Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

Кое-что о Духовности

К предыдущему.

Интересный вопрос – откуда вообще в русском языке взялась пресловутая «духовность»?

С прочими пугалками из того же паскудного набора это как-то лучше известно. Например, пресловутую «соборность» придумал Хомяков. Обозначал он этим словом единство церковного прихода и деревенской «общины». Возвышенного духа барин, читавший в основном французские книжки, не был осведомлён о том, что крестьянская «община» была репрессивным механизмом коллективной ответственности, введённым государством для лучшего сбора податей с государственных крестьян (как, впрочем, и сами сёла и деревни, куда русских хуторян свозили насильно – но это было раньше и это была другая история). Про церковный приход того времени лучше помолчим… Хотя, надо признать, к началу двадцатого века многое выправилось, ту же круговую поруку в 1903 отменили, потом пошла столыпинка… но увы. Так или иначе, Хомяков жил задолго до всего этого. Но поскольку он со всеми этими свинцовыми мерзостями не соприкасался, то мог вволю полемизировать, скажем, с Гагариным, мерзостно предавшегося кафоличеству заместо родной соборности… Словечко как-то выживало даже в советскую эпоху – чтобы потом пойти в жирный рост.

Державность [1], кажется, не имела одного отца – и появилась сравнительно поздно, поскольку слово было явно избыточным на фоне «державы» и «самодержавия». Зато в советское время оно было допущено, хотя и не дальше прихожей: скажем, у Роберта Рождественского имеется аж «двести десять весомых державных шагов». Но вообще словцо было хиленькое, и особо им не злоупотребляли.

А вот с духовностью всё было довольно интересно.

В древнерусском языке такого слова нет (при всём обилии производных от «духа» - в словаре Срезневского есть даже слово «духосластие», совершенно «сорокинское», если вдуматься в его возможное значение сейчас), как и вообще всяких «-стей» [2]. Вообще, «духовно» обозначало «имеющее отношение к священству», термин чисто технический. «Духовный отец», «духовное завещание» и так далее. Бытовуха, в общем-то, если на наши деньги.

Но уже в начале XIX века словцо уже бытовало, мерцало. Однако вовсе не в нашем знакомом смысле.

Судя по всему, сначала это была калька с немецкого. Так, в казённом «Журнала министерства народного просвещения» (от 1836 года) имеется перевод немецкого сочинения «О сохранения здоровья в школах». Там, в частности, есть ссылки на некое другое немецкое сочинение, где – я цитирую именно русский перевод – сказано, что в нынешнем поколении «физические силы всё более уменьшаются, а духовность получает значительный перевес». Оценивается это явление отрицательно – немец должен быть крепок и телом и духом. Но для нас важно, что «духовность» в русском переводе – явная калька со Spiritualität, включая и негативные коннотации этого слова… Прочие книжки того времени, где встречается это слово, похоже, тоже в основном переводные, и с того же языка.

Случились и попытки использовать слово более по-русски, приписав ему какое-нибудь полезное значение. Первое, что приходит на ум – противопоставление его «телесности» (это слово в русском уже было). Так и есть: сначала «духовность» была понята именно как антоним «телесности», «вещественности». Так, уже в «Вестнике Европы» от 1822 года (май-июнь) это слово встречается в «Афоризмах из нравственнаго любомудрия» [3] – «[мы] вещестенность свою должны претворять в духовность». У Новицкого в его сочинении «Постепенное развитие древних философских учения в связи с развитием языческих верований» (а это уже 1860 год) слово употребляется как онтологическая антитеза «телесности»: «две реальные формы бытия вообще – духовность и телесность» (стр. 296 цит. соч.)

Были и другие попытки осмыслить это слово – например, в гносеологическом смысле: «знать зачала [начала] есть духовность» [4]. Однако успеха они не имели. Основными значениями оставались два – перевод немецкого Spiritualität и противопоставление «вещественности».

Тут-то и прорезалась духовка в нашенском её значении.

А именно: у «понятно кого» возник соблазн ПРИРАВНЯТЬ западную «спиритуальность» с наклюнувшимся родным «духовность против вещественности». То есть утвердить, что «духовность» (в смысле «интерес к духовным вещам») равна «отвержению материального». Читай: «отдай деньги и вещи еврею, а сам останься голым Васей на морозе». Поскольку тема была сытная и наваристая, на это нажали.

Так и родилась «чисто русская духовность, непонятная Западу» (ну естественно «непонятная», гыгыгыгы).

Пропустим самое интересное – утверждение «духовности» в качестве элемента «русского» (читай – антирусского) дискурса. Эта тема ещё ждёт своего исследователя.

В советском языке слово «духовность» впрямую не присутствовала. Но зато «бездуховность» расцвела и запахла: советские обожали побазлыкать о бездуховности буржуазного миропорядка, бездуховности несносной молодёжи, и так далее [5].

Зато в советском языке было слово «одухотворённый» (прилагалась к «пламенным коммунистам-комсомольцам» и обозначало нечто вроде лёгкой ебанутости, настоящей, а чаще симулируемой). Были также «духовные потребности», обязательно поминавшиеся наряду с материальными. В качестве примера «духовной потребности» почему-то всегда приводился поход в консерваторию. При этом желание послушать «Битлов» или «Аббу» считалось абсолютно бездуховным.

Ну а сейчас духовность попиздовала вперде. Вот так, например:

Ю.В. Олейников, А.А. Оносов. Ноосферный проект социоприродной эволюции. Соборные начала духовности.

Вот она, мякотка.

[1] Очень хочется написать «державость» - есть в этом слове что-то ржавое, во всех смыслах.

[2] Русское «-сть» (как и «-янство») можно считать предшественником позднейшего заимствованного «-изма», который сейчас довольно успешно заменяется тоже заимствованным «-ингом» (с переносом смыслового ударения с «учения» на «практику»). То есть если у нас есть слово «мляка», то в конце XVIII – начале XIX века консервативные мыслители открыли бы «млякость» (возможно, «благодатную»), если бы словечко попало к либералам, то они проповедовали бы «млякианство», в конце XIX-начале XX возникло бы учение «млякизм» (правый, левый и «социал-»), а сейчас на корпоративных тренингах преподавали бы «млякинг».

