На всякий случай ещё раз говорю: автор не я, отношение к сказанному у меня неоднозначное, ибо сам я в такие вещи не посвящён никоим боком. Но - "интересно, поучительно". В общем, читайте.
Комментарий к гиперкомментарию Пайонира-элджи
Комментарий к гиперкомментарию Пайонира-элджи
Пайонир-элджи в целом всегда рассуждает здраво. Однако, как большинству интеллигентов, ему присущ некоторый интеллектоцентризм. В результате которого, рассуждая абсолютно правильно, он в мелких, но возможно важных деталях попадает впросак, только из-за того, что считает интеллектуализм и интеллегентный образ жизни идеалом, к которому сознательно и бессознательно стремится всё человечество.
Поэтому возможно даже в блогах на темы пусть даже до очевидности понятные и простые, не зная конкретики, следует рассуждать несколько осторожнее.
Для начала поясним такую ситуацию простым, но иллюстративным примером.
Широко известен старый еврейский анекдот: "в аэропорту Лод (Тель-Авив), если мужчина спускается по трапу без скрипки, это означает, что он пианист". Интеллигенты как юдофильского так и юдофобского исповеданий (не знакомые с внутренними реалиями еврейского быта) с восторгами повторяют описание этой картины, полагая его примером еврейского шовинизма или законного превосходства. В их сознании музыканты это некие суперуспешные гении типа Ойстрахов или Кароянов. Общая картина тяжёлого быта многомиллионного мирового музыкантства ускользает от их внимания в силу ничтожности числа её пересечений с бытом таких интеллигентов. Поэтому очевидный любому человеку в теме смысл анекдота теряется, и самое простое, поверхностное оскорбительное значение картинки заменяется на бредни о величии изображённых субъектов.
А смысл таков: у галутных евреев (а также использующих их в качестве эталона других меньшинств со сходной общественной ролью) существует довольно жёсткая система профориентации, определяющая выбор жизненного пути ещё в раннем детстве, и до сих допускающая весьма малое число исключений. Если ребёнок умён и талантлив, он становится врачом или биологом, если ничем особым не выделяется - математиком, физиком, химиком или инженером, если глуп, то гуманитарием, ну, а уж если способен только "копать или не копать", то музыкантом. Таким образом, в анекдоте Израиль показан страной недоумков, неспособных к интеллектуальной работе (возможно, если смотреть из галута, и правомерно).
Разобрав системную ошибку Пайонира-элджи, переходим к двум досадным неточностям, порождённым это системой.
Первое. Пайонир-элджи решил, что раз он сам большую часть информации получает аналитическим путём, то и все в мире должны жить точно также, в том числе и тайная полиция (= спецслужбы). Однако это не только необязательно так, но даже и практически всегда наоборот.
Кроме интеллигентности Пайонира-элджи к причинам этой ошибки причастна ещё некоторая ущербность современного русского языка по части аналитики. Все виды околоинтеллектуальной деятельности связанные с работой тайной полиции называются этим словом. Возникает некоторая путаница. По меньшей мере два разных аспекта работы шпионов смешиваются в одну кучу.
Если рассматривать тайную полицию как целое, то аналитика лишь один из полноправных методов получения информации, совершенно равноправный с подглядыванием, подслушиванием и вхождением в доверие.
Если брать отдельный офис тайной полиции, то аналитика это средство обеспечения его боевой деятельности как единого органа (в норме называется другим словом).
На уровне отдельного офиса ей реально занимаются один, самый максимум три человека, с одной лишь целью - чтобы руководитель офиса, его заместитель и руководитель операций ничего случайно не упустили, не забыли.
