Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

Теологическое. Почти серьёзно, но всё-таки почти

Область теологии (не само богословие, а область, сферу применения богословских по происхождению понятий и ходов мысли) можно определить как «знание превосходящего». В смысле – знание того, что заведомо превосходит познающего и его возможности.

Первый и главный признак того, что мы имеем дело не просто со сложным, а именно с ПРЕВОСХОДЯЩИМ – то, что наше знание о нём сильно (а иногда и кардинально) меняется вместе с нами.

То есть. Если ты в школе заучил и понял теорему Пифагора, то ты её понял навсегда. Даже если ты станешь великим математиком, теорема не изменится. Сумма квадратов катетов в прямоугольном треугольнике равна квадрату гипотенузы. «Усё».

Несколько сложнее обстоит дело с объектами, в которых можно копаться. Вот мы докопались до молекул, а они состоят из атомов, а атомы тоже сложно устроены, и так далее. Но даже если мы доскребёмся до кварков, химия останется для нас примерно той же самой. Ну не той же, нет – по ходу мы поймём штуку с бензольным кольцом и не просрём полимеры. Но вообще-то какого-то откровения не будет.

Познание сложных систем, заведомо превосходящих возможности нашего разума – скажем, биосферы или социума – приносит больше удивительностей. Тут возможны именно что перевороты и кульбиты. Скажем, само представление о том, что животные «происходят» друг от друга (хотя они такие разные) возможно только при определённом развитии воображения. Примерно то же самое можно сказать о достаточно сложных математических конструкциях. «Отрицательные числа» могли появиться только в искушённом уме (например, необходимо понимание концепции изъяна или недостатка как объекта). Нужно ИЗМЕНЕНИЕ САМОГО УМА, чтобы двинуться вперёд.

Но вернёмся к теологии.

Типичным примером «теологического» знания является, скажем, знание ребёнка о родителях и семье. С одной стороны, для ребёнка очень важно – понимать, чего хочет мама и чем недоволен папа. С другой стороны, он ничего или почти ничего не понимает в том, что для мамы и папы «на самом деле важно» - начиная от папиной работы, и кончая тем, почему они иногда запираются в дальней комнате и очень сердятся, когда ребёнок шумит под дверью. Очень многие вещи ему приходится принимать на веру, а иногда и без веры, просто под страхом ремня и крика… И так далее. Но самое главное – ребёнок живёт в ситуации «вырастешь – узнаешь». Ему просто невозможно объяснить некоторые вещи, пока он не станет большим.

Можно ли сказать, что представления ребёнка о родителях, которое он имеет в три года, в пять лет, или, скажем, в десять – ложно? Да нет, почему же. Но это «знание о превосходящем», и как таковое – оно имеет фатальные изъяны, в нём отсутствует нечто очень важное, хотя и обойтись без него невоможно.

И последнее. В каком-то смысле представления ребёнка о родителях, которые у него есть в десять-двенадцать лет, СПРАВЕДЛИВЕЕ (во многих смыслах), чем те, которые он заводит себе в шестнадцать-семнадцать. Потому что в десять лет ребёнок родителей слушает и им доверяет (и правильно, в общем-то, делает), а шестнадцать-семнадцать ему вступает в голову дурь и он «чёрт-те что про себя думает», но заведомо ничего хорошего. «Папаша козёл, мамаша дура и кошёлка старая, взрослые всё врут, я подкидыш из детдома, меня никто не понимает, всё в жизни неправильно». Причём миновать этого никак нельзя – и бедные мама с папой просто ждут, пока дитё перебесится, очухается и снова войдёт в ум, тоже ещё некрепкий, но уже относительно взрослый ум. А пока его колбасит – ой, только бы на дрянь не подсел, да во что-нибудь нехорошее не вляпался.

Вполне возможно, что эпоха атеизма - это не конец всему традиционному и правильному и не скончание светов, а всего лишь коллективное «папа козёл, папы нет, мы подкидыши, нас никто не понимает».

И Творец смотрит на это именно как на «печальную необходимость». «Лишь бы сдуру себе не навредили сильно».

)(
Ребенок "думает", что весь мир создан для него.
"Будьте как дети", так.

хехе
"коллективное «папа козёл, папы нет, мы подкидыши, нас никто не понимает»."

Это свидригайловщина. Куда лучше звучит "папы нет, а мы взрослые, будем жить сами."
этот подход больно оптимистичен.

боюсь, Вы путаете свидригайловщину с достоевщиной, скажем так.
определения?
да коннотации, для начала.

свидригайловщина все же негативна почти априори, с достоевщиной все таки не столь однозначно.

