Товарищ
Урок таков: символ ЭТОЙ страны - Сталин.
Что, кстати, волей-неволей подтвердил и финальный "итог" "голосования" - князь Александр Невский. Естественно, для 95% россиян князь не имеет ничего общего с историческим персонажем, о котором и без того сохранилось крайне мало достоверных сведений. Зато люди знают "киношного" князя из довоенного фильма Эйзенштейна с музыкой Прокофьева. То есть - знают СТАЛИНСКОГО Невского. Собственно, тот "Александр Невский" - это одна из составляющих имиджа Сталина, последовательно создаваемого всей мощью советской пропаганды на протяжении десятилетий. Когда люди голосуют за Сталина - они, в частности, голосуют и за этого памятного им с детства "Невского"; более того - они, без сомнения, считают Сталина в том числе и этим самым Невским!
Теледеятели постеснялись поставить Сталина на первое место - но их паллиатив не лучше: они водрузили на постамент вместо создателя - порождение его пропагандисткой машины, советский пиар-фантом, "Александра Невского".
Невский "от Сталина" - это, так сказать, сталинский "доктор Джекил": молодой, широкоплечий, абсолютно русопятый (с внешностью красавца Черкасова) блондин с обаятельнейшей улыбкой. Мистер Хайд в данном случае - это, очевидно, сам Сталин: рябое, кривое, хромое, карликоподобное "лицо кавказской национальности", с руками по локоть в крови - причем отнюдь не внешних супостатов.
Сталина расщепили, как могли приукрасили - и в таком виде предъявили публике. Это не отменяет главного итога всего Проекта, не отменяет ДИАГНОЗА: Сталин победил.
Товарищ
Так что выбор как выбор. Из имеющегося списка - наилучший, вообще-то. Во всяком случае, вызывающий минимум вопросов, а в сегодняших условиях именно такие решения считаются наилучшими.
И небезосновательно, да.
)(
December 29 2008, 16:49:46 UTC 10 years ago
Меня сильно удивило
December 29 2008, 16:59:39 UTC 10 years ago
Времена такие, что сильно удивляться не надо.
December 29 2008, 18:15:44 UTC 10 years ago
December 29 2008, 18:23:50 UTC 10 years ago
December 29 2008, 20:00:56 UTC 10 years ago
December 29 2008, 18:25:36 UTC 10 years ago
December 29 2008, 19:19:21 UTC 10 years ago
December 29 2008, 19:42:56 UTC 10 years ago
December 29 2008, 20:08:28 UTC 10 years ago
December 30 2008, 04:16:15 UTC 10 years ago
Угу.
December 30 2008, 05:09:05 UTC 10 years ago
December 31 2008, 07:59:15 UTC 10 years ago
December 31 2008, 10:18:57 UTC 10 years ago
December 29 2008, 19:58:01 UTC 10 years ago
December 30 2008, 04:13:18 UTC 10 years ago
P.S. "И всё-то Вы знаете" (c). И кто с кем в чём купается - тоже.
December 30 2008, 04:35:59 UTC 10 years ago
P.S. Знать не вредно, вредно не знать.
Anonymous
December 30 2008, 05:04:30 UTC 10 years ago
December 31 2008, 09:23:54 UTC 10 years ago
Чего же здесь удивительного? В моём курсе истории (школа 1974-84, вуз 1984-91) это имя вообще не упоминалось. (Вот Сталина в школьном курсе однажды вспомнили - в параграфе про XX съезд и разоблачение "культа личности"; а Радонежского - нет). Ну да, на экскурсиях в Загорске, наверное, гиды что-то блеяли - не знаю, не был; но много ли людей тот музей вообще посещали, да ещё и к гидам прислушивались? А где ещё? В книгах некоего Ана ("Чингисхан" там и ещё что-то, не помню)? Верно, говорили там персонажи промеж делом про Сергия и Троицу; но именно что промеж делом, да и книжки-то низкопробные, да и читал их мало кто. Ну вот откуда нашему поколению (нормальным людям, а не тем, кто активно интересуется историей и пр.) вообще знать про такого фигуранта? Мелюзга знает, наверное, их сейчас в школе этим пичкают...
