Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:
  • Mood:

О так называемом менталитете

У меня вообще-то настроение неписучее. Ну не хочется ничего писать, бывает такое. И на графоманию меня в основном заводит раздражение – вижу какую-нибудь бяку, хочется в неё кинуть калом.

Вот к примеру – в очередной раз увидел что-то про «русский менталитет». Который у нас то ли хороший, то ли плохой, но решительно не позволяет нам жить «по-человечески».

Я слово «менталитет» ненавижу – тихо, но люто. И когда его слышу, с удовольствием схватился бы не то что за пистолет, а за ядрёну бонбу, шоб повыжгло.

Вы спросите – с чего это вдруг я так взъелся? А вот чего.

Наша замечательная интеллигенция, как известно, живёт с интеллектуальной фарцовки – то есть читает английские книжки, их переписывает и продаёт глупому населению и не менее глупому начальству с трёхсотпроцентной наценкой. «Менталитет» в русском значении этого слова – это типичный пример недобросовестной идейной контрабанды. О чём ниже.

На просвещённом западе «менталитет» появился в трудах Эмерсона, в значении modus cogitationis communis: способ мышления, свойственный не отдельному человеку, а группе людей, в их повседневном существовании. То есть ментальность – совокупность привычных идей, реакций, верований, предрассудков, и всего такого прочего, свойственных какой-то общине, социальной страте, классу, национальному меньшинству и так далее.

Дальше понятие стало потихоньку использоваться в разных целях, и после школы «Анналов», с одной стороны, и всяких неоантропологов, типа Леви-Брюля, с другой, окончательно прописалось в гуманитарке. Впрочем, насколько я понимаю, на Западе более популярно слово-синоним «ментальность». В дальнейшем, говорят о «правильном западном» подходе, я буду использовать именно это слово, а «металитет» оставлю за отечественной интерпретацией.

Итак. Понятие «ментальности» - в значении modus cogitationis communis – имеет встроенные ограничения. Без учёта которых его использовать нельзя. Категорически.

Прежде всего, «ментальность» всегда относится к какому-то времени. Можно говорить о «ментальности французского крестьянина XVI века», но нельзя говорить о «ментальности французского крестьянина» вообще. Потому что ментальность сегодня одна, а завтра другая.

Далее, ментальность бывает групповой (communis), но не всеобщей (universus). Последней не существует в природе. Ментальность крестьянина и феодала – разные ментальности. Исключения бывают для очень особых случаев – например, сильно запрессованные нацменьшинства обладают некоторой общей ментальностью, которую можно считать «ментальностью народа вобоще». Но это связано с тем, что они, как правило, запрессованы не куда-нибудь, а в определённую страту или класс. И то.

Наконец, самое тонкое, хотя и очень важное. Ментальность – категория скорее описательная, чем объяснительная. То есть: сказать, что такие-то и такие-то исторические обстоятельства определили ментальность итальянского горожанина XV века можно. А вот говорить, что менталитет итальянского горожанина XV века предопределили такие-то и такие-то исторические события, можно только с бааальщими оговорками. Лучше говорить – «ментальность сыграла роль», и надо ещё специально доказать, что она действительно эту роль сыграла. Потому как есть опасность объяснять «ментальностью» всё вообще, а этого тщательно избегают.

В России же «ментальность» не в чести, зато все болтают про «менталитет». Как правило - про «менталитет русского народа».

Свойства этого самого «менталитета» такие. Во-первых, он един и тотален – то есть позволительны и даже желательны рассуждения о русском менталитете in toto. Даже тот факт, что «менталитет» начальства и подвластных сильно отличается, игнорируется. Нет, он демонстративно отрицается – поскольку постулируется это самое единство менталитета. «Всякий русский раб, став начальником, будет вести себя как хам и падла, потому что это у него в культурной памяти, в генах».

Далее, менталитет не знает никаких границ во времени. Считается, что он един на протяжении всей русской истории. Те, кто это отрицает, начинают ломать саму русскую историю, выделяя какую-то её часть в «нерусскую». Типа – «до 988 года русских не было, но Святое Крещение раз и навсегда сформировало уникальную русскую православную ментальность». Или наоборот – «после разрушения Новгорода дух гордых русичей был уничтожен, и восторжествовала ордынско-холопско-имперская ментальность». Тут уж кому чего. Но суть одна – «ментальность» неизменна, как раз схватилось – так и покатилось. Из колеи не выпрягнешь, разве что перестав быть русским вообще.

