Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

О научном атеизме

О том, что наука и вера в Бога не очень совмещаются, говорили слишком много, чтобы это было неправдой. Миллионы леммингов не могут ошибаться. Они и не ошибаются. То есть ошибаются, но не в самом факте. «Научное мировоззрение» и мировоззрение «религиозное» и в самом деле не дружат.

Только причина не в том, что наука веру «опровергает». Она и не пытается. Причина в том, что она использует тот же ресурс, что и вера. Во всяком случае, в определённые моменты.

«Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1 - кстати сказать, одна из немногих «формулировок» в Новом Завете). То есть она состоит из двух компонент, одна из которых относится к воле, а другая – к представлению. Точнее, к воображению.

Но воображение – способность небесконечная. Слишком много странного и чудесного «ну не лэзет».

Именно поэтому всякое продвижение в сфере науки сопровождается всплеском «деизма-атеизма». Потому что Боливар воображения не может снести и Бога, и какой-нибудь новооткрытый факт, поражающий воображение.

Потом, однако, мы к новому привыкаем и удивляться перестаём. После чего всё возвращается на круги своя.

Ну вот хотя бы. Во времена Ньютона даже очень учёного человека поражала концепция прямолинейного равномерного движения. Ведь это так очевидно, что тело движется только под воздействием силы, «если тащить». А если не тащить, то оно остановится. Всякие парадоксы типа «а как летит брошенный камень» разрешались по Аристотелю – тот придумал, что камень движет воздух, рассекаемый камнем и смыкающийся за ним, и тем самым его как бы толкающий. Правда, из этого следовало, что в вакууме камнями бросаться бесполезно – но по тому же Аристотелю вакуум невозможен. А тут – и пустота есть, и камни в ней летают без приложения дополнительной силы. Это просто ЗАТМЕВАЕТ всякие «библейские чудеса». Поэтому Бог в воображении отодвигается в какую-то далёкую и неинтересную сферу – Он, конечно, есть, есть, но у нас тут ТАКОЕ!

Потом все как-то привыкли, про прямолинейное равномерное движение учат в младших классах, удивляться перестали, потому что чего тут удивительного. И катится обратная волна: ой, где же Бог, Бога-то забыли, а всё наука проклятая, не даёт она нам ответов на экзистенциальные вопросы бытия.

Но наука-ехидна регулярно подкидывает нам ещё что-нибудь. Ой, изменчивость видов. Электричество! Ух ты, атомы-то правда есть! Свет – волна и частица, это ж в башку не лезет… И всё это надо переварить, а способность воображения небесконечна. И человек, который в другую эпоху размышлял бы о троичности Единого, неслиянности и нераздельности, о тайне Воплощения и прочих таких материях, все силы воображения тратит на калибровочный бозон, «его же никто не зрел очами телесными».

Однако и к бозону привыкнут и начнут кварковую хромодинамику в школе преподавать. Вот тогда-то - - -

)(
Спасибо.

Когда-то много было времени посвящено изучению методологии науки и ее совместимостью с верой, но об этой стороне как-то не задумывалась.
Угу, нигилистское 19го века "если есть кислород - то Бога нет!".
"Миллионы леммингов не могут ошибаться"
"Это просто ЗАТМЕВАЕТ всякие «библейские чудеса». Поэтому Бог в воображении отодвигается в какую-то далёкую и неинтересную сферу – Он, конечно, есть, есть, но у нас тут ТАКОЕ!"

вы очень высокого мнения о "миллионах леммингов". даже в наш век - повального просвещения и интернета - большинство населения интересуется наукой на уровне "адронного коллайдера" (вот-вот жахнет!), "фильтров грызлова-петрика" (по телевизору же сказали) и "гаджетов" (вышла новая пряжка от ремня со встроенным телефоном и телевизором). чего уж говорить об ньютоне и аристотеле - в их времена это было доступно и понятно очень узкой прослойке интеллектуалов.
Сейчас есть миллион способов отвлечься от мыслей вообще, и от мыслей о вере в частности. :-)
-- Свет – волна и частица, это ж в башку не лезет… --
Вот как раз здесь физика выходит на метафизику. Так что...

Deleted comment

Пока не представитесь как минимум доктором наук в квантовой физике - ваша научная критика не принимается.

Deleted comment

Разумеется, имелось в виду В ОБЛАСТИ квантовой физики. Так вы имеете какое-то отношение хоть к физике вообще, за пределами школьного курса?

Deleted comment

Он, в принципе, прав.
А у вас что там с научными регалиями?
У меня с этим все в порядке :) А у вас?

Если хотите, могу попробовать объяснить, почему то, что вам кажеться "метафизикой", люди в теме воспринимают как "shut up and calculate".

Кстати, почему вас так интересуют именно регалии? Вы не допускаете, что хороший студент профильной кафедры хорошего ВУЗа может вполне себе четко понимать, что такое квантовая механика?
Да, объясните мне пожалуйста, что элементарные частицы больше не имеют волно-корпускулярную природу.
Регалии интересуют потому, что для безапелляционного заявления подобного рода требуется не меньше, чем нобелевский лауреат.
Если вас интересует метафизика, то нужно взять Третий том Курса Теоретической физики Ландау и Лифшица и прочитать там первый параграф первой главы про принцип неопределенности.

В этом самом параграфе на основе опыта, демострирующего явление дифракции электронов, делается следующее общее утверждение:

" квантовая механика должна быть основана на представлениях о движении, принципиально отличных от классической механики. В квантовой механике не существует понятия тракетории частиц. Это обстоятельство составляет содержание так называемого принципа неопределенности - одного из основных принципов квантовой механики, открытого Гейзенбергом "

Видите, ничего не сказано ни про какие волны. Сказано, что квантовые часитицы как бы размазаны в пространстве, и мы не знаем точно, где они находятся. И что же нам с такими частицами делать? И как их можно связать?

Оказывается, для системы одних только квантовых объектов вообще нельзя построить никакой логически замкнутой механики. Однако, при взаимодействии квантовой системы с классической, состояние последней меняется, и по этому изменению можно судить о поведении квантовой системы.

"Таким образом, квантовая механика занимает очень своеобразное положение в ряду физических теорий - она содержит классическую механику как свой предельный случай и в то же время нуждается в этом предельном случае для своего обоснования."

Примерно тут метафизика закончивается и начинается математика. Т.е. вводится понятие волновой функции (без общего вида), вводится понятие оператора и определяются операции над операторами, вводится понятие Гамильтониана системы и, наконец, показывается, что волновая функция может быть представлена в виде суперпозиции функций, описывающих плоские волны разной длины и фазы. И чтобы эту самую волновую функцию посчитать, нужно "shut up and calculate".

А корпускулярно-волновой дуализм "из научпоповской литературы для интересующихся дилетантов" непонятен потому, что в этом словосочетании смешаны метафизическое понятие "корпускула" и инструментальное, фактически, определение функции, описывающей поведение квантовой системы и определенной в виде суперпозиции плоских волн и поэтому называемой волновой.

Как-то так. Может, кто-нибудь что-нибудь и поправит.


Много путаной информации, не относящейся к делу. Зачем вы все это излагаете человеку, который вам не представлялся физиком? Тем более даме. Чудак вы.

Встреча физики с метафизикой в районе элементарных частиц происходит в том смысле, что их двойственная природа иллюстрирует метафизический переход идеи (волны) в материю (корпускулу).
Ссылка на учебник Ландау нужна для того, чтобы снать ваши сомнения мнением нобелевского лауреата.

Остальное - очень сжатое и аккуратное изложение тех самых смысловых основ, из которых и получается КМ. Причем я это не сам придумал - я учусь у Ландау.
Если вы не хотите в этом разбираться, то вообще не понятно, зачем и о чем вы спорите?

Спорю? Я всего лишь высказала свое мнение, и отнюдь не вам )) С вами спорить мне без надобности, я вас не вызывала. Всего хорошего.
Ок. Значит над вашим мнением можно поработать. Всего доброго.
ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы

Ксюшааааааа!!!!
хехе

даже капча поддакивает. грит, edges in.
Метамудрость.

хехехе
Точнее, не "иллюстрирует". А переход идеи в материю именно таким образом именно на этом уровне и происходит.
Электрон реален вне зависимости от наших идей о нем. Сначала наблюдали дифакцию электронов, и уже потом придумали все эти математические навороты.
Все-таки необходимо отличать ЯВЛЕНИЕ, которое мы назвали "электрон", от наших ПРЕДСТАВЛЕНИЙ о нем.