[3] Это малоинтересное сочинение, опубликованное в «научном» разделе журнала, принадлежит И.И.Давыдову – профессору нравоучения, логики и философии Московского Университета. Сам он был, как и положено русскому профессору того времени, компилятором мелких западных литераторов и «философствующих писателей». Впрочем, он известен также как автор статьи «Возможна ли у нас германская философия?», где он, в частности, ставит вопрос о том, что «надо бы нам русскую философию сделать, что-ли». Неудивительно, что Густав Шпет отзывался о Давыдове сугубо презрительно (как и обо всех руссише философистах вообще, разумеется).

[4] «Московский Телеграф», изд. Н.А. Полевого, 1832. К сожалению, я не смог найти конкретную статью в доступных мне материалах.

[5] Есть основания считать, что слово "бездуховность" вообще является чисто советским изобретением. См. об этом ниже.


ДОВЕСОК. Статистика:

Духовность, державность, соборность:



"Бездуховность":



)(
Пора ставить вопрос а откуда взялся т.н. русский язык со своими январями, февралями и прочим звериным блеянием: человьээээээк.
Пора ставить вопрос а откуда взялся т.н. русский.
От Дарвина, вестимо.
От Дарвинда? И тут евреи.
А как же! Они везде.
В Начале было Слово, и Слово было у Бога. У людей Слова не было, поэтому они мычали и рычали. Господь дал некоторым народам Слово и эти народы стали называться словенами, или славянами. Некоторая часть славян ушла на запад и стала называться людьми гласа или галлами. Все остальные народы, Божественного Слова не имеющие, называются языгами, или язычниками.
Вот это у "славян" чувство собственной превосходности над окружающими. Куда ни плюнь - в наполеона попадёшь.

nagolny

October 13 2013, 18:18:03 UTC 5 years ago Edited:  October 13 2013, 18:18:32 UTC

"Это" у всех народов на примитивной стадии развития.
Также ещё "мужчина"="человек", в отличие от женщины.
Ну до чего же примитивны евреи, следуя вашей логике.
что такое логос? Это просто голос.
что такое god? это просто dog!
..а не слишком ли словоохотливыми были эти язычники, там всякие гомеры-пармениды-аристотели-платоны до иоанна..
Одиссей спервоначалу был рыцарским романом и этот роман найден, потом ему придали античный колорит. Так как языги имели словарный запал как у людоедки Эллочки, то Библию на их языки перевести было нельзя. Поэтому придумали специальных упрощенный славянский и назвали вульгатой. Перевели Библию на вульгарную вульгату. Впоследствии вульгату назвали латынью. Всех платонов придумали в 18 веке геи масоны.
..а откуда было взяться "античному колориту" там где "словарный запас [был] как у людоедки Эллочки"..а кстати парфенон тоже в 18 веке..? а гиза тоже масоны геи?
Психиатрия - это визитная карточка еврея, или еврейки, как в вашем случае. Ви таки хочите знать за пирамиды? Зачем вам ковырять в носу, когда можно ковырять пирамиды? Они же все из цемента, ви таки не знали? Чтобы нет так да.
..вы зря обиделись;но вы сами посудите, что ваш взгляд на историю культуры и пр. высказанный здесь несколько экстравагантен, отсюда и шутка за аминазин..
Ви такая умная как целый том талмуда.
..на самом деле я "прошла" больше чем целый том гемары, два тома!..так что делайте выводы..
Мишну как и весь кашрут подарил евреям знаменитый исламский схоласт Маймонид на благородном арабском языке. Это сейчас схоластика звучит иронично, а когда то схоласты мусульманства гремели на весь полумесяц. Маймонид переписывался с другими известными в те времена мусульманскими авторитетами. В гемаре евреи попытались понять что же такое имел ввиду этот мусульманин. Вы наверное хочите знать кто такие амораи? Амораи это просто аморейцы, т.е. заморские, так русские называли греков и прочих заморских. Собственно греками греки стали только в 19 веке, это того было эллинами, а до Екатерины2 были аморейцами, т.е. забытыми Богом и цивилизацией языгами. Греческий язык на самом деле жреческий, греков только к 20-му веку научили говорить по жречески - можно и зайца научить курить.

raspak

October 16 2013, 14:39:22 UTC 5 years ago Edited:  October 16 2013, 14:41:07 UTC

Сара

Царь - Sar - Se Sar (на монетах) - Сё Царь - Цезарь - сер - сир - сан - хан. Сара - царица по русски в языговой транскрипции.

Мара - Мария - богиня огня по русски - марево - хмарь - хмурый - пасмурно - магма - маг - магия.

Магомет - огнемет, тот, кто мечет огонь, он же Мухамед. Мусульман раньше звали магометяне. Ислам - Иса сын Мариам - Иисус сын Марии. Шолом Алейхем - Салям Алейкум. Сулейман - Соломон, по русски дама Саломея, или у языгов Суламифь.

Deleted comment

духовные потребности есть и у сатанистов.

и они их справляют, а как же.

Deleted comment

Да плевать.

Сатана - это обезьяна Бога. Все, что не от Бога, то ,все равно, не свое. Карикатура, фейк, вонючий симулякр. Месса черная, ога. Аутентичной СВОЕЙ мистерии шайтанизды не придумали, мартышки.

Ибо Истина - одна, обойти Ея неможно.

Аксиоматика.
А если бы дотянулась до Университета, и Путина тогда бы сковырнули.
Олейников и Стоянов.
Кстати, вот она, духовность-то. Наш городок, ёптыть. Наше всё.
Гений русского человека заключается в скоморошестве, в самоиронии, в беззлобном стёбе. Brilliant.