И, наконец, «ментальность» - слово всеобъясняющее. Сама она взялась непонятно откуда («Крещение» или «ордынское иго» - это так, этикетки), но вот предопределяет она решительно всё. Особенно сейчас и особенно плохое. Кто насрал в подъезде? – русская ментальность насрала. Кто «Булаву» в сотый раз на старте накернил? – русская ментальность криворукожопая постаралась. Кто в футбол играть никак не научится? – русская, опять же, ментальность, будь она неладна. «Такая у нас душа».

Так вот, братцы. Вас обманули. Под видом почтенного западного бренда вам продают кислую овчину. Правда, тоже ненашенской выделки – но очень уж старую и полинялую.

А именно: английским словом прикрыто не особо принятое в наше просвещённое время понятие «народный дух». Которое в Россию пришло в восемнадцатом веке от немцев – конкретно от Гёрдера – через злонамеренно прочитанного Гегеля.

Понятие это не столько философское, сколько пропагандистское. Смысл его в том, чтобы обосновать всякие глобальные суждения о судьбах того или иного народа. Причём именно в те моменты, когда народ проходит глобальное переформатирование.

Появился «народный дух» и стал востребован в период, когда немцы сильно менялись (точнее, когда их сильно меняли). А именно – когда из бестолкового, неаккуратного и недружного промеж собой народа стали делать слаженную боевую машину. Поскольку изменения ментальности планировались глобальные и быстрые, это надо было как-то обосновать. Тут пригодилась та идея, что эти крутые изменения «на самом-то деле» были всего лишь «раскрытием глубины народного духа», который внутри себя всегда был таков, но лишь теперь, достигнув определённой ступени развития, самораскрылся. Типа – не волнуйтесь, ребята, вы не меняетесь, вы взрослеете, всё идёт по предначертанному в веках плану Абсолютного Духа.

В России «народный дух» тоже использовался в пропагандистских целях, но других. С русским национализмом боролись абсолютно все, а поэтому ничего хорошего русским не приписывали и в глубинах не усматривали. В лучшем случае в русском духе находили что-нибудь вроде бы лестное, но по сути для русских вредное. В результате получалось что-нибудь типа - «ты, Ванюшка, молодец, хорошо работАешь, царя любишь, в церкву православную ходишь исправненько, а в остальном как дитя малое» (консервативная публицистика). Или наоборот - «ты ведь, Петюня, царя убить хочешь, церкву да попов пожечь, а сам ты есть природный социалист» (публицистика революционная). В каждом случае, разумеется, ссылки шли на «глубины духа», потому что такие заходы можно обосновать только чем-то принципиально непроверяемым.

Нынешний же «менталитет» - это и вовсе мерзотина. Им обосновывают и оправдывают любую гадость, и ему же самому любую гадость приписывают. Универсальная отмазка и универсальная замазка. И чрезвычайно удобный повод для хамства «под маской аналитической».

Сказанное не означает, что никакого «русского духа» вообще нет и говорить о нём бессмысленно. Бозон Хиггса тоже никто не видел, а эвон сколько бабла откатили на его изучение. Но ведь не случайно любители слова «менталитет» используют именно его. Потому что если рассуждать о духе, то три четверти поводов для хамства в адрес русских отпадает, а с оставшейся четвертью можно спорить более-менее рационально. Или, наоборот, не спорить, по очевидной непричастности к русскому духу основных доставальщиков.

А тут - «такая, понимаешь, удобная загогулина».

)(
Прежде всего, «ментальность» всегда относится к какому-то времени. Можно говорить о «ментальности французского крестьянина XVI века», но нельзя говорить о «ментальности французского крестьянина» вообще. Потому что ментальность сегодня одна, а завтра другая.
а как мы тогда назовем совокупность черт, характерных дла обоих периодов?

