Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

О теории и практике

Есть одна известная поговорка о новых идеях. Которые, дескать, проходят три этапа признания: «полная чушь», «в этом что-то есть», «да кто ж этого не знает».

На самом деле это ещё идеализированная картина, особенно если брать идеи не « научные», а, скажем, политические, экономические и «всё такое прочее».

Тут вообще всё жёстко. А именно, оные три стадии применительно к политике выглядят так:

1. Такая-то точка зрения - ложь, мерзость и абсолютное зло, и всякий, кто подобное говорит – выродок. Его надо убить, он враг рода человеческого.
2. Такая-то точка зрения - спекуляция на определённых фактах, отрицать факты не будем, но это всё-таки спекуляция, а спекулянтов на фактах надо бы заткнуть, как особо опасных извратителей истины.
3. Да это совершенно очевидная вещь, которую надо не обсуждать, а утверждать, под этим знаменем наступать по всему фронту… а это что за старый пень путается под нашими ногами? Говорит, он это знамя шил? Мы его не знаем и знать не хотим, он врёт, он к нашим высоким истинам непричастен, его надо гнать поганой метлой.

По-человечески это очень понятно, в том числе и третья стадия. Потому что признание правоты идей – это одно, а признание правоты людей – это совсем другое. Потому что это что же получается? Мы признали какую-то идею верной, но теперь придётся «извиняться» и «конфузиться» перед каким-то чуваком, которого мы сами же всячески презирали? А вдруг он уваженьица запросит, почёта какого? А если ещё и поруководить чем-нибудь захочет, в первые лица полезет? Неееет. Даже если мы теперь веруем ровно в то, что тот дядька всем талдычил двадцать назад, из этого ничего не следует, кроме того, что от него нужно как-нибудь избавиться.

Самым лучшим вариантом является смерть. Если автор нашей идеи сдох – его шкуру можно и на знамя. Мёртвый есть не просит и на руководящие посты не лезет. Уважение мёртвому оказывать легко и приятно, в отличие от живых. Если он оказался неприлично живучим, его нужно как-нибудь оттеснить. Например, переименовать в его воззрениях два-три термина, назвать таторы ляторами, после чего спокойно пользоваться его интеллектуальным продуктом, а на его жалобный писк «так ведь я же это говорил, вот у меня статья была напечатана, вот посмотрите!» снисходительно бросать – «нет, дядя, ты совсем другое говорил, ты про таторы, а мы про ляторы». Или найти в его рассуждениях какую-нибудь мелкую ошибку (типа, в примечании на стр. 824 своего главного труда назвал Апулию Атулией), после чего её раздуть до «коренного дефекта, сущностного изъяна». Или припомнить ему какое-нибудь отступничество от собственных высоких идеалов. Или вообще ничего не делать, а просто не обращать внимания на попискивания смешного старичка. А разворачиваться в марше и идти колоннами.

В выигрыше же оказываются совсем другие люди. Которые вовремя поносят новаторов и диссидентов, которые вовремя же начинают «признавать факты», и которые опять-таки вовремя начинают выступать от имени тех самых идей, о которые они вчера ноги вытирали. И идут, соответственно, колоннами… Сволочи.

Теперь внимание. Всё предыдущее писалось с позиции обиженного автора гениальной идеи. Который обычно видит в происходящем только несправедливость мироздания.

Меж тем, на такую несправедливость есть свои резоны практического свойства, с позиции «автора гениального плана» не очень заметные, но, увы, реальные.

А именно. Нас сильно подводит выражение «реализация идеи». Предполагается, что некто чертит величественный образ, а потом какие-то муравьишки его «реализуют». И тут главное – не отступить от предначертаний.

Но ведь это не так. Действительность нас в этом вопросе решительно поправляет.