Ххуета вроде "Любэ" вызывала у простого русского человека (sic) насмешку, поскольку он мнгновенно распознавал воючую кичеватость высера. "мы с конём идём, конём, идём" усмехался Парфёныч над Колиными страданиями.

За это я люблю русских.

Deleted comment

Ты негр шоле?
А сколько сказано и написано по поводу пресловутой "духовной нищеты", которая "блаженна". Всякая вошь считала своим долгом поумничать.
В русском языке вокруг этого слова действительно наверчено много пакости, но не в английском же. Там spirituality обычно ходит вместе с secular, обозначая ровно то, о чём сказал Далай-Лама: лишение религий монополии на мораль, а также трансцендентальные практики. Закономерный шаг в демонтаже религиозных организаций кк значимых общественных институтов.
"Спиритизм" в устах церковников всегда имел отрицательную коннотацию.
Так «спиритизм» — это вообще другая вещь. Это бывшие модными в XIX веке развлечения с столоверчением, автоматическим письмом и прочим вызыванием духов. Ещё бы это церковникам нравилось.
Ну это понятно, но все равно, в английском эти понятия не так далеки, как в русском.
Ноосферный проект это скорее к державным началам духовности?
От Святого Духа, скорее всего. У кого то из отцов церкви читал, что духовность - не достижение, а путь. Процесс то есть..путь к божественному.
Духовность происходит от слова "душа".
Тем, кто не понимает, что такое душа, объяснить, что такое духовность и в самом деле сложно.
Я могу согласиться, что слово "духовность" несколько неопределённое, но оно теперь используется в интернете, чтобы сказать кратко и не метать бисер перед кем попало.

Что же до общины, она появилась ещё при первобытном строе и является важнейшим элементом русского национального бытия, а не "коллективной ответственностью". Славяне жили посёлками, городищами, а никакими не хуторами.
Крылову просто не повезло с народом, бывает.
Крылов образованный человек, бывает. А вот Вы счастливо избавлены.
Ну просветите меня, расскажите о русских хуторах и о том, когда, как, при каком государе их сгоняли в деревни.
Да, община называлась в древности вервью. Не сохранилось ли приказа за подписью Бенкендорфа о введении этого термина?:)
А связь?
Вы пишете - "крестьянская «община» была репрессивным механизмом коллективной ответственности, введённым государством для лучшего сбора податей с государственных крестьян (как, впрочем, и сами сёла и деревни, куда русских хуторян свозили насильно " -
отрицая тем общину как важнейший элемент русского мира и деревню либо село как оснвной и органичный его образ жизни. Я прошу указать источник Ваших инсенуаций.

krylov

October 13 2013, 14:31:49 UTC 5 years ago Edited:  October 13 2013, 14:32:11 UTC

Почитайте для начала - http://svlourie.narod.ru/metamorphoses/russ-obsh.htm

"Русская крестьянская община только в позднейшие времена приняла вид, которые многие исследователи принимали за застывшую древнюю форму, - вид поземельной деревенской общины. До ХVII века крестьяне обычно селились дворами-хуторами. Иногда два-три двора, редко больше, располагались рядом. Слово "деревня" относилось к экономии данного двора. Многолюдных сел не существовало. Общиной, "миром", была волость, которая объединяла такое количество дворов, что существовала возможность нормального самоуправления, нормального функционирования "мира". Несмотря на столь значительные отличия древнерусской общины от позднейшей, существенный характер той и другой оставался один и тот же. Она всегда стремилась быть автономной самодостаточной целостностью."
По Вашей же ссылке написано, что община существовала и тогда (а не возникла позднее как репрессивный механизм), просто деревни были разбросаны на большем пространстве, а затем собрались в связи с ростом населения, а не сгонялись насильно.
Если это и правда, возможно, наоборот расселённость пошла с монгольских времён, чтобы татары в набеге не всех разом накрыли, другого объяснения я не вижу.
Ещё раз - славяне с древности жили "городищами", и община была тысячи лет и до большевиков непрерывно.
По Вашей же ссылке написано, что община существовала и тогда :

Гоникберг, в ссылке указано, что был хутор, а не село-деревня-длинное-предлинное.

До 17 (семнадцатого) века.
В ссылке указано, что была община, что Крылов отрицал.
А что до хуторов, даже если это правда (что не факт), появилось из-за монголов, а не изначально.
В ссылке не указано, что хутора сгоняли в деревни насильно, что утверждал Крылов.
Сёла объединялись и вокруг храмов, потому что хотели у храма жить.
А вообще не твоего это Вальтер ума дело.
В ссылке указано, что была община, что Крылов отрицал.:

что Крылов отрицал, гонококк?

до 17 века не было общины.

Не лезь со своим жидовским рылом в наши исторические дела.
Дебил, перечитай внимательно статью. Там указано, что община именно была и в 17в. и раньше.
Там указано буквально следующее:

Русская крестьянская община только в позднейшие времена приняла вид, которые многие исследователи принимали за застывшую древнюю форму, - вид поземельной деревенской общины. До ХVII века крестьяне обычно селились дворами-хуторами.

.. иди, гонококк, иди на сайт единой россии.

medovaiagora

October 13 2013, 15:27:14 UTC 5 years ago Edited:  October 13 2013, 15:28:15 UTC

Слабоумный, там написано "Общиной, "миром", была волость, которая объединяла такое количество дворов, что существовала возможность нормального самоуправления, нормального функционирования "мира". Несмотря на столь значительные отличия древнерусской общины от позднейшей, существенный характер той и другой оставался один и тот же. Она всегда стремилась быть автономной самодостаточной целостностью.

В любом новом месте, любом новом крае, где происходила русская крестьянская колонизация, очень быстро образуется крестьянская община.".

Чего ты опять вылезло из своей Геймании, иди давай лесом, тупица.
@написано "Общиной, "миром", была волость, которая объединяла такое количество дворов, что существовала возможность нормального самоуправления:

тебе уже объяснили, ебанату, что до 17 века этого не было.