Короче от того, что советские спецслужбы вынуждены были ограничивать свою интеллектуальную работу ниже необходимого минимума, она не становится самым важным аспектом работы тайной полиции. Советские были вынуждены так действовать, потому, что работающих технологий достаточно массового контроля интеллекта тогда не было, и советская элита не могла позволить себе неожиданно оказаться в положении, когда её же собственные спецслужбы вдруг начали бы про неё слишком много понимать. Недостаток интеллектуальной работы достаточно эффективно компенсировали всеми прочими способами, поставленные задачи в целом решали, хотя конечно далеко не так эффективно как думают некоторые блоггеры. Но твёрдый первый сорт (да, не высший, но всё же) у советских спецслужб был. Работали в целом на равных с китайцами, хотя и были значительно более политически ограничены в применении тех же методик.
Второе. Логично предположив наличие в советских спецслужбах более высокого чем КГБ уровня, Пайонир-элджи измыслил некие "спецслужбы ЦК".
Его измышление верно лишь в одном: "Головная специальная служба" (ГСС, сокращение иногда в шутку расшифровывали как "Government secret service") действительно работала на уровне ЦК, являясь его постоянным рабочим инструментом. Однако остальные догадки Пайонира-элджи совершенно фантастические и очевидно построены на аналогии с советским оборонным заводом, где работяги крутят гайки в грязи (у Пайонира-элджи - КГБ), а инженеры с чистыми ногтями (но за меньшие деньги) корпят над белоснежными кульманами в КБ (у Пайонира-элджи "спецслубы ЦК").
ГСС была "священной дружиной" коммунистической олигархии и ежедневно решала фактически одну задачу - обеспечение независимости режима от страны пребывания. То есть поддержание конспиративности контакта с оффшорными элементами и защита секретов от слишком любопытных, особенно в советских спецслужбах и политических структурах.
Основой её эффективности было то, что при сравнительной малочисленности, процентов на 80% она состояла из действующих сотрудников контрольных органов КГБ и двух самых "руссобойных" управлений КГБ (на правах главков) - "пятого" и "третьего" и таким образом была неотделима от КГБ. Оттого, что в повседневной работе её сотрудники для прикрытия широко применяли документы ГРУ и МВД, они не переставали быть сотрудниками КГБ.
Их слабо скрываемое презрение к сотрудникам двух основных главков КГБ - первого и второго ("грязножёлтые", "мелочь" и т.п. - по советским монетам, в честь которых главки можно было называть "копейка" и "двушка" соответственно) связано с труднопонятным для современного человека явлением советского дефицита. Сотрудники ГСС на уровне ЦК имели свободный доступ к качественным западным товарам. Сотрудникам первого и второго главков приходилось ради куда меньшего ассортимента рисковать здоровьем и положением честного советского гражданина по заграницам или даже идти на сомнительные операции на советском чёрном рынке.
Примерно так же дело обстояло и с работой на Западе и даже в СССР - там, где ГСС зачастую могла решить вопрос одним телефонным звонком, сотрудники основных главков вынуждены были сочинять умные многоходовые комбинации.
Какое презрение сотрудники ГСС питали к "обычным" сотрудникам "своих" подразделений в формальной структуре КГБ можно только догадываться. Опять же, от этого сотрудники ГСС не переставали быть сотрудниками КГБ.
Очевидно также, что попытка создания чего-то подобного на альтернативной КГБ основе было изначально обречено на провал. Что и произошло с известным проектом СБП знаменитого А.В.Коржакова.
Для того, чтобы эффективно контролировать тайную полицию извне её организационной структуры, контролирующая организация должна иметь сопоставимые с контролируемой размеры в большинстве аспектов. Правило верное для всех организаций сетевого типа и подмеченное ещё, по меньшей мере, в Средневековье. А это во времена Первого Президента Эрэф было далеко не по государственному карману.
