Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

Постиндустриализм. 1

Обычная реакция на любой кризис — «ну вот, мы же говорили, что новшества до добра не не доведут».

То есть начинается горячее обсуждение регрессивных сценариев. Хватит фигни, хватит этих круток-муток непонятных. Вот нас до чего довели «деривативы», «акции-шмакции», «инвестиции в инновации». Мы их на самом деле никогда не любили и не понимали, всю эту хуйню дрисную. Пора вернуться к истокам. Снова к машинному производству, чугуну и стали, к золоту и меди, вместо перекладывания бумажек, электронных денег и прочей муры. От капитализма — к феодализму. Нет, лучше сразу к рабовладению. Вона, в Древнем Египте кризисов не было тысячелетиями, только гиксосы всё спортили. Да, и касты ввести. Мендежеров всех в шудры, банковских служащих — в чандалы, и пороть трижды в день, вовеки веков. Вот тогда и заживём.

На фоне таких настроений, — «по-человечески» вполне понятных, — самое время поговорить про постиндустриальную экономику.

Что такое, собственно, «индустрия»? Это не обязательно чугуний и люминий пудами, дымящие заводы. Это не обязательно конвейер, где крутят гайки. Это не обязательно чёрные лица и силикоз лёгких. И всё такое прочее.

За идеей «индустрии» стоит одно — индустриальный труд. Который сильно отличается от «работы» рабской или крестьянской, от «творчества», и всех прочих производительных практик, которые знало человечество до сих пор.

Если совсем просто, индустриальное общество — это общество, где можно «стоять у станка». Более того, там, где железного станка со стружкой и маслом нет, работа всё равно организована так, как если бы там был станок.

Что такое «станок»? Штука, которая берёт на себя физическую часть труда. То есть не нужно напрягать мускулы, которые у человека не то чтобы очень сильны. «Работает железо».

Поэтому, кстати, мускульный труд — доиндустриальный. Там, где надо «гробиться» и «горбатиться» — там анклавы общества доиндустриального, как правило, рабовладельческого (ср. порядки на любой «плантации», которые обязательно эволюционируют именно в эту сторону). Кстати, и на производстве — чем больше на каком-то его участке процент вложения именно физического труда, тем архаичнее там и социальные отношения. Современный грузчик — как человеческий тип — от носильщика аристофановских времён практически ничем не отличается. А вот объяснить Аристофану, что такое слесарь шестого разряда, было бы затруднительно. Именно — что это за человек, а не что он там конкретно делает. Поэтому шутки носильщиков в аристофановских комедиях мы понимаем, а вот юморок Высоцкого или Жванецкого был бы античному зрителю недоступен.

Так вот. Станок берёт на себя почти весь «физический труд», являясь завершением идеи орудия как такового. Но всё остальное должен сделать человек. То есть всё, кроме мышечного усилия.

Отсюда следует очень и очень многое. Вплоть до мелких штришков и деталек, которые, однако, очень многое определяют.

Возьмём, например, базовые понятия, связанные с трудом. Ну вот хотя бы — усталость. В обществе доиндустриальном словосочетание «человек очень устал» означает ровно одно: он лежит пластом и не двигается. Потом встаёт и съедает миску борща. Чтобы восстановить силы. Индустриальная усталость — совсем другая. Это когда руки-ноги ноют от долгой неподвижности (при этом какая-нибудь группа мышц сведена судорогой — потому что разводной ключ в руке пять часов держал, или за какой-нибудь рычаг дёргал), в голове гулкая пустота, мир кажется серым, дико хочется посмотреть на что-нибудь яркое и мелькающее (потому что донимает сенсорный голод), и очень хочется промочить горло и поорать, по любому поводу (потому что голод ещё и эмоциональный).

Что это означает для общества? А то, например, что в индустриальном обществе возникает «индустрия развлечений после работы», причём развлечений очень специфических — то есть нужных и понятных именно рабочему, а не, скажем, крестьянину или аристократу. Например, «спорт по телевизору». (Да, кстати сказать, одна из причин упадка крестьянства — как образа жизни, прежде всего — состоит в том, что на натурального крестьянина городские кунштюки действуют угнетающе и развращающе. После того, как ты физически наломался, нужно спать, а не в телевизор пялиться. Про водку я уже не говорю… Но это в сторону).