Иди к Рамзанке, выблядок жидовский, он тебя приголубит.
Пошло на хуй, уёбище.
слезь ,хоть, вначале, а потом и посылай ,гг.
А по-моему, ты просто платный тролль, и даже не христианин никакой.
Что, плохо в Геймании с работой, погань?
Ой, "христианин" Гонококк страшно паскудно ругается: "геймания", "погань". "Православный сталинист" в вакууме.

Блевотинка ты, Серёжь.

И погань.

Какой мерой меряешь, такой и тебе будут мерять.
Праославный не написал бы, что это религия индивидуалистов.
Ты или платный тролль, полностью невменяемый слабоумный.
Христианство - это религия индивидуалистов, иовов, отцов-отшельников. Симеон-Столпник. Пустынники.

Это Заповеди Христа ,обращенные к конкретному человеку.

Это и пророки Ветхаго писания, предуготовлявшие Закон.

Ты библию-то хоть открывал когда, балбес?
Мда... Бедный твой моск. Ты это священнику какому-нибудь расскажи, мне перед тобой бисер метать надоело, гуляй.
Так ты библию-то -- что? Распахивал?

:)

всякий сетуй на грехи СВОИ (!!!)
Плач Иеремии, 3:39.

Deleted comment

тебя, пидора гнойного, на конюшне вожжами пороли, когда наша "немчура" занимала Великорусский Престол и вдовое увеличила территоию великой России - Белоруссия, Западная Украина, Финляндия, Крым, восточная Польша, Средняя Азия и Казахстан.

Провела туда железные дороги, построила города, заводы и шахты. Принесла цивилизацию.

Теперь понятно -- жидовская власть тебя эмансипировала, можешь хуцпой заниматься.
"До ХVII века крестьяне обычно селились дворами-хуторами".
— Тогда можно другое объяснение образования поземельной общины предложить — земли стало не хватать, не? Вот и твой источник пишет: "Общины-волости были широко распространены в Сибири еще в начале ХХ века и преобразовывались в общины-деревни лишь с ростом населения и в связи с процессом трансформации захватной формы землепользования в уравнительную, вследствии нарождающегося дефицита земли".

Deleted comment

Локальный дефицит вполне возможен.

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

"карту России"
— Ещё раз — локальный.

Deleted comment

"мест, где локально нет пахотной земли в России не было"
— Гм, никто и не говорил, что земли не было. Но в данном конкретном месте с ростом кол-ва населения кол-во земли на человека убывает. Распашка новых земель в той же местности уже не даст такого же экономического эффекта, как первоначальное освоение — потому что земледельческое освоение всегда начинают с лучших земель, а напоследок остаются худшие (напр., освоение Залесья началось с Владимирского Ополья — острова лесостепи в окружающем лесном море, т. е. места, требовавшего для распашки меньше трудозатрат, чем чистый лес.

"локальные проблемы не могли стать причиной общего явления - создания привязаных к наделам общин"
— Так оно и не было общим, напр., автор, на которого Крылов выше ссылается, пишет что в Сибири такие общины образовались позже, чем в России, потому что дефицит земли возник позже.

Deleted comment

Тот же Столыпин признавал, что крестьяне-переселенцы в Сибири, первым делом образовывают общину. Собственно западная "комунна" - община и есть. Вся демократия выросла из общины!
Повышаем градус, парни!
Константин, а чего ждать от гоникбергов? Эх же эмансипировала антирусская власть.
"Духовность происходит от слова "душа".

Духовность происходит от слова "дух", ибо духовность, а не душевность.
Ведома разница между "духом" и "душой" или единым целым их полагаешь?
Это верное уточнение.
Душа есть и у животных, дух - Божья искра и образ в человеке, как бы высшая часть души.
..известный историк русского православия, флоровский.в кн. пути русского богословия разводил понятия "духовность" и "душа", связывая происхождение первого с нарождающимся христианством(юго-славянский источник), а второе, с язычеством
Не знаю, не читал, но душа это всё же совершенно христианское понятие.
Как я где-то здесь писал, возможно, тут имеется в виду разница между душевным и духовным.
..я вот еще что думаю, надо различать "душа" именно как понятие и "душа" как состояние, которое было об-наруженно человеком до всякой "теории", кстати как и само-сознание, вот это второе и есть ближе к русскому православию(пропитанному языческими соками)
"Состояние" "непостулируемо" без понятия. В противном случае оно сводилось бы просто к глюку.
Но, конечно, жизнь души важно чувствовать, а не просто понимать умом, что она существует.
..вообще-то понятийное мышление это очень поздняя стадия исторического становления человека..в нашем случае же(с душой), очевидные и навязчивые состояния состовляющие "темную"(скрытую,имплицито) сторону жизни, т.е. существующую, об-наруживались(открывались)и просто фиксировались в языке,- обозначались, без дефиниций и определений..примерно так!
Ну, тут гармония важна, ладность. Ум конечно сам по себе ограничен, но его не стоит отбрасывать вовсе.
И если говорить с христианской точки зрения, то "понятийное мышление", пусть и сочетавшееся с любовью и с иным мышлением, было и у Адама, называвшего зверей.
Возможно, совсем без него человек всё же не может оставаться человек, по кр. мере в земной жизни. Но и гипертрофировать его не стоит.
В советском языке бездуховность означала зацикленность на материальных благах, чему противопоставлялось стремление к коммунизму и забота о благе человечества. Это, стало быть, и есть советская духовность. Консерватория тут особо не при делах, годилась как маркер того, что человека не только колбаса с западными джинсами интересует.