Ментальность крестьянина и феодала – разные ментальности.
аналогичный вопрос – как назвать совокупность черт, характерных для русского (к примеру) крестьянина и феодала, но никак не характерных для итальянских или индийских крестьянина и феодала?
Главный поинт автора не в том, что "народного духа" нет, а в том, что он "форматируется" извне, видимо, как-то по-галковскому.
Но при такой постановке вопроса неясно, в чем именно заблуждались большевики, пытавшиеся создать нового человека.
это я обсудил бы чуть позже, сперва хотелось договориться о терминах
с этим просто: менталитет не равен ментальности, а состоит в народном духе по Гегелю.
Ну так им это практически и удалось. Другое дело, что за нового человека они НА САМОМ ДЕЛЕ стремились создать. Но чего хотели - то и получили. Увы и увы для нас :(
Т.е. советские - не русские?)

Это другая крайность. "Ах, мы орки".

На самом деле большевики не так уж много и хотели. Их целью была порча русского народа, прекращение его активности. Но для этого достаточно отрезать совсем немного. Это и отрезали - способность к самоорганизации и кое-что ещё.

Другое дело, что "народ не человек", и кое-что можно всё-таки вернуть, "отрастить назад". Примеры в истории были.

Deleted comment

> значит, ответственность за случившееся лежит на дореволюционной элите,

Опять красные запели, что ответственность лежит на ком угодно, но только не большевичье. Большевичье же хотело как лучше.



Ответственность лежит на организаторах коммунистического эксперимента.

Ваш карамурзизм сдох. Ниткин убил его.


>(см. Финляндию).

Да. И Польшу. Страны с высоким уровнем национализма и ксенофобии, в том числе антисемитизма. Вы представляете себе еврея троцкого с заместителем евреем склянским во главе польской армии?



Да, понятно: главная претензия к интеллигенции в том, что она считает
"менталитет" вечным и стихийным, а он преходящий и создается извне.
Интеллигент думает, что немцы были, а, на самом деле, немцев сделали.

То есть то, что Вы пишете, - претензия к игнорированию конспирологии, что забавно.

Ну, а я со своей стороны полагаю, что народный дух вечен. Ведь при другом ходе мысли нация из субъекта превращается в объект. Если ЛЮДИ создают немцев, значит, немцы -
не более, чем манипулируемая масса. Не так ли? Такой взгляд со стороны националиста кажется мне чрезмерным.

Deleted comment

не было, не было матриархата и государственного феминизма до СССР в масштабах страны нигде. так что действительно большевики создали нечто новое.
>И "новый человек" в СССР не появился из воздуха. Он уже был.

Да, он уже был. Или вам кто-то сказал что при царе не было воров?

> Не стало - или почти не стало - ДРУГИХ разновидностей.

В результате большевицкого геноцида.

Deleted comment

Ну, вообще-то, большевицкий геноцид сами большевики не отрицали. Наоборот, гордились.

Как хорошо и точно написал свидетель тех событий, гениальный писатель -

– Ну как там буржуи и кадеты? – спросил он немного погодя. – Всех их побили иль еще маленько осталось?
– Да нет, почти всех, – сказал сын.
Отец кратко, но серьезно задумался: все-таки ведь целый класс умертвили, это большая работа была.


Это точно. БОЛЬШАЯ БЫЛА РАБОТА.
> Другое дело, что за нового человека они НА САМОМ ДЕЛЕ стремились создать

действительно, какой коварный замысел был в профсоюзах, сельсоветах и пионерских организациях. А уж что уральские рабочие проделывали карьеру до директоров заводов, то это коренной московский интеллигент проклятому совку никогда не простит. И быдлом никого не назови, и в загранку ездить вместе с сельской учительницей. Как хорошо, что со всем этим покончено.
Вы уверены, что претензия в этом? Может быть, в чём-то ином?
эта совокупность называется обществом (в единственном числе). Вы типично путаете менталитет, общество и кучу других "понятий" в силу своей восточной (феноменной) ментальности.
ну так и надо говорить о русском духе и русской душе.
а этих - в жопу
http://polit.ru/lectures/2009/08/13/pokojanije.html

посмотри, если нет, как раз будет интересно в контексте этих твоих рассудений.
http://868.livejournal.com/11992.html
Все дело в том, что русского духа не существует, никогда не было и никогда не будет. У всех народов специфический дух есть, а у русских нет. Вот потому то все с утра до вечера и ищут этот русский дух. Как же так - у нас есть, а у них нет? Может не заметили? Может глубже поискать?