)(
Аналитик-интеллектофоб
arrestant
November 11 2009, 00:57:18 UTC 9 years ago
balalajkin
November 11 2009, 02:33:05 UTC 9 years ago
Комиссия по утверждению законов Ньютона...
i_a_pavlov
November 11 2009, 02:35:22 UTC 9 years ago
© www.shender.ru
tigra_creativ
November 11 2009, 03:17:18 UTC 9 years ago
krylov
November 11 2009, 08:21:25 UTC 9 years ago
aka_nobody
November 11 2009, 09:49:42 UTC 9 years ago
Deleted comment
rombell
November 11 2009, 19:56:50 UTC 9 years ago
Кстати, вроде бы есть теперь удобная механика давить спам, чтобы не делать капчу - отчего бы не?
krylov
November 12 2009, 03:06:36 UTC 9 years ago
rombell
November 12 2009, 05:41:58 UTC 9 years ago
Включить новую опцию можно здесь: http://www.livejournal.com/manage/settings/?cat=privacy
aka_nobody
November 11 2009, 10:02:35 UTC 9 years ago
не пляшут кодировки
konbor
November 11 2009, 10:45:28 UTC 9 years ago
tigra_creativ
November 11 2009, 23:11:12 UTC 9 years ago
az118
November 11 2009, 05:27:08 UTC 9 years ago
главная проблема - дамы.
особенно когда их много.
puls
November 11 2009, 05:49:09 UTC 9 years ago
just_cretino
November 11 2009, 06:03:11 UTC 9 years ago
core2duo
November 11 2009, 10:02:40 UTC 9 years ago
+666. В духе Астеррота. Как уже отмечалось, "j" это "джей", а не "джи"*. Человек не знает элементарных вещей, но с характерной хуцпой берётся рассуждать об относительно сложных. Хотя из-за русского легковерия это довольно часто работает. Вся советская/постсоветская система построена на запредельно наглой лжи.
*В результате уважаемому Пионеру присвоен интересный титул Пайонир-элджи -- почти что Пайонир-эффенди:).
Чуть не в тему.
just_cretino
November 11 2009, 06:06:12 UTC 9 years ago
bulochnikov
November 11 2009, 06:22:57 UTC 9 years ago
В ЦК КПСС было две спецслужбы: Центральная Ревизионная комиссия и Внешнеполитический отдел ЦК КПСС. И ещё отдел административных органов при секретариате ЦК.
ЦРК - это следственный аппарат партии. Все чиновники с уровня начальника главка и секретаря райкома были выведены из под юрисдикции прокуратуры, КГБ и МВД. Ими занималась ЦРК. Я знал человека, который ушёл с начальников главков на понижение добровольно, чтобы выйти из под следствия ЦРК.
Внешнеполитический отдел занимался тем, чем ранее занимался коминтерн. (Ну, Вы знаете)
А Отдел административных органов утверждал ВСЕХ сотрудников ВСЕХ спецслужб, кажется, с офицерского звания. И имел, и собирал на них досье. В том числе и на всю номенклатуру. Других спецслужб в ЦК я не знаю.
Но не стоит обольщаться. В ЦК любой инструктор мог выполнять любое поручение. И у всех была жуткая секретность. За пропажу документа убили бы безо всякого суда. Так что весь ЦК, по сути, одна большая спецслужба.
И филиалы у него были: политотделы в силовых органах.
olga0
November 11 2009, 12:02:49 UTC 9 years ago
kosarex
November 11 2009, 06:31:20 UTC 9 years ago
bulochnikov
November 11 2009, 07:28:01 UTC 9 years ago
Они были обязаны давать в ЦК сырую нефильтрованую информацию. Которая анализировалась в ЦК и там же принималось решение по её использованию. Если надо, это решение спускалось ввиде директивы в КГБ. Даже аналитических отделов в КГБ не было.
После перестройки аналитические отделы создали и в ФСБ.
Но до сих пор там нехватка квалифицированных аналитиков. Не могут укомплектовать.
kosarex
November 11 2009, 07:59:57 UTC 9 years ago
bulochnikov
November 11 2009, 08:14:09 UTC 9 years ago
КГБ ЗАПРЕЩАЛОСЬ ДЕЛАТЬ АНАЛИЗ. ДАЖЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ ОТДЕЛОВ В КГБ НЕ БЫЛО.