Думается, термин "духовность" возник тогда, когда говорить "религиозность" стало не совсем удобно. А так это по сути синонимы.
В узком значении, соборность -
это когда высшая административная власть в Церкви принадлежит Поместному Собору из монахов, клириков и мирян, а не иерархам.
В 1917-1918 это даже вроде-бы заработало, но не долго.
Во многом, соборность - аналог "советской власти", т е супернародно-демократическая вывеска, весьма удобная для тех, кто реально решает вопросы
Вы, Константин, лучше бы со своими женщинами разобрались :)
немного не так, община была испокон веков, но она не отличалась от аналогичной немецкой.

к примеру, регулярных переделов не устраивалось, существовала возможность продажи земли (с согласия членов семьи), ну и ещё многое такое, что при "европеизированных" монархах исчезло.
"Соборный" это же перевод слова "кафолический"? Чё не так с исходным значением?
Константин Анатольевич свой любимый постмодерн разводит.

ибо "Наденька" не любит Евангелий

Если Вы имеете в виду мою супругу, она православная.
тогда

земский собор 1613
А вот что "постмодернистского" в точных цитатах из исторических источников - я не понимаю. Наверное, это какое-то особое понимание "постмодерна", свойственное т.н. "традиционалистам" (то есть читателям фантастов Генона и Эволы).
постмодерн любит цитаты для сокрытия сути, каковая была ориентиром в модерне.

пм это и есть бегство от великих смыслов и большого стиля в болото малой индивидуальной субъективности, для которой великое есть источник ее, субъективности, репрессий.

ведь "духовный отец" - священник, - потому и "духовный", что окормляет души паствы, дабы они могли стяжать-воспринять Дух Святой.

и очевидно, что соборность изначально присуща православию, начавшегося со Вселенского Никейского Собора, созванного Императором Константином Великим.

а корни в учении Гераклита об вечном Огне-Логосе.
Христианство - религия индивидуалистов.

Прежде чем пейсать всякую муть, ознакомься, хотя бы, селектвно с посланиями апостолов.
пшел отсюда
не понадобилось бы тебе пойти отсюда.
..я бы не ставила жесткое равенство между русским православием и христианством.."религия индивидуалистов" это уже западный f.
Всё Христианство одного Корня.

Если это Христианство, а не "христианство".

shma11

October 14 2013, 18:08:19 UTC 5 years ago Edited:  October 14 2013, 18:10:30 UTC

..корень перенесенный на новую почву дает плоды с др. свойствами, - соки почвы питают корень..
..а вы знаете например, что такое мексиканское христианство?..(к слову)
нет "мексиканского", "африканского" или "восточно-сибирского" христианство.

Есть то, что заповедано Писанием.
"блажен кто верует"(тоже ведь заповедано Писанием).."фарс и трагедия" как всегда неразлучны..

..немного этимологии, "православие" от "славили правь", т.е. правду, правильный путь, а это/православие и есть исконная русская языческая вера выряженная в атрибуты христианства..вот и есть это почва русского "христианства"..кстати в этом и есть ее главный позитив, самобытность, для тех кто не принимает западничества
"надлежит быть и разномыслиям между вами"

1 Кор.11.19

shma11

October 14 2013, 18:34:40 UTC 5 years ago Edited:  October 14 2013, 18:35:59 UTC

..ну вот и я о том же!..японское православие!!!
никак нет, не о том же.

между христианами -- православными и католиками -- могут быть разномыслия.

"христиане", которые "венчают" гомосексуалистов или вводят женское священство, -- не имеют к Христианству никакого отношения.

..кстати, с чего вы взяли. что Православие - драпировка язычества?

Православие - это греческое изложение церковнаго Канона.

А греки статуи Зевса отправили в закрома истории, едва к ним пришли Апостолы.

shma11

October 14 2013, 18:51:20 UTC 5 years ago Edited:  October 14 2013, 18:54:02 UTC

..спор здесь наверное пустой..вы ведете речь об explicito!(де-юре, Канон), а я об implicito!(де-факто, Стихия, Душа, т.е. православие как оно есть)
Я веду речь о Св. Предании.

Скажем, у католиков с ортодоксами есть спор о святости римского епископа.

Но этот спор секундарный. Организационный, то есть. Догматец, которым можно и пренебречь (ибо он не Христом заповедан).

Евангелие же и те и другие почитают ОДИНАКОВО.