И ничего более.
И русских никаких нет, и России никакой нет, и вообще "ничегошеньки у вас нет". ЗНАМО ДЕЛО.
Русские есть, а вот русского духа нет. Вот например Крылов лыс, кое кто курнос или крючконос. А вот бывает так, что и лысины нет, и курносости нет, и крючконосости нет. И не рыжий, и не конопатый, и не убил дедушку лопатой. Тогда какой? Вообще значит никакой? Это то и не понятно. Хотя чего бы проще?

Чертик черточки чертил
А можно поинтересоваться, почему у всех других народов "специфический дух" есть? В чём причина?
Потому что все народы пусечки-дуняшечки, особенно некоторые специальные, а русские - черти сраные, это же очевидно всем честным, прогрессивным людям.
Если у ведмежонка слишком большие ухи - это не ведмежонок, а чебурашка. Всякая характерная черта - это черт. У ангелов нет характерных черт. Понимаю, что вам это не нравится.
Долго рассуждать, но просто пояснить. Сходите в дальний лес, найдите родник. Зачерпните воды. Понюхайте. Никакого духа нет. Бросьте в воду ягод, или уксуса, или еще чего. Дух появится. За это русских и ненавидят - нет у них никакого духа. Никогда не было.
Это потому что русские - очень чистоплотная нация. Мы моемся каждый день, и потому никакого духана несвежего нету. А другим народам, которые ненавидят русских, приходится пользоваться всевозможными химическими дезодарантами.

Вот до чего ненависть доводит.
Следуя вашей метафоре зададим себе вопрос - а зачем пользоваться дезодорантами? Неужели свой специфический дух является негативом? А если кому дезодорант не нужен?
А если кто считает, что ему дезодорант не нужен - пусть сидит в юрте без дезодоранта.
У нас свободная страна, каждый у себя в юрте имеет право источать любой аромат. ;-)
А, ну да, сейчас рожицы будут, губоньки дутеньки, кривляшечки рожичкой. "Бе-бе-бе, а докажите мне себя, русачата, а я погунявлюсь, поглумлюся".

Да, это ДУХ. Вполне узнаваемый, ага-ага.

Напрасно детский лепет разводите. То, что вы узнаете лишний раз подтверждает простую истину: крайности сходятся. Если есть один полюс - значит есть и другой полюс. И эти полюса похожи. Однако, меж ними пропасть.
http://www.xpomo.com/ruskolan/liter/mara_01.htm
Двойные стандарты.
Русские есть, или это – фантастика?
я полностью согласен с Веллером:

Сочетание виртуальной свободы с реальным рабством. Это уже черта
русского духа. То есть:
Страна огромна. Можно сбежать на Дон и Терек – в казаки податься, если
невтерпеж. Можно – к поморам на Север. Можно – в леса безбрежные, на тысячи
и тысячи верст они. Можно – в Сибирь, новую жизнь начинать. Можно в
разбойнички – хрен поймают на просторах.
Эта мечта успокаивает. Этот призрак возможности увеличивает силы
терпеть. "Еще если чуть-чуть прижмет – уйду!"
Европейцам в их лоскутных государствах идти было особенно некуда. Жить
приходилось – набело! Даже крыса, припертая к стенке, отважна и дерется
насмерть.
А русские жили в некоторой расслабухе духа, слегка "начерно" – мол,
захочу – так все еще исправлю, на Волгу уйду.
Простор и богатство воображаемых вариантов – обернулись некоторой
мягкотелостью, позволением себя прессовать, непривычкой сражаться за каждый
свой день как за последний шанс. Своего рода наркотик, расслабляющий волю.
Журавль в небе заместо синицы в руке.


http://www.lib.ru/WELLER/r_poslednij_shans.txt
Видимо Веллер плохо знает историю,да и вообще-"ради красного словца не пожалеет и отца".
Дело в том,что Россия большим государством стала только к концу 17 века, а до этого ни о каких прогулках "на Волгу" и речи быть не могло.При помазании Ивана Грозного на царство такие города как Псков,Смоленск,Рязань и Нижний Новгород были приграничными,причём стояли непосредственно у границы.И то Смоленск только за 6 лет до рождения Грозного вернули-до этого пограничным городом был Моджайск!
И земли свободной не было-например голландцы приезжающие в Россию удивлялись большой плотности населения,например от Ярославля до Москвы города и сёла были столь часты,что были не просто в пределах видимости-в пределах крика!От Ярославля до Москвы можно было докричаться!
Веллер-типичный советско-росияньский ителигент, т.е. неучь не знающий историю своей страны,но без конча строчащий книжкии делающий выводы космических масштабов и космической глупости.
При помазании Ивана Грозного на царство такие города как Псков,Смоленск,Рязань и Нижний Новгород были приграничными,причём стояли непосредственно у границы.И то Смоленск только за 6 лет до рождения Грозного вернули-до этого пограничным городом был Моджайск!
спасибо, очень познавательно.