Утверждение "электрон реален" все-таки необходимо доказывать.
Достаточно того, что вы мне это пишете на компьютере, в устройстве которого в хвост и гриву эксплуатируются на представления о явлении "электрон".
Не-а, недостаточно!

1. Следует отличать явление от описания. Мы обнаружили в мире какое-то явление, описали его свойства, составили математическую модель поведения и назвали его "электрон". Но наше формальное ОПИСАНИЕ не есть САМО ЯВЛЕНИЕ. В частности, это позволяет открывать новые свойства явлений.

2. Для всех объектов нашего мира, которые не взаимодействуют с электронами напрямую, электронов не существует.

3. Для Бога (высшей реальности, назовите как хотите) электрона тоже может не быть. А может быть какая-нибудь фикция, эдакая морская пена над толщей океана, которую можно развеять по собственному желанию.
Скажу вам честно,

1. Да я-то понимаю, что описание - не явление. Но ваш компьютер - тоже не описание, а объект, то есть, в некотором смысле, явление. И это явление эксплуатирует некоторые свойства явления электрон. Остальные неиспользующиеся свойства, в том числе и неоткрытые, не нужны. Так что а прикладном плане проблемы никакой нет.

2. А я с вам напрямую не взаимодействую, то есть, вас не существует,

3. Значит электрон - это на самом деле морская пена над толщей океана, которая может быть развеяна Богом по его желанию. Но мы-то не Боги, да?
Остальные неиспользующиеся свойства, в том числе и неоткрытые, не нужны.
===========

Ахаха, ну это пять баллов! Шедеврально! =) "Скрипач не нужен" (с)


========
3. Значит электрон - это на самом деле морская пена над толщей океана, которая может быть развеяна Богом по его желанию. Но мы-то не Боги, да?
========

Но ведь кое-кто все-таки Бог, верно ведь? Неужели самому не любопытно?
Давайте я вам разжую, если вы вместо мозга включаете "бугагашечку".
Вы работаете за компьютером. При проектировании и изготовлении вашего компьютера использовались какие-то конкретные модели и описания электрона. Не использовалось то, что мы не использовали и то, что мы не знаем. Логично? Натюрлихь логично!
Так понятно?

--------------------------
А какого рода любопытства вы ждете?
Толково изложили - я почти понял :-)

Наверное, и студентам лекции приходится читать?

Вот тут-то как раз и самое время спросить: "Скажите, пожалуйста, а Вы лично верите в Бога? Как Вы сформулируете своё отношение к религии?"
Ну так это же не я придумал! :-)
Лекции читать не приходится, но понимать хоть как-то все это нужно.

А в Бога я верю. Мне лично с Богом как-то жить спокойнее :)))
... но я интересуюсь темой "Отношение людей к Богу, богам, сверхъестественным силам".

А тут такой очень интересный случай - учёный верит в Бога. В чём корни этой веры в Вашем конкретном случае? Вы пытались ответить себе на этот вопрос, проанализировать, понять самого себя?

Что-то я с трудом представляю себе, чтобы учёный мог верить именно в такого Бога, какой описан в Библии, а также в Страшный суд и тот последующий рай, который тоже там же описан.

Не могу я и поверить в том, что Вы думаете, что Бог всем управляет.

Очевидно, в Вашем случае это как-то по-другому...

Что для Вас Бог? Абсолют? Есть у него эмоции, или это равнодушный, мёртвый Бог? Вы Его боитесь? Или Вы чего-то боитесь, и Вам нужен Бог как зацепка для разума, чтобы обрести цельность своего сознания? Как Вы себе представляете Бога, не могли прояснить всё это подробнее?
Интересный случай? И чем же этот случай интересен? :)

Корни? А Бог его знает. Вот пришло как-то.

А чем описание из Библии плохо? Меня вполне устраивает.

А как вы сами понимаете утверждение "Бог всем управляет"?

=...Интересный случай? И чем же этот случай интересен? :)...=

Попробую объяснить. У меня представление об учёном, как о человеке, который действует рационально. Он просто вынужден проверять свои гипотезы, соображения, и это вырабатывает такой стиль во всём, во всей сфере его деятельности. И поэтому он однажды просто должен задуматься - а каково моё истинное представление о Боге? Что это? Кто это? Какое отношение Он имеет ко мне или я к Нему? Что нас связывает? Это истинная причина, или просто лежащая на поверхности? А каковы истинные мотивы?

А представления у меня такие потому, что я и сам прошёл этот путь самоанализа (хоть я и не учёный :-) Я просто не мог к этому отнестись как Вы - "...Вот пришло как-то..." Это не давало мне покоя, как крошка хлеба в постели, как камешек в сандалии :-) Пришлось полистать Библию, перечитать Новый Завет. Я проверял себя - это истинное моё представление о Боге, или что-то прячется и стоит за этим.

Пришёл к выводу, что есть несколько причин, почему люди обращаются к Богу.

1. Это страх, обычный страх перед тем, что может существовать что-то, гораздо сильнее тебя, и управлять тобой через незримые силы, а то и просто растоптать, как букашку, подставив, скажем, под камнепад с горы, либо ввергнув в автокатастрофу.

2. Это и шкурный интерес, интерес к своей персоне. Именно человеку всегда что-то надо от Бога (конечная цель - Спасение души). Если бы у человека не было бы личного интереса, он бы не стал так печься о Спасении :-)

3...

Впрочем, если Вы так глубоко в себе не копали, тогда понятна Ваша лёгкость отношения ко всему этому :-)

=...А как вы сами понимаете утверждение "Бог всем управляет"?...=

Ну, самый простейший случай - в детстве я попал на велосипеде под автобус. Пьяный водитель при повороте просто не вырулил, и я попал под колесо. Так вот, вспоминая подробности, я помню, что хотел сначала поехать быстрей, чтобы проскочить (а в этом случае тогда бы меня точно перехало колесо), но потом, наоборот, притормозил (и колесом проехало только по велосипеду, а я сам скатился в сторону).

Так вот, будь я верующим, то своё чудесное спасение объяснил бы тем, что Бог не желал, чтобы я прекратил своё физическое существование в то время и предотвратил смертельный исход, надоумив меня затормозить. В то же время Бог сознательно пересёк меня с тем водителем, дабы мы оба извлекли какой-то урок для себя...

Вот так, что-то в этом роде "управляет".
Это все, конечно, хорошо. Только вот Бог - иррационален, и мерять его рациональным аршином - глупо. Бог - изначально объект веры, а не анализа. Поэтому стоит, как минимум, прислушиваться к тому, что уже было о Боге сказано до нас и, по возможности, пытаться это наследие понять. Тогда, скажем так, ни страха, ни шкурного интереса не будет (если, конечно это не подразумевается вашей верой :) )

Я имел в виду немного другое. В той же науке сплошь и рядом попадаются модели оперирующие случайными событиями. Для нас эти события действительно случайные и они прекрасно описываются "в среднем" как случайные. Но можно же углубиться в дебри и начать занудствовать: эти процессы абсолютно случайны или же они только для нас случайны, а, скажем, Бог-то о них все знает :)
=...Только вот Бог - иррационален, и мерять его рациональным аршином - глупо. Бог - изначально объект веры, а не анализа...=

Понятно - это такой "вежливый отказ" от попытки познания Бога (а, точнее, себя через веру в Бога). Да дело в том, что одно тут цепляет за другое: раз Бог - это объект веры, то надо изучать эту самую веру - а что это такое?

Или не надо изучать? ;-) Мол, пусть будет, как будет, раз все чувства иррациональны - любовь, страх, ненависть?

=...Поэтому стоит, как минимум, прислушиваться к тому, что уже было о Боге сказано до нас и, по возможности, пытаться это наследие понять...=

Вот и я говорю - правильно, надо изучать, а не слепо верить. Критический подход.

Скажите, пожалуйста, Вы Библию полностью перечитали - и Ветхий, и Новый Заветы? С карандишиком в руке и заметках на полях, обмозговывавая каждое слово, вникая в суть каждого предложения?

=...Тогда, скажем так, ни страха, ни шкурного интереса не будет (если, конечно это не подразумевается вашей верой :) )..=

Вот именно, что если Вы взглянете попристальней, "через микроскоп", то с удивлением увидите, что всё сведётся к шкурному интересу, даже Любовь_К_Богу вывернется Страхом_К_Неведомому. Потому-то человечество и живо до сих пор, что в основе его существования в каждом человеке намертво прописан инстинкт выживания - а это и есть шкурный интерес по большому счёту.