Идея – это всего лишь часть практики, в том числе политической практики. Очень важная, необходимая, но именно часть. И практика – не просто «реализация идеи», «разворачивание содержания» (которое в идее уже было), а процесс смыслообразования, которое только и делает голый скелет идеи чем-то живым. Детальками и приёмчиками, без которых ничего не поедет. И которые сильно модифицируют саму идею. Иногда до неузнаваемости, иногда что-то узнать можно. Но в любом случае отцы-основатели останутся недовольны. Начинаются разговоры о том, что высокие идеалы опошлены и извращены. Что вызывает естественное раздражение у тех, кто вкалывал на их воплощение. И какого-нибудь бранчливого старичка, чьими мыслями некогда вдохновлялись, теперь хочется поскорее сбросить с парохода современности.

Ну опять же к примеру. Вольтер был, конечно, такой Вольтер. Якобинцы самозародились, как вши, в его парике, и чрезвычайно его почитали. Но вот вопрос – а доживи он до практической реализации своих идей, какова была бы его судьба? Дорос бы он до Робеспьера или Марата, или оказался бы в числе их жертв? Впрочем, скорее всего, он успел бы эмигрировать в любимую Англию, и оттуда разражался бы бессильными громами бранчливых статей. А история шла бы мимо и дальше. Как она прошла, скажем, мимо многочисленных русских социалистов и марксистов, с грустью смотревших на ленинско-сталинский социализм: не того они хотели.

Всё сказанное не означает, что селяви обязательно такова, и ченч тут ничего невозможно. Просто авторам всяческих гениальных прожектов стоит принимать непосредственное участие в их осуществлении. Это полезно даже для развития теоретической мысли: практика – она таки критерий истины, ага. Не говоря уже о перспективах сбрасывания с парохода. Даже если сбросят - так хотя бы за дело, а не по дефолту.

Банально, конечно. Зато - - -

)(
Якобинцы завелись скорее в парике Руссо, чем Вольтера. А Вольтер и в самом деле не захотел бы иметь с ними ничего общего. Категорически не захотел бы.
Подцепился к Вам, чтобы была в начале комментариев. Надеюсь и Вам будет интересно тоже:

по этому адресу http://ruspro2007.livejournal.com/ Ростислав освещает ход суда над майором Николаем Левым, которого нерусские обвинили в их избиении. 22 апреля в г.Новосибирске прошло первое заседание этого суда, которое сразу же выявило грубую фальсификацию обвинения и запугивание следствием солдат-свидетелей. На суде солдаты массово отказались от своих показаний, данных под давлением следствия.

Русские провели пикет в поддержку майора.
Консультировать - да, возглавлять - нет. Я так считаю. :-)
> Консультировать - да, возглавлять - нет.

( сквозь зубы, с отвращением ) Еще один "консультант" в добавление к расплодившейся за последние 10 лет на казенных харчах абсолютно недееспособной армии "аналитиков" и "экспертов".

Есть такой закон социодинамики: импотенты не размножаются. А "консультанты" с их "мнением" никого не ...






старикашку с парохода, нужна одна непростая вещь: любить ближнего.
Тогда и старикашка Суворов не будет сброшен, а перейдёт через Альпы во главе своих войск.
Я полагаю что это скорее отечественная драма. Специфика так сказать. И притом она не аксиоматически задана. Почему это основателя и теоретика надо оттирать? наоборот ему можно придумать синекуру или воздавать дань почета и уважения как живой легенде. Я специально не могу сейчас сказать но вот в США там как с этим? или нацисты германии они сильно обижали теоретиков предтечей? Или те же япошки.
А у германских нацистов разве были предтечи?
А вы полагаете концепции рождаются спонтанно? ниоткуда? взял поковырялся в носу и бац новая доктрина да столь увлекательная что овладела массами?
Концепция может родиться внутри одной группы людей. Не сразу, но и без подпитки извне.

В конце концов, человечество построило все идеи внутри себя.
Тут много Крылова упрекают в трехчленке. Типа нэ так всо это (с). Но генезис идей в любом случае многоэтапный процесс.
В конце концов, человечество построило все идеи внутри себя.

10 баллов по шкале Рихтера.