Suspended comment

Если бы хоть одна из ныне "правящих" религий давала более-менее предсказуемые результаты после соблюдения ее требований, если бы они не манипулировали паствой столь грубо, то атеистов не было бы так много. А их по-моему уже явно больше 50%.
Я знаю одну религию, которая, не просто более-менее, а даст вполне предсказуемые результаты. Вот только кто бы следовал всем её, но не требованиям (как бы странно это не звучало), а советам. Сейчас напрягаться ни кто не любит, а благодати всем отсыпь да побольше :)

А манипуляции это людское, одни впадают в это скопище грехов, другие потворствуют ему, при чем тут религия не понятно. Одни не зают, вторые подзабыли, третьи не допоняв отбросили очень важное - Кесарю кесарео, а Богу богово.
Смешной, конечно, но всё таки бред :) Даже делитантский (как раз атеистический), неумело упрощенный для ошибочного понимания :)
Внизу должен стоять иудей, на одно плече у него дожен сидеть христианин, а на другом плече - мусульманин. Голова иудея, находящаяся всё-таки выше ног христианина и мусульманина, должна подчёркивать, что все три религиозных течения, развившиеся из одного корня, имеют самостоятельные значения.
и что это за религия?
Православие!

Deleted comment

Ну это уж как минимум ... :)
Думаю, что знаете лишь её отдельные положения, выхваченные из кусков, и зачастую противоречащие друг другу.

Спросите у любого попа - а какие книги и труды входят в комплект для изучения православия?

И потом спросите себя - а Вы их все прочитали, чтобы уверенно составить представление о православии?
"Знаете религию всю" это звучит как-то угловато. Я же не университет заканчивал по специальности "Специалист по Православию как религии" :) Просто я человек верующий, имевший когда-то огромную глыбу из вопросов, на которые у меня не было ответа. Я принял решение разобраться и разобрался. Все вопросы тревожившие меня я благополучно закрыл, при появлении (давно уже, крайне редком) новых вопросов, вцепляюсь в них как питбуль и добиваюсь исчерпывающих ответов (именно ответов на один вопрос, так надёжнее). Прочитал всё и много сверх того, что требуется для катехизации и апологетики, плюс правосланые философы и прочая, прочая, прочая (всего и не упомнишь, хорошо, что сейчас всё очень доступно). Да и вера, разве она с книг начинается ... :)

А у любых попов лучше и не спрашивать, нужен вполне конкретный, не поп, а батюшка, если есть потребность в его совете.
... а не слепо верили.

Я перечитал не так уж много, когда искал ответы на свои вопросы, но тоже достаточно.

В результате "безбожник" :-)

А вот в одном я с Вами соглашусь - вера присуща человеку, наверное, является его физиологической потребностью. У одних вера устремляется на Бога, а у других на другие объекты (субъекты).
Потребовалось около пяти лет, что бы закрыть последние из вопросов. Всё было и тупики, и волосы дыбом, и сердце в комок, но в итоге как тучи развеяло. Даже смеялся сам над собой, думая, - Какой же был я дурень! :)

А на себя не наговаривайте :)

А про физиологическую потребность в вере, полность согласен и не могу не добавить слова мудрых:

"Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые Отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали (Быт. 26). Последуя сему закону, то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. Но когда люди, чрез грехопадение, зарыли и попрали её, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть её (совесть), чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей. Ныне же в нашей власти или опять засыпать её, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать её, тогда мы засыпаем её, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто её вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем её. Святой авва Дорофей, "Душеполезные поучения".
Меня во всех религиях интересует только один вопрос: почему в мире столько зла и горя?
От того, что люди задают вопросы РЕЛИГИЯМ, а не религии и себе :)

А вообще, сначала задайте вопрос "Кто князь мира сего?" и многое проясниться.

Deleted comment

>> А их по-моему уже явно больше 50%.

Не больше. В самых атеистических регионах кое-как перевалили за 50% совсем недавно (Китай, и кое-где в Европе).

Если взять атеистов, сознательно отрицающих Бога, и безбожников, сознательно обходящихся в своей жизни без Бога - то в совокупности таких людей очень мало. Остальные могут не участовать в религиозных обрядах, отрицать попов и Церковь - но в Бога верить.

Deleted comment

... чаще падает на Бога, чем на реальные объекты-субъекты. По двум причинам:
1) потому что Бог за границами человеческих знаний
2) потому что Бог - это символ Абсолюта (согласитесь, что верить в каких-то зелёных человечков-инопланетян можно, но это не так круто, потому Бог покроет этих человечков как бык свиноматку, ведь Бог - это Самый-Самый :-)
Да ведь это все равно, на какое понятие он "упадет". Все равно "засчитывать очко" религии за такую веру в бога кажется несколько неправильным, вам не кажется?
... обрисовал ситуацию двумя штрихами, утрировал. Если угодно, могу провести и такую аналогию: капля воды (это человеческая вера как физиология организма) падает на поверхность (это наше человеческое бытие, в том числе и человеческое сознание и человеческие инстинкты). И, в зависимости от свойств поверхности - вогнутая или выпуклая (скажем, преобладают инстинкты над разумом, или наоборот) - эта капля скатится или к центру, либо к краю (либо к Богу, либо... кстати, а во что я, "безбожник", верю? ;-)
- "Как я восстал из мертвых в свое свободное время." ( Ф. Дик)
:)
Унижать оппонентов постоянными обвинениями в инфантильности - это, конечно, очень нехитрый прием психологической защиты.
Забавно, что (так наз.) верующие не понимают, что в глазах неверующих они выглядят не просто детьми, а людьми психически неадекватными, попросту маловменяемыми...
Я кого-то унижаю? Я всего лишь философствую на досуге.
Вы очень верно отметили. здесь действительно знания меняются вместе с нами. и коренное изменение происходит после смерти. тут самый прокопченый атеист оглядываясь назад восклицает: "ну какой же я был идиот!.. :)
Гениальный ракурс взгляда на вопрос ... Спасибо!
И почему Вы стесняетесь этих размыглений? Кажется, все вполне правильно. Более того, Такими вот постами Вы имеете полное право гордиться.