=...Для нас эти события действительно случайные и они прекрасно описываются "в среднем" как случайные. Но можно же углубиться в дебри и начать занудствовать: эти процессы абсолютно случайны или же они только для нас случайны, а, скажем, Бог-то о них все знает :)..=

Вот именно - одним из ключевых положений веры как раз и является предположение - а вдруг случайность для нас является закономерностью, "знаком", который подают нам "высшие силы"? И раз такая мысль возникла, то будет трудно уже её отогнать :-)

Вы же пытаетесь пренебречь этой мыслью, косвенно это Ваше отношение выдаёт употребление слова "занудствовать", в котором есть пренебрежительный оттенок. Но для очень многих эти "знаки", набор случайный совпадений, являются как раз прямым руководством к действию, порождая дремучие суеверия - такие, например, как если чёрная кошка дорогу перебежала, то удачи уже не жди :-).

Да и Библия тоже уделяет внимание этому вопросу - случайность или закономерность? Если Вы Библию читали, то должны знать, как она к этому относится :-)

По большому счёту, от Вас, учёного человека, я хочу узнать только одно - Вы всерьёз изучали свою веру в Бога, глубоко анализировали свои чувства? Или по-лёгкому, не особенно задумываясь? Только это - и больше ничего.
Нет, Бог как раз познается через веру. У меня отказ от рационального познания веры. Не учения, а именно веры. А вера дается Богом тем, кто ее ищет. И рационально это объяснить, опять же, не получается.

Все Писание и Предание я с карандашиком не читал. А если что и читаю, то с целью узнать что-то новое, а не якобы поймать автора на каких-то, как мне кажется, нестыковках. И получается, что "страх перед неведомым" опять превращается в "любовь к Богу". И разница между этими восприятиями - как раз та самая Вера.

Да все просто. Если вы с регулярностью предсказываете случайные события, то для вас они не случайные, и вы способны читать закономерности, недоступные обычным людям. От Бога это умение или нет - Бог его знает, никогда такого не видел :) Ежели вы ничего случайного предвидеть не можете, но постоянно пытаетесь, - значит вы просто дурак. :) Случайность для нас - это случайность, даже если ее теоретически можно рассматривать как закономерное в абсолютном смысле событие. Верующий человек должен уповать на волю Бога, но... пути господни неисповедимы, а раз так, то и случайность останется для нас по большей части случайностью.

Еще раз. Любая попытка анализы веры в Бога упрется собственно говоря в веру, то есть в безоговорочное принятие чего-то без всякой проверки. Если в результате анализа человек приходит к мнению, что он "верит в Бога потому что боится непознанного",то это - не вера, это страх непознанного. Такая вот схоластика.



=...А если что и читаю, то с целью узнать что-то новое, а не якобы поймать автора на каких-то, как мне кажется, нестыковках...=

А сами нестыковки всё-таки замечаете?

И ещё один такой вопрос.

По сути, Бог - это фантастика, представление древнего человека о непознанном.

Возьмём тоже фантастический сюжет - вся наша Вселенная лежит на столе исследователя-инопланетянина, и он имеет возможность как-то управлять отдельными людьми, либо одновременно многомиллионными группами людей. Он создаёт какие-то ситуации и смотрит, как идёт развитие людей.

По сути, ничего необычного в таком сюжете нет - ведь люди же воздействуют на животных - крыс, собак, отрабатывая на них свои задачи. Даже выращивают специальные виды бактерий, выводят вирусы с заданными свойствами через многие их поколения.

Так вот - видите ли Вы какую-то принципиальную разницу между Богом и этим Инопланетянином? Если разница для Вас принципиальна, то не могли бы сформулировать - в чём именно заключается принципиальность?

И ещё - вот Вы отказались от рационального познания веры. А если другие будут изучать веру как физиологическую особенность человеческого организма, как свойство мозга, (ну, примерно так же, как изучают процесс мышления) и относиться к ней, как к материальному объекту, и если они найдут какие-то закономерности, опишут её и объяснят почему она возникает, даже научатся воздействовать на неё - поколеблет ли это Вашу личную веру в Бога, как думаете?
А это нестыковки или мое незнание или непонимание?

Вижу. Над инопланетянином может стоять еще один ограниченный в чем-то инопланетянин.

А вы сами верите в то, что возможно построить модель человеческого разума, которая, применительно к конкретным людям будет всегда (т.е. со 100% вероятностью без исключений) выдавать те же реакции, что и "оригиналы"? :-)
=...А это нестыковки или мое незнание или непонимание?..=

Ну, если относиться к Библии, как к продукту Божественного откровения - тогда, безусловно, это Ваше непонимание и незнание, а если Библия - это целиком и полностью человеческий продукт, сначала передаваемый устно на протяжении многих поколений с той или иной степенью достоверности, а потом зафиксированный письменно, да ещё и с многочисленными погрешностями перевода - тогда, безусловно, это грубые ляпы и нестыковки :-)

=...Вижу. Над инопланетянином может стоять еще один ограниченный в чем-то инопланетянин..=

Прекрасно! То есть, отличительное качество Бога от всех прочих могущественных сил - это, всё-таки, Абсолют! Представление человека о Боге - это философское представление человечества об Абсолюте. Вы меня просто порадовали!

=... А вы сами верите в то, что возможно построить модель человеческого разума, которая, применительно к конкретным людям будет всегда (т.е. со 100% вероятностью без исключений) выдавать те же реакции, что и "оригиналы"? :-)...=

Реакции отдельных людей, безусловно, будут отличаться друг от друга, так как мозг каждого человека индивидуален (структура соединений нейронов разная), подобно тому, как индивидуальны узоры линий на пальцах. Но всё-таки будет и много общего, что позволит классифицировать людей по группам, в зависимости от реакций. Думаю, что такой вопрос - почему одни люди склонны к атеизму, а другие - к религиозности, наука всё же сумеет объяснить. Мне кажется, предпосылки к этому заложены всё-таки на физиологическом, клеточном уровне, а вот дальнейшее состояние, возможно и зависит от среды, в которой человек обитает и приобретает информацию и навыки.
И источник ляпов и нестыковок - люди. :)

А можно сказать, что Абсолют - это философское представление о Боге :-)

