Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

Покровский собор в Москве как символ победы над азиатским началом

Случайно, ища совершенно иную информацию, наткнулся на довольно забавный спор.

А именно. Некий товарищ «смутно-прогрессивных воззрений», судя по всему – человек молодой и честно невежественный (почему ссылку и не даю – глядишь, поумнеет), написал пост на тему того, как он ненавидит русскую азиатчину, и в качестве примера таковой привёл Кремль. «Аляповатое уродство» и т.п.

Товарищу довольно быстро объяснили, кто строил Кремль и на кого он хвост поднял. Товарищ некоторое время артачился, но потом признал, что таки да, Кремль – выдающийся памятник итальянской архитектуры, правда, русскими очень сильно испорченный в ходе неоднократных перестроек. И сузил луч ненависти до нескольких строений, которые, по его мнению, олицетворяют эту самую азиатчину в чистом виде. А именно – до Исторического музея, ГУМа (который Верхние торговые ряды), Мавзолея. Но самый концентрированный луч поноса и золотухи ударил в Покровский собор, известный как храм Василия Блаженного.

Тут автор не пожалел яда, и даже выписал из каких-то интернетных источников целый ряд цитат. Типа – «Собор Василия Блаженного был сродни клоунскому красному носу на лице дьявольской империи». И ещё много про «кич», «азиатчину» и прочее и прочее.

Можно, конечно, сказать, что автор – банальный русофоб с плевком, плавающим в глазу, который любую «русскую» красоту ему закрывает. В общем, так оно, скорее всего, и есть.

Но вообще тут имеется и другой слой. Я знаю людей, которым собор нравится именно как «азиатчина». В тот период, когда с товарищами евразийцами ещё можно было общаться более-менее дружески, один из них меня долго убеждал, что «ну вот же она, Азия, настоящая Азия, золотая-дремотная». «Это же купола мечетей».

Самое интересное, что товарищ отчасти прав. Вот только смысл «азиатчины» тут совсем не тот, что он приписывает.

Начнём с банального. Как и всякий древний исторический памятник, Покровский собор несколько раз перестраивался. И, судя по тому, что нам известно, то, что было построено в 1555-1561 годах - это была красивая, но «довольно обыкновенная» церковь. Да, с необычной композицией: по сути, это девять разных храмов, стоящих на общем основании, соединённых переходами и внешней обходной галереей – раньше она была открытой, потом её перестроили. Но - с гладкими железными куполами, по некоторым сведениям – лужёными, чтобы казались серебристыми, но уж точно без «вот этой всей азиатчины». Которую, впрочем, даже при всём желании не могли бы налепить на купола, за неимением технологий.

А когда появилась «азиатчина»? Когда купола стали цветными, рельефными и так далее?

Фигурные купола появились в конце XVI века, после очередной реконструкции. Поводом к реконструкции стал, как это часто бывает, пожар. Правда, цветными они всё-таки не стали. По наиболее известной версии, они были зелёными, покрывали их ярью-медянкой (довольно ядовитая дрянь). Но тут надо понимать, что фигурность куполов, по сути, заменяла раскраску, как на гравюре штриховка и точки символизируют разные цвета. Тогда же на стенах появились цветные «травяные» орнаменты. Так что, когда купола всё-таки покрасили, это только завершило уже задуманный образ.

А вот что это за образ – вопрос весьма интересный. И имеющий прямое отношение к теме пресловутой «азиатчины».

Вообще-то храм был поставлен приказу царя Ивана IV Грозного в память о Казанском походе (закончившегося в октябре 1552 года). Первые восемь храмов были освещены в честь именно тех церковных праздников, которые имел место в период битв за Казань [1]. А сам храм называется Покровским, потому что Казань была взята в ночь на Покров день (если не ошибаюсь - с 1 на 2 октября по старому стилю).

Тут следует остановиться и отметить два обстоятельства.

Первое. Победа над Казанью воспринималась русскими ещё и как победа над турками и вообще над агрессивным исламом: Казанское царство было связано с Османской империей, которая тогда была опасным противником. В дальнейшем отрицательное отношение к исламу только усиливалось.

И второе. Что касается Покрова дня, то это - день победы над сарацинами.