Или взять такую тему, как режим труда. Нормой становится сменная работа с фиксированным временем. Если раньше «встал с рассветом, лёг с закатом, как солнышко велит», то теперь можно и нужно работать так, как выгоднее производству. Это приводит к тому, что сама адаптация к условиям производства превращается в отдельную сферу труда. Темно — лампочку включим, светло — штору закроем, холодно — печка, жарко — кондиционер. Условия производства создаются тем же производством, причём вне этих искусственных условий оно существовать не может.

Или, скажем, гендерная проблематика. Понятно, что исключение физической силы из необходимых факторов производства равняется «женщинам на рабочих местах». Рано или поздно это происходит — потому что экономика толкает людей к максимально полной занятости. А вот детей, наоборот, из производства эта логика выталкивает, так как дети в индустриальном производстве опасны. В доиндустриальном обществе ребёнку можно задать любую работу — он всё равно хиленький и слабенький, и если принесёт вред, то прежде всего себе. В обществе индустриальным мальчик повернул крантик или сунул железяку в проводочки — случилась катастрофа. Поэтому работодатели довольно быстро соглашаются с тем, что «детей тут не надо» (если только они не выдрессированы как обезьянки — тогда можно, где-нибудь во Вьетнаме, ага). А поскольку детей нужно куда-то девать, мать же работает — появляются всякие «детские учреждения», прежде всего обязательная средняя школа (которая нужна не столько для того, чтобы детей чему-то учить, сколько для того, чтобы вбивать в них дисциплину и отнимать у них время). И так далее.

Логическим завершением идеи станка является компьютер. Это «станок станков», универсальный станок par excellence. В этом смысле компьютеризация всего и вся не преодолевает индустриальную логику, а завершает её.

Совокупность всех станков, от сверлильных до социальных, составляет хайдеггеровский Gestell, Установку. Установка, в отличие от совокупности доиндустриальных орудий, едина в себе и «собе довлеет».

Что такое, этом случае, постиндустриальное общество? Это общество, поднявшееся над уровнем станка. То есть общество, в котором из «труда» вычтена не только физическая сила, но и ещё что-то.

Что же именно? На этот счёт есть разные мнения.

) об этом позже (
Мой знакомый постоянно носил дырявые носки. Я ему постоянно говорил что его носки доведут мир до кризиса.

Каждая дырка на его носках мешала процветанию нашей цивилизации. Просто потому что она порождала ненависть. А любая ненависть это зло.
Когда во всем мире будет искоренена ненависть, человечество достигнет невероятных высот.

Deleted comment

ненависть - это следствие других причин
Индустриализм - он, как и всё, внутри головы. Т.е . индустриальный человек(не обязательно рабочий) - человек, в голове которого прошить "решать проблемы с помощью механизма". Если раньше "трясти надо", ну пусть "трясти под командой начальника", то теперь "трясти с помощью механизма". А что есть механизм? Усилитель физического усилия.
И всё , от производства скамеек, до войны и секса - с помощью мехпомошника, мехзаместителя.
Компьютер - да, в принципе, тот же станок, уж не "усилитель интелекта".

А постиндутриализм - видимо нечто другое.
Не трясти, не заставить трясти, не даже думать.... другое.
Надо сказать, что человек времен Аристофана (ладно, времен Плавта или Вергилия) вполне знал, что такое пялиться на яркое действо. В театре, амфитеатре и цирке. А если задуматься - то на стадионе

krylov

March 10 2009, 01:24:47 UTC 10 years ago Edited:  March 10 2009, 01:25:09 UTC

Свободные - пялились. Которые не работали руками. Я же сказал - "слесарь шестого разряда". Тогда это место занимал разве что "Фидий какой-нибудь".
Ну Вы хватанули. Слесарь, даже шестого разряда, создает нечто согласно заданной СПЕЦИФИКАЦИИ. Тогда как Фидий, в отличиие от него, сам решает что создавать и при этом оно уникально.

