Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Палата N 6

- А это очень интересный больной, - сказал Самуил Яковлевич, показывая на отдельно стоящую койку. На ней сидел, свесив голову на грудь, интеллигентного вида мужчина в казённом.
- Навязчивый синдром. Ему кажется, что он сумасшедший.
- Но ведь он и есть сумасшедший, - вяло возразил я. Мне было неинтересно.
- Да, он сумасшедший. Но содержательно... - Самуил Яковлевич покрутил пальцем, - ...да, так вот... содержанием его мании является мысль о своём сумасшедствии. Понимаете, вон тот, - доктор показал куда-то в сторону палаты, из которой мы вышли, - считает себя Чубайсом. А этот считает себя психом. Полным психом, - с удовольствием добавил он.
- А какой себе он ставит диагноз? - спросил я, чтобы поддержать разговор.
- Навязчивый синдром, - усмехнулся Самуил Яковлевич, - он прочитал массу всякой психиатрической литературы, прежде чем попал сюда. Он вообще неплохой диагност. Это от природы.
- Я не пойму, - сказал я, потому что понял, что Самуил Яковлевич ждёт от меня именно этого вопроса, - ведь он же прав. В том смысле, что он сумасшедший. Значит, получается, он не сумасшедший. А если так, то он неправ, и он сумасшедший. Это, наверное, парадокс?
- Никакого парадокса, - торжествующе поднял палец Самуил Яковлевич. - Сумасшедший - это не тот, кто думает что-то неправильное. Это всего лишь один из симптомов. Сумасшедший - это тот, кто неправильно думает. А это две большие разницы, как говорят в Одессе. Вот недавно у нас был больной, воображавший себя шахтёром. Он, кстати, и вправду был шахтёр. Проблема была в том, что он свихнулся на этой идее. Да, да, совершенно сумасшедший. У него были такие припадки... каской стучал об пол, и всё такое.
- Ну это, наверное, действительно псих, - ответил я.
- Опять же, это симптомчики, только симптомчики! - Самуил Яковлевич опять покрутил пальцем в воздухе. - Главное - как думать. Можно ведь правильно думать неправильные вещи, и никто не назовёт вас сумасшедшим. Это, правда, мало кому удаётся. Но бывает, бывает. Вот, знаете ли, Наполеон считал себя, э-э-э, императором Франции. Типичный психоз, правда? А ведь он им стал. То есть императором. Это вам о чём-то говорит, а? Вера в свою, э-э-э, звезду, и всё такое. Это сумасшедствие? Ломброзо какой-нибудь скажет "да", и будет неправ. Потому что это совершенно противоположное состояние ума. Гениальность тоже сюда относится, - торопливо добавил он, взглянул на часы, и схватился за голову:
- Ох, у меня же перерыв! Извините, я в буфет, там сейчас всё разберут, как всегда... Извините. Вы побудьте тут немножко пока, я скоро вернусь.
Сумасшедший, считающий себя сумасшедшим, поднял голову и открыл глаза.
- Балаболка, - громко сказал он, ни к кому не обращаясь. - Да, вы знаете, - это уже, кажется, было в мою сторону, - он наркотой приторговывает. Ампулку туда, ампулку сюда. Ворьё. Меня не лечат, - на сей раз жалоба была адресована мне персонально, - обращаются тоже скверно. Хорошо хоть, здесь держат, не гонят. Сумасшедший должен жить в психушке, правда? Я в Белые Столбы попасть хочу, - мечтательно проговорил он, - и чтобы всё по правилам. Аминазин, циклодол, санитары настоящие, а не эти... Знаете, какие санитары в Белых Столбах? Звери, - с удовольствием заключил он. - настоящие звери. Я на них жаловаться буду. Да кто ж от больных жалобы принимать станет? Потому что карательная у нас медицина. Ка-ра-тель-ная, - раздельно произнёс он. - А знаете, почему нашего доктора Самуилом Яковлевичем зовут? Это специально сделано, чтобы развивать в больных антисемитизм. Государственная политика, - он покрутил пальцем почти как Самуил Яковлевич. - Мне это сам Самуил Яковлевич по секрету сообщил. Мне можно, мне всё равно никто не поверит. Я ведь сумасшедший, - с какой-то непонятной гордостью добавил он. - Вы обязательно об этом напишите. Обязательно. И как тут кормят, это тоже отдельный разговор.
- Вот мы сейчас и посмотрим, как тут кормят, - быстро сказал я, попрощался, и отправился на поиски буфета.

)(
Это мне напомнило одно рассуждение Лакана о том, что король, который действительно считает себя королем не менее сумасшедший, чем сумасшедший, который считает себя королем. Это та же форма психоза, верить, что ты и в самом деле вот этот конструкт.