Deleted comment

Anonymous

April 23 2010, 20:23:20 UTC 9 years ago

Александр Петрович Баркашов - единственный достойный лидер.
"И в третитй раз закинул он невод".
Я к вам, как обычно, с просьбой.
Нельзя ли взять в АПН очерк истории Смоленска и окрестностей в 11-17 веках?
Основная идея очерка -- проследить по источникам эволюцию самоопределения смолян; увидеть связи между эволюцией самоопределения города и политикой властей; показать, как самоопределение проявлялось (или не проявлялось) в многочисленных конфликтах за эту землю, т. е. -- показать, как Смоленск стал русским городом :-)
Основой для очерка станут вот эти наброски:http://nikolamsu.livejournal.com/73259.html и http://nikolamsu.livejournal.com/69069.html. То есть текст получится, как обычно, достаточно нудным, нагруженным деталями. Спасет все, надеюсь, лишь бодрый и закрученный сюжет.

З.Ы. История русских регионов вообще слабо известна обществу, да и сидят зачастую на этих темах люди... со специфическими, мягко скажем, убеждениями. Так что был бы крайне признателен, если бы вы смогли изыскать возможность для публикации. Авось, со временем улучшат и разовьют это направление люди более грамотные.
Да, давайте. Жду.
Спасибо.
Через пару дней будет.

Deleted comment

с теорией 3х стадий, но ничего взамен Вы предложить и обосновать не можете или не хотите, то Вам нечего и говном исходить в ЖЖ Крылова.

Большая часть комментаторов, похоже, согласна.

Deleted comment

поста Крылова или Вашего комментария? Крылов вообще никакой статистики в её изначальном определении не приводил.

А Вы без оскорблений не можете? Так переживаете, что кюшать не в состоянии?

Deleted comment

Однажды проснётесь - а вокруг никого любимого, и в душе пустота.
Русские, конечно, станут жить лучше от Ваших оскорблений.
Кстати, Вы не ответили, какое именно образование Вам потребно.
Прошу проявить любопытство и чуточку усердия:
http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_05/prm4-1.htm
кстати, Вам требуется для вынесения суждений?
Трёхстадийная модель - это именно модель, более или менее применимая к реальным случаям. Почему бы и не попробовать развить эту модель?

При этом никто не мешает Вам создать пятистадийную модель. Ну так я слушаю, какие у Вас там стадии, чем они характеризуются, где наиболее адекватные этой модели примеры?

Deleted comment

Модели бывают физические (aka аналоговые вычислительные машины) и умозрительные, в первую очередь математические. В данном случае мы говорим об умозрительной модели.

Так вот, умозрительная модель - это некоторое описание, позволяющее понять и предсказать поведение некоторых систем. Множество таких систем, по которым предсказания модели сбываются, называется областью применимости модели.

Можно сказать, что умозрительная модель - это отображение окружающей нас реальности на мышление. При этом авторы моделей стремятся сделать свои модели наиболее простыми для восприятия и использования.

Примеры моделей:
  • материальная точка;
  • абсолютно твёрдое тело;
  • абсолютно упругое тело;
  • абсолютно чёрное тело;
  • семиуровневая модель OSI для описания сетей.


Список стадий я вижу. Чем они характеризуются, когда происходит смена стадий? А главное - где примеры событий, к которым применима эта модель?
:это некоторое описание

чудесно. В программисты пошли, когда с литфака выгнали?

:и предсказать

моедли не предсказывают. Предсказывают теории. Материальная точка, даже если назвать ее моделью, ничего доказать не в состоянии. Это во-первых.

Во-вторых предсказания в сложных, фрактальных системах невозможны принципиальны. Непонимание этой уже азбучной аксиомы, ставит в очень смешную позицию всяких творцев типа Хазина.

: абсолютно чёрное тело

см. утверждение "модель абсолютно черного тела - это шар с отверстием". Модель модели - не слишком ли наворочено? Может быть вернуться к более естественному термину "абстракция"?

:где примеры событий, к которым применима эта модель?

украинская оранжевая революция. Из самого ближнего. Из практической области применения, например с предельной очевидностью - психологическая составляющая поведения участником экономических отношений. см. "волны Эллиота". Только и это не "модель", а гипотеза. Ничего не доказывающая и ничего не предсказывающая. Просто предположение на основе эвристических данных. Разница между гипотезой, теорией и моделью для гуманитария традционно не постижима.
В программисты пошли, когда с литфака выгнали?
Не был я на литфаке. В программисты (точнее, в сисадмины) пошёл из физики.

