Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Из недописанного

Маленький текст о пространстве.

1. Когда мы говорим, что та или иная вещь "расположена там-то и там-то", мы всегда имеем в виду её нахождение среди других вещей: "этот камень лежит около старой сосны", "этот дом стоит на углу Садовой", "это наша земля вплоть до Рейна". Расположение вещи определяется через её отношения с другими вещами - как правило, знакомыми и привычными, которых не нужно специально описывать и долго искать. Разумеется, не все вещи равно хороши как указатели: старая сосна и Рейн в этом смысле имеют разную ценность. Самыми надёжными указателями считаются небесные светила, точнее - связанные с ними события: восход и закат, солнцестояние, восхождение тех или иных звёзд, неподвижный центр неба и т.п.
2. Особые связи одних вещей с другими вещами, называемые словами типа "около", "рядом", "на другой стороне", "вблизи", и так далее, сводятся к понятиям поиска и нахождения. Вещь находится "рядом" с другой вещью, если, найдя вторую, мы можем быстро и легко найти первую.
3. "Расположение" определяется поиском. "Имеет место" то, что можно найти. Само же пространство - это то, в чём можно находиться, то есть осуществлять поиск, искать.
4. Любое пространство - это пространство поиска. То, в чём невозможен поиск, не является пространством.
5. С другой стороны, всё, в чём возможен поиск, обладает свойствами пространства. Так, любое множество, среди элементов которого можно найти (каким бы то ни было способом) нужный (или убедиться в его отсутствии), является "пространством" (хотя, возможно, не физическим).
6. Поиск предполагает движение: ищущий должен иметь возможность перебирать вещи, или самому двигаться между ними. Поиск также предполагает восприятие: вещи должны быть узнаваемыми. Возможность быть воспринятой и делает вещь вещью; возможность движения - это свойство пространства.
7. Однако, одной возможности движения недостаточно для поиска. Если пространство не будет каким-то образом заполнено и размечено знакомыми вещами, мы не сможем определить направление движения - то есть, попросту, заблудимся.
8. Полностью однородное пространство само по себе хаотично, поскольку в нём можно совершать только хаотические движения: в нём нельзя идти, а можно только блуждать.
9. Хаотическое блуждание, хождение по кругу, при отсутствии вех, лишает пространство и вещи в нём находимости. Найти в нём что-либо можно только случайно.
10. Тем не менее, мы полагаем, что даже та вещь, которая не находится вблизи известных нам вещей (то есть в пределах нашей возможности нахождения) всё же где-то находится. Она, по крайней мере, имеет какое-то место.
11. "Место" есть то, вблизи чего находится вещь, даже если никаких вещей вокруг неё нет. "Место" - это "нулевая вещь", по определению граничащая с любой существующей вещью. "Существовать - значит иметь место".
12. "Место" не совпадает с вещью, а именно граничит с ней, то есть окружает её.
13. Место - это окрестность вещи.
14. Вещь отыскивается по следам своего пребывания. Чем ближе мы подходим к вещи, чем успешнее поиск, тем больше следов и признаков её пребывания мы находим. Окрестность вещи, её место, содержит её ауру.
15. "Чистое пространство" есть пустое место. Пустое - значит, такое, в котором отсутствует вещь. Тем не менее, само это место находимо, иначе оно не было бы местом.
16. Это значит, что оно имеет свои признаки, следы, ауру.
17. Чистое пространство есть своя собственная аура.
18. Чистое пространство существует вокруг самого себя, или вне самого себя.

)(
Вы пишете: "мы всегда имеем в виду её нахождение среди других вещей". Наука же стремится убрать "мы". Научный позитивизм признает такое "убирание" своей основой.
На деле же иначе.
"Расположение вещи определяется через её отношения с другими вещами",- в этом содержание той области знаний, которая обусловлена потребностью духа в этих вещах. Потому науки - это вторичное для философии. Вещь существует потому и постольку, поскольку она дана нам в чувстве, - этому учил Беркли. Это и есть основа знания.