Вопреки распространенному мнению, которое полагает, что негативное утверждение сильнее позитивного, все обстоит прямо наоборот.
Я тут время от времени хожу, гляжу, как люди реагируют на те мои литературные рецензии, что я писал в последний год. Обнаружил занятную закономерность: все те рецензии мои, которые можно назвать «положительными», почти без вариантов получают от тех, кто решился их обсудить, пинок. То есть, спасибо за них говорится разве что у меня в каментах; когда круги разошлись шире – то там уже речь другая: «Нет, ну этот Рондарев же совсем тупой, он имярек хвалит».
Причем тут надо понимать, что случай, когда читатель не согласен с твоей руганью, и случай, когда он не согласен с твоей хвалой – обладают разной модальностью и разной степень генерализации: первый случай считается существенно более частным и куда более простительным. В случае, если ты поругал то, что кому-то нравится – говорят (причем обычно без особенного сердца) «Вот же идиот, отругал», в случае, ежели ты хвалишь что-то, что кому-то кажется плохим, то претензия более глобальная: «Вот жеж, мы думали, что у него есть мозги, а оказалось – совсем мудак», то есть, для рецензента положительные рецензии это всегда своего рода камингаут (который многие ранимые или переживающие за свою репутацию люди именно по этой причине могут не захотеть делать, я такой резон среди рецензентов наблюдал не раз). Люди гораздо охотнее прощают несходство вкусов, так сказать, негативное – и их особенно раздражает позитивное: причем, что еще забавно – как правило, разочарованно поджимают губы именно те, кто склонен под негативными рецензиями писать «Что-то вы все ругаете, что-то вам все не нравится».
То есть, идея понятная: ненавидеть мы согласны разные вещи, а вот любить будьте добры все одно и то же.
(Мы тут, разумеется, опускаем тот очевидный факт, что обычно ругается все весьма изобретательными забранками, а вот хвалят у нас, к сожалению, по одному и тому же лекалу: пишут, что этот текст - «гурманство», «пиршество» и прочий вокзальный буфет, называют писателя «стилистом» или еще каким Сергеем Зверевым, да могут еще сказать очень сомнительную похвалу из серии «Эта книга не для всех, а только для умных». Тут тема отдельного разговора, конечно; впрочем, для тех, кто ругает хвалебные рецензии, содержание и аргументы их обычно стоят на втором плане – важен сам факт, что кому-то вот эта бездарная книжонка понравилась, хыхы).
Надо сказать, очень тонкое и правильное замечание. Люди готовы простить - и где-то даже уважить - чужую идиосинкразию, но вот чужую симпатию простить невозможно. Даже если эта симпатия к тому же, что ты и сам любишь, но она не так оформлена, "не за то" и т.п.
То есть. Если человек признается, что ненавидит всю поэхию, всю музыку и вообще всё на свете, к этому отнесутся с уважением. Но если он признается. что любит Гомера, Тютчева или каких-нибудь "битлов" - вот тут на неосторожного бедолагу изольются потоки раскалённого кала и вывалятся тонны анальных кирпичей. Его обваляют в говне, измудохают и отправят сосать у Гомера и Джона Леннона. Ибо он совершил единственный непростительный грех: признался в том, что ему что-то нравится. То есть ПОДСТАВИЛСЯ. "А-а-а, ату, ату, гони его, пинай его, он подставил пузо".
Некоторым противоядием против этого служит превентивное метание оных кирпичей в будущих хулителей, что требует резкого повышения тона. Типа - "Битлы есть вершина вершин, вся мировая музыка по сравнению с ними говно и кал, а те, кто их не понимает - ущербные уёбки, высерки, кислобздеи, погань человеческая, которую надо топтать говнодавами и кормить тухлыми раками, а также протыкать уши, так как они им всё равно не нужны". Тогда есть шанс, что с тобой будут разговаривать хоть на эстолько вежливо. "Простите, Вы на самом деле уверены, что битлз и в самом деле выше Моцарта?"
Но приём этот унылый и часто использовать его - очень уж противно. А так - - -
)(
lucky_lr
April 6 2014, 22:49:12 UTC 5 years ago
Показательно, что именно "какие-нибудь битлы" вылезли в качестве примера.
karpion
April 6 2014, 23:20:25 UTC 5 years ago
lucky_lr
April 6 2014, 23:30:06 UTC 5 years ago
ext_1684112
April 7 2014, 05:04:56 UTC 5 years ago
lucky_lr
April 7 2014, 05:12:09 UTC 5 years ago
Это про таких вот типажей.
ext_1684112
April 7 2014, 06:06:07 UTC 5 years ago
lucky_lr
April 7 2014, 06:20:20 UTC 5 years ago
psilogic
April 6 2014, 22:50:22 UTC 5 years ago
Видимо, дело все-таки не в позитиве или негативе, а в том, что кто-то не умеет в позитив.
lucky_lr
April 6 2014, 22:57:12 UTC 5 years ago
Если кто-то скажет что любит Макаревича, то ему тут же припомнят и "Смак", и то, как Макаревич с Путиным миловался.