моедли не предсказывают. Предсказывают теории.
Теории и модели (умозрительные модели) неразделимы, т.к. друг без друга не имеют смысла. Например, в теории теплового излучения возникает модель абсолютно чёрного тела.

предсказания в сложных, фрактальных системах невозможны принципиальны.
Что Вы называете фрактальными системами?

см. утверждение "модель абсолютно черного тела - это шар с отверстием". Модель модели - не слишком ли наворочено?
Нет, т.к. тут речь о том, что "шар (или куб - форма пофиг) с отверстием" = "физическая модель", а "чёрное тело" = "умозрительная модель". Для умозрительных моделей вполне можно строить физические модели.

украинская оранжевая революция.
Ещё раз посмотрел Вашу модель и не увидел в ней отражения такого процесса как "грызня в стане победителей" (кстати, этот процесс очень наглядно проявился во Франции во времена Робеспьера).

"волны Эллиота".
А где там пять составляющих? Я вижу там пять волн по тренду и три волны против тренда.

Только и это не "модель", а гипотеза. Ничего не доказывающая и ничего не предсказывающая.
Это как раз модель, причём аппрксимирующая модель. И она позволяет предсказать поведение рынка; другой вопрос, насколько корректно.
Кстати, для экономических моделей/теорий имеет место тот факт. что если этой моделью/теорией пользуется достаточно большое число участников рынка, то ситуация на рынке меняется; иногда в сторону подтверждения модели/теории, а иногда против неё.

Разница между гипотезой, теорией и моделью для гуманитария традиционно не постижима.
Модель - это изложение теории. Впрочем, иногда теорию можно излагать и без модели.
В свете того, как много теорий оказались опровергнуты, разница между гипотезой и теорией оказалась существенно размыта.

PS: Залогиньтесь, pls.
За небольшое количество денег я могу и семь стадий нарисовать, и даже девять. Но что это меняет? :-)

Deleted comment

Нет уж, дорогой. Это вы должны доказать, что для рассуждений "о судьбах авторов гениальных теорий в политической практике" нужно непременно усложнить модель.

Доказывайте.

Deleted comment

Значит, вы не готовы доказать, что для заданной автором записи темы нужна другая модель?

Ну и славно, продолжайте разговаривать со своими внутренними голосами.

(Насчёт гуманитария - посмеялсо. Я программер, если чо.)
и какие задачи решаете?
Я тут работу по-тихоньку ищу.
на наборе хаотичных данных можно подобрать статистику подтверждающую и опровергающую любую теорию
Да, только статистику придётся подбирать с жульническими приёмами.

после чукчей-писателей на сцену цирка уродов выходят разговариватели со своими внутренними голосами.
Из цирка уродов выходят люди, которые вместо логических аргументов пытаются припечатать оппонента бранью и грубостями.
Да ничего не меняет - на тебя выльют такой же ушат помоев, как на меня. И обзовут гуманитарием, как будто это обзывательство есть последний и решительный аргумент в споре.
Они смешные.
Лично у меня хамство вызывает уныние от того, какие люди засоряют Интернет убогими продуктами своей мыследеятельности. По мере увеличения доступности Интернета средний уровень его пользователей стремительно деградирует к среднему уровню человечества.
Хорошо было в фидонете. :-)
Если бы Фидонет стал проще (т.е. доступнее в техническом смысле - в т.з. за счёт включения соответствующего софта в дистрибутивы операционок, как сейчас Internet Explorer) и если бы появились коммерческие провайдеры (которые бы сделали сеть доступной всем и везде, где есть достаточно пользователей), то Фидонет стал бы таким же. Собственно, какое-то время и Интернет был элитным; но при этом медленным, ненадёжным и дорогим.
Спасибо, я в курсе.
Как Вы думаете, на что больше похож Ваш постинг - на демонстрацию научного метода или на фонтан бессмысленной злобы?
Константин, так держать!
Как говорил ротмистр Волин, "у нас в России слишком много болтают, поэтому я пью молча".
В единственно-устойчивом Мире ВСЕ ФАКТЫ складываются в целостную картину Мира.