По ходу я нашел странны романчик...
Юрий Никитин "Последняя крепость"
Жуткий антисемитизм по внешней форме. Зачислен в антисемитскую литературу на нескольких сайтах. Я считаю, что роман юдофильский. И жутко антиамериканский. Писан точно неевреем. У автора манера копать суть похожа на вашу. Может, Вам понравится... Если захотите текст - можете реквестить у меня.
А галадриэль-не мама. Ассоциирование пришло наверно из авраамических религий. Ваш Творец родительских идей поди тоже из авраамизма нахватался, если они у него есть.
Кстати предки (предтечи) реальней в роли создателей вселенной. Но предтеча не полностью выполняет роль отца. Поэтому и обижаемся, что бог умер.
Хорошо написано

Конченых атеистов, по-моему, вообще нет
Это просто пижонство. Каждый чувствует свою уязвимость

Как говорил Л.Гумилев:"Если у человека нет веры, ее заменяет суеверие"
Ведь это смотря что понимать под "атеизмом".

Если ОТРИЦАНИЕ Бога, богов и прочей сверхъестественной силы - то это глупо. Ибо, пока существует область непознанного человеком, всегда есть шанс наткнуться на "Бога", причём даже не библейского :-) Подобно тому, как человеки-микробиологи выращивают свои штаммы микробов, человечество тоже может оказаться объектом манипуляций на предметном столике какого-нибудь "микробиолога" вселенского масштаба.

Но вот если "атеизм" в смысле "безбожие" - то это в самый раз. Я, например, "безбожник" - спокойно обхожусь в своей жизни без Бога, богов и прочих сверхъестественных сил. Научных знаний для объяснения окружающего мира и природных явлений мне вполне достаточно. А вот перегружать свой мозг, пытаясь постичь - а что же всё-таки там, за границей непознанного? - глупо и смешно. Для этого есть учёные со своими научными исследованиями и есть философы, которые пусть и ломают свои головы над этим. Вот их-то труды можно почитать с удовольствием, чтобы понять - а до какой стадии дошла мысль человеческая? Фантастику я люблю :-)
>> А вот перегружать свой мозг, пытаясь постичь - а что же всё-таки там, за границей непознанного? - глупо и смешно.

Так и я ничего не перегружаю...
Мне просто нравится считать, что Он есть. Отец мой небесный...

Как в детстве (да и сейчас) я всецело доверял и любил своего земного отца.
И не потому, что он мне что-то объяснял из непознанного, а просто потому что отец

Вера и наука вообще почти никак не пересекаются. "Богу - богово, науке - науково" :-)
Но вся проблема в том, что за умы детей в школах идёт совсем нешуточная битва (да и за собственность и за "десятину" в пользу религиозных деятелей тоже)

Вместо того, чтобы открывать свои воскресные школы при церквах и монастырях, священнослужители норовят подмять под себя все школьные учреждения.

Да и детей норовят покрестить или обрезать, пока те несмышлённые и не могут сами за себя отвечать.

А это уже совсем земная клерикальная подлость.
Это религия, да.
Земная спекуляция на человеческом желании обрести и познать Бога, иметь с ним личные отношения.

Любой верующий стремится к этому.
И, конечно, находятся люди и организации, пытающиеся это использовать в своих корыстных целях.

И многие недалекие и слабые на это поддаются. Так такие, они на кого угодно поддаются.
На любых жуликов и мошенников.
Бороться с земными проявлениями можно и нужно земными способами.

Лично мне не нужны посредники.
Любого человека, даже самого продвинутого пастора или батюшку я воспрининимаю как человека, не более.
Как и любую корпорацию, преследующую свои корпоративные цели.

Мне не довелось сталкиваться, чтобы меня или моих детей подминали в корыстных целях.
Случится - будем разбираться по ситуации.

Да и обрезанный/крещенный ребенок подрастет и вполне вправе сам разобраться с этим, если ума и сил хватит.
... такой вопрос: а чему тогда можно учить детей в школе, кроме точных наук?

Всё остальное - точно такая же предвзятая позиция, как и религия: и история, и литература - всё это идёт в ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ РУСЛЕ.

Какой Вы видите выход из этого положения?
Если, конечно, исходить из постулата "болезней роста" человечества, а не деменции...