Покров Пресвятой Богородицы (1 октября) — праздник православной церкви. Установлен в память события, бывшего в Константинополе… В войне с сарацинами городу угрожала опасность, но в этот день св. Андрей юродивый с учеником своим Епифанием, находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, увидели на воздухе Божью Матерь с сонмом святых, молящуюся и распростершую свой покров (омофор) над христианами. Ободренные греки отбили сарацинов. В честь покрова Пресвятой Богородицы существует акафист.


То есть абсолютно вся символика, связанная с собором – это ПОБЕДА НАД АЗИЕЙ и над исламом как «высшим проявлением азиатского духа».

Что же тогда символизируют «азиатские» купола собора? А ВОТ ТО САМОЕ И СИМВОЛИЗИРУЮТ. Эту победу. Изящно, неоскорбительно, но совершенно недвусмысленно.

Чтобы это понять, напомню о совершенно другом здании – которое и больше по размеру, и лучше известно, и к тому же крайне значимо для российской истории и политики. Я имею в виду собор Святой Софии, впоследствии – мечеть Ая-София. Причём мечетью она стала на сто лет раньше строительства Покровского собора. Чего православные не забыли – и никогда не забывали (может, и зря, учитывая скверно сложившиеся обстоятельства Первой мировой).

Но я про архитектуру. Остановлюсь на одном: что, собственно, делает Ая-Софию мечетью?

Исламские завоеватели не стали ничего рушить и ломать, даже не особенно попортили внутреннее убранство здания (только замазали христианские фрески). Однако они пристроили к нему четыре минарета, каждый из которых выше самого здания. Минареты как бы охраняют (точнее, держат под конвоем) храм. Очень понятный, выразительный образ.

Попытаемся представить себе нечто подобное, но в обратном духе. Что символизировало бы победу христианства над исламом?

Правильно. Крест на мусульманском здании. На ЯВНО мусульманском – чтобы «ислам» был виден в архитектуре, был бы маркирован и отмечен. А сверху – крест. ОДОЛЕЛИ.

Так вот, из Покровского собора сделали именно это. Именно сделали - Барма и Постник такого смысла в своё творение не вкладывали, даже если бы хотели вложить: ну не умели тогда на Руси делать расписные купола. Это уже позднейшее, европейского времени.

Но сделали, причём на очень высоком уровне – купола с их отчётливо «азиатским» видом являются именно что узнаваемыми луковичными куполами, а вся церковь выглядит не как переделанная мечеть, а именно как церковь.

Ещё раз подчеркнём, что этот архитектурный жест не нарушает правил политкорректности, даже современной. Вот в той же Испании – которую пришлось отвоёвывать от мавров – есть натуральные мечети, переделанные в церкви, например, знаменитая Кордовская мечеть, ставшая кафедральным собором. Сейчас мусульмане требуют права молиться в ней. А, скажем, севильскую Большую мечеть христиане предпочли разрушить и построить на этом месте свой храм – видимо, чтобы избежать подобных притязаний в будущем… Но вот символика победы над исламом там грубее, вплоть до барельефов с изображениями мусульман, занимающихся всякими нехорошими вещами. А тут – чистая идея.

Стоит ещё сказать о самых последних переделках. Уже в конце русской истории собор снова «прикинули», на этот раз – добавили «русский стиль». Ну тот самый, который сейчас называют «псевдорусским» и в котором сделан тот же ГУМ, Исторический музей и т.п. Эти элементы привнесла соловьёвская реставрация 1900-1912 года. Когда построили крылечки, освежили орнаменты и так далее. Это не нарушило общую идею, но придало определённый колорит и вписало в «декоративный» стиль, который тогда определял Красную площадь.

В советское время «Василий Блаженный» своей идеи лишился – и зрительно (те же кресты сняли), и идеологически. Но теперь-то?



[1] Исключение – пристроенный позже десятый храм, в котором был похоронен почитаемый в Москве юродивый Василий Блаженный. Строго говоря, только это здание и следовало бы называть «храм Василия Блаженного» - одну десятую всего комплекса. Кстати, только этот храм был приходским – туда имели доступ все москвичи, остальные храмы использовались как вип-объекты: службу там вели раз в год, на соответствующие праздники, и присутствовали на ней только вип-персоны.