Такая характеристика, опять же, будет вероятностной, а не абсолютной. Опять останется элемент случайности, скрытый за формулировками "склонны", "есть много общего" и т.д.
Бог есть потому, что есть попы. Иначе - зачем он?
Если отвлечься от Бога как от механизма зарабатывания денег попами - то никто не сделал для отвращения людей от Бога больше, чем попы.
Попы и бог - это вроде как Новодворская и демократия.
Проблема "несовместимости науки и религии" - это во много проблема интеллигентов первого поколения, "только от сохи", в связи с общим холистско-метафизическим уклоном крестьянского сознания. Уже для второго поколения эти вещи лежат просто "на разных полочках" и никак друг другу не мешают ("кантианство"). А современное "лоскутное" сознание способно вместить в себя вообще всех богов и все философии, включая прямо антагонистических (Как у Пелевина: "Сознание Будды лежит в руках Аллаха").
Интересно было бы изучить, как соотносился рост религиозной нетерпимости в Европе Нового Времени с массовым притоков в религиозные структуры "интеллигентов в 1 поколении". Выдвигаю гипотезу, что это жестко взаимосвязанные вещи. Пока церковью рулили папы-меценаты из аристократических родов, они даже откровенно языческую культуру спокойно переваривали. А вот для "бармена" Лютера это оказалось невозможным.
Рост религиозной нетерпимости именно в форме качественного скачка имел место не в Новое время, а в средневековье. Конфликты католиков и протестантов Реформации и Контрреформации опирались на уже вполне сложившуюся традицию религиозных войн и преследований.
С моей точки зрения, становление этой традиции - рубеж XII - XIII веков. В начале XIII века имел место первый внутриевропейский крестовый поход (против альбигойцев), а вскоре после него - учреждение первой инквизиции.
И что? А религиозные войны-то при чем? Просто любимый конек, из серии: "А теперь поговорим о религиозных войнах"? или может в этих войнах против ученых воевали, тогда бы они как-нить по другому именовались: "религиозно-научные конфликты и военные столкновения!" Бггг))))))
Перечитайте комментарий, на который я отвечал.
Это Ваш, извините, комментарий тут непонятно при чём. А мой на месте.
Изначально инквизиция - весьма почтенный институт, это точечное вмешательство, а не "сталинские тройки". А массовая "охота на ведьм" началась как раз с конца XV века, причем в протестантских странах она велась не с меньшим усердием, чем в католических. Конфессиональная нетерпимость как массовый феномен (а не политика властей) началась именно с реформации. Что касается крестовых походов и войны с альбигойцами, то там скорее политическая и межэтническая подоплека, мотив грабежа и обогащения, чем собственно религиозная.
У окситанского населения, имевшего дело с этим "почтенным институтом" было, вообще-то, другое мнение. Оно почему-то называло инквизицию Несчастьем. Должно быть, потому что это, всё-таки, был институт террора. В изначальном значении этого слова - "ужас". И иной раз, по средневековым, конечно, меркам, довольно массового:
http://error-lapsus.livejournal.com/321656.html
http://error-lapsus.livejournal.com/383963.html
Особенно, учитывая тот факт, что окситанское общество систематических преследований за веру до этого вообще не знало, и католики с катарами и вальденсами там вполне нормально уживались.
Это не считая массовых расправ и казней времён альбигойских крестовых походов во внесудебном порядке. Причём, сам поход был объявлен и против католических феодалов, не желавших преследовать еретиков. Такое преследование, санкционированное с верхушки церковной иерархии, было в конце XII - начале XIII века именно нововведением. До этого за ересь преследовали в порядке частных инициатив местных светских или духовных властей, а кое-где, как в Окситании, такие преследования даже стали сходить на нет; и тут их ввели в качестве систематической и поддержанной (уже в обязательном порядке) государственной властью практики сверху, прямыми предписаниями папы и соборов.
Для инициатора альбигойского крестового похода Иннокентия III ключевым был именно религиозный мотив. А привлекали туда, разумеется, и материально, как на любую средневековую войну, неважно, религиозную или нет. И на религиозные войны времён реформации тоже - и там большинство солдат в том числе за жалованье и добычу сражались. Это только "железнобокие" Кромвеля вооружались за свой счёт.
"Охота на ведьм" имеет, всё-таки, косвенное отношение к собственно религиозной нетерпимости. Она-то как раз случается везде, где верят в ведьм, в качестве массовой истерии - вплоть до Африки наших дней. Просто в позднем средневековье на это наложилось еще и представление ряда богословов о "еретическое секте ведьм". Каковая фантазия и дала солидную прибавку в количестве жертв.
Именно! Согласна на все100! Только вот так четко сформулировать не удавалось. Коррелируется однозначно, тоже уверена. Просто как дважды два: наука и религия лежат на разных полочках, предназначены для разного "употребления", надо просто не путать мягкое с теплым - и все. А про "интеллигентов в 1 поколении" - вот они как раз и подменили просто занятия наукой ВЕРОЙ в науку, отсюда все сложности. Это блестяще показано Люьсом в его эссе "Похороны мифа".
Уж не знаю, что Вы с Сергеем понимаете под "интеллигентом", но в советской трактовке - я та "самая прослойка" и есть - не колхозник и не пролетарьят. И как раз в 1-ом поколении, именно что от сохи - отец и мать начинали в колхозе.

В религиозном отношении - безбожник (не атеист).

И вот я, по-Вашему, "ВЕРЮ в науку"! :-)

Не могли бы Вы поточнее и подробнее раскрыть, что лично Вы понимаете под понятием "вера"? (и заодно и "интеллигент" - а то вдруг в Ваших понятиях я не интеллигент ;-)
Конкретно о Вас ничего не могу сказать - не знакома, а все люди, как известно - разные, тут не обобщишь. А вот, что Вы имеете ввиду под выражением "безбожник (не атеист). Поясните. Мне непонятно кто это такое. И потом, что "верить в науку", подменяя этой верой веру в Бога нужно быть именно ученым, а не просто интеллигентом, если вы, скажем,менеджер по образованию и роду деятельности, то верить в науку, как в Бога Вы не можете по определнию, так как эта самая наука не пр
едставляет для Вас такого жизненного ориентира, как для ученого, ею занимающегося. А что такое вера в науку? Поясню на примере. когда человек не просто рассматривает теорию эволюции, как одну из возможных теорий и не более того, а воспринимает ее, как единственно возможную и любые посягательства на нее рассматривает, как невозможные в принципе, более того, он воспринимает их как личные оскорбления, тут уже кончается наука и начинается один сплошной миф. Как-то так.
=...Конкретно о Вас ничего не могу сказать - не знакома, а все люди, как известно - разные, тут не обобщишь...=

В том-то и дело, что Сергей Корнев ясно, чётко и недвусмысленно обобщил =...Проблема "несовместимости науки и религии" - это во много проблема интеллигентов первого поколения, "только от сохи", в связи с общим холистско-метафизическим уклоном крестьянского сознания. Уже для второго поколения эти вещи лежат просто "на разных полочках" и никак друг другу не мешают ("кантианство")...=, а Вы с ним согласились: =...Именно! Согласна на все100! Только вот так четко сформулировать не удавалось. Коррелируется однозначно, тоже уверена...=

А теперь Вы пытаетесь дать задний ход - мы, мол, незнакомы. Неувязочка у Вас получается, где-то Вы неправы оказались.

=...А вот, что Вы имеете ввиду под выражением "безбожник (не атеист). Поясните. Мне непонятно кто это такое...=

Ну, например, словарь иностранных слов русского языка даёт такое определение атеиста: "...АТЕИСТ - (греч. atheos, от a отриц. част., и Theos Бог). Человек, отвергающий существование Бога...=

На сегодняшний день средствами науки подтвердить или опровергнуть существование Бога невозможно, поэтому глупо его отрицать. А вот обойтись без Бога, богов, ангелов и бесов, и других сверхъестественных сил в нашей жизни вполне возможно. Отсюда и название "безбожник" - человек, живущий без потребности в Боге. Ну, считать всё это обычными сказочными выдумками человечества.

=...А что такое вера в науку? Поясню на примере. когда человек не просто рассматривает теорию эволюции, как одну из возможных теорий и не более того, а воспринимает ее, как единственно возможную и любые посягательства на нее рассматривает, как невозможные в принципе...=

Так я знал, что именно этим всё и закончится :-) - Вы описали кого-другого, только не учёного. Настоящий учёный всегда смотрит, подтверждаются ли его выводы практическими наблюдениями, соотносится ли теория с практикой. Ну, а объяснять всё привычным "так Бог сотворил" - это удел невежественных людей, которые не хотят задумываться над сутью явлений.

Кстати, очень показательно, что Вы даже не попытались дать определений понятиям "вера" и "интеллигент", так, как Вы это понимаете. Теперь мне становится понятным, почему Вы уверены, что можно легко "разложить по разным полочкам" науку и религию - это у Вас такой склад ума, ассоциативный. Человек как бы кусками изучает одни области, и при этом даже не хочет поразмыслить над другими. А вот человек, мыслящий логично, обязательно дотошно "провентилирует" всё, с чем ему доведётся столкнуться, в результате чего, по крайней мере, у него будет выработано своё устойчивое мировоззрение, в том числе и к Богу.
***А вот человек, мыслящий логично, обязательно дотошно "провентилирует" всё, с чем ему доведётся столкнуться, в результате чего, по крайней мере, у него будет выработано своё устойчивое мировоззрение, в том числе и к Богу.***

Спасибо, Вы очень подробно проиллюстрировали мою мысль об устройстве сознания у интеллигентов в первом поколении. Кстати, я не говорил что это плохо: может быть, как раз так и нужно жить. Не зря же античные мудрецы образ жизни и сознание земледельца считали идеалом здоровья во всех смыслах.
Сергей, я не знаю, почему это Вы связали именно с "интеллигентами первого поколения", такие типы мышления существуют давно и более известны как "женский" и "мужской" или в комбинации.

"Мужской", логический тип, он тупо и последовательно решает задачу за задачей, его можно уподобить асфальтовому катку - где он прошёл, там уже чистая утрамбованная поверхность, туда можно не оглядываться и не возвращаться (или возвращаться только на новом уровне, когда откроются новые данные).

"Женский", ассоциативный тип, решает одновременно много задач, выхватывая кусок за куском в совершенно разных местах, пропуская и не обращая внимания на неосвоенные "территории", оставшиеся за спиной.

Вот почему религия - это в большей степени удел женщин и стариков, да мужчин с женским складом ума. У меня именно такое впечатление складывается, когда я наблюдаю за верующими.

Deleted comment

Уже изучаются ознакомительно, давно вы там не были.
Только причина не в том, что наука веру «опровергает». Она и не пытается. Причина в том, что она использует тот же ресурс, что и вера. Во всяком случае, в определённые моменты.//
Угу. А еще есть аксиомы как иструмент науки. Принцип или положение, принимаемое без доказательств за истинное.
Только потом теория построенная на этих аксиомах проверяется экспериментально, и если подтверждается, то они как минимум близки к истине.
проверяется экспериментально

на коллайдере, например? А что делать тем, у кого нет столько денег - только веровать жрецам Науки?
А они, считаете, врут о результатах экспериментов?

