

- Да, - сказал Первый Ум. - Значит, ангелы пьют то, что дал людям Творец. Тем они и живут, оба воинства, что крадут не принадлежащее им. Творец же, глядя на то, как люди кормят собой ангелов, лишает их силы, чтобы не потворствовать злу. Поэтому всякий, кто кормит собой ангелов – тем или иным способом – в конце концов лишается милости Творца и сил от Него.

- Тогда, - спросил мудрец, - не следует ни радоваться, ни страдать? Так учат некоторые мудрецы, но я не верил им. Теперь я вижу, что они правы, ибо радость и страдание кормят ангелов.

- Нет, - сказал Первый Ум. – Все движения силы в душе естественны. Не нужно только кормить ангелов. Это в силах человеческих.

Тут мудрец попытался спросить, как же это возможно, но тут огромная стая чёрных и белых теней окружила его, и чёрные запечатали его слух, а светлые заградили уста, так что мудрец не смог ни спросить, ни услышать ответ.

)(
Tags: притчи
Так выпьем же! что бог послал.
И снова появился Первый Ум. Мудрец сидел в глубоком раздумии.

- Так покажи мне тогда тех, кто есть Истинное Добро - сказал он, только завидя Первый Ум
- Ты действительно хочешь это видеть? сказал Первый Ум
- О да.

И увидел мудрец мир, озаренный мириадом красок и цветов, недоступных зрению обычного человека. Услышал миллионы чарующих звуков и почувствовал, как тысячи невероятных ощущений словно влились в него. И тут он услышал

- Ну хватит, пора обратно.

И оглянулся мудрец на свое настоящее, прошедшее и будущее. И раздался из его уст истошный крик, ибо никакая земная жизнь не равна миллионной доле секунды в мире Истинного Добра. И проклял мудрец всю земную жизнь - прошлую, настоящую и будущую.
Черные придут - грабят, белые придут - грабят. Куда крестьянину податься?
К тем, кто грабит лучше.
Тут еще надо бы учесть, что оба кина, показываемых в тексте, происходят одновременно и в одном и том же пространстве.
Более того, люди из одного являются духами в другом. Так?
Тоже интересная гипотеза.
Время от времени у вас появляются притчи на известную тему. То про заповеди бога народу, то недавно история "без антисемитизма"

Между тем жизнь подкидывает материал на следующие притчи:
иэ http://avva.livejournal.com/2011850.html

    Однажды во время пасхального седера хасидский Ребе пролил вино из третьего по счету бокала во время церемонии. Он тут же посмотрел на окружающих и сказал: "Это я случайно пролил, а не чтобы установить новый обычай."

    На следующий год каждый уважающий себя еврей во время пасхального седера у себя дома пролил вино из третьего бокала, обвел глазами домочадцев и сказал: "Это я случайно пролил, а не чтобы установить новый обычай."
1. Говорят, записал однажды первейший из учеников Мудреца Ху речи его, после же свиток оный учителю преподнес. Прочитав, воскликнул в сердцах старик Ху: "Надо быть дураком, чтобы поверить в это!". "Надо так надо!!!" - хором отозвались ученики.

2. Мастер дзен Тандзан, ложась спать, ставил возле своего ложа две чаши. Одну с водой, на случай, если ночью он захочет пить, а другую пустую, на случай, если пить не захочет.
/* Спусть много лет этот коан переделали в анекдот, а мастер дзен фигурировал в анекдоте как программист */

Три мудреца в одном тазу
Из крыс готовили азу,
Забыв, что для азу из крыс
Нужны малага и кумыс
Чую дух Пейсателя...
Зороастрийская про паганда!!!!
И даже буддизм обкакали...
Гы. :)
Отчего ж "обкакали"?
Нормально всё, я считаю.
Ну, некоторым течениям буддизма эта притча как раз созвучна чуть более чем полностью.
Константин, читаю Вас давно, но в последнее время Вы, что называется, "в ударе". Спасибо.
Не впадать в крайности?

Deleted comment

Захаживал. Но как-то муторно, и без былого задора. Кажется он сам ещё не решил, чем эта повесть закончится. В общем как-то некузяво...

http://novchronic.ru/2080.htm
http://novchronic.ru/2178.htm
http://novchronic.ru/2299.htm
http://novchronic.ru/2492.htm
http://novchronic.ru/2712.htm
http://novchronic.ru/2863.htm
Хорошо весьма, благодарствую.
похож на начальников злых духов. Что белых, что чёрных.

Какое это всё имеет отношение к реальности?
Самое прямое, к сожалению...
Я в своей жизни пережил и одержимость от злых духов за мои грехи, и освобождение от этой одержимости через добрые бестелесные силы.
Потому, не могу сказать, что описываемая в этой притче схема неминуема.
"Не надо кормить троллей!"

//капча: clergy examples
!

Спасибо.
"Глиста с крыльями — это ещё не дракон!.."
Так?..
Константин, меня интересует один момент:
в конце притчи идет рассуждение о сущности человеческой жизни – сохранить в себе радость и страдание, и ни в коем случае не накормить ими ангелов. Но ведь даже мудрец не смог ответить на вопрос, как это сделать. Разве из этого не следует то, что это в принципе невозможно?
Возможно. Просто это сложно объяснить. Но, наверное, можно. Буду пробовать.
просто, если брать за основу описание мудреца (мудрейший из мудрых) и (знал все), и ясно осознавать, что существование такого человека возможно лишь в теории, современный школьник (то есть я) приходит к такому неутешительному выводу...
буду очень рад прочесть вашу точку зрения.
Я почему-то сделал очевидный для себя вывод, что "мораль сей басни" - в принятии ответственности за обстоятельства своей жизни. Опустошение жертв потустороннего начиналось с малодушия и утраты самостоятельной воли через это. То есть смысл не в том, чтобы "не отдавать", а в том, чтобы "иметь свое".
...а это "своё" не в силах отобрать даже ангелы...
может быть...мысль очень интересна...