Deleted comment

Приведите пример нам такой пример "развитого общества", в котором бы отсутствовала теология.
Наоборот. Теологические изыскания – признак очень развитого общества. Сейчас, например, сильнейшие теологические школы существуют в США.
"То есть. Если ты в школе заучил и понял теорему Пифагора, то ты её понял навсегда. Даже если ты станешь великим математиком, теорема не изменится. Сумма квадратов катетов в прямоугольном треугольнике равна квадрату гипотенузы. «Усё»." - За державу обидно. Никогда,вы, МИФИСТы, толком математики не знали и про конструктивизм и интуитивизм в математике ничего не слышали. То, что вы прошли мимо этого, как философ, ещё более расстраивает.

Да, не засыпаю, обложившись переводным Брауэром и столь же переводным, хотя и отечественным, Есениным-Вольпиным. Но вот данная придирка меня сильно удивила. Никакой финитизм не покушается на базовую геометрию.

Вы бы ещё, как последний гуманитарий, "лобачевского" вспомнили. "Ну зачем так".
ИМХО, имеется в виду, что разных контекстов даже для базовой геометрии много (чем она лучше базовой арифметики? ;) и следовательно, та же геометрия каждый раз становится частью нового и "другого" знания. То есть редукции здесь нет.
Вот это я и называю "лобачевского вспомнить".
Так и что плохого? Если по делу? ;)

Deleted comment

>понятие "атомов"

А само понятие "понятия" - не что иное, как химера сознания.и Сознанию удобно, чтоб были "понятия".

>"как оно всё на самом деле"

Как оно "на самом деле"?

Deleted comment

Потому что у человека самоидентификация такая, широко принятая - "я честный и циничный". А она предполагает очень непрозрачные фильтры.

Deleted comment

Как у Вас всё просто...
... я его лишь поправил, чтобы он не выходил за рамки научных познаний.

Сущестование Бога не доказано наукой, но и не опровергнуто. Исходить надо из этого.
Как это оно может быть доказано или опровергнуто? Это в принципе невозможно, так что ждать здесь нечего. В каком-то смысле совершенно неважно, доказано бытие божие или нет.
... то можно сравнить, например, Путина с Богом (! ;-)

При этом:
1) я слышал, что, якобы, есть Путин и есть Бог
2) что и тот и другой делали какие-то дела
3) и того и другого я и в глаза не видел, только слышал про них.

Но при этом, я могу как-то встретиться с Путиным и убедиться самому - такой ли он, как его описывают и показывают, человек ли он, а не компьютерное изображение - и т.д. - то есть, целый ряд каких-то доказательств.

А вот насчёт Бога вопрос остаётся открытым - таких доказательств никто не знает, только со слов богословских авторитетов. Вопрос чистой веры. Поэтому он и открыт.

Вы тоже сказали "В принципе невозможно" - но это тоже лишь Ваши слова, а не доказательство. Поэтому и Вам веры нет.

Вопрос открыт. И я ничего не жду - ну, открыта дверь, и открыта - а я занимаюсь своими делами.
Нет, секундочку. Если вы вообще произносите слово "доказательство", то значит, вы готовы предъявить, что в такое доказательство хотя бы теоретически может входить. То есть у вас есть какой-то критерий, исходя из которого вы делите на "доказательства" и "недоказательства". Иначе неясно, что о чем вообще речь. Значит, вы можете мне сказать, что пойдет в зачет такого доказательства. Я же вам заранее отвечаю, что в зачет здесь не идет ничего, то есть вообще не может быть речи о доказательстве. Тогда нельзя говорить о вере - это не мне веры нет, а это либо вы не можете предъявить критерий отличия, либо утверждаете, что я неправ. Что в вашем варианте?
... под видеозапись, телекамеры и в присутствии многих свидетелей :-)

У вас же не вызывают сомнения сюжеты по телевидению, которые можно проверить? Например, съезд "Единой России", на котором можно присутствовать? По-моему, это неплохое доказательство - тем более, что и свидетелей много, каждый может подтвердить, что там было и о чём шла речь.

=...Я же вам заранее отвечаю, что в зачет здесь не идет ничего, то есть вообще не может быть речи о доказательстве...=

Это похоже на заклинание, но не на аргумент. Объясните, хотя бы - почему?
Да хотя бы потому, что нет никакого способа ПОНЯТЬ, что тот, с кем ты общаешься хоть бы и на телевидении под запись и свидетелей - это Бог... ;) В это можно только горячо ВЕРИТЬ внутри себя ;)
Это только верующие могут быть зашорены в своих рамках и представлениях, а "безбожники" - они проведут проверку по полной программе! (кстати, в строгом соответствии с библейским сюжетом - помните Фому-неверующего, который усомнился? Ему были явлены материальные доказательства, если помните).

Так вот, есть старые проверенные способы ПОНЯТЬ, что наш собеседник - это Бог и есть. И этот способ - ЧУДЕСА! Чудо - это какое-то событие, явление, происходящее в нарушение всех физических законов этого мира. Визитная карточка сверхъестественного.

Вспоминаем Христа, на его счету видим такие чудеса: превращение вина в воду, простите - наоборот :-), исцеление безнадёжных больных, изгнание бесов, хождение по воде аки посуху, воскрешение из мёртвых, ну, и самовоскрешение из мёртвых - как видите, богатый послужной список!