Действительно, на кухне пучки протонов не посталкиваешь, и постоянство скорости света в вакууме не проверишь, а вот постулаты классической механики, термодинамики и электростатики можно проверить самостоятельно. Естественно, помня о том, что никакая теория не претендует на абсолютную истинность, а может только приблизиться к ней в своих границах применимости.
Не вижу большой разницы между верованием разным сортам жрецов.

Точнее, назначенным и оплаченным евробуржуями жрецам веры я уделяю сразу же ->0"K, даже меньше, чем иным, которые не столь патентованы.


Кстати, я точно так же не склонен верить рекламе брендов, особенно фармацевтических. Возможно, FDA что-то там одобрила и Онищенко проштамповал - но только дурак-капиталист не воспользуется случаем впаривать в Эрефии тальк и мел вместо дорогостоящей субстанции...
Дремучий вы человек.
Своеобразная у вас логика. О гносеологии и не говорю.
а вот постулаты классической механики, термодинамики и электростатики можно проверить самостоятельно.

Попробуйте самостоятельно проверить Mpemba effect )
http://math.ucr.edu/home/baez//physics/General/hot_water.html

(не говорю об объяснить!) И что характерно: прогресс в этой приземлённой области застаивается на месте десятилетиями. С чего бы это? Не оттого ли, что много бабла на указанной теме не попилить?

И ни одна буржуйская собака-спонсор даже завалящего мульона не пообещала за разгадку! [Не]дорого же стоит любознательность нынешних учОных! Жрецы БАБЛА.
да, они врут о результатах экспериментов. почему вы спрашиваете?
О_о ... пример "аксиомы" естественных наук?

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Во втором - нет, а СТО сразу с ньютоновской физикой идёт без проблем.

Что касается производительности человеческого мозга - тут, скорее, дело в аппарате представления. Мы не можем представить себе четырёхмерные объекты не потому, что "мощности процессора не хватает", а по иным причинам.

Deleted comment

Отвечая на частное ваше соображение: вряд ли создание всяких сложных схем (т.е. "наука") закончилась.
Вы, например, написали это в ЖЖ, который живет на Интернете. Который содержит в себе кучу информации, которую МОЖНО ИССЛЕДОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ПОИСКОВИКОВ.

Таким образом, появился новый жанр написания интернет-статей: с подключенным Интернетом как продолжением мозга. Важно знать, что ты хочешь сказать, а ссылки, подтверждающие или опровергающие примеры и т.д. и т.п. будут найдены гуглом за минуты.

Другими словами, новая версия мышления в том, что мозг выбирает тропу, где возразить, где объяснить, где сослаться на авторитет, весь набор "научных" ходов, действий, составляющих "науку" -- а конкретные материалы подбираются в суперхранилище-Интернете.

Раньше подобные статьи требовали эрудиции, огромного количества справочников, встреч с коллегами, вовлеченность в особые научные кружки и сообщества, институты, которые специализировались в подборе подобных знаний, десятилетиями.
Сегодня планка необходимой квалификации резко понизилась за счет возможности подключения мозга к электронному и мышления в симбиозе.


Так что "наука" никуда не кончилась. Человек доделает костыльки и будет делать еще более замысловатые построения, ранее вообще невозможные, как невозможно было в реальном времени обсчитывать 3D псевдореальность когда у инженеров были максимум логарифмические линейки

Deleted comment

Deleted comment

Посмотрел. Охота и подбирательство (

Даже потреблядство - слишком солидный ярлык для упомянутых сборников: потребителям хоть права какие-то по закону положены.

Но речь о том, что быть спецом всё труднее и труднее: некоторые вещи невозможно постичь, ибо не хватает ни времени, ни сообразительности.

Передача знаний предполагает традицию (научные и академические школы).

Иллюзия доступности знаний в Интернете это всего лишь либеральная иллюзия, в ряду многих, на которые мы повелись. А кто лично не повёлся - тот вынужденно поплёлся за поведшимся обществом.

Другими словами, новая версия мышления в том, что мозг выбирает тропу, где возразить, где объяснить, где сослаться на авторитет, весь набор "научных" ходов, действий, составляющих "науку" -- а конкретные материалы подбираются в суперхранилище-Интернете.

Вы всему-всему написанному на Интернете верите - или как-то фильтруете информацию оттуда?

Тема не раскрыта!

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Вы так много написали, что местами, сами себе противоречите.

Хорошо, допустим, цель была - охмурить народ, чтобы он больше верил банкирам определенной национальности, чем местным религиозным авторитетам, но на дворе ХХI век,
вера в банкиров уже сто раз приходила - и уходила, вместе с очередными кризисами,
так в чем состоит сейчас цель, так опрометчиво помянутой вами "сетевой оранжухи"?

Anonymous

May 18 2010, 07:19:10 UTC 9 years ago

"А тут – и пустота есть, и камни в ней летают без приложения дополнительной силы."
ХА-ХА-ХА.
Крылову надо учить физику ,курс механики средней школы, а только потом философию разводить.
Вот за что я люблю ЖЖ, так это за такие комментарии.
Противоречия нет. Есть неверная трактовка. Не "у нас тут ТАКОЕ", а "у него-то тут вот оказывается какое".
Просто из одного и того же крана не может литься одновременно и горячая, и холодная вода. По крайней мере - одновременно.
Методологии у науки и религии разные в принципе.
Наука ставит свои положения на эксперименте, с его всем известными свойствами - воспроизводимость, повторяемость, ну, и т.п., напроминать не надо.
Религия - на чуде и откровении. "Ты увидел и уверовал, блаженны невидевшие и уверовавшие".
Тем самым религия весьма близка к искусству (собственно, она и есть вид искусства). А вот с наукой в конфликте. Неразрешимом в принципе.
Поэтому же религия всегда бежит на десять шагов впереди науки. И всегда же привлекательнее её.
Ибо объясняет ВСЁ. Без особых затрат серого вещества, что важно.
А наука-то, если честно - почти ничего.
Но зато, ежели уж наука чего-то знает - то знает это ХОРОШО.
И современному человеку это известно. Вот он и зуммерит.
Сначала выпьет таблеточку от головной боли, или, там, антидепрессант. Потом машину на диагностику отгонит. А потом и в храм божий - избави мя, боже, от тоски душевныя.
P.S. Вспомнил приятеля молодости, который говорил:" Вот когда ты в автобусе болтаешь с приятелями о параллельных интерфейсах и стоп-байтах - всё нормально, никто в разговор не вмешивается. Но стоит завести речь о боге или о чём подобном - всегда подойдёт три дня небритая харя сизого цвета, рыгнёт и скажет - А вот я, бля, думаю ИНАЧЕ!". Точно! Попробуйте эксперимент!
Ибо объясняет ВСЁ. Без особых затрат серого вещества, что важно.
А наука-то, если честно - почти ничего.
Но зато, ежели уж наука чего-то знает - то знает это ХОРОШО.
========================

Вы будете удивлены, но мир делится на вещи, познаваемые наукой, и те вещи, которые наука познать не в силах. Последнее необходимо отдать на откуп религии.

"... ежели уж наука чего-то знает - то знает это ХОРОШО." — утверждение высокомерное и самонадеянное, а также в корне неверное. Наука ничего не знает ПОЛНОСТЬЮ, а каждый новый горизонт познания скорее отрицает предыдущий, нежели дополняет.
В книге Тура Хейердала про плавание на тростниковой лодке "Ра" есть такой момент. Для строительства лодки Хейердал пригласил известного строителя тростниковых лодок Абдулу Джибрина с озера Чад. И вот Хейердал описывает такой эпизод. Как-то раз Абдула увидел фотографию кита. Говорит:
- Какая большая рыба!
Тур Хейердал терпеливо объяснил, что кит - это не рыба, что это такое животное, он рожает детёнышей и кормит их молоком, а плавники и хвост - это результат эволюции, приспособления к жизни в океане... Абдула всё внимательно выслушал, всё понял, и в конце изрёк:
- Велик Аллах!
Это и есть та позиция, с которой делал науку Ньютон (о чем я писал в комментарии выше)
Наука опровергала не столько веру, сколько ценность и важность ритуала, а поскольку у церкви в те времена была своего рода монополия на веру, то атеизм стал всего лишь крайней степенью антиклерикализма.