December 29 2008, 16:55:28 UTC 10 years ago
Ну а вообще да, образ Невского во многом создан усилиями Петра. И в русской историографии XIX века он занимал не самое последнее место. Но и не первое. Так что тут Сталин руку приложил определенно.
показывали его не столь уж часто
December 29 2008, 16:58:53 UTC 10 years ago
вызывающий минимум вопросов
December 29 2008, 17:00:31 UTC 10 years ago
Re: вызывающий минимум вопросов
December 29 2008, 17:04:31 UTC 10 years ago
Re: вызывающий минимум вопросов
December 29 2008, 17:09:31 UTC 10 years ago
Re: вызывающий минимум вопросов
December 29 2008, 19:29:01 UTC 10 years ago
Хокку
December 29 2008, 17:05:25 UTC 10 years ago
Одни жиды и чурки
И Крылов ага
December 29 2008, 17:07:35 UTC 10 years ago
Ну то есть, конечно, линия "освободительного движения", начиная от мутного персонажа Болотникова, присутствовала, но все-таки с царями и князьями этих деятелей так и не уравняли. А Гришку Отрепьева почему-то даже в "освободительное движение" не записали.
Anonymous
December 29 2008, 17:36:36 UTC 10 years ago
Вообще-то, если это правда (?), то признаваться в таких вешах публично не стоит.
А то вот так - слушаешь человека, веришь ему, а оказывается он не знаком с ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМИ культурными явлениями...
:)
December 29 2008, 18:56:38 UTC 10 years ago
December 29 2008, 17:43:13 UTC 10 years ago
Александр Невский, бьющий европейских рыцарей-завоевателей, образ такой на экране, был как воздух нужен стране, только что пережившей Мировую войну.
Реальный А.Н., говорят, не сделал для страны ничего принципиально важного. Победа в локальной битве, которая практически на дальнейший ход истории влияния не имела.
Сама битва была вроде как в апреле, когда под лёд проваливаться затруднительно...
December 29 2008, 17:58:29 UTC 10 years ago
December 29 2008, 22:34:36 UTC 10 years ago
Сталин там в голосовании вроде бы занял аккуратное третье место, второе, с минимальным отрывом, у Столыпина. Так что может быть не всё так плохо, как выходит по Вашим словам.
Александра II чёрт знает куда задвинули...
December 30 2008, 10:43:52 UTC 10 years ago
December 30 2008, 10:57:48 UTC 10 years ago
Это обоюдоострое оружие. Смотрите, не порежьтесь! :))
December 30 2008, 11:01:26 UTC 10 years ago
Благо, какой-никакой опыт в обращении с этими штуковинами имеется ;-)
December 29 2008, 17:58:41 UTC 10 years ago
Ледоход там нынче проходит в конце апреля — начале мая. Правда, малый климатический оптимум тогда ещё вроде не закончился, но здесь я не в курсе.
December 29 2008, 18:35:20 UTC 10 years ago
"Реальный А.Н., говорят, не сделал для страны ничего принципиально важного. Победа в локальной битве, которая практически на дальнейший ход истории влияния не имела
Ну клнечно ! Конечно не важно , что папа объявил крестовый поход против Руси , что уже был захвачен Псков и на очереди был Новгород , и именно Александр Невский сначало разбил шведов , а потом крестоновцев , вернул Псков , заставил подписать мир на русских условиях , ну эка неведаль.
Битва эта была не локальная , а переломная , одна из самых важных битв средневековья , "натиск на восток" , который шёл веками и перемолол и полабских славян и пруссов , подчинил Польшу и Прибалтику и намеревался идти дальше и казалось , что нет сил остановить его , ибо можно выиграть сражение - но из Европы вновь и вновь бесконечным потоком шло пополнение и казалось что конца этому не будет.... а Александр Невский словно мечём очертил границу , через которую Запад не смог пробиться , хотя ещё два столетия с остервенением кидался на Русь.
December 29 2008, 19:33:05 UTC 10 years ago
По тем временам - обычное дело.