Теперь представьте ситуацию: массовая аудитория, лучи прожекторов, телекамеры со всех возможных ракурсов, куча учёных-скептиков со своими приборами - а в центре этого действа наш приглашённый Бог, принявший по такому случаю человеческий облик.
И пусть являет нам чудеса!

Для начала - хотя бы воскрешение парочки полуразложившихся трупов с ближайшего кладбища, а потом - учёные-скептики придумают программу, не сомневайтесь!

Это будут вполне весомые и полноценные доказательства - в отличие от Ваших рассуждений о невозможности.
Хм. Вы это серьезно? ЧУДЕСА? Ну, во-первых, сам господь бог давно отказался от этого только компрометирующего его способа... ;)
А если серьезно, то чудо хождения по воде или претворения воды в вино даже сейчас уже можно вполне себе прикинуть, как технологически сотворить. Во всяком случае, с полной убежденнностью для зрителей первого века Палестины...
Я ни секунды ни сомневаюсь, что возможна технология, способная за пару секунд превратить несвежего покойника во вполне убедительного его живого двойника. Как говорил пан Лем, есть шаг вытесывания каменных топоров, и есть шаг гашения и зажигания солнц, и нет между ними никакого качественного барьера.
Вот только при чем здесь Бог?
=...Ну, во-первых, сам господь бог давно отказался от этого только компрометирующего его способа..=

Ну, а нам какая разница - отказался он или нет? Умеет явить своё могущество - вот и доказательство того, что он есть, а нет - вопрос остаётся открытым, так как по-прежнему существует область непознанного человечеством, и всегда есть шанс, что эти доказательства существования Бога вдруг обнаружатся.

=...А если серьезно, то чудо хождения по воде или претворения воды в вино даже сейчас уже можно вполне себе прикинуть, как технологически сотворить...=

Не надо прикидывать - пример был дан для иллюстрации того, что Христос, Бог-сын, не чурался творить чудеса, удивительные для того времени. Настоящее время требует более энергозатратных чудес - сдвинуть, например, Луну с орбиты и потом поставить её на место. И проверяется легко и внушает неплохо :-)

=...Я ни секунды ни сомневаюсь, что возможна технология, способная за пару секунд превратить несвежего покойника во вполне убедительного его живого двойника...=

А не надо пары секунд - пусть лежит несколько часов и обрастает мясом. А учёные-скептики пусть своими приборами замеряют, как идёт регенерация тканей и вдыхается жизнь в покойника.

=...Вот только при чем здесь Бог?..=

Вопрос стоял о том, какими доказательствами можно подтвердить наличие Бога. Думаю, что примерно такими - явлением сверхъестественных сил. Больше никакими. И не исключено, что когда-нибудь они будут представлены ошарашенному человечеству. :-)
Ничего не понял. Вы как-то странно понимаете "сверхъестественное". Честно сказать, не увижу ничего ни божественного, ни сверхъестесвенного в существе, которое взмахом руки погасит или зажжет сотню-другую ближайших звезд, воскресит всех покойников на Земле или заставит сбежавшихся мышей отбарабанить хвостами Пятую симфонию. Просто у людей было на пару миллиардов лет больше времени поработать, вот и все. Если с вашей точки зрения это бог, то у нас существенное расхождение в терминах.
=...Честно сказать, не увижу ничего ни божественного, ни сверхъестесвенного в существе, которое взмахом руки погасит или зажжет сотню-другую ближайших звезд, воскресит всех покойников на Земле или заставит сбежавшихся мышей отбарабанить хвостами Пятую симфонию...=

Можно подумать, что Вы с такими каждую субботу в пивной встречаетесь... :-)

=...Просто у людей было на пару миллиардов лет больше времени поработать, вот и все...=

А эти "люди" уже что, на Землю вчера высадились, надо было новости смотреть? :-)

=...Если с вашей точки зрения это бог, то у нас существенное расхождение в терминах...=

Так давайте их проясним, в чём же дело? Излагайте своё определение Бога, мне и в самом деле любопытно.
Атеисты никаких нехороших чувств к Богу или богам не испытывают
ну почему же – если воспринимать Бога как персонажа из Библии, то нехорошие чувства можно испытывать и к нему – например, прочитав, как он сжег заживо детей Содома и Гоморры
при этом верить в данного книжного персонажа совсем необязательно.

опять же, если определенные институты в обществе получают деньги за то что агрессивно заставляют всех любить Бога (и следят за степенью этой любви), то у атеистов появляется еще один повод для ненависти к Богу (примерно так же как собака ненавидит не только хозяина который ее бьет, но и плетку тоже)
У вашей аналогии есть очень очевидное (но интересное) развитие. Но в традиционные религии оно как-то плохо вписывается, так что не совсем понятно, имелось ли это в виду.
Откройте тайну, я ради этого даже каптчу для Вас убрал.
Дети рано или поздно все-таки уходят из родительского дома. И сами становятся родителями.
Дык я об том давно говорю.
Конечная стадия наший отношений с Богом- отношение самостоятельных детей к живущему отдельно родителю.
И я так думаю, что это "входит в задачу".
человеческое слишком человеческое. В этом нет смысла а есть только смена поколений сама по себе. Ричард Докинз. мда. А акт креации подразумевает замысел. Ответ традиционных религий прост. Бог создал человека что бы тот его любил.
"Потому что в десять лет ребёнок родителей слушает и им доверяет (и правильно, в общем-то, делает), а шестнадцать-семнадцать ему вступает в голову дурь и он «чёрт-те что про себя думает», но заведомо ничего хорошего".