)(
очень интересно было почитать про историю храма.
Хм.
Я там со свечкой не стоял, но из того, что я знаю, следует:
а) Барма (Посник) Яковлев - один человек, а не два. Барма Яковлев по прозвищу "посник" или "постник". (Он дал обет пожизненного поста).
б) Этот Барма Яковлев был в то время весьма востребованным архитектором. Сохранилось несколько церквей, построенных абсолютно точно им. Так вот, простая, суровая архитектура этих зданий не имеет с архитектурой Покровского собора абсолютно ничего общего. Яковлев НЕ МОГ построить Покровский собор, как Черномырдин не мог бы танцевать в балете.
в) Покровский собор имеет ряд принципиальных сходств с одним из расчётов "идеального храма", сделанного Леонардо Да Винчи. По всей вероятности, истинный архитектор храма был итальянцем, знакомым с работами Да Винчи. Что, собственно, является ещё одним аргументом в пользу "европейскости", а не "азиатскости" храма.
г) "Азиатские" купола храма, действительно, символизируют не "азиатчину", а победу над ней - как своего рода "трофеи". Ну, примерно как вполне себе католические Сигтунские ворота в Софии Великого Новгорода.

Deleted comment

1. На то время, скорее всего, таки итальянец. С вероятностью 99%. Сейчас - конечно, кто угодно. :) Кроме того, раз строить приглашали итальянцев, то логично предположить, что и этот... Гарантии не дам, безусловно. Может, и учившийся в Италии испанец, француз или даже грек, например. В рамках поднятого вопроса важно, что не азиат. :)

2. Не в противовес, конечно, православному видению делались те ворота. Никто же при изготовлении не рассчитывал, что их в Новгород привезут. :) Но если я их правильно рассматривал, то, кажется, там изображены и вполне себе католические священнослужители, например.



Что не очень характерно для православной изобразительной традиции. Но, отмечу ещё раз, я не специалист.

3. Языческие камни и идолы - да, прекрасный пример, спасибо.

Deleted comment

1. Я бы добавил, что и Италия тогда не была единой, и понятие "итальянец" было несколько условным...
:)
В общем, не знаем мы, кто это был.

2. Да, скорее всего установка ворот в Новгороде религиозным символом не являлась. Поэтому приведённый мною пример, скорее всего, неудачен.
Здесь, кстати, можно посмотреть на 3D-версию возможного источника вдохновения архитектора Покровского храма.



Для сравнения, планировка Покрова на рву:



Далеко не "один в один", безусловно. Но "копия" и "источник вдохновения" совсем не одно и то же.
спасибо за интересный текст
не прочитываются в Покровском храме никакие мечети
да у них любое яркое пятно - азиатчина. то ли дело, строгая готическая серо-бурая Европа! ))
А витражи?
Эта готика вся 19 века.
Ммм, ну вообще-то купола вызывают явные ассоциации с азиатскими шлемами и шапками.
На экскурсии рассказывали - маковки стали делать в дождливом климате, чтобы вода не затекала под барабан.
Это я знаю, но во-первых у других церквей маковки не такие, а во-вторых форма их на этом соборе прямо повторяет всякие шлемы
Какие такие шлемы?
"службу там вели раз в год, на соответствующие праздники, и присутствовали на ней только вип-персоны"

Солидный Господь - для солидных господ...
Господа националисты, я вот вам что предлагаю: скиньтесь по денежке, соберите г-не Крылову на стипендию и пошлите его на пару лет попутешествовать по Европам и Азиям. Пусть путевые заметки пишет в его "Вестник национализма" или как его там. И ему инсайтов ведерко, и вам мусора в бошки меньше. А то вся эта азиофобия и европофилия начинает принимать какие-то совсем болезненные формы. Потеряли человека, раньше такую кулинарную критику про чебуреки писал. Ну нельзя же так: азияевропазияевропазияевропа с утра до ночи. Причем такое впечатление что эти азииевропы взяты из какой-то фэнтэзийной книжки про средиземье. Нет, если под Азией понимать исключительно какой-нибудь Афганистан, а под Европой - Норвегию, тогда как-то еще где-то туда-сюда, но все равно картонно-шаблонно, а если, к примеру, вспомнить про Японию с Албанией... ну или чтобы остроты дабавить и чтобы шаблоны порвать немножко, можно Малайзию с Грецией сопоставить, или Иран с Румынией. Америки лучше не трогать, а то совсем сложно будет. И все это азиеывропство пшикнет, пукнет и раствориться. Всего то цена вопроса пару тыщ зеленых - ну скиньтесь, что вам стоит, все лучше чем таджиков резать.