Цитата из первой попавшейся книжки по истории, даже если конкретные числа можно уточнить, сама суть не изменится:
"Всего ..., по подсчётам историков, Новгород ... воевал 26 раз со Швецией, 11 раз с Ливонией, 14 раз с Литвой. Это был мощный щит на Северо-Западе Руси от иностранной агрессии. Новгородцы и сами совершали походы. Согласно легенде, в 1187 г. они взяли шведскую столицу Сигтуну и доставили в Новгород трофей - медные врата, ставшие украшением Софийского собора."
Князь, при этом военачальник - таких было много, мне это очевидно.
Кроме того: что в битве на Неве, что в битве на Чудском озере, принимало участие крайне незначительное число людей. Даже без средневековым меркам.
Почему конкретно А.Невский то? Мне было бы интересно это понять.
Версия "они, без сомнения, считают Сталина в том числе и этим самым Невским" - мне не кажется достоверной :) Хотя, ну, кто его знает :)
"Битва эта была не локальная , а переломная , одна из самых важных битв средневековья"
- сказано Вами только что. У Чудского озера? Опять же, верится с трудом.
Фильм действительно стал популярным в 1938 году, так пишут. С.Эйзенштейн получил сталинскую премию, да. Но оглушительный успех, мне казалось бы это логичным, мог прийти после войны.
Я лично его видел в совсем раннем детстве, был впечатлён, воодушевлён и так далее, помню, детали его сильно занимали детское воображение :) Но не настолько, чтобы потерять объективность.
Я бы голосовал за М. Ломоносова. Ну, или А. Пушкина.
Не интересовался никогда, есть ли они в списке. Но, имхо, споров эти фигуры вызывают заметно меньше.
December 29 2008, 20:02:45 UTC 10 years ago
момент был переломный - после нашествия Батыя. не сравнивайте с тем, что было за 50 лет до этого.
насчет разъезжающихся льдин предъявляйте претензии фильму Энзештейна. а еще князь Александр не жил в избе, как показано в этом фильме. и новгородцы были вооружены ничуть не хуже рыцарей и гораздо лучше массы чуди, участвовавшей в этой битве. доспехи немцев, в нем показанные, взяты из гораздо более позднего периода. и т. д. но все это - к фильму претензии, а не к защитнику веры св. благоверному князю Александру.
December 29 2008, 20:34:52 UTC 10 years ago
А это тянет на "самую значительную битву средневековья"?
И, раз я принялся защищать такую точку зрения...
Вот ещё статья, мне кажется, в тему:
http://www.strana-oz.ru/?numid=20&article=934#t12
"Показательно ... что подробные описания Ледового побоища во второй половине XIX — начале XX века даются преимущественно в гимназических учебниках и популярных очерках, предназначенных для обывателя, интересующегося русской историей. В университетских же курсах лекций (скажем, наиболее значительных — В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова или М. К. Любавского) этот сюжет, как правило, упоминается вскользь или вообще отсутствует ... То ли его судьбоносное значение для отечественной истории было не совсем понятно вполне квалифицированным ученым. То ли само это событие и правда не имело для «гражданской» истории
такого значения…"
Найдено, на всякий случай, по ссылкам в википедии. Но ведь действительно так.
Историографы упоминают событие вскользь - довольно часто.
Думаю, заметно, что я лично не историк, и в принципе мало осведомлён.
А над этой темой даже нормальные историки ломают копья, бывает вроде бы.
Но всё равно хочется хотя бы чуть-чуть разобраться.
December 29 2008, 20:41:40 UTC 10 years ago
может и 500. наши пишут "чуди без числа", немцы тоже не сильно озабочены подсчетом убитых предков чухонцев.
> у Ключевского отсутствуют
Ключевский преследовал свои цели. известно, что он был одним из "работающих по созданию украинской нации" и выдумщик теории про две Руси - "Киевскую" и "Московскую".
December 29 2008, 20:54:54 UTC 10 years ago
История как идеология мне пофигистична, пусть она даже и "действует" в таком ключе.
Главное, что товарищ работал с архивными документами. Как и его коллеги.
А не программы для долбоящика лепил, приглашая туда известных политиков :)
Начинаю жалеть, что я вообще на парочку таких обсуждений, случайно глядя в телевизор, попал :)
December 29 2008, 20:41:07 UTC 10 years ago
December 30 2008, 10:49:27 UTC 10 years ago
1) Специфика момента такова, что приводить общее число войн с "Ливонией" бессмысленно. Псков, уж ивзините, обычно в этих войнах как-то не теряли.