Аналогом слесаря тогда был какой-нибудь горшечник, создающий амфоры для зерна. Но уже гончар, делающий вазы с двухцветными сценами из жизни богов к этой категории не относился.
Расписывал вазописец. А гончары гнали поточную продукцию. товарное производство
Формы ваз тоже разнились,но это не важно.
Важно разделение труда вполне мануфактурного уровня
Не могу зайти на сайт, увы :((
промышленный труд - труд с четким максимальным разделением на отдельные операции при максимальной механизации, дающих максимальный эффект при минимальных затратах на единицу производимого дерьма.

В индустриальном обществе большая часть населения занята в промышленности в качестве рабочих и инженеров. Понятно, что промышленность - чисто искусственная среда, чуждая человеческой природе как таковой, но в чем-то близкая людям с изобретальскими наклонностями, которые суть извращенцы.

Постиндустриальная экономика - экономика, в которой основная масса трудоспособного населения из сферы производства вещей (т.е. промышленности, отданной роботам) перетекла в сферу услуг - от информационных до религиозных и сексуальных. Иначе: из реального сектора в виртуальный.

Следующий этап - поствиртуальная экономика с производством и оказанием виртуальных услуг без участия человека, ставшего чистым потребителем того, чего вообще нет.

И верх прогресса - полное избавление экономики и цивилизации в целом от человека, включая фазу потребления, как самого ненадежного элемента системы.
Согласен насчет постиндустриальной экономики.
Две трети книги Элвина тофлера "Третья волна" в одной статье. Сильно!
Свой взгляд выскажу после продолжения, как-бы не пропустить...
Очень жду.
раз уж вы так ненавидите дериативы

1. Будет ли каждый из вас так же тщательно запирать машину и каждый раз ставить на платную стоянку, если она полностью застрахована
2. Следует ли из того что страхование машин ведет к снижению ответственности за их хранение, вредность для общества страховых компаний?
Я-то к ним ненависти не испытываю. Я говорю о распространённых настроениях.
Толково написанно об индустриальном труде, но с пост-индустриальным не надо усложнять.

В аграррном обществе основная часть население производила что? Еду.
В индустриальном - вещи,
в пост-индустриальном - информацию

Таким образом индустриальный работник отличается от пост-индустриального только тем, что от первого не требуется производства новой информации.
А где берёт еду постиндустриальное общество?
Два варианта
1) Остается определенной количество всяких фермеров (все таки производство питания во многом уже механизировано). При этом в целях экономии сокращается незанятое население планеты (как я понимаю это и будет содержанием следующей статьи)
2) Искусственная еда. На данный момент не разработана, но когда коньяк будет из нефти - многие упьются в смерть.
Какая нафиг "искусственная"? Вы ничего о зеленой революции не слышали?
При современных методах урожаи настолько высоки, что еда не является проблемой.
А проблема Голода в мире почему-то остается. Вывод - сокращение голодных ртов просто неизбежно.
Проблема голода остаётся потому, что при отсутствии болезней и войн люди размножаются быстрее, чем прогресс наращивает производство еды (а экстенсивное расширение посевных площадей невозможно).
В мире нет никакой проблемы голода.

Есть проблемы "несостоятельных государств", когда войны, внутренние конфликты, произвол силовых структур и т.д. приводят к тому, что люди не могут производить пищу даже для себя. Это проблемы политические, а не экономические.
Вы видели, сколько мексиканцев трудится на этих механизированных производствах?
Фига с два, сельское хозяйство - ручной труд всё равно, и в значительной степени.
Пока есть дешёвые рабы - это прокатывает, а потом постиндустриальному обществу наступит пипец.
Это вы скажите комментатору ниже, который Штаты в пример приводит.
Дешевые рабы нужны. Но их количество все равно будет снижаться. С изъятием из оборота лишних ртов.
Я как раз видел. Всем советую посетить долину Сан-Фернандо - поездка просто поражет воображение.
Огромнейшие поля, где урожай настолько густо торчит, что поражает воображение, убираются одним комбайном с одним водителем.

>сельское хозяйство - ручной труд

Утверждение, показывающее ваше полное невежество. Некоторая доля ручного труда применяется тольк СЕЗОННО и только для некоторых культур - в основном не очень важных в пищевом плане: клубники, скажем.
Ага, то-то мне мексиканцы снятся наяву.
А вот помидоры - это важная еда или так себе?
Всегда можно сказать, что зерновые механизированы, и мясное-молочное животноводство тоже. Да и картошка тоже.
Это да, есть такое дело - в развитых странах.
А кроме этого есть ничего не будем?