evil_gryphon

October 13 2013, 14:33:48 UTC 5 years ago Edited:  October 13 2013, 14:36:17 UTC

... а сам останься голым Васей на морозе
и ошущай небывалое (на уровне героинового торчка) счастье при этом (или, минимально, это счастье изображай).
По всей вероятности, американец - хороший патриот. И если его спросить, он искренне скажет, что любит свою страну, но при этом выяснится, что он не любит Моргана, не знает и не хочет знать фамилии людей, спроектировавших висячие мосты в Сан-Франциско, не интересуется тем, почему в Америке с каждым годом усиливается засуха, кто и зачем построил Боулдер-дам, почему в Южных штатах линчуют негров и почему он должен есть охлажденное мясо. Он скажет, что любит свою страну. Но ему глубоко безразличны вопросы сельского хозяйства, так как он не сельский хозяин, промышленности, так как он не промышленник, финансов, так как он не финансист, искусства, так как он не артист, и военные вопросы, так как он не военный. Он - трудящийся человек, получает свои тридцать долларов в неделю и плевать хотел на Вашингтон с его законами, на Чикаго с его бандитами и на Нью-Йорк с его Уолл-стритом. От своей страны он просит только одного - оставить его в покое и не мешать ему слушать радио и ходить в кино. Вот когда он сделается безработным, тогда - другое дело. Тогда он будет обо всем этом думать. Нет, он не поймет, что такое патриотизм советского человека, который любит не юридическую родину, дающую только права гражданства, а родину осязаемую, где ему принадлежат земля, заводы, магазины, банки, дредноуты, аэропланы, театры и книги, где он сам политик и хозяин всего. Средний американец терпеть не может отвлеченных разговоров и не касается далеких от него тем. Его интересует только то, что непосредственно связано с его - домом, автомобилем или ближайшими соседями. Жизнью страны он интересуется один раз в четыре года - во время выборов нового президента. Мы не утверждаем, что это отсутствие духовности есть органическое свойство американского народа. Ведь шли же когда-то северные армии освобождать негров от рабства! Такими сделал людей капитализм, и он всемерно поддерживает в них эту духовную вялость. Страшны преступления американского капитализма, с удивительной ловкостью подсунувшего народу пошлейшее кино, радио и еженедельное журнальное пойло и оставившего для себя Толстого, Ван-Гога и Эйнштейна, но глубоко равнодушного к ним. На свете, в сущности, есть лишь одно благородное стремление человеческого ума - победить духовную и материальную нищету, сделать людей счастливыми. И те люди в Америке, которые поставили своей целью этого добиться - передовые рабочие, радикальные интеллигенты, - в лучшем случае считаются опасными чудаками, а в худшем случае - врагами общества.
По всей вероятности, советский человек - хороший патриот. И если его спросить, он искренне скажет, что любит свою страну, но при этом выяснится, что он не любит Орджоникидзе, не знает и не хочет знать фамилии людей, спроектировавших "Рабочего и колхозницу", не интересуется тем, почему в Поволжье с каждым годом усиливается засуха, кто и зачем построил ДнепроГЭС, почему в Южных республиках не любят русских и почему он должен есть кукурузу. Он скажет, что любит свою страну. Но ему глубоко безразличны вопросы сельского хозяйства, так как он не колхозник, промышленности, так как он не производственник, финансов, так как он не бухгалтер, искусства, так как он не артист, и военные вопросы, так как он не военный. Он - трудящийся человек, получает свои тридцать рублей в неделю и плевать хотел на Москву с её законами, на Одессу с её бандитами и на Ленинград с его Невским. От своей страны он просит только одного - оставить его в покое и не мешать ему слушать радио и ходить в кино. Вот когда он сделается заключённым, тогда - другое дело. Тогда он будет обо всём этом думать. Нет, он не поймет, что такое патриотизм свободного человека, который любит не юридическую родину, дающую только права гражданства, а родину осязаемую, где ему принадлежат земля, заводы, магазины, банки, дредноуты, аэропланы, театры и книги, где он сам политик и хозяин всего. Средний советский человек терпеть не может отвлеченных разговоров и не касается далеких от него тем. Его интересует только то, что непосредственно связано с его - квартирой, двором или ближайшими соседями. Жизнью страны он интересуется один раз в четыре года - во время выборов нового Верховного Совета. Мы не утверждаем, что это отсутствие духовности есть органическое свойство советского народа. Ведь шли же когда-то российские армии освобождать Европу от Наполеона! Такими сделал людей социализм, и он всемерно поддерживает в них эту духовную вялость. Страшны преступления советского социализма, с удивительной ловкостью подсунувшего народу пошлейшее кино, радио и еженедельное журнальное пойло и оставившего для себя Толстого, Пушкина и Достоевского, но глубоко равнодушного к ним. На свете, в сущности, есть лишь одно благородное стремление человеческого ума - победить духовную и материальную нищету, сделать людей счастливыми. И те люди в СССР, которые поставили своей целью этого добиться - передовые рабочие, радикальные интеллигенты, - в лучшем случае считаются опасными чудаками, а в худшем случае - врагами общества.
==почему в Америке с каждым годом усиливается засуха==
и почему же?
Вы заинтереовались - значит Вы не бездуховны.
я издеваюсь, так как если бы они усиливались с каждым годом то к настоящему моменту никаких США уже не было бы, но вместо этого США превратились в житницу всего мира.
Я бездуховен и души у меня нет.
Особенности поведения - это неотъемлемая часть национальных особенностей.
Если все народы будут одинаковыми, то они не будут отличаться друг от друга.
С каждым можно было бы поспорить, но дело в том, что в разные времена в разных уделах община была несколько различна. Собственно далеко не в каждой церкви была полная Библия, далеко не в каждой волости была книжка с законами. Все обустраивалось на основе обычаев и наместников. Любая цитатка сразу влечет за собой вопросик - на какой территории это было?
Деревня - это которая из дерева. Изба - это которая из бревен. А вот если в деревне появлялос каменное здание - здание церкви, конечно, то это уже было селом. А вот если вокруг села была стена - то это уже город.
Добавлю, что совдеповская "обдухотворенность" была лютейшим апексом всякого секулярного фарисейства.



.. как б'ольшая часть написанного КК - фантазийное.
Во-первых, заметьте что 2й график по оси ординат показывает величину НА ПОРЯДОК МЕНЬШУЮ, так что ничто никуда не "попёрло", понятное дело. На том же верхнем, "бездуховность" была бы на уровне маленького пупырышка непопулярной советские годы "державности"

То есть, поздравляем бывшего физика, соврамши.

Во-вторых, подбор книг в Гугл-букс нерегулярный, и он не тянет на хорошо сконструированный корпус. Лучше сконструированный корпус, который делают (евреи, окопавшиеся в ВШЭ) хоть и евреи, окопавшиеся при ВШЭ. все же евреи внутри России показывает нам бааальшой всплеск "духовности" в самом первом 1800-18хх отрезке. Левее данных в корпусе современного русского просто нет.

Графики тот корпус тоже строит, ими не стоит пренебрегать
Не совсем понял, на что Вы ссылаетесь в своей невнятной эпистоле. Дайте ссылки, например.

Deleted comment

Например, во французском это "commune", используемое уже без малого 900 лет. :

без малого 900 лет французы проявляют совершенный индивидуализм, а коммуна там - это просто топоним без функций.

Deleted comment

в финскую войну 39-40 года на карельских фронтах и у баренцова моря зябли порядка 900 000 советских коллективистов.

Массовые армии минувших лет ничего не имеют общаго с эгоистической attitude западного человека.

Массовость армий - это был необходимо-неизбежный фактор внешней политики.

Deleted comment

@русскую общину, в отличие от европейской, уничтожали долго и с особым остервенением.:

oh, yeah?? коллективизацией?