Не дурь вступает в голову. Человек всего-навсего видит реальность. Что люди не знают, кто они и зачем живут, справедливости в мире нет и т.п. А в детстве мир виделся "правильно" устроенным, а родители всесильными и всеведующими. Подросток разочарован - в этом нет ничего удивительного. Пытается найти правильные решения, думает о вечных вещах и не желает смиряться с сонным царством, где предки живут ерундой и ради непонятно чего.
Но ответов всё равно нет. В конце концов приходится смириться и заснуть, чтобы не перегружать психику. Стать взрослым. ;)

Deleted comment

Про теорему Пифагора не согласен. По мере изучения математики понимание роли теоремы Пифагора меняется кардинально: аналитической геометрии она завязана на определение расстояния, в геометрии Минковского оказывается, что бывает "теорема пифагора" с другим знаком, великая теорема Ферма говорит об уникальности степени 2 и т.д.
Человеческое слишком человеческое. начало статьи о запредельности теологического знания противоречит концовке о воспитательной дидактике.
Бога нет же
1. Вот здесь ваше небольшая реплика о Владимире Голышеве http://www.formspring.me/krylov/q/1396144432
2. Здесь небольшая веточка моей дискуссии с ним http://golishev.livejournal.com/1464421.html?thread=30843237#t30843237
3. А это послесловие к моей книге "Можно ли жить не по лжи?", здесь тоже о Голышеве и о производных от его "идей".

Вот сейчас, когда пишу эти строки, в интернете большая полемика по так называемым «приморским партизанам». Посмотрел видеоролик с их «идеологическими тезисами»: «Мы свои автоматы пристреливаем по вашей Конституции. Эта страна катится в пропасть. И мы поможем ей докатиться своими убийствами и хаосом...».

Смотреть и слушать этих ребят и страшно, и мерзко. С чего бы ни началась эта их далеко зашедшая кровавая игра в Робин Гудов, в Дубровских, Пугачёвых и Разиных, но вот оправдывать её они взялись некой мессианской идеей спасения общества от имеющейся в нём мерзости путём мерзости и подлости ещё более страшной – террор, «столкнём это общество в пропасть», убийства. Как тут не вспомнишь капитана с той английской подводной лодки? И Всевышнего поминают. И ощущают себя героями для толпы этой, которую презирают. И средь толпы немало тех, кто их к героям причисляет и восхваляет. Это и русские маргиналы, и, конечно, те, кто на Кавказе с властью и милицией воюет: «Вот таких русских я уважаю! Они предпочли смерть рабству и унижению! Как такими людьми не восхищаться!?». Понятно, что для тех-то такая заварушка в России очень на руку.

Когда «партизан» заблокировали и стали брать штурмом, двое из них застрелились.

Прочитал статью Владимира Голышева «Приморские партизаны» и «освободительный джихад». Вот из неё последний абзац:

«В ранних житиях часто встречается мгновенное обращение случайных свидетелей мученического подвига христиан. То стражник бросает копьё и бежит к палачу, чтобы разделить их участь, то случайный прохожий. Мученическая смерть – вольная и бесполезная – обладает страшной притягательной силой. Вопреки здравому смыслу, помимо сознания, прямиком в сердце. Там, где мелькает что-то хоть чуть-чуть похожее на Голгофу, воздух уплотняется – хоть ножом режь. Вот и «партизанский ролик» – такой же сгусток».
Да, вот именно так – бессмысленность собственного жертвоприношения придаёт ощущение принесения этой жертвы во имя какой-то «высшей идеи».

Приоритет открытия и утверждения этого принципа остаётся, видимо, за Иисусом. Хотя, возможно, что идея эта была подсказана ему Геростратом, жившим почти за 400 лет до него. Иисус выполнил её совершенно на другом уровне. Имеются ли за ним какие-то реальные деяния? Несколько удачных изречений, притч – вот и всё его наследие. О чудесах говорить не будем, это несколько другой разговор. Но есть за ним главное в его жизни – восхождение на Голгофу, мученическая смерть на кресте. Имела ли эта смерть какой-либо смысл? Он кого-то своей смертью спасал? Нет! Ну, как же, мол, не спасал? Он же своей смертью «искупил все грехи людские». Что это значит? Как это можно? Это не важно, надо лишь в это верить. Он Господь, он наш Спаситель – вот и всё!.. Так нам потом основатели и продолжатели христианской религии объяснили.