Deleted comment

Жрет он там, за границами. Жрет, и слезу пускает по утраченному раю.

Deleted comment

Вот на нем сырная плесень и разрослась теперь.

komissarivanov

September 21 2012, 17:01:58 UTC 6 years ago Edited:  September 21 2012, 17:07:44 UTC

Как вам не стыдно. Человек в совке голодал всё детство. Кроме воды из-под крана и плесневелого хлеба ничего не видел. Теперь залечивает душевную травму.
Да, да: потом его американцы отравили куриными окорочками с гормонами.
Тяжела доля русского националиста. Ни поесть нормально, ни в православный азиатско-еврейский храм зайти.
Да уж, представил как Егорушка Холмогоров (тм) рассказывает о загранице:

- Ой, этот Карузо! Столько шума - “хороший певец, хороший певец”… А он и фальшивит, и картавит!
- А ты что, слушал Карузо?
- Нет, мне Изя напел!
Егор, кстати, заграницей проводит достаточно много времени, чтобы не только увидеть, но и рассмотреть. Хотя, конечно, всегда можно сказать - "не жил ты там, не-а".
Да просто не надо вступать в полемику с дегенератами, сам становишься дегенератом, стремительно и незаметно.

- Кремль ваш - азиатчина!
- На хуй пойди, мудак.

Вот и вся полемика. А то, действительно, какие-то полуграмотные теории вселенского масштаба нарождаются.
>- Кремль ваш - азиатчина!
- На хуй пойди, мудак.

Ога. Собственно, ндашные деятели и их симпатизанты большего и не заслуживают, будучи крайне невежественными олухами.
Мировая история и каждой страны переписана сто раз в угоду патриотизму народа и обоснования собственных прав на землю. Исходя даже из анализа учеными той самой плащаницы-ее летоисчесление датируется 11-12 веками. Что говорит о 1000 лет, которую приписали себе к истории многие страны, дабы подчеркнуть свою якобы древность и сдвинули тем самым дату рождения Иисуса. Смысла разбирать, кто и что раньше строил в истории которую выдумали никокого нет. Простой вопрос-откуда на пирамидах Египта следы оплубки на камнях и почему памятники древности стоят до сих пор, а памятники средневековья рушаться и вообще их меньше чем древних? Все просто-история переписана....везде изначальный обман
Уровень Вашей грамотности вполне соответствует уровню Ваших рассуждений.
если те знания, которыми я оперирую отличаются от всеобщей истории и противоречат тому, что в людей вбивают в школах, не доказывая ни одного события, это не значит, что я не прав.

Ценю. Вы сделали усилие и ошибок стало меньше. Если Вы сделаете ещё одно усилие и прочтёте что-нибудь историческое, кроме школьных учебников, у Вас есть шанс вырасти и в плане содержания.
Когда это с него кресты снимали?

1930


1960

>И второе. Что касается Покрова дня, то это - день победы над сарацинами.

Не факт, не факт. Может, и над славяно-русами.
ОсвЯщены.
Православная Церковь - с прописной буквы, когда речь идёт о вероисповедании, дабы не путать со зданием.

А вот вам Европы самой что ни на есть:

Спас-на-Крови
Внутри там хорошо - как в кишках у попугая.
Не знаю, каково в кишках попугая, но внутри и московского собора, и петербургского - была. В Василии Блаженном было мрачно и темно, в нашем - парадно и мраморно-мраморно.
Цветасто уж очень. Выколоточные эмали совсем уж невообразимые.
Я фотографии подкупольных мозаичных икон видела от реставраторов - весь Дом Романовых там, да ещё святому придавали черты сиятельного лица. Впечатляет очень. С земли таких подробностей не разглядеть, но прекрасная, тщательная работа.