а насколько тщательно охранялась граница и что было по ту сторону?
В реальности всё было ещё хуже-аж до 17 века Оку называли "Пояс Богородицы",просто нормально существовать можно было к северу от неё,а к югу была просто беда,рязанские крестьяне землю похали с оружием,чтоб иметь хоть какую возможность отбиться от степняков,город Алексин при Иване Великом перенесли с южного берега Оки на северный,иначе город существовать просто не мог.Вообще охраной границ по настоящему занялись только при Иване Грозном.А по ту сторону...Сразу за Нижним начинались земли Казанского ханства,забредёшь-аркан на шею и на невольничий рынок Стамбула,к югу -Дикое поле,с тем же результатом,на запад Литва"граница на замке",Орден,Швеция."Погулять" теоритически можно только на север,но только теоретически,ибо Пермь подчиняется только номинально,вроде нынешней чечни,а Поморье тоже заселено и вся земля поделена,например Соловецкие острова принадлежат Борецким,хотя это почти самый край.
Было плотное лесное центральное ядро (Московия) плюс "границы" под шведско -польским контролем.
Северная Россия, завоёванная для сельского хозяйства в 16-м веке, была вновь потеряна в 17-м , когда понижение температуры отодвинуло границу созревания злаков на многие сотни километров.

Власть московских царей над недавно присоединёнными землями оставалась шаткой. Она простиралась до самого Каспия, захватывала центральный Урал. Их господство над калмыками и башкирами было номинальным.

С середины 17-го века цепочка крепостей - Харьков, Белгород, Воронеж, Тамбов, Саранск, Симбирск, Мензелинск -обозначает реальный рубеж между освоенным (лесистый северо- запад) и неосвоенным (степной юго -восток)

Раненная смутным временем, Московия замкнулась в лесах. Российская граница закрылась в 17-м веке .

Скандинавские леса и тундра по -прежнему составляют преграду на севере. Побережье Белого моря и Северного Ледовитого океана образуют ещё одну no man's land

17-й век отрезал от осевой Европы Россию
Свой вклад сюда внесли и шведы (отторгнутые русские земли в Прибалтике) и католические славянские лимитрофы ( Польша, Богемия, Моравия, Хорватия)
Именно западные славяне, обратившись к католическому вероисповеданию, обрекли русских на полную изоляцию.
Первые два десятилетия 17-го века перечеркнули усилия нескольких столетий.

Страна расширяется на север, юг и восток от первоначального лесного ядра. Без каких либо убедительных доказательств, население Московии оценивается в 11-12 млн человек в начале 17-го века и в 17- 18 млн человек в его конце.

Древняя лесная часть России переживает длительный спад в последней трети 16-го века. Катастрофа 1601- 1602 AD поражает уже больной организм.

Не обходит Россию стороной и чума : 1602, 1654, 1709- 1710 AD - в точном соответствии с европейской хронологией.

Часть достижений 17-го века в конце 17-го века - начале 18-го века была растрачена. Во второй половине 17-го века граница вновь начала в более быстром темпе передвигаться на Урал, вдоль сибирского тракта, южнее тайги, к южным степям. Она залатала несколько брешей на побережье Белого моря.

Но в первую очередь допетровская Россия ликвидировала ущерб, понесённый на юге, в степи

Только с наступлением последней четверти 17-го века фронт кочевников был прорван великим реваншем оседлого народа.
До перелома, оседлая Россия обороняла себя линиями укреплений 1571 AD, 1648-1654 AD, 1652-1656 AD
Фронты русской колонизации на Восток перемеживаются с кочевым инородческим населением - финно-татарские народы Средней Волги: чуваши, черемисы (марийцы),волжские татары, вогулы(манси), башкиры предуральского и южноуральского региона.
Татарскими племенами называли всех тюркоязычных, а не собственно волжских татар.