На самом деле, когда худо-бедно понимаешь, например, суть специальной и общей теорий относительности, просто лоб в лоб сталкиваешься с тем, что за гранью восприятия лежит совершенно неведомый нам мир. И это, наоборот, ведет к вере, только не к канонiчной церковной, а к эйнштейновской пантеистической.
Да, по-моему, тут фактор в гораздо большей степени социальный, хотя, конечно и без науки не обошлось.
Просто в новое время в Европе одновременно возникло относительно веротерпимое общество, когда тот факт, что человек не разделяет господствующих религиозных взглядов уже не грозил серьёзными общественными санкциями и при этом возникла естественная наука, позволяющая давать внерелигиозное объяснение окружающему миру.
И тут выяснилось, что для многих людей религиозность имела смысл почти или исключительно социальный: принято вокруг верить, ну так и я верить буду. А те, для кого даже этого смысла религия не имела, могли уже не опасаться общественных санкций и достаточно свободно распространять свои взгляды, в том числе и среди людей первой категории.
Просто так оно веротерпимым не стало, этому тоже были свои причины.
If science is a religion, it is the religion that heals the sick and reveals the secrets of the stars. It would make sense to say, "The priests of science can blatantly, publicly, verifiably walk on the Moon as a faith-based miracle, and your priests' faith can't do the same." Are you sure you wish to go there, oh faithist? Perhaps, on further reflection, you would prefer to retract this whole business of "Science is a religion too!"

-- Eliezer Yudkowsky, "The Fallacy of Gray"
Я бы не стал вот так разделять религию и науку. Религия в свое время была по сути наукой объяснявшей как устроен мир. Да и учеными были в основном жрецы да монахи.

Качественное различие между наукой и религией заключается в возможности сомневаться в положениях религии/науки.

Собственно, таковое разделение было началось в 19м веке. Но быстро прекратилось.

Уже гремели по всей европе революции, народ бурлил. А науку делают не роботы, её делают люди, которые впитывают дух эпохи. И когда поколение учёных-аристократов(Максвелл, Кельвин, Паскаль и т.д.) закончилось, им на смену пришли ребята от сохи, с горящими глазами, и желанием устроить революцию и в науке. Возьмите например биографию Лапласа - откуда растёт его "мне не потребовалась эта гипотеза"? Парень приехал из деревни в город, и увидел, что власть-имущие врут народу, попы врут. А тут еще машины, которые улучшают жизнь без поможи Бога.

И вот таких революционеров в науке стало становиться всё больше, и общее направление стало вида: "давайте откроем что нибудь эдакое, чтоб все ахнули, и чтоб всё перевернуть". Бога выкинем, машину поставим.

И понеслось постулирование без оглядки, только вперёд. Но естественные науки-то аксиом не знают. Там надо не только вперёд идти, надо иногда останвливаться, проводить ревизию, откатываться при ошибках и т.д. В итоге имеем что имеем: орду жрецов учёных, требующую денег на новых истуканов коллайдеры, и обещающую в будущем приход богов термояд. И чтоб никто их не критиковал, это ведь очень сложная религия наука.

Только причина не в том, что наука веру «опровергает». Она и не пытается.
Так в этом нет необходимости. Противоречивая информация заведомо ложна и не требует научного опровержения.
Прекрасно, теперь докажите противоречивость религии. Противоречивость, не наличие антиномий.
Прекрасно, теперь докажите противоречивость религии.
Ещё раз запостись известную Вам ссылку?

Противоречивость, не наличие антиномий.
Если Вы противоречие назовете другим словом, ситуация никак не изменится. Всё, что попадает под закон непротиворечия – ложно.
Всё, что попадает под закон непротиворечия – ложно.
============

В нечеткой логике "закон непротиворечия" не действует =)
Каждая из логик работает в своей области. Информация об объектах (действительности) – область формальной.
АБСОЛЮТНО безграмотное утверждение. Нечеткая логика является надмножеством булевой логики.

А "области действия логики" существуют только в нашем сознании. Равно как и "объекты действительности".
Нечеткая логика является надмножеством булевой логики.
И дальше?

А "области действия логики" существуют только в нашем сознании.
Да-да, я понял – в Вашем сознании их не существует? ;-))

Равно как и "объекты действительности".
;-)))))
Нечеткая логика является надмножеством булевой логики.
И дальше?
==========

А дальше вам надо подумать и признать мою правоту.

=========
А "области действия логики" существуют только в нашем сознании.
Да-да, я понял – в Вашем сознании их не существует? ;-))
=========

Приведите непротиворечивый способ разбиения мира на "области действия логик".
Приведите область, в которой не действует НИ ОДНА логика.
Чтобы не быть пустословом.

=======
Равно как и "объекты действительности".
;-)))))
=======

В нашем мире на каждом объекте висит ярлычок "ОБЪЕКТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, инвентарный № такой-то, РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ"?

Или все иначе происходит?
А дальше вам надо подумать и признать мою правоту.
Давайте возьмем пример: я утверждаю, что у Вас и три ноги и не три ноги одновременно. Докажите с помощью нечеткой логики, что это – правда.
В одной из базисных нечетких логик (логике Лукасевича) высказыванию "kirborisov имеет три ноги" будет соответствовать значение "вероятно".

Для практических целей (в другой интерпретации) эти утверждения можно представить так:

"kirborisov имеет три ноги" = 0,7 (я могу ходить на двух ногах и руке)
"kirborisov НЕ имеет три ноги" = 0,02 (как правило, я хожу на двух ногах, в приличном обществе)

Стремление доказывать наличие или отсутствие чего-либо во Вселенной с помощью одной только логики не является признаком большого ума.
В одной из базисных нечетких логик (логике Лукасевича) высказыванию "kirborisov имеет три ноги" будет соответствовать значение "вероятно".
Извините, но я задаю условия.
kirborisov имеет три ноги = 1
kirborisov имеет не три ноги = 1

Стремление доказывать наличие или отсутствие чего-либо во Вселенной с помощью одной только логики не является признаком большого ума.
Разумеется. Признаком большого ума это когда верят в откровенную ложь.
Извините, но я задаю условия.
kirborisov имеет три ноги = 1
kirborisov имеет не три ноги = 1
============

Это в булевой логике :) нечеткая логика является НАДмножеством булевой.
Дальше читайте книжки.

=============
Разумеется. Признаком большого ума это когда верят в откровенную ложь.
=============

Откровенной ложью является материализм.
Дальше читайте книжки.
Проблему с применяемостью считаем решенной?

Откровенной ложью является материализм.
Решили перевести стрелки? Материализм является не ложью, а необоснованной фантазией (естественно, не имеющей практической ценности).
Проблему с применяемостью считаем решенной?
================

Да, считаем решенной. Если мы допускаем существование трехногих людей (а также листов бумаги, у которых одна сторона, треугольников с четырьмя углами), то why not?

========
Материализм является не ложью, а необоснованной фантазией (естественно, не имеющей практической ценности).
========

Фантазией является представление о том, что Луна сделана из цельного куска сыра.

Материализм является философией, с которой надлежит бороться.
Материализм является философией, с которой надлежит бороться.
Да? И как это Вы собираетесь делать? ;-))))
Да? И как это Вы собираетесь делать? ;-))))
============

Вне зависимости от того, что мы понимаем под "материей" и какие свойства ей приписываем, экспериментальное исследование какой-либо одной "материи" может быть выполнено только с помощью какой-либо другой "материи". Никакие мысленные эксперименты и математические модели не могут заменить натурные испытания.

Если так, то мы не можем выявить саму сущность материи, и эту сущность необходимо поместить в область идеального. Тогда мы не имеем право абсолютизировать материю, а наша интерпретация экспериментов, которые мы ставим с ее помощью, может быть весьма вольной.
Вне зависимости от того, что мы понимаем под "материей" и какие свойства ей приписываем,
Круто. Пробуем на практике: материя эта такая шляпа зеленого цвета.

экспериментальное исследование какой-либо одной "материи" может быть выполнено только с помощью какой-либо другой "материи".
Логично. Исследовать одну зеленую шляпу можно только с помощью другой зеленой шляпы.

Никакие мысленные эксперименты и математические модели не могут заменить натурные испытания.
Это – точно. Бьем одной шляпой по другой.

Если так, то мы не можем выявить саму сущность материи, и эту сущность необходимо поместить в область идеального.
А где эта сущность была до этого?

Тогда мы не имеем право абсолютизировать материю,
«Абсолютизировать» это как?
Товарищ, я не нанимался быть твоим ментором :) если ты не в силах понять мои слова — читай умные книжки.

Начни с определений (что такое "материя", "модель", "свойство", "сущность" и т.п.), авось поймешь чего. Хотя вероятность этого крайне низка.