:)

Deleted comment

никак нет, поднимая руки воинская часть перестает быть коллективом.

их могут растощить по атому на другие лагеря...в общем, это антиколлектив. Собрание атомов.

az118

October 13 2013, 15:32:29 UTC 5 years ago Edited:  October 13 2013, 15:33:24 UTC


К чему эти картинки?
духовность
соборность
державность
И какое отношение всё это имеет к тому, что я написал? Это всё не о нас и не про нас, тащемта.
это и есть наши смыслы
Да.

у Юдика свои смыслы.

не русские
Ой-вэй, "русские смыслы". Изготовленные как раз нерусскими, но ДЛЯ русских - чтобы русский губошлёпка-носопыркин отдавал за эти картинки "ценности низшие, материальные".

"А то мы не знаем".

az118

October 14 2013, 14:34:45 UTC 5 years ago Edited:  October 14 2013, 14:40:41 UTC

вы слишком много ноете.

вещи и существа, имея свои природы, имеют и родо-природные смыслы,
определяющие их место в бытии и потенциал экзистенции, каковая всегда
есть бытие-из-себя-в-другое (но не всегда ДЛЯ другого, хотя всегда с другим).

и такое бытие в самом деле определяет сознание.

но сущность бытия и смерти одна и она женская.

стало быть, экзистенция мужчины всегда детерминирована женщиной,
будь она матерью, возлюбленной, женой, или страной и Природой.

Природа нацдемии рода амеб и мелкой буржуазии, каковая не природно-русская,
но бес-родная, ибо этический императив "жить для себя", не имея рода,
присущ всякому одноклеточному примитиву, например кишечной палочке

le_trouver

October 14 2013, 18:21:34 UTC 5 years ago Edited:  October 14 2013, 18:22:58 UTC

стало быть, экзистенция мужчины всегда детерминирована женщиной:

Бытие другого мнения.

Женщину сделали ДЛЯ мужчины. Чтобы не скучал.

Поэтому, это женщина секундарна и живёт ради мужчины, в высшем смысле - ради материнства.

Мужчина, напротив, может позволить себе роскошь жить просто для себя. Духа ради.

@Природа нацдемии рода амеб и мелкой буржуазии, каковая не природно-русская,
но бес-родная, ибо этический императив "жить для себя", не имея рода,
присущ всякому одноклеточному примитиву, например кишечной палочке:

опять твои ульянов-ленинские мантры про мелкого хозяйчика.

неужели ты не понимаешь, как очевидно и пейсато твоё жидовство?
Ты кого наебать-то надеешься?
Весьма познавательно.

А вот кстати вопрос как к знающему человеку. Этимологические словари у нас в основном "бестолковые" (бочина на бочине и бред бредом погоняет). Столь плачевная ситуация с этимологией - она вообще есть норма, или это лично наше "достижение"?
Понятное дело, "это тут так".
Спасибо за подтверждение "ощущаемого".

И, с опозданием, с Днём Рождения Вас! - простите, довольно долго был офф-лайн, не было возможности. Всего наилучшего!
Соборность — качество соборной Церкви: правило решать важные вещи собором. The United States in Congress assembled == Соединённые Штаты соборно.
И уже во втором абзаце скрепа.

Но ничем не хуже какого-нибудь Гегелеканта, если строго на экспорт.
"Та скрепа, которая создается в физическом мире взаимопритяжением элементов, составляющих целое, в человеческих группах заменяется психическим притяжением или побуждением к известным поступкам"
О да! Она! Родная! А я её проглядел!
Вы хоть понимаете, что Вас за этот вопрос могут убить? Причём не православные, а подлинные русские интеллигенты. Забьют насмерть томами Толстого и Достоевского.
кто такие "подлинные русские интеллигенты"?

Вы?
Ой, лучше не спрашивайте. Это, вообще-то, диагноз.
Я - нет, здоров.
тогда перечислили бы ..
Нет, не могу. Для меня "интеллигент" - это почти оскорбление, я не хочу огульно обвинять кого-то, тем более - покойных. Разве что академик Сахаров - интеллигент высочайшей пробы.
ну, опять heisse luft ...(
Да, поэтому я и стараюсь при себе держать.
Пожалуй, академик Лихачев Сахарова поинтеллигентнее будет.
Тоже кроликов не любите?(с:)
Сознательность - тоже интересное слово, родившееся при комиссарах.
Пацан - тоже продукт марксизма,сталинизма, в словаре Даля его нет.
Очень возможно, также: вор в законе, фраер, гопник.
в Дудене Spiritualität толкуется так: Geistigkeit; inneres Leben, geistiges Wesen

сиречь "духовность" от Geist = mind, intellect; "внутренняя жизнь", "духовная сущность" от Wesen = being, creature, nature, character.

т.е. это то самое, что отличает человека от, нпр., таракана. что здесь такого паскудного - не пойму.
Это у НИХ. А здесь это именно ПАСКУДСТВО.
как пелось в одной песне "Динамика": тяжело у нас джазменам. вот у них...

если серьёзно: ваше - с позволения сказать - Дао - тоже паскудство?
Вы не задирайтесь, я ж Вас не обижаю.

Говорю я простую вещь. Там, в Белом Мире, Spiritualität - это действительно "то, что отличает человека от таракана" (а также немца от унтермешней, был когда-то и такой поворот). Но, в общем, как-то так.

А здесь, в наших ебенях, "духовность" - это то, почему русские должны сидеть в дерьме, жрать прокисшую кашу и отдавать все материальные ценности инородцам.

Разные, так сказать, смысловые оттенки, понимаете?
Господь с вами, никто не задирается. дело вот в чём: я исповедую Христа распятого, воскресшего и вновь грядущего, и был изрядно удивлён вашим "предложением" считать это паскудством. вы ведь тоже исповедуете что-то своё и едва ли считаете его этим.