А поинт в чем?

Качественную картину я отразил верно: количество занятых в С?Х (даже с учетом сезонников) мизерно относительно их прошлого количества и относительно всего населения.
При этом не пришлось ни уничтожать ни каким-либо образом нейтрализировать "избыточное население": потомки фермеров стали рабочими, а потомки рабочих - производителями информации.
Крестьяне в индустриальном обществе, так же как и рабочие в пост-индустриальном не исчезают, но их требуется на порадок меньше.

Раньше 90% населения с трудом кормили и себя и оставшиеся 10%, сейчас же 3% работников в США кормят не только свою страну, но и миллионы за ее рубежами.
То же сейчас происходит с индустриальными рабочими: автоматизация, роботизация, компьтеризация - их нужно все меньше. Достаточно скоро их доля не сильно будет отличаться от доли крестьян.
Куда лишних будете девать? В большинстве своем мы с вами - лишними и останемся.
Тырит у индустриального. ;-)
еду - у аграрного
пром.товары - у индустриального
Как я понимаю ответ на вопрос: Куда девать столько голодных безработных ртов - будет в следующей статье? Хотя какой ответ будет в привязке к современности уже догадываюсь.
Еще не так давно 80% населения США было фермерами. Сейчас хватает 3%, причем США экспортируют значительно больше продуктов, чем импортирут.

Как же решилась "проблема" 77% лишних фермеров? Их уморили? Сократили население? Оставили без дела? Как бы не так.
А легко - фермеры нанимают мексиканцев.
Напомню про развитую сферу услуг в США. В города ушли. Кто не вымер во время Великой Депрессии.
3% фермерствуют,а еще 7-10% помогают им фермовствовать.
Техника,удобрения,ГСМ,дороги, селекция.
Отлично, т.е. 3% - крестьяне, еще 3% - рабочие и процента 4% - пост-индустриальные работники (ученые -селекционеры, инженеры предприятий сель-хоз техники, технологи, торговцы и брокеры).

И кормят весь остальной народ и еще миллионы иностранцев.
Кормит всех доброе американское правительство, печатая доллары и покупая, чего кому надо.
Едят все же не доллары, а гамбургеры и чипсы. Покупая мясо и катошку у скотоводов Оклахомы и картофелеводов Айдахо.
усердно дотирует то же самое праивительство.
Иначе они давно бы разорились.
а какая разница - дотируют или нет? речь идет не о стоимости, а о количестве, которого хватает на всех и еще остается
Без дотаций количество будет равным нулю.
это как? земля плодоносить не будет?
Земля-то будет, но убыточно это делать.
Не надо путать зеленое с соленым.

Земля плодоносит вне зависимости от стоимости и сейчас можно выращивать продуктов питания столько, что хватит накормить всех.

Вопрос же доступности питания - это вопрос социальной ответственности государства. Ведь если государство не будет датировать фермеров, то они будут продавать Товар по-себестоимости и возьмут свое сполна. Никто не обязует человека продавать Товар ниже себестоимости. НО цена станет для многих недоступна и экономику (и ценообразование!) придется перестраивать исходя из новых вводных.
Дешёвый импорт их разорит.
Кстати, можно вообще не переходить в постиндустриальное общество. Можно просто вернуться в 19-ый век.
http://mastodont.livejournal.com/268709.html
Сильно. Спасибо! =)
> что исключение физической силы из необходимых факторов производства равняется
> «женщинам на рабочих местах».

почему же? на рабочих местах много чего требуется - ответственность, ум, организованность, трудолюбие наконец. со всем этим у женщин проблемы, особенно с последним. в естественном состоянии женщина на рабочем месте приходит в состояние сна. ее надо постоянно заставлять работать, что требует значительных усилий, еще больше повышающих стоимость женского труда.

я считаю наоборот - женщины пригодны только для самых примитивных и тяжелых работ под строгим контролем. навоз собирать, например при надсмотрщике.