2) Деятельность Александра Ярославича... как бы это помягче сказать... не сводится к Невской битве и Ледовому побоищу.
загоготав
December 29 2008, 18:14:35 UTC 10 years ago
Re: загоготав
December 29 2008, 18:36:44 UTC 10 years ago
December 29 2008, 20:04:47 UTC 10 years ago
в тему
December 29 2008, 18:55:45 UTC 10 years ago
Re: в тему
December 29 2008, 20:02:13 UTC 10 years ago
Очевидно же, что аргумент сомнительный. Ну, и немного нечестный. Потому что как мы это проверим?
Re: в тему
December 29 2008, 20:06:08 UTC 10 years ago
извините, но я не удержусь от шпильки
December 29 2008, 20:16:20 UTC 10 years ago
Знаете, с какой целью употребляю? В нохчийнстане нас недавно убивали, вас это должно чуток отрезвить от легкой игры словом "истреблять". В сиюминутном, в общем-то, сетевом споре.
December 29 2008, 20:04:24 UTC 10 years ago
Наша постоянно в критическом состоянии, поэтому нет повода говорить "халва" там, где смердит какое-нибудь феодальное говнецо.
"Спас Россию", охтыжебть. Про Путина потом тоже будут баечку складывать, бгг.
December 29 2008, 20:07:25 UTC 10 years ago
December 29 2008, 20:12:14 UTC 10 years ago
Приткни ебло и удваивай ВВП". От кого он ее спас? От своего повешения? Бгг.Я согласен, мы конечно же не узнаем, стало бы лучше или хуже. Но мы знаем, что получилось унизительно. А это хужее всяких худ, как по мне.
December 29 2008, 20:13:44 UTC 10 years ago
December 29 2008, 20:17:14 UTC 10 years ago
December 29 2008, 20:19:28 UTC 10 years ago
December 29 2008, 20:23:53 UTC 10 years ago
"Назовете ли вы Ельцина спасителем России, как ранее назвали Невского?"
December 29 2008, 20:30:57 UTC 10 years ago
December 29 2008, 20:37:38 UTC 10 years ago
December 29 2008, 20:58:05 UTC 10 years ago
Короче, сам того не желая, Ельцин привел к власти хорошего человека. Так тоже, иногда, бывает
December 29 2008, 21:01:40 UTC 10 years ago
December 29 2008, 21:08:19 UTC 10 years ago
December 29 2008, 21:12:58 UTC 10 years ago
December 29 2008, 21:19:27 UTC 10 years ago
December 29 2008, 21:23:45 UTC 10 years ago
Ну, тогда попробуйте взглянуть с исторической точки зрения на нож чеченца у себя в брюшной полости тела. Сможете - мое вам уважение, кто-то самурая вырастил.
>Лучше говорить о полезных и вредных людях.
Вы просто термины переназываете. Задача морали - сберегать пользу и сдерживать вред (я правда с самой концепцией не согласен, но это уже дело десятое).
Вот как раз самое для вас страшное, что никакой миссии у них не было (что у исторического князька, что у не менее исторических президентов).
December 29 2008, 21:29:32 UTC 10 years ago
А была ли миссия у Александра Невского - не вам судить и не мне. Сама история показала, что миссия была. Но, разумеется у вас может быть свое личное мнение по этому вопросу.
December 29 2008, 21:37:37 UTC 10 years ago
А вот вы зря считаете, что слово "уровень" позволяет относиться к скотству как к некоему безопасному объекту для исследования. Это всего лишь слово, оно от метастазов не защищит.
>не вам судить и не мне.
Решайте только за себя, пожалуйста.
Re: загоготав
December 30 2008, 04:36:43 UTC 10 years ago
December 30 2008, 04:45:45 UTC 10 years ago
December 29 2008, 18:51:22 UTC 10 years ago
December 29 2008, 18:58:52 UTC 10 years ago
Интересно
December 29 2008, 20:25:00 UTC 10 years ago
Re: Интересно
December 29 2008, 20:43:52 UTC 10 years ago
Re: Интересно
December 31 2008, 08:12:03 UTC 10 years ago
December 30 2008, 04:33:24 UTC 10 years ago
И Дмитрий Донской еще не попал в шорт-лист. Ой, ё. Понятно, кстати, почему не попал: ВОЕВАЛ С ОРДОЙ.
