Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Адольф Райнах, "О сущности движения". Заметки на полях

На первый взгляд, непосредственное "наблюдение движения" невозможно. Для того, чтобы определить, что "предмет движется", необходимо усилие ума, а именно сравнение "текущего" положения предмета с тем, которое имеется в памяти. Мы делаем вывод, что "минутная стрелка движется", потому что помним, что минуту назад она занимала иное положение на циферблате.
То, что иногда такое сравнение происходит "автоматически" (в случае так называемых "непосредственно наблюдаемых движений"), ничего не значит - всё равно имеется обращение к памяти, пусть и "мгновенной". Мозг без участия сознания вычисляет: "только что было там... а теперь вот тут... и вот ещё..." - что и переживается как "движение".
Тем не менее, непосредственное наблюдение движения всё же возможно.
Вот перед нами что-то промелькнуло. Мы можем даже не заметить, что это было (у Райнаха - "движение, не сопровождающееся схватыванием того, что движется"). Тем не менее, мы не сомневаемся, что это было именно движение, а ни что-то другое.
Другой пример: пенная дорожка, оставляемая кораблём. Мы можем заключить, что имело место движение какого-то тела, даже не смотря на сам корабль. Это, конечно, тоже умозаключение, но не требующее сравнения положений тела: мы знаем, что такую картину оставляет только движение.
Движение опознаётся именно по своим картинам, изображениям, которые кардинальным образом отличаются от "картин покоя". Например, "следы движения" всегда более правильны, чем вид покоящегося. Эти борозды, межи, прямые линии, овалы, параболы, даже на вид отличающиеся от причудливых "фракталов", окружающих нас.
Интересно, что сложное, "неправильное", хаотическое движение по этой самой причине переживается как "не вполне движение". Падение листа с дерева - он, покачиваясь в воздухе, медленно падает на дорожку - или толчая пылинок в солнечном луче, ощущаются как признаки "покоя". Как говорят в таких случаях, "это подчёркивает покой, разлитый кругом".

)(
"Умеющий судить умеет различать", - сказал Беркли и не он, наверное, первый. Каким образом можно говорить о движении того, существование чего не прошло апробацию? - Движется неизвестно что? Дабы не впасть в субъективизм кажимостей неизвестного, как понять Ваш пассаж:
'Вот перед нами что-то промелькнуло. Мы можем даже не заметить, что это было (у Райнаха - "движение, не сопровождающееся схватыванием того, что движется"). Тем не менее, мы не сомневаемся, что это было именно движение, а ни что-то другое.'
Не идет ли речь о 'мелькании'?
Думаю, это вариация на тему: есть движение. К нему найдем то, что в этом движении движется. При этом игнорировано то человеческое содержание, которое позволяет утверждать о существовании некоего предмета мысли. Формально в мысли "нечто движется" подлежащее неопределено. По сути же все неопределено, но, зачем-то, хочется что-то сказать.
Главное - отвержение человека в его логике, формальной логике. Подлежащего не может не быть. Предмет мысли должен быть дан субъектом. Понятию должно нечто соответствовать.
Кажется, ошибки (их вполне обоснованно можно назвать логическими) такого типа свойственны позитивизму.