насыщение любой организации женщинами ведет к ее деградации. эффективность катится к нулю, штаты разрастаются.

ну и наконец - где это женщины работают в производстве? сейчас женщины занимают административные, офисные должности. а если какая то числится на производстве, за нее приходится делать двойную работу работу работающим по соседству мужчинам.

то что облегчения труда в физическом смысле позволяет женщинам работать эффективно - феминисткий миф
В постиндустриальном обществе не будет экстравертнрой (чёрной) логики. То есть, она останется на уровне "тонких" значений аспекта. Смысл, служение, процесс и т.д. Вот этого "полож колдобину со стороны загагулины и надави на пимпочку" не будет. Труд перестанет быть последовательностью действий. Во, перевела с соционического языка на нормальный )))
Мне кажется, что az118 правильно написал.
Постиндустриальная экономика - экономика, в которой основная масса трудоспособного населения из сферы производства вещей (т.е. промышленности, отданной роботам) перетекла в сферу услуг - от информационных до религиозных и сексуальных. Иначе: из реального сектора в виртуальный.
Конкетнее, в нынешних США, как я понимаю, масса денег зарабатывают в таких сферах, как консталтинг, финасовый менеджмент, банковское дела, юридические услуги, игра на бирже. Интернет бизнес.
Т.е. ничего вроде бы и не делается, а деньги приходят немалые.
Вот это, наверно и есть постиндустриальная экономика.
А вот в Китае, например, индустриальная экономика - делают много всякого разного для США.
это экономика, которая не производит товары, а печатает деньги.
Это гораздо веселее.
Да, но эта экономика вполне успешно существует.
Пока!
Как только другие страны откажутся от доллара, эта экономика рухнет.
Однако, мы оставили в живых часть души деревни и как же она нас раздражала своими нелепыми для города поучениями в булочных: «Хлеб всему голова». Мы, горожане, не простили милосердия своим правителям, убили наш город за то, что тот не убил деревню – так умер СССР. Это несовершенный город, решили мы, он не может упоить нас так, как ищет упиться та самая вавилонская блудница, не упаивает нас, как упаивает горожан Запад. Правильно, совершенный город, в котором можно упиться тем апокалиптическим вином это не тот город, который мог пожалеть деревню. Мы отвергли такой город.

http://i-delyagin.livejournal.com/111695.html
общество, в котором из «труда» вычтена не только физическая сила, но и ещё что-то.