Что касается Сибири (казаки проложили пути сквозь и вышли к океану,основали в 1649 AD), она насчитывала в середине 17-го века 250 тысяч туземцев-кочевников, обложенных частично пушной данью -ясаком.
Процесс русской экспансии в Сибири происходит между 1587 AD (основание Тобольска) и серединой 17-го века, полувековая конкиста, за которой медленно, неявно по узкой полосе плодородных земель к югу от тайги и к северу от степи продвигается "граница".

Сибирь в 17 - 18 веке ещё не вполне "русская" - неуловимое кочевое население 250 тыс.душ на 12 млн.кв.км и 35-40 тыс. не вполне оседлых крестьян - 80 тыс кв.км на потенциальных 12 млн.кв.км.

Потенциал начинает реализовывается только в конце 19-го века с активным прокладыванием ж/д и притоком белых людей.

Вплоть до конца 19-го века в пределах рубежа реки Урал и реки Терек остаются ещё значительные очаги кочевников -инородцев, враждебно воспринимающих русскую сельскохозяйственную колонизацию.
Свобода-то у русского человека была самой что ни на есть реальной.
Он мог уйти в казаки - уходил. Мог записаться в стрельцы - записывался. Мог от боярского самодурства на "чёрные" земли переселиться, переселялся.
А почему все поголовно не уходили, не записывались и не переселялись? Да потому что боярин, прекрасно осознавая перспективу протянуть ноги с голодухи, был ВЫНУЖДЕН оброки всякие собирать УМЕРЕННО.

Зато в европах-то красота была. Идти некуда, бежать вообще некуда. Бунтовать... Да против окованного железом рыцаря голыми руками много не навоюешь, а своего оружия у "свободного" европейского крестьянина не было. Ведь его могли повесить даже за слишком длинный ножик на поясе.
Конечно, временами совсем уж загнанные в угол европейские мужики пытались какую-нибудь жакерию устроить, но её быстро в ТАКОЙ крови топили, что желание бунтовать у чудом выживших пропадало надолго.

Хотя могу согласиться с тем, что генетически европейский мужик намного достойнее русского. Ведь там только в обозримом периоде истории больше тысячи лет дворяне своим семенем с крестьянками делились, исполняя "право первой ночи". А на Руси благородная традиция насиловать невесту на глазах у жениха как-то не прижилась.
Менталитет - это генералитет милиции.
Вот он в современной России многое объясняет.
"Таков наш менталитет"... - и все тут.
Вспомнилось"Менталитет нации познается по ее ментам"*(с)
Мне б такое неписучее настроение.
***когда немцы сильно менялись (точнее, когда их сильно меняли). А именно – когда из бестолкового, неаккуратного и недружного промеж собой народа стали делать слаженную боевую машину. Поскольку изменения ментальности планировались глобальные и быстрые, это надо было как-то обосновать.***

Гм...
Вот прямо-таки раз - и стали делать из дерьма конфетку... И сделали...
Гм...
вот как только приходится поездить по русским дорогам среди русских водил, то сразу видно - есть он русский менталитет. Есть. Не зависящий от пространства и благосостояния.
Ага, значит когда надо - так и дороги сразу становятся "русские", и водители "русские". Национальность откуда-то появляется.

Ну а когда надобность в русских отпадает, так сразу обратно - "многонациональный народ", "россияне".
> так и дороги сразу становятся "русские"

у кого "становятся"?
и где они тут причудились?
Это давно подмечено.
http://www.xpomo.com/ruskolan/liter/mara_01.htm
" Вам уже 100 раз объясняли. Русских не существует, и поэтому русским можно считать кого угодно. Это укрепляет Россию. То есть Многонациональную Российскую Федерацию.
- А евреи существуют.
- Разумеется.
- И эстонцы?
(раздраженно) - Конечно! И грузины существуют, и татары, и чукчи, и украинцы, и молдаване, не существует только русских.
- Теперь понял. Последний вопрос. Кто это в углу наблевал.
(радостно) - Русские, кто ж ещё! И в подъезде, и в лифте нагадили тоже они. И таджикскую девочку они убили. Это всё они – омерзительные русские свиньи! Такой у них гнусный национальный обычай – тысячелетнее византийское рабство. Все мы, порядочные народы, уже тысячу лет мучаемся с этим зверьем, никак не изведём. Но уже, кажется, немного осталось."
как это опровергает то, что русские неспособны понять, что улицы города, это не гоночные трассы?
Большой опыт езды по дорогам всех времён и народов? :)
Расскажите, уважаемый, каковы тогда были дороги и ездоки в средневековом Париже, тогда и можно будет сравнивать менталитеты
>ездоки в средневековом Париже

ебнулся?