Засим откланяюсь.
Товарищ, я не нанимался быть твоим ментором :)
Это – точно. Я даже затрудняюсь определить кем Вы здесь нанимались. ;-))))))

Deleted comment

Приведите пример истинной противоречивой информации.
========

Смотрите мою дискуссию рядом. Я уже втолковывал это одному непонятливому товарищу, повторять лекцию нет желания.

Deleted comment

Чувак, ты давно откинулся с зоны? :) петушиное прошлое дает знать?

У меня может быть 2 ноги (стою на ногах), 3 ноги (на 2 ногах и руке), 4 ноги (встал на четвереньки). Все это — реальные ситуации, которые требуют адекватного описания. Количество ног у меня может меняться в зависимости от ситуации.

У кота может быть хвост (хвост трубой) и не быть (поджал хвост). Тоже вполне реальная ситуация, требующая описания.

Плевать не разрешаю! Глотай!!

Deleted comment

Скажите, Вы в курсе, что такое противоречие? О том, что подмена понятий, когда одним и тем же термином (нога) называют разные объекты действительности (ногу и руку), не является противоречием, Вам известно?
=============

Нет здесь никакого противоречия или подмены понятий. Не надо втискивать мир в рамки тупой и примитивной булевой логики, где есть только нолик и единичка. Потому что средствами булевой логики вы не опишете ветерана войны, которому оторвало ноги до колена. Так понятнее?

Мое поведение адекватно вашему первому посту.
3 ноги (на 2 ногах и руке)

ЩИТО? О_О
вам не помешает взять в своей школьной библиотеке те книги, к которым вы отсылали собеседника,и перечитать их.
Чувак, врубайся в тему: я могу встать на 2 ноги и руку и так ходить. Докажи, что у меня не 2 ноги в этом случае?

Вопрос на засыпку: сколько ног у калеки, который лишился ступней?
Чувак, врубайся в тему: я могу встать на 2 ноги и руку и так ходить. Докажи, что у меня не 2 ноги в этом случае?

ты чуть-чуть потерялся; напомню, что ты писал - "3 ноги (на 2 ногах и руке)"
у тебя как раз две ноги в любом случае, хоть ты можешь встать еще на руку и добавить голову... и даже поскакать.
ТЫ, о одаренный альтернативным пониманием нечеткой логики, должен доказывать что у тебя три ноги.

"В действительности человек науки, тип которого наметился еще в классической Греции и развился на современном Западе, не только по мере своего увлечения физическими науками теряет религию, но, кроме того, чем больше он в них погружается, тем больше закрывает себя от бесконечного измерения сверхчувственного знания - истинного знания, дарующего смысл жизни...
Человек, носящий в себе отпечаток мировоззрения современной науки, лишен интуиции сокровенных намерений, и это еще не все; современная наука, для которой аксиоматически закрыт доступ к сверхчувственным измерениям Реальности, привела человека к полному невежеству и, таким образом, исказила его воображение. Современная ментальность имеет склонность сводить ангелов, бесов, чудеса - словом, все нематериальные феномены, необъяснимые в материалистических терминах, - к области "субъективного" и "психологического", тогда как между ними нет ни малейшей связи, за исключением того, что психическое тоже состоит, причем объективно, из субстанции, находящейся по ту сторону материи; один современный богослов, рассуждая о Вознесении, дошел до того, что глупо вопросил: "Где же завершается это космическое путешествие?" - и это показатель самодовольного тупоумия определенной ментальности, которая хочет быть "современной"." Ф. Шуон.
Из этого же автора: "В любом случае недостаток современной науки кроется, по существу, в ее пренебрежении универсальной причинностью; на это, несомненно, будет выдвинуто возражение, что наука не имеет отношения к философской каузальности и занимается только феноменами, что, однако, неправда, поскольку эволюционизм, как единое целое, есть не что иное, как гипертрофия, воображаемая как средство отрицания реальных причин, и подобное материалистическое отрицание, вместе со своей эволюционистской компенсацией, относится к философии, а не к науке.
Совершенно иная точка зрения заставляет признать, что сторонники прогресса не так уж полностью и не правы, полагая, что в религии есть нечто, что больше не срабатывает; на самом деле, индивидуалистическая и сентиментальная аргументация, к которой прибегает традиционное благочестие, почти потеряла свою силу над умами, и причиной этого является не только то обстоятельство, что человек Нового Времени стал неверующим, но также и то, что обычные религиозные доводы, недостаточно глубоко проникающие в природу вещей и не имевшие раньше в этом никакой надобности, психологически серьезно устарели и не отвечают некоторым требованиям каузальности".
Наука и религия не совмещаются по той простой причине, что наука не имеет инструментов для работы с объектами религии. Ну нельзя измерить степень божественности плащаницы или святость мощей. А раз так, то все, что связано с религией науку просто не интересует. Некоторыми обывателями это воспринимается как пренебрежение, отсюда и весь срач. Ну и еще от того, что религия частенько навязывает свои представления по вопросам, которыми наука занимается. Отсюда всякий креационизм и пр. Наука просто живет так, как если бы б-га не существовало вовсе. По крайней мере, ни в одной формуле его существование не учитывается.
И очень мало из комментирующих это понимают, почему-то.
Наука и религия не совмещаются по той простой причине, что наука не имеет инструментов для работы с объектами религии. Ну нельзя измерить степень божественности плащаницы или святость мощей.
Предполагаю, что криминалистика вскоре научится измерять степень божественности. ;-))
Один, в тени прекрасного дерева в саду я всматривался в Бога и устройство окружающего мира. Я был грустен, потому что наш Бог так мало известен и любим людьми; поскольку немного тех, кто любят его и знают, и должным образом чтят, и воздают ему хвалы за добро, которое они получают от него. И много тех, кто позорят Его, поскольку они любят малые и дешевые вещи больше чем Его, и работа тяжелее для них, и они находятся на дороге к проклятию, приближаются к адскому пламени…

Так, думая эти печальные мысли и будучи под впечатлением от дерева, под которым я находился, и решил я написать эту книгу, которую пошлю своим Сынам так, чтобы в ней они могли бы иметь Память и Науку. И так, чтобы с помощью Памяти и Науки они могли бы знать Бога, и чтобы они могли любить Бога через эту Память и Науку, и служить Ему с этой Книгой, с которой они шли бы в разные страны нести знание Бога".
, это - усилие и преодоление. "По Вере вашей да будет вам!". Именно это усилие человека, его борьба с червем сомнения (с), с произволом собственного сердца и идет ему в зачет и в награду. Милость надо заслужить, благо надо заработать. Вера - и есть та работа. А если Господь предстанет сейчас перед нами и громовым гласом Своим прикажет нам "а ну, трепещите, черви!" - какой тогда в нас смысл?! В чем наша заслуга, наш подвиг и Крестъ? Счастливы были свидетели Спасителя и Чудес Его, вот ,что я думаю ...
Как бы да.

Проблема в том, что всякое представление о Боге предполагает наличие у Бога каких-то свойств. А дальше выясняется, что либо имеется такая штука, обладающая этими свойствами, но Богом очевидно не являющаяся, либо что подобной штуки существовать не может в принципе.

С другой стороны, спасение для религии как раз в том, что квантовую хромодинамику на школьном уровне преподавать затруднительно.
Проблема в том, что всякое представление о Боге предполагает наличие у Бога каких-то свойств.
================

Какого цвета красота? Какой формы любовь? Какова удельная плотность счастья?
Интересные вопросы, конечно же, но не совсем понятно, к чему они.

Хотите ли вы сказать, что Бог никакими свойствами не обладает? Что он не является ни милостивым ни немилостивым, ни всемогущим ни невсемогущим, ни всеведущим, ни невсеведущим и т.д.?
Если под "свойствами" подразумевать личностные качества, то противоречий нет и быть не может.

==============
А дальше выясняется, что либо имеется такая штука, обладающая этими свойствами, но Богом очевидно не являющаяся, либо что подобной штуки существовать не может в принципе.
==============

Мне тоже хотелось бы пояснений по этому высказыванию.
От какой темы и куда я попытался уехать?

Пояснить, что-ж, могу.

Считаете ли вы, что Бог обладает следующими качествами?:
а) интерактивностью (он взаимодействует с людьми - т.н. он способен поступать так или иначе, в зависимости от того, какие поступки совершают люди.)
б) глобальностью (он присутствует в каждой точке пространства - т.е. способен влиять на события в люббой точке пространства)
в) самосогласованностью (он обладает информацией о себе самом)
Считаете ли вы, что Бог обладает следующими качествами?:
а) интерактивностью (он взаимодействует с людьми - т.н. он способен поступать так или иначе, в зависимости от того, какие поступки совершают люди.)
============================

ДА. При этом Бог существует вне времени и Ему ведомо будущее.