Они были обязаны давать в ЦК и правительство сырую нефильтрованую информацию. Двух видов: обзорную (нечто вроде дайджеста проишествий) и информационные материалы по заказаной теме. Которая анализировалась в ЦК или правительстве и там же принималось решение по её использованию. Если надо, это решение спускалось ввиде директивы в КГБ.
КГБ БЫЛО ЗАПРЕЩЕНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАСШТАБА. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ НОМЕНКЛАТУРЫ БЫЛА ВЫВЕДЕНА ИЗ ПОД ЮРИСДИКЦИИ КГБ. ПО НИМ КГБ РАБОТАТЬ ЗАПРЕЩАЛОСЬ.
После перестройки аналитические отделы создали и в ФСБ.
Но до сих пор там нехватка квалифицированных аналитиков. Не могут укомплектовать.
Больше повторять не буду.
kosarex
November 11 2009, 08:23:38 UTC 9 years ago
По ассоциации
gilgatech
November 11 2009, 07:03:44 UTC 9 years ago
Deleted comment
Re: интересно, но
konbor
November 11 2009, 09:32:07 UTC 9 years ago
Что мне бросилось в глаза в этой серии ревеляций, так это замечание об отношениях "на интерфейсе". У одних все, что угодно, другие пускаются во все тяжкие, чтоб заиметь какой-то "японский магнитофончик". И первые вторых презирают. От этого наблюдения повеяло неизбывной местечковостью и первых, и вторых. То есть, и первые и вторые одним говном мазаны, а следовательно, первые тоже не власть. Тупик.
Что это было, Холмс? То, видимо, и было: результат налицо.
Re: интересно, но
17ur
November 11 2009, 11:09:18 UTC 9 years ago
А заспиртованной головы Распутина там не было? "Достоверная информация" и "1991" - это антонимы. Безразлично к тому, как относится к той или иной вовлечённой в события силе.
Re: интересно, но
konbor
November 11 2009, 11:47:51 UTC 9 years ago
Я предвидел, что так и будет. Я будут скромен, а скажут: нет, расточителен. Я же даже об Ахромееве и Пуго умолчал, хотя, казалось бы.
Так вот, о деньгах в сейфе было по телевизору в прямом эфире. Демократы рассказали о результатах обыска кабинета, требовали взять под стражу, а синеющий Фалин с трибуны истериковал и визжал, что он неприкосновенный депутат. Так сказать, своими глазами и своими ушами.
Re: интересно, но
17ur
November 11 2009, 13:29:04 UTC 9 years ago
Демократы рассказали о результатах обыска кабинета, требовали взять под стражу, а синеющий Фалин с трибуны истериковал и визжал, что он неприкосновенный депутат.
Я восхищён Вашим даром предвидения. Кто мог подумать, что я буду издеваться над такими неопровержимыми доказательствами? Только Вы. Браво. Бис.
Re: интересно, но
konbor
November 11 2009, 15:33:58 UTC 9 years ago
Я. Я и подумал. Вопрос: зочем ви тг'авите старого и больного человека? разве я вам сделал что-нибудь плохого? Мы же ищем истину, не так ли? Или что.
Ваше первое замечание - "Достоверная информация" и "1991" - это антонимы" - пусть и противоречит логике, но выдает обывательскую мудрость. А вот второе - голая демагогия.
Дело даже не в том, что видео тогда с телевизора записывали очень немногие, а потом интернет подчистили - сегодня нет даже упоминаний, а лет 12 назад было навалом, писали как о само собой разумеющемся, и Фалин охотно делился воспоминаниями, как передавал иностранным товарищам подделанные паспорта и лично давал деньги. Фактуру найти можно. Только зачем? Я и так помню трансляцию по ли 22, то ли 23 августа, и я не следователь, чтобы подшивать бумажки.
Речь о другом - о структуре вне и над властью.
А нервная реакция некоторых читателей наталкивает на мысль, что все это еще живо и имеет прямую связь с настоящим. Как вы себе думаете?
И "инкогнито" тему ненароком затронул не просто так?