В советское время Спас-на-Крови стоял всегда в лесах, и там был склад театральных декораций.
Да уж, помню. Было ощущение, что навсегда в лесах и останется.
Особенно внутри, конечно. Эмали - - -
Но, кстати, экскурсовод в Храме Спаса на Крови этим летом нам рассказывал, что архитектурно была задача повторить мотивы Покровского Собора. Не знаю, насколько это верно, но очень на то похоже.
А почему теперь "псевдорусский"? И всё-таки - он, этот стиль, "русский" или "псевдорусский"? Т.е. это "что-то", что приделали потом, имело мало общего с настоящим "русским" стилем, или всё-таки соответствовало ему? И если всё же "псевдорусский", то какой он тогда "настоящий русский" стиль?
Считается, что настоящий русский стиль - это строгость и простота.



Хотя Холмогоров где-то писал, что это результат нескольких перестроек, ага.
А "нарышкинское барокко" - уже не русский?
в современных терминах "россиянский": тогдашний режим к русским относился примерно так же как и нынешний. А данная архитектура принадлежит правящему классу, а не народу в целом.
Очень интересно. И когда же, по-вашему, закончилась "архитектура, принадлежащая народу вцелом"?
Где-нибудь на этапе землянок и мазанок, надо полагать?
с воцарением Романовых совершенно точно.
построена, почти наверняка, западноевропейскими зодчими (скорее всего, немцами) - как, впрочем, и весь боголюбовский ансамбль). (см. Н.Н. Воронин. Зодчество Северо-восточной Руси).
Я, разумеется, понимаю, что "заказчики были таки русские" (гм...полуполовецкие, на самом деле) но факт, скорее всего, фактом.
Ну не было тогда кому на Руси белокаменные храмы возводить - не научились ещё.
в те времена вообще мало что умели. Везде. Вся эта архитектуар построена несколько позднее, и "неизбывное культурное превосходство Европы" здесь совершенно не при делах.
по этой вашей логике получается:
СЪЕЛ ГОВНО = ПОБЕДИЛ ГОВНО
эта логика пованивает говноедством

а собор этот, действительно, безобразный и азиатский, аляповатая варварская поделка
из православной архитектуры годится только ранняя, типа киевской "софии"

Deleted comment

этот офигенный, да
но он OCHE не православный
больше похож на соборы св. Петра в Риме или св. Павла в Лондоне
не знаю его истории, но сильно подозреваю, что архитектор был не русский
чорт, облажался :)
педивикия говорит, что архитектор русский
но построен он в начале XX века, так что в качестве примера "аутентично-православного" зодчества он не особо катит ;)
Да-с, но не так все было и не в том смысле. Все замки в мавританском стиле - на самом деле обыкновенные замки в христианском стиле того времени. Не было в испании никаких мавров. Точнее говоря так. Мавры - сословие мореплавателей, слабо подчиняющихся короне. Море=маре, мавр - мореплаватель, моряк - марино. Мориски - это слуги мавров. Мориски - вроде как моряки без кораблей, товаров и золота. Мориски действительно зачастую были из африки, или ото всюду.

А откуда мы знаем об Архимеде? А из испанских записей на арабском, и ни откуда больше. Да вот ведь не задача - эти записи как то плохо переводятся на арабский, т.е. ну вообще никак, за не плохо переводятся на старо-испанский, если арабские буквы поменять на испанские. Русские и вообще все весьма многочисленные арабески написаны арабскими буквами, но на местном языке. Таки дела.

Главы всех соборов ни что иное, как головы. Сколько голов, столько и исторических личностей, в честь которых строились соборы. Луковки - это шапки или шлемы. И на некоторых главах кресты, а на некоторых - полумесяцы.

Мусульманство не возникло в 7 веке, а отделилось от христианства в 15-16 веках. А потому Софийский собор есть христианско-мусульманский собор, впоследствии после разделения ставший мусульманским. Там и могилы султанов относятся аккурат к данному периоду. Первое захоронение есть примерная дата строительства собора - не раньше.