===================
б) глобальностью (он присутствует в каждой точке пространства - т.е. способен влиять на события в люббой точке пространства)
==================

ДА. Есть вероятность, что Он и есть это самое пространство. По крайней мере, Его власть над материей абсолютна.

==============
в) самосогласованностью (он обладает информацией о себе самом)
==============

ДА. Не вижу причин, почему Он не мог бы эту информацию получить. Вероятно, сама Его сущность представляет собой информацию.

Все это — мое сугубое ИМХО.
Хорошо. Вы понимаете, что с точки зрения современной науки никакая штука, обладающая подобными качествами, в принципе существовать не может?
Я смеюсь каждый раз, когда наука говорит "это существовать не может" :) Когда-то люди не верили в летательные аппараты тяжелее воздуха, а в конце XX века реактивные истребители научились летать "хвостом вперед" и выходить на запредельные углы атаки (сверхманевренность Су-27 и более старших моделей).

Кроме того, наше желание переносить на Бога наши представления о свойствах материальных (и идеальных) объектов является весьма наивным. Он все-таки не принадлежит нашему миру, не является порождением этого мира, мы не можем судить о Нем по своей мерке. Он этот мир создал. Навряд ли мы подберем слова, чтобы описать Его сущность понятным образом ("Бог есть любовь" ближе всего, наверное).

Также необходимо отделять наше представление о вещи от самой вещи. А если эта "вещь" еще и не фиксируется приборами, то нужно быть очень осторожными в оценках.
То есть, понимаете. (Хотя вам и смешно.)

Стало быть, в дальнейших пояснениях с моей стророны нет необходимости.
Наука не имеет права утверждать, что чего-то НЕ существует. Это вне сферы ее компетенции.

В свое время ученые мужи на полном серьезе утверждали полную чушь. И это была позиция официальной науки.
"Наука не имеет права утверждать, что вечного двигателя не существует". Теперь уже мне смешно.
Чтобы утверждать это НАВЕРНЯКА, необходимо доказать, что современная термодинамика содержит ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ описание превращений ВСЕХ ФОРМ энергии. Уверен, что у вас это не получится. Максимум, что можно себе позволить: не принимать проекты вечных двигателей к рассмотрению.

Понимаете, чтобы доказать существование единорогов (к примеру), необходимо предъявить один экземпляр животного. Чтобы доказать НЕсуществование единорогов, нужно облететь всю Вселенную.
Нет, мы конечно же можем водить долгие хороводы вокруг фразы "с точки зрения современной науки вечный двигатель существовать не может". Но проще, действительно, "не принимать к рассмотрению".
Ограниченность вашего мышления достойна сожаления :( человек был создан не для того, чтобы городить вокруг себя клетки и жить в них.

У одного большого ученого (жаль, имя забыл), есть такая фраза: "Наука — это изучение невозможного, а изучение возможного — это технический прогресс". Подумайте над ней.

Anonymous

May 18 2010, 15:52:50 UTC 9 years ago

"Боливар воображения не может снести и Бога, и какой-нибудь новооткрытый факт, поражающий воображение."

Вот поэтому я всегда говорил, что верующие люди - либо больные, либо просто лишенные совести, воображения и чувства юмора :-)

"Ой, изменчивость видов. Электричество! Ух ты, атомы-то правда есть!"
И мрачные клоуны в колпаках и бубенцах начинают лихорадочно все "объяснять" неисповедимостью путей Великого Мганга.
Видимо эта нехитрая процедура возвыщает людей простодушных в их собственных глазах.
Они искренне не сознают всей смехотворности и нелепости положения, при котором бактерия берется безапелляционно судить о "величии мироздания".
:)

//
=...
Постоянный мир был бы то же самое, что постоянная война. Вот в чем глубинный смысл - хотя большинство членов партии понимают его поверхностно - партийного лозунга ВОИНА - ЭТО МИР.
...=

(Джордж Оруэлл «1984»)

Взаимно. Меня-Владимир Александрович.
> очевидно, что тело движется только под воздействием силы, «если тащить»

Что касается человеческих тел ( во всяком случае, в основной массе), то это 3.14здец, как верно ... Поэтому успешная цивилизация есть, в некотором смысле, эдакий "центросамотяг". Где все в совокупности сами себя с неизбежностью куда-то тащщут...

Если "тяга" прекращается, то цивилизация разваливается.
Вера в Бога (теизм) основана на вере в чудо.
Там, где есть вера в чудо - науке места быть не может.
И, наоборот.
Совмещается одно с другим только через установление иерархии - где, по необходимости, вере присваивается звание Абсолютной Неколебимой Истины, а науке - "истины" относительной и преходящей.
вы не понимаете, что в религии всё воспринимается как чудо.
Бог есть предел развития всех живых цивилизаций в бесконечном Мире.

Если вспомнить определение вечности – «вечность есть интервал времени, содержащий в себе любой интервал времени», то мы можем определение Бога переписать так:
Бог есть цивилизация, которая превосходит по своим параметрам любую цивилизацию в бесконечном Мире.

Это определение будет означать, что
Бог есть Идеальная Разумная Осознающая Сущность - ИРОС, уровень развития которой не достижим для любой конечной цивилизации.

Но если мы могли бы осмотреть весь бесконечный Мир, помня о том, что вне Мира – тот же Мир, в силу его единственности, то можно было бы дать самое простое определение Бога:
Бог есть самая сложная структура Мира.

Откуда следует единственность Бога, как ИРОС.

Нет более сложной задачи для разума, чем вечно существовать.

Если бога нет, то его надо Создать!

Очевидно, что у единственной целостной ИРОС (Бога) есть единственное целостное мировоззрение. Исходя из определения, что ИРОС есть предел развития всех цивилизаций, и из математических формулировок законов природы Видимой вселенной [92] мы можем заключить, что мировоззрение ИРОС есть Математическая Метатеория Мировоззрений – МММ.

Представим себе, что цивилизация осознает свой исторический выбор и встает на вечный и бесконечный путь развития, развивая свое мировоззрение в рамках Математической Метатеории Мировоззрений – МММ.

Цивилизация масштабируется по колыбели-вселенной, выходит за её пределы и продолжает свое ничем не ограниченное развертывание в пространстве Мира, [9] в пределе достигая не менее чем счетного числа цивилизаций, каждая из которых обладает МММ.

Связную паутину [19] из счетного числа цивилизаций, обладающих МММ, мы будем называть Алеф-Паутиной для краткости.

В каббале буква Алеф обозначает безграничную, чистую божественность. Говорится также, что она имеет очертания человека, указывающего на небо и на землю; в теории множеств алеф обозначает кардинальное число бесконечных множеств. 

Цивилизация, при масштабировании своих структур, начинает приобретать свойства, обычно приписываемые символу Бога:
ИРОС (Бог) - Идеальная и Совершенная, Духовная и Разумная, Всемогущая и Вездесущая, Прекрасная и Бесконечная, Вечная и Реальная, Единственная и Творческая Осознающая Сущность!

Вечная цивилизация – Совершенна, ибо Вечность есть непреодолимый барьер для любого несовершенства.

Совершенная цивилизация – Вечна, ибо у нее нет причин прекращать свое наслаждение жизнью, а в силу бесконечности ее структуры – она не может погибнуть за конечный промежуток времени.

Алеф-Паутина – Единственна, ибо при ее масштабировании мы получаем ту же паутину из счетного числа цивилизаций.

Алеф-Паутина – Вездесуща, ибо в каждой некоторой достаточно большой окрестности Мира мы будем обнаруживать присутствие структур Паутины.

Алеф-Паутина – Всемогуща, ибо выше ее по развитию мы обнаруживаем структуры все той же Алеф-Паутины.

Ну, а если ИРОС, все-таки, нет? В ближайших окрестностях Видимой Вселенной? Тогда его необходимо начинать Создавать! Начинать надо с Новой парадигмы мировоззрения – НПМ для успешного прохождения технологической сингулярности [30] в рамках МММ.

Феномен сознания Осознающей Сущности – ОС превосходит материю Мира по пластичности и скорости построения математических моделей и образов и не имеет пределов для своего творчества.

Мир существует вечно. Разум всему может научиться у мира.

Бог не верит ни в какие догмы о самом себе ни на одной планете, ни в какой из вселенных.

На планете Земля мы имеем многобожие в лице иудаизма, христианства, ислама и других религий, для которых единственный реальный Бог выступает в качестве иллюзии. [20]