December 31 2008, 08:21:37 UTC 10 years ago
А Ваше высказывание про "фофудьеносноое евразийство" говорит только лишь о Вашем культурном уровне и неумении вести дискуссию без навязывания оскорбительных ярлыков.
December 31 2008, 14:58:16 UTC 10 years ago
медийный антагонист Александра Невского. Что еще будет использовано, да.
Deleted comment
Летописи читай, трепло вифачное
December 30 2008, 05:48:57 UTC 10 years ago
"А вдруг потом когда-нибудь выяснится, что Александр Ярославич был маленький и толстый?"
December 29 2008, 19:36:05 UTC 10 years ago
Так или иначе для всех поколений, родившихся после 17-го года, образ Александра Невского останется с лицом Черкасова. И вряд ли в ближайшие десятилетия кому-то удастся создать новый стереотип.
2008-12-29 23:00.00
December 29 2008, 20:00:27 UTC 10 years ago
Politonline.Ru. Можете убедиться:
http://www.politonline.ru/?area=groupList
December 29 2008, 20:39:41 UTC 10 years ago
December 29 2008, 20:54:53 UTC 10 years ago
однако остался посконно-сермяжный образ кн. Александра, который живет якобы в какой то избе, как мужик тянет невод в какой то посконной рубахе. а ведь это настоящий природный русский аристократ, великий князь, потомок великих князей.
слабовооруженные русские против закованных в сплошную броню (которая появилась гораздо позже) немцев. на самом деле новгородцы были вооружены и закованы в броню ничуть не хуже немцев, а уж с чудью и сравнивать нечего.
December 29 2008, 21:22:12 UTC 10 years ago
Но в целом, соглашусь с высказанной кем-то мыслью - "лицо России" не может быть одним человеком. Тут скорее десяток нужен, как минимум.
December 30 2008, 02:53:52 UTC 10 years ago
А назначили его вторым, чтобы показать - типа "дорогие россияне" хотят ещё реформ. Хотя на самом деле эти долбаные цивилизаторы очень сильно тормозят наш прогресс. Достали уже.
Однако.
December 30 2008, 11:06:25 UTC 10 years ago
Новое слово в сталиноведении.
December 30 2008, 15:12:45 UTC 10 years ago
Угу
December 30 2008, 19:57:27 UTC 10 years ago
И небезосновательно, да.
Согласен.
Anonymous
January 10 2009, 13:23:44 UTC 10 years ago
Все новые и новые чудеса необходимо было увековечивать в «Житии». Поэтому появляются его новые редакции. Сочиняя их, монахи Рождественского монастыря, не мудрствуя лукаво, попросту пересказывают старые, подгоняя их к специфике текущего исторического момента. Так, в 1572 году в очередной редакции «Жития» появляется рассказ о чуде во время сражения у села Молоди войска князя Воротынского с крымской ратью хана Девлет-Гирея, в основе которого лежит чудо с видением 1380 года. Как и тогда, некий старец молился ночью и узрел, как два прекрасных юноши подъехали к храму. Он сразу же опознал во всадниках святых Бориса и Глеба (видимо, старик видел их не впервые). В храме сами собой зажглись свечи, и пришедшие попросили святого князя Александра Ярославича прийти на помощь своему сроднику царю Ивану и его воеводе. На этом сходство с аналогичным чудом от 1380 года заканчивается. Знакомый сюжет получает новый поворот: на глазах старца трое всадников поскакали по воздуху во владимирский Успенский собор к гробницам Андрея Боголюбского, Всеволода III и его сыновей Юрия (павшего в битве на реке Сить) и Ярослава (отца Александра). Теперь уже семеро всадников отправились по воздуху в Ростов Великий за святым Петром, царевичем Ордынским. Вместе с ним они перенеслись в Молоди, где вступили в сражение с «безбожными измаильтянами».
...
есть в электронном виде на просторах инета