Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

У Головина:

Два века назад люди могли быстро и свободно путешествовать куда угодно, даже в Южную Америку. А четыре века назад это было еще проще и спокойнее. Люди не знали границ. Никто толком не знал, что такое государство даже в семнадцатом веке.

Хм. А ведь Головин в чём-то либертарианец. Эти вздохи по "старому доброму XIX веку", когда можно было сводобно ездить куда угодно без паспортов и всяческих стеснений, я встречал, кажется, у Сапова (лень искать).

Впрочем, нет. Потому что тогда я тоже либертарианец. Ибо тоже хотел бы свободно, без "бумажек" и "допусков" ездить хоть в Южную Америку, хоть в Северную, если меня вдруг туда за чем-нибудь потянет.

Как раз либертарианство-то и приводит к тому, что

Мы наблюдаем закрытые дома, закрытые двери подъездов, закрытые квартиры, железные двери и прочее, и прочее. Я уже не говорю о сейфах, сигнализациях и так далее. Везде и всюду мы видим надписи: "посторонним вход запрещен". Если учесть, что в девятнадцатом веке таких надписей было всего три в Западной Европе, а в России их вообще не было, то представляете себе, как сильно изменился мир. Все мы стали посторонними, и всем нам вход запрещен в массу организации, залов, зданий и так далее.

Потому что Её Высочество Железная Дверь как раз порождается "частным страхом". И, как правильно замечает Головин,

Что стало с людьми, что они стали закрывать и свою душу, и свои подъезды, и свои дома? Скажут, они опасаются грабителей. Но грабить-то, собственно, нечего - люди совершенно бедны, как правило.

В России всё тоже началось с железных дверей. За которыми ничего, кроме бедности и страха.

)(
сейчас (последние два предлдоджения) Вы почти дословно повторяете тезис Павловского о начале правления Ельцина из его фельетона "Россия, свобода, железная дверь" (опубл. в РЖ, конечно). Название по памяти.
Я, например, закрываю двери потому, что считаю для себя необходимым иметь свободу выбирать компанию. Не нравится мне, если припираются все, кому не лень. У меня в доме свои порядки, но не все готовы принимать это во внимание. Постоянно выкидывать таких - руки по локоть сотрёшь. Проще обозначить границу и закрыть её так, чтобы без приглашения или не спросясь было не войти.

Не про то речь. Раньше для той же цели достаточно было обычной двери, без "неудобоносимых желез". Как началась Швобода, так все быстро сообразили, что теперь-то уж точно нужны "железы" для той же цели. И - - -
Мне кажется, Головин преувеличивает. Путешествовать всегда было тяжело и толком некуда (разве что по делам - обычно туземцев пограбить). Границы всегда были довольно отчетливы (у Афанасия Никитина всегда известно, чья это местность). А то, что люди не запирали дверей... да, но те же любимые Головиным алхимики уже запирали. Вообще, если вдуматься, любое обобщение исчезает при проверке на местности.

Anonymous

April 14 2002, 06:20:43 UTC 17 years ago

>Но грабить-то, собственно, нечего - люди совершенно бедны, как правило
-------
Тут вы ошибаетесь.
Никогда не читали о том, как воры даже подушки уносят?
Когда лично меня ограбили, унесли даже флакончики с дезодорантами!
Видик/телевизор/пульты управления к ним/телефон унесут. Наркоману все пригодится.
Будет время - и лампочки выкрутят :)

-------
Миша Т.