(в сторону) всетаки да, -измы притягивают шизофреников. Что либер-, что патриот-
Столь ёмким словом впору описывать человека, взумавшего строить прямую по одной точке :)

А ездоки в средневековых европейских городах были. Кто на лошадях ездил, кто в каретах. Так что ПДД и качество их соблюдения вполне сравнимы
> -измы притягивают шизофреников

вот вы и притянулись?
при наличных своих терминах вообще признак жульничества и подмены понятий
В одном случае мы имеем дело с складом ума/образом мышления - штуки вполне себе устойчивой и не зависящей от пространственно-временных переменных, в другом - с умонастроением, действительно гибкой вещью, требующей привязки к определённым обстоятельствам. В целом это легко читается в контексте, когда понимаешь, кто и о чём пишет.
+100.
Хотя про Аракчеева (mood) - к чему?

И зачем - капча перед добавлением камента?
Менталитет и ментальность, это разве не два варианта заимствования в русский одного и того же слова?
[Можно говорить о «ментальности французского крестьянина XVI века», но нельзя говорить о «ментальности французского крестьянина» вообще. Потому что ментальность сегодня одна, а завтра другая.
Далее, ментальность бывает групповой (communis), но не всеобщей (universus). Последней не существует в природе. Ментальность крестьянина и феодала – разные ментальности. ]

Добавлю. Чем больше пациент клиники имени почтальона Печкина кричит о "извечном русском рабстве", тем меньше он знает о реалиях средневековых европ.
Хотя не исключаю, что нынешняя свобода европейских "простолюдинов" вызвана тем, что над их предками (конкретно пра-пра-пра-прабабушками) тысячу лет подряд благородные дворяне "право первой ночи" исполняли (исторический факт)
Вливали, понимаешь ли, в свой народ ген благородства :)
ноющие о средневековых европах тоже редко отличаются знаничем чего либо за пределами почерпнутого из кладези мудрости им. Д.Пучкова.

Уленшпигель уже мало кому дался.
Что могу сказать, легенда о Тиле лично мне показалась слегка... занудной.
Кстати, порою я думаю, что в среде "интеллигентных людей" эту книгу многие воспринимают, аки платье короля из куда более известной сказки, написанной по мотивам одного из приключений Уленшпигеля.

А что касается тысячелетнего юридически закреплённого крепостного рабства, которое несмываемым клеймом лежит на свободных европах - это факт. Просто "интеллигентные люди" (в отличие от сантехников :) ) по одной им понятной причине подобные факты предпочитают не замечать.
> легенда о Тиле лично мне показалась слегка... занудной.

уверен, что список книг показавшимся вам занудными не исчерпывается одним только тилем. А альтернативный список напротив начинается и заканчивается десятком урлов с опер.ру в начале. И Крылова, подозреваю сильно, читаете не ради его самого, изрядно занудного, а ради коментов своих и В.И.Наводворской собратьев по психотипу.

> по одной им понятной причине подобные факты предпочитают не замечать.

да нет, интеллигентные люди просто знают об этом рабстве, равно как и сопутствующих явлениях несколько больше сантехников.
да, прочтение этой книги дает глубокие познания о традициях употребления наркотических веществ в голландии
"ментальность бывает групповой" - типичное феноменное суждение.
См.: Алексеев В.М. Объекты и феномены - фундаментальные отличия «западного» и «восточного» мировоззрений // Журнал Алексеевской академии наук. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://aleksejev.ru/nauka/povedenie/myshlenie/00010.php.
Метод изящной (Изя? :) ) подмены понятий.
Интересное наблюдение про связь "менталитета" в понимании россиянских интелей и идеи "народного духа". Мне никогда не пришло бы в голову. Как тонко и верно подмечено.
Вот освежили ссылку на эту заметку, я посмотрел ещё раз, и сразу вспомнились канделаки, которые тоже во всём виноваты. Так что можно говорить уже о ментальных канделаках.