Палаты - это palace, или палацо или просто палати, полки - там где спали и жили. Храм - это где хранили ценные вещи, или хоронили, или сохраняли, в храмах не жили. Самыми ценными вещами были мечи и другое оружие, поэтому храм столь же уместно называть мечетью для мечей.



Вон оно что.
А именно. Некий товарищ «смутно-прогрессивных воззрений», судя по всему – человек молодой и честно невежественный (почему ссылку и не даю – глядишь, поумнеет), написал пост на тему того, как он ненавидит русскую азиатчину, и в качестве примера таковой привёл Кремль. «Аляповатое уродство» и т.п.
-------------------------

например парижане-современники НЕНАВИДЕЛИ Эйфелеву башню, потом (как это обычно и бывает) привыкли, потом понравилось и теперь, может быть, мы еще услышим, как с ее высот муэдзин пылко призываает горожан на молитву...

и еще по теме всего архитектурного ансамбля:

существует мнение специалистов, что если сидящему, утомленного вида, еще не старому мужчине вместо меча вложить в руку весло от галеры, а его невысокий, но крепко сложенный юный товарищ будет с восхищением держать в руке навороченный и продвинутый айпод, то вышеупомянутое сооружение можно будет так и называть: “Памятник М и П”…

======================================
великолепный Русский храм!а купола с Азией начали ассоциироваться с приходом Ислама.купол-европейское изобретение.

Я, конечно в национализме, особенно русском, и прочих тонких материях мало что смыслю, но никакой победой над Европой в константинопольком случае и не пахнет: во-первых, Византия была той еще Европой, Турция ей по крови и духу была куда ближе условной Франции, во-вторых, по моему скромному мнению, варвары-турки всего-навсего приспособили имперское бесхозное имущество под свои цели. Так совпало, что православие и ислам имеют общий корень (насквозь азиатский, хе-хе)и потому приспособили Софию в целях ритуальных, в противном случае могли и нужник сделать или склад дровяной (как делали например русские, "душой тянущиеся к Европе" крестьяне после отмены Бога в 17 году.

По поводу Покровского собора высказываться не буду... не, буду. Доводилось мне читать в каком-то глупом тексте на политру, что шапка Мономаха - шапка очень даже татрская и к Мономаху никаким краем, что татрская речь при Иване 4 звучала в Кремле не реже русской (и уж точно чаще латыни; про тогдашнее значение латыни объяснять не нужно, я думаю?) и чуть ли не роль французского времен поздней империи выполняла, и про странную мистическую связь с Гиреями читал, и про то, что в некий год некий мурза и.о. царя трудился, а грозный царь, взявший Казань, стыдливо пребывал в отпуске по уходу за морской свинкой и даже подписывался "князь Ивашка" и про родство с Августами и думать забыл.
Если хотя бы часть из понаписанного правда, то форму куполов можно объяснить совсем другими причинами, как-то:
- архитекторы-строители потакали вкусам заказчика, который, формально пребывая во Христе, реально проживал в мире победившей татарской идеи и к условной Казани был культурно куда ближе, чем к Риму, что вовсе неудивительно и удивительно, если было бы наоборот: Орда рядом, а Рим он вона где!
- если верить тем же недоучкам с политру, очень много лет в здравницах тогдашний аналог РПЦ поминал сперва главу Орды, а потом уж местного царя, который рассматривался как некий Кадыров при Путине. В этом смысле смысловая ось "взятие Казани - победа над азией" как-то нелепо выглядит, примерно как европейские идеи в Москве середины прошлого тысячелетия, ибо странно было бы духовенству, ведавшему храмом, отвергать архитектурные вкусы главного защитника и кормильца.
И еще много писать можно, но вкратце - построили нормальные, местные, азиатские/евроазиатские маковки, украсили привычными крестами, и дело с концом.

Искренне надеюсь, что Константин и его сподвижники рассеют туман заблуждений, окутавший меня, и поверю я, что все написанное автором - не ловкая софистика, а чистая, как капля росы, правда.
Для начала - Вы внимательно читали? Вы поняли, КОГДА появились цветные разрисованные купола? И при каких именно правителях?
Константин, я этого вопроса вообще не касался. Меня интересовал исключительно вот этот момент: ...то есть абсолютно вся символика, связанная с собором – это ПОБЕДА НАД АЗИЕЙ и над исламом как «высшим проявлением азиатского духа».