Из Новой парадигмы мировоззрения. (гуглить) Моего личного мировоззрения.
Применительно к литературе это хорошо показано у Саррот в "Золотых плодах"
«полная чушь», «в этом что-то есть», «да кто ж этого не знает», "это уже старовато". "как, вы не знаете про новую идею ?"
Применимо в равной мере и к идеям

Deleted comment

Вот у Саррот это и было сказано применимо к новой литературной вещи, уже сушествующей
Точно также и с идеями.
В общем случае выставлять оценки, пусть и "полная чушь", возможно лишь к уже существующему

Deleted comment

Интерес может вызвать только уже существующая идея. Саррот это баба :-), Натали Саррот, и в никаких политических симпатиях, кроме традиционной в молодости западной левизны, замечена не была
Вообще говоря, Ваш спор с dsa_me увяз в одной тонкой детали - в какой момент надо отмечать рождение новой идеи. Вообще говоря, новая идея возникает из того, что люди замечают несоответствие фактов прежним идеям. На примере квантовой механики:
  • сначала обнаружили красную границу фотоэффекта (если надо - расскажу подробнее), но не были уверены в том, что этот эффект реально существует, а не является ошибкой эксперимента;
  • затем проверили этот эффект на разных материалах (это заняло длительное время) и убедились, что эффект действительно имеется;
  • параллельно с последними проверками начали выдвигать разные гипотезы, объяснявшие этот эффект;
  • было выдвинуто положение о квантуемости световой энергии, где величина кванта пропорциональна частоте;
  • из этого предположения стали делаться выводы, вызвавшие когнитивный диссонанс у большинства людей;
  • выводы были проверены на эксперименте и подтверждены;
  • на основе этих выводов были спроектированы разные устройства (в т.ч. полупроводниковые элементы - транзисторы).
Формально говоря, интерес к квантовым эффектам (т.е. к эффектам, которые нельзя объяснить без привлечения квантовой механики) возник несколько раньше, чем сама квантовая механика. И сомнения в существовании этих эффектов было до формирования квантовой механики.

Есть ещё более другой пример: человечество интересовалось источником солнечной энергии с момента возникновения разума. В данный момент предполагается, что энергия Солнца происходит из термоядерного синтеза. Получается, что интерес к термоядерной энергии существовал за тысячи (а то и десятки тысяч) лет до появления теории термоядерного синтеза.

PS: То, что я сейчас говорю, изучает наука гносеология. Интересно, она гуманитарная или естественная? (То, что она не техническая - очевидно.)
Не совсем, речь в данном случае идет, как очевидно из контекста самого поста, о уже сформулированной идее.
А вот dsa_me говорит как раз о периоде, предшествовавшем появлению точной формулировки. Кстати, в этот период теория особенно уязвима.
Пропущено 2.5. В свете новых изысканий... Типо, откопали в пещерах/архивах/нужное подставить. Фаза коррекции (мозгов масс). Или Британские Ученые (tm). У них (масс) инерция ;) Поэтому все до сих пор восхищаются Иосифом Виссарионычем и Адольфом Алоизычем (как моделями, ессно). Вот у них авто как положишь руль на 90 градусов - так оно и едет без заноса ;) А нонешние как-то жидковаты... ;)
А вот ваш пример с Вольтером - это апология "совка". Адназначна. Мы бы...
Издеваетесь? Берёте анекдот и прямо по нему классифицируете действительность. В среде профессионалов разного толка этот анекдот рассказывают с более чем 3-мя стадиями. Для газетной статьи - сойдёт, для Инет-публикации - учите матчасть.
я пытался читать в ранней молодости, чтобы, как положено честному гуманитарию, хоть попытаться познакомиться с их идеями, столь изменившими прекрасную Францию. Ни хера таки не понял.
Многие идеи, которые рождаются на Западе, призваны работать в интересах Запада, но работать не на самом Западе. Для империализма важно формирование рынков сбыта своей продукции за дорого, которые бы одновременно служили сырьевыми базами за дешево. А это не что иное как страны Наивии. Их недостаток по сравнению с Западом заключается в умственной отсталости большинства, за которой неизбежно следует общая умственная и вся остальная отсталость страны Наивии. Но чтобы ее все-таки одолеть нередко бывает необходимо заразить ее какими-то ложными идеями, вроде идеи коммунизма для России и т.п. Все эти идеи конечно исходят из Запада и служат интересам Запада.
А Россия (как и Византия до 1453) - тоже Запад - правда, относительно мусульманского Востока. Запад - это Христианство. Про гармонию же христиан и мусульман под владычеством, скажем, оттоманской порты можете почитать в "Дневнике Писателя" Ф.М. Достоевского.