А если кто-то скажет, что любит... нууу... Дженис Джоплин, то ему что скажут? Что она наркоманкой была? "Вы так говорите, будто это что-то плохое"...
karpion
April 6 2014, 23:21:25 UTC 5 years ago
hardsign
April 7 2014, 06:06:25 UTC 5 years ago
karpion
April 7 2014, 13:36:02 UTC 5 years ago
roman_rogalyov
April 7 2014, 04:20:55 UTC 5 years ago
В этом проявляется механизм т.н. "стайной нормализации мнений", характерный вообще для приматов, и для гомо сапиенсов в частности.
Подробности здесь
Suspended comment
alaev
April 7 2014, 04:23:43 UTC 5 years ago
semislov
April 7 2014, 04:49:37 UTC 5 years ago
pharmazevt
April 7 2014, 05:54:24 UTC 5 years ago
+100500!
Вот это мастерство слова!
shayd13
April 7 2014, 10:40:54 UTC 5 years ago
Если, конечно, речь не идёт о существенных для конкретной культуры вещах, отношение к котором явно разделяет общество на подмножества.
Пожалуй, обойдусь без примеров.
uroidoshi
April 7 2014, 11:34:29 UTC 5 years ago
17ur
April 7 2014, 12:00:13 UTC 5 years ago
Отмечу, что достаточно действенным средством является то самое самопоздравление, которое мне так "нравится" у белых людей, и дальнейшее вещание с позиции авторитета:
"я тут превзошёл все музыкальные науки, у меня есть диплом Алабамской консерватории, и в последней дискуссии с видным кентуккийским музыкальным критиком Зингельшухером мы не сошлись в о взглядах на новое гипермодернистское звучание музыки к серии перформансов великого Мотоспагетти, о котором вы, конечно, наслышаны. Говоря же о музыке Битлз, я не могу не указать на её несомненные художественные достоинства, которые особенно ярко..."
и так далее. Здесь автор высказывания резко наращивает ЦЕНУ оппонированию себе. "Ну давай, скажи, что ты быдло, пусть люди послушают".
starii_kashka
April 7 2014, 12:57:51 UTC 5 years ago
По отношению к "случайным образом наперед заданному" произведению, голосование нравится/не нравится - это не 50:50, а 10:90, условно говоря. Что, возможно, и порождает своего рода attribution bias.
Если другой ругает то, что мне нравится, я во-первых не огорчаюсь - психологически все в порядке, может и я чего-то сам недоглядел. Но во всяком случае я в потенциальном меньшинстве и бросаться сломя голову в залупу не тороплюсь. Мало ли. Может что-то в произведении мы по-разному увидели. Надо присмотреться к произведению. А вот если другому что-то нравится - уже он в меньшинстве, в уязвимой позиции, и можно спокойно вытереть об него ноги и затем еще радостно оттоптаться. Именно на нем, а не на произведении.
akmalovsky
April 7 2014, 13:46:52 UTC 5 years ago
Suspended comment
morky
April 7 2014, 23:54:37 UTC 5 years ago
В то время как отдача любви есть трата редкого ресурса. А поскольку отдача не "твоему", значит есть растрата на дрянь. Это вызывает эмоции.
Возможны интересные следствия. Например, что такое убеждение должно быть основано на превалирующем убеждении о жизни как "игре с нулевой суммой". Или что степень ругани и любви обратно взаимосвязаны, максимум ругани есть тормоз для любви.
Или, скажем, что народы преимущественно ругаюшиеся, талантливо это делающие, наименее способны что-то полюбить (включая маму с папой и Родину), и в то же время максимально легко к этой ругани относящиеся. Для них это "просто разговор".
Или, что способность к любви делает уязвимым к ругани. Мусорку сложно испортить лишним ведром помоев, а вот цветочек ромашку запросто.
Или, что именно из этого ведра ромашка и вырастет. Скажем, украинская ругань на русских есть доказательство отсутствия способности любить (свою Украину в том числе, иначе бы соответственно ругань была бы не нужна). Но в то же время, для человека с представлением о "нулевой сумме игры" - эта ругань и есть "любовь". Навоз под рассаду. В той мере в которой он запомоит русское, в той мере он выделит ресурс под "а есть не непорченное, правильное русское, называется украинское".
h_factor
April 8 2014, 06:29:05 UTC 5 years ago
в каких же кругах вы общаетесь..!