Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Это сладкое слово Швобода 3

Допустим, я живу в панельном доме. Стенки тонкие. Мой сосед в три часа ночи врубает мафон и тащится под звуки му. Ограничивает ли он мою свободу? Очевидно, да: я не могу избавиться от мерзкого шума в ушах, я хочу тишины. И на аргумент соседа "я ж тебя не заставляю слушать - если не нравится, иди погуляй" всегда можно ответить, что это твоя комната, и "погулять" - это такое же утеснение.
Но, допустим, добрым словом (или кулаком, или вызовом милиции) соседа с мафоном всё же удалось утихомирить, и он свой мафон выключил. Теперь вопрос: была ли при этом ограничена его свобода? Безусловно, да: он-то хотел послушать музыку и расслабиться. Его "утеснили", и он это так и понимает - с тоской глядя на выключенный мафон, в котором стоит любимый диск.
При этом аргументация "свобода кончается там, где начинается свобода других", здесь не работает - ситуация на самом деле полностью симметрична. И это скоро выясняется: днём он врубает мафон на полную, и тут уж жаловаться не приходится, ибо "он право имеет". Разруливание вопроса о свободе здесь происходит чисто конвенционально: считается, что "ночью должно быть тихо" (по разным причинам). Это именно что конвенция, пусть даже и разделяемая статистическим большинством. К проблематике свободы она отношения не имеет: в подобной ситуации всё равно кто-то будет "утеснён". Это игра с нулевой суммой.

Настоящим же решением были бы толстые стены, чтобы можно было "не слышать".

Это вообще характерно для вопросов со свободами и правами: некоторые из них нельзя решить, можно только ликвидировать сам вопрос. Технически и организационно: сделав какие-нибудь "толстые стенки" там, где раньше стояли тоненькие, и стоял вечный гевалт на тему того, кто должен молчать, а кто кричать, и кто тут тварь дрожащая, а кто право имеет.

)(
Старо как мир. Можно произносит много умных слов, но точнее, чем Герцен не скажешь: Свобода - это осознанная необходимость. Из другого источника: познайте истину, и она сделает вас свободными.
А сумма не равна нулю, сумма - это та самая "конвенция", иначе говоря - общественный договор - я вам не мешаю и вы мне не мешайте. Не так ли?
Собственно, само определение свободы нельзя конкретизировать, не установив предварительно, в чем заключается помеха.
Что же до указанной Константином ситуации, там все просто. Нет договора жильцов между собою, есть договор жильцов с домовладельцем. Не нравятся условия? Ищи другой дом, с другим хозяином. Или строй свой.
Privet Kostya,
ne sovsem v temy, no chto delat. Ya davno pitays soedinit tvoi vzglyadi po rysskomy voprosy i nikak ne polychaetsya edinoi kartini. Vse dymal: chto nedogonyay?
A seichas vdryg podymal mozhet eto:
1) Kakovi tvoi vzglyadi segodnya na "Rossiyani i rysskie"?
2) Kakaya prinzipialnaya novizna stat'ii po sravneniy s "Ryssofobiei" Schafarevicha?
3) Kak eto sochetaetsya s "Povedeniem"?
Napisal bi chto-li, dymaesch odin ya takoi dyrak?
Eduard.

Anonymous

October 23 2001, 09:11:29 UTC 17 years ago

Здравствуйте.
Кажется, я догадался где швобода. Мафон можно выключить, толстые стены построить, испорченный Новый Год встретить снова, с соседом - познакомиться. Первый раз, когда я знакомился с соседом (-ой), поводом были мои дети. Всегда, когда случался какой-либо конфликт, я старался уступить. С соседом мы познакомились, но не подружились.
Наше знакомство стало регулярным, точнее ежедневным - утром, вечером и ночью. Когда ребенку исполнилось 3 года, мы переехали потому что ... родился второй, а он, как показала практика, вел себя таким же отвратительным образом как и первый, как ведут себя все эти отвратительные дети в таком возрасте.
Не смотря на то, что в нашем новом доме прибавилось еще 2 комн., моральная травма у меня все-таки осталась: я так и не уступил соседу. Я впервые изменил своей привычке.
Сейчас мне полегчало.
Кажется, завтра я навсегда забуду про своего бывшего соседа - детского врача по профессии.
Я понял то, о чем мне так долго говорили, что такое швобода, что такое моя сладкая швобода. Благодря ей любимой я построил себе новые стены в прямом смысле и теперь, кажется, остановил свой мафон в переносном. Зафиксировал свою "нулевую сумму".
Моя швобода - у меня в голове. Я швободен на столько, на сколько могу себе позволить это в своих скромных мыслях. Я был, есть и буду швободен. Мой любимый сосед - мой любимый хулиган, - ты подарил мне швободу в моем лесу, из которого я мог выйти, только приняв правила несвободы: идти по компасу к выходу. Я впервые пошел не по компасу.
Практическое применение: тот кто подарил мне жизнь - позаботился и моей свободе. Я был, есть и буду свободен ... и соседом ... и с новым соседом.