Re: интересно, но
17ur
November 11 2009, 19:09:41 UTC 9 years ago
А речи о "структуре над властью" надо сразу начинать с марсиан, просто чтобы сэкономить время. Ибо прикидываться марионеткой - выгодно, о чём деятели наверху, я предполагаю, прекрасно осведомлены.
Re: интересно, но
konbor
November 11 2009, 19:35:57 UTC 9 years ago
Ну, так тому и быть.
И про марсиан вы правильно.
Дай только ноготок конспирологам, всей советской птичке пропасть.
Re: интересно, но
akrylo
November 11 2009, 20:40:37 UTC 9 years ago
Re: интересно, но
konbor
November 11 2009, 20:58:24 UTC 9 years ago
Как у них все дальше получилось, кому советские люди актировали денежку. К сожалению, тогда развитие истории оборвалось на самом интересном месте. Появился Руцкой в телевизоре, рассказывал какой он крутой был в Форосе. Я этого, бля, так, а этого так! И показывал, как руки выворачивал-заворачивал. Так все и было, телевизор 1991 год, с матерком.
Теперь как вспомнишь эту клоунаду ...
Re: интересно, но
akrylo
November 11 2009, 21:11:59 UTC 9 years ago
А 600 000, видимо, кто-то из депутатов "прихватизировал". Может быть Березовский?
Или Чубайс?
Сейчас они уже ничего и не помнят, скорее всего.
Re: интересно, но
konbor
November 11 2009, 21:22:28 UTC 9 years ago
Вспомнить только, какие картинные позы! Римский патриций в сенате.
Re: интересно, но
17ur
November 12 2009, 08:01:42 UTC 9 years ago
А, ну-ну. Ваши тезисы о базировались на наличии в сейфе зелёной бумаги и совершенном отсутствии бумаг иного цвета, наличие зелёной бумаги объясняющих. Второе условие никоим образом не доказано, следовательно, Ваши тезисы "о структуре вне и над властью" со всем основанием я называю надуманными. А то, что Вы переспрашиваете меня о первом условии (собственно наличии долларов), говорит о том, что с конспирологией надо завязывать птичке не только советской, ибо завораживающих идей много, а кора головного мозга у большинства индивидов одна. Её беречь надо.
Re: интересно, но
konbor
November 12 2009, 09:59:04 UTC 9 years ago
И я согласен, отличный оживляж, рука мастера.
Баба Соня раскладывает в сейфе маленький монблан долларов: все, готово.
Фалин садится за стол, натягивает нарукавники, берет чистый лист бумаги, обмакивает в чернильницу двухкопеечную ручку и каллиграфическими буквами выводит сверху: ведомость. Линейка, карандаш, расчерчивает столбцы и строки. Готовым листом накрывает пачки в сейфе. Все, теперь чин чином. Комар носу не подточит. Победно барабанит костяшками пальцев по столу: это я здорово придумал. В казенной ведомости расписываться не хотят - как это, официально брать деньги у чужого государства, а в лягушачьем прейскуранте можно крючок и поставить. А у меня Павлов требует, каждая валютная копейка должна быть на счету! Ничего, его девочки разнесут в компьютере.
Так что согласен, была ведомость.