И убедительная просьба на будущее - не пейсать мне более.

ОК?
Не вопрос. Только с одной оговоркой. Пейсаете здесь вы, с маленькой буквы, т.е. ваши многочисленные наглые соплеменники. А я не пейсаю, а пишу. Очередная ваша пейсатая подлость состоит в том что вы мне возражаете и тут же в наглой форме просите вам не постить, лишая оппонента возможности на возражение по существу. Не хотите чтобы вам постили, так и не высказывайте тому ваше мнение, на которое лишаете его возможности возразить, отчего складывается впечатление будто оппонент с этим согласен. Так что кто здесь пейсатый - это заметно сразу.
Костя, разница в том, что в Европе вольтеры и руссоы возможны, поскольку есть культура почитания вневедомственного авторитета по факту высказывания оным новых полезных идей. В России же никакие великие люди, не назначенные на должность "гения" , просто невозможны. Любую новую ценную новую идею, порожденную вне бюрократической системы, украдут и закрепят "за кем надо", а над автором дружно посмеются: "Поделом тебе, детина, наука! Не в свои сани не садись!")))

Поэтому мотиваторы идейного творчества в Европе и России очень разные. Если в Европе - есть прямой смысл выдвигать конструктивные идеи, то в России - идеи это скорее инструмент манипуляции умного, но не обладающего властью над властью и общественным устройством, с целью каким-то образом эту власть и это общество напыщенных хамов поумнее привести к аннлигиляции, давая гибельные советы и держа при этом фигу в кармане. Со слабой надеждой на то, что следующее поколение будет вести себя поумнее в плане уважения интеллектуальной собственности. Но, как видишь, в обоих случаях в основе мотивов политической интеллектуальной деятельности лежит аксиология: жажда справедливости. И история, думаю, показала: справедливость в обоих случаях достижима. Что, конечно же приятно и внушает оптимизм )))...
А кто в Европе определяет полезность идей? Желательно на примере периода жизни Вольтера и Руссо.

А ещё хорошо бы узнать, был ли на должности гения Менделеев.
ОПределяет европейское общественное мнение, которое к этому вопросу неравнодушно. Менделеева в России признали, когда в Европе указали русским, что он - гений. Интересно, что аналогичная история произошла и с Калашниковым, которого начали срочно "толкать наверх" и давать звания только тогда, когда автором АК47 заинтересовались на Западе. Равнодушие же русского общественного мнения в вопросе защиты национальных приоритетов и авторитета собственных выдающихся личностей просто поражает. Приоритет русских идейных инноваторов защищался до тех пор и до той степени, до которой соотвествующей бюрократической академической машинке было поручено это делать. Не более и не менее того. И все это накрылось жопой вместе с машинкой... А отечественному общественному мнению по прежнему пох.
Ставлю на повестку дня вопрос прижизненной мумификации Крылова.
У Крылова есть наследие-накладной живот, которым он уже не пользуется и парик которым не пользуется ещё. Он нам нужен жывым.
> Просто авторам всяческих гениальных прожектов стоит принимать непосредственное участие в их осуществлении

Франклин, по-моему, хороший пример.
Невнятненько. иМхо.