Как он пришёл к этому своему открытию? Он патологически боялся смерти. Не физической смерти – как человек, безусловно, умный и, наверное, духовно сильный, осознавал и признавал её неизбежность. Его страшила смерть духовная – полное забвение. Как этого избежать? Возможно ли это? Как мы видим – возможно. Гениальность Иисуса была в том, что он психологически точно и тонко просчитал и подсказал своим ученикам идею, на которой будет построена новая религия его имени – жертвенность во имя веры. И ведь действительно – человек может спасти десятки жизней, например, вытаскивая людей из горящего здания, может и сам при этом погибнуть, в святые он за это назначен не будет, но вот если он будет убит моджахедами за то, что отказался снять крестик – ему прямая дорога туда, в святые.

Пример Иисуса по получению бессмертия, избежания забвения, «набрать очков» перед Всевышним таким простейшим способом, оказался заразителен.

Да и ладно бы, если бы это только религии касалось, и в жертву приносилась бы только собственная жизнь. Не думаю, что «приморские партизаны» были изначально религиозными. Но они своими преступлениями загнали себя в такую ситуацию, с точки здравого смысла совершенно алогичную, абсурдную, что объяснить её для себя и для других можно теперь лишь с помощью суррогатной религиозной риторики и идеологии, какой-то христианско-мусульманской – гибель за веру, или в борьбе с неверными.

«Пояс шахида» на нашем земном шарике – это не художественный образ. 11 сентября 2001 года, масса других терактов и попыток их совершения, межцивилизационные трения с религиозным оттенком во многих европейских странах, или такие-то вот «приморские партизаны» – это нам звоночки о том, что прошлые «духовные учения» себя окончательно изжили, становятся вредными и опасными.

...Мне не безразлична моя собственная жизнь среди сообщества людей, к которому я принадлежу. Сообщество – это совершенно в общем смысле, не только какие-либо близкие мне люди. Смысл жизни – в самой жизни, а также в том, чтобы передавать её последующим поколениям.
Интересно, что, начав с брани в адрес приморских партизан, Вы кончили осуждением Иисуса, причём дорожка оказалась очень короткой. Не есть ли это лучшее подтверждение взглядов Голышева?
Нет, извините, никак не могу согласиться с тем, что что-либо мною написанное, может быть подтверждением взглядов Голышева, по крайней мере в теме воспевания им "приморских партизан" и его кумира - Саида.
И Иисуса я не "осуждаю", а разбираю психологию его восхождения на Голгофу.
И провожу некую параллель между принятием им добровольной жертвенной смерти (о добровольности - это моё искреннее убеждение) с жертвенностью (и основой её) тех "героев", которыми Голышев восхищается.

Извините, с просьбой включить меня в ленту друзей - опять вот сейчас приходится корявые буковки разбирать :)
с "психологией Иисуса" у вас большие проблемы

получается, что Голгофа имела какой-то сугубо утилитарный смысл

вам не кажется, что "издержки" в данном случае столь велики, что их не покроет никакая "прибыль"?

что проку от "новой религии" тому, кого уже НЕТ?
*** с "психологией Иисуса" у вас большие проблемы ***

Психология вообще вещь сложная и замысловатая.
Люди со своей-то часто не могут разобраться, а что уж о разбирательстве с чьей-то говорить? - "чужая душа - потёмки".
Но, как говорится, с Божьей помощью, попробуем.

*** получается, что Голгофа имела какой-то сугубо утилитарный смысл ***

Да, конечно.
По замыслу Иисуса именно вот такая жертва без всякой очевидной цели, которую можно представить как жертву за людей вообще, во искупление грехов их - и может стать символом новой религиозной идеи.
Собственно, вы же об этом и сами пишите в своей статье
http://svpressa.ru/blogs/article/31936/
"Значит, дело не в страданиях. А в чём? Отвечаю: в их добровольности и… практической бесполезности. Крестная смерть Христа была вольной и внешне абсолютно бессмысленной. Именно в этом её уникальность. И мученики-христиане поступали также, считая угрозу пыток и казни за имя Христово, уникальным шансом засвидетельствовать свою веру. Ведь боль и пролитая кровь обеспечивали их свидетельству подлинность".

Именно такими вашими формулировками меня эта статья и привлекла, они очень точны и образны.

вам не кажется, что "издержки" в данном случае столь велики, что их не покроет никакая "прибыль"?

Это ваш вопрос я не совсем понял, но видимо он имеет тот же самый смысл, что и вопрос следующий:

что проку от "новой религии" тому, кого уже НЕТ?