Что же тогда символизируют «азиатские» купола собора? А ВОТ ТО САМОЕ И СИМВОЛИЗИРУЮТ. Эту победу. Изящно, неоскорбительно, но совершенно недвусмысленно...

Я все к тому, что ислам не был таким серьезным раздражителем, как католицизм, например, и вообще в те времена вряд ли на Руси ощущали свою "европейскойсть" или "общехристианность". Татары были соседями, двоюродными братьями, практически своими, а про отношение к "немцам" и в тот период, и сейчас, Вам, я думаю, рассказывать не нужно. Иван IV и его преемники вряд ли рассматривали взятие Казани как победу над исламом - вот о чем я говорю.


>Византия была той еще Европой, Турция ей по крови и духу была куда ближе условной Франции

Очередная чушь в исполнении невежественного олуха. Наверняка, поклонника НДА - к бабке не ходи.
Не знаю, что такое НДА. Знаю, что у вас, человечек со смешным юзерпиком, с головой беда. Если у вас заведутся аргументы получше ругани, пишите.
Когда безграмотный дилетант начинает высказывать своё "ценное" мнение, предъявлять ему какие-то аргументы - себя не уважать.

Литературку тематическую какую почитайте, можете с Литаврина начать. А мне своего времени на ваш ликбез, извините, жалко.
Покровские сарацины улыбнули.
Что касается Покрова дня, то это - день победы над сарацинами.
---------------------------------------------
http://www.rusidea.org/?a=25071501
"В Киево-Печерской Лавре ежесубботно читается на заутрени акафист Божией Матери и после него длинная-предлинная молитва, в которой воздается хвала Пречистой за то, что Она избавила Свой царствующий град от нашествия нечестивых язычников и потопила их в волнах Черного моря с их кораблями и их мерзким каганом, другом бесов и сыном погибели. На кого составлена была греками и читается русскими эта молитва? На наших предков, когда они были язычниками и обложили Константинополь в IХ веке!"

http://smelding.livejournal.com/253904.html
"...священники и митрополиты РПЦ МП лучше знают, в честь победы над кем РПЦ празднует Покров. А они в один голос утверждают, что - в честь победы над русами."

И получается вдвойне нелепо праздновать то, чего на самом деле не было. Не было в реальности победы христиан-византийцев над славянами Руси-родноверами;)

Хырям в форме залупы, хрюсло-мусло пхай-пхай. Так, нет, пожалуй. Схожу-ка я ради праздника дорогой подлиннее.

>Крест на мусульманском здании. На ЯВНО мусульманском – чтобы «ислам» был виден в архитектуре, был бы маркирован и отмечен. А сверху – крест. ОДОЛЕЛИ.

У такого хода есть большой недостаток. Слишком многое зависит от точки зрения, на которой придется настаивать и настаивать. Например, на условном «георгиевском победоносстве», чтобы крест представлялся острием невидимого небесного копья, а купол был поверженным мусульманским зверем. Но достаточно забыть про настойчивость, пару-тройку раз открыть варежку, окадыривание тут, лезгиночка там — и купол моментально становится муслачьим кулаком, сжимающим крест-трофей. С учетом формы «пирявосилявного хыряма», речь идет о довольно узнаваемом жесте:



— «что взял, то мое». Тут будет уместно вспомнить, что азиатчина это не только отсталость, но еще и всякие страшноватые, коварные болезни. Которыми европейский турист сначала заражается, а потом привозит домой в скрытом виде. Как в абзацах выше, где снаружи вроде бы сплошной европейский триумф:



— пока не догадаешься, что внутри него зреет кислющее азиатское торжество. Когда в лучшем случае яд потихоньку пропитывает древко от острия (и поэтому вроде бы победивший всадник умрет в страшных мучения), а в худшем случае на картинке изображен воин, который кормит своего боевого зверя мясом врагов прямо с копья (и в таком случае люди крупно ошиблись по его поводу, малость не за того приняли).