Почему речь о вычтена, разве не важнее то, что добавлено?
Кроме США и Китая, которых в основном обсуждали, есть еще совок, к которому общепринятые законы развития не относятся.
Потому что в совке при Союзе было промышленное производство, которое досталось от царских времен, усиленное также временами сталинской индустриализации в (необходимых для этого (для России)) условиях тирании. А после прекращения тирании развалилось вообще все, не только индустриальное общество. Теперь в совке индустриального общества больше нет, а пост-индустриальное еще не построилось, потому что от него ожидают что оно такое гениальное, что само должно себя построить.
Но общество в целом живет не плохо, потому что есть нефть, газ, а также черные и цветные металлы, которые сейчас стоят во много раз дороже чем при Союзе, и которые с таким же успехом как и раньше продаются на Запад, откуда приходит денежный эквивалент, на который тот же Запад продает совку свою аграрно-индустриально-пост-индустриальную продукцию, и таким образом, обеспечивается более-менее нормальная жизнь совкoвого общества.
Ну а дальше идут детали: кому-то перепадает больше, кому-то меньше, а кому-то еще меньше, а кому-то почти ничего не перепадает, ну да это всегда было (C).
здесь много спорного. человечество в целом, развивается от меньшей гуманности к большей, и в политике, и в экономике. да, у него появляются новые возможности, орудия-- типа ядерной энергии, которая может уничтожить мир физически, чего ранее не бывало-- но дилеммы вокруг них те же, что были всегда. если сейчас мы можем взорвать Землю и чисто физически, то ситуации, когда "наполнилась Земля грабежом" и обнамом, и была поставлена на грань моральной гибели, бывали неоднократно. топор, деньги и тот же компьютер, можно обращать и во вред и на благо, но это не значит что от них надо избавляться. ничего нет хуже денег, например, кроме их отсутствия. уже много раз пытались создать общество, свободное от материализма, полностью духовное, полностью лишенное эгоизма-- и всё никак не удаётся. наверное, выход из кризиса-- в лучшем балансировании эгоизма и коллективизма, духовности и материальности, либеральных и консервативных ценностей, но не в отказе ни от тех ни от других. на подлинную духовность именно надо выходить с высоты достигнутых материальных успехов, а не через отказ от них.
кстати, вы привели пример Вьетнама. да, есть ещё масса стран, где детей дрессируют что твоих обезьян, в том числе и для пользования ими в сексуальных целях-- ну так выход из этой проблемы лежит в том, чтобы с этим злом бороться, причём всемерно, и со спросом, и с предложением. а для этого, тому же Вьетнаму нужно перенять многоe, от чего он отказался 35 лет назад, а не зарываться ещё глубже в "традиционный" уклад жизни или систему ценностей; иными словами, Вьетнаму и подобным странам, нужна, если угодно, "вестернизация", а не противопоставление этому явлению. тогда там и детей не будут "дрессировать", а будут всячески лелеять и холить.
я не думаю, что юмор Высоцкого или Жванецкого был бы совсем непонятен грекам. у них тоже бывали наверняка профессии, могущие считаться аналогом слесаря; равно как и такие, чью суть понять не смогут как-раз современные люди. во всех эпохах были свои нюансы, но в целом, юмор есть юмор. если же говорить о тонкости этого юмора, то не забудем, что "эзопов язык" пошел как-раз из Греции, и её жители наверняка бы оценили то, что писали их советские собраться спустя 2.5 тысячи лет.
что касается физическoго труда в "индустриальном обществе", мне кажется именно уменьшение его применения делает людей более способными ценить физическое здоровье. раньше, люди восновном жили лет максимум 40, и умирали совершенно здоровыми:) нынче, есть возможность жить подольше, знать о своих болячках, но также и лечить их. это как состоaние Адама и Евы до и после "грехопадения": жить в благословенном незнании приятно, но от знания навечно не убежaть; "всё тайное становится явным". A спорт существует и сегодня, да и военная/полицейская/спасательная деятельность всегда будет нужна, не говоря уже о фермерстве, или работе у станка или на шахте (пусть и не в таком количестве, как ранее, но реальное производство всё-же основа любой экономики, будь то хлеб или болванки для автомобилей); так что, кто хочет/может жить "физически активно", всегда будет иметь такой шанс.
что до того, какова роль человека в индустриальном или постиндустриальном мире, мне кажется вы зря смотpuте на людей как на этакую пассивную биомассу, над которой вечно ставят эксперименты. пока что, все изобретения в конце концов делали жизнь людей лучше, и лишь подчёркивали главенствующее положение самого "изобретателя"-- то бишь, человечества
Понятно, что исключение физической силы из необходимых факторов производства равняется «женщинам на рабочих местах». Рано или поздно это происходит — потому что экономика толкает людей к максимально полной занятости--

кстати, тут тоже не могу согласиться. полная занятость была как-раз в "традиционном" обществе, там всем имелось занятие. мужикам- сено косить, бабам-- за детьми следить. а если война--мужикам воеватЬ,а уже бабам, в свою очередь-- сено косить. да и для равенства полов при трудоустройстве, тоже исключение физической силы вовсе не обязательно. в СССР, например, равенство полов и эмансипация женщий нигде так ярко не проявились, как в обилии женщин в такой професси, например, как укладчицы асфальта. помните этих героинь, в оранжевых комбинезонах, с ломами в руках? о них даже величайший эстрадный хит всех времён и народов был написан, "Лом-баба" назывался
По мере развития индустрии из производства выталкиваются не просто дети, а все плохо соображающие люди. Т.е. индустриализация меняет условия естественного отбора.

Однако, наблюдая за западным обществом, мы видим, что по мере утекания производства в Китай, общество начинает стимулировать инфантильность. В первую очередь это проявляется в виде удлинения срока школьного образования. В то же время потребности индустрии требуют начинать обучение как можно раньше (когда ребёнок способен учиться) и обучать именно тому, что будет нужно производству (а не литературе, пению и прочей гуманитарщине).