другое дело, что говоря о "наших ебенях", следует чётко разделять "собственную" духовность человека (имярька, если угодно) и навязываемую этими, (примерно как мы чётко различаем понятия "страна" и "государство") а из вашей статьи это прямо не следует. вот и потребовалось уточнение.

ЗЫ между прочим: Geist переводится на русский кроме "дух, душа" ещё и "привидение" и "спирт". про спирт значится в моём словаре. хотя живьём я такое никогда не слышал, но в Дудене какой-то дальний намёк есть. так что говоря о духовности "от этих", следовало бы подразумевать "второе дно" :-)
Браво. У всех поцреотов всегда спрашиваю, что такое духовность.

Ни разу не получил внятного ответа :-))).
грубо говоря, "вторичность" потребления в пирамиде ценностей, как мне удалось , гм, сделать вывод.

В идеале сферический россиянин в вакууме (совок-постсовок) прётся в первую очередь от величия мифа, а уж во вторую - от импортных бебехенов.

Предполагается, что западник, в отличие от, величием мифа/мифологемы не восторгается и живёт исключительно ради потреблядства.
в пирамиде ценностей, как мне удалось , гм, сделать вывод.

В идеале сферический россиянин в вакууме (совок-постсовок) прётся в первую очередь от величия мифа, а уж во вторую - от импортных бебехенов.

Предполагается, что западник, в отличие от, величием мифа/мифологемы не восторгается и живёт исключительно ради потреблядства.
Так Крылов же ясно показал, что на этот вопрос не только патриоты, а вообще никто не в состоянии ответить!
В самом начале перестройки в конце 80-х (как раз когда на графике "духовность" резко поперла вверх), один мой приятель, прожженный либерал, что-то вроде Хлестакова и О.Бендера в одном лице, одним из первых попал в Канаду. На него там смотрели, как на явление мессии из новой, горбачевской России, про которую им ровно ничего не было понятно. Он вещал в разных городах, собирая громадные аудитории, отвечал без запинки на любые вопросы о замыслах Горби, о настоящей и будущей политике России, об ее особом пути.
Но ключом к пониманию новой России была "духовность". Канадцы были страшно заинтригованы, и спрашивали, "А что это такое?"
Приятель отбривал вопрошающих фразами, типа: "У вас этого нет и поэтому правильно понять вы все равно не сможете".
Несмотря на это, в память о встречах с канадским народом он привез подарки: от тамошнего олигарха - часы за несколько Кбакс, Маки, которые были сильно в диковинку и прочие полезные вещи.
С духовностью тесно связан своим происхождением "духовный мир".
О смысле этого понятия я задумался давно, когда еще здравствовавший мой друг-художник, проснувшись после вечеринки и посетив (после хозяина) туалет , заметил ему: "Какой, однако, Г., у тебя богатый духовный мир!"
Это тяготение "горнего к дольнему" отражено в известнейшем словосочетании "пир духа".
Ключ к таинствам натуры, 1804 г.
«Есть чистыя, невидимыя силы, текущая непосредственно из чистейшей Первоначальной силы и действущия на духовность человека. Их действия обнаруживаются по качеству тела. Чем более тело совлеклось грубаго чувственнаго, тем сильнее бывают их действия.

Истина и созерцаемость вещей есть следствие этих действий. Сия созерцаемость бывает по степени чистоты человека.

Каждое возпарение духа приносит духовныя силы, смотря по качеству удаления от чувственности.»

Воспарение духа это и есть духовность в смысле Spiritualität. Как видим уже в сочинении 1804 г. знак равенства между духовным как "принадлежащим сфере духа" и духовным как противопоставленным телесному/"чувственному" уже поставлен. А всё потому, что путь к духовному всегда виделся через аскезу, через укрощение плоти.
Ну так это Эккартсгаузен, то есть всё тот же Spiritualität плюс католическая мистика (не чуждая сентиментального аскетизма, но на практике весьма благоразумная и не доводящая дела до реального "отдай всё").
"Воспарение духа" по нынешней терминологии лучше назвать "энергией осознания".
А весь аскетизм и "удаление от чувственности" требуются чтобы свести к минимуму диссипацию этой энергии. Которой обычно для целей осознания вовсе не остается.
ну значит всё-таки есть "конфликт интересов", соперничество за один и тот же ресурс - энергию. что в общем-то интуитивно понималось древними. поэтому чтобы преуспеть в одном, нужно "прикрутить фитилёк" в другом.. с другой стороны, возможно это слишком упрощённая картинка и возможно преуспеть и в том и в другом, другое дело что такого понимания точно не было до сравнительного недавнего времени.

berezark

October 14 2013, 20:40:09 UTC 5 years ago Edited:  October 14 2013, 20:47:15 UTC

Традиция сходится на том, что преуспеть и там и тут одновременно практически нельзя (два зайца).
Разве что на "пути левой руки" (Фауст, Кастанеда), временно занимая энергию у нечеловеческих сущностей. Которые, однако, потом требуют её возврата с %.
Собственно, зачем нужно преуспевать в том и другом? Только пока не решил, что из двух главнее. Если это станет ясно, то не будет и вопроса, как правильно распределять ресурсы между ними.

Suspended comment

духовность - это духовное свойство Тела ориентированное на образцы, от дуалистической позиции сознания происходит, соборность - это духовное единение, единение в пустоте духовного, в Ничто, или некоем начале, от идеи происходящем, идеала. Бездуховность - это идеологическая фикция требуемая стремлению к пустоте духовного при замене прежних образцов на новые. И державность также от онто-тео-телео-фалло-фоно-лого-центризма по Деррида, и в политическом аспекте это напряжённое состояние державы, империи перед кризисом, распадом, и идея закрепления этого распада, и отсрочки его при рождение нового государства, что как правило ведёт к фашизму при переходе от империи к единому государству, например в России 1917г (единое государство - что без сословий, национальностей, нацизм и шовинизм отсюда, а с единой правовой системой).