Наверное, Константин, все дело в том, что азиатское начало нельзя победить. Человек не может воевать с тараканом, между ними нет почвы для этого межчеловеческого взаимодействия, им не хватит подходящих обстоятельств. Отношения людей и насекомых ограничены паразитированием и морением. Если средний человек начнет копировать лучших тараканов — вот как с этими беспомощными палками над мечетями — то однажды он превратится в плохонького таракана. Что и происходит с РФ. Неспеша, но непрерывно.
скорее Покровский собор уникален, потому что в нем есть что-то унификационное для середины 16 в. То есть стиль шатровых церквей (а-ля Воздвижения в Коломенском)-московское "имперское" изобретение-соединялся с традиционный многокупольным. В результате получилось так, что центральная церковь не особо и выделяется на фоне остальных пределов. Возможно, смысл, который закладывался в проект в этом и заключался-показать что без вклада всех русских земель победа бы была невозможна.

Deleted comment

"Собиратели земли русской были собиратели именно_земли_: на народ они не обращали внимания, и он до сих пор остался национально не собранным, не организованным в_живое_целое_. В руках Москвы была_мертвая_вода: разрубленные члены Руси срослись, но не было живой воды --_гражданственности_, и народ остался нем и неподвижен."
Просто охренительно, прости Господи!
Особенно ежели учитывать кто сие написал: Меньшиков М.О.
И актуально по сей день.

Благодарень Вам за сей Отрывок!
интересное мнение,хоть и неверное.

лучше быть аборигеном с острова Пасхи, Рождества или Первомая, чем зашквариться украинскостью.
Данный архитектурный стиль целиком и полностью заимствован муслимами у православной Византии (поскольку и сам ислам - примитивная, дикарская ересь православия). Так что ничего "азиатского" в Соборе нет. Комбинация православной церкви и русского терема. Полагаю, никакой итальянец и тем более француз такое здание построить бы не сумел. Только русский.
да.сам купол-европейское изобретение,а "луковичный" купол-чисто Русское.
Спасибо! Очень интересно!
Спасибо.Получил эстетическое и ...иное удовольствие, примерно такое , когда русские люди у Вас в Москве , в Митино не дали построить очередную азиатскую мечеть(зато узнал в репортаже (по НТВ?)от какого-то видного муллы , что" в Москве 2 миллиона коренных мусульман").
Долгое время кресты Покровского собора попирали распластанные внизу полумесяцы.
Их потом убрали, чтобы не возбуждать мусульман, но когда точно не помню.
В Казани среди татарских архитекторов (доктор архитектуры Ниаз Халитов и др.) бытовала версия, что Покровский собор был задуман, как копия мечети Кул Шариф, разрушенной русскими в казанском кремле после взятия города.
В 90-х мечеть "восстановили" целиком из мрамора за счет пожертвований из Эмиратов (с большими откатами).
Но версию, что её нужно опять строить по образцу Покровского собора, отвергли. Даже если она верна, то лучше все равно не сделаешь.

Кожинов писал, что нападение славян на Царьград состоялось, когда они были данниками хазарского каганата и использовались как таран для борьбы с православием.
Победа над Казанью воспринималась русскими ещё и как победа над турками и вообще над агрессивным исламом___
Вот бы поподробнее, про это «взятие». Это ведь было не взятие, а полюбовный договор между двумя азиатскими царями. Никакой резни, грабежей при «взятии» Казани не было. Более того, вся знать казанская, вплоть до последнего мурзы, получила земли в западных областях, особенно в Тверской. Неудивительно, что сейчас там самые распространенные фамилии – это Назаров, Минаев и так далее.
Интересно сравнить «взятие» Казани и реальное, кровавое, взятие Новгорода одним и тем же азиатским царём Иваном. В первом случае – это сплошные раздачи земель и прочие милости, во втором случае тотальное истребление, когда в Волхове плавали трупы младенцев, а улицы Новгорода были завалены трупами горожан. У царя Ивана западные славяне Шуйский и Курбский всегда враги, а татарин Скуратов и черкеска жена - лучшие советники. Кстати, сам Иван 4 русским себя не называл «есмь Иван, царь москвитян»
А разговор про коттеджи всякие – пустое. Если в Эмиратах строят итальянцы, это ни о чём не говорит.