Зачем, мол, жизнь на смерть менять?
Чтобы остаться в памяти народной?
Так в этом же для многих смысл жизни всей и есть.
Художник ли, писатель, композитор ли, учёный - свои творенья создавая, творят они себе бессмертие.
А у кого талантов нет - он творит себе бессмертие путём другим: храм Артемиды поджигает, надеюсь, знаете о ком тут речь идёт?
=...
Крестная смерть Христа была вольной и внешне абсолютно бессмысленной. Именно в этом её уникальность.
...=

(Владимир Голышев «Приморские партизаны» и «освободительный джихад»)

Читая Новый Завет, видно, что мученическая смерть Христа была ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОЙ, но никак не "вольной":
=...
36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
...=
(Новый Завет, От Матфея 26)

Я, как "безбожник", ассоциирую её с фрагментом из фильма "Кавказская пленница". Там был такой момент, когда Вицин, Никулин и Моргунов хотели остановить машину. Для этого Никулин и Моргунов схватили Вицина за руки и держали его между собой, в центре на дороге. Так вот, Вицин сначала дёргался, а потом покорился.
Пример не верен.
1. Его, Вицина "жертвенность" не была связана ни с какой идеей, не была и бессмысленной - они надеялись остановить машину, схватить пленницу, и на этой операции "заработать".
2. Дёргался он от того, что от страха чуть не обоссался, а когда это всё же случилось - так и дёргаться перестал: что уж теперь?!..

Костантин, ну избавьте меня от капчи!
Опять какой-то witerwater...
Там у Голышева поднимался принципиальный вопрос - "вольная" или "невольная"?

Я показал, что "невольная" - как и у Вицина.

Какая разница, кто или что "держит за руки" - воля Бога-отца для Иисуса или рука Моргунова для Вицина?

Там где Иисус чуть дрогнул - там Вицин обоссался.

Ни тот, ни другой убежать не могли.

Так что аналогия, хотя и не героическая, но в целом более-менее соответствует.
... тогда есть шанс, что он его просмотрит в почте. Подписавшись под моим комментарием, ваша просьба о снятии капчи попала в почту уже ко мне :-)

Ничего, напишите ему просьбу несколько раз, желательно в его свежей статье - тогда он рано или поздно заметит. Всё-таки ему приходится просматривать целую кучу комментов - я бы не выдержал.
чтобы в "вольности" Голгофы не было никаких сомнений в Евангелии есть эпизод моления о чаше

Он мог в последний момент соскочить

но не соскочил
Вот этот эпизод с чашей - чётко видно, что человек боится, но "соскочить" не может.

ВСЁ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО ЗАРАНЕЕ.

=...
18 Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.
19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. 20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? 23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? [Иисус] говорит ему: ты сказал.
26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.
30 И, воспев, пошли на гору Елеонскую. 31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
32 по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.
33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
...=
(Новый Завет, От Матфея 26)
а почему "не может"-то?
... как баран верёвочкой:
=...
39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
...
42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
...=
(Новый Завет, От Матфея 26)

С таким настроем не "соскакивают", а покорно плетутся туда, куда укажут.
Кстати, насчёт религии приглашаю заглянуть сюда
http://viktor-ch.livejournal.com/32883.html
А еще интересно, что атомы в физике и химии считаются абсолютно одинаковыми. Атом никеля равен другому атому никеля. Прямо таки коммунизм. Но ведь в реальности мы не видим тождественных обьектов. С таким же успехом на другом уровне бытия можно утверждать что например Венера тождественна Марсу. Можно конешно сказать что типа: разница несущественна, и химические и физические реакции протекают неизменно. Ну да. Но с другой стороны, с углублением в микромир мы оперируем всегда идеальными тождественными обьектами. Это вполне может нести в себе некую аккумулируемую ошибку.
Мы их не видим "в реальности" только потому, что эта граница тождественности пролегает очень низко в материальном мире. Настолько низко, что она недоступна ни чувственному восприятию, ни "здравому смыслу" продвинутой обезьяны. Поэтому и воникает ложное представление об "уникальности" на всех уровнях.
да, отправить оппонента в пубертат - это очень оригинальный полемический прием
долго тужились?
А где тут оппонент?
Добрый вечер, Константин!
В общем, эта мысль уже имевшая хождение: см. Еськов, "Наш ответ Фукуяме"...
Уже 15 тысяч лет дите шуршит под дверью, а родители все не выходят....

А вдруг и вправду никого нет и никому не нужны?

Интересная мысль.
Не соглашусь относительно "подростковой дурости". Подростковый кризис детско-родительских отношений связан как раз с тем, что ребенок приобретает более реалистическое представление о родителях. Вдруг оказывается, что папа с мамой - не какие-то высшие существа, всемогущие и непогрешимые, а просто люди, в сущности, такие же, как он сам. Более взрослые и опытные, с большими возможностями, но по природе такие же. Они могут ошибаться. Могут быть слабыми - и нуждаться в поддержке взрослеющего сына. Продолжать во всем им верить, всегда подчиняться и во всем на них полагаться, как он делал раньше - неправильно и даже опасно.
Эта мысль совершенно нова и неожиданна, связана с потрясением базовых опор жизни ребенка, легко вызывает разочарование во "всемогущих" родителях - поэтому порой ведет к яростному отрицанию родителей и их ценностей. Но она не является "дурью". Это антитезис, необходимый для возникновения синтеза: здоровых отношений взрослого человека с его родителями.
И, если принять твою аналогию - получается, что в будущем человечество ждет построение новых отношений с Богом, намного более "равных" и "товарищеских", чем мы можем себе сейчас вообразить.
тобишь Галковский какой-нибудь получается "взрослеее" ампиратора какого-нибудь бородатого?