Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Бытие (ч.1)

Отсюда:

И такой "наивный" вопрос, что значит иметь бытие?

Собственно говоря, основной вопрос...

Вот так, очень приблизительно:


1. Начнём с того, что такое "не быть". Что означает фраза: "X не существует"?
2. Пропуская известный ряд софизмов (основанных на двойном значении глагола-связки: фраза "Х есть то, что не есть" и в самом деле звучит нелепо), сосредоточимся на логической стороне дела.
3. А именно: Х не существует, если для любого предиката А, приписываемого Х, высказывания "Х обладает А" и "Х не обладает А", ложны.
3.1. Пример. Высказывание "Нынешний король Франции лыс" ложно, так как во Франции сейчас нет короля, а значит, нет и его лысины.
3.2. Однако, высказывание "Нынешний король Франции не лыс" тоже ложно, так как короля нет, а значит, нет и его волос.
3.3. То же самое можно сказать и о любой другой паре противоположных предикатов.
4. Для существующих же вещей верно то, что одно из двух высказываний типа "Х обладает А" и "Х не обладает А" истинно.
5. Далеко не всякий предикат "подходит" ко всякому субъекту.
5.1. Так, высказывание "Нынешний президент Франции не лыс" истинно. Но высказывание "Нынешний президент Франции имеет частоту 1.3 МГц" мы называем "бессмысленным", так как президентов не меряют в мегагерцах.
5.1.1. На самом деле оно не "бессмысленно", а просто ложно.
5.2. "Бессмысленными" мы называем высказывания того же вида, что и высказывания о несуществующих предметах. Просто высказывание "Нынешний президент Франции имеет частоту 1.3 МГц" и высказывание "Нынешний президент Франции имеет частоту выше или ниже 1.3 МГц" одинаково ложны.
[6. "Бессмысленных" высказываний не существует.
6.1. Есть высказывания непонятные - то есть
6.1.1. не опознаваемые как высказывания (например, неясный звук, не опознаваемый как речь), или
6.1.2. опознаваемые как попытки высказываний, смысл которых неясен (например, неразборчивая речь, речь на неизвестном языке, и т.п.)
6.2. Но если высказывание понятно, то оно или истинно, или ложно.]
7. В связи с этим мы можем нечто сказать о значении высказывание "Х не есть". Это значит, что любое высказывание, утверждающее или отрицающее нечто о самом Х (т.е. приписывающее ему предикаты), ложно.
8. Несуществующие объекты не отличаются друг от друга. Отличие есть предикат, а они лишены предикатов. (10 несуществующих талеров ничем не отличаются от 100000 несуществующих талеров.)
[ переход к онтологии ]
9. Несуществование есть неразличимость. Неразличимое можно называть "Ничто". Любое высказывание о Ничто ложно, см. пп. 3. (Предыдущее высказывание не является высказыванием о Ничто; это высказывание о высказываниях о Ничто, "метауровень".)
10. Бытие есть различимость. Существующее отличается друг от друга и от несуществующего.
11. Отличия вещей друг от друга составляют их относительное бытие. Оно описуемо ("лев отличается от кошки размером, цветом шкуры, etc.")
12. Собственное бытие вещи есть её отличие от несуществующего, отличие от Ничто. Оно неописуемо (мы не можем сказать, чем существующий лев отличается от несуществующего льва, т.к. мы не можем сказать ничего истинного о Ничто, см. п. 9)

)(
Согласно формальной логике, если во Франции есть
король, то он лыс (тж. волосат). А если снег
черный, то Чубайс не пьет кровь человека. Из
ложного утверждения следует как истинное, так и
ложное.
Не то. Здесь нет импликации. То есть, понятно, что если во Франции есть король, то он лыс, волосат, рогат, и эта импликация истинна (вся целиком, разумеется). Но мы говорим об истинности высказывания "Нынешний король Франции лыс", никаких импликаций не делая.
Не гуманитарничай.
То есть, отчасти верно, да, ведь язык (любой)
неалгоритмизуем (что и породило институт талмудистов).
Это значит, например, что фраза "Текущий король
Франции лыс" не передается адекватно ни конструкцией
"Во Франции есть король, и он лысый", ни
(скрыто-импликативной) "Текущий король Франции обладает
свойством лысоголовия", -- она означает и то, и другое
вместе. Этим пользуются демагоги и гуманитарии.

Талмудисты алгоритмизуют ссылками на авторитеты:
"Как сказал Рабби Крылов..." -- создавая для
словоупотребления прецедентное право. И они не
пьют крови младенца, пока не готовы анализы.

Примечание: текущий король Франции, безусловно, обладает
свойством лысоголовия. Ибо, как писали в старых
учебниках, элементы пустого множества пахнут фиалками.
(Что, впрочем, отмечено уже и мной, и тобой, и
пользователем nofnord).
В субстанциональной философии несуществование выводится из существования. Не наоборот. Проблема позитивизма именно в том, что существование не определено. Такой отказ в определении можно, например, встретить у Бохенского.
пустое множество обладает всеми любыми свойствами.
то есть утверждения, что король лыс и волосат, при отсуствии короля будут истинными.