Теперь о конспирологии. Кажется, вы боитесь ее, как черт ладана! А зря. Жизнь по сути своей конспирологична. Вот, например, я. Я с детства не хотел ходить за плугом, а ходил (не вру), пасти коров (а пас, тоже не вру), и т. д. Но знаете, нигде, никому и никогда я не сказал (видите, сколько отрицаний подряд), что я этого делать не хочу - наоборот, я говорил, что учусь, чтобы стать советским космонавтом, как Гагарин. А космонавтом я становиться совсем не хотел. Что выходит? Я же всем подряд лгал! Многие годы. И что? Это ж ведь и был мой маленький персональный заговор, как вы полагаете? И не такой уж безвредный, как можно себе представить, ведь я всегда занимал место - в институте, скажем, на моем месте мог быть другой, институт же не резиновый. Что такое заговор, в конце концов? Это цель, достигаемая неявным путем. Вот пошли бы вы при советской власти, сказали на приемных экзаменах: я эту землю ковырять не хочу, от нее только горб растет, и доски носить не буду, а хочу сидеть в чистом и светлом кабинете под вентилятором, и кофе с чаем пить попеременно. Далеко бы ушел такой честный юноша в своих устремлениях? Выбор простой – или вы ведете жизнь заговорщика и сами выбиваете себе судьбу, или будете послушным орудием в чьих-то руках. Копай отсюда досюда - дам пять рулей. Выкопал – получил, да, тут нет никакого заговора. А вот согласовать проект, утвердить, составить сметы (хе-хе) получить кредиты (три хе-хе), выселить жильцов - тут заговор на заговоре сидит и заговором погоняет. А потом выяснится, что счастье упало на голову потому что какую-то акулу с этого пастбища выдавливали – тут уже и конспирология. А? И так во всем.
Но … кажется, мы заговорились.
Речь совсем не об этом.
Re: интересно, но
gausov
November 12 2009, 22:12:33 UTC 9 years ago
Deleted comment
Re: Кря!
krylov
November 12 2009, 03:33:18 UTC 9 years ago
Re: Кря!
supermipter
November 13 2009, 14:39:22 UTC 9 years ago
Re: Кря!
gausov
November 12 2009, 21:22:53 UTC 9 years ago
Deleted comment
Re: Кря!
gausov
November 12 2009, 21:48:43 UTC 9 years ago
karpion
November 11 2009, 14:02:16 UTC 9 years ago
Биология стала престижной недавно; математика, физика и инженерия - несколько раньше; медицина, химия, архитектура и музыка были в почёте давно. Так что любой рецтинг престижности профессий зависит от страны и эпохи.
Кроме того, музыканты не обязательно бывают профессионалами - многие иузицируют для собственного удовольствия.
akrylo
November 11 2009, 14:06:12 UTC 9 years ago
karpion
November 11 2009, 15:17:59 UTC 9 years ago
akrylo
November 11 2009, 17:12:55 UTC 9 years ago
На самом деле я имел в виду не только и не столько Россию. Насколько я знаю, в США, дети московских и питерских профессоров редко идут в ученые. Они, конечно же, получают высшее образование и становятся программистами на фирмах. финансовыми менеджерами, ветеринарами, юристами, самые удачливые - врачами. Учеными - много реже. Профессия ученого несколько потеряла свой блеск за последние 20 лет.
karpion
November 11 2009, 18:11:17 UTC 9 years ago
Согласен. Кстати, многие учёные. включая Стивена Хогинга, тоже так считают.
Это потому, что люди перестали видеть связь между наукой и улучшением благосостояния. Растёт религиозность населения: прочесть про то, как "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова,
Яков развернул революционную агитацию" гораздо проще, чем прочесть формулу квантовой механики.akrylo
November 11 2009, 19:04:47 UTC 9 years ago
karpion
November 12 2009, 07:19:59 UTC 9 years ago
Бухгалтеру платят много потому, что он рулит большими ценностями. Но ядумаю, академик получает всё-таки больше.
akrylo
November 12 2009, 10:21:03 UTC 9 years ago
dgies
November 11 2009, 16:51:04 UTC 9 years ago
в тему
akrylo
November 11 2009, 19:03:20 UTC 9 years ago
Факт тот, что в период 1988 - 1991 годов весь этот аппарат ЦК КПСС, плюс обкомы и райкомы, плюс КГБ тихо и спокойно "сдал" великую страну - СССР.
Т.е. все эти аппаратчики кого-то ловили, на кого-то доносы писали.
А Миша Горбачев поставил на все значимые позиции в стране антиоветчиков и просто американских шпионов, вроде А. Яковлева и тихо, спокойно, разобрал СССР по кирпичикам.