Научные идеи так не живут.
В науке, со времен Паскаля любая, самая бредовая и шизофреническая теория, будучи эксперементально подтвержденной, сразу генерит автору почет, гешефт и уважуху.
Правда теперь чтобы поставить опыт надо еще пробицца к установке, но сам принцип соблюдаецца незыблемо.
Гуманитарии.. говорящие головы, которые кормятся с этого.
А ведь правда! Оччень своевременная книжица (с). Архиверно (опять же (с))
Ну а насчет Вольтера - это да, этот точно сбег бы в Англию и оттуда рассуждал бы, как бы он Обустроил Францию (с). И ждал бы, когда его признают Великим Учителем и Воплощением Мирового Разума. %)
где это я уже читал;) (шамфор что ле)
Интересно обозначено.

Имею примечание, впрочем, как всегда, наверное ( а иначе зачем это все называется "каментами" ? )

> И практика – не просто «реализация идеи», «разворачивание содержания» (которое в идее уже было), а процесс смыслообразования, которое только и делает голый скелет идеи чем-то живым. Детальками и приёмчиками, без которых ничего не поедет.

Реализация идеи на практике - это всегда и обязятельно суть метод, "метОда", и, в широком смысле - технология. Пожалуй, все-таки не смыслообразование, а именно построение на основе идеи какого-то способа чего-то достичь, технологии или "ритуала" - именно ЭТО позволяет "изначально незамутненым" гражданам поучаствовать в процессе реализации, и только так идея набирает сторонников и gains the name of Action - превращается в движение.

В процессе этого можно с достатчной уверенностью выделить три стадии, похожие на то, что описывает поговорка: (1) Только те, кто придумал идею и предложил реализацию, понимают как это работает и ЗАЧЕМ это сделано. (2) Последователи, включившиеся в "технологию", наследуют знание того, КАК это работает, - и убежденность в том, что да, это то, что надо - ведь действительно работает! (3) Последователи последователей точно и до малейших деталей знают, ЧТО нужно делать - то есть, какие действия совершать, но ЗАЧЕМ это нужно и КАК оно работает - не понимают совершенно.

На этапе (2) корифеев, "гуру", вытесняют "методологи": у них есть в руках молоток метОды, и, соответственно, все предметы вокруг начинают напоминать гвозди. "Че тут думать, долбить надо!"

На этапе (3) развития технологии "методологов" вытесняют "религиозные авторитеты": эти не понимают, как, и зачем, поэтому начинают нагнетать "мистический смысл" по поводу малейших деталей и подробностей, идет деление на секты, уничтожение ересей и пр. и т. п.

Как это можно пояснить? Ну, например, "великий человек" вдруг говорит : "Не сри под забор ближнему своему, от этого по всему городу разносится возбудитель дизентерии". ( первый этап, цель и смысл )

На втором этапе методолог ( технолог ) предлагает: "Давайте обяжем всех домовладельцев иметь отдельное, четко обозначенное соответствующим символом отхожее место! Обяжем всех ходить в сортир по месту жительства и избавимся от проблемы ежегодных эпидемий". ( методолог не очень понимает, что такое, по сути, дизентерийная амёба, но предлагает ТЕХНОЛОГИЮ )

На третьем этапе множество разных деятелей выдувают из культуры, извините, сранья, целую религию, - специфицируя, каким сословиям пристойно ходить в те или иные ассенизационные заведения, как это следует делать - явно, напоказ, оповещая всех об этом, или к каждому туалету следует проделать тайный ход и поставить "учетчика" на контроле, какими символами следует обозначать приватные, а какими - публичные туалеты, и богоугодно ли брать плату за посещение сих мест избавления от греховного.

Далее идут ХОЛИВОРЫ, СРАЧИ, декреты, запреты, движение за свободу дефекации, а потом приходит следующий "великий человек" и говорит: "Граждане, а нафига мы делаем культ из говна? Давайте построим общегородскую канализацию!" И все начинается по новой, вплоть до унитаза определенной фирмы и формы как символа престижа ....

Thats how the life goes on.
мы привыкаем к тому что есть. потому тяжело бывает принять что то новое
вот отличные идеи http://welcome-re.ru/